Какие принципы положены т кампанеллой в учение об идеальном обществе
Обновлено: 18.05.2024
В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики), хотя само превращение политики в самостоятельный институт - явление более позднего времени. Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческого общежития гуманисты искали часто не в Божественном откровении, а исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.
Общественно-политические рассуждения знаменитого автора "Утопии" (1516) Томаса Мора также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интерес превыше всего. Видимо поэтому Мор, рисуя идеальное государство (названное, соответственно, Утопия - место, которого нет), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока - эгоизма.
В Утопии все находится в общей собственности, ибо благополучие общества невозможно там, где существует собственность частная. Впервые в мировой литературе Мор описал социальное устройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утописты получают все необходимое от общины, однако то, что есть "необходимое" и "лишнее", "нужное" и "ненужное", определяет не сам индивид, а община. Подчеркивая гуманистический, даже эпикурейский дух "Утопии", надо признать, что черты уравнительности, аскетизма в социальной философии Мора являются доминирующими.
В целом общественное учение Мора было самокритикой нарождавшейся социально-политической западноевропейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новое время.
Другой проект идеального общества был предложен Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
• отсутствует частная собственность;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
• труд совмещается с одновременным обучением;
• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. (отрывок о Кампанелла: по А. В. Якушев, М., 2004
3. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
Европейскую философию 17 века принято условно называть философий Нового времени. Данный этап характеризуется неравномерностью развития, буржуазными революциями в Голландии и Англии. Англия переживает период абсолютной монархии, общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер. В философии 17 века выделяется три теоретически обоснованные концепции философского познания.
1. Философия Р. Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последнюю европейскую мысль и являющийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма.
2. Эмпирического метафизического материализма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д. Гоббса.
3. Творческая философия мистического рационализма П. Паскаля, которая послужила обоснованием нового стиля барокко в культуре 17 – 18 века.
2. Идолы пещеры – ошибки, присущие некоторым группам людей, индивидуальные заблуждения.
3. Идолы площади – слова, нечетко отражающие действительность и порождающие ложные понятия.
4. Идолы театра – заблуждения, высказанные некрит. усвоениями чужих мнений.
Основоположником рационалистической традиции считается Рене Декарт. Рационалисты исходили из того, что вся познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с некими фундаментальными "врожденными идеями", которые, составляя априорное содержание нашего разума, выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Свое "Рассуждение о методе" Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от "количества ума", которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии - научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа должен быть построен по образу и подобию математического метода.Подобно Бэкону, Декарт начинает построение системы достоверного знания с очищения разума от всего недостоверного и сомнительного. Для этого он предлагает отбросить всякое знание, в котором есть хоть малейшая возможность усомниться. Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает, "обслуживая" больше практические навыки, чем теоретическое познание, которое осуществляется благодаря присутствующим в содержании разума врожденным идеям. Таковыми являются наиболее общие законы всякого рассуждения и, прежде всего, логические и математические аксиомы и правила вывода, благодаря которым осуществляется отбор и упорядочивание всех приобретенных и создание всех сконструированных идей. Врожденные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевидной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными.
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности, отвечающее запросам времени и систему гуманистического воспитания молодёжи. В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни равенство всех людей перед законом, концепция естественных прав человека. Основные аспекты эпохи Просвещения:
1. Вместо основных религиозных догматов на первое место выходит разум.
3. Прагматичность – исследует человека с позиции полезности для общества.
4. Наука и прогресс.
5. Просветительство граждан.
Данные аспекты получили наибольшее развитие в философских системах английских мыслителей Т. Гоббса и Дж. Локка.
Философия Канта делится на три периода: докритический, критический и антропологический.
Основные элементы теории познания:
1. Источник знания – органы чувств.
2. Знания формируются из опыта, но иногда и без него.
3. Разум противоречив: Бог есть – нет; свода есть – нет; время – нет начала и конца.
Априорными формами понятия рассудка Кант считает 12 категорий, которые свел в 4 группы: количества, качества, отношения и модальности.
Кант сформулировал категорический императив нравственности. Императив – означает требования, приказ, закон. У Канта категорический императив – это безусловный принцип поведения, основной закон его жизни. Это обязательные принципы, которыми должны руководствоваться люди независимо от его социального статуса и положения. Основные принципы императив нравственности:
1. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
2. Поступай только согласно такой максиме, рук – сь которой ты можешь в то же время пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
3. Поступай так, чтобы ты относился к человеку в своем лице и в лице всякого другого.
Этика Канта – это этика долга, обязанность, умноженная на ответственность, этика самоограничения. Она учит человека тому, как стать достойным счастья. Социальные взгляды Канта заключаются в разработке идей и концепций либерализма, развитий концепций правового государства, разделения властей, где государством должны управлять не люди, а законы.
Читайте также:
- Контрольное оповещение граждан пребывающих в запасе что это такое
- Располагая данными что обвиняемый в хищении государственных средств
- Семья считается многодетной до какого возраста детей и сохранение льгот
- Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи в рф
- Был ли маяковский вождь футуризма правоверным футуристом сопоставьте футуристические декларации о