Являются ли понятия а сравнимыми б совместимыми обвиняемый осужденный

Обновлено: 04.03.2024

Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Конфискация имущества. Дополнительное наказание.

Ответ : Дополнительное наказание- ( богаче)- может быть нескольких

один из них- конфискация имущества

б) Прокурор. Генеральный прокурор.

Ответ: Прокурор- богаче, может быть нескольких видов, один из

них генеральный прокурор.

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

а) Злонамеренность.

Ответ: Конкретное, положительное, безотносительное,

Бесконечные (категориальная форма), нерегистрирующее

Ответ: Абстрактное, положительное, соотносительное,

Бесконечные (категориальная форма), Разделительное употребление

Задание 3. К каждому из данных понятий подберите перекрещивающиеся

Ответ: адвокат

б) пистолет-

Ответ: арбалет

Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти понятия с помощью круговых схем

в) мастер спорта


Задание 5. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида.

б) Корень слова. Часть слова-(отношения рода и

Ответ: Словосочетание- корень слова относится к родовому

Задание 6. Проверьте правильность следующих обобщённых понятий:

а) Метель- сильный ветер- буря- ураган;

Ответ : правильно

б) столица- большой город- город- населённый пункт

Ответ: неправильно, нарушена последовательность масштаба)

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.

а) Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных

подарков и различных услуг.

Ответ: В данном случае деление как таковое отсутствует. Если

таковых нет; есть либо, то , либо, это.

б) Акты экспертизы состоят из введения, исследования и

Ответ : Нарушено правило основания, члены деления должны

делиться по одному признаку. Делимое понятие: Акты

экспертизы. Члены деления: Введение, исследование,

заключение. Вид деления: таксономический.

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В

неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Винтовая лестница- лестница, имеющая форму винта.

Ответ: Высказывание определением не является, и имеется

нарушение правила- наличие круга.

б) Раб- человек , не имеющий свободы.

Ответ: Высказывание является определением, но оно не полное,

т.е. отсутствие достаточного основания.

Задание 9. Изменится ли распределённость терминов при переходе от одного термина к другому в следующем случае?

1. Большинство из нас решили эту задачу.

2. Многие из нас решили эту задачу.

3. Некоторые из нас решили эту задачу.

4.Лишь, немногие из нас решили эту задачу.

5. Я решил эту задачу.



Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведённых суждений ложным, определите, что может быть связано при этом условии относительно истинности( или ложности) второго суждения той же пары.

а) Все виды лжи заслуживают порицания.- Некоторые виды лжи

не заслуживают порицания.

Ответ: По логическому квадрату А и I, общеутвердительное и

Некоторые виды лжи заслуживают порицания.

б) Некоторые слушатели не сдали зачёт по логике. –Все

слушатели сдали зачёт по логике.

Ответ: Частноотрицательное и общеутвердительное( не могут

быть одновременно истинными или ложными) О и А.

Некоторые слушатели сдали зачёт по логике.

Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество

следующих суждений. Определите распределённость терминов и

выразите отношения с помощью круговых схем.

а) Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью,

за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ответ: Общевыделяющее суждение; Все S, суть Р, но не только Р


б) Нож, которым совершено убийство, длиннее ножа,

обнаруженного у подозреваемого.

Ответ: некоторые S суть Р. Частноутвердительное.



Задание 12. Рассмотрите сложные суждения. Выразите их в символической

а) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают, портят

памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к

Суждение- конъюнктивное. a^b1^b2^b3^c (a&b)

б) В советской России, если гражданин занимался

бродяжничеством или порошайничеством, то наказывается

лишением свободы на срок от года до двух лет.

Ответ: Суждение условное( импликативное). А B.

Основные законы логики

Задание 13. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть

одновременно истинными обе пары суждений.

а) Все слушатели подготовлены у зачёту по логике.- Некоторые

слушатели группы к зачёту по логике не подготовлены.

Ответ: Отношения подпротивности- АО не могут

быть одновременно истинными.

б) К похитила государственные средства,- Никаких

государственных средств К. не похищала.

Ответ: Частичная совместимость, УО- истинным может быть.

Задание 14. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих

а) Каждая юридическая норма относится к определённому

институту права.- Ни одна юридическая норма не относится к

определённому институту права.

Ответ: АЕ- Обшеутвердительное и общеотрицательное суждения,

отношения противоречия. Одновременно ложными быть не могут.

б) Некоторые правовые акты не являются нормативными.- Все

правовые акты являются нормативными.

Ответ: ОА отношение подпротивности , ложными одновременно

Непосредственные умозаключения

Задание 15. При помощи логического квадрата выведите суждения,

противоположные, противоречащие и подчинённые данным.

а) Совершеннолетние имеют право голоса.

Ответ : 1. Никто из совершеннолетних не имеет право

2.Некоторые совершеннолетние не имеют права голоса. АО-

3.Некоторые совершеннолетние имеют право голоса. АО-

б) Ни один слушатель нашей группы не курит.

Ответ: 1. Все слушатели нашей группы курят. ЕА- отношение

2.Некоторые слушатели нашей группы курят. ЕI- отношения

3.Некоторые слушатели нашей группы не курят. ЕО- отношения

Задание 16. Сделайте вывод путём превращения из следующих посылок.

а) Некоторые преступления могут быть совершены путём

Ответ: Некоторые преступления могут быть совершены путём

б) Мировая война не является неизбежной.

Ответ: Неизбежной является не Мировая война.

Дедуктивные выводы из простых посылок

Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов, найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

а) Ни один невиновный не должен быть привлечён к уголовной

ответственности и осуждён. Значит И. не должен быть привлечён к

уголовной ответственности и осужден, так как он невиновен.

Ответ: Модус отрицающий.Правильный.

Умозаключение- дедуктивное, вероятностное. Вывод

подтверждается посылками лишь с определённой степенью

вероятности. Из двух отрицательных посылок нет определённого

Ни одно S не суть Р

Некоторые S суть Р


М Р

Вывод: Значит И. не должен быть привлечён к уголовной

ответственности и осужден, так как он невиновен.

Большая посылка- не должен быть привлечён к уголовной

ответственности и осуждён

Меньшая посылка- Значит И. не должен быть привлечён к

уголовной ответственности и осужден,

1.Термин - Ни один невиновный (общеотрицательный)



2.Термин- Значит И. не должен (частноотрицательный)



б) Н.- свидетель, поэтому он должен быть предупреждён об

ответственности за дачу ложных показаний, так как все свидетели

предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний.

Ответ: Индуктивное умозаключение. Модус утверждающий.


Р М

Некоторые S суть Р

Вывод: Н.- свидетель

Большая посылка- все свидетели

предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний

Меньшая посылка- поэтому он должен быть предупреждён об

ответственности за дачу ложных показаний.

1.Термин Н.- свидетель( частноутверждающий)



2.Термин- все свидетели( общеутверждающий)



Задание 18. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма,

установите, следует ли вывод с необходимостью.

а) Все слушатели Академии ФСИН России изучают логику. Иванов-

не слушатель Академии ФСИН России. Следовательно…

Ответ: Он не изучает логику. Вывод не следует с необходимостью.

II Фигура- Все S суть Р

Некоторые S не суть Р

Следовательно, некоторые S не суть Р


Р М

б) Некоторые преступления являются

умышленными.Неосторожное тяжкое телесное повреждение-

Ответ: Некоторые преступления не умышленные.

Некоторые S суть Р

Некоторые Р суть S

Следовательно, некоторые S не суть Р


М Р

Задание 19. Правильно ли построены следующие силлогизмы? Выясните

а) Идеалистические теории противоречат фактам, а эта теория не

идеалистическая, поэтому она фактам не противоречит.

Ответ: Силлогизм построен неправильно, из всех четырёх фигур

не соблюдены правила вывода фигур.

б) Мысль есть движение, а движение есть свойство всей материи.

Значит, мысль есть свойство всей материи.

Ответ: Модус утверждающий. Условно- разделительное

Дедуктивные выводы из сложных посылок

Задание 20. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему умозаключения, найдите основание и следствие. Если мы назовём Петрова учёным, то тем самым назовём его человеком. Если мы назовём Петрова человеком, то скажем правду. Следовательно, если мы назовём Петрова учёным, то скажем правду.

Ответ: Сложный силлогизм. Условно- категорическое

Умозаключение, имеется две посылки.

Если а суть b, то с

Если а суть с. то d

Если а суть b то d

Задание 21. Правильно ли сделаны следующие выводы? Сделайте символическую запись умозаключений.

а) Если суждение является отрицательным, то оно обращается

просто, или вовсе не обращается. Данное суждение обращается

просто. Следовательно, оно является отрицательным.

Ответ: Разделительное умозаключение.

Если а суть b, то с или не с

Данное а суть с

Следовательно а суть b

б) Если приговор не обоснован, то он будет отменён. Данный

приговор отменён. Следовательно он не обоснован.

Ответ: Отрицающий модус. Вывод условно- правильный.

Если а не суть b, то с

Задание 22. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно- категорического умозаключения, постройте его схему.

а) Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное

правонарушение- проступок. Следовательно…

Ответ: соединительно- разделительное суждение

Следовательно это один из видов правонарушения.(или:

Преступление тоже правонарушение)

б) Документы, являющиеся вещественным доказательством,

остаются при деле в течении всего срока хранения последнего.

Либо передаются заинтересованным лицам. Следовательно…

Ответ: Дизъюнктивное суждение

Задание 23. Какой вид доказательства имеется в следующем рассуждении? Нет ли каких- либо ошибок в доказательстве? Все птицы размножаются яйцами: утконос тоже птица, так как он размножается яйцами.

Ответ: Прямое доказательство в форме категорического

Если ( a ^ b)—( c ^ a)

Вместо тезиса а, мы доказываем тезис b, следовательно мы

ничего не доказываем. « Кто слишком мало доказывает, тот

Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном.

Является ли это выражение доказательством? Какой вид

доказательства? Допущены ли ошибки в доказательстве?

Ответ : Когда то a ^ b, если это с, то а, если а суть b, то с, и он не a

Фрагмент работы:

2. Определите вид данных понятий по объему:
Студент-юрист – фактически непустое, общее, нерегистрирующее, неуниверсальное понятие;
Школьник-космонавт – фактически пустое, неуниверсальное понятие;
Староста нашей группы – фактически непустое, единичное, неуниверсальное понятие.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему).Беспечный.
Вид понятия по содержанию – абстрактное, положительное, относительное, несобирательное;
Вид понятия по объему – фактически непустое, общее, нерегистрирующее, неуниверсальное понятие.

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Студент.
В собирательном смысле:Студент нынче стал ленив и неохотно осваивает законы логики.
В разделительном смысле:Студентнашей группы сдает экзамен по логике.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Грамм, единица измерения длины.
Понятия сравнимы (общий род – единицы измерения), но не являются совместимыми (так как пересечение объемов этих понятий пусто).

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера?:
Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память.
Пусть:U – универсум индивидуальных свойств личности
А – Память
В – Способность
С – Зрительная память
D – Хорошая память
Е – Плохая память, тогда:


7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

а) U – мебель; А – красивая мебель; С – долговечная мебель; В – красивые и долговечные стулья;
б) U –одежда; A – брюки; В – женская одежда; С – куртки;
в) U – люди; А – женщины; В – девушки в возрасте до 20 лет; С – спортсмены.

8. Ограничьте и обобщите понятие: Диск.
Обобщение: плоский предмет круглой формы
Ограничение: компакт-диск

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены: Жизнь есть сумма жизненных функций.
Определение некорректно, так как является тавтологическим (жизнь – жизненные); недостаточно ясно используемые термины (что такое жизненные функции?).

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Роза – архитектурное украшение готических окон (или само окно) в виде круга с переплетом из радиально расходящихся от центрального кружка лучей.
Стыд – чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения.

Определения ясные и четкие, не содержат непонятных терминов, не образуют порочного круга, не тавтологичные, не избыточны.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?
Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
Правила деления не соблюдены. Деление производится по разным основаниям. Умышленные, неосторожные – деление по формам вины. Должностные – по средствам и субъекту преступления.Члены деления не исключают друг друга.

14. Определите тип суждения по характеру предиката: Одиссей был царём Итаки.
Одиссей – субъект;
ЦарьИттаки – двуместный предикат, выражающий отношение предметов.
Одиссей был царем Иттаки – двучленное релятивное суждение (суждение отношения)
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении: В нас горят ещё желанья!
S есть P
Желанья – субъект (S);
Горят еще (еще горящие) – предикат (P);
Связка (опущена) – суть (являться).

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов. Многие из почтенных людей несчастны.
S – почтенные люди
Р – счастливые
Частноотрицательноесуждение (=Некоторые из почтенных людей не являются счастливыми):
_ +
SoPSнераспределен, Pраспределен (S всегда нераспределен в частных высказываниях, Р всегда распределен в отрицательных высказываниях).

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

S – прекрасное
Р – полезное
SiP (Некоторые Sесть Р)
Отношения по логическому квадрату:
1. Sip (Нечто прекрасное есть и полезное) и SaP (Все прекрасное есть полезное) – отношения подчинения, в которых истинность подчиняемого суждения (SaP) обуславливает истинность подчиненного суждения (SiP), но не наоборот. Если SiP истинно, то SаPможет быть как истинным, так и ложным.
2. SiPи SoP (Не все прекрасное есть полезное) – отношения субконтрарности, при которых высказывания не могут быть одновременно ложными, но могут быть одновременно истинными. Если SiPистинно, то SoP может быть как истинным, так и ложным.
3. SiPи SeP (Ничто прекрасное не есть полезное) – отношения противоречия, высказывания не могут

Президент; действующий президент Латви; президент Вели-
кобритании.

Президент – общее понятие
действующий президент Латвии – единичное понятие
президент Великобритании – пустое понятие (в Великобритании нет президента, там есть премьер –министр и королева)

2. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Данные понятия сравнимые. Т.к. и книга и тетрадь являются печатной продукцией. У обоих есть одинаковые элементы – листы, переплет, обложка.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Студент, латвийский студент, студент БМА, студент-юрист, турист.

[pic]
Каждый латвийский студент – студент
Не каждый студент – латвийский студент
Каждый студент БМА – латвийский студентКаждый студент юрист – студент
Не каждый студент юрист – латвийский студент
Не каждый студент юрист – студент БМА
Некоторый турист – студент
Некоторый турист – студент юрист
Некоторый турист – студент БМА
Некоторый турист – латвийский студент

4. Подберите понятия, отношения между которыми удовлетворяли бы следующей схеме.

A – начальные школы
B – учебные центры
C –Латвийский Университет
D–средние школы
E – детские сады
F –государственные образовательно-учебные заведения

Некоторые начальные школы – государственные образовательно-учебные заведения
Некоторые начальные школы – не государственные образовательно-учебные заведения
Некоторые учебные центры – государственные образовательно-учебные заведения
Некоторые учебные центры – не государственные образовательно-учебныезаведения
Некоторые средние школы – государственные образовательно-учебные заведения
Некоторые средние школы – не государственные образовательно-учебные заведения
Некоторые детские сады – государственные образовательно-учебные заведения
Некоторые детские сады – не государственные образовательно-учебные заведения
Латвийский Университет государственное образовательно-учебное заведение
Начальные школы ни естьучебные центры
Начальные школы ни есть средние школы
Начальные школы ни есть детские сады
Учебные центры ни есть начальные школы
Учебные центры ни есть средние школы
Учебные центры ни есть детские сады
Средние школы ни есть учебные центры
Средние школы ни есть начальные школы
Средние школы ни есть детские сады
Детские сады ни есть учебные центры
Детские сады ни есть начальные школыДетские сады ни есть средние школы
Латвийский Университет ни есть ни детский сад, ни школа, ни учебный центр

5. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
Словарь есть книга, предназначенная для объяснения иностранных слов.

Типы этих логических ошибок при определении понятий:

а) широкое определение, когда определяющее понятиепо объему шире, чем определяемое понятие.

б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие.

в) Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое.

Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое.

Не могут считаться определениямииз-за их тавтологичности

Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т.д.

Приведенное выше определение словаря не является корретным, с одной стороны это широкое определение,т.к. книга, это не только словарь. Книга может быть художественная, документальная, научная. С другой стороны узкое т.к. словарь может быть и не только в виде книги, а например, в виде компьютерной программы

6. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Вежливость.

Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно.

1) Дайте логическую характеристику понятию ( определите вид понятия по содержанию и объёму).
2) Являются ли понятия а) сравнимыми; б) совместимыми?
Книга, учебное пособие:
2) Ограничьте и обобщите понятие.
ЧувстваЛюбовь Материнская любовь
3) Определите имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части(мереологическое деление).
Равноправные субъекты Российской Федерации – это республики , края и т.д. .

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по дисциплине логика

  1. Дайте логическую характеристику понятию ( определите вид понятия по содержанию и объёму).

Бес : категорическое, положительное, безотносительное, пустое.

  1. Являются ли понятия а) сравнимыми; б) совместимыми?

Книга, учебное пособие: сравнимые, совместимые.

ЧувстваàЛюбовь àМатеринская любовь

  1. Определите имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части(мереологическое деление).

Равноправные субъекты Российской Федерации – это республики , края и т.д. .

Ответ: логическое деление.

  1. Найдите субъект, прредикат и связку в суждении.

Улыбка любому встречному – поступок, ведущий к установлению согласия между людьми мира сего.

S (субъект) – улыбка любому встречному.

P (предикат) – поступок, ведущий к установлению согласия между людьми мира сего.

Связка утвердительная (Улыбка есть поступок).

Лень никогда не приводит к добру.

Общеотрицательное(Е): все S не есть P.

I: некоторые S есть P

Некоторая лень приводит к добру. (ложь)-----противоречивое суждение

O: некоторые S не есть P

Никакая лень не приводи к добру.(иситна) ----эквивалентное суждение

Лень приводит к добру.(ложь). ------- противоречивое суждение.

  1. Переведите на символический язык сложное суждение.

Если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, вместе с обузданием негативных мыслей и эмоций мы должны развивать и укреплять свои положительные качества.

Если p , то q. ----Импликация------ aàb

Хлестаков: - Это, верно, из Петербурга?

Хлестаков: - Из Риги? Да, я так и думал. (Н.В.Гоголь)

Ответ : Нарушен закон тождества.

Некоторые европейские страны – члены НАТО.

Это частно-утвердительное суждение.

Превращение: некоторое S не есть не P

Некоторые европейские страны – не члены НАТО.

Обращение: некоторые P есть S

Некоторые члены НАТО- это европейские страны.

Противопоставление предикату- невозможно.

Противопоставление субъекту: некоторые P не есть не S

Некоторые члены НАТО- это не европейские страны.

10. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Некоторые нелюбезные замечания(Р+) вызывают раздражение
(М+). Ни одно критическое замечание(Р-) не любезно(S-). Значит, все критические замечания(Р+) вызывают раздражение(М+).

Ни одно Р не есть S ======== Все Р есть М

Значит все Р есть М>

Силлогизм правильный, заключение истинно.

11. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Все ораторы были тщеславны. Цицерон был консулом Рима.

Посылка 1: все ораторы были тщеславны.

Посылка 2:оратор был консулом Рима

Вывод: Все консулы Рима тщеславны.

Вывод не есть истинный, так как нет условия, что все консулы Рима были ораторы.

Проверка по правилам ПКС:

Правила терминов 1. В каждом силлогизме должно быть только 3 термина (S, P, M)

2. Средний термин должен быть распределен по крайней мере в 1-й из посылок. ====Нарушается

Правила посылок. 1. Из 2-х отицательных посылок нельзя сделать никакого заключения

3. Из 2-х частных посылок вывод не следует ====Нарушается

12. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

К. будет сложно получить зачет.

Посылка1: К. прогуливает логику.

Посылка 2: Имея прогулы по логике, сложно получить зачет .

Вывод: К. будет сложно получить зачет.

13. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Если обвиняемый занимался вымогательством(P) , то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 163 УК РФ(M). Если он привлекается к уголовной ответственности по указанной статье(M), то он наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет(S).

14. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Читайте также: