В какой показатель будет включаться заработная плата гражданина россии работающего

Обновлено: 02.07.2024

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Комментарий к ст. 129 TК РФ

1. Понятия "заработная плата" и "оплата труда работника" ТК рассматривает как синонимы, позволяющие полнее раскрыть содержание права работника на вознаграждение за труд, что согласуется с положениями Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949 г.).

2. Понятийный аппарат относительно определения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы создает правовую основу для установления работникам заработной платы (см. комментарий к ст. 135 ТК).

Судебная практика по статье 129 TК РФ

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст. ст. 129, 135, 139 ТК РФ, а также п. 13 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода. Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.

В обоснование требований заявитель сослалась на положения статей 37 - 55 Конституции Российской Федерации, статей 22, 56, 57, 73, 129, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Приморского краевого суда от 31 марта 2006 года в удовлетворении требований В. отказано.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 129, ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда", прокурор утверждал, что статьей 3 областного Закона указанным муниципальным служащим определен размер предельных нормативов должностных окладов, менее одного минимального размера оплаты труда, установленного с 1 мая 2006 г. в размере 1100 рублей в месяц, что существенно нарушает их права на достойную и гарантированную оплату труда.

Является несостоятельным и вывод суда о нарушении пунктами 1 - 4 Приложения N 3 к Закону округа принципа равных возможностей в сфере труда и введении ими дискриминации в оплате труда, поскольку он сделан без учета ст. 129 Трудового кодекса РФ (в редакции на момент вынесения судом решения), согласно которой заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (статья 129 Трудового кодекса РФ).

При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.Ф. Смольская просит признать не соответствующими статьям 8, 19, 34, 37, 39 и 41 Конституции Российской Федерации статьи 219, 220, 221, 224, 235 и 241 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 14 и 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", статьи 11, 56, 129, 130, 132 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 22 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Как следует из представленных материалов, решением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июня 2002 года, оставленным без изменения кассационной инстанцией, Закон города Москвы "О городском минимуме оплаты труда" признан противоречащим федеральному законодательству и в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 239.8 ГПК Российской Федерации - недействующим и не подлежащим применению со дня вступления данного решения в законную силу. При этом суд исходил из того, что названный Закон, принятый по такому предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как трудовое законодательство (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), противоречит статьям 6, 35, 37, 40, 45, 56, 57, части третьей статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а также части первой его статьи 133, согласно которой минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, что исключает возможность введения органом представительной (законодательной) власти субъекта Российской Федерации иного минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации в состав заработной платы включаются также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2021 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам), рублей

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации за 2000-2020 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000-2020 гг.

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников по субъектам Российской Федерации за 2000-2020 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации с 2013 года

Среднемесячная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики Российской Федерации за 1940, 1945, 1950-2004 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2012-2020 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2012-2020 гг.

Размер денежного вознаграждения лиц, работающих на условиях договора гражданско-правового характера с организацией

Просроченная задолженность по заработной плате работникам организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по субъектам Российской Федерации c 2019 года

Ретроспективный пересчет среднемесячной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД2 по Российской Федерации за 2005-2016 гг.

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2021 г. (размещено - 26.11.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-июнь 2021 г. (размещено - 18.08.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2021 г. (размещено - 21.05.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь – декабрь 2020 года (размещено - 15.04.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2020 г. (размещено - 19.11.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-июнь 2020 г. (размещено - 19.08.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-март 2020 г. (размещено - 24.04.2020, дополнено - 25.05.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. (размещено - 05.02.2020, дополнено - 15.04.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2019 года (размещено - 23.10.2019; дополнено - 19.11.2019)

Росстат публикует итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и науки за I полугодие 2019 года

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за I полугодие 2019 года (размещено - 23.07.2019; дополнено -16.08.2019)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь- март 2019 года (размещено - 23.04.2019; дополнено - 24.05.2019)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2018 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2017 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2016 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2015 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2014 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2013 год

Ответственный за раздел

Управление статистики труда

Заработная плата работников по категориям персонала и профессиональным группам

Азаркина Елена Владимировна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99606

Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата работников организаций

Управление статистики труда

Малиничева Марина Михайловна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99429

Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств

Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки

Азаркина Елена Владимировна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99606

Управление статистики труда

Среднемесячная начисленная зарплата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Индикаторы достойного труда

Мироненко Ольга Анатольевна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99586

Григорьева Елена Анатольевна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99134

Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Комментарий к ст. 129 TК РФ

1. Понятия "заработная плата" и "оплата труда работника" ТК рассматривает как синонимы, позволяющие полнее раскрыть содержание права работника на вознаграждение за труд, что согласуется с положениями Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949 г.).

2. Понятийный аппарат относительно определения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы создает правовую основу для установления работникам заработной платы (см. комментарий к ст. 135 ТК).

Судебная практика по статье 129 TК РФ

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст. ст. 129, 135, 139 ТК РФ, а также п. 13 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода. Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.

В обоснование требований заявитель сослалась на положения статей 37 - 55 Конституции Российской Федерации, статей 22, 56, 57, 73, 129, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Приморского краевого суда от 31 марта 2006 года в удовлетворении требований В. отказано.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 129, ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда", прокурор утверждал, что статьей 3 областного Закона указанным муниципальным служащим определен размер предельных нормативов должностных окладов, менее одного минимального размера оплаты труда, установленного с 1 мая 2006 г. в размере 1100 рублей в месяц, что существенно нарушает их права на достойную и гарантированную оплату труда.

Является несостоятельным и вывод суда о нарушении пунктами 1 - 4 Приложения N 3 к Закону округа принципа равных возможностей в сфере труда и введении ими дискриминации в оплате труда, поскольку он сделан без учета ст. 129 Трудового кодекса РФ (в редакции на момент вынесения судом решения), согласно которой заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (статья 129 Трудового кодекса РФ).

При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.Ф. Смольская просит признать не соответствующими статьям 8, 19, 34, 37, 39 и 41 Конституции Российской Федерации статьи 219, 220, 221, 224, 235 и 241 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 14 и 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", статьи 11, 56, 129, 130, 132 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 22 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Как следует из представленных материалов, решением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июня 2002 года, оставленным без изменения кассационной инстанцией, Закон города Москвы "О городском минимуме оплаты труда" признан противоречащим федеральному законодательству и в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 239.8 ГПК Российской Федерации - недействующим и не подлежащим применению со дня вступления данного решения в законную силу. При этом суд исходил из того, что названный Закон, принятый по такому предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как трудовое законодательство (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), противоречит статьям 6, 35, 37, 40, 45, 56, 57, части третьей статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а также части первой его статьи 133, согласно которой минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, что исключает возможность введения органом представительной (законодательной) власти субъекта Российской Федерации иного минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации в состав заработной платы включаются также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Формула проверки средней заработной платы по организации может выглядеть, например, следующим образом: сумма начисленного дохода согласно полю 112 разд. 2 формы 6-НДФЛ / количество физических лиц, получивших доход, по полю 120 разд. 2 формы 6-НДФЛ / число месяцев в отчетном периоде. Полученный результат необходимо сравнить с данными Росстата.


Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ).

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. При этом в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже установленного МРОТ ( ст. ст. 133 , 133.1 ТК РФ).

Каков средний размер заработной платы по отраслям

Формирование официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности осуществляется Росстатом на основе федеральных статистических наблюдений за деятельностью юридических лиц, а также выборочных обследований рабочей силы, доходов населения и участия в социальных программах, бюджетов домашних хозяйств, личных подсобных хозяйств, проводимых на основе представительной (репрезентативной) выборки, позволяющей полно и адекватно отразить данные о доходах от трудовой деятельности по субъектам РФ ( п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2015 N 698).

Распространение официальной статистической информации осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет ( ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников ( п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

1) официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата;

2) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);

4) официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России.

Информация Росстата предоставлена по начисленной заработной плате, то есть с учетом НДФЛ. Данные публикуются о средней заработной плате по России, отдельным регионам и отдельным отраслям экономики.

Как проверить уровень заработной платы организации

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника за год может определяться по формуле: фонд оплаты труда за год / среднесписочная численность работников за год / 12 месяцев.

Используются данные об общей сумме доходов работников, приходящихся на фонд оплаты труда, а также сведения о среднесписочной численности работников.

Данные о фонде оплаты труда налоговые органы могут получить, например, из расчета по форме 6-НДФЛ , а сведения о среднесписочной численности - из расчета по страховым взносам ( п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 3.11 Порядка заполнения формы расчета по страховым взносам, утв. Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@).

Следовательно, при проведении самостоятельного расчета можно сравнить полученные данные с информацией Росстата и оценить риски несоблюдения указанного критерия для целей налогового контроля.

Также стоит отметить, что обобщенная по всем физическим лицам сумма начисленного дохода нарастающим итогом с начала налогового периода отражается в поле 110 разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ с указанием обобщенной по всем физическим лицам суммы дохода, начисленной по трудовым договорам (контрактам) в поле 112 , а общее количество физических лиц, которым в отчетном периоде начислен облагаемый налогом доход, - в поле 120 ( п. 4.3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@).

Таким образом, формула проверки средней заработной платы по организации может выглядеть также следующим образом: сумма начисленного дохода согласно полю 112 разд. 2 формы 6-НДФЛ / количество физических лиц, получивших доход, по полю 120 разд. 2 формы 6-НДФЛ / число месяцев в отчетном периоде. Полученный показатель сравнивается со средним уровнем заработной платы по виду экономической деятельности своего региона, и выявляется соответствие либо отклонение.

Правомерность указанного порядка расчета подтверждается и в Приложении к титульному листу N 1.1 Контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, приведенных в Письме ФНС России от 23.03.2021 N БС-4-11/3759@ (далее - Контрольные соотношения), касающихся показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.

Так, проверяется средняя заработная плата в ее соотношении со средней заработной платой в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики.

В случае если средняя заработная плата больше МРОТ, но меньше средней заработной платы в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики за предыдущий налоговый период (календарный год), то указанное может свидетельствовать о занижении суммы налоговой базы.

Как указано в документе, средняя заработная плата определяется в целом по налоговому агенту на основании данных Приложений "Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода" Приложений N 1 к расчетам 6-НДФЛ (бывшие справки 2-НДФЛ ), то есть механизм расчета аналогичен механизму, изложенному выше.

Чем грозит заниженный размер заработной платы по сравнению со среднеотраслевой

Последствиями выплаты заработной платы ниже среднеотраслевой могут быть:

1) включение организации в план выездных налоговых проверок. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ является одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, который используется налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок ( п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/333@);

2) вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов ( пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Ранее также осуществлялся вызов должностных лиц организации на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам ( Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ (отменено Письмом ФНС России от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@)). Предметом рассмотрения таких комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

Вместе с тем не исключено, что фактически работа налоговых органов в этом направлении может продолжаться, учитывая право налоговых органов вызывать должностных лиц организации и индивидуальных предпринимателей для дачи пояснений.

Так, при наличии информации у налогового органа о факте нарушения законодательства о налогах и сборах налоговый орган после завершения полного комплекса мероприятий налогового контроля и сбора доказательной базы вызывает налогоплательщика, допустившего такое нарушение, в целях побуждения его к добровольному (самостоятельному) устранению выявленного нарушения. По результатам дачи необходимых пояснений оформляется протокол, который содержит указания на предмет встречи и претензии, предъявляемые налогоплательщику. Указанный протокол не является основанием для возложения на налогоплательщика каких-либо обязанностей либо для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ( п. 1 Письма Минфина России от 12.11.2019 N 03-02-08/87183);

3) направление налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ , поскольку выплата заработной платы менее среднеотраслевой заработной платы в субъекте РФ за предыдущий налоговый период может свидетельствовать о занижении суммы налоговой базы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налоговым органом установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган рассматривает вопрос о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы ( п. 1.7 Приложения к Контрольным соотношениям).

Таким образом, несмотря на отсутствие нормативно закрепленной обязанности выплачивать заработную плату не менее средней заработной платы по отраслям (установлена обязанность выплачивать не ниже МРОТ либо минимальной заработной платы в субъекте РФ) существуют риски вызова налогоплательщика в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств, рассмотрения такого налогоплательщика для последующего включения в план выездных налоговых проверок либо направления требования о представлении пояснений или внесения исправлений в расчет 6-НДФЛ и организации дополнительных мероприятий налогового контроля в установленных случаях.

Необходимо учесть, что заработная плата ниже среднеотраслевого уровня не является подтверждением выплаты "серой" заработной платы. В случае спора суд также может прийти к выводу, что свидетельские показания работников не подтверждают выводы о занижении работодателем налогов ( Постановление ФАС Московского округа от 02.06.2010 N КА-А40/5347-10). Таким образом, налоговый орган не вправе доначислить НДФЛ и страховые взносы только по факту выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня.

Читайте также: