В каких странах зарождалось конституционное право саудовская аравия оман

Обновлено: 04.07.2024

Главы арабских монархий традиционно обладали особо широкими полномочиями в сфере исполнительной власти, объясняя это явления отсутствием достаточной законодательной базы, а также наличием в составе правительства лиц, близких к главе государства. Однако, главным фактором, определяющим подобную расстановку сил на внутриполитической арене, является сама логика монархического правления в странах с относительно неразвитыми представительными институтами. Суть этой логики – в жесткой сцепке между сувереном, принимающим решения, и аппаратом их осуществляющим. Это и обусловливает ситуацию, при которой попытки парламента оспорить действия кабинета министров блокируются эмиром. Другой, не менее важный фактор – это формальное закрепление статуса эмира, правительства и парламента в вопросе реализации властных полномочий. В конституциях Кувейта и Бахрейна прямо сказано, что глава государства реализует свою власть через министров (ст. 55 и 33), в конституции Катара также говорится, что эмир осуществляет исполнительную власть через правительство (ст. 18).

Вопрос классификации разновидностей форм монархического правления по – разному решается различными учеными. При несомненной общности, различные исторические судьбы правящих династий обусловливают и специфику режимов. С. А. Каминский, проводя классификацию монархий Персидского залива, разделил их на две группы: абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар, ОАЭ) и конституционные монархии – Кувейт и Бахрейн[1]. В качестве критерия классификации берется способ ответственности правительства, в первом случае – перед монархом. Во втором – перед монархом и парламентом. С нашей точки зрения, к числу конституционных монархий, безусловно, может быть отнесено Королевство Марокко как государство с одной из наиболее парламентаризированных политических систем.

Характерно, что саудовские улемы и политологи отказываются считать королевство абсолютной монархией, мотивируя свою точку зрения тем, что монарх ограничен в своих действиях Кораном и сунной, а жизнедеятельность общества и государства регулируются мусульманским правом. Однако данный подход нельзя назвать сущностным, так как он не дает возможности узнать ограничена ли власть короля реально. Учитывая, что независимым по конституции КСА является только суд, который обязан руководствоваться шариатом, можно сделать вывод об абсолютной форме монархии в КСА. При этом следует учитывать еще и то, что судьи назначаются королем и существуют на правительственную зарплату.

Политические режимы арабских монархий. Классификация разновидностей монархического правления

Руководствуясь сущностным подходом, можно заключить, что Катар является еще более абсолютной монархией, нежели КСА. В конституции Катара не содержатся нормы, которые монарх не мог бы переступить, а независимость суда и судопроизводства вообще не вводится.

В конституции Омана прописаны ограничения, являющиеся нерушимыми. К ним относятся независимость суда, запрет на конфискацию частной собственности, экстрадицию политических беженцев, депортация подданных и препятствие их возвращению.

Федеративная надстройка в ОАЭ не меняет сущности абсолютистских режимов, присущих всем эмиратам.

После того, как в Бахрейне был упразднен парламент и образован Консультативный совет, правление в этом государстве приобрело форму абсолютной монархии.

И только в Марокко и Кувейте сложилась монархическая форма правления конституционного типа, где права монарха ограничены представительным органом власти – Национальным собранием.

Приблизительно схожую классификацию с важными уточнениями приводит А. Д. Воскресенский. ( см. табл. 1).

Таблица 1. Политические режимы региона Большой Ближний Восток (монархии)[3].

Типы политических систем/названия государств

Исполнительная власть

Законодательный орган

Партийность

Характеристика правления, политического режима

Бахрейн

Абсолютная (неограниченная монархия)

Выборной ассамблеи не существует

Унитарная абсолютная монархия

Иордания

Незападная унитраная конституционная монархия полуабсолютистского типа

Катар

Нет избираемого законодательного органа

Абсолютная унитарная исламская монархия

Кувейт

Абсолютная унитарная исламская монархия

Марокко

Ограниченная монархия (двойственная власть)

Незападная конституционная монархия, нестабильная демократия

ОАЭ

Нет избираемого законодательного органа

Отсутствует партийная система

Исламская федеративная абсолютная монархия

Оман

Нет избираемого законодательного органа

Отсутствует партийная система

Исламская абсолютная монархия

Саудовская Аравия

Нет избираемого законодательного органа

Исламская унитарная абсолютная монархия

Политические режимы арабских монархий. Классификация разновидностей монархического правления

Таким образом, данная классификация показывает, что парламент западного образца функционирует лишь в трех странах – Марокко, Иордании и Кувейте. Во всех остальных монархиях роль парламента выполняет консультативный совет, который, являясь традиционным институтом, на современном этапе переживает как структурные, так и функциональные изменения, способные превратить консультативный совет в полноценный институт законодательства и политического представительства.

[1] Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., - С. 46.

[2] Георгиев А. Г., Озорлинг Г. Г. Нефтяные монархии Аравии. М., 1983. – С. 68, 79, 84.

[3] Воскресенский А. Д. Сравнительный анализ восточных систем: итоги компаративного анализа // Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы. Науч. – метод комплекс / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М., 2011. – С. 580 – 581.

Закон Саудовской Аравии основан на шариате , закон исламского исходе Корана и традиции сунны . Источники шариата также включают академический консенсус, достигнутый после смерти Пророка Мухаммеда, и аналогичные рассуждения юристов . Интерпретация этих текстов саудовских судей находится под влиянием средневековых текстов Hanbalite школы интерпретации в исламской юриспруденции . Единственный в своем роде мусульманский мир - закон шариата был принят в Саудовской Аравии в некодифицированной форме . Это, а также отсутствие правила прецедента привело к глубокой неопределенности в отношении объема и значения законов страны. Правительство Саудовской Аравии объявило о своем намерении кодифицировать законы шариата в 2010 году, но этого еще не произошло. Закон шариата также связан с положениями, вытекающими из королевских указов по современным вопросам, таким как права интеллектуальной собственности и корпоративное право . Шариат остается основным источником законодательства, особенно для уголовного , семейного , коммерческого и договорного права, а Коран и Сунна считаются Конституцией страны. Что касается земли и энергетики, то важным фактором являются многочисленные владения саудовского государства (а точнее, королевской семьи Саудовской Аравии ).

Нынешняя судебная система Саудовской Аравии была создана королем Абдулазизом , который основал Королевство Саудовская Аравия в 1932 году, и постепенно создавалась в период с 1927 по 1960 год. Она состоит из общих и суммарных исламских судов и нескольких административных судов, рассматривающих дела, касающиеся современных вопросов. . Суды Саудовской Аравии плохо контролируются, и первый Уголовно-процессуальный кодекс страны , принятый в 2001 году, по большей части игнорируется. Решения принимаются без участия жюри и обычно судьей единолично. Король Абдалла провел важные судебные реформы в 2007 году, но они еще не полностью реализованы.

Резюме

История

Сидящий, улыбающийся, усатый мужчина носит темные дишдаша и кеффия.

Шариат (или закон исламский ), основной источник права в современной Саудовской Аравии постепенно судьями и мусульманских ученых между VII - го и X - го веком. От времени халифата Аббасидов в VIII - м века, шариат в развитии был принят в качестве основы права в городах мусульманского мира и , таким образом , в Аравийском полуострове , где она затмила ЕФД ( обычный местный предварительно -islamique. В сельской местности районах, URF продолжали оставаться влиятельной и , таким образом , остаются основным источником права в бедуинов из Неджда в центре Аравийского полуострова до начала XX - го века.

В XI - го века, четыре школы - сунниты из исламской юриспруденции (или фикха ) были разработаны в мусульманском мире, каждый со своей собственной интерпретацией Шариата: Hanbalism , Malikism , Ханафи и chaféisme . В Саудовской, подумал Hanbali был принят движения ваххабит , основанного в XVIII - м веке. Ваххабизм, суровая форма суннитского ислама, поддерживался саудовской королевской семьей Аль Сауда и сейчас доминирует в Саудовской Аравии. С XVIII - го века, школа Hanbali так стали преобладать в Неджд и Центральной Аравии, колыбели ислама ваххабитского. В более космополитичном Хиджазе на западе полуострова школы ханафитов и чафитов составляли большее количество.

Точно так же сосуществовали различные судебные системы. В Неджде в главных городах был единоличный судья, назначенный местным губернатором, с которым он работал в тесном сотрудничестве для отправления правосудия. В Хиджазе была более сложная система, в которой суды состояли из нескольких судей. В 1925 году Абдельазиз дю Недж завоевал Хиджаз и объединил его со своими другими владениями, чтобы сформировать Королевство Саудовская Аравия в 1932 году. В 1927 году король ввел новую правовую систему в Хиджазе, состоящую из судов общей и суммарной юрисдикции, и приказал ей использовать Hanbalite фикх . Тем не менее традиционная система в Неджде была сохранена из-за консервативной оппозиции со стороны религиозных лидеров региона.

После ознакомления с судебной системой Хиджаза в последующие десятилетия религиозные власти санкционировали ее внедрение на остальной территории страны в период с 1957 по 1960 год. С 1930-х годов Абдельазиз также создал правительственные суды для арбитража по вопросам, связанным с королевскими указами, такими как торговля или работа. Система исламских и государственных судов, созданная Абдельазизом, оставалась в силе до судебной реформы 2007 года. До 1970 года великий муфтий , самый важный религиозный деятель в стране, отвечал за правосудие. После смерти Великого муфтия в 1969 году новый король Фейсал решил не назначать преемника и воспользовался возможностью передать эту ответственность недавно созданному Министерству юстиции.

Шиитская община в восточной части Саудовской Аравии имела ярко выраженные правовые традиции. Несмотря на то, что они следовали принципам шариата, они применяли мышление вдохновленной шиитами джафаритской школы юриспруденции . В 1913 году, когда Абдельазиз завоевал регион, он предоставил шиитам отдельную правовую систему для религиозных и семейных вопросов с одним судьей в Катифе и другим в Аль-Хасе . Эта операция с двумя судьями для населения около двух миллионов человек продолжалась до 2005 года, когда их число увеличилось до 7. За исключением этих двух областей, шиитская община подчиняется суннитским судам.

Источники права

Шариат

Каллиграфия по-арабски на богато украшенной странице

Основным источником права в Саудовской Аравии являются законы шариата из Корана и традиции, записанные в Сунне . Он также включает иджма, обозначающий академический консенсус в отношении значения Корана и Сунны, и кийас, обозначающий рассуждения, которые следует применять в отношении принципов Корана, Сунны и иджмы .

Правовая система Саудовской Аравии уникальна для мусульманского мира в том смысле, что в других странах законы шариата не обязательно применяются полностью, а используемые элементы кодифицированы и, следовательно, модернизированы. Саудовское государство считает некодифицированный шариат в целом единственным действующим законом и не вмешивается в него. Поэтому говорят, что это современная система, наиболее близкая к форме закона шариата, принятой при зарождении ислама.

Таким образом, отсутствие кодификации законов шариата приводит к множеству вариаций в его толковании и применении. Также отсутствует система юриспруденции, хотя судьи должны ознакомиться с шестью средневековыми текстами школы ханбалитов, прежде чем принять решение [ исх. желаемый] . Эта школа мысли известна своим буквальным толкованием Корана и хадисов . Если ответ не найден в шести ханбалитских текстах, судья может обратиться к юриспруденции трех других основных суннитских школ или предложить свое собственное толкование, обозначенное термином иджтихад [ исх. желаемый] .

Однако, поскольку судья имеет право игнорировать предыдущие решения (свои собственные или других судей) и применять свое собственное толкование законов шариата к любому делу посредством иджтихада , очевидно, аналогичные дела имели разные результаты; однако решение, основанное на итиджихаде , обходят редко . Этот принцип имеет два основных следствия. Во-первых, он концентрирует суть закона в руках судей, и поэтому считается, что только судья, осуществляющий иджтихад , а не король или парламент, может определять божественный закон. Во-вторых, решение судьи практически невозможно обжаловать, поскольку оно исходит из священных текстов. Из-за важности иджтихада раздаются голоса с требованием кодификации законов шариата, чтобы упростить закон и устранить неопределенность в его толковании. Поэтому в 2010 году Министерство юстиции объявило о своем намерении кодифицировать законы шариата, но, как сообщается, противодействие со стороны религиозных властей задержало его применение.

Королевские указы

Конституционные рамки Королевства

Богато украшенная книга раскрыта на V-образной подставке.

В Основном законе также говорится:

Местные законы и обычаи

Традиционные племенные законы и обычаи также остаются влиятельными. Таким образом, судьи применяют племенные обычаи в отношении брака и развода.

Судебная система

Юрисдикционная организация

Система исламских судов составляет основу саудовского правосудия, судьи и адвокаты которого являются улемами . Есть также правительственные суды, которые рассматривают дела, связанные с королевскими указами. Только король может отменить решения этих двух типов судов, и последние следуют принципам, установленным шариатом.

Исламские суды обладают юрисдикцией по большинству уголовных и гражданских дел . В настоящее время существует два типа судов первой инстанции : общие суды и суды суммарной юрисдикции, рассматривающие менее серьезные дела. Решения принимаются единоличным судьей, за исключением судебных процессов по делам о преступлениях, караемых смертной казнью, отсечением конечностей или побиванием камнями, в которых требуется присутствие трех судей. Есть также два суда для шиитского меньшинства в восточной провинции Ач-Чаркиа, в юрисдикции которых находятся семейные и религиозные вопросы. В апелляционных судах сидят в Мекке и Эр - Рияде и контроля за соблюдением с суждениями Шариата.

Существуют также неисламские суды, занимающиеся определенными сферами правосудия, наиболее важной из которых является Комиссия по рассмотрению жалоб. Этот суд был первоначально создан для рассмотрения жалоб на правительство, но его юрисдикция была расширена, чтобы включить коммерческое право и определенные уголовные дела, такие как коррупция или контрафакт, и он служит апелляционным судом для государственных судов. Эти административные суды рассматривают вопросы, касающиеся королевских указов, в частности, в области трудового и коммерческого права.

Судьи

Судебная власть состоит из кади, которые рассматривают конкретные дела, и муфтиев, и других улемов, которые выносят общие, но очень влиятельные юридические заключения, называемые фетвами . Великий муфтий, в настоящее время Абдул Азиз ибн Абдилла Али аш-Шейх , является самой важной фигурой в судебной системе, помимо того, что он является высшим религиозным авторитетом в стране; поэтому его мнения очень влиятельны среди саудовских судей. В Саудовской Аравии около 700 кади .

В Cadis обычно имеют исламские права степени выданные исламского университета , признанного правительством Саудовской Аравии и часто врачи в высоком суде Институт Рияде. Учение, полученное во время таких занятий, является исключительно религиозным и основано на Коране и многовековых религиозных трактатах; современные вопросы, такие как коммерческое право, отсутствуют в их обучении. Хотя большинство судей прошли обучение и были назначены в соответствии с действующей системой, некоторые из старших получили традиционное образование кадис у религиозного наставника в мечети.

Реформы

Улыбающийся усатый мужчина носит темные дишдаши и кеффии и машет рукой.

С момента своего вступления на престол в 2005 году король Абдулла начал несколько саудовских реформ правосудия.

Система правосудия Саудовской Аравии подвергалась критике за ее медлительность, сложность, отсутствие юридических гарантий и неспособность понять современный мир. В 2007 году король Абдалла издал королевские указы с целью реформирования правосудия и создания новой судебной системы. Реформы еще не полностью реализованы, но они включают создание Верховного суда и передачу уголовной и коммерческой юрисдикции от Комиссии по рассмотрению жалоб к новой системе общих судов. Будут созданы новые суды первой инстанции, в том числе суды, специализирующиеся на трудовом, семейном и хозяйственном праве. Таким образом, исламские суды потеряют свою общую юрисдикцию в отношении всех дел, и нагрузка административных судов будет передана новым судам. Еще одним событием является создание апелляционного суда в каждой провинции . Утверждалось, что реформы создадут систему кодификации законов шариата и включат принципы юриспруденции в судебное разбирательство.

В 2009 году король внес несколько значительных изменений, заменив нескольких высокопоставленных консервативных чиновников более молодыми фигурами, включая министра юстиции и председателя Высшего юридического совета. Он также назначил нового председателя Комиссии по рассмотрению жалоб и первого председателя Верховного суда.

В 2013 году Баян Махмуд Аль-Захран, а затем еще трем женщинам разрешили иметь лицензию адвоката и выступать в суде, как и их коллеги-мужчины.

Права человека

Применение закона

Полиция Министерства внутренних дел Саудовской Аравии разделена на три подразделения: обычная полиция, тайная полиция и религиозная полиция.

Департамент общественной безопасности - это официальное название полиции, которая занимается большей частью повседневных дел. Это очень централизованная сила, обычно под руководством члена королевской семьи. Тайная полиция или мабахит отвечает за внутреннюю безопасность и контрразведку . Он управляет тюрьмой Улайша в Эр-Рияде, где содержатся ее заключенные. Организации Объединенных Наций по произвольным задержаниям Рабочая группа осудил произвольные задержания на Мабахит в этом центре заключения.

Исполнение штрафов

Уголовные приговоры включают обезглавливание и побивание камнями в общественных местах, а также ампутацию и порку . К серьезным преступлениям относятся не только международно признанные преступления, такие как убийство, изнасилование и воровство, но также вероотступничество , прелюбодеяние и колдовство .

В апреле 2020 года Верховный суд постановляет исключить порку из числа наказаний, которые могут устанавливать судьи, и заменить его тюремным заключением и / или штрафами, а также альтернативными наказаниями, такими как общественные работы, в соответствии с международными стандартами прав человека (которые запрещают) телесные наказания. .

Основные отрасли права

Предпринимательское право

Закон шариата является эталоном для торговых вопросов, которые рассматриваются Комиссией по рассмотрению жалоб. Для иностранных инвесторов неуверенность в применении закона является препятствием для инвестирования в Саудовскую Аравию. Согласно законам шариата, коммерческое право не кодифицировано. Однако обе стороны имеют широкую свободу согласовывать условия контракта, если они соблюдают рамки шариата. Контракты, включающие любую форму спекуляций или выплату процентов , запрещены и неприменимы. В случае нарушения контракта суды Саудовской Аравии присуждают компенсацию только за доказанный прямой ущерб. Претензии в отношении упущенной возможности или прибыли не принимаются, поскольку они представляют собой спекуляцию, запрещенную шариатом.

Конкретные современные аспекты коммерческого права, такие как коммерческие бумаги или интеллектуальная собственность , регулируются современными нормативными актами, и специализированные государственные суды несут ответственность за рассмотрение споров. Правительство Саудовской Аравии недавно пересмотрело свои законы об интеллектуальной собственности в соответствии с международными стандартами, когда оно вступило во Всемирную торговую организацию в 2004 году.

Трудовой кодекс

Работодатели имеют несколько обязательств, включая предоставление 15 дней оплачиваемого отпуска после одного года работы. Избыточные сотрудники должны получать компенсацию, эквивалентную половине заработной платы за каждый год работы или даже за полный месяц, если он проработал более пяти лет.

Земельные права

Саудовская Аравия определяет три категории земель: освоенные земли ( амир ), неосвоенные земли ( мават ) и охраняемые территории ( харим ). Развитые регионы включают городские районы и обрабатываемые земли, которые могут быть куплены, проданы и унаследованы частными лицами. К неосвоенным территориям относятся пастбища и дикая природа. Пастбища никому не принадлежат, и каждый имеет право ими пользоваться. Пустыня принадлежит государству и может быть открыта для всех, если не налагаются особые ограничения. Земли Харима представляют собой буферную зону между земельными владениями и неосвоенными землями и определяются, в случае города, как районы в пределах полдня ходьбы.

Закон Саудовской Аравии разрешает вакф, который представляет собой пожертвование на неограниченный срок физическим лицом на общественно полезное, благочестивое или благотворительное дело. При этом данное благо становится неотчуждаемым.

Энергетический закон

Ночная фотография современного здания.

Огромные нефтяные ресурсы Саудовской Аравии принадлежат правительству Саудовской Аравии и королевской семье Саудовской Аравии. Статья 14 Основного закона уточняет:

"Все природные ресурсы, которые Бог разместил под землей, над землей, в территориальных водах или на суше и на море под властью государства, а также доходы от этих ресурсов являются собственностью государства в соответствии с законом. . В законе указывается, что методы эксплуатации, защиты и освоения этих ресурсов должны отвечать наилучшим интересам государства, его безопасности и экономики. "

Министерство нефти и минеральных ресурсов отвечает за общий надзор за углеводородным сектором и за управление государственной компанией Saudi Aramco . По закону нефтегазовая промышленность Саудовской Аравии контролируется компанией Saudi Aramco, которая имеет фактическую монополию в этих областях. Компания является крупнейшим производителем нефти в мире, крупнейшей компанией на Ближнем Востоке и широко считается крупнейшей в мире энергетической компанией. Тем не менее в 2003 году в закон были внесены поправки, позволяющие иностранным компаниям исследовать огромные запасы газа в стране, которые составят 4% мировых запасов. Впервые с 1970-х годов иностранным компаниям было разрешено искать нефть и газ в стране.

ОСНОВНОЙ НИЗАМ (ПОЛОЖЕНИЕ) КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ.
Данный Низам был принят в 1992 году.

Статья 6.
Подданные короля приносят присягу на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка в повиновении и верности ему в горе и в радости, в удаче и в бедствиях.
Статья 7.
Власть в Королевстве Саудовская Аравия основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов.
Статья 8.
В соответствии с исламским шариатом основами правления в Королевстве Саудовская Аравия являются справедливость, принцип совещательности, равенство.
Глава третья. Основы саудовского общества.
Статья 9.
Основой саудовского общества является семья. Ее члены должны воспитываться на основе исламской веры предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти, уважать законы и выполнять их, любить и ценить свое Отечество и его славную историю.
Статья 10.
Государство стремится к упрочению уз семьи, сохранению арабских и исламских семейных ценностей, проявлению заботы о всех ее членах, созданию необходимых условий для повышения их благосостояния и развития способностей.
Статья 11.
Саудовское общество основывается на исповедовании его членами ислама, их благочестивом, бережном и солидарном взаимном отношении без каких-либо противоречий.
Статья 12.
Укрепление национального единства является обязанностью каждого. Государство препятствует всем действиям, вносящим раскол, смуту и разобщенность.
Статья 13.
Цель обучения – взрастить в душах подрастающего поколения исламскую веру, дать ему знание и мастерство, подготовить полезных строителей общества, любящих свое Отечество и гордящихся его историей.
Глава четвертая. Экономические принципы.
Статья 14.
Все богатства, ниспосланные Аллахом в недра земли, на ее поверхность, в территориальные воды и на континентальный шельф, равно как ресурсы, полученные от этих богатств, в соответствии с Положением являются собственностью государства.
Средства эксплуатации этих богатств, их охрана, развитие в интересах государства, вопросы безопасности и экономии определяет соответствующее положение.

Статья 15.
Разрешение на концессию и использование каких-либо национальных ресурсов выдается исключительно на основе соответствующего положения.
Статья 16.
Государственная собственность является неприкосновенной. Государство обязано ее охранять, подданные и иностранцы – бережно относиться к ней.
Статья 17.
Собственность, капитал и труд являются основными составными частями социально-экономической структуры королевства. В соответствии с исламским шариатом они обладают особыми правами, несущими общественную функцию.
Статья 18.
Государство гарантирует свободу частной собственности и ее неприкосновенность. Отторжение собственности возможно лишь в общегосударственных интересах с возмещением владельцу справедливой компенсации.
Статья 19.
Конфискация государственной собственности запрещается. Конфискация частной собственности может осуществляться исключительно по судебному постановлению.
Статья 20.
Налоги и пошлины устанавливаются только в случае необходимости и на справедливой основе. Установление налогов и пошлин, их отмена, изменение и освобождение от них производятся исключительно на основе соответствующего положения.
Статья 21.
Сбор и расходование закята регулируется шариатом.
Статья 22.
Экономическое и социальное развитие осуществляется в соответствии с научно обоснованным планом.
Глава пятая. Права и обязанности.
Статья 23.
Государство стоит на защите исламской веры, реализует ее установления, следит за отсутствием греховности, препятствует пороку, выполняет долг распространения ислама.
Статья 24.
Государство осуществляет строительные работы в Двух Святынях, поддерживает их деятельность, обеспечивает безопасность и заботится о паломниках, дабы те совершали хадж и умру легко и спокойно.
Статья 25.
Государство стремится к осуществлению чаяний арабской и исламской нации, солидарности и согласию, укреплению отношений с дружественными государствами.
Статья 26.
Государство защищает права человека в соответствии с исламским шариатом.
Статья 27.
Государство гарантирует права подданных и членов их семей в случае чрезвычайных обстоятельств, болезни, нетрудоспособности, старости, поддерживает систему социального страхования, поощряет участие организаций и отдельных лиц в благотворительной деятельности.
Статья 28.
Государство предоставляет каждому трудоспособному подданному возможность трудиться в любой сфере деятельности, готовит правовые акты, защищающие работника и работодателя.
Статья 29.
Государство проявляет заботу о науке, литературе и культуре, поощряет ведение научных исследований, оберегает арабское и исламское наследие, вносит вклад в развитие арабской, исламской и общемировой цивилизации.
Статья 30.
Государство обеспечивает всеобщее образование, обязуется вести борьбу с неграмотностью.
Статья 31
Государство заботится о всеобщем здравоохранении, обеспечивает защиту здоровья каждого подданного.
Статья 32.
Государство работает над сохранением, защитой и улучшением состояния окружающей среды, препятствует ее загрязнению.
Статья 33.
Государство формирует вооруженные силы и производит их оснащение с целью зашиты веры, Двух Святынь, общества и Отечества.
Статья 34.
Защита исламской веры, общества и Отечества – долг каждого подданного. Данное положение определяют постановления о прохождении воинской службы.
Статья 35.
Условия подданства Саудовской Аравии определяет соответствующее положение.
Глава шестая. Безопасность.
Статья 36.
Государство обеспечивает безопасность подданных и иностранцев на своей территории. Ограничение каких-либо действий, задержание или арест производятся исключительно на основе норм соответствующего положения.


Смерть по шариату Как в Саудовской Аравии борются с колдунами, геями и алкоголиками

Саудовское государство стало детищем союза династии Аль Сауд и потомков ибн Абдель Ваххаба (семьей Аль Аш-Шейх), первоначально основных акторов политической сцены. В рамках этого союза правящая семья играла роль политического класса, а Аль Аш-Шейх — носителя необходимой этому классу религиозной легитимации. Система исполнительной и юридической власти основывалась на распределении обязанностей между политической и религиозной элитой. Исполнительная власть во главе с возглавляемым монархом советом министров (армия, репрессивный аппарат, управление делами провинций, экономика и внешнеполитические сношения) была и остается монополией Аль Сауд. Юридическая же власть — религиозный культ, смешанный с судопроизводством, поддержанием устоев исламской морали и идеологической индоктринацией, — вплоть до начала 1970-х оставалась прерогативой потомков ибн Абдель Ваххаба и примыкающих к ним богословов-улемов. Символом союза правящей династии и Аль Аш-Шейх стал государственный флаг Саудовской Аравии: на нем выткана шахада и изображен меч — инструмент жесткого распространения единобожия.

Однако Саудовская Аравия никогда не была теократическим государством. Богословы не принимают политических решений и считаются обычными подданными монарха.

Вплоть до начала 1990-х в стране отсутствовали институты представительной власти, что позволяло саудовским интеллектуалам говорить о своей родине как о застывшем культурно-цивилизационном феномене. Восхождение нового монарха на трон предполагало лишь то, что богословы, вожди племен и представители ведущих семей регионов приносят присягу верности правителю. Любая попытка власти изменить соотношение сил между династией и корпусом богословов вызывала неприятие улемов, выливавшееся в антиправительственные мятежи: бунт ихванов (ударной силы войска Ибн Сауда во второй половине 1920-х); выступление в 1979-м религиозных фанатиков, которым удалось захватить Главную мечеть Мекки; события 2003-2006 годов, когда действовало поддерживавшееся частью улемов и подавленное силой антисистемное исламистское подполье.

Мусульмане читают Коран в саудовской мечети

Мусульмане читают Коран в саудовской мечети

Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

В конце 1940-х началась нефтяная эра, вызвавшая интенсификацию контактов Эр-Рияда с Западом. Королевство постепенно вовлекалось в международные экономические и политические процессы. Внешнее воздействие заставляло распыленную власть усиливаться, внедряя современные институты и процедуры. Движение в этом направлении ускорилось в начале 1990-х, когда политический класс инициировал этап реформ, расширивший круг игроков на политическом поле, более не ограниченный семьями Аль Сауд и Аль Аш-Шейх. Это была тенденция к трансформации социума.

Право на права Почему саудовским женщинам разрешили голосовать, но запрещают водить

Политическая система королевства усложнялась и структурно дифференцировалась. В 1992-м страна обрела первые конституционные акты — Основной закон правления и Закон о Консультативном совете. С тех пор монарх уже не может рассматриваться как единственная власть, а страна — как абсолютная монархия. Закон о Консультативном совете, создавший основу для становления законодательной власти, представленной назначаемым королем протопарламентом, инициировал образованный класс — формирующийся третий полюс политики в поле законотворчества. С 2011 года в Консультативном совете состоят 150 членов (включая 30 женщин), введенных в круг участников принесения клятвы верности монарху. Абсолютное большинство из них имеют дипломы о высшем образовании, магистерские и докторские степени, полученные по светским специальностям. Члены совета — уроженцы всех регионов, представители всех конфессиональных страт (в том числе шииты и исмаилиты) и разночинцы. Весной 2014-го Консультативный совет обрел право законодательной инициативы. Курс на превращение Консультативного совета и органов исполнительной власти (в которые кооптируются члены протопарламента) в центр притяжения для образованного класса продолжается. Сформированное в феврале 2015 года правительство составлено (за исключением постов министров обороны и внутренних дел) из членов Консультативного совета. Впервые в саудовской истории пост министра иностранных дел получил не член королевской семьи, а разночинец.

В 2015 году женщин Саудовской Аравии впервые допустили к участию в выборах

В 2015 году женщин Саудовской Аравии впервые допустили к участию в выборах

Весной 2005-го и осенью 2012-го в стране прошли частичные выборы депутатов муниципальных советов, участниками которых могли быть только мужчины. Муниципальная избирательная кампания 2015-го включала уже и женщин. Этому начинанию предшествовали шаги, направленные на расширение женской эмансипации: введение женщины-заместителя министра образования в государственную табель о рангах, предоставление женщинам права получать удостоверения личности, быть ректорами университетов для женщин, избираться в руководящие органы торгово-промышленных палат и общественных организаций. В течение 2003-2005 годов (когда был взят курс на реформы) в Саудовской Аравии был создан Центр национального диалога, возник Антикоррупционный комитет, повышена роль Совета торгово-промышленных палат, появились профессиональные организации и Ассоциация прав человека.

Дом Сауда под ударом Как выжить ваххабитскому королевству в современном мире

Один из важнейших аспектов курса реформ — ограничение роли религии (и влияния корпуса богословов) вероисповедной обрядностью. Оставаясь страной, далекой от секулярности, Саудовская Аравия продолжила движение к светскости: все большее социально-культурное пространство переходит под контроль государства, которое Основным законом правления провозглашено единственным хранителем исламской доктрины. Появление министерств, курирующих сферу юстиции и деятельность религиозных институтов, лишило богословов монополии в сфере судопроизводства, образования, назначения имамов. Уже в начале 1970-х светская власть обрела исключительное право назначать верховного муфтия и членов высшей религиозной инстанции Совета высших улемов (где с 2009 года присутствуют и богословы, представляющие неханбалитские школы суннизма), включенных в правительственную табель о рангах.

Корпус богословов подчинен светской власти, которая требует от него поддержки ее начинаний, публикацией фетв Совета высших улемов. Эти фетвы могут быть претворены в жизнь, если они утверждены кабинетом министров. Власть может не соглашаться с их содержанием, несогласие же с начинаниями власти пресекается. Публичное заявление члена Совета высших улемов шейха Саада Аш-Шасри, осудившего введение совместного обучения в Университете науки и техники и требовавшего шариатской проверки теории эволюции, стало поводом для его отставки.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд

Саудовская Аравия меняется. Эти перемены не революционны, а скорее последовательны и, без сомнения, консервативны, поскольку направлены на сохранение и укрепление власти семьи Аль Сауд. При этом они трансформируют образ страны, постепенно перестающей быть феноменом абсолютизма и господства религии, плохо вписывающимся в современный мир.

Читайте также: