В каких странах бывшие президенты обладают неприкосновенностью

Обновлено: 04.07.2024

В Госдуму внесен законопроект о неприкосновенности бывших президентов РФ. Его разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас, которые предлагают расширить привилегии экс-глав государства, а также усложнить процедуру лишения неприкосновенности. Разбираемся, что именно изменится.

Сейчас бывшие президенты неприкосновенны?

Да. Согласно действующему законодательству бывшего президента России не могут привлечь к уголовной или административной ответственности за то, что он совершил во время руководства страной. Кроме того, экс-президента не могут задержать, арестовать, обыскать, допросить или досмотреть по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства.

Неприкосновенность бывшего президента распространяется также на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, документы, багаж и переписку.

По действующему закону бывшего главу государства могут лишить неприкосновенности в случае возбуждения против него уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период президентства.

В этом случае председатель СКР направляет представление в Госдуму, затем депутаты должны дать согласие (а могут и не давать) на лишение экс-президента неприкосновенности. В течение трех дней решение должно быть направлено в Совет Федерации. У Совфеда есть три месяца на рассмотрение вопроса о лишении бывшего президента неприкосновенности. После принятия решения сенаторы в течение трех дней уведомляют о нем главу СКР. Если депутаты Госдумы или сенаторы откажутся лишать бывшего президента неприкосновенности, производство по уголовному делу против него будет прекращено.

Что тогда меняется?

Андрей Клишас

Андрей Клишас Federation Council of Russia / Global Look Press

Кроме того, согласно законопроекту, усложняется процедура лишения неприкосновенности. Это может произойти по решению Совета Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или в совершении другого тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного и Конституционного судов. При этом судьи и Верховного, и Конституционного судов назначаются по представлению президента. Если Совфед не рассмотрит обвинения Госдумы за три месяца, попытка будет считаться отклоненной и процедуру нужно начинать заново.

Значит ли это, что Путин и Медведев смогут совершать преступления и ничего им за это не будет?

Скорее всего, да, так и есть. Исключениями останутся тяжкие преступления и государственная измена. Если проект закона Клишаса вступит в законную силу, то, например, оштрафовать экс-президента России Дмитрия Медведева за переход дороги на красный свет или участие в несанкционированном митинге в поддержку Алексея Навального будет нельзя.

После принятия закона такая индульгенция будет распространяться персонально на двух людей — Дмитрия Медведева и Владимира Путина. В дальнейшем такой привилегией смогут воспользоваться и все следующие главы государства, если закон будет продолжать действовать в таком же виде.

Зачем бывшим президентам пожизненная неприкосновенность?

Значит ли это, что Путин готовится уйти? И сработают ли эти гарантии?


Сайт президента РФ

Эксперт считает, что преодолеть предусмотренную в законопроекте процедуру лишения президента гарантий маловероятно. Однако само предположение о том, что после ухода высшего должностного лица от власти конституционная система останется неизменной, выглядит довольно наивно. «У нас персоналистский политический режим, и я думаю, что шансов сохранить прежний конституционный дизайн в случае смены первого лица немного, потому что все это написано под одного человека. У нас никогда смена первого лица не вела к сохранению прежнего формата. И очень велики риски, что реальная утрата власти приведет к немедленному переписыванию законов.

В Государственной думе первое чтение прошел законопроект о гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. Поправки также разъясняют, как будет проходить процедура импичмента для бывших президентов.

Кроме экс-главы государства и его родственников, статусом неприкосновенности будут обладать жилые и служебные помещения, которые он занимает, транспортные средства, средства связи, документы, багаж и его переписка.

Согласно тексту законопроекта, бывший президент не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также быть задержанным, арестованным, подвернутым обыску, досмотру или допросу. Однако это не означает, что уголовное дело против бывшего президента не может быть возбуждено, объясняет федеральный судья в отставке, член Московской Хельсинкской группы Сергей Пашин.

– Уголовное может быть возбуждено. Другое дело, что до того как будет принято официальное решение в порядке импичмента, президента нельзя будет привлечь в качестве обвиняемого. Но расследование событий преступления вполне возможно, – подчеркивает юрист.

Для лишения бывшего президента неприкосновенности требуется соответствующее решение Совета Федерации, принятое двумя третями сенаторов, на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдвинутого двумя третями депутатов Государственной думы. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного суда о наличии признаков преступления, а также заключением Конституционного суда о соблюдении порядка выдвижения обвинения.

Из текста законопроекта можно сделать вывод, что привлечь экс-президента к ответственности за совершение административных правонарушений, а также уголовных преступлений незначительной или средней тяжести, к которым относятся побои или даже причинение смерти по неосторожности (например, в результате ДТП или эксцесса обороны), будет нельзя.

– Я думаю, это преждевременное заявление, – отмечает Сергей Пашин. – Никто не может быть освобожден от ответственности и никому не может быть дана привилегия на совершение преступления. Весь вопрос в процедуре – потребуется импичмент или не потребуется. Опять же, когда произошло преступление – до вступления в силу этого закона или после. Вся эта совокупность проблем может быть разрешена Конституционным судом, если он даст толкование соответствующих конституционных норм с учетом правоприменительной практики. Уголовный кодекс никого не освобождает от ответственности, независимо от его должностного положения. Действует принцип равенства.

По крайней мере, можно утверждать, что привлечь бывших президентов к административной или уголовной ответственности станет гораздо сложнее. И без проведения сложной процедуры лишения неприкосновенности сделать это будет нельзя, а она, как следует из поправок, требует, чтобы преступление было тяжким.

– Это во многом зависит от толкования, которое даст, во-первых, Конституционный суд, – объясняет заслуженный юрист РФ, – а во-вторых, суды общей юрисдикции, если назреет такая необходимость, но ваше понимание вполне имеет право на существование. Если уж за тяжкие преступления нужна процедура импичмента, то тем более в случае преступлений небольшой и средней тяжести надо эту процедуру тоже проводить. Про административные правонарушения сказать трудно, видимо, речь о них не идет. Если говорить о преступлениях небольшой и средней тяжести, может быть истолкование в том смысле, что надо повторять процедуру импичмента. Но прямо из закона этого не следует. Таким образом, не исключено, что можно привлекать по этим категориям преступлений без процедуры импичмента.

В России неприкосновенностью также обладают сенаторы, депутаты Государственной думы, а также бывшие и действующие судьи. Для членов Федерального собрания, в отличие от президентов, в соответствующем законе прописан порядок привлечения и к административной, и к уголовной ответственности на основании представления Генерального прокурора об импичменте. А передача дела в суд возможна только с согласия соответствующей палаты.

В рассматриваемом законе о гарантиях для экс-президентов подчеркивается, что бывшего главу государства, обладающего правовым иммунитетом, привлечь к административной или уголовной ответственности нельзя, как и проводить с ним следственные действия.

– Это толкование несколько парадоксальное, – считает Пашин, – потому что сейчас процедура привлечения к ответственности бывшего президента урегулирована уголовно-процессуальным законом и никакого импичмента не требует. Если первая статья будет истолкована в этом смысле, то потребуется импичмент.

– Думаю, что можно найти такие примеры. Я думаю, это нетипичное решение. В России это началось, когда начали оберегать судей от уголовной ответственности из мести. Чтобы их не стали бы преследовать, когда они вышли в отставку. Логично эту находку распространить и на президентов.

– Эта инициатива вытекает из Конституции, которую с таким удовольствием и почти единогласно все приняли. На самом деле этот закон не выходит из ряда вон. Это было предусмотрено для бывших президентов в поправках в Конституцию, поэтому этот закон только конкретизирует некоторые вещи.

– Всегда лучше иметь закон, который более подробно регулирует эти вопросы. Практика сталкивается с недоумениями, в Конституции подробно все не описано, а значит нужны какие-то нормативные тексты. Если это не закон, то Верховному суду пришлось бы давать разъяснения или Конституционному суду – давать постановление о толковании Конституции.

Верховна Рада (гетті)

Депутатская неприкосновенность больше не является нормой Конституции. 3 сентября народные депутаты во втором чтении проголосовали за ее снятие.

Как голосовали депутаты?

Снять депутатскую неприкосновенность обещали и президент Зеленский, и партия Слуга народа во время избирательной кампании. Поскольку закон предусматривает внесение изменений в Конституцию, его быстрого принятия не ожидали.

Парламент должен проголосовать за изменения в Конституцию в двух чтениях и на двух разных сессиях. Причем второй раз инициатива должна набрать больше 300 голосов. Поскольку первое торжественное заседание и сессия проводились не по календарному плану, они считались внеочередными. Поэтому 3 сентября парламентарии открыли вторую сессию, а поэтому смогли быстро провести закон.

Поддержали инициативу 373 депутата. Оппозиционная платформа — За жизнь и один внефракционный депутат не голосовали, а три депутата из Европейской солидарности воздержались.

Зняття депутатської недоторканності

К тому же еще Рада прошлого созыва отправляла документ в Конституционный суд, который подтвердил его законность. Ведь законопроект №7203 был разработан еще в 2017 году и представлен в Раду пятым президентом Петром Порошенко.

Что изменится для депутатов?

Если спикер парламента и президент подпишут закон, то уже с 1 января 2020 года со всех народных депутатов снимут неприкосновенность.

Законом предусмотрено изменить статью 80 Конституции Украины. Нормы о неприкосновенности были изъяты — теперь депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады Украины.

Но Конституция позволяет народным депутатам не нести юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

На этом также во время выступления акцентировал внимание и президент Украины:

— Я хочу развеять все мифы и политические манипуляции. У депутатов сохраняется индемнитет. Они не будут нести ответственность за свои политические решения, голосования, любые политические и публичные выступления, — отметил Зеленский.

Что означает депутатская неприкосновенность?

Неприкосновенность — это своеобразная юридическая гарантия того, что нардепа не могут привлечь к уголовной, административной или иной ответственности. Без согласия парламента нельзя было задержать депутатов даже на месте преступления, провести обыск в их домах, удалить телефонные разговоры, переписки и др.


Неприкосновенность гарантировала, что в деятельность депутата не будут вмешиваться и препятствовать ему выполнять свою работу. У них была защита от возможного давления со стороны других ветвей власти и немотивированного уголовного преследования.

Как ранее наказывали депутатов?

За всю историю независимости неприкосновенность по процедуре сняли только с 21 депутата. Причем наиболее активно это происходило в Верховной Раде VIII созыва. По подозрению в заговоре и подготовке теракта сняли неприкосновенность с Надежды Савченко, по подозрению в содействии незаконной добыче янтаря — с Максима Полякова и Борислава Розенблатта, по подозрению в мошенничестве — с Сергея Клюева.

Когда пытались снять неприкосновенность?

За 28 лет независимости было немало попыток забрать у депутатов иммунитет. В 2000 году это было одним из требований народного референдума, в 2006 году Раде удалось снять неприкосновенность с депутатов местных советов, а в 2014 году Виктор Янукович добился упрощения процедуры привлечения депутатов к ответственности.


Еще в 2015 году Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала Украине не снимать неприкосновенность. Из-за высокого уровня коррупции и несовершенной судебной системы был риск того, что чиновники могли поплатиться за свою политическую позицию.

Однако организация считает, что страны, где соблюдаются верховенства права и функционируют демократические институты, не нуждаются в неприкосновенности.

В каких странах есть депутатская неприкосновенность?

Неприкосновенность — это нормальная мировая практика, которая защищает парламентариев от любого влияния на их профессиональную деятельность. Она существует в той или иной форме в США и всех странах Европы, кроме Нидерландов.

Впервые неприкосновенность приняли в Великобритании еще в XIX веке. Там, кстати, а еще в Канаде, Испании и Ирландии норма неприкосновенности распространяется только на гражданские дела. Если же народные избранники совершат уголовное преступление, то их задержат.

В Бельгии неприкосновенность распространяется еще и на министров и местных чиновников.

Германия, Дания, Греция и Венгрия, например, даже останавливают уголовное производство, которое было открыто на депутата до получения им мандата. Впрочем, в отдельных случаях по решению парламента оно может быть возобновлено.

А в Соединенных Штатах неприкосновенность не будет действовать в случае совершения уголовного преступления, коррупционного деяния или подозрения в государственной измене. Но в той же Америке, а еще в Ирландии и Норвегии нельзя арестовывать депутата по дороге на работу или в здании парламента.

В Испании, Нидерландах и Румынии уголовные дела против парламентариев рассматривает только Верховный суд.

Партия Слуга народа смогла за пять дней инициировать и снять неприкосновенность. Не без поддержки и помощи других парламентариев, конечно. Однако это первый прецедент в истории независимой Украины. И это своеобразный тест на демократичность — не начнутся ли политические преследования и немотивированные аресты, как того опасаются противники инициативы.

А дальше — снятие неприкосновенности судей и президента. Это, кстати, тоже обещали в Слуге народа.

Читайте также: