Как удержать молодого специалиста в селе

Обновлено: 06.05.2024

Директор департамента образования Костромской области Илья Морозов рассказал о том, как сегодня местные власти решают проблему оттока населения в крупные города и помогают молодежи построить успешную карьеру на месте.

С каждым годом регионы все больше ощущают отток населения, особенно молодежи, в города-миллионники. Это негативно влияет на местную экономику, хотя часто та или иная область имеет огромные ресурсы для ее развития. Для молодого поколения главное – возможность построить успешную карьеру, поэтому, чтобы удержать молодых людей в родном городе или поселке, местные власти должны работать в разных направлениях, создавая условия для нормальной жизни и работы на местах.

Обеспечить социальную инфраструктуру

Неразвитая инфраструктура – вполне очевидная причина отъезда молодежи из регионов в крупные города. Молодые люди не готовы строить карьеру и создавать семьи там, где нет доступа к качественной медицине, образованию, рабочим местам и транспорту. Значит, для того чтобы люди хотели и могли жить и работать в регионах, нужны инфраструктурные решения – от достаточного количества больниц и школ до красивых скверов и современных магазинов. Здесь можно вспомнить пирамиду Маслоу: в ее основании всегда лежат базовые потребности, и их нужно удовлетворить в первую очередь.

Решать эту задачу нужно сразу на всех уровнях, привлекая инвесторов и участвуя в федеральных программах. В частности, наш регион привлекателен для инвесторов тем, что и в Галиче , и в Костромской области есть огромные растущие предприятия, которым нужны сотрудники.

Чтобы сделать регион привлекательным, в первую очередь нужно сосредоточиться на увеличении количества мест в детских садах и создании хороших условий для обучения школьников – комфортная среда у молодых семей в приоритете. И если родителям дошкольников важны детские сады, удобно расположенные и укомплектованные всем необходимым, то школьникам уже требуются программы дополнительного образования.

Обычно нацеленные на развитие регионы заявляют о том, каким кластерам они хотят уделять особое внимание. Под кадровые запросы этих кластеров формируются образовательная повестка для школьников и схемы финансирования. Реализовать такие программы можно за счет средств региональных компаний и государства.

Кстати, инфраструктура образовательных центров может использоваться и во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности школьников и родителей. Это также важно для налаживания связи между поколениями, для укрепления семейных ценностей – у детей и родителей появляются общие интересы, темы для разговоров.

Помочь с выбором профессии

Молодые люди сегодня часто думают, что на рынке востребованы только программисты, юристы и экономисты, поэтому местным властям нужно рассказывать им о том, что есть много других профессий в довольно привлекательных секторах экономики и обучиться им можно, не уезжая из региона.

Поддержать морально и рублем

Чтобы молодые специалисты чувствовали себя нужными, властям необходимо позаботиться об их материальном положении и предложить такие условия для жизни, которые они не смогут получить в больших городах.

Часто власти выплачивают по 100 тыс. рублей специалистам, которые устроились на работу в учреждения социальной сферы в сельской местности, в Костромской области специалистам в сфере образования компенсируются 100% оплаты жилья и коммунальных услуг.

В регионах очень востребованы специалисты сферы образования, поэтому большинство программ поддержки разработаны для них. Но одной только финансовой помощи, как показала практика, недостаточно.

Важно, чтобы молодой специалист получил от старших коллег не только профессиональный опыт, но и мог обсудить с ними свое карьерное развитие, вопросы взаимоотношения с учениками и родителями. Иногда у молодого учителя бывает даже несколько наставников, каждый из которых помогает ему в чем-то одном: в подготовке к урокам, классном руководстве, участии в профессиональных конкурсах. Тогда специалист чувствует себя профессионально востребованным и понимает, что его профессия уважаема и престижна.

Искать партнеров

Работа над развитием привлекательности региона – это трудоемкая и довольно сложная задача, которую властям непросто выполнить в одиночку – здесь нужны партнеры. Руководству области просто необходимо наладить хорошие доверительные связи с образовательными учреждениями и системообразующими производствами региона и их социальными институтами. Большой вклад в развитие дополнительного образования вносят вузы и фонды. Региональные предприятия обычно заключают с вузами договоренности: это стажировки, практики, целевые места. Абитуриенты могут поступать в вузы на профильные специальности по договору обучения в рамках целевой квоты. Сегодня в костромских вузах по таким квотам обучаются 265 студентов очной формы обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. 65% договоров заключены органами местного самоуправления, которые чаще всего выступают заказчиками целевого обучения

Залог привлекательности региона для молодых людей кроется в тех возможностях, которые они могут получить дома. Если регион хочет развивать экономику и привлекать молодых специалистов, его руководству нужно осваивать те самые гибкие навыки, о который сейчас так много говорят: учиться искать вокруг себя партнеров, договариваться с ними, строить отношения в парадигме win-win и творчески подходить к решению задач. Можно говорить о том, что сами чиновники должны учиться тому, чему хочет учиться амбициозная молодежь. Тогда жители регионов смогут не только гордиться своей малой родиной, но и захотят там жить и работать, а экономика региона год за годом будет расти.

Подборка наиболее важных документов по запросу Молодой специалист в сельской местности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Молодой специалист в сельской местности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 2 "Обеспечение условий для осуществления права на жилище" ЖК РФ "Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установив, истцами не соблюдены условия выполнения целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", а именно, подп. "а" п. 26 Типового положения о работе по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, учитывая, что, принимая условия программы, истцы не могли не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступают и целевое назначение выделяемых им денежных средств, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований К.И.А., К.И.В."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Молодой специалист в сельской местности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1) Постановление от 14 января 2020 года N 2-П по делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О страховых взносах по социальным выплатам надо продолжать спорить с чиновниками
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 9) Хотя в Письме ФНС России от 04.10.2017 N ГД-4-11/19966@ в аналогичной ситуации отмечалось, что выплаты на обзаведение хозяйством молодым специалистам, проживающим в сельской местности и работающим в организациях агропромышленного комплекса, которые осуществляются в соответствии с положениями законодательного акта субъекта РФ, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Нормативные акты: Молодой специалист в сельской местности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р
К основным социальным факторам, формирующим риски для развития лесного хозяйства, можно отнести низкий уровень оплаты труда, падение престижа профессии, низкую мотивацию для качественного выполнения работ, а также недостаточный профессиональный уровень управленческого персонала. Причины таких неблагоприятных изменений связаны в том числе с процессами урбанизации и недостаточным уровнем развития сельских территорий. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить включение в перечень специальностей, в отношении которых действуют меры государственной поддержки молодых специалистов в сельской местности, специалистов лесного хозяйства. Необходимо пересмотреть законодательные ограничения, препятствующие реализации преемственности лесных профессий в семьях работников лесного хозяйства.

Кем устанавливаются? Каковы условия предоставления? Проблемы получения…


Гарантии и льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Иногда работодатели напрямую устанавливают молодым специалистам дополнительные гарантии, выплаты и льготы. Закон не запрещает им это делать.

В Трудовом кодексе Российской Федерации есть разъяснения о лице, которое завершило обучение в учреждении, получившем государственную аккредитацию, и устроившееся впервые на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня(ст. 70).

Внимание! Лица, получающие второе и последующее образование, не относятся к данной категории и не могут претендовать на гарантии и льготы молодым специалистам.

До какого возраста действует статус молодого специалиста?

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства.

В Санкт-Петербурге и в Саратове предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот составляет 30 лет.

Внимание! Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

В исключительных случаях статус молодого специалиста может быть продлен до шести лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре;
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Гарантии и льготы на федеральном уровне

На законодательном уровне вопрос о предоставлении льгот молодым педагогам регулируется на федеральном уровне, но, в большей части, это зависит от региональных особенностей.

К общим гарантиям в соответствии с ТК РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда (ст. 165). А также всем педагогическим работникам предоставляются гарантии, предусмотренные главой 52 ТК РФ.

Одной из гарантий, установленных на федеральном уровне, является отсутствие испытательного срока при приеме на работу, если молодой специалист впервые поступает на работу по полученной специальности в течение года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня (ст. 70 ТК РФ).

Если работодатель нарушил требования ТК РФ, включив в трудовой договор условие об испытании, молодой педагог имеет право обратиться в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Следует обратить внимание, что данная гарантия не распространяется на следующих лиц:

  • выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

В целом работодатели принимают неохотно на работу специалистов без опыта. Однако в сельской местности ощущается нехватка профессиональных кадров.

Для привлечения молодых педагогов в сельские местности в федеральном законодательстве закрепили определенные льготы.

Молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности или изъявившим желание переехать туда на постоянное место жительства и работать там, предусмотрены социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов при соблюдении в совокупности следующих условий (п. п. 1, 2, 4 Типового положения; Приложение№ 4 к Постановлению Правительства РФ N 598):

  • постоянное проживание в сельской местности;
  • работа по трудовому договору не менее года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
  • наличие собственных/заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
  • признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гарантии и льготы на региональном и местном уровнях

В основном меры по поддержке молодых специалистов устанавливаются региональными властями внутренними законодательными актами.

К таким мерам можно отнести:

  • единовременную выплату при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения;
  • компенсации за пользование общественным транспортом;
  • предоставлении субсидий на приобретение жилья;
  • возмещение расходов на содержание детей в детских садах и др.

В 2018 году нормативно-правовая база, касающаяся бюджетных трат на льготы не менялась. Регионы сами устанавливают преференции, а также решают, распространять ли их только на сельскую местность или на городское население.

Поэтому ситуацию с поддержкой молодых специалистов в регионе можно уточнить в Департаменте образования региона вашей работы.

Внимание! Если молодой работник захочет уволиться по статье 80 ТК РФ, то ему придется вернуть полученные средства.

Проблемы

Траты регионов сильно разнятся ввиду неодинаковости условий жизни. Из-за этого возникают сложности с реальным обеспечением гарантиями и льготами молодых педагогов.

На практике же исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане требуют с местных властей денежные средства, которые последние не могут предоставить ввиду недофинансирования региона.

К тому же, предоставляемая поддержка молодым специалистам может иметь материальный и нематериальный характер.


Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

 Более 400 молодых специалистов, работающих в организациях АПК в сельской местности получили выплаты в 2020 году

Фото страницы

Фото страницы

Фото страницы

Фото страницы

Фото страницы

Фото страницы

Более 400 молодых специалистов, работающих в организациях АПК в сельской местности получили выплаты в 2020 году

Правительством Якутии и Министерством сельского хозяйства республики осуществляются реальные меры поддержки по обеспечению необходимых условий для развития кадрового потенциала на селе и закрепления молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственных организациях. Об этом рассказал во время онлайн-ярмарки вакансий "Траектория карьеры" министр сельского хозяйства республики Александр Атласов.

Так, одним из таких видов привлечения и закрепления молодых специалистов являются установленные ежемесячные дополнительные выплаты на 3 года выпускникам учреждений высшего, среднего и начального​ профессионального образования.

Программа распространяется на молодых специалистов в возрасте до 35 лет, окончивших учебу по очной форме обучения. Чтобы принять участие в программе, молодой специалист должен соответствовать условиям:

• СХО, СХПоК или КФХ, где трудоустроен молодой специалист, включен в Единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве;

В соответствии с указом выпускник учреждения начального профессионального образования, трудоустроенный в СХО, СХПоК или КФХ, помимо установленной заработной платы получает субсидию в 9 000 рублей, в арктических и северных районах 12 000 рублей. Выпускник учреждений среднего профессионального образования — 12 000 рублей, на Севере — 16 500 рублей. Выпускник учреждений высшего профессионального образования соответственно 15 000 и 22 500 рублей. Для получения данной субсидии молодые специалисты заключают трехстороннее соглашение с Минсельхозом республики, по которым они получают ежемесячные доплаты.

Система поддержки молодых специалистов, изъявивших желание работать в сельхозорганизациях, работает с 2004 года. Тогда впервые молодые специалисты, окончившие высшие учебные заведения стали получать ежемесячные доплаты к зарплате в размере 6 тысяч рублей.

С 2008 года выплаты стали получать и специалисты со средним специальным образованием, а с 2012 года — выпускники начального профессионального образования.

"Годовой объем выплат молодым специалистам составляет 40,5 млн. рублей. В 2020 году такие выплаты получили 404 молодых специалистов. Из них 196 являются выпускниками Арктического государственного агротехнологического университета, 44 – студенты Якутского сельскохозяйственного техникума, 37 – студенты Северо-восточного федерального университета, 32 – студенты центральных ВУЗов, 95 – студенты иных профессиональных образовательных организаций.

Результаты программ не могут остаться незамеченным. У выпускников появился стимул получить не только хорошо оплачиваемую работу, но и развивать профессиональные навыки и знания.

Минсельхоз Якутии оказывает также социальную поддержку для работников АПК. Это – социальные выплаты на улучшение жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам. Схема софинансирования составляет 30% из федерального бюджета, 40% - из бюджета республики и 30% - за счет самого гражданина" - сообщил министр.

Отметим, что в 2020 году было распределено 56 квот на общую сумму 76​ 064,24 тыс. руб., из них федеральные средства - 69​ 979,10 тыс. рублей, средства республиканского бюджета - 6​ 085,14 тыс. рублей.

По информации министра, в 2021 году объем финансирования составит 31​ 429,03 тыс. руб., в том числе федеральные средства - 28​ 498,00 тыс. рублей, средства бюджета республики- 2​ 931,03 тыс. рублей. Плановый показатель результативности по вводу жилья составляет 1 152 кв. м. или расчетно 16 жилых домов.

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Как победить выгорание

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 Р , плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Здесь надо заполнить все поля формы и зарегистрироваться. На электронную почту придет письмо с логином и паролем от личного кабинета портала

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Обычно у кандидатов просят такие документы:

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Второй этап: экспертная оценка документов, выставление баллов претендентам, формирование рейтинга. Этап проходит примерно с 16 по 30 апреля. На основании документов эксперты выставляют баллы, а по ним выстраивается рейтинг.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Если на вакансию несколько кандидатов, ее отдают тому, кто набрал больше баллов. Важный нюанс: вакансии не перераспределяются по рейтингу в зависимости от баллов и может получиться, что при отсутствии конкуренции места в программе получат учителя с относительно небольшим количеством баллов.

Читайте также: