В каких материалах можно найти частоты радиосвязи гмссб и для обеспечения безопасности

Обновлено: 30.06.2024

Дистресс Глобальная морская и система безопасности ( ГМССБ ) является международно согласованный набор процедур безопасности, типов оборудования и протоколов связи , используемых для повышения безопасности и сделать его легче спасать проблемные корабли, лодки и самолеты.

ГМССБ состоит из нескольких систем, некоторые из которых являются новыми, но многие из них работают уже много лет. Система предназначена для выполнения следующих функций: оповещение (включая определение местоположения объекта, терпящего бедствие), координацию поиска и спасания , определение местоположения (самонаведение), передачу информации по безопасности на море , общую связь и связь между мостами . Конкретные требования к радиооборудованию зависят от района операций судна, а не от его вместимости . Система также обеспечивает резервные средства оповещения о бедствии и аварийные источники питания.

Рекреационные суда не должны соответствовать требованиям ГМССБ по перевозке радиосвязи, но они будут все чаще использовать морские УКВ радиостанции с цифровым избирательным вызовом (DSC) . Оффшорные суда могут выбрать дополнительное оборудование. Суда валовой вместимостью менее 300 не подпадают под действие требований ГМССБ.

С момента изобретения радио в конце 19 века корабли в море полагались на азбуку Морзе , изобретенную Сэмюэлем Морзе и впервые использованную в 1844 году для связи при бедствиях и для обеспечения безопасности. Необходимость для судовых и береговых радиостанций иметь и использовать радиотелеграфное оборудование, а также слушать общую радиочастоту для сигналов бедствия, закодированных по Морзе, была признана после затопления лайнера RMS Titanic в Северной Атлантике в 1912 году. Конгресс США принял постановление. вскоре после этого был принят закон, обязывающий корабли США использовать радиотелеграфное оборудование с кодом Морзе для передачи сигналов бедствия. Международный союз электросвязи (МСЭ), в настоящее время учреждения Организации Объединенных Наций, последовал его пример для судов всех стран. Вызов бедствия с кодировкой Морзе спас тысячи жизней с момента его появления почти столетие назад, но его использование требует, чтобы опытные радисты тратили много часов на прослушивание радиочастоты бедствия. Его диапазон в полосе бедствия средней частоты (СЧ) ( 500 кГц ) ограничен, и объем трафика, который могут нести сигналы Морзе, также ограничен.

Не вся радиосвязь между кораблями и берегом была ближней. Некоторые радиостанции при условии , дальнобойная радиотелефонной службы, таких как радио телеграмм и радио телексов звонки, на КВ диапазонах (3-30 МГц ) , позволяющие во всем мире связь с судами. Например, Portishead Radio , которая была самой загруженной радиотелефонной станцией в мире, предоставляла ВЧ услуги дальнего действия. [1] В 1974 году у него было 154 радиста, которые обрабатывали более 20 миллионов слов в год. [2] Такие большие радиотелефонные станции использовали большое количество людей и были дорогими в эксплуатации. К концу 1980-х годов спутниковые услуги начали занимать все более значительную долю рынка связи судно-берег.

Основными видами оборудования, применяемого в ГМССБ, являются:

Радиомаяк - указатель места бедствия (АРБ)

Коспас-Сарсат - это международная спутниковая поисково-спасательная система, созданная Канадой, Францией, США и Россией. Эти четыре страны совместно участвовали в разработке аварийного радиомаяка-указателя местоположения на частоте 406 МГц (EPIRB), элемента ГМССБ, предназначенного для работы с системой Коспас-Сарсат. Эти автоматически активируемые АРБ, которые теперь требуются на судах СОЛАС , коммерческих рыболовных судах и всех пассажирских судах, предназначены для передачи сигналов аварийно-координационным центрам через спутниковую систему из любой точки мира. Первоначальная система КОСПАС / САРСАТ использовала спутники на полярной орбите, но в последние годы система была расширена и теперь включает 4 геостационарных спутника. Новейшие разработки включают в себя приемники GPS для высокоточной передачи местоположения (в пределах 20 метров) от места бедствия. Оригинальные спутники COSPAS / SARSAT могли рассчитывать местоположение EPIRB с точностью до 3 морских миль (5,6 км) с использованием доплеровских методов. К концу 2010 г. [ требуется обновление? ] Производители EPIRB могут предлагать маяки с функцией AIS ( автоматическая идентификационная система ). Исправность этих элементов проверяется ежемесячно и ежегодно, и они имеют ограниченный срок хранения батарей, от двух до пяти лет, при использовании в основном литиевых батарей. АРБ 406 МГц передают регистрационный номер, который связан с базой данных информации о судне.

НАВТЕКС

спутник

После января 2020 года появятся два сертифицированных поставщика спутниковых услуг ГМССБ: INMARSAT с несколькими их спутниками связи на экваториальной геосинхронной орбите и Iridium Communications с их группировкой из 66 спутников на низкой околоземной орбите (LEO), которая может покрывать более высокие широты и работают с меньшей задержкой связи . Сертификация Iridium в 2020 году положила конец монополии на предоставление спутниковой части морских услуг при бедствиях, которые ранее принадлежали Inmarsat с момента ввода системы в эксплуатацию в 1999 году. [4] Thuraya указала [ когда? ], что он может быть заинтересован в том, чтобы стать поставщиком услуг ГМССБ в будущем. [ необходима цитата ]

Оборудование Inmarsat C относительно небольшое и легкое и стоит намного дешевле, чем станция F77. Судовая земная станция F77 требует относительно больших гиростабилизированных однонаправленных антенн; Размер антенны Inmarsat C намного меньше и она является всенаправленной. Inmarsat C, являясь системой малой мощности, позволяет работать от аварийной аккумуляторной батареи 24 В в аварийных условиях. Это в сочетании со всенаправленными антенными устройствами обеспечивает гарантированное реагирование на сигнал бедствия между 76 градусами северной широты и 76 градусами южной широты (морской район A3). [ необходима цитата ]

В соответствии с соглашением о сотрудничестве с Национальным управлением океанических и атмосферных исследований (NOAA) объединенные метеорологические наблюдения и отчеты AMVER теперь могут бесплатно отправляться как в центр USCG AMVER, так и в NOAA с использованием судовой земной станции Inmarsat C.

В настоящее время СОЛАС требует, чтобы оборудование Inmarsat C имело встроенный приемник спутниковой навигации или было подключено к нему извне. Это соединение обеспечит отправку точной информации о местоположении в координационный центр спасения, если когда-либо будет передан сигнал бедствия.

Высокая частота

Система ГМССБ может включать в себя высокочастотное (ВЧ) радиотелефонное и радиотелексное оборудование (узкополосная прямая печать) с вызовами, инициируемыми цифровым избирательным вызовом (ЦИВ). Информацию по безопасности на море можно также транслировать по всему миру по узкополосным ВЧ каналам прямой печати. Все суда, торгующие в Морском районе A4, должны иметь оборудование HF DSC и NDBP, которое также может работать от резервного источника энергии судна (обычно от аккумуляторной батареи 24 В). Это условие ВЧ необходимо, поскольку зона покрытия Инмарсат не распространяется на полярные регионы.

Поисково-спасательное локационное устройство

Установка ГМССБ на судах включает одно (два на судах более 500 GT) поисково-спасательное локационное устройство, называемое поисково-спасательными радиолокационными транспондерами (SART), которые используются для определения местоположения спасательных шлюпок или терпящих бедствие судов путем создания серии из двенадцати точек на 3-сантиметровый радиолокационный дисплей спасательного корабля . Дальность обнаружения между этими устройствами и кораблями, в зависимости от высоты судовой радиолокационной мачты и высоты поисково-спасательного локационного устройства, обычно составляет около 15 км (8 морских миль). После обнаружения радаром поисково-спасательное локационное устройство будет производить визуальную и звуковую индикацию для людей, терпящих бедствие.

Цифровой избирательный вызов

ИМО и МСЭ требуют, чтобы радиостанции СЧ / ВЧ и УКВ, оснащенные ЦИВ, были подключены к приемнику спутниковой навигации (GPS) извне. Это соединение обеспечит отправку точной информации о местоположении в центр координации спасательных операций в случае передачи сигнала бедствия. FCC требует, чтобы все морские радиотелефоны нового типа в диапазонах ОВЧ и СЧ / КВ, принятые после июня 1999 года, имели хотя бы базовую возможность ЦИВ.

Цифровой избирательный вызов на ОВЧ также имеет другие возможности, помимо тех, которые требуются для ГМССБ. Береговая охрана США использует эту систему для отслеживания судов в проливе Принца Уильяма, Аляска, Служба движения судов. ИМО и USCG также планируют потребовать, чтобы суда несли универсальную судовую автоматическую систему идентификации , которая будет совместима с DSC. Страны, имеющие зону A1 ГМССБ, должны иметь возможность идентифицировать и отслеживать суда, оборудованные системой AIS, в ее водах без какого-либо дополнительного радиооборудования. Радиостанцию, оснащенную DSC, нельзя опрашивать и отслеживать, если эта опция не была включена производителем, и если пользователь не настроит ее для разрешения отслеживания.

Телекоммуникационное оборудование ГМССБ не должно использоваться только в экстренных случаях. Международная морская организация поощряет моряков использовать оборудование ГМССБ для повседневной работы, а также для обеспечения связи для обеспечения безопасности.

Требования к источнику питания

Оборудование ГМССБ должно питаться от трех источников питания:

  • обычные судовые генераторы / генераторы;
  • судовой аварийный генератор / генератор (при наличии); а также
  • специальный источник питания радио батареи.

Во время проверки береговой охраной батареи должны быть в состоянии перейти от 100% разряда до полной зарядки не более чем за 10 часов, чтобы пройти сертификацию. Зарядное устройство также должно быть доступно в любое время во время эксплуатации судна, и его следует проверять, чтобы убедиться, что оно функционирует должным образом. Если резервный источник энергии состоит из батарей, емкость батареи необходимо проверять с интервалами, не превышающими 12 месяцев. Если это не было завершено в течение последних 12 месяцев, это необходимо сделать во время проверки.

Аккумуляторные батареи, предоставляемые в качестве резервного источника энергии, должны устанавливаться в соответствии с применимыми электротехническими нормами и техническими стандартами. Они должны быть защищены от неблагоприятных погодных условий и физических повреждений. Они должны быть легко доступны для обслуживания и замены.

Морские районы ГМССБ служат двум целям: описывать районы, в которых доступны услуги ГМССБ, и определять, какое радиооборудование должны нести суда ГМССБ (требования к перевозке). До появления ГМССБ количество и тип оборудования радиозащиты, которое должны были иметь суда, зависели от их тоннажа. При использовании ГМССБ количество и тип оборудования радиозащиты, которое должны иметь на борту суда, зависят от районов ГМССБ, в которых они путешествуют. Морские районы ГМССБ подразделяются на следующие четыре области: A1, A2, A3 и A4. [ необходима цитата ]

  • Морская зона A1 - зона в пределах зоны действия радиотелефонной связи по крайней мере одной береговой УКВ-станции, в которой доступны службы оповещения и радиотелефонной связи с непрерывным цифровым избирательным вызовом (Ch.70 / 156,525 МГц). Такая зона обычно может простираться от 30 до 40 морских миль (от 56 до 74 км) от береговой станции.
  • Морская зона A2 - зона в пределах зоны действия по крайней мере одной береговой станции, непрерывно прослушивающей на СЧ (2187,5 кГц), за исключением зоны A1.
  • Морская зона A3 - зона, за исключением морских районов A1 и A2, в пределах покрытия геостационарного спутника Inmarsat . Эта зона находится примерно между 76 градусами северной и южной широты, но не включает обозначенные зоны A1 и / или A2. Инмарсат гарантирует, что их система будет работать между 70 градусами южной широты и 70 северной широтой, хотя часто она будет работать до 76 градусов южной или северной широты.
  • Морская зона A4 - зона за пределами морских зон A1, A2 и A3 называется морской зоной A4. По сути, это полярные регионы, север и юг примерно 76 градусов широты , за исключением областей A1, A2 и A3. [5]

В дополнение к перечисленному оборудованию все суда, подпадающие под действие правил ГМССБ, должны иметь на борту спутниковый АРБ, [ требуется пояснение ] приемник NAVTEX (если они путешествуют в каких-либо районах, обслуживаемых NAVTEX), приемник Inmarsat-C SafetyNET (если они путешествуют в каких-либо районах, не обслуживается NAVTEX), УКВ-радиотелефон, оборудованный ЦИВ, два (если от 300 до менее 500 GRT) или три портативных УКВ (если 500 GRT или более) и два поисково-спасательных ретранслятора (SART) на частоте 9 ГГц. [ необходима цитата ]

Радиооборудование ГМССБ, необходимое для прибрежных рейсов США

В настоящее время [ когда? ] до тех пор, пока не будет создан морской район А1 или А2, санкционированные ГМССБ суда, работающие у побережья США, должны соответствовать морским районам А3 (или А4) независимо от того, где они работают. Суда США, чей рейс позволяет им всегда оставаться в зоне действия канала 16 ОВЧ станций береговой охраны США, могут обратиться в Федеральную комиссию по связи с просьбой об индивидуальном отказе в соответствии с требованиями Морской зоны A1. Точно так же те, кто остается в зоне действия станций береговой охраны США на частоте 2182 кГц, могут подать заявку на отказ в соответствии с требованиями Морской зоны A2. [ необходима цитата ]

По состоянию на август 2013 года Береговая охрана США предоставляет услугу Sea Area A1 через свою систему Rescue 21 . [6] [7]

Национальные морские власти могут выдавать лицензии различных классов. Сертификат генерального оператора требуется на судах СОЛАС, работающих также за пределами морского района А1 ГМССБ, в то время как Сертификат ограниченного оператора требуется на судах СОЛАС, эксплуатируемых исключительно в морском районе А1 ГМССБ,

Сертификат дальнего плавания может быть выдан и требуется для судов, не участвующих в СОЛАС, работающих за пределами морского района А1 ГМССБ, в то время как Сертификат ближнего действия выдается для судов, не участвующих в СОЛАС, работающих только внутри морского района А1 ГМССБ.

Наконец, существует ограниченный сертификат оператора радиотелефонной связи, который аналогичен сертификату ближнего действия, но ограничен для работы с радиостанцией VHF DSC. Некоторые страны не считают это достаточным для квалификации ГМССБ.

В США выдаются четыре разных сертификата GMDSS:

  • Лицензия GMDSS Radio Maintainer's License позволяет человеку обслуживать, устанавливать и ремонтировать оборудование GMDSS в море.
  • Лицензия радиста ГМССБ необходима для того, чтобы лицо могло использовать необходимое оборудование ГМССБ.
  • Обладателю обоих сертификатов может быть выдана одна лицензия радиооператора / обслуживающего персонала ГМССБ.
  • Наконец, Ограниченная лицензия ГМССБ доступна для работы на УКВ только в пределах 20 морских миль (37 км) от побережья.

Для получения любой из этих лицензий человек должен быть гражданином США или иным образом иметь право на работу в стране, уметь общаться на английском языке и сдавать письменные экзамены, утвержденные Федеральной комиссией по связи . Как и экзамены радиолюбителей , они проводятся частными группами, одобренными FCC. Обычно это не те агентства, которые проводят тесты для радиолюбителей. Письменные элементы тестирования 1 и 7 требуются для лицензии Оператора, а элементы 1 и 7R - для Оператора с ограничениями. (Передача элемента 1 также автоматически дает право заявителю на получение разрешения оператора морской радиотелефонной связи, MROP.)

Для получения лицензии Maintainer необходимо сдать элемент 9 письменного экзамена. Однако для получения этого сертификата заявитель также должен иметь Генеральную лицензию оператора радиотелефонной связи (GROL), которая требует сдачи коммерческих письменных экзаменов по элементам 1 и 3 (и, таким образом, заменяет собой MROP). После дальнейшей сдачи необязательного письменного экзамена по элементу 8 одобрение судового радара будет добавлено как к лицензии GROL, так и к лицензии на обслуживание. Это позволяет держателю регулировать, обслуживать и ремонтировать бортовое радиолокационное оборудование. [8]

До 25 марта 2008 г. лицензии оператора и обслуживающего персонала ГМССБ истекали через пять лет, но могут быть продлены после уплаты сбора. В этот день были выданы все новые сертификаты, действительные в течение всего срока их действия. Для тех, которые все еще действительны, но ранее были выпущены со сроком годности, FCC утверждает:

Любая лицензия радиооператора ГМССБ, лицензия радиооператора с ограничениями ГМССБ, лицензия оператора радиосвязи ГМССБ, лицензия радиооператора / обслуживающего персонала ГМССБ или разрешение морского радиооператора, которые были активны, т. Е. Не истекли, по состоянию на 25 марта 2008 г., не должны быть обновленным. [9]

Поскольку в старом сертификате действительно указан срок годности, для членов экипажа, путешествующих за границу, возможно, стоит заплатить пошлину (по состоянию на 2010 год она составляла 60 долларов), чтобы избежать путаницы с местными властями.

Наконец, чтобы фактически выполнять функции оператора ГМССБ на большинстве коммерческих судов, береговой охране США требуется дополнительное обучение в классе и практический опыт, помимо наличия лицензии. [10]

  • Система автоматической идентификации
  • Идентификация и отслеживание на большом расстоянии (LRIT)

ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (англ. Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS) представляет собой созданный в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74 комплекс мер по обеспечению оказания помощи в аварийных ситуациях в мировом океане и безопасности судоходства.

Для данного вида связи используются режимы телефонии или телекса с помощью спутниковых или традиционных каналов связи в зависимости от радиооборудования, установленного на судне и района бедствия.

Прием и передача сигналов для местоопределения и самонаведения. Данные сигналы передаются для облегчения поиска аварийного судна или определения местоположения потерпевших аварию. В ГМССБ для этих целей используются:
• радиолокационные маяки-ответчики (РЛО), работающие в частотном диапазоне 9,2 – 9,5 ГГц, совместно с радиолокационными станциями в 3-сантиметровом диапазоне;
• аварийные радиобуи (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ на основе низкоорбитальных спутников Земли.

Прием и передача информации по безопасности на море — передача навигационных и метеорологических предупреждений и другой срочной информации для обеспечения безопасности мореплавания. В СВ-диапазоне для передач данного типа выделена частота 518 кГц с использованием узкополосного буквопечатания (система автоматической передачи навигационных предупреждений НАВТЕКС), а также в ГМССБ могут использоваться частоты 490 кГц и 4209,5 кГц. Информация о безопасности на море может передаваться через спутник в полосе 1530÷1545 МГц – расширенный групповой вызов (РГВ). В ГМССБ предусматривается полный автоматический прием всех видов информации данного типа.

Обмен информацией общего назначения между судовыми и береговыми радиостанциями по вопросам управления и эксплуатации судна. Связь такого типа может осуществляться на любых частотах, включая частотные каналы для обмена частной информацией.

Для получения диплома необходимо иметь соответствующее морское образование (радиотехническое или судоводительское), стаж работы на судах и пройти подготовку в учебно-тренажерном центре (УТЦ) ГМССБ.

Через каждые пять лет специалист ГМССБ должен пройти профессиональную подготовку (переподготовку) в УТЦ ГМССБ, на основании чего выдается новое Подтверждение к диплому.

На судне, оборудованном аппаратурой ГМССБ, должно быть не менее двух специалистов, имеющих соответствующие дипломы (радиоэлектроника первого/второго класса или оператора ГМССБ), один из которых отвечает за аварийную связь, другой – за служебную и частную корреспонденцию. Кроме этого, каждый вахтенный помощник капитана должен иметь ограниченный диплом оператора ГМССБ.

Обязанности вахтенного оператора ГМССБ:
• при выходе из порта прослушать соответствующие аварийные частоты;
• при приеме сигнала тревоги, бедствия или срочности немедленно известить капитана и оператора, ответственного за аварийную радиосвязь;
• принимать и передавать сигналы безопасности (SECURITE) по указанию капитана самостоятельно;
• передавать диспетчерскую информацию за подписью капитана.

В море должно быть постоянно включено:
• УКВ ЦИВ 70 канал (не выключается даже при стоянке судна в порту);
• УКВ радиостанция, 16 канал;
• ПВ/КВ ЦИВ сканирует частоты бедствия (как минимум – 2187,5, 8414,5 и любая из оставшихся частот КВ диапазона);
• вахтенный приемник 2182 кГц;
• приемник НАВТЕКС, узкополосное буквопечатание (телекс) на частотах КВ-диапазона для приема информации по безопасности или приемник расширенного группового вызова системы ИНМАРСАТ-С. Согласно Правил Российского морского регистра судоходства на судах, совершающих рейсы в морских районах А1 и А2, работоспособность оборудования обеспечивается береговым техническим обслуживанием и ремонтом. На судах, совершающих рейсы в районах А3 и А4, работоспособность оборудования обеспечивается с помощью берегового технического обслуживания и ремонта и квалифицированного технического обслуживания и ремонта в море. Квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море должно выполнять лицо, имеющее соответствующий диплом, предусмотренный Регламентом радиосвязи. Также на борту судна должна находиться дополнительная техническая документация, инструменты, испытательная аппаратура и запасные части, объем которых должен соответствовать установленному оборудованию. Для обслуживания судовых радиостанций, отвечающих требованиям ГМССБ, предусмотрены четыре категории радиоспециалистов, имеющих соответствующие дипломы:
• радиоэлектроник первого класса ГМССБ;
• радиоэлектроник второго класса ГМССБ;
• оператор ГМССБ (общий диплом оператора ГМССБ);
• оператор ГМССБ ограниченного района.

Радиосвязь является одним из оперативных и экономичных видов связи, наиболее полно отвечающих специфике работы морского транспорта. С помощью радио можно осуществлять связь с судами, зачастую удаленными от береговых баз на сотни и тысячи миль. Радиосвязь является одним из важнейших средств, обеспечивающих безопасность мореплавания, а также оперативно-диспетчерское руководство работой флота и его предприятий.

Основное назначение радиосвязи морской подвижной службы состоит в обеспечении:

безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море;

оперативно-диспетчерского руководства работой флота, портов, предприятий и организаций морского транспорта.

В системе диспетчерского управления морским транспортом средства радиосвязи позволяют обеспечить своевременную и точную передачу и прием сведений о местоположении судов в море, о времени приема судна портом и начале грузовых операций, ходе погрузочно-разгрузочных работ, задержках и простоях судов и т.д. Используя радиосвязь, оперативный персонал судоходных компаний имеет возможность быстро доводить до исполнителей распоряжения и контролировать их своевременное выполнение. С помощью радио можно предупредить находящиеся в море суда об угрожающих мореплаванию стихийных явлениях природы, нарушениях навигационной обстановки и т.п.

Радиосвязь имеет особо важное значение для своевременного принятия мер по оказанию помощи судну в случае бедствия. Посредством радио можно определить местонахождение судна, терпящего бедствие, установить характер просимой помощи, а также осуществлять руководство спасательными операциями и оказывать медицинскую помощь.

Судовые радиостанции морской подвижной службы имеют право устанавливать связь и вести радиообмен:

с судами иностранных государств;

с радиостанциями самолетов промысловой и ледовой разведок;

с береговыми радиостанциями, включенными в справочники Международного Союза Электросвязи (МСЭ) и с ведомственными береговыми радиостанциями.

Организация связи, порядок работы судовых и береговых радиостанций, действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи и порядок обработки корреспонденции осуществляются в соответствии с Регламентом Радиосвязи.

Виды связи в морской подвижной службе

Морская подвижная служба (МПС) – это служба радиосвязи между береговыми и судовыми станциями, или между судовыми, или между взаимодействующими станциями внутрисудовой связи; в этой службе могут также участвовать станции спасательных средств и станции радиомаяков – указателей места бедствия.

Радиосвязь в МПС подразделяется на следующие виды:

- связь в случае бедствия, срочности и для обеспечения безопасности;

- связь для обмена общественной корреспонденцией;

- связь в службе портовых операций;

- связь в службе движения судов;

- внутрисудовая связь (внутренняя связь на борту судна, например, для передачи указаний при швартовке, или между судном и шлюпкой, или в группе буксируемых судов) с помощью маломощной подвижной станции МПС;

- связь между судами.

Судовая станция – подвижная станция МПС, установленная на борту судна, не закрепленного постоянно на одном месте, не являющегося станцией спасательного средства.

Береговая станция – сухопутная станция МПС.

Портовая станция – береговая станция портовой службы.

Лоцманская станция – станция лоцманской службы.

Станция воздушного судна – подвижная станция воздушной подвижной службы, не

являющаяся станцией спасательного средства, установленная на борту воздушного судна.

Станция СКЦ – это береговая станция, закрепленная за данным СКЦ, ответственная за прием и передачу оповещения о бедствии, и связь для координации проведения поисково-спасательных операций. Спасательно-координационный центр (СКЦ) – это орган, ответственный за организацию эффективного поиска и спасания и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах поисково-спасательного района.

Основные требования Регламента радиосвязи

Тайна радиосвязи.Регламент радиосвязи требует обеспечения тайны радиосвязи путем запрещения:

Регламент радиосвязи Ст. S17

Права командира. Работа судовой или судовой земной станции осуществляется под руководством капитана или лица, ответственного за судно.

Регламент радиосвязи Ст. S46

Регламент радиосвязи запрещает:

- вести передачи без опознавательных сигналов;

- вести передачу неправильных или вводящих в заблуждение сигналов;

- вести ненужные передачи (например, широковещательные передачи);

- передачу излишних сигналов или корреспонденции (например, осуществлять многократное повторение названия радиостанции при вызове)

Регламент радиосвязи Ст. S15.1

- использование средств связи без контроля со стороны лица, имеющего соответствующую квалификацию (диплом, выданный в соответствии с Регламентом радиосвязи)

Регламент радиосвязи Ст. S47

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГМССБ

Радио для спасения человеческих жизней на море начали использовать с самого начала его изобретения. Первая попытка объединения усилий мирового морского сообщества для охраны человеческой жизни на море (СОЛАС-14), была предпринята в канун первой мировой войны.

В частности, предлагалось ввести обязательную радиовахту на частоте 500 кГц, суда с количеством людей на борту более 50 человек оснастить двумя радиоустановками (главной и аварийной). Дальность связи с помощью главной радиоустановки должна была быть не менее 100 морских миль. Аварийная радиостанция должна была питаться от аккумуляторов, обеспечивающих ее работу в течение 6 часов, и обеспечивать дальность связи 50 - 80 миль.

Известные события начала ХХ века не позволили осуществить эти планы. Только СОЛАС-29 обязал ввести радиовахту в диапазоне СВ на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе на пассажирских судах и грузовых судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более.

СОЛАС-48 ввел требование по несению радиовахты на частоте 2182 кГц в режиме радиотелефонии для судов валовой вместимостью 300-1600 регистрационных тонн.

Конвенция СОЛАС-74 обязала все суда, находящиеся в море, нести слуховую радиовахту в режиме радиотелефонии на частотах УКВ и ПВ диапазонов (156.8 МГц и 2182 кГц соответственно).

Свойства радиоволн, указанных выше диапазонов, не позволяют обеспечивать глобальную радиосвязь. Поэтому в общем случае суда в открытом море могли рассчитывать на помощь только других судов, находящихся на расстоянии 100-150 миль и принявших сигналы с просьбой о помощи.

Ограниченность дальности действия средств связи, а также человеческий фактор, снижали эффективность использования радиосвязи для охраны человеческой жизни на море. В связи с этим Международная Морская Организация (ИМО) в 1988 г. провела Конференцию договаривающихся правительств Международной Конвенции СОЛАС-74, на которой были приняты поправки к Конвенции, касающиеся радиосвязи, связанные с внедрением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).

К этому времени широкое распространение получили системы спутниковой связи, обеспечивающие быструю и достоверную связь независимо от расстояния, а также буквопечатающая радиосвязь (УБПЧ), вытесняющая азбуку Морзе. Была разработана система цифрового избирательного вызова (ЦИВ), позволяющая отказаться от несения слуховой радиовахты.

Главное отличие концепции ГМССБ от старой системы связи при бедствии заключается в следующем:

- четкое взаимодействие между поисково-спасательными организациями разных стран;

- судно, терпящее бедствие, имеет возможность непосредственно оповещать суда, находящиеся вблизи места бедствия используя другие средства связи;

- обеспечение судов информацией по безопасности мореплавания осуществляется централизованно, с использованием общих каналов, как наземной радиосвязи, так и спутниковой связи;

- вахтенный помощник капитана является радиооператором на судне.


Действия капитанов судов, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ, в критических ситуациях определяются следующей схемой (рис. 1.1):

Поэтапное внедрение ГМССБ началось с 1992 года:

с 1 августа 1993 года - все суда оборудованы приемниками НАВТЕКС, спутниковыми радиобуями

с 1 февраля 1995 года - вновь строящиеся суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ

с 1 февраля 1999 года - все суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ.

Следует отметить, что ГМССБ ориентирована, главным образом, на связь с использованием оповещений и сигналов бедствия, срочности и безопасности, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться аварийной. Вся иная радиосвязь называется радиосвязью общего назначения или общественной радиосвязью.

Для нужд общественной радиосвязи новые технологии связи внедрялись по мере их появления, и будут внедряться, в основном, в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран, независимо от ГМССБ.

ОСНОВЫ ГМССБ

Элементы ГМССБ

В ГМССБ используются:

- системы спутниковой связи ИНМАРСАТ и КОСПАС-САРСАТ

- системы наземной радиосвязи Морской подвижной службы в диапазонах УКВ, СВ-ПВ и КВ.

Система ИНМАРСАТ

Система ИНМАРСАТ состоит из береговых станций спутниковой связи (БЗС), расположенных в различных странах и обеспечивающих выход в различные международные сети связи, судовых станций спутниковой связи (СЗС), и четырех спутников, расположенных в плоскости экватора на высоте около 36 тысяч километров (рис. 1.2). Период обращения спутников равен 24 часам, поэтому спутники кажутся неподвижными относительно Земли и видны с большей части земного шара, исключение составляют полярные районы.

Спутники выполняют функции ретранслятора и обеспечивают:

- двухстороннюю связь между судном и берегом;

Связь между судном и спутником осуществляется в диапазоне 1.6 и 1.5 ГГц, а между спутником и берегом - в диапазонах 4 и 6 ГГц. Радиоволны этих диапазонов беспрепятственно проходят ионосферу, и спутниковая связь практически не зависит от состояния атмосферы и времени суток.

Система КОСПАС-САРСАТ


Система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает поисково-спасательные (ПС) службы в любой точке планеты информацией о бедствии и местоположении бедствия, случившимся на море, в воздухе или на суше.

Система КОСПАС-САРСАТ включает в себя два типа спутников:

- спутники на низкой орбите Земли (НИО), которые формируют систему НССПС (Низкоорбитальная спутниковая система поиска и спасания – спутники КОСПАС и SARSAT)

- спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые формируют систему ГССПС (Геостационарная спутниковая система поиска и спасания – спутники GOES, INSAT, MSG).

Система КОРСАТ-САРСАТ (рис. 1.3) наглядно показала, что элементы систем ГССПС и НССПС дополняют друг друга. К примеру, система ГССПС может почти мгновенно доставить в адрес СКЦ сигнал бедствия с координатами, которые вводятся от встроенного GPS, если буй находится в зоне видимости геостационарного спутника. Система НССПС рассчитывает местоположение бедствия, используя метод Доплеровского определения координат. При этом она охватывает полярные области, которые находятся вне видимости геостационарных спутников. Спутники НССПС постоянно находятся в движении по отношению к радиобую, поэтому эта система менее чувствительна к препятствиям, которые могут блокировать передачу сигнала радиобуя в данном направлении.

Резолюция А.801(19)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИОСЛУЖБ ДЛЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ И ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ( ГМССБ )

(Принята 23 ноября 1995 года)

ССЫЛАЯСЬ на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что правило IV/5 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС ) с поправками 1988 года требует, чтобы каждое Договаривающееся правительство взяло на себя обязательство предоставить либо индивидуально, либо в сотрудничестве с другими Договаривающимися правительствами, если оно сочтет это практически осуществимым и необходимым, соответствующие береговые средства для наземных и космических радиослужб, принимая должным образом во внимание рекомендации Организации,

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что система Инмарсат, используя геостационарные спутники, работающие в полосе частот 1,5 и 1,6 ГГц, обеспечивает службы радиосвязи, включая те, которые предназначены для бедствия и обеспечения безопасности,

ОТМЕЧАЯ, что система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает прием оповещений о бедствии на частоте 406 МГц, используя спутники на околополярных орбитах,

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что правило IV/5 Конвенции СОЛАС 1974 года требует, чтобы были обеспечены следующие радиослужбы:

- радиослужба, использующая геостационарные спутники в морской подвижной спутниковой службе,

- радиослужба, использующая спутники на околополярных орбитах в подвижной спутниковой службе,

- морская подвижная служба в полосе частот 156-174 МГц,

- морская подвижная служба в полосе частот 4000-27500 кГц, и

- морская подвижная служба в полосах частот 415-535 кГц и 1605-4000 кГц,

ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что положение, содержащееся в пункте 5.1.1 Приложения к Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года, требует чтобы Стороны обеспечивали несение непрерывных радиовахт на международных частотах бедствия, если таковые считаются практически осуществимыми и необходимыми,

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ резолюции Всемирной административной радиоконференции по подвижным службам 1987 года, в частности резолюцию № 331 (Подв-87), относящуюся к введению положений для Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и продолжению действия существующих положений при бедствии и для обеспечения безопасности, и резолюцию № 322 (Переcм. Подв-87), относящуюся к береговым станциям и береговым земным станциям, которые отвечают за несение вахты на определенных частотах в связи с организацией связи при бедствии и для обеспечения безопасности в Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ резолюцию 3 - "Рекомендация по заблаговременному введению элементов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ)", одобренную Конференцией по ГМССБ 1988 года,

УЧИТЫВАЯ, что ГМССБ будет использовать оборудование цифрового избирательного вызова, работающее в полосе частот СЧ, ВЧ и ОВЧ,

УЧИТЫВАЯ ТАКЖЕ, что к судам не должно предъявляться требование по установке оборудования, предназначенного в основном для связи судно-берег при работе в тех районах, где не имеется соответствующих береговых устройств,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят третьей сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по обеспечению радиослужб для ГМССБ, Критерии, применяемые при обеспечении береговых устройств цифрового избирательного вызова (ЦИВ) для использования в ГМССБ, Критерии для установления морских районов ГМССБ, Критерии, применяемые при обеспечении службы НАВТЕКС, и Критерии, применяемые при обеспечении береговых средств Инмарсат для использования в ГМССБ, изложенные, соответственно, в приложениях 1 , 2 , 3 , 4 и 5 к настоящей резолюции;

2. РЕКОМЕНДУЕТ, чтобы правительства в срочном порядке рассмотрели вопрос о необходимости обеспечить береговые устройства для поддержания ГМССБ и сделать доступными либо индивидуально, либо в сотрудничестве с другими правительствами подходящие береговые средства для наземных и космических радиослужб, которые будут сочтены практически осуществимыми и необходимыми;

3. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства обеспечить либо индивидуально, либо в сотрудничестве с другими правительствами радиослужбы, которые будут сочтены практически осуществимыми и необходимыми, для надлежащей работы ГМССБ;

4. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам и заинтересованным организациям информировать Генерального секретаря об имеющихся средствах радиосвязи для поддержания ГМССБ в соответствии с настоящей резолюцией;

5. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать настоящую резолюцию в поле зрения и при необходимости вносить в нее поправки;

6. ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.704(17) .

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИОСЛУЖБ ДЛЯ ГМССБ

1. Правительства должны установить индивидуально либо в сотрудничестве с другими правительствами такие береговые станции, которые необходимы для определения морского района или районов А1 или А2 либо обоих вместе, вблизи их побережий. Каждый морской район должен быть установлен в соответствии с критериями для установления районов ГМССБ, рекомендованными в приложении 3 .

2. Районы, не определенные правительствами как морские районы А1 или А2, в зависимости от случая, должны быть определены как морские районы A3 или А4 в соответствии с правилами IV/2.14 и IV/2.15 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками 1988 года.

3. Каждое правительство должно предоставить в Организацию информацию о морском районе или районах Al, A2 и A3, районах обслуживания НАВТЕКС и/или Международной службы SafetyNET, установленных для ГМССБ, и о любых изменениях, которые могут затрагивать морской район или районы, определенные им.

4. Правительства, принимая во внимание приложение 2 , должны, в зависимости от случая, обеспечивать радиосвязь в каждом морской районе Al или A2, которые они определили, и, кроме того, правительствам предлагается обеспечить радиосвязь в морских районах A3 или А4, в зависимости от случая, с целью:

.1 приема оповещений о бедствии в направлении судно-берег; в частности, в южном полушарии срочно необходимы средства для приема оповещений о бедствии на частоте 406 МГц;

.2 передачи оповещений о бедствии в направлении берег-судно;

.4 передачи и приема навигационных и метеорологических предупреждений и срочной информации; и

КРИТЕРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕРЕГОВЫХ УСТРОЙСТВ ЦИФРОВОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ВЫЗОВА (ЦИВ) ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ГМССБ

1. Правительства, желающие обеспечить ВЧ береговую станцию для использования в ГМССБ, должны уведомить Организацию об их намерении таким образом, чтобы Организация могла вести и распространять полный перечень станций, обеспечивающих наблюдение для приема сигналов бедствия на ВЧ ЦИВ. Правительства должны обеспечить, чтобы такие береговые средства ВЧ ЦИВ соответствовали критериям, содержащимся в добавлении 1 .

2. Правительства, индивидуально либо в сотрудничестве с другими правительствами, в пределах конкретного поисково-спасательного района, желающие обеспечить ОВЧ береговую станцию с устройствами ЦИВ, обслуживающую конкретный морской район A2, должны уведомить Организацию как о расстоянии непрерывного перекрытия, так и о расстоянии перекрытия от береговой линии. Эта информация должна быть определена правительствами в соответствии с критериями для установления морских районов ГМССБ, содержащимися в приложении 3 . Правительства должны обеспечить, чтобы береговая СЧ станция с устройствами ЦИВ, обеспечивающая часть перекрытия этого морского района A2, была в соответствии с добавлением 2 .

3. Правительства, индивидуально либо в сотрудничестве с другими правительствами, в пределах конкретного поисково-спасательного района, желающие обеспечить ОВЧ береговую станцию с устройствами ЦИВ, обслуживающую конкретный морской район Al или его часть, должны уведомить Организацию как о расстоянии непрерывного перекрытия, так и о расстоянии перекрытия от береговой линии. Эта информация должна быть определена правительствами в соответствии с критериями, содержащимися в приложении 3 . Правительства должны обеспечить, чтобы береговая ОВЧ станция с устройствами ЦИВ, обеспечивающая часть перекрытия этого морского района Al, находилась в соответствии с добавлением 3 .

4. Организация должна вести генеральный план всех морских районов, перекрываемых СЧ и ОВЧ береговыми станциями с устройствами ЦИВ, и периодически направлять правительствам обновленный экземпляр описания этих морских районов.

Добавление 1.

1. Основные принципы установления ВЧ береговых станции с устройствами ЦИВ для морских районов A3 и А4

Выбор ВЧ ЦИВ береговых станций для морских районов A3 и А4 должен основываться на следующих принципах:

.1 каждый океанский район, требующий несения ВЧ радиовахты, должен иметь минимум две станции, обеспечивающие необходимое ВЧ перекрытие;

.2 там, где практически осуществимо, станции должны быть выбраны на противоположных сторонах океанского района;

.3 в океанских районах с высокой интенсивностью движения судов, например в Северной Атлантике, должны обеспечиваться более чем две станции.

2. Критерии для выбора ВЧ ЦИВ станций

Станции, участвующие в несении вахты ВЧ ЦИВ в ГМССБ, должны:

.1 быть прикреплены к СКЦ и иметь надежную телефонную и телексную связь;

.2 иметь ВЧ связь дальнего действия во всех ВЧ диапазонах;

.3 контролировать все частоты бедствия ВЧ ЦИВ для того, чтобы избежать множественности линий связи между СКЦ, как это потребовалось бы в случае, если несколько станций раздельно несли радиовахту на различных частотах;

.4 обеспечивать полное перекрытие всего океанского района, насколько это возможно;

.5 находиться в непрерывной эксплуатации;

3. Наличие участвующих ВЧ станций

Минимальное количество береговых станций, указанное в 1.1 , для любого заданного океанского района может быть изменено в будущем с целью:

.1 обеспечения полного дублирования в случае эксплуатационных отказов:

.2 подтверждения полного ВЧ перекрытия в результате будущих испытаний.

Добавление 2.

1. Основные принципы определения морского района А2

Выбор СЧ ЦИВ береговых станций для морского района А2 должен основываться на следующих принципах:

.1 каждый морской район, определенный как А2, требует несения непрерывной СЧ радиовахты на частотах бедствия и достаточного количества береговых станций для обеспечения СЧ перекрытия в прибрежном районе заинтересованного правительства: и

.2 в определенных районах несколько правительств могут коллективно обеспечить полное перекрытие (например в Северном море).

2. Критерии для обеспечения СЧ ЦИВ станций

Станции, участвующие в несении вахты СЧ ЦИВ в ГМССБ, должны:

.1 быть прикреплены к СКЦ и иметь надежную телефонную и телексную связь;

.2 иметь связь средней дальности в СЧ диапазоне:

.3 обеспечивать по возможности наиболее полное перекрытие части, непосредственно прилегающей к своему морскому району; и

.4 находиться в непрерывной эксплуатации.

Добавление 3.

1. Основные принципы определения морского района А1

Выбор ОВЧ ЦИВ береговых станций для морского района А1 должен основываться на следующих принципах:

.1 каждый морской район, определенный как А1, требует несения непрерывной ОВЧ радиовахты и должен иметь минимальное количество станций, необходимое для обеспечения ОВЧ перекрытия в прибрежном районе заинтересованного правительства; и

.2 в определенных районах несколько правительств могут коллективно обеспечить полное перекрытие вдоль их побережий (например в Северном море).

2. Критерии для обеспечения ОВЧ ЦИВ станций

Станции, участвующие в несении вахты ОВЧ ЦИВ в ГМССБ, должны:

.1 быть прикреплены к СКЦ и иметь надежную телефонную и телексную связь;

.2 иметь связь ближнего действия в ОВЧ диапазоне;

.3 обеспечивать по возможности наиболее полное перекрытие части, непосредственно прилегающей к своему морскому району; и

.4 находиться в непрерывной эксплуатации

КРИТЕРИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ МОРСКИХ РАЙОНОВ ГМССБ

Предполагается, что правительства должны использовать следующие критерии в качестве руководства при определении четырех взаимоисключающих морских районов у своих побережий, которые определены в правилах IV/2.12 , IV/2.13 , IV/2.14 и IV/2.15 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками 1988 года.

2. МОРСКОЙ РАЙОН А1

2.1 Общие положения

Дальность связи станций, работающих в ОВЧ диапазоне морской подвижной службы скорее всего будет ограничена условиями распространения радиоволн, чем нехваткой излучаемой мощности.

2.2 Определяющие критерии

Морской район А1 является морским районом, ограниченным окружностью радиусом А морских миль, в пределах которой трасса распространения радиоволн проходит преимущественно над водой. Радиус А равен расстоянию передачи между ОВЧ судовой антенной, расположенной на высоте 4 м над уровнем моря, и антенной ОВЧ береговой станции, которая расположена в центре круга.

2.3 Определение радиуса А

2.3.1 Для расчета расстояния А в морских милях должна использоваться следующая формула:

A = 2,5(√H(в метрах) + (√h(в метрах))

H - высота приемной антенны ОВЧ береговой станции, а

h - высота передающей судовой антенны, которая принимается равной 4 м.

2.3.2 Приведенная ниже таблица дает расстояние в морских милях для типичных величин Н :

2.3.3 Приведенная выше формула применяется к линии прямой видимости, однако она считается неадекватной для случаев, когда обе антенны находятся на низком уровне. Радиус действия в ОВЧ диапазоне в морском районе А1 должен быть уточнен путем измерений напряженности поля.

3. МОРСКОЙ РАЙОН А2

3.1 Общие положения

3.1.1 Рассмотрение приема радиосигналов на частоте 2 МГц указывает, что радиус действия скорее всего будет ограничен условиями распространения радиоволн и атмосферными помехами, на которые влияют географическое положение и время суток, а также излучаемой мощностью.

3.1.3 При определении минимального уровня сигнала, требуемого для удовлетворительного радиоприема при отсутствии других нежелательных сигналов, необходимо принимать во внимание помехи, которыми сопровождается полезный сигнал. Доклад 322 МСЭ-Р ( ITU - R Report 322) приводит распределение по земному шару величин уровня помех и других параметров помех и показывает метод их использования при оценке вероятных характеристик работы линий радиосвязи.

3.2 Определяющие критерии

Морской район А2 является морским районом, ограниченным окружностью радиусом В морских миль, в пределах которой трасса распространения радиоволн проходит преимущественно над водой, и не является частью любого морского района А1, при этом центр круга совпадает с местом расположения приемной антенны береговой станции.

3.3 Определение радиуса В

Читайте также: