Культурологические проблемы свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина

Обновлено: 13.05.2024

Идея свободы личности в культурологической концепции Д.С. Мережковского

Десяткова Ольга Владимировна. Идея свободы личности в культурологической концепции Д.С. Мережковского : диссертация . кандидата культурологии : 24.00.01.- Киров, 2006.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/53

Содержание к диссертации

Глава 1. Свобода и рабство в культурологической концепции Д. Мережковского

1. 1. Учение Д. Мережковского о духовном рабстве в контексте истории культуры

1.3. Проблема свободы личности как проблема борьбы за духовную свободу 64

2. 1. Проблема свободного развития личности в русском религиозном миросозерцании 89

2. 2. Закон и Благодать как противопоставление свободы и рабства 117

Библиографический список 173

Введение к работе

В многостороннем диалоге русской культуры конца XIX - начала XX века отразилось и единство, и полемичность взглядов мыслителей, относящихся к различным культурологическим, философским направлениям того времени. Личность Д. Мережковского явилась знаковой в культуре этого периода, отразив, с одной стороны, её противоречия, а с другой -стремление к новому культурному синтезу, связанному с интерпретацией искусства, философии, религии, политики, деятельности - всего того, что приближает к пониманию сути творца культуры - человека.

Воззрения современников Д. Мережковского, ярких, талантливых личностей, во многом соприкасаются со взглядами этого философа, относящегося к религиозно-философскому направлению в русской мысли того времени. В то же время Д. Мережковский, не находя истинных единомышленников и последователей, не раз подчёркивая чувство своего глубокого одиночества.

Активная критика Д. Мережковским одностороннего материалистического взгляда на мир, отстаивание противоположного, идеалистического

Главное - значение идей Д. Мережковского для современной культуры, переломного времени, во многом сходного с культурой рубежа XIX-XX веков. Эта схожесть особенно заметна в духовном плане: понимается необходимость переоценки ценностей и поиска подлинной сути социокультурных идеалов, неотделимых от понятия человека как духовно развивающейся личности. Одним из основных понятий становится идеал свободы личности, рассматриваемый в данной работе в качестве приоритетной категории культурологических воззрений Д. Мережковского и напрямую связанный с проблемой формирования культуры личности в мире, где царит зло.

Актуальность исследования творчества Д. Мережковского с этой точки зрения обусловлена спецификой философии Д. Мережковского. Идеал свободы он не отделял от общечеловеческих духовных ценностей, а высшей формой свободы считал свободу человеческого духа.

Проблема духовной свободы является лейтмотивом философской, культурологической, религиозной, социально-политической мысли в Европе с XVIII века, в России эта проблема особенно глубоко начинает осознаваться в XIX веке, а на рубеже XIX-XX веков получает дальнейшее развитие. Анализ творчества Д. Мережковского в его эволюции показывает, что развитие и осмысление темы свободы, социальной и духовной, проходит через всё творчество этого мыслителя. И более того, актуальность идей, высказанных по поводу этой проблемы Д. Мережковским, интерпретация им творчества и духовного опыта мыслителей, христианских подвижников прошлого, сегодня становится очевидной. Свобода рассматривается как проблема сущности человека - феномена индивидуального, личностного и общественного. Раздумья о смысле общественной свободы перерастают в важное и по сей день обсуждение проблемы тоталитаризма и демократии, возможных путей развития демократии западного образца, на которую ориентируется современная Россия, благотворных и негативных истоков этой демократии. В современной культуре не теряет важности вопрос о сути народных движений, истоков человеческой агрессии, о влиянии идеологии на массовое сознание. Всё это объединяется в единое развитие темы свободы как сущностной характеристики личности, её культуры, культуры общества в целом, темы судьбы культуры в период расцвета техногенно-информационной цивилизации.

В статьях В. Розанова, П. Струве, Н. Бердяева очевидна полемика с идеями Д. Мережковского, не отличающаяся беспристрастностью и отражающая атмосферу напряжённых духовных поисков на рубеже XIX-XX веков. Главный объект критики - идейное содержание религии Д. Мережковского. Для данного исследования критика обладает особой ценностью, поскольку даёт богатый материал для сопоставления взглядов мыслителей того времени и выявления специфических особенностей религиозно-философских исканий Д. Мережковского, в том числе его взглядов на проблему свободы.

Наибольшей объективностью отличается анализ творчества Д. Мережковского, данный литературным критиком того времени А. Долининым в

сборник статей о русской литературе Серебряного века под редакцией С. Венгерова. В статье предпринимается попытка составить психологический портрет писателя, дать по возможности беспристрастный очерк деятельности мыслителя, в которой особенно важны попытки Д. Мережковского-общественного деятеля способствовать воплощению общественной и личной свободы.

Для современной российской науки Д. Мережковский интересен с точки зрения его роли в развитии русской культуры. Имеются работы, посвященные эмигрантскому периоду жизни (В. Хрисанфов, Т. Марченко, И. Винокурова), создающие целостную картину пребывания Мережковских в эмиграции, демистифицирующие те наиболее распространённые мифы, которыми обросли имена Д. Мережковского и 3. Гиппиус и содержащие ранее неизвестные факты их жизни.

Стебляк, В. В. Провидческий дар русской художественной культуры рубежа XIX-XX вв. (Д.С. Мережковский, М.А.Врубель); Монография. - Омск 1998. С. 57.

Следует подчеркнуть, что в исследовании и сопоставлении воззрений Ф. Достоевского, Ф. Ницше, Д. Мережковского выделяется анализ идеи свободы, своеобразно развивавшейся в творчестве этих мыслителей.

Несмотря на значительное количество работ, появившихся в последнее время, целый ряд сложных проблем не может считаться полностью изученным и исчерпанным. Современные исследователи сходятся в том, что Д. Мережковский ещё недостаточно изучен, особенно это касается трудов эмигрантского периода. Творчество Д. Мережковского недостаточно изучено в культурологическом плане: не рассмотрен серьёзно вопрос об общечеловеческих духовных ценностях, не поставлен вопрос о развитии идеи свободы, которая являлась для самого Д. Мережковского приоритетной, не раскрыт антропологический аспект творчества Д. Мережковского. Практически неисследованной является близость идей Д. Мережковского к

Предметом исследования данной работы является проблема становления культуры личности как проблема свободы личности в культурологической концепции Д. Мережковского.

Объект исследования - художественное, критическое, публицистическое наследие Д. Мережковского в сопоставлении с его оппонентами и его единомышленниками.

Цель работы состоит в изучении проблемы культуры личности в её взаимосвязи с проблемой свободы в творчестве Д. Мережковского.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть развитие взглядов Д, Мережковского в его культурологических исследованиях и общественной деятельности на проблему борьбы за свободу личности.

Рассмотреть взгляды Д. Мережковского на проблему духовных истоков свободы и рабства.

Изучить идею Д. Мережковского о конфликте государства как социокультурного института и свободной личности, рассмотрев эволюцию воззрений мыслителя в широком контексте взглядов русских мыслителей на эту проблему.

Обозначить связь идей Д. Мережковского о рабстве и свободе с традиционной для русской религиозной мысли антиномией Закона и Благодати.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В изучении проблемы человека, его идеалов и духовного совершенствования оп-

1 Мережковский Д. С: . Pro ct conlra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. - Спб., 2001. С. 406.

ределяющими стали культурно-антропологический и социально-психологический подходы. Основным методом данного исследования явился метод герменевтики, направленный на изучение текстов культуры. Помимо этого в работе использовались системный, сравнительно-исторический методы при анализе различных подходов к проблеме свободы в разные культурно-исторические периоды.

Теоретическую базу исследования составили работы в области философии культуры, развивающие идею о внутренней свободе человека (В. Соловьёв, Н. Бердяев, Н. Лосский, митрополит Сурожский Антоний, И. Ильин); в области истории церкви, христианского учения и истории русской духовной культуры (Г. Федотов, Б. Вышеславцев, А. Царевский, А. Панарин, С. Ляшевский, Д. Таевский, А. Синявский, А. Замалеев); труды, содержащие исследования духовного облика современного человека, свободы в современных обществах (Э. Фромм, Хосе-Ортега-и-Гассет).

Согласно предмету, объекту исследования, поставленной цели и задачам основную источниковую базу диссертации составило:

литературно-художественное, философское наследие русских мыслителей, писателей XIX века: А. Герцена, Л. Толстого и Ф. Достоевского;

философские, критические, общественно-политические статьи и исследования современников Д. Мережковского - мыслителей разных толков и направлений: В. Соловьёва, Н. Бердяева, П. Струве, В. Розанова, А. Белого, Е. Федотова, М. Алданова, Н. Лосского, И. Ильина, С. Левицкого, М. Горького, П. Кропоткина;

наследие русских православных мыслителей разных времён: митрополит Илларион, старец Филофей, Игнатий Бренчанинов, Серафим Саровский, Сурожский митрополит Антоний, Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский;

творчество 3. Гиппиус, религиозно-философские идеи которой развивались совместно с идеями Д. Мережковского, зачастую обретая поэтическую форму.

Несмотря на приведенное здесь жанровое разделение, творчество Д. Мережковского рассматривается как единое целое. Идеи, развиваемые в исторических романах, осмысляются и в публицистических выступлени-

Впервые в рамках культурологического исследования творчества Д. Мережковского выделена проблема культуры личности.

Истолковывается и обосновывается в новом аспекте концепция Д. Мережковского о становлении культуры личности в культурно-историческом процессе борьбы за свободу личности в условиях рабства.

1 Цит. по: Долинин А. Дмитрий Мережковский.// Русская литература XX века (1890-1910). - М., 2000. С.
280.

2 Фролов, И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения.
-М., 1983. С. 285

В новом ракурсе рассматриваются категории свободы и Бога в концепции Д. Мережковского, которые исследуются с точки зрения проявления особенностей национального самосознания.

Основные положения и выводы проведённого исследования могут быть использованы при изучении широкого спектра проблем русской культуры, русской духовности; в преподавании истории русской философской мысли и русской культуры.

Практическую апробацию положения, зафиксированные в работе, получили в выступлениях на конференциях и отразились в научных статьях:

1. Десяткова, О. В. Д. С. Мережковский о сущности демократии как источ
нике духовной свободы личности в современных обществах. [Текст] / О.

B. Десяткова // Философия хозяйства. Альманах центра общественных на
ук и экономического факультета МГУ [гл. ред. М. Ю. Осипов]. - М., 2006

Десяткова, О. В. Религиозные споры начала XX в. как споры о вечной ценности культуры [Текст]/О. В. Десяткова// Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов за 2003 г. Вып. 8. Изд-во ВятГУ, Киров, 2004

Десяткова, О. В. Проблема рабства и свободы: противопоставление Закона и Благодати в творчестве Д. Мережковского [Текст] / О. В. Десяткова // Вестник Волжского Государственного Инженерно-педагогического универ-

Учение Д. Мережковского о духовном рабстве в контексте истории культуры

Идея свободы закономерно стала одной из основополагающих для культуры идеи и предметом пристального внимания русской мысли на рубеже Х1Х-ХХ веков. Закономерность обращения к этой теме обусловлена рядом факторов: во-первых, многие исследователи отмечали, что стремление к свободе - одна из коренных особенностей русского менталитета. Другим фактором, обострившим внимание к идее свободы (особенно политической) стало осознание тормозящей роли русского самодержавия. В первой половине XIX в. свобода была лозунгом декабристов, которые объявили рабством крепостное право, считая основной его причиной самодержавие.2 И далее, на протяжении всего XIX в. русская интеллигенция осуществляла теоретический поиск сути идеала свободы и путей его достижения.

В XIX в. русская культурологическая, общественно-политическая, философская мысль получила мощный толчок из Европы, где теоретико-философская проблема свободы перерастала в попытки её практического осуществления - революции. Во второй половине XIX - начале XX века основной теорией, повлиявшей на становление русской революционной мысли, становится марксизм, выразивший стремление угнетённых классов к политической свободе. На русских революционных теоретиков конца XIX-начала XX века оказал влияние опыт западноевропейских революций, а также западные философские концепции. Та часть русской интеллигенции, которая поддерживала идеи марксизма, была уверена, что борьбу против рабства надо начинать с усовершенствования государственных форм. Революционеры-марксисты утверждали, что государственный переворот, ликвидация эксплуататорского строя сможет решить проблему социальной несправедливости. Однако в годы революции 1905 - 1907 г. и после неё русская интеллигенция резко разделялась в понимании исторических процессов и дальнейших путей развития страны. Разделительной линией стала именно проблема культуры в широком смысле слова, а ядро культуры -проблема человека.

Проблема свободного развития личности в русском религиозном миросозерцании

Русские религиозные мыслители считали, что религиозное обновление может стать выходом из глубокого духовного и социального кризиса. Не случайно народные идеалы встречают живой отклик и развитие в религиозно-философском творчестве мыслителей Серебряного века, которые считали своей задачей понять, объяснить смысл общественной свободы в глубокой связи с духовными идеалами внутренней свободы и любви. При этом объединяющим началом русской религиозной мысли являются не только размышления о Боге, но и о Божественной сути человека, о его совершенствовании и преображении.

Читайте также: