Какую ведущую роль в организации правового поведения личности выполняет правовая социализация

Обновлено: 25.05.2024

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация

Глава 1. Правовая социализация

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и тре­бований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осоз­нание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами — все это называется процессом правовой социализа­ции. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе дей­ствуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему по­зволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существует три пути усвоения правовой культуры (норм пра­ва правовых ценностей) в процессе социализации:

1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соот­ветствующий образ действий, шаблон поведения;

2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых цен­ностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людь­ми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, соглас­но жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. "Он включается в правоподобную дея­тельность, приобретает навыки и усваивает стандарты норматив­но-оценочного поведения, получает первые юридические представ­ления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функци­ях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и при­митивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения дея­тельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у лич­ности такого интегрального правового образования, как правосоз­нание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания челове­ка (его правовая информированность, оценка правовой действитель­ности, мотивация правомерного поведения) зависит от его соци­альных связей, от степени включенности в правовую культуру об­щества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воз­действием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, на­правляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .

Правосознание как один из элементов сознания личности вклю­чает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой право­вых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, не­гативное). Поведенческий компонент предполагает наличие уста­новки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безого­ворочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей мо­жет сформироваться правосознание только на познавательном уров­не (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечива­ет правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценива­ет), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нару­шить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерно­го поведения, правовые знания должны перейти в ценностные ус­тановки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеж­дением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности за­кладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психо­логическим механизмом формирования правосознания у детей и под­ростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвое­ния образцов поведения, нравственно-правовых установок в зна­чительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным ли­цам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с меха­низмом эмоционального переноса) не только конкретное содержа­ние процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются ос­новные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравствен­ным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разби­раться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти вы­ход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что пра­ва ребенка зафиксированы определенными законами и традиция­ми общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны под­чиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включе­ние ребенка в различные социальные институты, прежде всего по­ступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием ро­дителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрес­ти не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что тако­вы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети ов­ладевают соответствующими нормами и навыками поведения, опре­деляется различными факторами. Дети, более развитые интеллекту­ально, социализируются быстрее своих менее способных сверстни­ков, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микро­среде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их професси­ональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализа­ция на специальных уроках, на которых школьникам рассказыва­ют о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблю­дение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практи­чески во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное пове­дение. Красноярск, 1988. С. 43.

Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.

Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.

Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.

Дефектность правовой социализации может проявляться:

• в недооценке ценности права (правовой негативизм);

• в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);

• в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);

• в сознательном преступном поведении.

Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.

Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.

Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.

Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.

Требования нравственности формируются стихийно, само- воспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.

Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки.

Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые для нее жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.

53 Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. СПб., 1894.

Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.

Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.

Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности.,Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально-положительного воздействия.

Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально-положительных способов самоутверждения. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.

Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.

Итак, для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интернализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.

Читайте еще:

Во второй половине XX века, после Второй мировой войны 1941-1945 гг., два ведущих направления — психоанализ и бихевиоризм — претерпевают изменения и существенно преобразуются. В философии, психологии и психотерапии, вначале в Европе, а затем и в США начинает активно.

Есть базовые правила, которые следует соблюдать, имея дело со школой. Я работал со множеством школ — и знаю, как правильно с ними взаимодействовать. Помните, что преподаватели сталкиваются с невероятным количеством чепухи, исходящей от чрезмерно тревожных родителей. Они жалуются на все, что.

Совершенно очевидно: глупо строить роскошный дворец на болотистой местности. Есть несколько слагаемых жизни без волнений и тревог. Главное – чувствовать себя абсолютно здоровым как морально, так и физически. Это позволит вам добиться всего остального. Как поддерживать бодрое самочувствие.

И такому человеку природа дала мозги. А мозг способен либо придумать творческое решение, как разрешить сложившееся противоречие, либо изменить отношение к данному конфликту.

Вполне возможно, что пережившие душевное потрясение и морально-нравственный кризис мужчины обладают некой магической притягательной силой. Но и многие женщины неосознанно склонны к поиску партнеров, имеющих большие проблемы эмоционального характера, — и неизменно разочаровываются в них. Причем.

Сатана — враг Бога, а значит и наш враг. Он является противником, который заинтересован оградить нас от Божьей любви и мудрости, дарующих нам надежду. Все то, что разрушает, крадет или уничтожает что-либо принадлежащее вам, исходит от врага. Дьявол механизм уничтожения, который пришел.

Ощутив, что приступ паники отступает, не убегайте сразу же с этого места, а постарайтесь продолжить упражнение, но в более медленном темпе. Например, если приступ застиг вас в торговом

Не вылечила, так как все время возвращалась к одному и тому же. Пока не услышала страшное — вызывать рвоту мне больше нельзя! Это стало для меня смертельно опасным!

Прервёмся на несколько мгновений. Итак, загадки пирамид уже не существует, более того, строители пирамид явно потрудились в Москве, и вероятно, это были псковичи. А может, псковичи и строили пирамиды? В рамках предлагаемой ФН реконструкции истории такое исключить едва ли возможно. Тем более, в.

Встречаются двое. У нее свой принц в голове, а у него своя принцесса. Оба далеко не подарочки. Что дальше? Пути два: либо соответствовать идеалу супер-женщины и жить с достойным мужчиной, меняя себя и подстраиваясь, либо соглашаться на вариант с меньшими претензиями, но и менее напоминающий.

Правовая социализация играет важнейшую роль в процессах становления правового сознания, правового поведения личности.

Подходы к пониманию сущности правовой социализации в современной научной литературе

В наиболее общем виде правовая социализация представляет собой выработку у личности системы представлений о собственном месте и собственной роли в обществе.

Правовая социализация – неотъемлемый компонент единого процесса социализации, усвоения норм, идей, ценностей, правил поведения, стереотипов понимания личностью.

В процессе правовой социализации осуществляется саморазвитие индивидуума, формирование способностей к нормативному осознанию, поведению, ограничению собственного произвола, другими словами, реализуется моральное развитие.

Стадии правовой социализации

Процесс правовой социализации осуществляется поэтапно, включая следующие стадии:

  1. Преконвенциональные, доморальный уровень, на котором личность выполняет требования окружающих просто из послушания, стремясь избежать возможного наказания или получить награду, обещанную родителями. Огромное значение для данного этапа правового воспитания имеет авторитет родителей;
  2. Конвенциональный уровень, на котором осуществляется формирование нравственного сознания, формирование собственных, не заимствованных, представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о моральном и аморальном. На данном этапе у личности появляется чувство стыда;
  3. Уровень автономной морали, на котором личность способна осознавать, что является хорошим или плохим в каждой конкретной ситуации.

Следует отметить, что в процессе эффективного правового воспитания достижение первых двух стадий доступно практически всем, протекание первых двух этапов, как правило, осуществляется в детском и подростковом возрасте. Достижение же третьей стадии осуществляется на протяжении всей жизни личности, причем, остается недоступным многим взрослым людям.

Готовые работы на аналогичную тему

Переход от одной стадии к другой осуществляется в процессе целенаправленного (в образовательном учреждении) или стихийного (в семье, ближайшей социально-природной среде) правового воспитания.

Правовое воспитание как основа успешной социализации личности

Наиболее интенсивно процессы социализации протекают в детстве, что обуславливает высокую актуальность реализации целенаправленного правового воспитания именно в этом возрасте. Первым инструментом социализации личности выступает семья – базовый социальный институт государства и наиболее влиятельный агент первичной социализации.

По своей сути, семья представляет собой первичное и самое близкое социально-природное окружение ребенка, одновременно, она успешно функционирует в обществе, вписывается в культурно-социальный, экономико-политический контекст, в той или иной степени отражая его ценности, в том числе, - и правовые.

Семья дает ребенку имя, социальное положение родителей в первые годы жизни определяет социальный статус ребенка; профессия родителей определяет культурный уровень ребенка. Таким образом, переоценить значение семьи в процессах социализации невозможно.

В функции семьи по отношению к ребенку входят:

  • защита о его физическом и нравственном здоровье,
  • удовлетворение насущных потребностей,
  • ознакомление с правилами поведения в семье и обществе, социальными ролями и социальными стереотипами и пр.

Одновременно семья может стать институтом, который может принести наибольший вред ребенку в процессах социализации. Низкое социальное положение, конфликты, раздоры, негативные социальные явления, включая алкоголизм родителей, отсутствие одного из родителей – все это накладывает неизгладимый отпечаток на формирование характера, мировоззрения, социального поведения ребенка.

Таким образом, на современном этапе общественного развития правовая социализация становится одной из наиболее острых, актуальных проблем государства и социума. Приоритетная роль в процессе морального, правового развития ребенка отводится семье, что актуализирует проблемы преодоления негативных явлений в семье.

В настоящее время социализация личности означает осознание челове­ком (гражданином) своей социальной роли, места в социальной структуре, общества, выработку самосознания представителя определенных соци­альных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным содержанием.

Объективно содержание процесса социализации определяется заинтере­сованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели необхо­димыми знаниями, умениями и на- Ф.Г. Гиддингс выками (педагогическая социализа­

ция), стали субъектами экономиче­ской жизни (профессиональная социализация), создали семью (се­мейная социализация), участвовали в управлении государством (по­литическая социализация) и т.д.

Смысл же правовой социализации личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культу­ре, сознательной социально-активной деятельности.


Применительно к личности юриста правовая социализация вы­ступает в качестве адаптационного процесса, в рамках которого он воспринимает специфику профессиональной деятельности с точки зрения ее юридического содержания, вырабатывает познавательное, эмоционально-оценочное и поведенческое отношение к ней и таким

образом формирует внешнюю и внутреннюю готовность к выпол­нению своих функциональных обязанностей.

Как правило, выделяют три основных пути правовой социа­лизации личности: научение, приобретение личного опыт, симво­лическая социализация.

Социализация посредством научения основывается на приобре­тении знаний и усвоении тех моральных и правовых норм, которые прививают уважение к известным правилам политической и право­вой системы и социальным ролям. В этот процесс включаются нравственные, политические и правовые нормы, знание общест­венных и политических институтов, механизмов их функциониро­вания и т.п.

Социализация посредством приобретения личного опыта пред­ставляет собой продукт собственного социального, политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые приходится выполнять, человек усваивает многооб­разные принципы организации общества и функционирования го­сударственно-правового (политического) режима. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные установки могут быть подвержены усилению или деформации.

Символическая социализация — не менее существенный канал воздействия на сознание и поведение личности. Суть ее состоит в том, что личность вырабатывает свою систему значений понятий не на основе прямого включения в социальную, политическую и юри­дическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.

Общепризнан факт, что психическое развитие отдельной лично­сти представляет собой социальный процесс. С рождением человек вступает в мир ценностей, поддерживаемых и охраняемых системой социальных норм, предписаний, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческого общежития и стабиль­ность общественной системы. Усвоение индивидом моральных и правовых ценностей, норм и стандартов поведения осуществляется на протяжении всей его жизни и идет в русле процесса его социа­лизации. Начальные элементы правовой культуры познаются им с самого раннего возраста из различных источников: от близких ему людей, учителей, из литературы, средств массовой информации и др. В различных ролевых ситуациях он усваивает знания о требо­ваниях норм права, приобретает навыки и умение должного, соци­ального одобряемого поведения.

По мере взросления с повышени­ем уровня ролей пополняются и его знания в области права и мо­рали. Наряду со стихийным характером их приобретения, усвоения действующих в обществе ценностей и норм ведущую роль начинает играть целенаправленное нравственно-правовое воспитание.

Социальные нормы являются необходимой составной частью любой сферы социализации личности. Будучи объективной реаль­ностью, они ориентируют личность в сложных процессах социаль­ной жизни, нацеливают ее на избрание социально-одобряемого по­ведения и деятельности. Процесс их присвоения личностью, назы­ваемый интериоризацией, содержит в себе несколько аспектов: по­знавательный (знание и понимание действующих в обществе соци­альных норм); аксиологический (оценку норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенче­ский (способность личности действовать в соответствии с требова­ниями норм).

Процесс социализации личности можно разделить на три этапа:

(1) становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценно­стей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социаль­ную позицию. Данная ступень — исключительно важный мо­мент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуж­дается в дальнейшем развитии;

(2) восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой ступени в личности человека формиру­ются качества гражданина;

(3) третий этап имеет место только тогда, когда право воспринима­ется субъектом как нравственная ценность. На данной ступени нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т.е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, ступени развития правовые ценности

Задача правовой психологии — учитывая тенденции социализа­ции на каждом этапе развития общества, использовать ее позитив­ные и компенсировать негативные потенции в процессе правового воспитания.

Читайте также: