Что включает научно методическое обеспечение дошкольного образования

Обновлено: 04.07.2024

Методическое обеспечение образовательного процесса – это составление регламента реализации образовательной деятельности с соблюдением правил и норм ее проведения и рекомендаций деятельности педагогов в процессе своей профессиональной работы.

Образовательный процесс на уровне дошкольного образования имеет свои особенности. Они отражаются в методическом обеспечении работы педагогов ДОУ и функционировании дошкольного образовательного учреждения в целом.

Содержание методической работы ДОУ

Методическая работа дошкольного учреждения образования, прежде всего, ориентирована на оказание помощи воспитателям в реализации своих функций и обеспечении качественной работы учебного заведения.

Методическая работа ДОУ реализуется посредством создания в учебном заведении методической службы. Она включает в себя руководителя ДОУ и методиста, а также совокупность методической литературы, определяющей основы построения образовательного процесса ДОУ и основы его реализации педагогами и иными специалистами. Методист является старшим воспитателем, занимающимся разработкой рекомендаций работы воспитателей и их помощников и оказанием помощи и поддержки их профессиональной деятельности.

Содержание методической работы ДОУ связано с функциями, ориентированными на развитие профессионализма воспитателей и повышение качества их деятельности. С этой позиции выделяют следующие функции деятельности методической службы, отражающие ее содержание:

  1. Развитие личностных качеств педагога и его профессионализма. По данному направлению разрабатываются рекомендации развития у воспитателей стрессоустойчивости, повышения их работоспособности, выбору стиля педагогического общения, мотивации творческой профессиональной деятельности воспитателя и способы повышения педагогического мастерства.
  2. Развитие творческого потенциала педагогического коллектива. Разрабатываются ценностные ориентации деятельности педагогов, правила проведения диагностики воспитанников, правила участия в исследовательской деятельности, приобщение педагогов к ней, распространение передового педагогического опыта, формирование стимулов к творческой деятельности.
  3. Обновление образовательного процесса и развитие взаимодействия ДОУ с другими образовательными системами. Осуществляется разработка основ применения передового педагогического опыта в образовательном процессе, научных достижений психологии, педагогики, логопедии и использование опыта работы деятельности педагогов, использованном в коллективе педагогов ДОУ.

Готовые работы на аналогичную тему

Система методической работы строится на основании следующей структуры деятельности:

  • Прогнозирование реализации образовательного процесса ДОУ.
  • Программирование реализации образовательного процесса ДОУ.
  • Планирование реализации образовательного процесса ДОУ.
  • Организация реализации образовательного процесса ДОУ.
  • Регулирование реализации образовательного процесса ДОУ.
  • Стимулирование реализации образовательного процесса ДОУ.
  • Проведение коррекции реализации образовательного процесса ДОУ.

Каждое направление деятельности включает определенные аспекты содержания методической работы ДОУ, ориентированной на выполнение ее функциональной роли.

При проектировании содержания методической работы ДОУ, важно, определить ее содержание. Выбор должен быть сделан в опоре на результаты практической деятельности дошкольной образовательной организации и конкретные направления работы должны быть подкреплены качественными результатами, уровнем развития воспитанников.

Содержание методической работы должно быть связано с насущными проблемами деятельности дошкольной образовательной организации и работой педагогов ДОУ.

Основные направления методической деятельности ДОУ

Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ реализуется по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическая работа. Она связана с изучением педагогического коллектива и профессиональной деятельности педагогов. Выявляются их качества, свойства, опыт работы педагогов, их достижения, а также передовой педагогический опыт и возможности его внедрения.
  2. Мотивационная работа. Она связана с постановкой целей исследовательской деятельности педагогов и их привлечением к ней. Старший воспитатель организует исследовательскую деятельность педагогов и создает условия ее для реализации, привлекает педагогов к научной деятельности.
  3. Планово-прогностическая работа. Осуществляется планирование деятельности педагогов и формирование прогнозов ее реализации. Происходит диагностирование уровня развития педагогов, определения зоны их ближайшего развития и составление программ их деятельности.
  4. Организационно-исполнительская работа. Она связана с помощью в работе педагогов, решением их профессиональных затруднений, а также проведением контроля работы воспитателей и их аттестация.
  5. Контрольная работа. Проводится оценка качества образовательной деятельности, итоги работы отдельных педагогов и оценивается уровень развития воспитанников.
  6. Регулятивно-коррекционная работа. Она связана с оказанием оперативной помощи педагогам по ходу учебно-воспитательного процесса, ориентированной на коррекцию недостатков деятельности педагога.

Уровни организации методической работы в ДОУ

Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ реализуется на следующих уровнях:

Научное и научно-методическое обеспечение имеет важнейшее значение для опережающего развития системы образования. Ключевая проблема, которую здесь необходимо решить - повышение эффективности использования средств, выделенных на научные исследования и разработки.

Управление научными исследованиями в области образования осуществляется Российской академией образования (РАО), Министерством образования и науки РФ. Для того чтобы их действия были скоординированными, необходима разработка единой научной политики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов, регулирующих научную деятельность в сфере образования.

В условиях вариативности и дифференциации образования, создания негосударственных и альтернативных образовательных учреждений принципиально важным является введение в Законе понятия государственного стандарта образования и требований по организации независимой системы диагностики результатов его освоения. Это создает правовую основу для действенного контроля за деятельностью учебных заведений не только со стороны государства, но и местных органов управления, общественности и родителей.

Использование детскими садами вариативного компонента позволяет конструировать разнообразные планы с учетом статуса конкретного дошкольного учреждения.

Поступательное развитие системы дошкольного образования невозможно без разработки перспективных проектов. Такая работа требует координации действий администрации, научных кадров и практических работников.

Для поддержания инновационной деятельности в системе дошкольно-школьного образования дошкольного образовательного учреждения в г. Ставрополе при Министерстве образования создан центр развития образования, который на основе мониторинга призван разрабатывать перспективные прогностические проекты на длительные сроки и осуществлять их реализацию на методическом уровне. В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию системы управления, она должна стать более демократичной, в управлении активную роль призваны сыграть общественные органы: родительские, попечительские советы, советы микрорайонов. Вводятся в дошкольные образовательные учреждения дополнительные штатные единицы: психологи, социальные педагоги, медперсонал и т.д.

Наиболее актуальными для изучения остаются комплексные проблемы детства, медицинско-социальные проблемы, психолого-педагогический и социально-правовой помощи детям и родителям.

В настоящее время разработана концепция развития дошкольного образования города. На ее основе буде подготовлен ряд социальных программ по проблемам детства, современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации родителям. Объединение педагогов, медиков, психологов, социологов, ученых, юристов в единый научно-практический комплекс создаст условия, необходимые для научно-практической стратегии развития дошкольного образования, сделает сферу дошкольного образования приоритетным направлением социальной политики администрации.

Положительным в настоящее время является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате - к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие базисной программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике.

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта - это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанное с обеспечением равного старта развития для всех детей.

Достижение стандарта дошкольного уровня образования обязательно для всех дошкольных учреждений - независимо от их профиля (кроме тех, в которых воспитываются дети с определенными типами отклонений в физическом и психическом развитии).

Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным пластом содержания программы является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и пространстве истории.

Региональный компонент является областью освоения ребенком' мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина - это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на все Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию.

Свобода выбора регионального содержания дает возможность отражать специфику культуры Ставрополья путем выделения в фольклорно-хореографическом комплексе особенностей культуры региона и связи его с общенациональной культурой. Региональное содержание программы разрабатывалось с учетом исторического прошлого, характера и структуры местных ремесел, настоящего и будущего Ставропольского края. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности: трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни на материале богатой истории края и показать в разнообразии культурных форм общность в искусстве, религии и быте.

Представленная авторским коллективом Программа целостного развития личности дошкольника предусматривает реализацию следующих задач:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья;

- забота об эмоциональном благополучии всех членов комплекса;

- опережающее интеллектуальное развитие ребенка;

- создание оптимальных условий для целостного развития личности дошкольника, проявление его индивидуальности и творческих особенностей;

- ознакомление с английским языком и культурой народа - носителя языка.

Эти задачи решаются в процессе интегрированной деятельности детей, что дает возможность сформировать целостную личность, легко адаптированную к школе.

Б.Т. Лихачев является основоположником концепции целостного формирования личности. По его убеждению, стержневым качеством личности является направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и поведение личности. Выбор значимых видов деятельности, интересы и склонности, определяемые направленностью личности, способствуют формированию ценностных ориентации.

Ценностные ориентации – это эталоны, на которые личность ориентируется в жизни. Они проявляются в основном в отношениях личности. Отношения являются базой для формирования идеалов, убеждений, интересов, установок. Отношения условно делятся на три группы:

- Отношение человека к окружающему миру и обществу в целом.

- Отношение к труду и результатам труда.

- Отношение личности к самой себе.

Проблема целостного развития личности не нова, но в последнее время в ней появились новые подходы. Проблема целостного развития личности определяется общей целью воспитании. ЦЕЛЬ - воспитание целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения в обществе.

Если говорить о целостности развития и воспитания личности, то можно сказан, что целостность обуславливает единство социально-нравственного общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, его неповторимость.

Эмоциональное развитие-формирование у детей идейно-эмоционального эстетического отношения к искусству и действительности.

Нравственное развитие - усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, развития нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях.

Физическое развитие - укрепление и развитие физических сил, являющихся основой дальнейшей жизнедеятельности и бытия детей.

Трудовое воспитание детей включено в процесс материального производства, в освоение современной техники и технологии.

Индивидуально-личностное развитие - выявление и развитие природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и воспитания.

Духовно-ценностное воспитание - воспитание человека в духе общечеловеческих идеалов и нового политического мышления.

Гражданско-правовое воспитание-формирование у детей патриотического и интернационального сознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения.

Формирование экологического сознания - развитие у детей сознания уникальности и единства планеты, приоритетности ее экологической целостности над экономической и политической, формирующего личную нравственно-правовую ответственность за экологическую чистоту природы.

Культурологическое развитие - воспитание человека на высших ценностях мировой художественной культуры, в том числе и религиозной, противостоящей анти-и псевдокультуре.

Реализация программных установок нацелена на конкретизацию задач воспитательной направленности:

- Воспитание свободной личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

- Воспитание гуманной личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обращенной к людям, доброй, способной к состраданию и сопереживанию, милосердию, способной оказывать помощь конкретным людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию.

- Воспитание духовной личности, имеющей развитые способности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, общении с искусством, автономии внутреннего мира.

- Воспитание творческой личности, обладающей развитым интеллектом и творческими способностями, чувством нового, имеющей потребность в преобразующей деятельности.

- Воспитание практической личности, владеющей основными умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение языками мира и др.).

Сказанное позволяет утверждать, что в современных условиях вариатизация и дифференциация образовательной деятельности невозможна без должного системного обоснования и надежного многоаспектного обеспечения этой деятельности.

Названные программы отражают идеологию педагогики развития. Они являются средством развития познавательной мотивации и способностей личности ребенка, его образа мира, они обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном детстве. Эти программы построены с учетом лучших традиций практики системы дошкольного образования России, а также достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

В настоящее время дошкольный отдел управления образования Ставропольского края ищет формы и методы научно-методического обеспечения каждого педагога.

Это приводит нас к уверенности в необходимости прочных связей с наукой, так как методическое обеспечение в работе с кадрами имеет систему, а вот научное - еще желает быть лучшим.

Предметом связи с наукой должны были стать вопросы теории обучения и воспитания, особенностей учебно-познавательной и воспитательной деятельности детей и ее мотивации, методы обучения и воспитания, деятельность и общение с учетом регионального компонента.

Научно-методическое обеспечение - это не разовое мероприятие, а целая система форм повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических разработок и стимулирования педагогического творчества.

Цель такой инновационной системы прочных связей с наукой - глубже, основательнее знакомить воспитателей с новейшими знаниями в области психологии и педагогики и побуждать к поиску форм и методов их реализации.

Программно-методическое обеспечение, воспитательно-образовательного процесса - его оснащение оборудованием, играми и игрушками, детской художественной литературой - в условиях свободного рынка оказалось перед серьезной проблемой. Особую проблему по-прежнему будет представлять издание книг для детей. Их полиграфическое качество может улучшиться, а доступность значительно снизиться за счет роста стоимости и уменьшения тиражей в связи с дефицитом бумаги.

Представляется, что создание принципиально иного комплекса в какой-то мере учитывает и проблемы экономики страны. Как известно, нынешнее ее состояние в целом не позволяет рассчитывать на увеличение сроков обучения. Однако перспективные интересы создаваемого демократического государства, осуществление демократии и самоуправления в обществе требуют повышения уровня образования, диверсификации сложившейся системы образования, появления новых типов образовательных учреждений, формирования регионально ориентированных образовательных структур Федеральной системы образования. Основой создания и функционирования учебно-научного регионального комплекса являются следующие основные принципы:

- целостность, единство среднего и высшего уровней образования, призванное обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому уровню, которые сводятся к главному - осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности;

- преемственность, взаимосвязь и взаимодополняемость уровней среднего и высшего образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности и профессиональное становление обучающегося, предоставляющие возможности для последующего изменения профессии;

- предвидение, внесение в профессионально - квалификационные характеристики, учебные планы и программы изменений, связанных с содержанием и условиями труда в разных сферах экономики и профессиональной подготовки, исходя из запросов региона;

- опережающее развитие, содержание и постановка образовательного процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению специалиста, а процесс профессиональной подготовки должен опережать эти требования еще в большей степени;

- интеграции, уровни образования на разных ступенях подготовки должны быть сквозными но вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с обществами, учреждениями культуры и т. д.

Общий процесс социально-экономических преобразований в стране создал благоприятные условия для обновления содержания дошкольного образования. Возникла острая необходимость переосмысления сущности участия педагогов в инновационном процессе и внесение коррективов в их профессиональную переподготовку.

Достаточно хорошая научно-педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования позволит расширить диапазон их профессионального интереса - от сугубо методической литературы до новых данных психолого-педагогических и социальных исследований. А также педагоги, ставшие па путь инновационной деятельности, будут способствовать внутреннему преобразованию системы обучения и воспитания, что может гарантировать ее постоянное самосовершенствование и развитие.

Совершенно очевидным является необходимость научно методического обеспечения учреждений дошкольного образования Ставропольского края, вступивших на путь инновационного развития.

Таким образом, совершенствование программно-методического обеспечения сферы дошкольного образования должно строиться путем развития связей дошкольных учреждений с институтами культуры (театры, музеи и пр.). Для этого необходимо разработать правовые и организационные механизмы, обеспечивающие функционирование дошкольных учреждений как открытой системы и создание заинтересованности специалистов и деятелей культуры с целью их привлечения в систему дошкольного образования.

Кардинальных изменений требует система информационного обеспечения - создание сети информационной службы, которая позволит сделать научно-практические разработки доступными для их использования.

Читайте также: