В чем ценность для граждан и ценность для правительства портала госуслуги

Обновлено: 30.06.2024

Как электронное государство работает сегодня?

Эффективнее и дешевле

Есть прямая связь между уровнем развития электронного правительства и параметрами качества госуправления – индексом результативности правительства и индексом контроля коррупции, говорится в докладе РАНХиГС для Гайдаровского форума 2019 г. (его авторы основывались на исследованиях ООН, Всемирного банка и Всемирного экономического форума). То есть чем выше цифровизация, тем результативнее правительство и ниже коррупция.

Долгосрочный же потенциал развития цифрового государства – это не только институциональные улучшения и повышение эффективности госуслуг, но и большая вовлеченность, участие и ответственность граждан, говорится в ежегодном докладе ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 г.

Цифровая эволюция

В Азиатском регионе пионер – Сингапур. Там национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота в госсекторе стартовал еще в 1980-х. Сегодня город-государство предоставляет онлайн практически все госуслуги – для доступа к ним используется технология цифровой идентификации SingPass. Все пользовательские данные хранятся на платформе MyInfo – к ней обращается 17 ведомств и правительственных агентств для предоставления своих услуг.

К электронному правительству в той или иной степени относится взаимодействие с гражданами (g2c, government-to-citizen), бизнесом (g2b, government-to-business), внутри системы госуправления (g2g, government-to-government) и с госслужащими (g2e, government-to-employees).

Кроме технологий, которые с каждым годом дают все больше возможностей, у развития электронного правительства есть и вполне материальное основание: цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой, говорится в Digital Efficiency Report правительства Великобритании.

Чем пользуются россияне

Три самые популярные госуслуги в мире, по данным ООН, – коммунальные платежи, оплата подоходного налога и регистрация новых бизнесов.

Самой популярной госуслугой в России в 2018 г. была возможность узнать размер пенсионных накоплений – таких запросов россияне, по данным ТАСС, сделали почти 5,5 млн. Кроме пенсий в тройку входили регистрация транспорта (около 1 млн заявлений) и получение нового загранпаспорта (около 750 000).

В 2024 г. в цифровой форме будет оказываться 70% всех государственных услуг – и для граждан, и для бизнеса, говорил в 2018 г. премьер Дмитрий Медведев. Российская платформа электронного правительства включает в себя три компонента: Единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ), Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА; ее аккаунт позволяет получать услуги не только на самом сайте госуслуг, но и на сайтах министерств и ведомств – например, налоговой службы или муниципальных органов власти) и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Собрать данные

Кто в системе

более 1,3 млн многоквартирных (99,7%) домов

и 18,4 млн из всех жилых домов (99%)

2,5 млрд фактов оплаты за жилищно-коммунальные услуги

Данные на начало 2019 г.

Управлять эффективнее

Один из доминирующих трендов внедрения технологий в бизнесе и госуправлении – концепция symphonic enterprise, указывает консалтинговая компания Deloitte. Речь идет о повышении эффективности работы всего цифрового государства за счет кумулятивного эффекта от внедрения новых прорывных технологий. В их числе – интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение.

Искусственный интеллект и более точное прогнозирование на основе собираемых больших данных – одна из ключевых тем мировой IТ-повестки. Госструктуры по всему миру консолидируют информацию о гражданах, месте их проживания, уровне дохода, недвижимости, состоянии здоровья и проч. Используя данные из множества источников, искусственный интеллект может обрабатывать тысячи параметров в реальном времени, выбирая наиболее оптимальные решения.

По расчетам Oxford Insight, в рейтинге готовности стран к внедрению искусственного интеллекта в госсекторе (учитывает уровень цифровизации госсектора, наличие открытых данных, наличие стартапов в сфере искусственного интеллекта и другие параметры) в 2018 г. лидировали Великобритания, США, Канада и Южная Корея. Национальные стратегии развития искусственного интеллекта уже приняли Индия, Китай, Япония, Сингапур, Мексика, ОАЭ и многие европейские страны (Дания, Финляндия, Франция, Италия, Швеция и др.).

По данным ООН, порталы с открытыми данными есть в 139 странах (72%). Три из четырех таких стран не только предоставляют данные, но и дают рекомендации по использованию наборов данных, побуждают пользователей запрашивать новые дата-сеты и стимулируют использовать публичные данные для разработки онлайн-приложений.

Сделать управление прозрачнее

Европейские лидеры цифровой трансформации – Швеция, Финляндия и Великобритания – идут по пути построения цифровых экосистем. Для ускорения цифровизации экономики, как и в бизнесе, нужно существенно сократить time-to-market, а значит, изменить систему государственных закупок IТ-услуг и продуктов. Здесь требуется как трансформация организационных процессов, так и внедрение новых инструментов – например, практики онлайн-маркетплейсов.

Например, в Великобритании поставщики облачных услуг размещают свои предложения для госзаказчиков на правительственном маркетплейсе (Government Application Store), где их можно приобретать по упрощенной процедуре, без конкурса. По итогам 2018 г. объем продаж на площадке превысил 4 млрд фунтов стерлингов. В новой стратегии цифрового развития (опубликована в 2017 г.) Великобритания акцентирует внимание на расширении использования накопленных данных в экономике, помощи бизнесу в цифровизации и безопасности киберпространства.

В России прозрачность госзакупок обеспечивает единая информационная система (ЕИС), которая состоит более чем из 30 функциональных блоков и помогает контролировать запланированные расходы и фактическое исполнение бюджета. ЕИС призвана максимально расширить конкуренцию среди участников закупок, в том числе с вовлечением малого бизнеса, говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. По ее словам, на сегодняшний день ГИС ЕИС – крупнейшая информационная система, обеспечивающая реализацию более 300 нормативных правовых актов и множество бизнес-процессов в сфере госзакупок.

Казначейство планирует реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, включая функционал подготовки их проектов, актов выполненных работ, а также интеграцию с системами платежей, рассказывает Катамадзе. В итоге будет автоматизирована вся цепочка исполнения госконтрактов – уже в 2019 г. В 2020–2022 гг. планируется сократить число закупочных процедур (большинство из них будет сведено к наиболее востребованным – т. е. электронный конкурс и аукцион, в том числе короткий).

Решения для регионов

Государство как сервис

У многих стран уже есть стратегия развития цифровой экономики или подобный документ. Но большинство из них по-прежнему используют лишь небольшую часть возможностей, которые дает цифровизация. Ведомства только нескольких стран используют согласованный общегосударственный подход к цифровой трансформации, указывают эксперты ОЭСР.

Первым шагом к заявленной трансформации госуслуг и сервисов в России должны стать целевые модели их оказания и дорожные карты цифровой трансформации. Эти документы до конца мая подготовят ведомства, ответственные за 34 государственные услуги (их список утвердила правительственная комиссия по цифровому развитию).

Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов. Эти суперсервисы должны заработать к 2021 г., каждым из них займется отдельная рабочая группа.

Это первый шаг масштабной цифровой трансформации государственных услуг и сервисов, подчеркивает Минцифраз. Итогом процесса должно стать повышение удобства и сокращение сроков получения госуслуг для населения и снижение затрат на их предоставление для госорганов.

Правительство России продолжает работу по расширению списка сервисов, которыми можно воспользоваться в электронной форме при помощи портала Госуслуги, что значительно облегчает и ускоряет решение многих формальных процедур для граждан.

 Фото: iStock

Так, с 1 июля 2022 года в Многофункциональных центрах государственных услуг (МФЦ) можно будет оформить электронные дубликаты бумажных документов. Они будут храниться в личном кабинете на портале Госуслуги и их можно будет использовать при дальнейших обращениях в МФЦ и органы власти.

Фото: gosuslugi.ru

В списке документов: военный билет, свидетельства о регистрации брака, выданные иностранным государством, и их нотариально удостоверенные переводы на русский язык, свидетельство об усыновлении, трудовые книжки, дипломы об образовании и квалификации, выданные, в том числе на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенные переводы на русский язык и многие другие. Всего в постановлении Правительства России 19 типов документов.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по культуре Александра Шолохова, нововведение позволит избежать дублирования предоставлений такой информации в разные ведомства и решит проблему сохранности документов.

"Граждане возмущаются тем, что важные документы приходят в негодность или теряются, а ламинировать их нельзя", - заявил Шолохов.

Как рассказали "РГ" в Минцифры, гражданину, пришедшему в МФЦ, будет предложено создать электронный дубликат документа на основе представленного оригинала бумажного документа. При получении от гражданина согласия, сотрудник МФЦ проверит бумажный документ и создаст его электронную копию, которая направляется в личный кабинет гражданина на Госуслугах.

В дальнейшем, при подаче заявления через портал Госуслуг пользователь вправе воспользоваться дубликатом, размещенным в его личном кабинете. Это избавит от необходимости личного визита в орган власти. Электронные дубликаты будут храниться в личном кабинете на портале Госуслуг бессрочно в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.

Фото: iStock

Указанные нововведения, по оценке Минцифры, позволят значительно увеличить долю обращений граждан в электронном виде, поступающих в органы власти посредством портала Госуслуг без необходимости очного посещения, что исключительно важно во время распространения новой коронавирусной инфекции.

Еще одной новацией портала Госуслуги стала возможность получать ИНН без посещения налоговых органов.

"Теперь любой гражданин сможет не только подать заявление о постановке на учет в налоговом органе, но и получить в электронном виде уведомление о присвоении ИНН", - сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства.

По словам главы правительства, эта услуга будет востребована и иностранными гражданами, желающими приехать на работу в Россию: еще до въезда в страну они смогут договариваться с работодателями и заранее оформлять необходимые документы, в том числе о постановке на учет в налоговых органах.

А еще в планах Правительства организация и проведение публичных слушаний на портале Госуслуги. С этой целью Минцифры разработало правила использования портала для организации и проведения публичных слушаний с участием жителей муниципального образования. Документ опубликован на портале правовых документов 1 ноября. Как следует из документа, проведение публичных слушаний может проходить через Госуслуги в установленном порядке

На публичные слушания должны выноситься такие вопросы, как согласование проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Должны проходить публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки, планировки территории, проводятся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В целях повышения качества взаимодействия граждан и организаций с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, осуществляющими публично значимые функции, и их должностными лицами Правительство Российской Федерации постановляет:

3. Установить, что участниками эксперимента являются:

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, - на основании соглашений о взаимодействии с субъектами Российской Федерации - участниками эксперимента;

граждане и юридические лица - на добровольной основе.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для проведения эксперимента обеспечить:

заключение соглашений о взаимодействии с субъектами Российской Федерации - участниками эксперимента;

методологическую и техническую поддержку проведения эксперимента.

5. Установить, что:

эксперимент проводится соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной штатной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;

эксперимент проводится Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на руководство и управление в сфере установленных функций.

6. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня завершения эксперимента провести оценку результатов эксперимента и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад и необходимые предложения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2020 г. N 1802

2. Целями эксперимента являются:

3. Участники эксперимента обеспечивают реализацию целей эксперимента, предусмотренных настоящим Положением.

4. В рамках проведения эксперимента с использованием Единого портала могут направляться:

обращения - предложение, заявление или жалоба, направленные в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в органы и организации в форме электронного документа.

6. Обращения граждан и юридических лиц, поступающие с использованием Единого портала, направляются и рассматриваются с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

а) регистрации гражданина и юридического лица в единой системе идентификации и аутентификации;

11. Личные кабинеты органов и организаций создаются на Едином портале оператором Единого портала в соответствии с соглашениями о взаимодействии с субъектами Российской Федерации - участниками эксперимента.

Обзор документа

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: