Каким было правовое положение периэков в спарте

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ

ГЛАВА I . Особенности образования спартанского государства

и его этапы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

ГЛАВА II . Классовая и сословная структура спартанского общества. . . . . 9

2.1. Свободное население Спарты. Спартиаты и периэки. . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2. Илоты. Их происхождение, экономическое и правовое положение. . . .12

ГЛАВА III . Организация госудаственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

3.1. Герусия и басилеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

3.2. Народное собрание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.3. Эфорат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . .24

Спарта – это один из самых крупных, известных, а также влиятельных полисов Древней Эллады. Своим менталитетом, укладом Спарта сильно отличается не только от остальных полисов Греции, но и от других государств различных эпох в истории.

Греческие философы, такие как Аристотель, Платон, и многие другие пытались понять, каким образом сложилась такая модель Спартанского полиса, а также пытались объяснить её эффективность.

Источники. В истории Спартанского государства главными источниками считаются труды историков древности: Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Плутарха, а также Афинея.

Целью данной работы является попытка определить особенности социальной струкутуры и политического строя Спарты.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи:

– выявить особенности образования спартанского государства;

–определить классовую и сословную структуру спартанского общества;

–проанализировать организацию государственной власти Древней Спарты.

Глава I . Особенности образования спартанского государства и его этапы.

Образование спартанского государства неотъемлемо связано с передвижением дорийских племен по Балканскому полуострову. Не менее 150–200 лет в упорной борьбе проходил захват Лаконики. В северной части долины реки Эврот, на левом её берегу, примерно в X в. до н. э. был основан город Спарта, расположенный на нескольких невысоких холмах. Вероятно, этот город возник на месте военного лагеря дорийцев [10].

После захвата северной долины реки Эврот, дорийцы продолжили движение к югу, но оно всё же было приостановлено сопротивлением амикейцев, которое продолжалось, согласно преданиям, до середины VIII в. до н. э. Но, по мнению современных ученых, борьба дорийцев с жителями Амикла завершилась примерно в IX в. до н. э.

Известная нам ранняя история Спарты считается недостоверной по некоторым причинам: до нас не дошли письменные свидетельства того времени, возможно потому как их могло и не быть; при этом эти события были отражены в легендах, что сохранили некие воспоминания о продвижении дорийцев и установлении власти спартанцев.

Согласно преданиям, борьба дорийцев с Амиклами завершилась заключением договора, по которому в единую спартанскую общину объединилось в микейское население с дорийцами Спарты. Эти события повлекли за собой объединение всей Лаконики под властью спартанцев. Город Спарта не был обнесён какими-либо укреплениями, это являлось свидетельством того, что сопротивление спартанской власти было прекращено. Если бы для спартанцев существовала угроза вражеского нападения, это было бы невозможно.

В итоге после захвата территории Лаконики спартанскими дорийцами, а также, последующем их объединения с частью ахейской знати, сложился своеобразный экономический и политический строй Спарты [10] .

Как уже ранее указывалось, имеющиеся сведения античных авторов о возникновении Спартанского государства, довольно отрывочны и скудны.

Одни из наиболее ценных сведений сообщает Геродот, что в своих трудах привёл поименный список царей Спарты, начиная от полубога Геракла – мифического предка спартанцев, и вплоть до V в. до н. э. С помощью этого списка появляется возможность определить последовательность некоторых событий в истории Спарты.

Наиболее достоверные сведения сообщают Геродот и Фукидид, описывая периоды длительной борьбы при захвате Лаконики дорийцами. Согласно Фукидиду, не менее ста лет прошло со времён вторжения в Пелопоннес и до становления прочного государственного строя в Спарте. В результате длительной борьбы на территории Лаконики произошёл переход к классовому обществу и образования Спартанского государства[16].

Дорийские завоеватели в IX в. до н. э. к тому времени взяв под контроль территорию Лаконики, осели в пяти поселениях, образовали главный центр, который и получил название Спарта. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей: Питаны, Мессой, Димны, Киносура, Лимны.

В тесной связи с этим подразделением находилось и распределение территории Лаконики по округам – обам. Такое деление территории основывалось в первую очередь военно-политическими нуждами, а также вследствии порабощения ахейского населения и, конечно, и возникновением государства.

О территории Спарты сказано во Всемирной истории Францева Ю.П.: территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания[ 15 ].

Также Пикус Н.Н. говорил о том, что с востока Лакония отделена горным хребтом Парноном от морского побережья, а хребе Тайгет отделяет Лаконию от остальных областей Пелопоннеса. И как указывают археологические раскопки, город Спарта возник в X в. до н.э.[ 3 , с.111]

Такое географическое положение Спартанского государства способствовало его возвышению. С точки зрения Печатновой Л.Г., развитию государства на тот период скорее благоприятствовало его удалённость от моря. Спарта находилась в сердце плодородной долины довольно в замкнутом горном пространстве, что имело свои преимущества: выгодные связи с югом и севером, хорошие плодородные поля и выгоны для скота, свежая вода. Но при этом было выбрано совершенно неукреплённое место, что предполагало полное подчинение всей области, что прилегала к Спарте[ 12 , с.4].

После завоевания дорийцами Лаконики, началась упорная борьба за овладение территорий с соседними областями – на востоке с Кинурией, что была завоёвана в VI в. до н.э., и на западе с Мессенией, чьё завоевание началось в VIII веке длительностью около столетия, после чего её территория была поделена на участки между победителями[ 15 , с.668].

Мессения до войны со Спартой, являлась независимой, свободной страной. Её поражение в Мессенских войнах небезосновательно можно считать катастрофой. Была уничтожена ее государственность и надолго прервано ее культурное развитие[ 12 ,с.5].

Но после захвата Мессенских территорий начались раздоры между спартанскими общинами, отмечались факты самоуправства, что привело к разделению аристократии с народом. Главным отличием Спартанской общины от других племён считается, что она имела военный характер в отношении с коренным населением Лаконики. Но это положение усугубилось после завоевания Мессинии, потому как, местные жители также были из дорийского народа, их численность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавидели поработителей.
Во времена Мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э. Спарта оформилась как государство рабовладельческой аристократии, которое организованное по военному в целях обеспечения эксплуатации завоеванного населения[ 3 , с.112]

Под властью Спарты в результате двух Мессенских войн оказалась довольно обширная территория с многочисленным населением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов – насчитывалось всего 10 тыс[ 14, с.40].

После завоевания Мессении, в VI в. до н.э. с некоторыми государствами Пелопонесса Спарта заключила военный союз, получивший название Пелопоннесский. Гегемоном данного союза была Спарта, которая следила за властью в союзных государствах[ 3 ]. Не вошли в данный союз лишь Ахайя и Аргос, которые остались самостоятельными. При этом в Пелопоннесский союз входили Мегары, что расположены в Средней Греции[ 8 , с.49].

Таким образом, в IX до н.э. возникло Спартанское государство вследствие захвата дорийскими племенами на Пелопонессе Лаконской территории. После чего были захвачены соседние территории – Мессения и Кенурия. В итоге под властью Спартанского государства оказалась обширная территория – 8400 кв.м., и соответственно многочисленное население – около 240 тыс. человек. Военное могущество Спарты значительно помог укрепить созданный Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, Спарта же и стала гегемоном этого союза.

Глава II . Классовая и сословная структура спартанского общества

2.1. Свободное население Спарты. Спартиаты и периэки

Таким образом, уже в период захвата Лаконии в Спарте формировались особенности общественного строя и экономики, в следствие чего выделились основные классы: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.

Гомеями, или равными, называли представителей из сословия спартиатов, следовательно все спартиаты составляли так называемую общину равных. Это выражалось в гражданском равноправии, равное имущественное материальное положение, примерно одинаковый быт, единое общественное воспитание, а также единая система духовных ценностей.

Гражданином Спарты мог считаться человек, происходивший от родителей граждан, также имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга) [10].

Согласно законодательству Спарты обязанностью спартиатов перед государством являлась лишь несение военной службы: завоевание новых территорий, держать в повиновении ранее завоёванное население. Занятия ремеслом, земледелием, скотоводство и др. – удел периэков и илотов.

Это было отмечено Ксенофонтом, по его словам, в Спарте свободным было запрещено заниматься чем бы то ни было, связанным с наживой, но установлено признавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу. В одинаковых условия жизни граждан не было смысла стремиться к богатству, к примеру, не было нужды и в богатых одеждах, так как в Спарте украшением служит не роскошь платья, а здоровье тела[11].

Периэки были лично свободными, несли воинскую повинность, могли приобретать собственность, совершать сделки, но при этом не имели политических прав. Периэки вели своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров.

Вероятно, первоначально периэки были равноправны со спартиатами и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе [6 ].

Состав периэков был смешанным, в их число входили как ахейцы, так и дорийцы. Позднее к ним стали приниматься другие племена, что получили право жительства в Спарте. К тому же, в состав периэков включали илоты. Которые получили освобождение за какие-либо заслуги [10] .

Периэки составляли довольно значительную часть населения – около трети числа жителей Спарты. Между периэками и господствующим классом поддерживались довольно спокойные отношения, что обеспечивало наличия местного самоуправления, возможность заниматься собственным хозяйством и, конечно, наличие некоторых гражданских прав.

2.2. Илоты. Их происхождение, экономическое и правовое положение

После дорийского завоевания в Лаконии и ближайших соседних племен спартанцами была покорена значительная часть местного населения, обратив их в рабов–илотов. Численность порабощенной массы возрасла примерно вдвое, что требовало от спратанцев сплочения в единый по военному организованный коллектив с целью защиты и сохранения завоёванных земель, а также поддерживать господство и власть над покорённым населением.

Отношение к илотам, как отдельному классу–сословию в Спарте, имело свои особенности. В экономическом плане такой особенностью считается то, что им предоставлялась достаточная для прокорма семьи часть урожая. Илотам могли жить семьями, работать собственными орудиями труда, иными словами, в ограниченных пределах владеть движимой собственностью. Также илоты были избавлены от посягательств отдельных спариатов, что было необходимым для поддержания интересов рабовладельческой общины равных. Только государству было предоставлено право расправы над илотами [10 ] .

Обязательным методом в воспитании молодых спариатов в образовательной системе Спарты, являлось внушение презрения и отвращения к илотам, как существам низшего порядка. Для этого им специально демонстрировали пьяных и нелицеприятных илотов, чтобы воспитать к ним глубокое отвращение [ 12 , с.227-231] .

Вооружены илоты не были. И, тем не менее, в военных походах часть илотов участие принимала. Им поручалась постройка военного лагеря, охрана провианта и приготовление пищи, а также вынос с поля боя раненых и мёртвых. Порой их же и выставляли впереди войска, используя как заслон, тогда первый удар врагов обрушивался на рабов; помимо этого обязанностью илотов было окружать спариатов, охраняя их при наступлении врага.

Порабощённое население по численности превосходило самих спариатов, потому этот факт можно считать объяснением такого недоверия и, соответственно, террора по отношению к ним. По количеству рабов Спартанский полис опережал всю Грецию. Не менее семи илотов приходилось на одного спариата, это число рабов часто увеличивалось в связи с постоянным уменьшением свободных граждан[12 ] .

И, тем не менее, несмотря на такую жёсткую систему террора, дух сопротивления не был сломлен, порабощённый народ со своей долей не смирился. Илоты продолжали борьбу против спариатов, объединялись, несмотря на то, что не могли иметь оружия и под угрозой смерти не имели права выходить вечерами далее пределов своей хижины. Гора Ифома стала убежищем восставших илотов. В Спарте восстания в борьбе за свободу то затихали, то поднимались вновь. В V в. до н. э. произошло особенно сильное восстание илотов, как его ещё назвали третьей Мессенской войной [10].

Читайте также: