В какой период своего исторического развития семья начала осуществлять воспитательную функцию

Обновлено: 04.07.2024

2.1.Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности.

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов (Человек умеющий) некоторые ученые (Г.Б. Корнетов, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко) относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (от 1,5 млн до 45 тыс. лет назад) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления, жили в коллективных сообществах, их мозг по размеру и структуре был близок к человеческому. В общинах архантропов использовались более сложные по технике обработки и назначению орудия труда, производство которых требовало специальных путей передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым. Наряду с этим развивалась охота на крупных животных, что обусловило необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

К этому же периоду относится появление палеоантропов – самых близких известных предков Человека разумного. Около 250 тыс. лет назад в сообществах палеоантропов дифференцируется и усложняется процесс охоты: племя начинает охотиться на определенный вид животных. Предок человека переходит к подлинному труду и его разделению по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек. Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что воспитание у палеоантропов осуществлялось в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности, религиозно окрашенных ритуалов. При этом ритуалы выступают в качестве образцов поведения и способов действия в ситуациях, связанных с охотой, и несут ярко выраженную эмоциональную окраску.

В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. В результате появляется новая ступень в развитии человечества – Человек разумный. Таким образом, к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание окончательно выделяется как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.

На втором этапе (40–10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. В ранней родовой общине, жившей по преимуществу охотой и рыбной ловлей, воспитанием занимается практически все взрослое поколение. Молодежь органично вливается в процесс жизнедеятельности общины, в ходе которого и осваиваются необходимые знания и умения.

Магические ритуалы, в которые включались подростки 10–13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова и т. п.). Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Опыт трудового и социального поведения подростки получали в играх, ритуальных танцах, в качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

На третьем этапе (от 10 до 8 тыс. лет назад) в результате дальнейшего усложнения хозяйственной и, как следствие, социальной жизни общины появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Согласно классическому определению под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства.

Семья как социальный институт.

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. Как и у любого социального института – у института семьи есть свои роли, ценности, нормы, функции.

Роли. Традиционные роли предполагают со стороны жены: рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости, терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости, обеспечение алиментов при разводе.

Ценности и нормы семьи. Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать несколько иначе.

СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА - ЭТО ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ.ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ - ЭТО ХАОС, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Функции семьи и их характеристика.

Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. К основным функциям семьи можно отнести:

  • репродуктивную,
  • воспитательную,
  • обучающую,
  • коммуникативную,
  • эмоциональную,
  • духовно-психотерапевтическую,
  • развлекательно-рекреативную,
  • сексуально-эротическую,
  • хозяйственно-бытовую,
  • социализации,
  • защитную функцию.

Семья как малая социальная группа совершает взаимодействия как внутри (между членами семьи), так и вне семьи – с другими социальными институтами (образование, религия, армия, государство и др.).

Характеристики семьи как малой социальной группы. Отличительные особенностями семьи как малой группы общества состоит в следующем:

  • 1. Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью;
  • 2. В семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;
  • 3. Люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

Социализация – семья как первичный институт социализации ребенка

Семья как институт социализации является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры.

Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:

  • авторитарный,
  • попустительский,
  • демократический,
  • хаотичный,
  • отчужденный
  • гиперопека.

Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Приложение

Текст № 1

В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Все, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному племени. В современном обществе этот тип семьи не существует.

В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живет с одной женщиной; а полигамия, т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство, остается исключительным правом Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

Вопросы:

- какие этапы в своем развитии прошла семья? (назвать этапы и дать краткую характеристику каждого этапа)

Текст № 2

Текст № 3

Родственная семья, или расширенная, сложная, — клан родственников вместе с их супругами и детьми. Расширенная семья — это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

  • размер семьи (число её членов);
  • тип семьи (нуклеарная, сложная (расширенная), полная, неполная)

Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

      составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

      Сложная (расширенная) семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

      Вопрос: С какими структурами семьи вы познакомились? (назвать и дать краткую характеристику)

      Семья

      В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Все, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному племени. В современном обществе этот тип семьи не существует.

      В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

      Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живет с одной женщиной; а полигамия, т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство, остается исключительным правом Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

      На каждом этапе развития общества формируются различные потребности общества. Общество ставит определенные задачи перед институтом семьи, что определяет различные социальные роли мужа и жены в семье, социальное поведение личности в обществе. По типам цивилизационной эволюции семьи выделяются: патриальхальные, эксплуататорские, эгалитарные.

      Традиционное общество испытывает потребность, прежде всего, в сохранении жизни, собственности, навыков труда. На этом этапе существует патриархальная (Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением: под одной крышей существуют как минимум три поколения. Во времена крушения рабовладения она продемонстрировала свою живучесть и в различных модификациях сохранилась у многих народов и на протяжении следующей эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием капиталистического способа производства патриархальная семья, наконец, рухнула) семья: роль лидера отводится старшему мужчине, женщина экономически зависима от супруга, четко разделены мужские и женские обязанности (муж — кормилец, жена — хозяйка).

      Родственная семья, или расширенная, сложная, — клан родственников вместе с их супругами и детьми. Расширенная семья — это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

      Согласно классическому определению под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

      Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

      В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства.

      Основные цели воспитания обусловлены исторической необходимостью общества в качественно подготовленном подрастающем поколении, способном сыграть нужные общественные роли и выполнять разнообразные функции. Существует зависимость характера воспитания от конкретных исторических условий, поскольку каждое государство и народ ставили перед воспитанием свои собственные цели. На исторический характер воспитания указывает изменение педагогических ценностей. В целом можно сказать, что цели воспитания характеризуются изменчивостью и конкретно-историческим характером.

      Например, Я.А Коменский полагал, что существует три основных цели воспитания:

      • познание окружающего мира и самого себя (умственная часть воспитания);
      • обучение управлению собой (нравственная часть воспитания);
      • обучение почитанию Бога (религиозная часть воспитания).

      Что касается современного положения дел, то оно отличается большим разнообразием воспитательных целей, поскольку общество постоянно развивается. На цели воспитания влияет темп научно-технического и социального прогресса, степень развития педагогики, рост возможностей преподавателей, студентов, учебных заведений. В зависимости от того, в какой конкретно исторической обстановке происходит воспитание, цели могут ставиться самые разные.

      Отечественная педагогическая доктрина в наши дни выдвигает в качестве приоритетной цели воспитания всестороннее, полноценное развитие личности.

      Различные исторические подходы к воспитанию

      В период Средневековья воспитание приобрело явный конфессионный характер. Восхвалялась религиозная аскетичность, неприятие ко всему плотскому, поощрялось стремление к духовному возвышению личности, чтобы поддерживать божественное благочестие. Эпоха Возрождения внесла некоторые коррективы: так, Эразм Роттердамский провозгласил принцип активного воспитания и призвал прибегать к нему с первых лет жизни ребенка. Томас Мор отверг бесчеловечность рыцарского кодекса воспитания и заявил, что в человеке должны сочетаться общественные и личностные достоинства – скромность, трудолюбие, добродетельность.

      Становление и развитие капитализма способствовало перемене взглядов на воспитательные цели. А Дистервег в период Нового времени указывал на то, что воспитание должно заключаться в подготовке подрастающего поколения к будущей благополучной жизни, Н. Пирогов – в том, чтобы готовить его к службе Родине, К. Ушинский – в том, чтобы сделать из человека патриота и труженика. Я.Коменский был первым, который аргументировал, почему воспитание должно согласовываться с природой. Ж.Ж. Руссо, И. Гербарт и Г. Песталоцци считали, что главное место в воспитании принадлежит формированию нравственности личности. Двадцатый век принес идеи, основанные на демократических концепциях как религиозного, так и светского направления. Ж. Сартр и Э.Шпрангер считали, что главными аспектами являются ценностные и психологические установки личности.

      Любая историческая ситуация изменяла сущности и цели воспитания, плавно подстраивая их под актуальные исторические условия.

      Общественная обусловленность

      Характер, цели и задачи воспитания являются общественно обусловленными, то есть во многом формируются социальным заказом общества и государства в конкретном периоде. Социальная обусловленность процесса воспитания относится к изучению поведения людей в обществе.

      Каждый человек является членом особой социальной группы, а значит, в определенной степени подвержен ее влиянию. Проходя через взаимодействие с другими, он социализируется, то есть усваивает опыт и знания, получает конкретные примеры поведения и ориентируется на них. Это двусторонний процесс, ведь люди не только получают от общества то, что им нужно, но и сами являются источником информации, ценностей, умений и т.д. Многие осуществляют свою деятельность в дальнейшем, учитывая исключительно отношение окружающих к ней.

      Социальная обусловленность – мощный механизм, но он, как правило, соотносится с общественными институтами – образованием, работой, отдыхом, массовой культурой, религией, духовностью, домашней жизнью.

      Общественная обусловленность – актуальная тема обсуждения в контексте роли и сущности воспитательного процесса, формирования мировоззрения и характера человека.

      Так, при оказании воспитательного воздействия на сознание и самосознание ребенка влияет деятельность и межличностное общение. В становлении личностных качеств и нравственной направленности эти два фактора играют главную роль.

      Сегодня большое количество воспитательных целей выдвигается социальными группами, такими, как партии, религиозные и общественные организации, а также отдельными людьми. Их разнообразие сильно влияет на детей и ведет к растерянности, цинизму, скепсису и формированию отчужденности от истинной культуры, поэтому целью педагогической науки является выявление и обозначение общественных устремлений, эталонов, обозначение тенденций, нравов и их истинной значимости в публичном взаимодействии.

      Согласно классическому определению под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

      Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

      В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства.

      Семья как социальный институт.

      В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. Как и у любого социального института – у института семьи есть свои роли, ценности, нормы, функции.

      Роли. Традиционные роли предполагают со стороны жены: рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости, терпимость к ограничению сферы деятельности.

      Со стороны мужа: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости, обеспечение алиментов при разводе.

      Ценности и нормы семьи. Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать несколько иначе.

      СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА - ЭТО ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ.ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ - ЭТО ХАОС, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

      Функции семьи и их характеристика.

      Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. К основным функциям семьи можно отнести:

      • репродуктивную,
      • воспитательную,
      • обучающую,
      • коммуникативную,
      • эмоциональную,
      • духовно-психотерапевтическую,
      • развлекательно-рекреативную,
      • сексуально-эротическую,
      • хозяйственно-бытовую,
      • социализации,
      • защитную функцию.

      Семья как малая социальная группа совершает взаимодействия как внутри (между членами семьи), так и вне семьи – с другими социальными институтами (образование, религия, армия, государство и др.).

      Характеристики семьи как малой социальной группы. Отличительные особенностями семьи как малой группы общества состоит в следующем:

      • 1. Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью;
      • 2. В семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;
      • 3. Люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

      Социализация – семья как первичный институт социализации ребенка

      Семья как институт социализации является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры.

      Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

      В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:

      • авторитарный,
      • попустительский,
      • демократический,
      • хаотичный,
      • отчужденный
      • гиперопека.

      Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

      Приложение

      Текст № 1

      В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Все, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному племени. В современном обществе этот тип семьи не существует.

      В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

      Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живет с одной женщиной; а полигамия, т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство, остается исключительным правом Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

      Вопросы:

      - какие этапы в своем развитии прошла семья? (назвать этапы и дать краткую характеристику каждого этапа)

      Текст № 2

      Текст № 3

      Родственная семья, или расширенная, сложная, — клан родственников вместе с их супругами и детьми. Расширенная семья — это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

      • размер семьи (число её членов);
      • тип семьи (нуклеарная, сложная (расширенная), полная, неполная)

      Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

      элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

          • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
          • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

          составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

          Сложная (расширенная) семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

          Вопрос: С какими структурами семьи вы познакомились? (назвать и дать краткую характеристику)

          Семья

          В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Все, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному племени. В современном обществе этот тип семьи не существует.

          В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

          Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живет с одной женщиной; а полигамия, т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство, остается исключительным правом Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

          На каждом этапе развития общества формируются различные потребности общества. Общество ставит определенные задачи перед институтом семьи, что определяет различные социальные роли мужа и жены в семье, социальное поведение личности в обществе. По типам цивилизационной эволюции семьи выделяются: патриальхальные, эксплуататорские, эгалитарные.

          Традиционное общество испытывает потребность, прежде всего, в сохранении жизни, собственности, навыков труда. На этом этапе существует патриархальная (Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением: под одной крышей существуют как минимум три поколения. Во времена крушения рабовладения она продемонстрировала свою живучесть и в различных модификациях сохранилась у многих народов и на протяжении следующей эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием капиталистического способа производства патриархальная семья, наконец, рухнула) семья: роль лидера отводится старшему мужчине, женщина экономически зависима от супруга, четко разделены мужские и женские обязанности (муж — кормилец, жена — хозяйка).

          Родственная семья, или расширенная, сложная, — клан родственников вместе с их супругами и детьми. Расширенная семья — это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

          Согласно классическому определению под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

          Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

          В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства.

          Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


          Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


          Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


          Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

          Читайте также: