Укажите представителями какой теории происхождения права являлись ф аквинский и ж маритен

Обновлено: 28.06.2024

© Жинкин С. А., текст, 2021

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

Понятие и предмет теории государства и права

Теория государства и права является важнейшей теоретической наукой о государстве и праве. Теория государства и права – это наука об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Данная наука имеет политико-правовой характер, это теория (система обобщенного знания) о государстве и праве, государственных и правовых явлениях.

Как известно, у любой науки есть свой предмет, представляющий собой совокупность определенных явлений, феноменов. Предмет науки показывает, что она изучает, какие явления и процессы. Предмет науки при этом следует отличать от ее объекта. Объект науки – это та среда, в которой функционирует ее предмет. Объектом теории государства и права, как и других юридических наук, выступает государство и право, государственно-правовая действительность, общественные отношения, связанные с функционированием государства и права. Некоторые авторы считают объектом государственно-правовую надстройку, политическую и правовую системы. Предмет теории государства и права гораздо у́же.

Предмет теории государства и права включает следующие группы явлений:

1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (например, закономерности соотношения типа и формы государства, закономерности возникновения государства).

2. Явления, хотя и не считающиеся закономерностями, но характеризующие государство или право в целом. К таким явлениям относятся, например, форма правления, нормы права, правовые отношения и т. д. К этой же группе в литературе иногда относят современные политико-правовые доктрины.

3. Правовые понятия и категории. Правовые понятия – это мысленные предметные образы, воспроизводящие в сознании государственно-правовые явления и процессы. Предельные по уровню обобщенности правовые понятия именуются правовыми категориями, примером могут быть политическая система, государство, право.

Предмет теории государства и права называют двуединым. Это означает, что в него входят два основных феномена – государство и право в своей сущности и специфических признаках и функциях, закономерностях своего развития и функционирования. Единство предмета теории государства и права обусловлено неразрывным единством государства и права, поскольку они:

– возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов;

– соответствуют друг другу по своему историческому типу;

– многоаспектно взаимодействуют в процессе своего функционирования.

Методы теории государства и права

Каждая наука изучает свой предмет определенными методами. Методы науки – это способы, приемы, с помощью которых изучается предмет науки, получаются новые знания о нем. Метод представляет собой средство, способ познания действительности, в отношении теории государства и права – действительности государственно-правовой. Совокупность методов, применяемых в той или иной науке, образует ее методологию. Поэтому методология теории государства и права – это совокупность методов познания общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

Вопрос о классификациях методов теории государства и права является дискуссионным. В частности, некоторые авторы различают общие и всеобщие методы, некоторые разграничивают частные и специальные методы, однако четкого критерия для такого разграничения во многих работах не устанавливается. Следует согласиться с высказанной точкой зрения о том, что специальные методы разрабатываются в рамках специальных наук, которые не являются юридическими (математика, социология и т. д.), но которые используются и в теории государства и права. Использование таких методов как бы позволяет взглянуть на государственно-правовую действительность со стороны. Частные же методы разрабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками для исследования тех или иных феноменов (методы толкования, формально-юридический метод и т. д.).

Представляется, что для предотвращения излишнего усложнения методы теории государства и права можно разделить всего на две группы: общие и частнонаучные (частные). При этом предлагается следующий критерий. Общими являются такие методы, которые могут быть использованы во всех науках и во всех разделах теории государства и права, частными же являются методы, используемые лишь в некоторых науках и некоторых разделах теории государства и права.

Также для исследования государства и права важно отличать общие методы от общих принципов их изучения:

К общим методам теории государства и права следует отнести:

– исторический метод. Он состоит в сопоставлении рассматриваемого государственно-правового явления с другими историческими явлениями и процессами (например, с экономической ситуацией, идеологией). При этом может исследоваться историческая эволюция соответствующего государственно-правового феномена;

– логические методы. К ним относятся:

а) описание. В частности, можно описать режим законности в конкретном государстве путем рассмотрения его конкретных характеристик и их состояния в рассматриваемый период;

б) классификация. Так, классифицируются формы правления, органы государства, нормы права, правонарушения и т. д.;

в) определение. Некоторые определения юридических и иных терминов формулируются в самих текстах нормативных актов, что получило наименование легальных дефиниций;

г) анализ и синтез;

д) доказывание и опровержение и т. д.

– системно-структурный метод. В данном случае явление исследуется как система и как часть системы. Так, государство можно изучать как систему государственных органов либо как систему территориальных единиц. С другой стороны, оно может исследоваться как часть политической системы общества, часть общества либо мирового сообщества;

– функциональный метод. Он состоит в изучении функций одних государственно-правовых явлений по отношению к другим. Например, исследуются функции права как основные направления правового воздействия на общественные отношения, функции государства, функции законности, юридической ответственности и т. д.

К числу частнонаучных (частных) методов относятся:

– социологические методы, например опросы, анкетирование;

– метод моделирования. Он заключается в создании идеальных моделей и их сопоставлении с реальными общественными отношениями. Примерами таких моделей служат состав преступления, модели президентской и парламентской республик и т. д.;

– формально-юридический (иногда его называют догматическим). Данный метод выражается в анализе понятий, толковании содержания правовых предписаний и т. д. Такой анализ необходим для поиска и последующего исправления дефектов в правовых актах нормативного и индивидуального характера;

– правовой эксперимент. Он может заключаться, в частности, в проверке действия того или иного акта на ограниченной территории;

– сравнительный метод. В данном случае сопоставляются различные правовые системы и их отдельные институты, особенности юридической техники и структуры права и т. п.

Итак, методология – это специальный раздел теории познания, представляющий собой логическое обобщение исторического пути, средств и приемов научно-исследовательской деятельности. Использование различных методов познания государства и права дает ключ к пониманию различных явлений и процессов государственно-правовой действительности.

Функции теории государства и права

Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной науки на социальную жизнь, общественное сознание и государственно-правовую практику.

Поскольку процессы возникновения государства являются сложными, возникло множество теорий по данному вопросу.

1. Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жан Маритен) объясняет происхождение государства и права божественной волей. Теория не раскрывает конкретных путей и способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский, Конфуций) рассматривает возникновение государства как процесс разрастания семьи, власть монарха формируется на основе власти отца в семье. Теория предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства.

3. Договорная теория (Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и др.) считает, что государство возникает в результате заключения общественного договора. В силу этого договора люди передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор мыслится не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно организованную форму.

4. Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс). Согласно ей само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм – государство. В нем правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы.

5. Теория насилия (Гумплович, Каутский, Дюринг) объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

6. Психологическая теория (Тард, Петражицкий) объясняет появление государства свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов поведения.

7. Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин) объясняет возникновение государства экономическими причинами, которые породили социальные причины – общественное разделение труда, появление избыточного продукта, частной собственности, раскол общества на антагонистические классы, классовая борьба. В силу этих факторов появляется государство как организация экономически господствующего класса для обеспечения эксплуатации другого класса.

8. Ирригационная теория (Виттфогель) объясняет возникновение государств, их первые деспотические формы связываются им с необходимостью осуществления крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и строительству гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Это приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество.

Ни одна из теорий не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло разными путями, и на возникновение любого государства оказали влияние множество различных факторов.

На экзамене каждая теория происхождения государства будет представлена в билетах отдельным вопросом.

Достоинством теологической теории происхождения государства является то, что она правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью, и это придавало власти особый авторитет.

Недостатком данной теологической теории является то, что она опирается не на данные науки. Эту теорию нельзя доказать, равно, как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, то есть это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель, предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства. Согласно объяснению Аристотеля, государство – это продукт разросшейся семьи. Являясь первичной формой организованного общения, семья затем естественным образом размножается и делится. Государство по Аристотелю – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение.

Позднее идеи Аристотеля использовались Р.Фильмером, Г.Мэном, Э.Вестермарком, Д.Мэрдоком, а в России – Н.Михайловским.

Недостаток патриархальной теории заключается в том, что она не подкреплена какой-либо исторической практикой. Патриархальная семья появилась вместе с государством как результат разложения родового строя. Если главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи.

Договорная теория происхождения государства имеет несомненные достоинства. Она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, обязаны отчитываться перед народом и могут быть смещены по его воле. Права и свободы человека признаны естественными, неотчуждаемыми, люди равны между собой и каждый их них ценен для общества. Кроме того, договорная теория впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты (договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми правителями в Венеции, Генуе, Великом Новгороде, Пскове и др.)

Органическая теория получила наибольшую известность в XIX в. в результате успехов естествознания, хотя еще Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. Представители этой теории – Г.Спенсер, И.Блюнчли, Р.Вормс, Прейс и др., – основываясь на теории дарвинизма, трансформировали биологические закономерности (эволюцию, внутривидовую борьбу, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы.

По их мнению, человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм – государство. Государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и живой организм, то есть растет, увеличивается в размерах, усложняется в строении, размножается и умирает. В государстве все части специализируются на выполнении определенных функций. В соответствии с органической теорией в государстве все части специализируются на выполнении определенных функций. Правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборону, нападение).

Достоинство этой теории в том, что ее представители справедливо заостряют внимание на том, что государство – это результат постепенного развития, эволюции. Кроме того, между естественной природой и обществом существуют самые тесные взаимосвязи.

Однако органическая теория происхождения государства имеет очевидный недостаток. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (механики, химии, биологии и т.п.). И так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Влияние естественной природы на общественное развитие не столь однозначно, как это представляли сторонники органической теории происхождения государства.

Теория насилия возникает в XIX в. в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е.Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

Основоположниками теории внешнего насилия являются Л.Гумплович и К.Каутский. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одних племен другими. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному, а государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Л.Гумплович утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К.Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

Данная концепция имеет достаточно сильные стороны. Насилие, завоевание одним народом другого действительно в целом ряде случаев сопутствовало образованию государств, например, древнегерманские, венгерское и другие государства.

Однако, как показывает то же исторический опыт, процесс возникновения государства основывается на тех изменениях, которые происходят внутри общества. Завоевания одних народов другими, на примеры которых опирались в своих рассуждениях сторонники этой теории, происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. Государство нельзя навязать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки. Насилие следует рассматривать не как причину, а как ускоряющий образование государства фактор.

Психологическая теория возникла в XIX в. в трудах проф. Петербургского университета Л.И.Петражицкого. Сторонниками этой теории являются также Г.Тард, Д.Фрэзер, З.Фрейд и др. Они объясняли появление государства свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, жить в рамках организованного сообщества, чувством необходимости коллективного взаимодействия, осознанием справедливости определенных вариантов поведения, стремлением людей к поиску авторитета, указаниям которого можно было бы подчиняться в повседневной жизни. Государство порождается эмоциями и переживаниями людей, без них невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства. По мнению Л.И.Петражицкого, к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно, привело определенное состояние психики первобытных людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов.

Оценивая данную теорию, следует отметить, что действительно различные интересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в процессе образования государства. Особенно следует выделить положение о том, что именно из сильных, волевых по своим качествам людей уже в древнее время выделилась группа управленцев – основа будущих институтов государственного управления.

Основным недостатком психологической теории является то, что ее сторонники придавали решающее значение психологическим факторам в таком сложном процессе, как формирование государства. Общеизвестно, что психологические качества людей сами формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных факторов. Кроме того, точка зрения сторонников данной теории о врожденном стремлении людей к общению как одной из важнейших причин происхождения государства не соответствует практике государственного строительства. На протяжении всей его истории человечество сопровождали войны, борьба, вражда. Военные конфликты всегда имели и имеют место в объективной реальности в противовес чувствам солидарности и общения.

Марксистская теория объясняет возникновение государства экономическими причинами – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. В силу этих факторов появляется государство как организация экономически господствующего класса. Ф.Энгельс писал, что государство – это продукт общества на известной ступени его развития. Государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала бы их в границах порядка. Такой силой, вышедшей их общества, но ставящей себя над ним, все более отчуждающей себя от него, является государство.

Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. В частности, Ф.Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности – на появление и развитие государства. Ценным для того времени являлась характеристика разложения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.

Недостатком данной теории является то, что недооцениваются конкретно-исторические и региональные особенности, а также иные факторы, влияющие на возникновение государства. Положения марксистской теории противоречат существу так называемого азиатского способа производства, многочисленным фактам истории (Киевское и Новгородское государства в ранний период их развития, первые скандинавские государства, государства, майя, инков, ацтеков и др.). Кроме того, понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, обедняет его содержание, игнорирует общесоциальное значение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Как показывает исторические опыт, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.

Виттфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.д. Такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Кроме того, Виттфогель пытается связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.д.

Однако данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса возникновения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, в других регионах не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Основным недостатком этой теории является то, что возникновение государства все же первично по отношению к ирригационным работам: именно его наличие и позволяло организовывать столь крупные и скоординированные действия населения.

Теории происхождения права. Теологическая теорияисходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.

Теория естественного праваотличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Понятие и признаки гос-ва

Под государством понимается суверенное, территориальное, политическая организация государственной власти, обладающая особым аппаратом, который посредством издания правовых предписаний реализует общесоциальные функции. Государство в узком смысле слова рассматривается, как носитель политической власти, как институт организации управления. В широком значении государство – это некоторая общность, союз граждан, объединенных общими целями, территорией, языком и иными факторами. подходы в определении понятия государства:Социологический Государством называет любую организацию политической власти, в любой форме и с любым содержанием. В соответствии с данным подходом государство первично, а право вторично. В основе государства лежат реально существующие отношения властвования, Верховная власть может осуществляться как по закону, так и вопреки закону. В данном случае государство – это фактические отношения власти и подчинения, Легистский В соответствии с ним государство – это оформленный законами аппарат публичной политической власти, его организация, функционирование, законные полномочия. В данном случае право первично, а государство фактически отождествляется системой законодательства о власти, властных структурах. Государством считается то, что предписывают законы об основных институтах, органах власти. При этом фактическое содержание не принимается в расчет. Юридический Юридическое толкование государства позволяет рассматривать его как правовую форму организации и функционирования публичной политической власти. В данном случае право не рассматривается как синоним закона. В соответствии с юридическим подходом, государство – это такой механизм политического господства, который действует непроизвольно, а в соответствии с правом. Этот механизм ограничен правом. Признаки государства включают суверенитет, территорию, население и государственную власть. Он рассматривал суверенитет как верховенство и независимость власти. Эта идея легла в основу государственного суверенитета. Государственный суверенитет, таким образом, включает два элемента: верховный характер власти и независимый характер власти. Верховенство власти государства является территориальным, то есть в пределах своей территории только государство обладает высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. На территории государства исключается деятельность публичных властей других государств. Высшая власть государства в пределах ее территории осуществляется системой государственных органов законодательной, исполнительной и судебной, административной сферах. Территориальное верховенство также выражается в том, что государство в пределах своей территории может применять соответствующий закон, средства принуждения. Территориальное верховенство включает в себя юрисдикцию государства, то есть права административных, судебных органов по разрешению всех дел на своей территории в соответствии с компетенцией этих органов. Независимость государства заключается в том, что государство самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику, реализует свои функции. В то же время государство взаимодействует с другими суверенными государствами, вступает в международные организации, заключает международные соглашения. Наряду с понятием государственный суверенитет выделяется народный суверенитет и национальный суверенитет. Народный суверенитет представляет собой полновластие народа, обладание возможностью участвовать в управлении делами общества, государства. Национальный суверенитет, под ним понимается полновластие нации, ее политическая свобода, обладание возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться.

Второйпризнак государства – территория. Территория государства – это часть земной поверхности в пределах государственных границ, на которую распространяется суверенитет государства. Государственные границы определяют пределы действия суверенной государственной власти. Выделяют также условную территорию государства, к ней относятся объекты, которые находятся за пределами государственных границ, но на которые распространяется суверенитет государства, его юрисдикция. Выделяют также материальную территорию государства, она включает природные ресурсы, не только недра, но и другие природные ресурсы, которые использует государство в промышленности, сельском хозяйстве, повседневной жизни общества. Эти ресурса составляют материальное содержание территории государства. И государство обладает всей полнотой прав в отношении данных объектов, то есть данных ресурсов природы.

Население – совокупность индивидов, которые проживают на территории того или иного государства. К данным индивидам могут относиться граждане государства, иностранные граждане и апатриды.

Гражданство– устойчивая политико-правовая связь индивида и государства, данная связь проявляется во взаимоотношениях между государством и лицами, находящимися под его властью. Государство обязуется защищать индивида, покровительствовать ему за границей, признавать и гарантировать права индивидов, права человека. Гражданин в свою очередь обязуется соблюдать законы государства, выполнять возложенные на него обязанности. В данном случае гражданство выступает формально-юридическим фактором, который объединяет индивидов в население. Таким же фактором является общая территория проживания. Публичная власть– под ней следует понимать способность и возможность государства осуществлять управление делами общества, воздействовать на волю подвластного населения. Государственная власть осуществляется с помощью особого аппарата, ядро этого аппарата составляют государственные органы. Они осуществляют как управленческую деятельность, так и применяют принуждение.

Под сущностью государства следует понимать совокупность его внутренних характерных черт, свойств, в которых выражена целесообразность, необходимость существования государства.Выделяют классовый и общесоциальный подходы в определении сущности государства. В соответствии с классовым подходом, государство – это механизм для поддержания господства одного класса политической элиты над другим классом, который составляет большинство, это есть подвластные. В соответствии с данным подходом государство осуществляет свои функции в интересах политической элиты и того слоя общества, который она представляет. Второй подход общесоциальный представляет государство как средство достижения компромисса в социально неоднородном обществе. Функции государства в данном случае реализуются в интересах большинства, но с учетом интересов меньшинства. Современное государство, являясь общесоциальным по своей сущности, должно быть правовым по форме.

Теории происхождения государства

Содержание:

Вопрос о том, как и почему возникло государство, в юридической науке до настоящего времени считается неразрешенным.

Существует большое количество теорий (концепций), объясняющих этот процесс, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.

Современная наука находит истинные аргументы почти в каждой из этих теорий. Однако, до настоящего времени ни одной из них не удалось доказать, как появилось государство в жизни общества. Поэтому все существующие теории генезиса государства остаются научными теориями, которые полностью ни доказаны, ни опровергнуты.

Рассмотрим основные традиционные концепции, которые объясняют процесс возникновения государства с той или иной степенью доказательности (Кратко о теориях происхождения государства можно посмотреть здесь).

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая (божественная) теория происхождения государства считается одной из первых, которая объясняла процесс происхождения государства, приписывая его Божественной воле.

Теологическая теория рассматривала царя (короля) как посланника Бога на земле. Царь получал свою власть от Бога, и за все свои действия он нес ответственность только перед ним. Царь (король) стоял выше закона, и ни один подданный не имел права ставить под сомнение его авторитет или его действия.

Следовательно, подданным нужно было быть послушным царю, иначе они совершат грех, поскольку будут виновными перед Богом.

Так или иначе, многие европейские короли укрывались под теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свою диктатуру.

Основные представители Божественной теории происхождения государства

Критика Теологической теории происхождения государства

Божественная теория была актуальна до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности. В дальнейшем, с ростом научного мировоззрения эта теория подверглась серьезной критике. В России среди ее явных противников были Н.М. Коркунов, Г.Д. Шершеневич.

Однако полностью опровергнуть для человеческого сознания эту теорию невозможно, поскольку все доказательство ее истинности поострено не на научных аргументах, а на вере в существовании Бога и Высшего разума.

Ценность Теологической теории происхождения государства

Хотя божественная теория с научной точки зрения считается утопией, однако, в ней есть несколько хороших моментов:

  • Во-первых, возникновение теологической теории произошло в средние века, именно тогда, когда было крайне необходимо объединить общество в тех анархических условиях, в которых оно находилось, стимулируя дисциплину и законопослушание среди подданных.
  • Во-вторых, теория также стимулировала моральную ответственность правителей, поскольку считалось, что они несут ответственность перед Богом, а плохое правление – это грех.

Патриархальная теория происхождения государства

Смысл патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что оно возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть является продолжением власти отца. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не матери.

В качестве документального доказательства истинности данной теории ее последователи ссылаются на Библию, из которой следует, что еврейскую нацию составляли двенадцать колен.

Основные представители Патриархальной теории происхождения государства

У патриархальной теории было много последователей и в более позднее время. Например, ее приверженцами являются Генри Мэн, Э. Дженкс, Д. Мердок, в России — Н.К. Михайловский (XIX в.).

По словам главного представителя этой теории — сэра Генри Мэна, город представляет собой скопление нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола.

Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было вызвано тремя факторами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью.

Критика Патриархальной теории происхождения государства

  • нельзя отождествлять происхождение государства только с семьей, поскольку оно обусловлено не одной, а несколькими причинами (факторами);
  • по мнению ряда критиков, первичной социальной единицей была матриархальная семья, а не патриархальная семья;
  • чрезмерное упрощение происхождения государства — власть отца над детьми только временна, потому что она заканчивается, когда дети вырастают.

Ценность Патриархальной теории происхождения государства

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства

Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов. После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.

Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.

Основные представители Договорной теории происхождения государства

Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.

Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.

Критика Договорной теории происхождения государства

Ценность Договорной теории происхождения государства

  • теория дискредитировала теократическую теорию происхождения государства о том, что оно есть результат творения Бога, а не человека;
  • теория выполняла и продолжает выполнять, правда, не в том объеме, что раньше, определенную идеологическую, практико-политическую и научную роль;
  • были заложены важные постулаты о верховенстве народа в управлении государством, поощрении роста демократии и сдерживании произвола любого правительства;
  • ее представители внесли неоценимый вклад в развитие правовой науки и историю: Джон Локк четко отделил государство от правительства, Жан-Жак Руссо создал теорию общественного договора как концепцию народного суверенитета, что вдохновило некоторые народы мира свергнуть своих презираемых правителей.

Органическая теория происхождения государства

Органическая теория происхождения государства проводит аналогию между возникновением и развитием государства и человеческим организмом.

Впервые взгляды на государство, которое развивается по тем же законам природы и имеет схожие функции с человеческим организмом, появились еще в эпоху Античности. Например, Платон проводил аналогию между человеческой душой и функциями государства. Аристотель, хотя и был приверженцем собственной теории происхождения государства, также полагал, что во многом государство напоминает человеческий организм, подчеркивая единую связь общества как группы людей и государства, которые в совокупности представляют единый организм.

Не стала в этом исключением и юриспруденция – отдельные авторы выдвинули предположение о том, что государство – это единый организм, процесс возникновения и развития которого происходит по тем же естественным законам, что и организм человека. Мозг государства – это его правители, органы с различными функциями – это подданные государства.

По мнению сторонников данной теории, государство рождается, развивается и умирает также, как человек. При этом, в результате естественного отбора выживают только сильнейшие государства, в которых в процессе развития совершенствует структура и функции управления, равно как и в человеческом организме по мере его созревания и развития.

Основные представители Органической теории происхождения государства

Основными представителями органической теории происхождения государства являются О. Конт, Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд и др.

Эта теория была развита в трудах Г. Спенсера, который рассматривал путь возникновения государства аналогично зародышу организма животного, в котором проходят процессы взросления и развития, с усложнением внутренней структуры. В отличие от большинства приверженцев органической теории Г. Спенсер утверждал, что цель социального организма состоит не в поглощении своих членов, а в служении им.

Другие представители органической теории еще более углублялись в биологический фактор развития государства:

Критика Органической теории происхождения государства

Ценность Органической теории государства происхождения государства

  • являлась более прогрессивной по сравнению с предыдущими теориями происхождения государства, во многом скорректировала их недостатки;
  • впервые рассматривала государство как явление, возникшее в результате эволюционного и постепенного развития, а не как дарованное свыше Богом или возникшее вследствие заключения общественного договора.

Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория объясняла появление государства через свойства человеческой психики, для которой, по мнению ее сторонников, свойственна потребность жить в рамках организованного сообщества и в отношениях подчинения власти.

В соответствии с психологической концепцией, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения и подчиняться воле сильнейших. Отсюда природа государства — психологическая, которая обусловлена закономерностями человеческого сознания.

В первобытные времена люди поклонялись племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам, которые наделялись магической силой. Это формировало сознание первобытных людей и ставило их в зависимость от вышеназванной элиты. Именно из власти этой элиты и возникает государственная власть.

Основные представители Психологической теории происхождения государства

Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

Теория не утратила своего значения в настоящее время, имея много последователей.

Критика Психологической теории происхождения государства

  • народ рассматривался как пассивная инертная масса, которая ищет подчинения.
  • значение психологических качеств личности (иррациональных начал) нельзя преувеличивать в процессе возникновения государства. Они не являются решающими причинами и должны изучаться только лишь как моменты образования государства, потому что психика человека формируется под воздействием соответствующих социально-экономических, военно-политических и других внешних факторов.

Достоинства Психологической теории происхождения государства

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

  1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития:у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
  2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Представители Классовой теории происхождения государства

В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

Критика Классовой теории происхождения государства

  • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
  • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в России, но государственность от этого не утратилась;
  • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
  • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

Ценность Классовой теории происхождения государства

  • раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.

Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.

После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.

Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.

Основные представители Теории насилия

Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.

Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.

Критика Теории насилия

Достоинства Теории насилия

  • теория содержит истину, что некоторые государства действительно возникли в результате применения военной силы;
  • эта теория заставила многие государства осознать важность защиты своих территорий путем создания адекватной обороны и армии. Любое современное государство тратит значительные средства, расходуемые на оборонный бюджет.

Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Теории происхождения государства

Содержание:

Вопрос о том, как и почему возникло государство, в юридической науке до настоящего времени считается неразрешенным.

Существует большое количество теорий (концепций), объясняющих этот процесс, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.

Современная наука находит истинные аргументы почти в каждой из этих теорий. Однако, до настоящего времени ни одной из них не удалось доказать, как появилось государство в жизни общества. Поэтому все существующие теории генезиса государства остаются научными теориями, которые полностью ни доказаны, ни опровергнуты.

Рассмотрим основные традиционные концепции, которые объясняют процесс возникновения государства с той или иной степенью доказательности (Кратко о теориях происхождения государства можно посмотреть здесь).

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая (божественная) теория происхождения государства считается одной из первых, которая объясняла процесс происхождения государства, приписывая его Божественной воле.

Теологическая теория рассматривала царя (короля) как посланника Бога на земле. Царь получал свою власть от Бога, и за все свои действия он нес ответственность только перед ним. Царь (король) стоял выше закона, и ни один подданный не имел права ставить под сомнение его авторитет или его действия.

Следовательно, подданным нужно было быть послушным царю, иначе они совершат грех, поскольку будут виновными перед Богом.

Так или иначе, многие европейские короли укрывались под теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свою диктатуру.

Основные представители Божественной теории происхождения государства

Критика Теологической теории происхождения государства

Божественная теория была актуальна до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности. В дальнейшем, с ростом научного мировоззрения эта теория подверглась серьезной критике. В России среди ее явных противников были Н.М. Коркунов, Г.Д. Шершеневич.

Однако полностью опровергнуть для человеческого сознания эту теорию невозможно, поскольку все доказательство ее истинности поострено не на научных аргументах, а на вере в существовании Бога и Высшего разума.

Ценность Теологической теории происхождения государства

Хотя божественная теория с научной точки зрения считается утопией, однако, в ней есть несколько хороших моментов:

  • Во-первых, возникновение теологической теории произошло в средние века, именно тогда, когда было крайне необходимо объединить общество в тех анархических условиях, в которых оно находилось, стимулируя дисциплину и законопослушание среди подданных.
  • Во-вторых, теория также стимулировала моральную ответственность правителей, поскольку считалось, что они несут ответственность перед Богом, а плохое правление – это грех.

Патриархальная теория происхождения государства

Смысл патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что оно возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть является продолжением власти отца. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не матери.

В качестве документального доказательства истинности данной теории ее последователи ссылаются на Библию, из которой следует, что еврейскую нацию составляли двенадцать колен.

Основные представители Патриархальной теории происхождения государства

У патриархальной теории было много последователей и в более позднее время. Например, ее приверженцами являются Генри Мэн, Э. Дженкс, Д. Мердок, в России — Н.К. Михайловский (XIX в.).

По словам главного представителя этой теории — сэра Генри Мэна, город представляет собой скопление нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола.

Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было вызвано тремя факторами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью.

Критика Патриархальной теории происхождения государства

  • нельзя отождествлять происхождение государства только с семьей, поскольку оно обусловлено не одной, а несколькими причинами (факторами);
  • по мнению ряда критиков, первичной социальной единицей была матриархальная семья, а не патриархальная семья;
  • чрезмерное упрощение происхождения государства — власть отца над детьми только временна, потому что она заканчивается, когда дети вырастают.

Ценность Патриархальной теории происхождения государства

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства

Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов. После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.

Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.

Основные представители Договорной теории происхождения государства

Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.

Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.

Критика Договорной теории происхождения государства

Ценность Договорной теории происхождения государства

  • теория дискредитировала теократическую теорию происхождения государства о том, что оно есть результат творения Бога, а не человека;
  • теория выполняла и продолжает выполнять, правда, не в том объеме, что раньше, определенную идеологическую, практико-политическую и научную роль;
  • были заложены важные постулаты о верховенстве народа в управлении государством, поощрении роста демократии и сдерживании произвола любого правительства;
  • ее представители внесли неоценимый вклад в развитие правовой науки и историю: Джон Локк четко отделил государство от правительства, Жан-Жак Руссо создал теорию общественного договора как концепцию народного суверенитета, что вдохновило некоторые народы мира свергнуть своих презираемых правителей.

Органическая теория происхождения государства

Органическая теория происхождения государства проводит аналогию между возникновением и развитием государства и человеческим организмом.

Впервые взгляды на государство, которое развивается по тем же законам природы и имеет схожие функции с человеческим организмом, появились еще в эпоху Античности. Например, Платон проводил аналогию между человеческой душой и функциями государства. Аристотель, хотя и был приверженцем собственной теории происхождения государства, также полагал, что во многом государство напоминает человеческий организм, подчеркивая единую связь общества как группы людей и государства, которые в совокупности представляют единый организм.

Не стала в этом исключением и юриспруденция – отдельные авторы выдвинули предположение о том, что государство – это единый организм, процесс возникновения и развития которого происходит по тем же естественным законам, что и организм человека. Мозг государства – это его правители, органы с различными функциями – это подданные государства.

По мнению сторонников данной теории, государство рождается, развивается и умирает также, как человек. При этом, в результате естественного отбора выживают только сильнейшие государства, в которых в процессе развития совершенствует структура и функции управления, равно как и в человеческом организме по мере его созревания и развития.

Основные представители Органической теории происхождения государства

Основными представителями органической теории происхождения государства являются О. Конт, Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд и др.

Эта теория была развита в трудах Г. Спенсера, который рассматривал путь возникновения государства аналогично зародышу организма животного, в котором проходят процессы взросления и развития, с усложнением внутренней структуры. В отличие от большинства приверженцев органической теории Г. Спенсер утверждал, что цель социального организма состоит не в поглощении своих членов, а в служении им.

Другие представители органической теории еще более углублялись в биологический фактор развития государства:

Критика Органической теории происхождения государства

Ценность Органической теории государства происхождения государства

  • являлась более прогрессивной по сравнению с предыдущими теориями происхождения государства, во многом скорректировала их недостатки;
  • впервые рассматривала государство как явление, возникшее в результате эволюционного и постепенного развития, а не как дарованное свыше Богом или возникшее вследствие заключения общественного договора.

Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория объясняла появление государства через свойства человеческой психики, для которой, по мнению ее сторонников, свойственна потребность жить в рамках организованного сообщества и в отношениях подчинения власти.

В соответствии с психологической концепцией, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения и подчиняться воле сильнейших. Отсюда природа государства — психологическая, которая обусловлена закономерностями человеческого сознания.

В первобытные времена люди поклонялись племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам, которые наделялись магической силой. Это формировало сознание первобытных людей и ставило их в зависимость от вышеназванной элиты. Именно из власти этой элиты и возникает государственная власть.

Основные представители Психологической теории происхождения государства

Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

Теория не утратила своего значения в настоящее время, имея много последователей.

Критика Психологической теории происхождения государства

  • народ рассматривался как пассивная инертная масса, которая ищет подчинения.
  • значение психологических качеств личности (иррациональных начал) нельзя преувеличивать в процессе возникновения государства. Они не являются решающими причинами и должны изучаться только лишь как моменты образования государства, потому что психика человека формируется под воздействием соответствующих социально-экономических, военно-политических и других внешних факторов.

Достоинства Психологической теории происхождения государства

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

  1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития:у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
  2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Представители Классовой теории происхождения государства

В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

Критика Классовой теории происхождения государства

  • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
  • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в России, но государственность от этого не утратилась;
  • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
  • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

Ценность Классовой теории происхождения государства

  • раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.

Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.

После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.

Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.

Основные представители Теории насилия

Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.

Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.

Критика Теории насилия

Достоинства Теории насилия

  • теория содержит истину, что некоторые государства действительно возникли в результате применения военной силы;
  • эта теория заставила многие государства осознать важность защиты своих территорий путем создания адекватной обороны и армии. Любое современное государство тратит значительные средства, расходуемые на оборонный бюджет.

Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Читайте также: