В каких случаях выдается дубликат свидетельства соответствия

Обновлено: 02.07.2024

Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них

1. Общие положения

1.1. Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них в соответствии с положениями ст.77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы).

Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом.

Для свидетельствования верности копии нотариусу может быть представлен документ любого содержания, назначения, независимо от его юридической и практической значимости, за исключением случаев, установленных законом.

Положения, установленные настоящими методическими рекомендациями для свидетельствования верности копий документов, применяются для свидетельствования верности выписок из документов, а также копий с копии документов, если иное не установлено законом и настоящими методическими рекомендациями и не противоречит существу нотариального действия.

ГОСТом Р 7.0.8.-2013, в частности, определены понятия:

- "документ" - зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

- "официальный документ" - документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке;

- "подлинный документ" - документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения;

- "подлинник документа" - первый или единственный экземпляр документа.

С учетом содержания этих понятий нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий документов на бумажном носителе, содержащих текстовую и/или изобразительную информацию, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

Нотариальное свидетельствование верности копий электронных документов, видео-, кино- и фонодокументов законодательством не предусмотрено.

В соответствии со статьями 103.8 и 103.9 Основ нотариус удостоверяет равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу. В соответствии со статьями 102 и 103 Основ нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения споров в судебных и административных органах.

1.3. Основные требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, предусмотрены статьей 45 Основ.

Документы, представленные для свидетельствования верности копии, не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. К таким способам, например, могут относиться использование последовательной нумерации листов с указанием их общего числа и идентифицирующих реквизитов документа, подписание каждого листа автором с нумерацией листов, проставление печатей или штампов на пересечении листов документа, простановка сплошной рельефной (давленой) печати сквозь все листы документа и др.

Нотариус не вправе свидетельствовать верность копий документов, имеющих исправления, в том числе оговоренные, в которых они недопустимы.

Указ Президиума ВС СССР от 04.08.83 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (п.3).

Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей свидетельствования верности копии, нотариус вправе совершить данное нотариальное действие.

Существенными недостатками признаются, в том числе:

- подчистки, дописки, зачеркнутые слова, иные неоговоренные исправления, влияющие на содержание и искажающие смысл документа;

- нечитаемые фрагменты текста, реквизитов или печати, скрепляющей подпись должностного лица, или иные особенности, которые могут привести к неверному толкованию содержания документа в целом или к сомнению в его подлинности;

- повреждения документа, влекущие сомнения в его целостности;

- иные недостатки, не позволяющие сделать однозначного вывода об отсутствии признаков подделки документа.

1.4. Нотариус, свидетельствуя верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ.

Обязанности нотариуса по проверке документа, представленного для свидетельствования верности его копии, ограничиваются проверкой наличия в нем информации и реквизитов, позволяющих идентифицировать его автора.

В случае невозможности идентифицировать автора документа нотариус отказывает в свидетельствовании верности копии документа.

1.5. Верность копии документа, исходящего от физического лица, подлежит нотариальному свидетельствованию на общих основаниях - в документе должны содержаться реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Например, из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 19, 20) следует, что к идентифицирующим признакам гражданина отнесены его фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства.

1.6. В случаях, когда документ наряду с информацией на бумажном носителе содержит электронный носитель информации (например, биометрический паспорт), нотариус может свидетельствовать верность копии текстовой и изобразительной информации, содержащейся на бумажном носителе.

1.7. Свидетельствование верности копий документов, удостоверяющих личность гражданина (в том числе служебные удостоверения), документов, содержащих медицинскую или иную охраняемую законом тайну либо персональные данные, производится на общих основаниях, в том числе по просьбе третьих лиц, представивших эти документы нотариусу. При этом предполагается (если нотариусу не известно иное), что лицо, представившее документ нотариусу, владеет документом добросовестно.

1.8. Засвидетельствованная нотариусом копия документа должна отвечать требованиям, предъявляемым статьей 45.1 Основ к нотариально оформляемому на бумажном носителе документу. Она может быть изготовлена с помощью технических средств или написана от руки и быть легко читаема, должна соответствовать оригиналу: содержать весь текст и реквизиты документа без сокращений и искажений. Удостоверительная надпись на копии должна соответствовать формам, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи. Например, "Листы N ___ N ___ представленного документа являются копиями".

1.9. Свидетельствование верности копии документа, содержащего государственную тайну, имеющего указание (гриф) на недопустимость его копирования, а также гриф "Секретно" и "Совершенно секретно" не допускается.

2. Лицо, обращающееся за совершением нотариального действия

2.1. За свидетельствованием верности копии документа может обратиться лицо, достигшее 14-летнего возраста, в том числе не являющееся владельцем документа.

По общим правилам совершения нотариальных действий устанавливается личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

3. Свидетельствование верности копии с копии документа. Свидетельствование верности выписки из документа

3.1. Верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, что верность копии документа засвидетельствована нотариально или в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

По смыслу статьи 77 Основ нотариально засвидетельствованная копия документа тождественна понятию "документ". Поэтому не может быть ограничено количество последовательных свидетельствований верности копии с нотариально засвидетельствованной копии или копии, выданной в ином установленном законодательством Российской Федерацией порядке.

Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, в пределах своей компетенции, производится на общих основаниях. В частности, нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий с копий документов, исходящих от судов, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусу следует иметь в виду установленный законодательством Российской Федерации порядок оформления копий документов, выданных указанными органами. Например, порядок оформления копий судебных актов предусмотрен приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", порядок оформления копий документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", приказом Росреестра от 07.09.2010 N П/491 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных иными юридическими лицами (корпоративными и иными), допускается, если копия документа оформлена в установленном законом порядке. Законодательными актами о корпоративных юридических лицах предусмотрено право и обязанность этих юридических лиц свидетельствовать верность копий документов, образующихся в процессе их деятельности. Например, соответствующими полномочиями обладают общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества.

В соответствии с действующими в настоящее время нормами Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.08.83 N 9779-X государственные и общественные предприятия, учреждения и организации свидетельствуют по заявлениям граждан верность копий документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.


Повторное свидетельство о рождении можно получить, если вы потеряли, испортили или заламинировали свидетельство о рождении, а также если бланк изветшал, текст и (или) печать органа ЗАГС на нем стали нечитаемыми (п. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Чтобы получить повторное свидетельство о рождении (далее также — дубликат свидетельства), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, относитесь ли вы к лицам, имеющим право на получение дубликата свидетельства
За получением повторного свидетельства о рождении могут обратиться, в частности, следующие лица (п. 2 ст. 9 Закона N 143-ФЗ):
1)лицо, в отношении которого была составлена запись о рождении;
2)родственник (иное заинтересованное лицо) — в случае смерти лица, в отношении которого была составлена запись о рождении;
3)родители (лица, их заменяющие) — в случае получения дубликата свидетельства о рождении ребенка, не достигшего ко дню выдачи повторного свидетельства 18 лет (если ребенок достиг совершеннолетия, его родителям (одному из них) выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
4)опекуны лиц, признанных недееспособными;
5)иные лица — при предоставлении нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение дубликата свидетельства.
Повторное свидетельство о рождении не выдается родителям (одному из них) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. По их просьбе им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (п. 3 ст. 9 Закона N 143-ФЗ; п. 46 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307).

Шаг 2. Подготовьте заявление и необходимые документы
В зависимости от конкретной ситуации вместе с заявлением о выдаче повторного свидетельства может потребоваться представить, в частности, следующие документы (п. 7 ст. 9 Закона N 143-ФЗ; ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 35, 39 Административного регламента N 307; Перечень, утв. Приказом Минюста России от 19.08.2016 N 194; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828; п. 64 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 01.10.2018 N 201):
1)документ, удостоверяющий личность заявителя (например, паспорт гражданина РФ);
2)документы, подтверждающие родственные отношения с умершим (например, вступившее в законную силу решение суда об установлении факта родственных отношений с умершим);
3)документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении повторного свидетельства (например, завещание, справка нотариуса об открытии наследственного дела, договор ренты и пожизненного содержания с иждивением);
4)документы, подтверждающие право на получение повторного свидетельства в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей (например, договор о приемной семье, документ, подтверждающий полномочия заявителя);
5)документы, подтверждающие право на получение повторного свидетельства в отношении лица, признанного судом недееспособным (в частности, копия вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным, документ, подтверждающий полномочия заявителя);
6)нотариально удостоверенная доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства;
7)документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение записи о рождении, совершенной за пределами территории РФ, при наличии их легализации (если иное не установлено международным договором РФ).

Шаг 3. Обратитесь с документами в орган ЗАГС и получите дубликат свидетельства
За получением дубликата свидетельства вам необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту вашего жительства или пребывания. Если вы обращаетесь в орган ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе лично, дубликат свидетельства выдается в день обращения (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Подать заявление в орган ЗАГС можно лично, по почте, а в некоторых субъектах РФ — через МФЦ либо в форме электронного документа через Интернет (включая Единый портал госуслуг) (п. п. 4, 5 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Следует учесть, что при направлении заявления по почте, через МФЦ или Интернет получение дубликата свидетельства займет большее время по сравнению с личным обращением в орган ЗАГС.
За выдачу дубликата потребуется уплатить госпошлину (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ; п. 51 Административного регламента N 307).

Справка. Размер госпошлины
За выдачу повторного свидетельства уплачивается госпошлина в размере 350 руб. Право на освобождение от уплаты госпошлины имеют, в частности, Герои РФ (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 11 п. 1 ст. 333.25, пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).

При получении повторного свидетельства вы должны предъявить документ, удостоверяющий личность, и указанные выше документы, подтверждающие ваше право на получение повторного свидетельства (п. 7 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
На бланке повторного свидетельства будет сделана отметка, что свидетельство повторное (п. 21 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 13.08.2018 N 167).
Если вас известили об отсутствии записи акта о рождении (например, в связи с утратой архивного фонда органа ЗАГС вследствие пожара), вы вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта госрегистрации рождения. Решение суда, которым будет установлен данный факт, является основанием для восстановления записи и выдачи свидетельства о рождении (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ; п. п. 2 — 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; пп. 2 п. 10, пп. 3 п. 80 Административного регламента N 307; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Зачем заверять копии

Организации заверяют копии в следующих ситуациях:

  • для предоставления контрактов, накладных, учредительных документов, свидетельства о праве собственности и др. сторонним компаниям и государственным органам;
  • для обмена кадровой документацией внутри подразделений или филиалов компании;
  • для предоставления справок и выписок сотрудникам в связи с их трудовой деятельностью.

Сотрудники компании (в том числе и бывшие) вправе написать запрос о выдаче любых ксерокопий бумаг, связанных с их работой (трудовых книжек, распоряжений о приеме на работу, о переводе, увольнении, справок и выписок и т.д.). Работодатель обязан бесплатно выдать их в течение 3 рабочих дней ( статья 62 ТК РФ и пункт 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 ).

Заверенные дубликаты требуют и различные учреждения:

  • налоговые инспекции;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд социального страхования;
  • банки и микрофинансовые организации;
  • надзорные органы (Гостехнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Трудовая инспекция и т.д.);
  • судебные инстанции.

Кто вправе заверять документы

В исключительных случаях дубликаты заверяют у нотариуса. Конкретные ситуации предусмотрены законодательством. Например, доверенность для совершения зарубежных сделок, вступление в наследство, свидетельства о собственности, корректировка учредительных документов организаций и т.д. Но каждый раз при создании копий и выписок из кадровой документации идти к нотариусу нецелесообразно. В большинстве ситуаций работодатель вправе самостоятельно удостоверить их.

Эту процедуру вправе осуществлять ограниченный круг лиц:

  • руководитель (или индивидуальный предприниматель);
  • главный бухгалтер;
  • начальник или специалист кадровой службы;
  • иные уполномоченные должностные лица, входящие в штат организации.

Без дополнительных актов заверить ксерокопии важных бумаг позволительно только главе компании или индивидуальному предпринимателю. Для остальных сотрудников понадобится дополнительная бумага, наделяющая их такими полномочиями, — например, отметка в должностной инструкции или доверенность. Глава компании издает распоряжение, где отмечает, кто и на основании чего проводит эту процедуру.

Ксерокопию заверяет только тот человек, который ее подготовил или сравнил с подлинником. Нельзя брать на себя ответственность проставлять отметку о заверении, если вы не видели оригинала.

Юридические лица вправе удостоверить только дубликаты собственных протоколов и актов. Копирование чужих бумаг допустимо, только если есть разрешение этих организаций. Оно не требуется, если бумаги нужны для трудоустройства граждан или касаются личных дел действующих работников компании.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заверить копии документов для налоговой инспекции. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какими НПА руководствоваться

Не существует единого нормативного акта, регулирующего порядок копирования документов. В большинстве случаев ориентируются на национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016, вступивший в силу с 1 июля 2018 года. Но он используется в качестве рекомендаций. И становится обязательным, если утвержден во внутренней нормативной документации предприятия.

При разработке правил заверения копий документов внутри компании следует ориентироваться на судебную практику, распоряжения, письма государственных ведомств и на следующие нормативные акты:

Процедура заверения в организации

При изготовлении дубликатов важных бумаг необходимо руководствоваться порядком заверения копий документов, установленным законодательством по ГОСТу Р 7.0.97-2016. В него входят обязательные шаги:

Если в дубликате несколько страниц, то существуют два способа:

Обычно заверенный документ действителен 30 дней. Хотя в законодательстве этот срок не указан, госорганы и банковские учреждения не принимают акты, изготовленные раньше. В банках этот срок часто еще меньше — от нескольких дней до двух недель.

Вот принципы, как заверить копии документов по новым правилам с помощью оттиска:

  • штамп проставляют в конце текста под всеми подписями;
  • ставят в свободном месте, обычно в нижнем правом углу;
  • запрещено перекрывать им текст;
  • применять его допустимо при согласовании с органами, в которые направляете акты (не все госорганы это позволяют).

Вот пример, как это выглядит:

Начальник отдела кадров Степанов Степанов С.С.

27 июля 2021 года

Образец

Образец заверения копии трудовой книжки

Можно ли заверить документ надписью от руки

Вот пример, как заверить ксерокопию приказа от руки.

Образец отметки копия верна, сделанной от руки

Как заверить электронный документ

Все электронные документы, переданные через систему ЭДО Диадок и подписанные действующей КЭП, по умолчанию равнозначны бумажным, поэтому нет необходимости дублировать их.

Однако некоторые документы могут быть созданы исключительно на бумажном носителе. Кроме того, бывают случаи, когда готовый бумажный документ необходимо перевести в электронный вид. При этих обстоятельствах потребуется удостоверить равнозначность документа у нотариуса.

Что означает удостоверение равнозначности

Нотариальное удостоверение равнозначности документа бывает двух видов:

  1. удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;
  2. удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.

Суть данной процедуры — это подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе.

Процедура удостоверения равнозначности бумажного документа электронному означает, что нотариус подтверждает тождественность созданного цифрового экземпляра его физической версии. То есть цифровая копия становится юридически равнозначна бумажной.

Как заверить равнозначность документов

Разберем конкретный пример. Нужно продать недвижимость в Екатеринбурге. Продавец живет в Новосибирске и не может быстро приехать на завершение сделки. Он обращается к нотариусу в своем городе и оформляет доверенность на родственника из Екатеринбурга.

Далее нотариус продавца в Новосибирске подготовит нотариально удостоверенную доверенность и ее электронный образ. После документ подписывается квалифицированной электронной подписью нотариуса продавца. Теперь цифровая версия равна бумажной.

Доверенность в электронном виде отправляется нотариусу родственника в Екатеринбурге. Специалист переводит ее обратно из электронной формы на бумажный носитель, удостоверяет и выдает доверенному лицу.

То же касается и других документов физических лиц: согласие на совершение супругом сделки с недвижимостью, разрешение на выезд детей за границу и т. д.

Применительно к юридическим лицам таким способом допускается удостоверить лист записи ЕГРЮЛ, полученный от ФНС в цифровом формате. Нотариус распечатает документы и удостоверит их равнозначность электронному листу записи.

Основные этапы процедуры

  1. Клиент обращается к нотариусу. С собой приносит документы (список будет ниже).
  2. Специалист создает цифровой экземпляр и подписывает его своей КЭП.
  3. Заверенную версию записывают на проверенный съемный носитель или передают онлайн (через электронную почту, облачные сервисы).

Если дополнительно необходимо перевести документ из электронного вида в бумажный, далее происходит следующее:

  1. Удостоверенный экземпляр передается другому нотариусу.
  2. Специалист переводит документ из электронного в бумажный и удостоверяет их равнозначность.
  3. Удостоверенный документ передается второй стороне.

Какие документы нужны для удостоверения

Список зависит от того, кто обращается за нотариальными услугами.

Для физического лица

  • Паспорт.
  • Гражданам из другой страны: нотариально заверенный перевод паспорта и подтверждение права пребывания в РФ (виза, вид на жительство, разрешение на временное проживание).
  • Копия устава.
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителя (протокол собрания, приказ и т. д.).
  • Лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
  • Свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика.
  • Документ, подтверждающий личность руководителя.

Если от организации выступает сотрудник по доверенности, потребуется его паспорт и оригинал доверенности. Доверенность может быть выдана юридическим лицом или заверена нотариусом.

Список документов для иностранной организации

  • Устав.
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителя.
  • Выписка из реестра государства, где производилась регистрация организации.
  • Документ, подтверждающий личность лица, обратившегося за услугой.

Кроме того, документы для иностранной компании подают вместе с нотариально заверенным переводом на русский язык.

Исчерпывающий перечень уточняйте у нотариуса.

В каких случаях может понадобиться удостоверение

Обменивайтесь документами по сделке. Отправляйте УПД, счета-фактуры, акты и другие документы в Диадоке.

Исключения

Нельзя удостоверить равнозначность:

  • паспорта, свидетельства о рождении или другого документа такого же типа;
  • сделок, совершаемых в простой письменной форме, то есть не удостоверенных нотариально.

Документы из списка подаются только в оригинале.

Вопрос-ответ

Кто подписывает электронную версию документа?

Как сказано выше, нотариус подписывает своей КЭП электронный образ документа. Однако если его содержание и форма предполагают подпись заявителя, последний также использует электронную подпись.

Что такое тождественность документа?

Это удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе. Созданный специалистом электронный документ по закону обладает той же силой, что и бумажный оригинал, равнозначность которому удостоверена нотариусом.

Как перевести цифровой документ в бумажный формат?

Обратная процедура — удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу. Процесс аналогичный: специалист подтверждает тождественность документов.

Если документ подписан КЭП клиента, нотариус сначала проверит подпись на достоверность, а после проведет процедуру.

Проверяет ли нотариус содержание и подлинность документов?

Нет, специалист, к которому обратились за указанной услугой, не занимается проверкой. Специалист исключительно свидетельствует о тождественности электронной и бумажной версий.

Какой формат?

Когда клиент планирует перевести электронную версию в бумажную, лучше заранее уточнить требования к документу: формат, способ отправки, вес и т. д. Чаще это файлы с расширением PDF или TIFF.

Сколько стоит?

Расценки на услугу зависят от региона и конкретного специалиста, но в среднем колеблются от 50 до 70 рублей за страницу.


Когда выдается дубликат аттестата или диплома

Мособлархитектура обработала более 200 документов по утверждению генпланов и ППЗ в 2018 году

Мособлархитектура обработала более 200 документов по утверждению генпланов и ППЗ в 2018 году

Дубликаты аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, дипломов о среднем профессиональном и высшем образовании и приложений к ним выдаются в следующих случаях:

- при потере документа;

- обнаружении ошибок в документе после его получения;

- смене фамилии (имени, отчества).

Законом предусматривается бесплатная возможность получения дубликата документа об образовании.

Если утрачен, поврежден или содержит ошибку только аттестат или диплом, то выдается и дубликат документа об образовании, и дубликат приложения к нему, а сохранившийся подлинник приложения изымается.

Если утрачено, повреждено или содержит ошибку только приложение, взамен выдается дубликат приложения к аттестату или диплому, на котором проставляется нумерация бланка сохранившегося аттестата или диплома.

Где получить дубликат аттестата или диплома

Ноутбук

Чтобы получить дубликат, выпускник (его родитель/ законный представитель) обращается с заявлением в организацию, выдавшую аттестат или диплом.

Если данное образовательное учреждение было реорганизовано, то обращаться следует в организацию, которая является его правопреемником.

Если образовательная организация была ликвидирована, то заявление о выдаче дубликата подается в организацию, в ведении которой она находилась, или в территориальный орган управления в сфере образования.

Решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата документа об образовании или дубликата приложения к нему принимается в месячный срок со дня подачи заявления.

Дубликат получает лично выпускник или другое лицо при предъявлении паспорта и оформленной доверенности.

По заявлению выпускника дубликат может быть направлен в его адрес заказным письмом.

Какие документы приложить к заявлению

Стопка бумаг

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

При утрате аттестата, диплома или приложения к ним в заявлении необходимо изложить обстоятельства и приложить документы, подтверждающие факт утраты (справку из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявление в газете и др.).

При повреждении документа об образовании или приложения к нему, обнаружении ошибки – изложить обстоятельства и характер повреждений или указать на допущенные при их заполнении ошибки, и приложить к заявлению непригодные для использования документы.

При изменении фамилии, имени, отчества выпускника к заявлению прилагаются копии подтверждающих документов.

Как должен быть оформлен дубликат

Подача документов

Дубликаты документов об образовании и приложений к ним оформляются на бланках организации. Документы об образовании, образцы которых самостоятельно установлены организацией, нельзя обменять на аттестаты и дипломы государственного образца.

Записи в дубликаты вносят в соответствии с документами, которые есть в личном деле выпускника.

Если нет возможности заполнения дубликата приложения к аттестату или диплому, дубликат аттестата или диплома выдается без приложения.

Если название образовательного учреждения изменилось, то дубликаты выдаются вместе с документом, подтверждающим эти изменения.

Подделка дубликатов документов об образовании с целью получения прав или освобождения от обязанностей, их сбыт, а также использование заведомо подложных документов влекут уголовную ответственность.

Читайте также: