В каких правоотношениях состоят с издательством указанные лица

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методические рекомендации

по практической работе №2.

1. Обучающая.
Закрепление знаний о видах, субъектах и объектах правоотношений.

2. Развивающая.
Формирование умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи в области основных правовых категорий.

3. Воспитательная.
Формирование основ правовой культуры и понимание необходимости осуществлять свою деятельность в обществе на основе норм права.

Оборудование : Конспект лекций

Вопросы для самоподготовки и самоконтроля:

1. Назовите определение понятия «правоотношения.

3. Кто является субъектом правоотношений?

4. Какова структура правоотношений?

5. В чем проявляется правоспособность и дееспособность лиц?

6. Назовите условия при которых дееспособность лица ограничивается.

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

1. Что из нижеперечисленного является юридическим фактом-событием:

а) рождение человека;

в) кража картины из музея;

г) покупка земельного участка.

2. Все юридические факты можно разделить на следующие группы:

3. Работник переведен на другую должность. Такой юридический факт называется:

4. К числу субъектов права относятся:

б) лица без гражданства;

в) трудовой коллектив;

г) государственная организация.

5. Правосубъектность физического лица включает:

б) юридическую обязанность;

6. Гражданин решением суда может быть объявлен безвестно отсутствующим, если:

а) в течение полугода его местопребывание неизвестно;

б) в течение года местопребывание гражданина неизвестно и он фактически отсутствует по месту своего жительства;

в) в течение пяти лет местопребывание гражданина неизвестно и он фактически отсутствует по месту своего жительства;

г) в течение месяца его местопребывание неизвестно.

Верны ли утверждения?

7. А Содержанием правоотношения является совокупность прав и обязанностей, которыми наделены участники правовой ситуации.

Б. К фактическому содержанию правоотношения относят воз­можность поступать или не поступать определенным образом, за­фиксированную в действующем законодательстве.

  1. Только А;
  2. только Б;
  3. и А, и Б;
  4. ни А, ни Б.

8. А. Субъективное право и обязанность не связаны между собой.

Б. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

  1. Только А;
  2. только Б;
  3. и А, и Б;
  4. ни А, ни Б.

9. А. Правоспособность наступаете 18 лет.

Б. Дееспособность возникает в момент рождения человека.

  1. Только А;
  2. только Б;
  3. и А, и Б;
  4. ни А, ни Б.

Вставьте пропущенные слова

10. Правовое отношение представляет собой один из видов _______________ отношений.

11. Совокупность юридических фактов называется ____________________

12. Сторонами правового отношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права — _____________.

13. Людей и их объединения, которые участвуют в правоотношении, называют ______________________.

14. Если гражданин страдает психическим расстройством, то над ним устанавливается ________________.

15. Ограниченный в дееспособности человек вправе совершать _____________________ сделки.

16. Мера возможного поведения участника правоотношений называется ______________________.

17. Административная деликтоспособность наступает с __________________ лет.

18. Проанализируйте ситуации, найдите пути их решения.

Гражданин Борисов проник в квартиру соседа и похитил деньги и ювелирные изделия. Охарактеризуйте юридический факт по волевому критерию и по юридической природе.

Иванова и Федорова связывали дружеские отношения многие годы. Будучи соседом по садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дачного дома. Иванов в благодарность подарил Федорову автомагнитолу. Определите, возникли ли между Федоровым и Ивановым правоотношения.

19. Прочитайте приведенные ниже статьи Гражданского кодекса РФ и ответьте на вопросы: в чем состоят особенности дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет? Какие права эти лица могут осуществлять самостоятельно, а какие — с согласия родителей? Что такое эмансипация? Как ограничена дееспособность малолетних (детей в возрасте до 14 лет)?

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.

Статья 27. Эмансипация

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

2. Родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Статья 28. Дееспособность малолетних

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Содержание отчета

а. Название работы, Ф.И.О. выполнившего работу, номер группы.

в. Письменно выполнить задания №1-20

Приложение. Сведения из теории.

Юридические факты как основание правоотношений

В реальной жизни право регулирует более 70% отношений, возникающих в обществе.

Общественное отношение, урегулированное нормами права, образует правоотношение.

Почти все из нас оказывались участниками правовых ситуаций, а потому испытывали на себе, что такое правоотношение. Правовое отношение представляет собой один из видов общественных отношений.

Любое правоотношение возникает на основе определенных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить автомобиль — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У другого человека, недавно застраховавшего имущество, сгорел дом — возникли правоотношения со страховой компанией. Третий решил уволиться с работы, а потому его отношения с работодателем прекратились. Жизненные обстоятельства могут приводить к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они-то и называются юридическими фактами.

Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе. Например, для того, чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы гражданин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соответствующие документы в органах социальной защиты населения. Факты, которые свидетельствуют об отсутствии каких-то обстоятельств, называют отрицательными.

Все юридические факты можно разделить на две большие группы:

действия — связаны с волей и сознанием людей. Например, дарение, поступление в вуз, перевозка груза и пр.;

события — не связаны с волей человека и возникают в силу различных обстоятельств, порождая правовые последствия. Событием может стать смерть человека, повлекшая за собой, например, прекращение трудовых правоотношений.

В основу данной классификации положен критерий сознания личности. Однако юридические факты классифицируются и по правовым последствиям. В этой связи выделяют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Например, человек, устраиваясь на работу в фирму, вступает в трудовые правоотношения с работодателем (правообразующий факт). Работник может быть переведен на другую должность (правоизменяющий факт). Человек увольняется, разрывая правоотношения (право-прекращающий факт).


В некоторых случаях один и тот же юридический факт может порождать различные правовые последствия. Так, смерть гражданина рассматривается и как правообразующий факт (открывается наследство), и как правоизменяющий (сын умершего становится ответственным квартиросъемщиком), и как правопрекращающий (прекращаются любые правоотношения).

Сторонами правового отношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права — правосубъектностью.

Правосубъектность — способность выступать участником правоотношений.

Правоотношение носит двусторонний, предоставительно-обязывающий характер. В любом правоотношении одна сторона всегда обладает правом (субъективным юридическим правом), а другая — обязанностью (субъективной юридической обязанностью). При этом каждый из участников правоотношений практически всегда обладает и правом, и обязанностью.

Виды и структура правоотношений

Традиционно многие юристы делят правоотношения по отраслевому принципу на гражданские, уголовные, административные и пр. Правоотношение как юридическая категория имеет определенную структуру. В ней выделяются субъекты, объекты и содержание.

Физические лица Организации

Социальные общности Государство

Совокупность прав и обязанностей участников правовой ситуации

Материальные блага Нематериальные блага Продукты духовного творчества Ценные бумаги Документы

С точки зрения социологического, естественно-правового и психологического подходов, правоотношение не обязательно регулируется нормами права, более того, оно предшествует правовым нормам и лежит в основе их образования.

Людей и их объединения, которые участвуют в правоотношении, называют субъектами права. Ими могут быть физические лица — граждане страны, лица без гражданства (иностранцы) или те, кто имеет двойное гражданство; организации (государственные или негосударственные), социальные общности (народ, нация, население региона, трудовые коллективы и пр.). Субъектом права может выступать государство. Например, согласно гражданскому законодательству, клад, имеющий историческую или художественную ценность, поступает в распоряжение государства, и тогда оно в лице отдельных органов становится участником правовой ситуации.

Совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права, образует их компетенцию. Нашедший клад должен передать ценности государству, которое, в свою очередь, материально вознаграждает счастливчика, обязуясь выплатить 50% от стоимости вещей.

Правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Она возникает в полном объеме в момент рождения человека, а прекращается с его смертью.

Например, человек может быть собственником имущества, заниматься предпринимательской деятельностью, избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства.

Те, кто еще не родился, тоже обладают гражданскими правами. Например, наследником по закону может быть ребенок, зачатый до смерти наследодателя и родившийся после его смерти.

Дееспособность — способность распоряжаться правами и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

У физического лица как субъекта правоотношений обязательно должно быть имя. Имя человека включает фамилию, собственно имя и отчество, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем. Вступать в правоотношения под чужим именем нельзя, хотя это не лишает человека права использовать псевдоним (вымышленное имя). На основании закона граждане могут в некоторых случаях изменять свои имена или фамилии, что никак не влияет на их гражданские права.

У физического лица есть также определенное место жительства (место, где он фактически проживает). В том случае, когда в течение года местопребывание гражданина неизвестно и он фактически отсутствует по месту своего жительства, решением суда он может быть объявлен безвестно отсутствующим, через пять лет — умершим.

Судебные решения по этому поводу позволяют совершать важные юридические действия. Например, можно наследовать дачу или квартиру признанного умершим. Как уже говорилось, юридической практике известны случаи, когда безвестно отсутствующий гражданин, признанный умершим по суду, возвращался и требовал защиты своих прав. Закон позволяет в таких случаях требовать возврата собственнику того имущества, которое было передано безвозмездно, то есть даром, другому. А вот в отношении проданной квартиры или машины такого разрешения закон не предусматривает. Он защищает нового собственника, который очевидно не знал о том, что его правопреемник жив и вернется.

Законодательством предусмотрена возможность ограничивать в дееспособности отдельных людей.

В Древнем Риме такие процедуры осуществлялись в отношении расточителей, слабовольных, которым назначали попечителя, чтобы сохранить имущество и не допустить разорения.

Если гражданин страдает психическим расстройством, то над ним устанавливается опека. По решению суда такой гражданин может быть признан недееспособным. Причем закон требует, чтобы судебное рассмотрение этого вопроса происходило с участием прокурора. Опекун совершает все сделки от имени опекаемого.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности. Это возможно, если он злоупотребляет спиртными напитками, употребляет наркотики. Ограниченный в дееспособности человек вправе совершать мелкие бытовые сделки.

Каждый человек при наступлении определенного возраста несет ответственность за совершение правонарушений.

В таких случаях говорят о деликтоспособности, то есть о способности человека нести юридическую ответственность.

Объектами правоотношения могут быть материальные блага (вещи, ценности, имущество), нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы, то есть то, на что направлены права и обязанности субъектов права.

Содержанием правоотношения является совокупность прав и обязанностей, которыми наделены участники правовой ситуации.

В литературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К первому относят сами действия, а ко второму — возможность поступать или не поступать определенным образом, зафиксированную в действующем законодательстве.

Субъективное право — мера возможного поведения участника правоотношений.

Субъект может совершать или не совершать определенные действия, например заключить договор купли-продажи и не заверять его нотариально. У него есть право требовать от другой стороны исполнения обязанности, например требовать соблюдения условий договора, а также право обратиться за защитой нарушенного права, например право обратиться в суд с заявлением о взыскании с обязанной стороны неустойки за несоблюдение договора.

Юридическая обязанность — мера должного поведения участ­ника правоотношений.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Рабочий Кобов 20 декабря обратился на завод "Казахсельмаш" с просьбой о приеме на работу. Начальник механического цеха без ведома отдела кадров разрешил ему приступить к работе в тот же день. В прика­зе по заводу от 27 декабря говорилось о зачислении Кобова на работу с 28 декабря. Бухгалтерия отказала рабочему в оплате за время с 20 де­кабря, ссылаясь на приказ.

1.Права ли бухгалтерия?
Задача №7

Кульбаев по профессии слесарь-наладчик. По объявлению пришел устраиваться на завод, но получил отказ из-за отсутствия трудовой книж­ки, которую он потерял после увольнения с предыдущего места работы.

1.Обоснован ли отказ?

2.Как следует поступить в этом случае Кульбаеву?
Задача № 8

Ознакомившись с документами поступившего на работу крановщика Гажикенова, начальник отдела кадров строительного управления сказал, что необходимо представить производственную характеристику с предыдущего места работы. Без этого прием не состоится. На прежнем месте работы у Гажикенова были постоянные конфликты с администрацией на производственной почве, поэтому рассчитывать на получение положительной характеристики он не мог.

1.Прав ли начальник отдела кадров?

2. В каких случаях необходимо представить характеристику при поступлении на работу?
Задача №9

В связи с расширением производства директор швейной фабрики им.М.Маметовой принял на работу экономиста, мастера, шофера, маши­нистку и дворника. В приказе о зачислении на работу экономисту был установлен испытательный срок 6 месяцев, дворнику 1 месяц, а осталь­ным 2 месяца.

1.Правильно ли установлен испытательный срок?
Задача №10

Токарь Жакенов был принят на работу с месячным испытательным сроком. Через 9 недель он подал заявление об увольнении по собст­венному желанию, требуя немедленного издания приказа, поскольку срок еще не истек. Администрация, в свою очередь, потребовала от Жакенова отработать 9 месяцев после подачи заявления.

2.Составьте заявление об увольнении по собственному желанию.

3. Каков порядок такого увольнения при трудовом договоре, за­ключенном на определенный срок?
Задача №11

Жабигенов работал на заводе "Вторчермет" художником-оформителем, а проведен по приказу токарем 6-го разряда. Комис­сия, проверявшая использование фонда заработной платы, отметила это нарушение и потребовала от администрации увольнения.

1.Обязана ли администрация уволить Жабигенова, если да, то на каком основании?
Задача № 12

В июне у электросварщика Бурманова было установлено профес­сиональное заболевание, возникшее в связи с плохим обеспечением безопасных условий труда. В июле он был уволен по несоответствию за­нимаемой должности, поскольку трудовая рекомендация исключала ра­боту электросварщиком, а от перевода на другую нижеоплачиваемую работу, Бурманов отказался.

1. Обосновано ли увольнение?
Задача №13

Слесарь-ремонтник швейных машин фабрики Абылзин был прика­зом администрации уволен с работы по состоянию здоровья. Абылзин -инвалид II группы с детства.

1. Правильно ли поступила администрация?
Задача № 14

После ночной смены у Голгатовой поднялось артериальное дав­ление. Думая, что выспится и все пройдет, она отправилась домой. Однако к вечеру головные боли усилились, и она вызвала "скорую по­мощь" на дом. Ей сделали укол, но выйти на работу вечером она не смогла. А на следующий день в поликлинике ей было отказано в оправ­дательном документе. Приказом директора Голгатова была уволена за прогул.

1. Законно ли увольнение?
Задача №15

Туткин, принятый 1 октября в колледж кочегаром, 10 мая был уволен в связи с окончанием отопительного сезона.

1.Имеет ли право Туткин быть восстановленным на работе?

2.Каковы особенности регулирова­ния труда сезонных работников?
Задача № 16


  1. Обязана ли администрация удовлетворить ее просьбу?

  2. Чем отличается неполный рабочий день от сокращенного?

Бригада наладчиков находится в командировке, где готовит к пуску автоматическую линию в цехе, рабочим которого установлен сокращен­ный рабочий день.

1. Распространяется эта льгота на них?
Задача №18

Преподаватель вуза Буров получил в деканате выписку из распи­сания экзаменационной сессии заочников, где значилось, что в субботу он должен провести консультацию, а в понедельник принять у этой группы экзамен. Буров вывесил около расписания сессии объявление о том, что консультация будет проведена в понедельник перед экзаменом. В субботу он в вуз не явился. Приказом ректора за невыход на работу ему был объявлен строгий выговор. 1. Законен ли приказ ректора?
Задача №19

Инженер Тутов обратился к администрации с заявлением о пре­доставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для ремонта квартиры

1.Обязана ли администрация предоставлять ему отпуск?
Задача № 20

Рабочая Флеер, нуждающаяся по врачебному заключению в пере­воде на более легкую работу, подала об этом заявление администра­ции цеха. Начальник цеха отказал в переводе, сославшись на отсутст­вие такой работы, и предложил Флеер отпуск без сохранения заработной платы.

1. Как следует поступить Флеер?
Задача№ 21.


  1. В каких правоотношениях состоят с издательством указанные лица?

  2. Цель и значение Трудового договора?

  1. Правомерны ли указанные действия?

  2. Как образуется СТК?

  3. Кто и как избирает председателя СТК и его заместителей?

Управляющий швейного цеха представил мастера Ильтаеву и начальника отдела снабжения Жукову к награждению правительственными наградами, ни с кем это вопрос не согласован. На общем собрании трудового коллектива членом СТК Романовой был поднят вопрос о том, что эти лица не заслуживают наград, а ветеранов цеха - начальника цеха Глухарева и механика Гурьева, демонстрирующих все годы образцы труда, не представили к наградам. Общее собрание предложило Управляющему отозвать представление к наградам на Ильтаеву и Жукову и заменить его представлением на Глухарева и Гурьева.

1. Правомерны ли действия управляющего цеха и о решение общего собрания трудового коллектива?

2. Какие вопросы входят в компетенцию общего собрания трудового коллектива?
Задача№24.


  1. Назовите стороны трудового правоотношения в указанных
    случаях?


  1. Согласно каким, нормативным актам регулируются данные

При проверке соблюдения финансовой и штатной дисциплины в одной из строительных организаций представителями министерства финансов было установлено, что вопреки штатному расписанию в аппарате имеется юрисконсульт - член коллегии адвокатов, обслуживающий данную организацию по договору между этой организацией и юридической консультацией. Кроме' того, отдельные


  1. В каких правоотношениях со строительной организацией находятся адвокат и машинистки?

  2. Правы ли представители министерства финансов отметившие нарушение штатной дисциплины?

  1. Проанализируйте данную ситуацию и дайте правовую оценку?

  2. Каким образом может защитить свои права гражданка?

  1. Проанализируйте ситуацию?

  2. Какой вид ответственностибудетнести отдел кадров,
    администрация?

В управлении пожарно - сторожевой охраны были приняты на работу ночным сторожем студент Аграрного университета - на неполную рабочую неделю, слесарем - водопроводчиком -на неполный


  1. Является ли данное решение законным?

  2. Какое решение должен вынести суд?

В связи с производственной необходимостью директор завода своим приказом перевел инженера. технолога. бухгалтера, юрисконсульта и всех работников планового отдела на работы по ликвидации стихийного бедствия- Указанные выше работники отказались от такого перевода. Мотивируя это тем, что имеет место перевод на не обусловленные трудовым договором работу.

1. Правомерны ли действия администрации?

2. Как осуществляется перевод на другую работу в случае производственной необходимости?
Задача№ 31.

1. Понятие правоотношения, система и виды правоотношений в трудовом праве.

2. Понятие и структура трудового правоотношения.

3. Содержание трудового правоотношения.

4. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

5. Общая характеристика правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми.

Нормативный материал:

Конституция РФ 1993 г.

Трудовой кодекс РФ 2001 г.

Задача 1

В каких правоотношениях состоят с издательством указанные лица?

Задача 2

Раздел 2. Занятость населения в Российской Федерации.

Тема 7. Защита от безработицы и содействие занятости населения (2 часа).

Теоретические вопросы:

1. Содержание права граждан на защиту от безработицы.

2. Законодательство о занятости населения РФ. Закон РФ "О занятости населения в РФ" как основное звено в системе нормативных правовых актов в сфере защиты от безработицы и содействия занятости.

3. Организация занятости населения в РФ: Федеральная государственная служба занятости населения, частные агентства занятости, социальное партнерство в сфере занятости, финансирование деятельности по содействию занятости населения.

4. Порядок регистрации безработных граждан.

5. Правовой статус безработного.

Нормативный материал:

Конституция РФ 1993 г.

Задача 1

Задача 2

Мишустин был уволен по п 2 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности штата. Не согласившись с увольнением, он написал заявление в прокуратуру, в котором указал, что администрацией было нарушено его конституционное право на труд, так как сразу после увольнения на его место был трудоустроен близкий друг начальника цеха, следовательно, фактически никакого сокращения штатов не было. По мнению Мишустина, государственная политика в области занятости населения предполагает защиту граждан от незаконных увольнений, такую защиту он просит со стороны органов прокуратуры. В ответе прокурора содержалось предложение Мишустину обратиться с заявлением в суд о восстановлении на работе, а также одновременно обратиться в центр занятости для регистрации в качестве безработного и получения пособия по безработице.

Что входит в понятие право граждан на защиту от безработицы и содействие занятости?

Раздел 3. Регулирование трудовых правоотношений.

Тема 8 Трудовой договор

Теоретические вопросы первого занятия:

1. Понятие и значение трудового договора. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров (договора подряда, договора возмездного оказания услуг, авторских договоров).

2. Виды трудового договора.

3. Стороны трудового договора.

4. Порядок заключения трудового договора и оформление приема на работу.

Теоретические вопросы второго занятия.

1.Содержание трудового договора: понятие, основные права и обязанности сторон трудового договора.

2. Обязательные, непосредственные и производные условия трудового договора.

3. Определенные сторонами условия трудового договора, их законодательное закрепление, правовое значение.

4. Дополнительные условия трудового договора. Испытание при приеме на работу.

Нормативный материал:

Трудовой кодекс РФ 2001 г.

Положение об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических осмотрах работников, утв. Приказом Минздрава РФ от 10.12.1996 № 405 //БНА ФОИВ.-1997.-№2.

Задача 1

Пенсионер по старости Волков обратился к администрации муниципального предприятия с просьбой принять его на постоянную работу. Администрация предприятия согласилась принять его на работу на один год, учитывая его пенсионный возраст.

Имеет ли право администрация заключить с Волковым срочный трудовой договор? При каких условиях работодатель имеет право на заключение с работником срочного трудового договора?

Задача 2

В организацию для заключения трудового договора обратились следующие лица: подросток 15 лет, окончивший 8 классов общеобразовательной школы; офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных сил РФ; домохозяйка, ранее нигде не работавшая; выпускник высшего учебного заведения; кандидат на занятие вакансии водителя автотранспортного средства; кандидат на должность государственной службы.

Какие документы должен представить каждый из вышеуказанных лиц? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступивших на работу, какие сведения в нее вносятся, где она должна храниться, каким образом следует поступить в случае утери трудовой книжки?

Читайте также: