В каких случаях при увольнении гражданский служащий обязан отработать 2 недели

Обновлено: 30.06.2024

В последнее десятилетие достаточно частое изменение места работы стало нормой для специалистов нашей страны — вопрос величины заработной платы актуален как никогда, а потому ситуация, когда необходимо уволить государственного служащего по собственному желанию, не редкость.

И поэтому вопрос о том, как правильно уволиться или уволить остается очень важным. Рассмотрим подробно, кому и как правильно поступить в этой ситуации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Кого нужно считать госслужащим?

Законодательство нашей страны гласит о том, что государственным служащим называется лицо, занимающее должности государственной службы. При этом государственными должностями именуются должности, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами и органами субъектов Российской Федерации.

Можно ли разорвать служебный контракт по своей инициативе?

Конечно, можно! Об этом сказано в статье 36 Закона о госслужбе. В этом случае никаких особенностей и отличий гражданского служащего от любого другого работающего гражданина нет.

Гражданский служащий имеет право уйти с работы, т. е. прервать исполнение служебного контракта по собственной инициативе, заявив об этом представителю нанимателя (которым обычно является руководитель государственного органа) через кадровую службу в форме письменного заявления за две недели до предполагаемого увольнения.

При этом, если уволиться сотрудник решил из-за невозможности продолжения исполнения им обязанностей, положенных по должности (например болезнь) или если причиной стали нарушения условий контракта со стороны работодателя, увольнение по собственному желанию должно быть произведено в срок, указанный сотрудником в заявлении.

Работник может забрать заявление об увольнении в любое время до истечения срока отработки (например, если он передумал или обстоятельства изменились), правда, только в том случае, если на освобождающуюся должность еще не приглашен новый сотрудник.

Как уволиться по своему желанию и какие выплаты положены в этом случае?

Порядок действий примерно такой.

    Работник должен лично придти в отдел кадров и написать заявление об увольнении. Текст этого заявления ничем не отличается от обычного заявления на увольнение и заполняется оно в соответствии с общими правилами, лично заявителем (как правильно сформулировать в заявлении причину увольнения по собственной инициативе мы подсказываем в этом материале).

Отделом кадров, а в случае его отсутствия, сотрудником, который ведет кадровый учет в организации, составляется приказ об увольнении.

Внимание! Государственный служащий не может быть уволен, пока он находится в отпуске или на больничном. Это же правило действует и при увольнении любых других сотрудников во всех организациях, т.к. эта норма берет начало в Трудовом кодексе.

Более подробно порядок увольнения по собственному желанию был рассмотрен нами в отдельной публикации, а о нюансах увольнения некоторых категорий сотрудников, в том числе и госслужащих, узнаете здесь.

Много вопросов возникает о том, что должно входить в сумму выплат при увольнении. Здесь нужно пояснить, что специальное выходное пособие не выплачивается! Подобные выплаты предусмотрены только при увольнении, связанном с сокращением должности или ликвидацией организации!

Служащему должны быть выданы на руки: заработанное денежное содержание, компенсация за дни отпуска, которые он не использовал, материальная помощь и выплата к отпуску. Суммы формируются при учете дополнительных коэффициентов и надбавок за особые условия труда (к примеру, работникам, занятым на работах в зоне крайнего севера и приравненных к нему местностях).

В трудовом кодексе говорится о том, что расчет должен быть произведен именно в день увольнения. Сотруднику на руки обязательно дается расчетный листок, который нужно внимательно проверить и убедиться, что никакие причитающиеся выплаты не забыты.

При прекращении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданин исключается из специального реестра гражданских служащих конкретного государственного органа, а его личное дело в установленном законом порядке сдается в архив госоргана. Теперь оно должно храниться пожизненно.

Справка! Работодатель, который захочет взять на работу бывшего государственного служащего в течение 2 лет после увольнения последнего из государственного органа, должен сообщать о приеме на работу данного сотрудника в письменной форме в отдел кадров по старому месту работы!

Есть ли способы не отрабатывать?

Конечно, есть! Как мы уже говорили, если увольнение вызвано невозможностью исполнения служебных обязанностей, а также по соглашению между сотрудником и работодателем, гражданский служащий может быть снят с должности гражданской службы и уволен без отработки раньше срока, указанного в нормативных документах. Насколько законным является требование 2-х недельной отработки при увольнении узнаете здесь.

Как видим, увольнение государственного служащего мало чем отличается от увольнения любого другого сотрудника по собственному желанию. Основным нюансом в этом вопросе является необходимость ознакомить работника с памяткой об обязанности сообщить, если в течение двух последующих лет он решит устроиться на другую работу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

 увольнение госслужащего по собственному желанию нюансы

Увольнение с госслужбы по собственному желанию и порядок расторжения служебного контракта прописаны в законодательстве РФ.

Каждая сторона должна знать не только свои права, но и обязанности, иначе впоследствии могут возникнуть проблемы. Процедура должна происходить в присутствии увольняющегося работника.

Добровольное и принудительное увольнение

При приёме на работу госслужащему дают испытательный срок, но не более трёх месяцев. Если он не удовлетворит требования работодателя, его могут уволить. По этим же причинам может произойти увольнение муниципального служащего по собственному желанию.

Расторгнуть контракт могут:

Увольнение государственного гражданского служащего

  1. Работник. Если желание расторгнуть контракт возникло со стороны работника, то он должен об этом сообщить за две недели до предполагаемого ухода со службы. В это время он доделывает свою работу, готовит обходной лист, а работодатель подыскивает ему замену.
  2. Работодатель. В этом случае работника предупреждают за две недели, огласив причину увольнения, ссылаясь на законодательство РФ. Уволенному на руки выдаётся памятка о необходимости хранить государственную тайну, если в работе он имел к ней доступ.
  3. Причины, не зависящие от сторон (инвалидность, ухудшение здоровья, ликвидация, пенсионный возраст, смерть, пропажа без вести).

Если государство оплачивало обучение работника, то он должен отработать определённое время либо возместить потраченную на него сумму.

При увольнении государственного гражданского служащего по собственному желанию он пишет заявление от руки, в котором может не озвучивать причину ухода. Образец обязан предоставить отдел кадров. Дату последнего рабочего дня следует согласовать с начальством, обычно отсчитываются две недели. За это время работник может передумать и забрать заявление.

Причины расторжения контракта нанимателем:

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья;
  • недостаточный уровень квалификации;
  • невыполнение должностных обязанностей;
  • нарушение трудовой дисциплины (мошенничество, воровство, прогулы, появление на рабочем месте в алкогольном или наркотическом опьянении);
  • лишение, прекращение гражданства России;
  • ликвидация.

Если госслужащий не может занимать должность по причине недостаточной квалификации, то работодатель должен предложить другую вакансию в этом же учреждении. При нежелании сотрудничества работник должен в письменном виде отказаться от предлагаемого места.

В любом случае стороны могут договориться о том, что сотрудник напишет заявление об уходе по собственному желанию.

Выплаты гражданскому служащему

Выплаты при увольнении бывают такими: заработная плата за отработанный период, компенсация за отпуск (если не был использован), оплата больничного, премии, надбавки. Независимо от причин и способов увольнения работодатель обязан выплатить компенсацию за отпуск и заработную плату.

При ликвидации организации или сокращении уволенным работникам выплачивают выходное пособие, рассчитанное из среднемесячного заработка. О сокращении сотрудники должны быть предупреждены за два месяца в письменном виде. По взаимному согласию служащий и работодатель могут расторгнуть служебный контракт, не дожидаясь двух месяцев. В этом случае компенсация выплачивается только за период, оставшийся до окончания этого срока.

Если работник находится на больничном более четырёх месяцев, то руководство вправе его уволить. Руководство обычно идёт навстречу и может подождать либо предложить увольнение госслужащему по собственному желанию.

Способы уволиться без отработки

 прекращение трудового договора с государственным служащим

При прекращении трудового договора с государственным служащим по инициативе последнего или по согласованию, на имя руководителя пишется заявление по собственному желанию и передаётся в отдел кадров.

Сотрудник может получить статус бывшего по истечении трёх дней, если находится на испытательном сроке, или работающего по временному договору (он может длиться больше года).

Сезонные работники после уведомления о нежелании продолжать трудиться могут уволиться через три дня.

Как можно не отрабатывать:

  • выход на пенсию;
  • по состоянию здоровья;
  • зачисление в образовательное учреждение;
  • по соглашению сторон;
  • нарушение трудового законодательства;
  • переход на другую должность.

Служащий обязан предоставить подтверждение того, что имеет право не отрабатывать определённые часы после увольнения. Если коммерческий работник уезжает на постоянное место жительства в другую местность или страну, то его освобождают от обязательной отработки. Женщины, имеющие несовершеннолетних детей или ребёнка-инвалида, могут рассчитывать на снисхождение руководства.

Трудовую книжку необходимо получить в отделе кадров в последний отработанный день либо согласовать в другое удобное время с организацией, если рабочий день служащего длиннее рабочих часов отдела кадров. Увольнение с госслужбы по собственному желанию без отработки происходит только при согласовании с руководством и по истечении срока трудового контракта.

Суд указал, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, исключает его увольнение по порочащему основанию


Конституционный Суд вынес Постановление № 14-П от 6 апреля 2020 г., в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

Повод для обращения в КС

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена. Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения. Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст. 54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

Управляющий партнер юридической фирмы Felicity Law Юлия Федонина отметила, что обязанность следить за соблюдением правил заключения контрактов госслужбы возлагается на подразделение по вопросам государственной службы и кадров соответствующего государственного органа.

В статье расскажем о том, каким образом служащий может расторгнуть правоотношения с нанимателем по собственному желанию, а также о полагающихся при расторжении контракта выплатах.

Особенности процедуры

Прием, осуществление трудовой функции, а также увольнение со службы происходят в соответствии не с Трудовым кодексом РФ, а с названным законом. Общие основания увольнения государственных служащих перечислены в статье 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Лиц, замещающих должности на государственной гражданской службе, следует отличать от лиц, служащих в правоохранительных органах и военных и военизированных организациях. Правоотношения, возникающие при исполнении ими своих обязанностей, регламентируются специализированным законодательством и не подпадают под Закон №79-ФЗ.

Когда можно уволить госслужащего: основания

По закону государственные гражданские служащие могут быть уволены в следующих случаях (статья 33 Федерального закона 79-ФЗ):

blank

  • при достижении служащим и представителем нанимателя соглашения относительно расторжения служебного контракта;
  • по инициативе госслужащего;
  • по инициативе нанимателя;
  • по обстоятельствам, независящим от воли сторон служебных правоотношений;
  • в связи с несоблюдением ограничений или нарушением запретов, установленных законодательством для этой категории лиц;
  • в связи с окончанием срока действия служебного контракта;
  • в случае ликвидации государственного учреждения;
  • при сокращении численного или штата госслужащих;
  • по другим основаниям, перечисленным в Законе №79-ФЗ.

Как правильно уволиться по собственному желанию?

Статья 36 Федерального закона №79-ФЗ позволяет государственному служащему расторгнуть контракт с нанимателем и уволиться со службы по собственному желанию. Данная статья повторяет положения статьи 80 Трудового кодекса РФ.

Имеет ли особенности процедура ухода государственного служащего по собственному желанию и в чем они заключаются, рассказано далее.

Для того, чтобы прекратить служебные правоотношения, служащему необходимо за две недели сообщить о принятом решении нанимателю, представив письменное заявление об увольнении. До истечения двухнедельного срока служащий вправе отозвать свое заявление и продолжить работать.

В двухнедельный период со дня подачи заявления о прекращении служебного контракта до даты увольнения сотруднику следует:

  1. Осуществить передачу дел.
  2. Подписать обходной лист.
  3. Получить трудовую книжку.
  4. Получить окончательный расчет.

По состоянию здоровья

Пункт 2 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ в качестве основания прекращения правоотношений сторон предусматривает состояние здоровья сотрудника, не позволяющее ему продолжать исполнять свои служебные обязанности. Однако государственный гражданский служащий может расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе по причине ухудшения своего здоровья.

Разница между увольнением по статье 36 и пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ заключается в том, что во втором случае невозможность продолжения службы должна быть подтверждена соответствующими медицинскими заключениями.

В соответствии со статьей 36 Закона № 79-ФЗ служащий при наличии уважительных причин, включая состояние здоровья, вправе требовать расторжения служебного контракта до истечения установленного законом двухнедельного срока, а представитель нанимателя обязан выполнить данное условие и расторгнуть контракт в день, указанный сотрудником.

Расторжение контракта и увольнение производится на основании заявления сотрудника. Какой-либо определенной формы такого заявления не предусмотрено, однако в случае, если лицо намерено уволиться до истечения предусмотренного законом срока, данное обстоятельство необходимо обосновать в заявлении, приложив при необходимости подтверждающие документы.

Увольнение в связи с невозможностью продолжения служебной деятельности по состоянию здоровья (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона №79-ФЗ) требует от сотрудника предоставления соответствующего медицинского заключения.

Просто по желанию

blank

Государственный служащий имеет право расторгнуть служебные правоотношения с нанимателем по собственному желанию. При этом закон требует от него предварительного уведомления представителя нанимателя о принятом решении (статья 36 Закона №79-ФЗ).

Срок уведомления, указанный в законе, составляет две недели. Для того чтобы прекратить правоотношения, служащему необходимо представить представителю нанимателя письменное заявление о расторжении контракта по собственному желанию.

Заявление служащего должно содержать следующую информацию:

Заявление можно передать представителю нанимателя несколькими способами:

blank

Нужна ли отработка?

В течение этого срока сотрудник имеет право передумать и отозвать поданное заявление. Кроме того, срок дается лицу на передачу дел, подписание обходного листа и т. п.

blank

Однако, если стороны служебного контракта придут к взаимному согласию, этот срок может быть сокращен, а служащий уволен в любой день, относительно которого он договорится с представителем нанимателя. Кроме того, необходимость в соблюдении установленного законом срока отсутствует в следующих случаях:

  • госслужащий не может продолжить исполнять служебные обязанности по уважительной причине (поступление в учебное заведение, переезд в иную местность, выход на пенсию и т. п.);
  • представитель нанимателя допускает нарушения законодательства.

В перечисленных случаях контракт должен быть расторгнут в дату, указанную служащим.

Порядок проведения процедуры

Порядок увольнения государственного гражданского служащего будет следующим:

  1. Госслужащий предоставляет заявление с просьбой о расторжении служебного контракта.
  2. Сотрудник кадрового подразделения на основании полученного заявления готовит приказ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении со службы.
  3. Госслужащему выдается обходной лист, который необходимо заполнить до момента увольнения.
  4. В трудовую книжку увольняющегося лица вносится соответствующая запись.
  5. В день увольнения госслужащий знакомится с приказом о прекращении с ним служебных правоотношений.
  6. В последний день работы сотрудник должен сдать подписанный обходной лист, и получить памятку о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.
  7. В этот же день ему выдается трудовая книжка с записью об увольнении.
  8. В последний день работы представитель нанимателя производит с увольняемым окончательный расчет.

Какие выплаты положены?

blank

В день увольнения представитель нанимателя обязан произвести с увольняемым госслужащим окончательный расчет, выплатит ему причитающиеся денежные средства. В обязательном порядке госслужащим выплачиваются:

  • заработная плата за отработанный период времени, в которую включаются надбавки за выслугу лит, классные чины и т. п.;
  • компенсация за неотгулянные дни отпуска, при наличии оснований.

В зависимости от оснований прекращения служебного контракта государственному служащему могут дополнительно выплачиваться компенсационные платежи:

  • при увольнении в связи с невозможностью продолжения службы по состоянию здоровья лицу выплачивается выходное пособие равное его двухнедельному заработку;
  • при сокращении численного штата или ликвидации государственного органа служащий имеет право на получение компенсации в размере денежного содержания за 4 месяца.

Возможно ли восстановиться на госслужбу?

blank

Если государственный гражданский служащий считает, что его увольнении было осуществлено без законных оснований, либо в процессе увольнения представителем нанимателя были допущены нарушения, он имеет право обжаловать расторжение правоотношений в судебном порядке. Для обращения в суд лицу предоставляется месячный срок с момента получения трудовой книжки или ознакомления с приказом об увольнении.

Если срок на обращение в суд пропущен по причинам, которые суд признает уважительными, то он может быть восстановлен. Обоснование причин и оценка их уважительности осуществляются судом в каждом случае индивидуально.

В исковом заявлении, подаваемом несогласным лицом в суд, необходимо указать причины увольнения, а также основания, по которым бывший госслужащий считает, что действия представителя нанимателя были незаконными. В случае удовлетворения требований уволенного лица, оно подлежит восстановлению на службе.

Государственные гражданские служащие могут быть уволены с замещаемой должности по различным основаниям, включая:

  • ликвидацию госоргана;
  • инициативу нанимателя;
  • состояние здоровья;
  • а также собственное желание.

Для прекращения служебных отношений по собственной инициативе государственному служащему необходимо обратиться к представителю нанимателя с соответствующим заявлением.

Процедура увольнения завершается получением госслужащим трудовой книжки и окончательного расчета. При этом входящие в расчет выплаты зависят от оснований, по которым лицо было уволено с гражданской службы.

Государственная служба существенно отличается от привычных мест трудоустройства. Расторжение обычного договора найма регулируется нормами Трудового кодекса РФ, увольнение с госслужбы имеет ряд особенностей и отличий, игнорировать которые невозможно. Чтобы корректно завершить работу на государственном поприще, важно уточнить нюансы процедуры – порядок, основания – до написания заявления на увольнение.

Особенности увольнения работника с госслужбы

Некоторые моменты расторжения контрактов госслужащих существенно отличаются от обычного увольнения. Для регулирования деятельности сотрудников, находящихся на государственной службе, разработаны отдельные нормативные акты, утвержден порядок действий. Важно учитывать характер места трудоустройства (муниципальное, гражданское, иное) и основания разрыва договора.

Трудовая книжка

Законодательное регулирование

Увольнение с госслужбы подчиняется общим правилам расторжения трудовых контрактов, закрепленных ТК РФ:

  • ст. 36 – сроки уведомления руководства, отработка;
  • ст. 39 – ситуации, при которых работник освобождается от занимаемой должности.

Отдельные моменты (отличия) зафиксированы в Федеральном законе № 79-ФЗ (глава 6). В 2010 году была разработана специальная Памятка на увольнение госслужащего, где процедура (сроки, основания, действия) описана детально – она утверждена Постановлением Правительства РФ № 700. Кроме этого указаны права и обязательства уволенного работника. Например, запрет на разглашение служебной и любой конфиденциальной информации после расторжения договора.

Важно знать! Увольнение с госслужбы по собственному желанию проводится в общем порядке – заявление, период отработки, расчет. Заставить продолжать работу нельзя даже на государственной должности, поэтому ограничений в данной ситуации нет.

Понятие и виды госслужбы

Госслужба – это основа государственной деятельности, осуществляющая действия организационного, исполнительного и иного характера. Суть заключается в выполнении распоряжений государственного уровня. Работать могут только те физические лица, которые были официально назначены на должность.

Федеральный закон № 58 от 27.05.03г. дает следующее определение – это вид профессиональной деятельности по осуществлению полномочий:

Документы в руках

  • Российской Федерации, как целого субъекта;
  • органов власти федерального и местного уровней;
  • субъектов РФ, как самостоятельных единиц;
  • физических лиц, назначенных на замещение должностей в соответствии с положениями Конституции РФ и НПА местного уровня (президента, судьи, губернатора, иных).

Нюансы правового статуса закреплены в соответствующих федеральных законах и Конституции РФ. Система госслужбы не едина. Различают следующие типы:

  1. государственная гражданская (федерального и муниципального уровней);
  2. военная (в том числе альтернативная);
  3. правоохранительная.

Внимание! Срок работы альтернативного варианта отличается и превышает период стандартной службы в 1,75 раза. Например, для исполнения обязательств по военному призыву потребуется 21 месяц.

Основания для увольнения

Если увольнение муниципального или иного служащего проводится по собственному желанию, объяснять причины своего ухода работник не должен. Процедура не отличается от стандартной, порядок действий зафиксирован в ТК РФ. Когда освобождение от должности инициируется руководителем, требуются серьезные основания. Допустимые варианты перечислены в ст. 33 Федерального закона РФ № 79. К ним относят:

Коробка с офисными вещами

  • окончание срока действия договора;
  • взаимное соглашение;
  • смерть сотрудника или наступление иных обстоятельств, никак не связанных с волеизъявлением сторон;
  • собственное желание;
  • несоблюдение трудовой дисциплины (прогулы, частые опоздания, иные правонарушения);
  • состояние здоровья работника;
  • перевод на должность другой государственной структурной единицы (органа);
  • невозможность и отказ физлица переезжать в другой регион для продолжения службы;
  • утрата статуса гражданина РФ;
  • нарушение установленных законом нюансов и ограничений (например, запрет на коммерческую деятельность для чиновников);
  • отказ от перехода на другую предложенную должность, если возникла частичная или временная нетрудоспособность.

Основанием для увольнения госслужащего могут стать и другие причины, если нет противоречия действующему законодательству и нарушения прав работника.

В отличие от иных категорий сотрудников, государственным служащим могут назначить больший испытательный срок – от одного месяца до года. Период устанавливается руководителем, если иное не предписано законом. В течение данного времени гражданина могут уволить в любой момент, предварительно уведомив в письменном виде за три календарных дня.

Процедура увольнения

Любая процедура, связанная с трудоустройством граждан имеет порядок, закрепленный Кодексом и соответствующими нормативными актами. Увольнение госслужащего по собственному желанию или по инициативе руководителя практически не отличается от аналогичного, не связанного с государственными органами, действия.

Оповещение

Если гражданин решил уволиться с государственной службы по личному желанию, необходимо написать и подать заявление о расторжении контракта. Составляется в двух идентичных экземплярах, на втором принимающий сотрудник (секретарь, отдел кадров, бухгалтер) ставит отметку – именно с этой даты начинается отсчет периода отработки (14 дней). Возможно увольнение в любой день по следующим основаниям:

Сбор вещей

  • выход на пенсию;
  • расторжение контракта на условиях, согласованных сторонами в добровольном порядке;
  • поступление в ВУЗ (только очная форма);
  • изменение состояния здоровья в худшую сторону (если продолжение службы невозможно по очевидным причинам);
  • назначение на другую должность после выборов;

Могут возникнуть и другие причины. Если повод уважительный, не противоречит действующему законодательству, возможно расторжение без предварительного оповещения и отработки.

Внимание! Для подтверждения уважительности основания необходимо предоставить соответствующие документы (оригиналы для сравнения и копии для личного дела).

Если расторжение договора является инициативой работодателя, работника также необходимо уведомить в письменной форме. Стандартный срок – не позднее, чем за три дня до предполагаемой даты.

Приказ об увольнении

На основании письменного заявления или распоряжения руководителя отдел кадров государственного органа готовит приказ на увольнение (является стандартным документом при расторжении рабочего договора). В тексте указывают:

  1. личные данные сотрудника;
  2. реквизиты организации;
  3. основания для завершения рабочих отношений;
  4. сроки трудоустройства, порядок и размеры выплат.

Образец приказа

Внимание! В приказе и трудовой книжке необходимо ссылаться на соответствующие Федеральные законы, а не на положения ТК РФ. Например, если служащий не прошел аттестацию, указывают п. 4 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79.

Расчет

В последний официальный рабочий день с работником производят окончательный расчет – начисление и перевод денежных средств, положенных к выплате от предприятия. Некоторые являются обязательными и относятся ко всем категориям наемных сотрудников (в том числе государственным):

  1. зарплата за действительно отработанное время;
  2. компенсация неиспользованных отпусков, выходных;
  3. материальная помощь (если положена).

Кроме начислений производятся удержания, если необходимо. Например, переведены денежные средства за будущую командировку, но поездка не состоялась в связи с увольнением.

Положенные выплаты и компенсации

Дополнительные выплаты возможны в тех случаях, когда расторжение контракта происходит по вине работодателя – ликвидация организации, простой, сокращение штата, другое. В данной ситуации госслужащий может претендовать на компенсацию в размере заработной платы за 4 месяца (а в регионах Крайнего Севера – до полугода).

Для получения необходимо встать на учет в Центр занятости населения. Затем предоставить документальное подтверждение, что в течение запрашиваемого времени (от 4 до 6 месяцев) организация не смогла трудоустроить бывшего госслужащего.

Возможность восстановления на государственной службе

После увольнения с государственной службы работник не имеет права устраиваться в подобные органы в течение двух лет. По истечении данного периода, если требуется трудоустройство в госорган, создается специальная комиссия, которая принимает окончательное решение. О новом месте работы необходимо сообщать дополнительно (обязанность лежит на сотруднике и руководителе).

Восстановлению в должности подлежит только незаконно уволенный служащий. Решение принимает суд местного уровня. Исковое заявление может подать работник или доверенное лицо (оформляется официально в письменной форме). Важно учитывать следующие нюансы:

  • обращение в суд допустимо в течение 30 дней с момента получения приказа на увольнение, трудовой книжки;
  • кроме описания сложившейся ситуации, необходимо приложить подтверждающие документы (уведомления, переписку, свидетельские показания, другие);
  • истец вправе просить суд провести экспертизу на правомерность действий сотрудников государственного органа.

Прохождение собеседования

Если решение оказывается в пользу работника, восстановление производится на следующий день после вступления документа в силу (обычно через 10 дней, которые отсчитываются с даты оглашения судьей). Но если действия уполномоченных лиц бывшего работодателя признают правомерными, вернуться будет невозможно.

Государственная служба отличается от обычного найма сотрудников по нескольким пунктам. Процедура увольнения регулируется правилами Трудового кодекса РФ и отдельными нормативно-правовыми актами (Федеральными законами в частности). С особым вниманием следует отнестись к расторжению контракта по инициативе работодателя, а также к ограничениям, налагаемым на бывших государственных служащих.

Читайте также: