В каких 2 формах человек может предоставлять информацию

Обновлено: 04.07.2024

Предмет информатики - информация и информационные процессы в компьютерных системах.

Информационная технология - это совокупность информационных методов и программно-технических средств, применяемых для реализации информационных процессов.

Информационный процесс - последовательность операций по поиску, сбору, хранению, обработке и передаче информации.

1.1.3.Понятие информации

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, причем такие сведения, которые уменьшают степень имеющейся неопределенности или неполноты знаний.

1. она нематериальна;

2. хранится при помощи материального носителя;

3. передается при помощи материального носителя или сигналов;

4. имеет ценность (определяемую ее полезностью для владельца);

5. может быть предметом собственности;

6. может быть предметом защиты от доступа к ней посторонних лиц.

Классификация информация

- по способу передачи

Существует несколько способов передачи информации.

Существует две формы представления информации

Непрерывный сигнал - сигнал, у которого параметры или значение может принимать в заданных пределах любую величину.

Дискретный сигнал - сигнал, принимающий в заданных пределах отдельное фиксированное значение

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами (не только в технических системах, но также в природе и обществе) на базе компьютерных информационных систем.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

– изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение информации);

– созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

– разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Данные- это записанные на материальном носителе признаки, обеспечивающие возможность хранения и передачи информации. Данные - результаты наблюдений над объектами или явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся.

То есть мы понимаем информацию как полезное содержание, которое можно извлечь из данных.

Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.

Информационная потребность- потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

Информационная технология- совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Информационная система- организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.




Информационная культура- это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационной технологии в своей деятельности

Структуризация данных - составление формализованного описания данных

Информационное содержание данных называют моделью данных.

При этом, если под моделью понимают упрощенное представление о реальном объекте, то

информационная модель – совокупность информации об объекте или процессе.

Для того чтобы создать информационную модель объекта, необходимо изучить его свойства и состояния. Поэтому методы информатики применяют всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса с помощью информационных моделей.

Задачи, связанные с хранением, передачей и обработкой информации, человеку приходилось решать во все времена: требовалось передавать знания из поколения в поколения, искать нужные книги в хранилищах, шифровать секретную переписку. К концу XIX века количество документов в библиотеках стало настолько велико, что возникла необходимость применить научный подход к задачам хранения и поиска накопленной информации. В это время зародилось новое научное направление, в котором изучалась документальная информация, т. е. информация в виде документов (книг, журналов, статей и т. п.). В английском языке оно получило название information science (информационная наука, наука об информации).

Современная информатика, которая стала самостоятельной наукой в 70-х годах XX века, изучает теорию и практику обработки информации с помощью компьютерных систем. Обычно к информатике относят следующие научные направления:

• теоретическую информатику (теорию информации, теорию кодирования, математическую логику, теорию автоматов и др.);

• вычислительную технику (устройство компьютеров и компьютерных сетей);

• алгоритмизацию и программирование (создание алгоритмов и программ);

• прикладную информатику (персональные компьютеры, прикладные программы, информационные системы и т. д.);

• искусственный интеллект (распознавание образов, понимание речи, машинный перевод, логические выводы, алгоритмы самообучения)

Что такое информация?

Попробуем посмотреть на информацию с разных сторон и попытаться выявить некоторые её свойства.

Информация характеризует разнообразие (неоднородность) в окружающем мире.

Зачем вообще нам нужна информация? Дело в том, что наше знание всегда в чём-то неполно, в нём есть неопределенность. Например, вы стоите на остановке и не знаете, на каком именно автобусе вам нужно ехать в гости к другу (его адрес известен). Неопределённость мешает вам решить свою задачу. Нужный номер автобуса можно определить, например, по карте с маршрутами транспорта. Очевидно, что при этом вы получите новую информацию, которая увеличит знание и уменьшит неопределённость.

При получении информации уменьшается неопределённость знания.

Как получают информацию

Человек получает информацию через свои органы чувств: глаза, уши, рот, нос и кожу. Поэтому получаемую нами информацию можно разделить на следующие виды:

• зрительная информация (визуальная, от англ, visual) — поступает через глаза (по разным оценкам, это 80-90% всей получаемой нами информации);

• звуковая информация (аудиальная, от англ, audio) — поступает через уши;

• вкусовая информация — поступает через язык;

• обонятельная информация (запахи) — поступает через нос;

Формы представления информации

Информация может быть представлена (зафиксирована, закодирована) в различных формах:

• текстовая информация — последовательность символов (букв, цифр, других знаков); в тексте важен порядок их расположения, например КОТ и ТОК — два разных текста, хотя они состоят из одинаковых символов;

• графическая информация (рисунки, картины, чертежи, карты, схемы, фотографии и т. п.);

• звуковая информация (звучание голоса, мелодии, шум, стук, шорох и т. п.);

• мультимедийная информация, которая объединяет несколько форм представления информации (например, видеоинформация).

Обратим внимание, что одна и та же информация может быть представлена по-разному. Например, результаты измерения температуры в течение недели можно сохранить в виде текста, чисел, таблицы, графика, диаграммы, видеофильма и т.д.

В научной литературе информацию, зафиксированную (закодированную) в какой-то форме, называют данными, имея в виду, что компьютер может выполнять с ними какие-то операции, но не способен понимать смысл.

Свойства информации

В идеале информация должна быть:

• объективной (не зависящей от чьего-либо мнения);

• понятной для получателя;

• полезной (позволяющей получателю решать свои задачи);

• достоверной (полученной из надёжного источника);

• актуальной (значимой в данный момент);

• полной (достаточной для принятия решения).

Конечно, информация не всегда обладает всеми этими свойствами.

Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.

Изменения, происходящие с информацией (т. е. изменения свойств носителя), называются информационными процессами. Все эти процессы можно свести к двум основным:

• передача информации (данные передаются с одного носителя на другой);

• обработка информации (данные изменяются).

Передача информации

При передаче информации всегда есть два объекта — источник и приёмник информации. Эти роли могут меняться, например во время диалога каждый из участников выступает то в роли источника, то в роли приёмника информации.

Информация проходит от источника к приёмнику через канал связи, в котором она должна быть связана с каким-то материальным носителем . Для передачи информации свойства этого носителя должны изменяться со временем. Например, если включать и выключать лампочку, то можно передавать разную информацию, например, с помощью азбуки Морзе.



Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.

Скорость передачи данных — это количество битов (байтов, Кбайт и т. д.), которое передаётся по каналу связи за единицу времени (например, за 1 с).

Пропускная способность любого реального канала связи ограничена. Это значит, что есть некоторая наибольшая возможная скорость передачи данных, которую принципиально невозможно превысить.

Основная единица измерения скорости — биты в секунду (бит/с, англ, bps — bits per second). Для характеристики быстродействующих каналов применяют килобиты в секунду (Кбит/с) и мегабиты в секунду (Мбит/с), иногда используют байты в секунду (байт/с) и килобайты в секунду (Кбайт/с).

Информационный объём I данных, переданных по каналу за время t, вычисляется по формуле I = v • t, где и — скорость передачи данных. Например, если скорость передачи данных равна 512 000 бит/с, за 1 минуту можно передать файл объёмом

512 000 бит/с * 60 с = 30 720 000 битов = 3 840 000 байтов = 3075 Кбайт.

Обработка информации

Обработка — это изменение информации: её формы или содержания. Среди важнейших видов обработки можно назвать:

• создание новой информации, например решение задачи с помощью вычислений или логических рассуждений;

• кодирование — запись информации с помощью некоторой системы знаков для передачи и хранения; один из вариантов кодирования — шифрование, цель которого — скрыть смысл (содержание) информации от посторонних;

• поиск информации, например, в книге, в библиотечном каталоге, на схеме или в Интернете;

• сортировка — расстановка элементов списка в заданном порядке, например расстановка чисел по возрастанию или убыванию, расстановка слов по алфавиту; задача сортировки — облегчить поиск и анализ информации.

Хранение информации

Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Можно считать, что мозг — это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.

При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на оптических дисках образуются области, по-разному отражающие свет. При хранении эти свойства остаются неизменными, что позволяет потом читать (получать) записанную информацию.

Отметим, что процессы записи и чтения — это процессы передачи информации.

Что такое бит?

Бит — это количество информации, которую можно записать (закодировать) с помощью одной двоичной цифры.



А если возможных вариантов не два, а больше? Понятно, что в этом случае количество информации будет больше, чем 1 бит. Представим себе, что на вокзале стоят 4 одинаковых поезда , причём только один из них проследует в Москву. Сколько битов понадобится для того, чтобы записать информацию о номере платформы, где стоит поезд на Москву?

I, битов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

N, вариантов 2 4 8 16 32 64 128 256 512 102

Наверно, вы заметили, что все числа в нижней строчке таблицы — это степени числа 2: N = 2 I .

Осталось выяснить, чему равно количество информации, если выбор делается, скажем, из 5 возможных вариантов (или из любого количества, не являющегося степенью числа 2). С точки зрения приведённого выше рассуждения случаи выбора из 5, 6, 7 и 8 вариантов не различаются — для кодирования двух двоичных цифр мало, а трёх — достаточно. Поэтому использование трёх битов для кодирования одного из 5 возможных вариантов избыточно, ведь три бита позволяют закодировать целых 8 вариантов! Значит, выбор из 5 вариантов даёт меньше трёх битов информации.

Чтобы количественно измерить разницу между, скажем, 5 и 8 вариантами, придется допустить, что количество информации в битах может быть дробным числом. При этом информация, полученная при выборе из 5 вариантов, больше, чем 2 бита, но меньше, чем 3 бита. Точную формулу для ее вычисления получил в 1928 г. американский инженер Ральф Хартли. Эта формула использует понятие логарифма :I=log2N.

Другие единицы

Считать большие объёмы информации в битах неудобно хотя бы потому, что придётся работать с очень большими числами (миллиардами, триллионами и т. д.). Поэтому стоит ввести более крупные единицы.

1 байт = 8 битов.


В общем смысле информация – это абстрактное понятие, значение которого зависит от применяемого контекста. В философии под этим термином принято понимать материальный атрибут, отражающий его структуру.

В рамках данной статьи будем рассматривать информацию как сведения, которые служат объектом хранения, передачи и дальнейшего преобразования. Мы изучим существующие на настоящий момент формы представления данных информации. Также опишем их характеристику и отличительные черты.

Информация и ее особенности

наглядные формы представления информации

Как можно выразить информацию?

изменение формы представления информации

Рассмотрим далее, каким же образом подаются сведения потребителю.

В настоящее время существуют следующие виды информации по форме представления:

  1. Изобразительная или графическая. Сюда необходимо включить фотографии, голограммы, картины, чертежи. Помимо этого, речь идет о различных видах реального мира, к примеру, географических картах или северном сиянии. Графическая форма представления информации является одной из базовых.
  2. Звуковая. Ни для кого не является секретом, что в современном мире существует огромное количество самых разных звуков, которые человек способен воспринимать или своими органами чувств, или посредством предназначенных для этого приборов. Звуковая форма представления информации предполагает некую музыку, речь, ультразвуки в технике, от землетрясений и так далее.
  3. Текстовая. Это речь человека, которая закодирована различными знаками специального типа.
  4. Числовая. Данная форма представления информации является количественной мерой объектов и свойств, характеризующих эти объекты. В данном случае информация выступает как закодированная посредством специальных знаков (по аналогии с текстовой).
  5. Видеоинформация. Здесь сведения представляются как последовательность кадров (изобразительная форма). Однако в случае этой наглядной формы представления информации кадры следуют строго друг за другом с определенной частотой.

Другие виды представления

виды информации по форме представления

Помимо перечисленных выше, в настоящее время известны следующие виды выражения сведений:

  1. Тактильная. Важно отметить, что данная форма представления информации воспринимается нами в случае касания или же посредством специальных датчиков.
  2. Техническая. Здесь речь идет также о показаниях соответствующих приборов. Среди них рентгеновская техника; устройства, показывающие напряженность магнитного поля; коллайдеры и так далее.
  3. Органолептическая. Данная разновидность сведений предоставляется через вкусы, запахи, а также иные органы чувств человека. Необходимо дополнить, что данные в этом случае могут передаваться и с помощью специальных приборов.

Деление по типу параметров

По форме представления информацию можно разделить на указанные выше группы. Однако все описанные формы классифицируются еще на разновидности в соответствии с характеристикой данных. Так, целесообразно отметить следующие виды информации:

  1. Статическая и динамическая. Следует обозначить, что первая ни при каких обстоятельствах не зависит от времени, вторая же является переменной в нем.
  2. Переменная и дискретная форма представления информации, которая может классифицироваться как по величине, так и по времени.

Информация в технике

графическая форма представления информации

Под сигналом следует понимать абсолютно любой процесс, который является носителем информации. Это может быть радиозвук в прямом эфире, сигнал в проводах, носящий электрический характер, свет, который воспринимается телескопом, и так далее.

Данные – это не что иное, как информация, отображенная в формализованном виде. Она нужна для последующей обработки.

Сигнал

дискретная форма представления информации

Рассмотрим данный вид подробнее. Необходимо знать, что непрерывным во времени сигнал называется тогда, когда его параметр может быть изменен в заданных границах в любой момент времени. Речь идет об изменении формы представления информации. Явление принято именовать дискретным во времени, когда его параметр может быть изменен в заданных границах в фиксированные моменты.

Речь пойдет об аналоговом сигнале, если его параметр примет в заданных границах абсолютно любые значения промежуточного характера в любой момент.

Непрерывными во времени и дискретными в плане величины эти данные называются тогда, когда они начинают принимать в определенных границах лишь отдельные, строго фиксированные, значения, однако в абсолютно любой момент.

Дискретным по этим же двум характеристикам сигнал является, если соответствующий параметр в установленных пределах принимает конкретные, не изменяющиеся величины, но эти преобразования происходят исключительно в конкретные периоды времени.

Значение формы представления

В процессе усвоения темы стоит учитывать то, что форма выражения информации является важнейшим аспектом в случае ее передачи для восприятия. В зависимости от той цели, которая поставлена перед человеком, одни и те же сведения могут быть представлены в разных формах.

Так как сегодня под информацией понимают практически все данные, выступающие объектом хранения, передачи и дальнейшего преобразования, в целях достижения однозначности в процессе осуществления названных процессов традиционно принято использовать языки. Базой любого из них является алфавит. Под этим термином следует понимать специальный набор определенных символов (иными словами, знаков), посредством которых может быть выражена информация.

Языки и их особенности

Остановимся на этом вопросе подробнее. Стоит заметить, что в настоящее время языки классифицируются на разговорные (по-другому их называют естественными) и формальные. Алфавит первых в полной мере зависит от традиций соответствующей нации. Формальные можно наблюдать в специальных сферах деятельности человека. Это может быть, например, в физике, математике, астрономии, химии, вычислительной технике, социологии, психологии, менеджменте, бухгалтерии и так далее.

Необходимо иметь в виду, что выражение информации посредством формальных языков сегодня называют кодированием. Под кодом понимают набор условных обозначений (другими словами, символов) для выражения информации. Этот процесс следует рассматривать как способ представления информации в виде того или иного кода. Иным языком, это преобразование или изменение информационного потока из одной формы и другую. Процесс, обратный кодированию, называется декорированием.

Немного истории

о форме представления информацию можно

Интересно знать, что методика выражения информации посредством языка, который содержит только 2 символа алфавита (а именно, 1 и 0), в XVII веке была предложена знаменитым немецким ученым Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

В современном мире такой метод выражения информации достаточно широко применяется в вычислительной технике и иных устройствах (например, в компьютерах). Необходимо дополнить, что представленные символы традиционно называют битами или двоичными цифрами.

Реализация названного алфавита в техническом плане оказалась предельно простой. Так, в электронных приборах ноль, как правило, говорит о низком напряжении, а единица – о высоком. Актуальна и обратная ситуация: в устройствах запоминающего типа применяют бистабильные ячейки, первое состояние которых соответствует нулю, а второе – единице. В линиях оптоволокна ноль предполагает отсутствие сигнала светового типа, а единица – его наличие.

Способы выражения информации в ЭВМ

форма представления данных информации

В заключение целесообразно будет рассмотреть методики представления информационных потоков в электронно-вычислительных машинах.

Во-первых, это отображение целых чисел. В ЭВМ сегодня возможны различные способны их выражения. Самым распространенным из них считается формат, наделенный фиксированной запятой. Если то или иное число не имеет знака, то абсолютно все биты ячейки памяти принимают участие в указании значения числа в количественном плане. В случае размера ячейки памяти в один байт появляется возможность представления все чисел от 00000000 до 11111111 (в соответствии с двоичной системой) и от 0 до 255 (в соответствии с десятичной системой). Необходимо отметить, что максимальный размер ячейки позволяет осуществить кодировку большого диапазона чисел. Если же нужно закодировать не только числа, но и знаки, то последние проходят процедуру кодировки в старшем бите, а числовой модуль кодируется посредством оставшихся разрядов.

Во-вторых, это выражение вещественных чисел, которые в электронно-вычислительных машинах, как правило, могу быть отображены как в формате с запятой фиксированного типа, так и плавающего. Первый формат говорит о том, что в бите старшего уровня хранится знак числа. Оставшиеся ячейки содержат целый числовой элемент и дробный. При этом соотношение бит, предназначенных для хранения указанных частей, является строго фиксированным. Формат же плавающей запятой предполагает деление ячеек на определенные группы, среди которых мантисса, знак числа, модуль и знак порядка.

Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду, типу, классу) беспредметно.

Какие типы или виды информации можно выделить?

Во-первых, по способу восприятия информации.

У человека пять органов чувств:

зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;

вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;

осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Во-вторых, по форме представления информации .

Наиболее часто при работе с компьютерами встречаются символьная, текстовая, графическая и звуковая информация, потому что с компьютером работает человек, а эти формы представления информации для него являются самыми главными.

Символьная информация основана на использовании символов: букв, знаков и т.д. Она является наиболее простой, а на практике применяется для передачи несложных сигналов о различных событиях.

Например, зеленый сигнал светофора сообщает о том, что разрешено движение людей и транспорта в определенных направлениях, красный – запрещает. Дорожные знаки также являются символьной информацией.

Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Например, вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).

Музыкальная (звуковая) информация.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

В-третьих, по общественному значению информации.

Информация может быть:

общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;

Свойства информации

Любое вещество можно характеризовать его свойствами, например, твердое, жидкое, красного цвета и т.д. Информация также обладает свойствами, правда, они не столько наглядны, как свойстве вещества.

Рассматривая информацию, можно выделить такие ее свойства, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность и ясность (понятность).

Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.

Говорят что информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.

Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

Полезность или бесполезность (ценность) информации. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Ясность информации характеризуется степенью доступности для понимания. Если ценная или актуальная информация будет выражена непонятными словами или на языке, который мы не знаем, может стать полезной. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.


Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. На этом занятии мы рассмотрим информацию, которая нас окружает. Узнаем, что информация по форме восприятия ее человеком, делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную. А по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Информация вокруг нас"


Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно, без получения информации существование человека невозможно.

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.

Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей, просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации. Человека постоянно окружает информационное поле.

Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.


Визуальная информация – это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.

При помощи зрения человек получает основную часть всей информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве. Орган для получения визуальной информации – глаза.


Аудиальная или звуковая информация воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.


Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.


Тактильная информация воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации – кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.


Вкусовая информация воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.


Животные, так же, как и люди получают информацию с помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот, сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина – слух.

А у некоторых животных развиты чувства, которые и вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.


У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют определить местоположение этого предмета и расстояние до него.


Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду. Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с листочками она быстро опускает их.

Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.


Числовая информация указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений. Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век. Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.

Текстовая информация – это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из существующих языков мира.

К графической информации относятся различные изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.

К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.

Видеоинформация состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и мультфильмы.


Развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить. Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями, записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения информации используются ещё и электронные носители.


После изобретения письменности люди научились передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью сети Интернет.


Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре телепередач, в компьютерной сети Интернет.


Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст, который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем представил ее в виде текста.

В процессе обработки информации может измениться её содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.

Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи, поиска и обработки информации) называются информационными процессами.

Подведём итоги урока:

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.

Информация по форме восприятия её человеком делится на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

По форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Информационные процессы включают в себя процессы хранения, передачи, поиска и обработки информации.

Читайте также: