В каких случаях возврат денежных средств внесенных в качестве обеспечения заявок не осуществляется

Обновлено: 02.07.2024

Подача заявки участника государственного конкурса или аукциона сопровождается не только комплектом документов, но и обеспечением заявки – денежным залогом, необходимым для первичного отсева несерьезных претендентов.

Размер обеспечения заявки

Закон 44-ФЗ обязывает заказчика требовать обеспечения заявки. Раньше это было его правом, но с 1 января 2014 года это стало его обязанностью. Он может сам определить размер обеспечения заявки в оговоренных законом рамках. При стоимости контракта свыше 3 000 000 рублей денежное обеспечение заявки составляет 0,5-5 % от этой суммы. Если контракт стоит меньше 3 000 000 рублей, обеспечение берется в размере 1 %.

Компании-участники государственных конкурсов или аукционов могут обеспечивать свои заявки из собственных средств. Однако, поскольку не всем удобно выводить деньги из оборота, часто в этих целях оформляется банковская гарантия – документ, в котором подтверждается обязательство банка выплатить заказчику неустойку в случае, если компания-победитель конкурса откажется от заключения контракта по каким-либо причинам.

Каждому потенциальному участнику следует предоставить обеспечение заявки, которое будет либо внесено на счет заказчика в деньгах, либо учтено в виде банковской гарантии.

Обеспечение заявки не является платой за участие в конкурсе. Если участник не стал победителем конкурса или аукциона и не нарушил правил, эти деньги возвращаются назад. Банковская гарантия не возвращается, в этом нет смысла. Выбирая этот вид обеспечения, следует учитывать, что оформление банковской гарантии стоит денег, которые вам ни в каком случае не вернутся.

Когда производится возврат обеспечения заявки?

Законом ФЗ №44 предусмотрены следующие случаи, когда обеспечение заявки возвращается участнику государственного конкурса или аукциона:

  • Протоколы рассмотрения и оценки заявок, которые были поданы на участие в конкурсе или аукционе, протоколы рассмотрения вторых частей заявок, протоколы закрытых аукционов подписаны. Обеспечение возвращается всем, кроме победителя. Победитель получает сумму обеспечения заявки обратно по факту заключения контракта.
  • Отклонение поданной заявки.
  • Отмена определения поставщика, подрядчика или исполнителя.
  • Отказ участника от участия в конкурсе или аукционе, заявленный до окончания срока подачи заявок.
  • Поступление заявки после окончания сроков приема.
  • Отстранение участника от конкурса или аукциона или последовавший со стороны заказчика отказ от подписания контракта с победителем.

Возврат обеспечение заявки?

Оператор электронной аукционной площадки и банк, открывший счет для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, совместно отвечают за сам возврат обеспечения и за соблюдение его сроков. Срок возврата прописан в законе и составляет пять рабочих дней после возникновения причин, описанных выше.

При проведении государственных аукционов в электронной форме обеспечение возвращается в течение одного дня. В случае просрочки, участнику конкурса или аукциона дается право требовать пени за каждый просроченный день.

Что нужно для участия в госзакупках в форме электронных торгов?

Аукцион в электронной форме — самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более.

Что нужно для участия в электронных торгах по 44-ФЗ: руководство для поставщиков

В настоящее время практически любой добросовестный предприниматель может принять участие в электронных торгах и добиться госзаказа. Не менее 10%.

Список банков, аккредитованных для выдачи гарантии

Все, кто участвует в торгах и государственных аукционах, знают, что для обеспечения заявки и в дальнейшем для обеспечения исполнения контракта нужна.

Сопровождение участия в тендерах и аукционах

Законы о конкурсах и аукционах (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ) часто меняют, дорабатывают и усложняют. Нормативные документы предъявляют жесткие требования к.

Источники пополнения оборотных средств

Любая фирма, независимо от направления деятельности и формы организации, нуждается в деньгах, которые являются движущим механизмом ее развития. А.

Что нужно для участия в тендерах: инструкция для участников государственных конкурсов и аукционов

Несмотря на то, что система госзакупок в России в основном сложилась, в ней еще много неясного даже для опытных участников этого рынка. Если ваша.

44-ФЗ: госзакупки по правилам

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была.


Посмотреть другие статьи

По решению Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2021 г. по делу № А41-56438/20 (резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 г.) с АО (заказчик) в пользу ООО (участник закупок) взыскана сумма обеспечения заявки.

Заказчик (Ответчик), не согласившись с вышеуказанным Решением, подал апелляционную жалобу.

По постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 г. по делу № А41-56438/20, решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 года по делу № А41-56438/20 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с судебными актами Ответчик подал кассационную жалобу.

Факты:

АО (Ответчик) разместил извещение о проведении конкурса. ООО (далее – Истец) в качестве обеспечения заявки перевел Ответчику денежные средства. Ответчиком принято решение о признании победителем Истца.

Договор с Истцом подписан не был из-за непредставления обеспечения исполнения Договора. При рассмотрении УФАС МО вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков Истца установлено, что сумма обеспечения контракта была признана банком особо крупной, а также учитывая большое количество выдаваемых банковских гарантий и очередность в выдаче Уполномоченным лицом банка, заявка рассматривалась в индивидуальном порядке и выносилась на рассмотрение кредитного комитета банка, который проводится в определенные даты каждого месяца.
Истцом были совершены действия, направленные на заключение Контракта, УФАС по МО не усмотрел признаки недобросовестного поведения участника закупки, направленного на уклонение от исполнения взятых на себя обязательств, а также на срыв вышеуказанной закупки.
Таким образом, по решению УФАС МО Истец не был включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Основной вопрос. Должен ли Ответчик возвращать обеспечение заявки, учитывая положения п. 25 ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ?

Я не являюсь специалистом в области закупок, но данный кейс решила прокомментировать.

I. Относительно природы обеспечения заявки в рамках Закона № 223-ФЗ

1. Денежная сумма, вносимая для обеспечения заявки.

Все изложенные доводы основаны на п. 25 ст. 3.2. Закона № 223 – ФЗ, согласно которому обеспечение может предоставляться путем внесения денежных средств.

Внесенная сумма денежных средств имеет природу задатка, который в свою очередь является неустойкой в той ее части, когда вся сумма независимо от суммы убытков Заказчика, остается у последнего при выявлении нарушений со стороны Исполнителя.

Денежная сумма в полном объеме поступает Ответчику только в случаях, прямо указанных в законе, а именно в п. 26 ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Перечисленные случаи невозврата суммы связаны с нарушением возложенных обязанностей. Из этого следует, что сумма обеспечения является одновременно санкцией за неисполнение соответствующих обязательств.

Кроме того, обеспечительная сумма вносится на отдельный счет, что подтверждает природу задатка, а не обеспечительного платежа, являющегося правами требования кредитора.

Таким образом, сумма обеспечения заявки имеет природу задатка, так как:

· происходит присвоение всей суммы обеспечения заявки при наступлении соответствующего основания, указанного в законе, не учитывая реальный размер возникшего денежного обязательства участника закупок;

· корректировка данной суммы возможна только по правилам 333 ГК РФ[1]

· вносимая сумма имеет цель обеспечить интересы Ответчика, если в результате нарушения договора последний будет расторгнут и окажется неисполненным.

Если бы сумма платежа, получаемого Ответчиком, имела исключительно характер обеспечения, то она должна была бы покрыть все его убытки, связанные с необходимостью проведения новых торгов. Однако, проведение повторных торгов не требуется, так как по условиям закупочной документации на случай отпадения победителя торгов - заключение договора возможно с участником торгов, конкурсному предложению которого присвоен второй номер. В этом случае сумму убытков главным образом будет составлять упущенная выгода организатора торгов в виде отрицательной разницы между ценами предложений победителя торгов и участника, занявшего второе место. Но данное правило между Истцом и Ответчиком не действует, что еще раз подтверждает природу задатка внесенной суммы, а значит характер неустойки для стороны, которая ее внесла в случае полного присвоения задатка, не требуя доказательств причинения убытков.

2. Стадия возникновения правоотношений сторон.

Так как стороны не заключили соответствующий договор по результатам закупок, то все правоотношения квалифицируются как преддоговорные - деликтные обязательства. Следовательно, ограничения, предусмотренные ст. 401 ГК РФ – безвиновная ответственность коммерсантов не применяются. Действует общее правило ответственности на началах вины.

Между тем, подача участником заявки для участия в конкурсе свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в конкурсной документации, и, соответственно, о заключении заказчиком и участником соглашения, которое может быть квалифицировано как соглашение о ведении переговоров (п. 1, 2 ст.434, п. 1 ст.433, ст.435, п.3 ст. 438 ГК РФ). В силу п. 5 ст.434.1 ГК РФ такое соглашение в том числе может устанавливать меры ответственности за нарушение предусмотренных в нем положений (договорная безвиновная ответственность), которые должны быть соразмерными[2].

Стороны в документации не установили иные меры, отличающиеся от тех, что установлены в п. 26 ст. 3.2. ФЗ № 223. Следовательно, применяются общие правила, связанным с причинением вреда недобросовестным поведением при проведении переговоров, а именно: нормы главы 59 ГК РФ с исключениями, установленными статьей 434.1 ГК РФ.

Сумма, вносимая в обеспечение заявки, внесенная Истцом, является мерой ответственности за неисполнение преддоговорных обязательств. Указанная сумма вносится на преддоговорной стадии переговоров, что требует установления наличия полного состава ответственности: вина, вред, причинная связь и противоправность. При этом вина Истца установлена не была, так как непредоставление банковской гарантии находилось вне его сферы действия. Он не мог повлиять на исполнение обязанностей третьего лица, которые от него не завесили, учитывая степень приложенных усилий Истца. Кроме того, потестативность условий прямо подразумевает отсутствие сферы влияния Истца.

II. Относительно отсутствия вины Истца в непредставлении банковской гарантии

Основания, перечисленные в п. 26 ст. 3.2. Закона № 223 -ФЗ, в отношении Истца, установлены не были, что подтверждается решением УФАС по Московской области по делу № РНП-2421ЭП/19 от 12.03.2018 г. При этом установление обстоятельств о признании Истца уклонившимся от заключения договора связывалось с выяснением причины нарушения порядка предоставления банковской гарантии, которые не были признаны виновными.

Согласно ст. 5 ФЗ № 223 - ФЗ включение в реестр недобросовестных поставщиков происходит только в том случае, если участник закупки уклонился от заключения договора или договор по решению суда был расторгнут в связи с существенным нарушением договора. Одно из этих оснований идентично основанию, указанному в п. 26 ст. 3.2. Закона № 223 – ФЗ. Также в п. 17 ст. 3.4. Закона № 223 – ФЗ содержится фраза, согласно которой денежные средства в качестве обеспечения заявок на участие в конкурентной закупке перечисляются заказчику, в случае уклонения, в том числе непредоставления или предоставления с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

Итог. Признание лица уклонившимся является общим понятием, чем признание лица непредоставившим или предоставившим с нарушением условий обеспечения исполнения договора, т.е. любое лицо, которое нарушило порядок предоставления банковской гарантии является уклонившимся, но не всякое уклонившееся лицо – это участник, который нарушил порядок предоставления банковской гарантии. Следовательно, если бы признали, что Ответчик нарушил порядок предоставления банковской гарантии, то priori его признали бы уклонившимся от заключения договора и внесли в РНП.

При этом для того, чтобы сведения о лице были внесены в РНП, одной лишь констатации факта нарушения процедурных правил недостаточно, с которыми закон связывает уклонение от заключения контракта. Требуется выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину лица, установить характер его действий, есть ли в них недобросовестность, что также подтверждается судебной практикой[3].

Следовательно, внесение сведений о лице в реестр – санкция за уклонение от заключения договора по результатам закупок, в том числе за непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

Следует иметь в виду, что сведения об участнике закупок не были внесены реестр. Следовательно, Истец не является уклонившимся от заключения договора, а значит и вина в непредоставлении банковской гарантии отсутствует. Наличие состава, предусмотренного п. 26 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, нет.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 10 ГК РФ).

III. Аналогия статей 3.2 Закона № 223 – ФЗ и 44 Закона № 44-ФЗ

В п. 15 ст. 44 Закона № 44 – ФЗ содержится прямое указание на то, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Между тем, данная норма носит процедурный характер, подтверждая, что лицо признано уклонившимся от заключения договора по результатам закупок.

Данную статью следует толковать системно и во взаимосвязи со ст. 104 ФЗ № 44, где содержится перечень оснований для включения сведений в реестр, которая отчасти повторяет основания, перечисленные в Законе № 223 - ФЗ.

Таким образом, отсутствие указания на наличие сведений об уклонившимся лице в реестре, согласно п. 26 ст. 2.3 Закона № 223 -ФЗ, не должно трактоваться как квалифицирующий признак отличий между нормами Закона № 44 -ФЗ и Закона № 223 -ФЗ. Сведения об уклонившемся лице по Закону № 223 -ФЗ также вносятся в реестр.

Таким образом, когда сведения об уклонившемся участнике не включаются в РНП по причине отсутствия в его действиях недобросовестности, сумма обеспечения заявки должна быть возвращена. Представляется, что включение сведений в РНП и удержание обеспечения заявки являются санкциями за одно и то же нарушение. Если нет оснований применять первую санкцию (поведение участника не признано недобросовестным), не действует и вторая. Нормы Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ должны в данной части трактоваться одинаково, что следует из пояснительной записки к принятию поправок в ФЗ № 44 – ФЗ[6].

[3] Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2020 г. № 304-ЭС20-8161 по делу № А46-10914/2019; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2017 г. по делу № А40-157217/2016.

Внесение участником денег при подаче заявки или подписании контракта подтверждает серьезность намерения участников, а также гарантирует получение заказчиком компенсации при отказе поставщика от заключения контракта или качественного исполнения работы.

Обеспечение заявки

Закон предписывает заказчику устанавливать обеспечительный платеж при организации конкурсов и аукционов , для запросов котировок и предложений такой обязанности у заказчика нет.

Обеспечительная сумма и условия банковской гарантии содержатся в тендерной документации, хотя такая информация указывается уже в плане-графике закупок.

Размер

Как и раньше, предоставляемая сумма зависит от цены контракта (НМЦК), а также его отношения к организациям – льготникам.

Законом установлена минимальная цена контракта, при которой заказчик назначает обеспечение - 5 млн. рублей, если иное не установлено постановлением Правительства.

Размер обеспечения заявки с максимальной ценой от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей не указан ни в законе, ни в постановлении Правительства №439.

Минфин считает, что обеспечение в таком случае должно составлять 0,5%-1% (Письмо Минфина от 23.05.2018 г №24-02-05/34911).

  • при НМЦК от 1 млн. рублей до 20 млн. рублей – 0,5-1% первоначальной цены контракта;
  • при НМЦК более 20 млн. рублей – 0,5-5% первоначальной цены контракта;

Если в торгах участвуют учреждения ФСИН, организации инвалидов, обеспечительный платеж не может превышать 2%, вне зависимости от цены контракта.

Форма

Участвуя в закрытом аукционе или конкурсе поставщик вправе сам выбирать, в каком виде предоставить сумму обеспечения.

  • перечисление денег на счет заказчика;
  • банковская гарантия.
  • приложите к заявке платежное поручение;
  • проконтролируйте, чтобы деньги пришли на счет заказчика до начала рассмотрения заявок, иначе ее отклонят, даже если "платежка" будет в наличии.

Если не хотите изымать деньги из оборота или получать банковскую гарантию, воспользуйтесь такой услугой как тендерный заем.

При подготовке банковской гарантии уточните, примет ли заказчик гарантию вашего банка. Проверьте, соответствует ли гарантия требованиям, установленным законодательством, иначе заявку отклонят.

  • Банковская гарантия по 44 ФЗ;
  • Условия и порядок выдачи банковской гарантии ;
  • Сумма обеспечения по банковской гарантии, размер по 44-ФЗ;
  • Замена банковской гарантии;
  • Расторжение банковской гарантии;
  • Банковская гарантия по 223-ФЗ.

Чтобы обеспечить участие нв торгах на ЭТП поставщик вносит деньги на специальный счет в банке, уполномоченном Правительством РФ. Читайте об этом в отдельной статье.

Возврат обеспечения

Заказчик не возвращает полученный обеспечительный платеж, а оператор ЭТП перечисляет ему заблокированные средства после завершения электронных торгов в таких случаях:

  • победитель перечислил обеспечительный платеж с нарушениями или вовсе не перечислил его;
  • в ыигравший участник решил не заключать контракт.

Обеспечение исполнения контракта

Кроме обеспечительного платежа при подаче заявки, закон предусматривает предоставление денежной гарантии исполнения контракта со стороны поставщика. Цель – компенсировать ущерб заказчику, если контракт не будет исполнен или будет выполнен некачественно.

Победитель закупки предоставляет обеспечение до заключения контракта, если он этого не делает, то заказчик контракт не подписывает, а поставщик рискует оказаться в РНП.

По 44-ФЗ законодатель устанавливает обязанность заказчика требовать обеспечение исполнения контракта.

Заказчик вправе, но не обязать устанавливать обеспечение, если торги проходят в форме запроса котировок (НМЦ ниже 500 тыс. рублей), запроса предложений, закупки у единственного поставщика. Если контрактом предусмотрен аванс, то обеспечение должно быть.

Размер

Заказчик вправе, но не обязать устанавливать обеспечение, если торги проходят в форме запроса котировок (НМЦ ниже 500 тыс. рублей), запроса предложений, закупки у единственного поставщика. Если контрактом предусмотрен аванс, то обеспечение обязательно.

Сумма обеспечения: от 5% до 30% от первоначальной цены заказчика. Если НМЦ превышает 50 миллионов рублей, то заказчик устанавливает обеспечение от 10% до 30%. В любом случае сумма не может быть меньше аванса, даже если он превышает 30%.

Если победитель в ходе торгов снизил НМЦ более чем на 25%, то он подтверждает добросовестность. Выигравший участник предоставляет обеспечение в полуторном размере или направляет заказчику копии других госконтрактов, выполненных без штрафов.

Форма

  • перечисление денег;
  • банковская гарантия.

Действие банковской гарантии должно не менее чем на один месяц превышать срок контракта. После окончания договора бланк гарантии поставщику не возвращается.

Возврат обеспечения

По мере исполнения контракта поставщик вправе снижать размер обеспечения на сумму выполненных обязательств и изменять его форму. Обычно это происходит, если контракт длительный, а обеспечительный платеж крупный.

Законодатель не указал условия возврата обеспечения поставщику после исполнения контракта. Сроки указываются в проекте контракта, обратите на них внимание при изучении тендерной документации.

Если контракт после внесения победителем конкурса залогового платежа не будет заключен в течение 30 дней из-за форс-мажорных обстоятельств, заказчик возвращает сумму в течение 5 рабочих дней.

Запрос котировок по 44-ФЗ: оформление заявки и порядок определения победителя

Запрос котировок по 44-ФЗ: оформление заявки и порядок определения победителя

Запрос котировок является не самой распространенной формой торгов, однако, привлекательной по своим условиям .

Обеспечение заявки и авансирование

Обеспечение заявки и авансирование

Обеспечение заявки на участие в торгах – это установленное количество денежных средств, которые участник должен перевести на счет заказчика на электронной ТП в качестве гарантии его участия и намерения заключить контракт в случае победы.

223-ФЗ о закупках: изменения от 1 июля 2018 года

223-ФЗ о закупках: изменения от 1 июля 2018 года

С 1 июля 2018 года масштабные изменения произошли не только в законе о контрактной системе, но и в закупках крупных компаний с государственным участием. Мы разобрались с последними изменениями закона 223-ФЗ 2018 года, комментариями экспертов и подготовили для вас статью.

Ст. 44 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 июля 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах

1. Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

2. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

3. В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

4. Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

6. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

7. В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счёт, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признаётся не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счёт участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счёте участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • 1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
  • 2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 3) отклонение заявки участника закупки;
  • 4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • 5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • 6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
  • 7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9. Возврат банковской гарантии в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

10. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счёта, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

11. Режим использования специального счёта должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

  • 1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счёте в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, установленного в соответствии с требованиями настоящей статьи;
  • 2) перечисление в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:
    • а) на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
    • б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    12. Требования к договору специального счёта, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве специального счёта устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    13. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счёта участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьёй срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счёте участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

    14. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в таких электронных процедурах на специальном счёте участника закупки прекращается банком в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, и в порядке, определенном в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

    15. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счёте участника закупки денежных средств на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьёй 104 настоящего Федерального закона.

    16. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

    • 1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;
    • 2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

    17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

    18. Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счёте участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьёй 45 настоящего Федерального закона.

    19. Подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счёте в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьёй 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счёте, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.

    20. В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьёй 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счёте участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счёте участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему её участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:

    • 1) на специальном счёте участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счёте не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • 2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьёй 45 настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.

    21. В случае отзыва заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе в порядке, установленном частью 17 статьи 54.7 и частью 9 статьи 69 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента отзыва заявки направляет в банк информацию, на основании которой банк в течение одного рабочего дня прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счёте участника закупки в размере обеспечения указанной заявки.

    22. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты получения протокола, указанного в части 6 статьи 54.5, части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, направляет в банк информацию об отказе участнику закупки в допуске к участию в соответствующей электронной процедуре. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счёте такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в указанной процедуре.

    23. В случае, если участник электронного аукциона не принял участия в электронном аукционе, оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня с даты размещения протокола проведения такого аукциона направляет соответствующую информацию в банк. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счёте участника закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.

    24. В течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки (за исключением участника закупки, указанного в части 27 настоящей статьи), заявка которого признана не соответствующей требованиям документации о закупке. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счёте такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в закупке.

    25. Денежные средства, которые находятся на специальном счёте участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.

    26. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счёта, заключаемым участником закупки.

    27. В случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трёх и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона, денежные средства, заблокированные на специальном счёте участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона. При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днём размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное настоящей частью перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки.

    28. В случае просрочки исполнения заказчиком или банком предусмотренных настоящей статьёй обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьёй срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

    29. Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

    Читайте также: