В каких странах бывшие президенты обладают неприкосновенностью
Обновлено: 04.07.2024
В Госдуму внесен законопроект о неприкосновенности бывших президентов РФ. Его разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас, которые предлагают расширить привилегии экс-глав государства, а также усложнить процедуру лишения неприкосновенности. Разбираемся, что именно изменится.
Сейчас бывшие президенты неприкосновенны?
Да. Согласно действующему законодательству бывшего президента России не могут привлечь к уголовной или административной ответственности за то, что он совершил во время руководства страной. Кроме того, экс-президента не могут задержать, арестовать, обыскать, допросить или досмотреть по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства.
Неприкосновенность бывшего президента распространяется также на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, документы, багаж и переписку.
По действующему закону бывшего главу государства могут лишить неприкосновенности в случае возбуждения против него уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период президентства.
В этом случае председатель СКР направляет представление в Госдуму, затем депутаты должны дать согласие (а могут и не давать) на лишение экс-президента неприкосновенности. В течение трех дней решение должно быть направлено в Совет Федерации. У Совфеда есть три месяца на рассмотрение вопроса о лишении бывшего президента неприкосновенности. После принятия решения сенаторы в течение трех дней уведомляют о нем главу СКР. Если депутаты Госдумы или сенаторы откажутся лишать бывшего президента неприкосновенности, производство по уголовному делу против него будет прекращено.
Что тогда меняется?
Андрей Клишас Federation Council of Russia / Global Look Press
Кроме того, согласно законопроекту, усложняется процедура лишения неприкосновенности. Это может произойти по решению Совета Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или в совершении другого тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного и Конституционного судов. При этом судьи и Верховного, и Конституционного судов назначаются по представлению президента. Если Совфед не рассмотрит обвинения Госдумы за три месяца, попытка будет считаться отклоненной и процедуру нужно начинать заново.
Значит ли это, что Путин и Медведев смогут совершать преступления и ничего им за это не будет?
Скорее всего, да, так и есть. Исключениями останутся тяжкие преступления и государственная измена. Если проект закона Клишаса вступит в законную силу, то, например, оштрафовать экс-президента России Дмитрия Медведева за переход дороги на красный свет или участие в несанкционированном митинге в поддержку Алексея Навального будет нельзя.
После принятия закона такая индульгенция будет распространяться персонально на двух людей — Дмитрия Медведева и Владимира Путина. В дальнейшем такой привилегией смогут воспользоваться и все следующие главы государства, если закон будет продолжать действовать в таком же виде.
Зачем бывшим президентам пожизненная неприкосновенность?
Значит ли это, что Путин готовится уйти? И сработают ли эти гарантии?
Сайт президента РФ
Эксперт считает, что преодолеть предусмотренную в законопроекте процедуру лишения президента гарантий маловероятно. Однако само предположение о том, что после ухода высшего должностного лица от власти конституционная система останется неизменной, выглядит довольно наивно. «У нас персоналистский политический режим, и я думаю, что шансов сохранить прежний конституционный дизайн в случае смены первого лица немного, потому что все это написано под одного человека. У нас никогда смена первого лица не вела к сохранению прежнего формата. И очень велики риски, что реальная утрата власти приведет к немедленному переписыванию законов.
В Государственной думе первое чтение прошел законопроект о гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. Поправки также разъясняют, как будет проходить процедура импичмента для бывших президентов.
Кроме экс-главы государства и его родственников, статусом неприкосновенности будут обладать жилые и служебные помещения, которые он занимает, транспортные средства, средства связи, документы, багаж и его переписка.
Согласно тексту законопроекта, бывший президент не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также быть задержанным, арестованным, подвернутым обыску, досмотру или допросу. Однако это не означает, что уголовное дело против бывшего президента не может быть возбуждено, объясняет федеральный судья в отставке, член Московской Хельсинкской группы Сергей Пашин.
– Уголовное может быть возбуждено. Другое дело, что до того как будет принято официальное решение в порядке импичмента, президента нельзя будет привлечь в качестве обвиняемого. Но расследование событий преступления вполне возможно, – подчеркивает юрист.
Для лишения бывшего президента неприкосновенности требуется соответствующее решение Совета Федерации, принятое двумя третями сенаторов, на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдвинутого двумя третями депутатов Государственной думы. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного суда о наличии признаков преступления, а также заключением Конституционного суда о соблюдении порядка выдвижения обвинения.
Из текста законопроекта можно сделать вывод, что привлечь экс-президента к ответственности за совершение административных правонарушений, а также уголовных преступлений незначительной или средней тяжести, к которым относятся побои или даже причинение смерти по неосторожности (например, в результате ДТП или эксцесса обороны), будет нельзя.
– Я думаю, это преждевременное заявление, – отмечает Сергей Пашин. – Никто не может быть освобожден от ответственности и никому не может быть дана привилегия на совершение преступления. Весь вопрос в процедуре – потребуется импичмент или не потребуется. Опять же, когда произошло преступление – до вступления в силу этого закона или после. Вся эта совокупность проблем может быть разрешена Конституционным судом, если он даст толкование соответствующих конституционных норм с учетом правоприменительной практики. Уголовный кодекс никого не освобождает от ответственности, независимо от его должностного положения. Действует принцип равенства.
По крайней мере, можно утверждать, что привлечь бывших президентов к административной или уголовной ответственности станет гораздо сложнее. И без проведения сложной процедуры лишения неприкосновенности сделать это будет нельзя, а она, как следует из поправок, требует, чтобы преступление было тяжким.
– Это во многом зависит от толкования, которое даст, во-первых, Конституционный суд, – объясняет заслуженный юрист РФ, – а во-вторых, суды общей юрисдикции, если назреет такая необходимость, но ваше понимание вполне имеет право на существование. Если уж за тяжкие преступления нужна процедура импичмента, то тем более в случае преступлений небольшой и средней тяжести надо эту процедуру тоже проводить. Про административные правонарушения сказать трудно, видимо, речь о них не идет. Если говорить о преступлениях небольшой и средней тяжести, может быть истолкование в том смысле, что надо повторять процедуру импичмента. Но прямо из закона этого не следует. Таким образом, не исключено, что можно привлекать по этим категориям преступлений без процедуры импичмента.
В России неприкосновенностью также обладают сенаторы, депутаты Государственной думы, а также бывшие и действующие судьи. Для членов Федерального собрания, в отличие от президентов, в соответствующем законе прописан порядок привлечения и к административной, и к уголовной ответственности на основании представления Генерального прокурора об импичменте. А передача дела в суд возможна только с согласия соответствующей палаты.
В рассматриваемом законе о гарантиях для экс-президентов подчеркивается, что бывшего главу государства, обладающего правовым иммунитетом, привлечь к административной или уголовной ответственности нельзя, как и проводить с ним следственные действия.
– Это толкование несколько парадоксальное, – считает Пашин, – потому что сейчас процедура привлечения к ответственности бывшего президента урегулирована уголовно-процессуальным законом и никакого импичмента не требует. Если первая статья будет истолкована в этом смысле, то потребуется импичмент.
– Думаю, что можно найти такие примеры. Я думаю, это нетипичное решение. В России это началось, когда начали оберегать судей от уголовной ответственности из мести. Чтобы их не стали бы преследовать, когда они вышли в отставку. Логично эту находку распространить и на президентов.
– Эта инициатива вытекает из Конституции, которую с таким удовольствием и почти единогласно все приняли. На самом деле этот закон не выходит из ряда вон. Это было предусмотрено для бывших президентов в поправках в Конституцию, поэтому этот закон только конкретизирует некоторые вещи.
– Всегда лучше иметь закон, который более подробно регулирует эти вопросы. Практика сталкивается с недоумениями, в Конституции подробно все не описано, а значит нужны какие-то нормативные тексты. Если это не закон, то Верховному суду пришлось бы давать разъяснения или Конституционному суду – давать постановление о толковании Конституции.
Депутатская неприкосновенность больше не является нормой Конституции. 3 сентября народные депутаты во втором чтении проголосовали за ее снятие.
Как голосовали депутаты?
Снять депутатскую неприкосновенность обещали и президент Зеленский, и партия Слуга народа во время избирательной кампании. Поскольку закон предусматривает внесение изменений в Конституцию, его быстрого принятия не ожидали.
Парламент должен проголосовать за изменения в Конституцию в двух чтениях и на двух разных сессиях. Причем второй раз инициатива должна набрать больше 300 голосов. Поскольку первое торжественное заседание и сессия проводились не по календарному плану, они считались внеочередными. Поэтому 3 сентября парламентарии открыли вторую сессию, а поэтому смогли быстро провести закон.
Поддержали инициативу 373 депутата. Оппозиционная платформа — За жизнь и один внефракционный депутат не голосовали, а три депутата из Европейской солидарности воздержались.
К тому же еще Рада прошлого созыва отправляла документ в Конституционный суд, который подтвердил его законность. Ведь законопроект №7203 был разработан еще в 2017 году и представлен в Раду пятым президентом Петром Порошенко.
Что изменится для депутатов?
Если спикер парламента и президент подпишут закон, то уже с 1 января 2020 года со всех народных депутатов снимут неприкосновенность.
Законом предусмотрено изменить статью 80 Конституции Украины. Нормы о неприкосновенности были изъяты — теперь депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады Украины.
Но Конституция позволяет народным депутатам не нести юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.
На этом также во время выступления акцентировал внимание и президент Украины:
— Я хочу развеять все мифы и политические манипуляции. У депутатов сохраняется индемнитет. Они не будут нести ответственность за свои политические решения, голосования, любые политические и публичные выступления, — отметил Зеленский.
Что означает депутатская неприкосновенность?
Неприкосновенность — это своеобразная юридическая гарантия того, что нардепа не могут привлечь к уголовной, административной или иной ответственности. Без согласия парламента нельзя было задержать депутатов даже на месте преступления, провести обыск в их домах, удалить телефонные разговоры, переписки и др.
Неприкосновенность гарантировала, что в деятельность депутата не будут вмешиваться и препятствовать ему выполнять свою работу. У них была защита от возможного давления со стороны других ветвей власти и немотивированного уголовного преследования.
Как ранее наказывали депутатов?
За всю историю независимости неприкосновенность по процедуре сняли только с 21 депутата. Причем наиболее активно это происходило в Верховной Раде VIII созыва. По подозрению в заговоре и подготовке теракта сняли неприкосновенность с Надежды Савченко, по подозрению в содействии незаконной добыче янтаря — с Максима Полякова и Борислава Розенблатта, по подозрению в мошенничестве — с Сергея Клюева.
Когда пытались снять неприкосновенность?
За 28 лет независимости было немало попыток забрать у депутатов иммунитет. В 2000 году это было одним из требований народного референдума, в 2006 году Раде удалось снять неприкосновенность с депутатов местных советов, а в 2014 году Виктор Янукович добился упрощения процедуры привлечения депутатов к ответственности.
Еще в 2015 году Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала Украине не снимать неприкосновенность. Из-за высокого уровня коррупции и несовершенной судебной системы был риск того, что чиновники могли поплатиться за свою политическую позицию.
Однако организация считает, что страны, где соблюдаются верховенства права и функционируют демократические институты, не нуждаются в неприкосновенности.
В каких странах есть депутатская неприкосновенность?
Неприкосновенность — это нормальная мировая практика, которая защищает парламентариев от любого влияния на их профессиональную деятельность. Она существует в той или иной форме в США и всех странах Европы, кроме Нидерландов.
Впервые неприкосновенность приняли в Великобритании еще в XIX веке. Там, кстати, а еще в Канаде, Испании и Ирландии норма неприкосновенности распространяется только на гражданские дела. Если же народные избранники совершат уголовное преступление, то их задержат.
В Бельгии неприкосновенность распространяется еще и на министров и местных чиновников.
Германия, Дания, Греция и Венгрия, например, даже останавливают уголовное производство, которое было открыто на депутата до получения им мандата. Впрочем, в отдельных случаях по решению парламента оно может быть возобновлено.
А в Соединенных Штатах неприкосновенность не будет действовать в случае совершения уголовного преступления, коррупционного деяния или подозрения в государственной измене. Но в той же Америке, а еще в Ирландии и Норвегии нельзя арестовывать депутата по дороге на работу или в здании парламента.
В Испании, Нидерландах и Румынии уголовные дела против парламентариев рассматривает только Верховный суд.
Партия Слуга народа смогла за пять дней инициировать и снять неприкосновенность. Не без поддержки и помощи других парламентариев, конечно. Однако это первый прецедент в истории независимой Украины. И это своеобразный тест на демократичность — не начнутся ли политические преследования и немотивированные аресты, как того опасаются противники инициативы.
А дальше — снятие неприкосновенности судей и президента. Это, кстати, тоже обещали в Слуге народа.
Читайте также: