Геноцид срок давности имеет ли

Обновлено: 16.05.2024

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. не содержат никаких указаний относительно срока давности для военных преступлений.

26 ноября 1968 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Эта Конвенция предусматривает неприменение срока давности как для привлечения к уголовной ответственности, так и для исполнения наказания. Она касается военных преступлений, в число которых входят серьезные нарушения Женевских конвенций и преступления против человечества, совершаемые как в мирное, так и в военное время, в том числе апартеид и преступления геноцида. Эта Конвенция имеет обратную силу в том смысле, что она отменяет любой срок давности, истекший в соответствии с тем или иным законом либо другой нормой.

На региональном уровне существует также Конвенция Совета Европы от 25 января 1974 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Она вступила в силу 27 июня 2003 г. и также предусматривает неприменение срока давности как для привлечения к уголовной ответственности, так и для исполнения наказания. Однако данная конвенция касается только преступлений, предусмотренных Конвенцией о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. Согласно Конвенции, неприменение сроков давности к военным преступлениям распространяется на:

- серьезные нарушения Женевских конвенций или любые аналогичные нарушения законов войны, действующих во время вступления в силу Конвенции 1974 г., и обычаев войны, действующих в это время, которые не являются серьезными нарушениями Женевской конвенции;

- "когда соответствующее конкретное нарушение носит особо серьезный характер либо по фактическим обстоятельствам и преднамеренному характеру, либо по масштабам предвидимых последствий".

Кроме этого, Конвенция предусматривает для государства-участника возможность путем заявления распространить действие данной Конвенции на любые нарушения международного права, которые Договаривающиеся государства рассматривают как имеющие аналогичный характер по отношению к преступлениям против человечества и военным преступлениям, определенным в Конвенции. Конвенции ООН и Совета Европы не придают неприменению срока давности статуса нормы, которая подлежала бы прямому применению в праве государств-участников. Последние должны принять соответствующие законодательные меры в рамках своей правовой системы, что является, по моему мнению, неудачной попыткой затруднить применение на практике указанных норм права.

Римский статут 1998 г. Международного уголовного суда (МУС) гласит, что "в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается никакого срока давности"(ст. 29).Таким образом, неприменение срока давности распространяется на военные преступления, преступления против человечества, преступления геноцида и преступления агрессии.

Государства, желающие воспользоваться принципом дополнительности и сохранить за своими судебными органами компетенцию по осуществлению правосудия в отношении преступлений, определенных в Статуте, должны установить в своем внутреннем законодательстве неприменимость срока давности к указанным преступлениям, что не мешает, однако, привлечь преступников к ответственности на основании иных норм международного права.

Ряд факторов способствуют признанию обычного характера неприменению срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности:

-растущее число государств, установивших в своем внутреннем законодательстве неприменение сроков давности для этих преступлений;

-кодификация соответствующего понятия в статье 29 Статута МУС. Составители Статута видят в нем важнейшее средство предотвращения безнаказанности таких правонарушений;

-рост числа участников Конвенций ООН и Конвенций Совета Европы.

Так будем же исходить из доктринальных понятий международных преступлений и основных их классов, закрепленных законодательно.

Международные преступления -- это нарушения международных норм, влекущие за собой индивидуальную уголовную ответственность совершивших их лиц (в противоположность ответственности государства, представителями которого могут быть данные лица). Важнейшей особенностью международных преступлений следует считать их принципиальную подсудность суду любого государства, которое желает и имеет возможность осуществить в их отношении уголовное преследование. Это отличает их от обычных преступлений, преследование которых тесно связано с доктриной государственного суверенитета.

Важно выделить особые признаки, отличающие международные преступления от других нарушений международного права:

Во-первых, они охватывают как нарушения обычных международно-правовых норм, так и условий международных договоров;

Во-вторых, нарушаемые нормы должны быть направлены на защиту ценностей, которые рассматриваются в качестве важнейших всем международным сообществом, и, следовательно, связывают все государства и всех людей. Основные ценности закреплены в таких международных источниках как: Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о правах человека 1950 г., два Международных пакта ООН о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним от 1977 г., Конвенция против пыток 1984 г. и другие.

В-третьих, международное сообщество имеет универсальный интерес в пресечении этих нарушений

Можно выделить основные признаки дефиниции международного преступления. Такие преступления:

совершаются физическими лицами;

являются грубыми нарушениями общепризнанных норм международного права, обязательных как для государств, так и для физических лиц, и нацеленных на защиту фундаментальных прав личности и (или) мирового правопорядка;

влекут за собой индивидуальную уголовную ответственность по международному праву;

как правило, прямо или косвенно поддерживаются государством либо совершаются при попустительстве или неспособности государства подавить данные преступления, что затрудняет или делает практически невозможным их уголовное преследование судами этого государства.

В международных и отечественных источниках установлены следующие категории международных преступлений:

преступления против человечности;

Данные категории зафиксированы в Римском уставе Международного уголовного суда от 17.07.1998 г., в уставе международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран ОСИ от 08.08.1945 г. и в проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, разработанный комиссией международного права ООН.

Кратко рассмотрим определения основных категорий международных преступлений и что к ним относится.

Действия, которые совершаются с целью уничтожить какую-либо национальную, этническую или религиозную группу, называются геноцидом. К геноциду относится: предотвращение деторождения, убийство членов группы, нанесение телесных повреждений, психическое воздействие на членов группы, ограничение условий нормальной жизнедеятельности.

Закрепление данного понятия мы найдем в ст.2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 09.12.1948 г., ст.6 Римского статута (Устава) Международного уголовного суда от 17.07.1998 г.

К преступлениям против человечества относятся преступления совершенные в отношении гражданского населения, а именно: убийства, порабощение, ссылка и т.д., а также преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам. Предусмотрены ст. 7 6 Римского статута (Устава) Международного уголовного суда от 17.07.1998 г., ст.6 Устава международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран ОСИ от 08.08.1945 г.

К военным преступлениям относятся нарушения законов войны, а именно: убийства, истязания или рабство в отношении гражданского населения оккупированной территории; в отношении военнопленных; убийства заложников; разрушение городов или деревень; ограбление и разорение общественной или частной собственности не оправданное военной необходимостью, и другие преступления, предусмотренные ст.8 Римского статута, ст.6 Устава Трибунала, Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Всеобщая декларация прав человека 1948 г

17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда

норма Приговора Международного военного трибунала (МВТ)

Устав и Приговор МВТ; Резолюция 95/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г

Конвенции о геноциде и апартеиде

Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии

проект Устава Международного уголовного суда

проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятые на сорок шестой сессии Комиссии международного права (КМП) ООН в 1994 г.).

слова Ю.М. Рыбакова

мысль, высказывание Л. Н. Галенской и Ю. В. Петровским:

Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г

Высказывание проф. Нихэл Бхута

Вильям Шабас

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено час назад


Главой 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрен ряд оснований для освобождения лица от уголовной ответственности. Одним из таких оснований согласно статье 78 УК РФ предусмотрено освобождение лица от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Так, в силу положений данной статьи лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести, десять лет после совершения тяжкого преступления, пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления. При этом, сроки давности уголовного преследования исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

По каждому совершенному лицом преступлению сроки давности исчисляются самостоятельно. Необходимо отметить, что законодателем установлены основания для приостановления течения сроков давности. Так, согласно части 4 статьи 78 УК РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со статьей 76.2 настоящего Кодекса. Под уклонением от следствия и суда следует понимать такие действия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, которые направлены на то, чтобы избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности (например, намеренное изменение места жительства, нарушение подозреваемым, обвиняемым, подсудимым избранной в отношении его меры пресечения, в том числе побег из-под стражи).

Также Верховный Суд РФ разъяснил, что уклонением от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со статьей 76.2 УК РФ, следует считать действия, когда лицо не уплатило такой штраф в установленный судом срок (до истечения указанной в постановлении суда конкретной даты) без уважительных причин. В качестве уважительных причин неуплаты судебного штрафа могут считаться обстоятельства, вследствие которых лицо по объективным причинам лишено возможности выполнить соответствующие действия (например, нахождение на лечении в стационаре, утрата заработка или имущества ввиду обстоятельств, которые не зависели от этого лица).

Течение сроков давности возобновляется с момента задержания лица, уклоняющегося от следствия, или явки его с повинной. Само по себе отсутствие явки с повинной лица, когда преступление не выявлено и не раскрыто, нельзя признать уклонением от следствия и суда.

В то же время для отдельных категорий преступлений законодателем предусмотрены ограничения для применения сроков давности.

Например, вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается только судом. Освобождение от уголовной ответственности за такие преступления является правом, а не обязанностью суда. При этом такое решение суд принимает в отношении всех субъектов без исключения. То есть независимо от того, может ли это наказание быть назначено лицу с учетом правил, установленных статьями 57, 59, 62 и 66 УК РФ, то есть в отношении женщин; лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет; мужчин, достигших к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста; лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве, а также за неоконченное преступление.

В отношении ряда преступных деяний законом предусмотрен запрет на применение сроков давности. Так, сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления террористической направленности, предусмотренные статьями 205 — 205.5 УК РФ, а также частями З и 4 статьи 206, частью 4 статьи 211 УК РФ, а равно совершивших сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ. Сроков давности не имеют также отдельные преступления против мира и безопасности человечества, такие как: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; экоцид; акт международного терроризма.

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со статьей 76.2 настоящего Кодекса. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

4. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.

5. К лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.

Комментарии к ст. 78 УК РФ

1. Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления, в силу чего лицо, его совершившее, освобождается от уголовной ответственности.

2. Материально-правовым основанием применения института давности является нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности ввиду значительного уменьшения общественной опасности преступления по истечении продолжительного времени после его совершения и значительного уменьшения опасности лица, не уклоняющегося от следствия и суда. Вопрос о привлечении к ответственности за преступление, совершенное в далеком прошлом, теряет свою актуальность, а само событие преступления теряется в памяти потерпевших, свидетелей и других лиц.

3. Для применения давности необходимо наличие двух условий:

1) истечение установленных законом сроков;

2) отсутствие обстоятельств, нарушающих течение давности.

4. Действующее законодательство, в отличие (от предыдущего УК), ставит продолжительность сроков давности в зависимость не от срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление, а от категории этого преступления. В соответствии со ст. 78 лицо освобождается от уголовной ответственности, если истекли следующие сроки:

а) 2 года - после совершения преступления небольшой тяжести;

б) 6 лет - после совершения преступления средней тяжести;

в) 10 лет - после совершения тяжкого преступления;

г) 15 лет - после совершения особо тяжкого преступления.

Уголовный кодекс впервые сформулировал правила исчисления сроков давности, указав, что они исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. Это значит, что никакие процессуальные действия по привлечению лица к уголовной ответственности не прекращают течения сроков давности. Если даже лицу был вынесен обвинительный приговор, но он не успел вступить в законную силу до истечения установленных законом давностных сроков, лицо освобождается от уголовной ответственности.

Срок давности исчисляется с 0 часов суток, следующих за днем совершения преступления, а заканчивается в 24 часа последних суток давностного срока. Например, срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление средней тяжести, совершенное 9 января 2008 г., заканчивается в 24 часа 9 января 2014 г.

До принятия действующего УК не был урегулирован вопрос об исчислении давности уголовного преследования за деяния, в которых наступление общественно опасных последствий по времени отделено от совершения противоправных действий (бездействия). В соответствии с ч. 2 ст. 9 УК "временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий". Следовательно, именно с момента совершения предусмотренного уголовным законом действия (бездействия) следует исчислять срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Некоторой спецификой обладает порядок исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления.

Длящееся преступление признается фактически оконченным с момента его прекращения либо по воле виновного, либо по не зависящим от его воли причинам. Продолжаемое преступление отличается тем, что фактически оно продолжается уже на стадии оконченного преступления, поэтому срок давности привлечения к уголовной ответственности за него должен исчисляться с момента совершения последнего преступного действия, являющегося звеном в единой цепи действий, охватываемых умыслом виновного.

Таким образом, при совершении и длящихся, и продолжаемых преступлений течение сроков давности начинается с момента фактического, а не юридического окончания преступления.

5. Истечение сроков давности исключает уголовную ответственность только при условии, что их течение не было нарушено. Уголовный кодекс предусматривает один способ нарушения сроков давности - их приостановление. Основанием приостановления сроков давности по действующему законодательству является только уклонение лица. Лицом, уклоняющимся от следствия или суда, следует признавать не только обвиняемого или подозреваемого, но и лицо, которое было вызвано, но не явилось для допроса по поводу совершенного им преступления. Не может считаться уклоняющимся от следствия или суда лицо, которое совершило преступление, но о нем еще не известно правоохранительным органам, а также лицо, причастность которого к преступлению еще не установлена. Под уклонением от следствия и суда нужно понимать любые умышленные действия, совершенные лицом с целью избежать уголовной ответственности за содеянное и поставившие органы расследования или суд перед необходимостью организовать специальные меры розыска на территории всей страны или какой-то ограниченной местности (перемена места жительства, изменение фамилии, проживание по чужим или поддельным документам и т.п.).

Приостановление срока давности означает, что он не течет все время, когда лицо, совершившее преступление, уклонялось от следствия или суда. После задержания этого лица или его добровольной явки с повинной течение срока давности возобновляется. В этом случае время, истекшее до момента уклонения, суммируется со временем, прошедшим после задержания лица или после его явки с повинной. И если сумма этих двух отрезков времени до момента вступления приговора в законную силу превысит установленный законом срок давности, то уголовная ответственность за это преступление исключается.

Прежний УК устанавливал предельный (равный 15 годам) срок, по истечении которого лицо не подлежало уголовной ответственности, даже если оно все это время уклонялось от следствия или суда, не совершив нового преступления. В настоящее время УК такого ограничения не содержит, поэтому уклонение лица, совершившего преступление, от следствия или суда приостанавливает течение сроков давности на неограниченное время.

6. По действующему законодательству в случае совершения лицом нового преступления в течение срока давности за предыдущее сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Это значит, что срок давности за первое преступление продолжает течь по- прежнему, а срок давности за новое преступление начинает течь параллельно независимо от первого преступления.

В случае совершения лицом одновременно двух или нескольких преступлений разных категорий тяжести срок давности привлечения к уголовной ответственности за каждое из них течет отдельно: сначала истекает срок давности за менее тяжкое, потом - за более тяжкое и т.д.

7. Установленные уголовным законом сроки давности применяются независимо от усмотрения органов расследования или суда: их истечение является обязательным основанием освобождения от уголовной ответственности. Однако это положение не распространяется на преступления, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы.

В соответствии с ч. 4 ст. 78 УК вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, за которое законом предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, решается судом. В таких случаях истечение установленных сроков давности является не обязательным, а факультативным основанием освобождения виновного от уголовной ответственности. Дело не может быть прекращено на стадии предварительного расследования и обязательно направляется в суд для решения вопроса о применении сроков давности. Суд при этом учитывает личность виновного, продолжительность времени, истекшего с момента совершения преступления, и другие обстоятельства. Но если суд не сочтет возможным освободить такое лицо от уголовной ответственности в связи с истечением 15-летнего срока, то он не вправе назначить ему наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы и обязан назначить лишение свободы на определенный срок.

8. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности осуществляется в определенной процессуальной форме. Возбужденное уголовное дело подлежит прекращению на стадии предварительного расследования, о чем орган дознания, следователь или прокурор выносят соответствующее постановление. В стадии предания суду уголовное дело прекращается постановлением судьи (определением суда). Однако прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности не допускается, если обвиняемый против этого возражает (например, считая себя невиновным). В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Если факт истечения срока давности установлен во время рассмотрения дела судом, разбирательство доводится до конца, и суд выносит либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с освобождением осужденного от наказания.

9. В соответствии с международной Конвенцией о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества от 26.11.1968 Уголовный кодекс предусматривает исключение из общего правила о сроках давности привлечения к уголовной ответственности. Как установлено в ч. 5 ст. 78 УК, сроки давности не применяются к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356, 357 и 358 УК. Лица, совершившие любое из этих преступлений, могут быть привлечены к уголовной ответственности и осуждены независимо от времени, истекшего после совершения преступления. При этом лицам, осужденным за геноцид, может быть назначено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, которое предусмотрено санкцией ст. 357 УК.

В предисловии к интервью газета пишет:


Преступление Геноцида армян не имеет срока давности. Османы совершили самый ужасный геноцид в истории

Официальные отношения между Египтом и Арменией характеризуются позитивными и крепкими особенностями, которые берут свое начало с 1991 года после признания независимости Армении Египтом. Затем в 1992 году между двумя странами было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений. Посольство Республики Армения в Каире начало функционировать в сентябре 1993 года. Посольство Египта открылось в Ереване в мае 2010 года.

Политические отношения между двумя странами основаны на взаимном уважении. Армения ценит нейтральную позицию Египта в отношении нагорно-карабахского конфликта, так как она ценит историческую позицию Египта в вопросе принятия армян, избежавших массовых убийств в Османской империи, и интеграции их в египетское общество. В 2013 году, когда пост президента Египта занял ас-Сиси, eгипетско-армянские отношения начали набирать обороты. Межправительственная комиссия работает над развитием сотрудничества между двумя странами в различных областях экономики, а также с целью организации культурных обменов.

ВОПРОС: Господин президент, каждый год 24 апреля армянский народ отмечает Геноцид 1915 года по всему миру. Память о 1,5 миллионах жертв Геноцида армян, ставших жертвами Первой мировой войны в Османской империи в результате депортаций, массовых убийств, насилия, голода и болезней, организованных правительством младотурок. Что бы вы сказали по этому поводу?

ОТВЕТ: Прошло более века с преступления, совершенного против человечества и цивилизации в 1915-1923 годах, но последствия этого преступления все еще ощущаются и мешают нормальному развитию Армении.

Фактически, массовые убийства армян в Османской Турции начались в 1894-96 годах. За время правления султана Абдул Хамида II погибло 300 тысяч армян. Великие державы того времени, мировая пресса и видные деятели, включая премьер-министра Соединенного Королевства Уильяма Гладстона, французского политика Жана Жореса, писателя Анатоля Франса, немецкого миссионера Йоханнеса Лепсиуса и других, высказались в знак протеста против этого пресетупления, и потребовали провести обещанные реформы в Западной Армении, которые должны была обеспечить соблюдение основных гражданских прав армян – неприкосновенность жизни и имущества, но они не могли остановить султана Абдул Хамида.

После окончания Первой мировой войны новый лидер Турции Мустафа Кемаль продолжил деятельность своих предшественников, уничтожив остатки армян в Киликии и Западной Армении и развязав войну против молодой Республики Армения.

ВОПРОС: Почему и как это случилось? В конце концов, османские армяне законно служат этой стране на протяжении веков и способствуют ее развитию. Как они мешали туркам?

ОТВЕТ: Вот в чем вопрос. Как? Свидетели – дипломаты, военные, военные врачи, миссионеры, политики, международные СМИ и т. д. – оставили неопровержимые доказательства геноцида и механизмов, с помощью которых он был осуществлен. Позже академические круги, историки и исследователи геноцида, основываясь на архивных документах, подробно описали и подтвердили это. Мир прекрасно это знает.

Я хотел бы сосредоточиться на причинах и последствиях геноцида. Позвольте мне выделить некоторые из причин.

Против этого выступили султанат, а затем республиканская Турция, потому что в случае независимости Армении стратегическая часть империи, которая блокировала путь туркам на Кавказ и в страны Центральной Азии, была бы оторвана от нее.

Кстати, сверхдержавы того времени утратили интерес к перспективе создания независимого государства такой активной и предпринимательской нацией, как армяне, иначе в 1923 году в Лозанне они не отказались бы от относящихся к Армении пунктов Севрского договора 1920 года, который установил суверенитет Армении над армянскими провинциями Османской Турции с выходом к Черному морю.

Интересы Армении и армянского народа были проигнорированы в 1921 году. Согласно Московскому и Карсскому договорам, которые дали армянам небольшую территорию, Армения была разделена, провинции Карс и Ардахан были переданы кемалистам. С другой стороны, Нагорный Карабах и Нахичевань произвольно сдались администрации Советского Азербайджана, что создало источник внутренних беспорядков и конфликтов в нашем регионе, свидетелями которых мы являемся сегодня.

Другая причина геноцида была идеологической. Новорожденный турецкий национализм хотел превратить огромную многонациональную и многокультурную империю в монолитное турецкое государство с его политическим продвижением к Кавказу и обширным и богатым территориям Центральной Азии. Основным препятствиями на этом пути снова стали армяне, живущие между двумя территориями, а также греки и другие христиане, живущие в Малой Азии.

Поэтому этническая чистка греков и армян – двух наиболее активных элементов империи, не имела альтернативы для турецких националистов. Два народа, которые создали и унаследовали византийскую цивилизацию, посвятили свой талант и энергию развитию и расцвету Османской империи.

ВОПРОС. Однако говорят, что у армян не было достаточно ресурсов для создания независимого государства, как, скажем, другие народы империи, которые получили независимость.

ОТВЕТ: Это совсем не так, и турки знали это лучше всех, и не только они.

В области экономики армяне были очень активны и влиятельны не только на территориях Османской и Российской империй, где находилась их историческая родина, но и на востоке, на обширных территориях с севера на юг, где они стали непреодолимым фактором благодаря своему предпринимательству, и способствовали развитию экономических отношений межжды Востоком и Западом.

Основателями банковской системы в Юго-Восточной Азии были члены семьи Саргис, Лазаревская династия в России, Гулбенкяны на Ближнем Востоке и в Европе, Есаяны на Кавказе, Александр Манташов на Кавказе и другие. Огромный капитал был сконцентрирован в их руках. Этот капитал финансировал широкую сеть армянских образовательных учреждений, духовно-культурных центров, больниц, молодежных и спортивных учреждений.

Армяне, как древний народ с традициями государственности, имели эффективные органы самоуправления не только в этих двух империях, но и с Востока до страны их проживания. Многие из них занимали высокие военные, дипломатические и административные должности в разных странах.

Чтобы поддерживать внутренний и внешний мир в будущей стране, армяне также имели опытных офицеров, командиров, генералов, рядовых и добровольческие полки, обученные в боях на Балканах и Кавказе, которые позднее продемонстрировали свое военное мастерство во время Первой и Второй мировых войн.

У армян было достаточно человеческих ресурсов. Демографически армяне составляли значительное число в Османской империи и на Кавказе и были сопоставимы с другими народами, а некоторых из них даже превосходили, то есть до Первой мировой войны у армян были все предпосылки для создания независимого государства. После геноцида армяне смогли воспрянуть и построить современную развитую страну на кусочке исторической родины. Во время Второй мировой войны армянские солдаты, генералы и маршалы прославились на всех фронтах в борьбе с фашизмом. В наши дни их внуки самоотверженно отстаивают право свободно и независимо жить в Арцахе.

Сегодня Армения объединена с Арцахом и организованной и влиятельной армянской диаспорой, потомками армян, стоявших на грани исчезновения 100 лет назад.

ВОПРОС. Господин Президент, прошло более столетия после геноцида, и как бы ни были тяжелы потери, некоторые говорят, что это осталось в прошлом, и мы должны смотреть в будущее.

ОТВЕТ: Мы нацелены на будущее, мы мечтаем о будущем, мы планируем это будущее, мы работаем каждый день, чтобы построить будущее. Но давайте вспомним, что будущее – это продолжение вчера и сегодня.

Мы часто говорим об огромных людских и материальных потерях. И это правильно. Потеря 1,5 миллиона человек существенно повлияла на дальнейшее размножение армянского народа. При нормальных обстоятельствах нас должно было быть не 10-12 миллионов, а как минимум вдвое больше.

Другая крупная потеря, в которой стремились последующие турецкие правительства, была полная ликвидация армянского элемента с исторических армянских территорий. Сегодня на этих территориях нет компактно проживающих армян. А если нет людей, то нет языка, обычаев, образа жизни, культуры, кухни, быта, с помощью которых формируется национальная среда, формируются общество и люди.

Другими словами, армяне были лишены права жить на своей исконной земле и контролировать свою жизнь и свое будущее в результате геноцида. И имейте в виду, что армяне были не новообразованной этнической группой, а народом с древней государственностью и цивилизацией. В течение десятилетий после геноцида следы армянской цивилизации были последовательно уничтожены в Турции.

И если сегодня мы справедливо осуждаем уничтожение отдельных исторических памятников экстремистами во всем мире, то насколько строго мы должны осуждать уничтожение материальных и культурных памятников целого народа, история которого насчитывает не менее тысячелетий? Теперь представьте себе положение выживших армян по всему миру, многие из которых оставались лицами без гражданства десятилетиями, вплоть до 1940-х и 1950-х годов.

Кстати, во время Первой мировой войны и армяне, и союзные армии сражались с честью и самопожертвованием на всех фронтах, от Вердена до Палестины, от Бреста до Трабзона и Кавказа, и не получили родину, о которой мечтали после войны.

Сегодня почти три четверти армян живут в разных странах с самыми разными обычаями, социальными нормами и религиями. Повсюду армяне прилагают большие усилия, чтобы сохранить свою идентичность и говорить о своих правах, которых они были лишены в результате Геноцида.

ВОПРОС. Каковы, на ваш взгляд, уроки Геноцида и какие задачи стоят перед человечеством?

ОТВЕТ: Больно осознавать, что человечество не извлекло уроков из Геноцида армян, он был забыт, долгое время оставался непризнанным и безнаказанным, что могло предотвратить подобные зверства в истории человечества. С тех пор человечество стало свидетелем других геноцидов.

Я глубоко убежден в том, что признание Геноцида армян нужен не только армянам, но, прежде всего, это вопрос достижения общечеловеческих ценностей, вопрос предотвращения этого зла. Именно этим руководствуется Армения, устанавливая один из приоритетов своей политики в области предотвращения геноцида и предпринимая активные шаги в этом направлении на национальном и международном уровнях. По инициативе Армении Совет по правам человека ООН принял резолюции о предотвращении геноцидов. Генеральная Ассамблея ООН вновь приняла резолюцию об объявлении 9 декабря Международным днем памяти и достоинства жертв геноцида и предотвращения геноцида.

Поэтому вопрос признания Геноцида армян международным сообществом и Турцией является очень актуальным. Он имеет несколько компонентов: дань памяти, предотвращение и исключение повторения такого рода преступлений, устранение последствий.

После полувекового молчания, в 1960-х и 1970-х, мир снова заговорил о геноциде армян. В 1965 году Уругвай был первым, кто признал геноцид. Сегодня многие страны и международные организации признают геноцид армян, в том числе Франция, Россия, США, Германия, Италия, Швейцария, Ватикан, а в арабском мире – Ливан и Сирия. Их количество растет.

Сегодня международное сообщество абсолютно не сомневается в геноциде. В то же время недопустимо, когда вопрос признания Геноцида армян рассматривается с точки зрения текущих экономических или политических интересов Анкары.

Я убежден, что именно этими принципами руководствовались страны и международные организации, признавшие Геноцид армян, за что мы им благодарны. Мы благодарны странам, которые открыли свои двери и предоставили убежище тем, кто пережил трагедию геноцида. Мы благодарны миссионерам, военным врачам и медсестрам, дипломатам, сиротам, нашим бедным братьям, грекам, ассирийцам, евреям и езидам, а также турецким, курдским и арабским семьям и частным лицам, которые часто рисковали своей жизнью и безопасностью в эти жестокие дни. Они помогли и спасли многих.

Другой вопрос – позиция сменяющих друг друга турецких правительств: избегать признания геноцида и проводить политику отрицания на государственном уровне.

Сегодня международное сообщество, политики и общественные деятели, в том числе многие турецкие интеллектуалы и общественные деятели, поднимают вопросы о признании Геноцида армян, надеясь, что турецкие власти примут трагические страницы своей собственной истории и перевернут их. Преступление геноцида не имеет срока давности. Признание геноцида армян Турцией и ликвидация его последствий являются гарантией безопасности для Армении и армянского народа, а также для всего региона.

Мы не можем забыть геноцид армян и не можем с этим мириться. Мы не можем игнорировать страдания жертв и выживших, и мы должны обеспечить безопасное и достойное будущее для их поколений.

Читайте также: