2 конституция франции 1791 г как правовая база конституционно монархического режима

Обновлено: 07.07.2024

Краткая французская конституция 1791 года была первой писаной конституцией Франции, созданной после краха абсолютной монархии Ancien Régime . Одной из основных заповедей революции было принятие конституционности и установление народного суверенитета .

СОДЕРЖАНИЕ

Национальное Собрание начало процесс разработки конституции. Декларация прав человека и гражданина , принятой 26 августа 1789 года в конце концов , стала преамбула конституции , принятой 3 сентября 1791 года . [1] Декларация предлагала широкие обобщения о правах, свободе и суверенитете. [2]

Конституционный комитет из двенадцати членов был созван 14 июля 1789 года (по совпадению в день штурма Бастилии ). Его задача заключалась в том, чтобы сделать большую часть работы над статьями конституции. Первоначально в него входили два члена от Первого сословия (Чемпион де Сисе, архиепископ Бордо и Талейран , епископ Отена ); два из Второго ( граф де Клермон-Тоннер и маркиз де Лалли-Толлендаль ); и четыре из Третьего ( Жан Жозеф Мунье , аббат Сийес , Николас Бергасс иИсаак Рене Ги ле Шапелье ).

Было высказано множество предложений по пересмотру определения французского государства, особенно в дни после знаменательных сессий 4–5 августа 1789 года и отмены феодализма. Например, маркиз де Лафайет предложил сочетание американской и британской систем, введя двухпалатный парламент , при котором король имел приостанавливающее право вето в законодательном органе по образцу власти, недавно возложенной на президента Соединенных Штатов .

На начальном этапе основные разногласия были связаны с тем, какой уровень власти должен быть предоставлен королю Франции (то есть: вето , приостанавливающее или абсолютное) и какую форму примет законодательный орган (например, однопалатный или двухпалатный ). Конституционный комитет предложил двухпалатный законодательный орган, но предложение было отклонено 10 сентября 1789 г. (849–89) в пользу одной палаты; на следующий день они предложили абсолютное вето, но снова потерпели поражение (673–325) в пользу приостанавливающего вето, которое могло быть отменено тремя законодательными собраниями подряд.

Второй конституционный комитет быстро заменил его, и в него вошли Талейран, аббат Сийес и Ле Шапелье из первоначальной группы, а также новые члены Ги-Жан-Батист Таргет , Жак Гийом Туре , Жан-Николя Деменье , Франсуа Дени Тронше и Жан. -Пол Рабо Сент-Этьен , все представители третьего сословия . Как указал Саймон Шама , многие из членов Конституционного комитета сами были членами дворянства, многим из которых позже грозила казнь [3].

Самая большая полемика, с которой столкнулся этот новый комитет, была связана с вопросом гражданства . Будет ли каждому подданному французской короны предоставлены равные права, как казалось в Декларации прав человека и гражданина, или будут какие-то ограничения? Октябрь Дни (5-6 октября) вмешались и поставили вопрос гораздо более сложный. В конце концов, проводилось различие между активными гражданами (старше 25 лет, уплачивающими прямые налоги, равные трехдневному труду), которые имели политические права, и пассивными гражданами, которые имели только гражданские права. Такой вывод был недопустим для таких радикальных депутатов, как Максимилиан Робеспьер , и после этого они уже никогда не могли примириться с Конституцией 1791 года.

Второй орган, Комитет ревизий, был создан в сентябре 1790 года и включал Антуана Барнава , Адриана Дюпора и Шарля де Ламета . Поскольку Национальное собрание является одновременно законодательным органом и конституционным собранием, не всегда было ясно, когда его декреты являются конституционными статьями или просто статутами. Работа этого комитета - разобраться в этом. Комитет стал очень важным в дни после резни на Марсовом поле , когда волна отвращения к народным движениям захлестнула Францию ​​и привела к новым усилиям по сохранению власти короны. В результате возникла новая политическая фракция Feuillants во главе с Барнавом., который использовал свое положение в комитете для сохранения ряда полномочий Короны, таких как назначение послов, военачальников и министров.

Провозглашение Конституции на Марше Невинных 14 сентября 1791 года Жаном-Луи Приером ( Французский музей революции ).

Конституция не была эгалитарной по сегодняшним стандартам. Он проводил различие между имущими активными гражданами и более бедными пассивными гражданами. У женщин не было прав на такие свободы, как образование, свободу говорить, писать, печатать и отправлять религиозные обряды.

С началом войны и угрозой краха революции радикальные якобинские и, в конечном итоге, республиканские концепции стали чрезвычайно популярными, увеличивая влияние Робеспьера , Дантона , Марата и Парижской Коммуны . Когда король использовал свое право вето для защиты священников, не являющихся судьями, и отказался создавать ополчения для защиты революционного правительства , конституционная монархия оказалась неработоспособной и была эффективно положена восстанием 10 августа . Национальная конвенциябыл вызван, избрав Робеспьера своим первым заместителем; это было первое собрание во Франции, избранное всеобщим голосованием мужчин. Конвенция провозгласила Францию республикой 22 сентября 1792 г. [4]

Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789— 1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: “Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов”.

Конституция существенно расширяла по сравнению с Декларацией 1789 г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа.

В Конституции предусматривались также некоторые социальные права: декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления “общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными”.

В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который “един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых “лишь путем уполномочения”, Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.

Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился прежде всего в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.Конституция подчеркивала, что корольцарствует “лишь в силу закона”, и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу “на верность нации и закону”. Более скромным стал и сам королевский титул: “король французов” вместо бывшего “король милостью божьей”. Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля “неприкосновенной и священной”, наделяла его значительными полномочиями.

Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрасигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.

Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Признанию этого права короля предшествовала острая и длительная борьба в Учредительном собрании. В конечном счете Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Вето короля преодолевалось лишь в том случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект “в тех же самых выражениях”. Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные акты финансового или конституционного характера.

Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием,которое избиралось на два года. Оно, как это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено королем. В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой “жить свободными или умереть”. Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.

Непоследовательный характер конституции проявился и в том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.

В Конституции 1791 г. указывалось, что “нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию”. Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию “жесткой”, не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.

Законодательство жирондистов в процессе революции во Франции (Декрет о созыве Национального конвента, об уничтожении королевской власти, декрет об учреждении комитетов и чрезвычайного уголовного трибунала 1792-1793 гг.).

В составе Законодательного собрания преобладали

фейяны представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции.

Фейянам противостояли жирондисты(лидеры — Бриссо, Верньо, Кондорсе), выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов,

а также якобинцы(лидеры — Дантон, Робеспьер и др.), представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку.

Жирондисты и якобинцы, которые были в меньшинстве в ЗС, пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа — в секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции.

Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции. Слухи о заговоре короля были умело использованы вождями якобинцев, выступавшими за дальнейшее развитие революции и оказавшими большое воздействие на низы Парижа. По призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап(10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

Под давлением революционно настроенного народа Законодательное собрание, где жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент,который должен был выработать новую конституцию Франции.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положил тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что “личность и собственность находятся под охраной французского народа”.

Состав Конвента отражал новую сложную расстановку политических сил, определившую развитие французской государственности на втором этапе революции. Руководящие позиции в нем заняли жирондисты (Бриссо и др.). Они не имели большинства мест в Конвенте, но их поддерживало “болото” — значительная часть депутатов, которые составляли своеобразный политический центр. Они занимали промежуточное положение между жирондистами и якобинцами, былое единство которых с провозглашением республики все более сменялось политической конфронтацией.

Благодаря поддержке “болота” вожди жирондистов смогли взять в свои руки правительственную власть, которая осуществлялась ими через Исполнительный комитет Конвента. Отражая прежде всего интересы умеренно-радикальных слоев буржуазии, а также всех тех кругов французского общества, которые устали от революции и не желали ее дальнейшего развития, жирондисты стремились сдержать нарастающее бунтарство народных масс. Не случайно к зиме 1792 г., когда в Париже вновь усилились противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба. Здесь укрепилось влияние монтаньяров, “истинных” якобинцев (Дантон, Робеспьер, Марат), пользовавшихся широкой поддержкой низов Парижа.

По мере развития революционных событий, которые во многом происходили помимо желания и воли жирондистского правительства, ему в Конвенте все более энергично противостояла якобинская оппозиция.

Заключительным итогом деятельности Учредительного собрания стала Конституция 1791 г. — первый из полутора десятков документов, которые к настоящему времени составляют конституционную историю Франции.

Второй раздел Конституции определял форму государственного устройства (унитаризм), административное деление королевства и права гражданства. Третий раздел был посвящен характеристике формы правления и избирательному праву.

В соответствии с принципами Декларации прав человека и гражданина Конституция 1791 г. устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, национального суверенитета и представительного правления. Учреждались три ветви власти, представленные соответствующими орга-нами общенационального масштаба.

Высшая законодательная власть вручалась однопалатному Национальному собранию, которое состояло из 745 человек, избиралось сроком на 2 года и, в соответствии с принципом разделения властей, не могло быть распущено королем.

Из общей массы депутатов одна треть (247 чел.) избиралась в соответствии с размерами территории страны, вторая треть (249 чел.) — в соответствии с общим количеством населения, а третья треть (249 чел.) — в соответствии с прямым налогообложением.

Следует подчеркнуть, что буржуазной части собрания удалось преодолеть сопротивление депутатов-дворян и не допустить создания для них верхней палаты (сената) — против этого предложения было подано 849 голосов, за — 89, воздержались — 122.

Конституцией вводился принцип неприкосновенности депутатов и неответственности их за мысли, слова и действия, проявляемые в процессе их депутатской деятельности. Уголовное преследование депутатов могло быть начато только с согласия Наци-онального собрания. Депутаты не являлись ответственными перед избирателями и не были зависимы от них. Они не были связаны обещаниями, данными в процессе избирательной кампании. В свою очередь, избиратели не могли связать своего депутата никакими наказами и потому не обладали правом его отзыва.

Сессии Собрания созывались непосредственно в силу закона, а не по усмотрению короля, и открывались в первый понедельник мая. Место заседаний и продолжительность парламентской сессии, определенные Собранием, не могли быть изменены королем. Собрание само следило за порядком своих заседаний и располагало подчиненным ему собственным вооруженным отрядом. Никакие войска не могли располагаться на расстоянии ближе 30 миль от места заседаний Национального собрания.

Главной функцией Национального собрания являлась функция законодательная. Инициатива создания законов могла проистекать только от него. Основная компетенция Собрания распространялась на сферы военного дела, финансов, административного управления, юстиции, внешних сношений. Особо оговаривалось право Национального собрания на ежегодное установление налогов.

Законопроект, принятый Собранием, требовал санкции короля. Королевское вето на законопроекты имело не абсолютный (как того требовали депутаты-дворяне; за абсолютное вето проголосовало 325 чел., против — 673), а только отлагательный (суспензивный) характер: если два последующих новых состава Собрания вновь принимали законопроект, отвергнутый королем, то этот законопроект принимал силу закона; следовательно, королевское вето могло действовать по меньшей мере 4 года.

Впрочем, отлагательное вето короля не распространялось на акты финансового и конституционного характера, а также на акты Национального собрания, касающиеся ответственности министров. Кроме того, Национальное собрание имело право обращаться непосредственно к народу с соответствующими воззваниями, не подлежащими королевскому вето.

Расходы короля определялись ци-вильным листом, утверждаемым законодательной властью (общая сумма расходов по цивильному листу для Людовика XVI была определена в 25 млн ливров).

Король назначал высших должностных лиц, агентов дипломатической службы, маршалов и адмиралов, две трети контр-адмиралов, половину генерал-лейтенантов, генерал-майоров, капитанов кораблей и полковников жандармерии, третью часть армейских полковников и подполковников, одну шестую часть морских лейтенантов; эти действия короля должны были сообразовываться с законодательством о прохождении службы и требовали скрепы соответствующих министров. Король продолжал руководить дипломатией, но объявление войны и подписание международных договоров не могли быть осуществлены им без предварительного согласия Национального собрания.

Судебная власть изымалась из рук короля, но не вручалась и Национальному собранию. Судебная функция оформлялась в особую ветвь власти, которая также, в свою очередь, не могла вмешиваться в дела законодательства и управления. Судебная власть вручалась выборным на определенный срок судьям, которые в своей должности утверждались королем, причем последний не мог отказать в утверждении в должности избранного судьи.

Новым элементом судебной системы являлось введение института присяжных заседателей, которые участвовали в работе судебных органов как на стадии обвинения и предания суду, так и на стадии фактического рассмотрения дела и вынесения по нему решения. Лицо, оправданное судом присяжных, не могло быть вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же самого деяния.

На местах (в департаментах и дистриктах) создавались органы внутреннего управления, действовавшие под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог объявлять недействительными решения органов внутреннего управления, а в случае упорного неповиновения — отрешать эти органы от должности, поставив об этом в известность Национальное собрание. Последнее имело право утвердить или отвергнуть коро- левское решение, а в случае необходимости — привлечь должностных лиц местного управления к судебной ответственности.

Непоследовательный характер Конституции проявился и в том, что ее положения не распространялись на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, хотя они и составляли часть Французской империи. На практике это означало то, что в колониях сохранялись институты рабства и работорговли. Согласно декрету Учредительного собрания от 28 сентября 1791 г., свобода предоставлялась лишь тем рабам, которые вступали на территорию самой Франции.

Превращение крупной буржуазии из консервативной в открыто контрреволюционную силу, активизация дворянско-мо- нархической и клерикальной контрреволюции, предательство королевского двора и неспособность правительства организовать отпор иностранной интервенции (интервенция против революционной Франции началась летом 1792 г.) вынудили народные массы вновь взять судьбу революции в собственные руки. Власть конституционалистов (фейянов) была свергнута в результате вооруженного восстания народа 10 августа 1792 г., поддержанного отрядами федератов, прибывшими из провинций. Королевский дворец Тю- ильри, защищаемый наемными швейцарскими солдатами, был взят штурмом; в ходе штурма погибло свыше 2 тыс. человек.

Читайте также: