Какую ведущую роль в организации правового поведения личности выполняет правовая социализация
Обновлено: 25.05.2024
Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация
Глава 1. Правовая социализация
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.
Существует три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:
1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.
Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. "Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .
Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
Правосознание связано с процессом социализации двояко.
Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.
Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.
Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.
Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.
Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.
Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.
При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.
В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разбираться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.
Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.
Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.
Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.
Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.
1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 43.
Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.
Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.
Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.
Дефектность правовой социализации может проявляться:
• в недооценке ценности права (правовой негативизм);
• в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);
• в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);
• в сознательном преступном поведении.
Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.
Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.
Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.
Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.
Требования нравственности формируются стихийно, само- воспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.
Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки.
Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые для нее жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.
53 Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. СПб., 1894.
Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.
Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.
Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности.,Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально-положительного воздействия.
Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.
Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально-положительных способов самоутверждения. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.
Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.
Итак, для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интернализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.
Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.
Читайте еще:
Во второй половине XX века, после Второй мировой войны 1941-1945 гг., два ведущих направления — психоанализ и бихевиоризм — претерпевают изменения и существенно преобразуются. В философии, психологии и психотерапии, вначале в Европе, а затем и в США начинает активно.
Есть базовые правила, которые следует соблюдать, имея дело со школой. Я работал со множеством школ — и знаю, как правильно с ними взаимодействовать. Помните, что преподаватели сталкиваются с невероятным количеством чепухи, исходящей от чрезмерно тревожных родителей. Они жалуются на все, что.
Совершенно очевидно: глупо строить роскошный дворец на болотистой местности. Есть несколько слагаемых жизни без волнений и тревог. Главное – чувствовать себя абсолютно здоровым как морально, так и физически. Это позволит вам добиться всего остального. Как поддерживать бодрое самочувствие.
И такому человеку природа дала мозги. А мозг способен либо придумать творческое решение, как разрешить сложившееся противоречие, либо изменить отношение к данному конфликту.
Вполне возможно, что пережившие душевное потрясение и морально-нравственный кризис мужчины обладают некой магической притягательной силой. Но и многие женщины неосознанно склонны к поиску партнеров, имеющих большие проблемы эмоционального характера, — и неизменно разочаровываются в них. Причем.
Сатана — враг Бога, а значит и наш враг. Он является противником, который заинтересован оградить нас от Божьей любви и мудрости, дарующих нам надежду. Все то, что разрушает, крадет или уничтожает что-либо принадлежащее вам, исходит от врага. Дьявол механизм уничтожения, который пришел.
Ощутив, что приступ паники отступает, не убегайте сразу же с этого места, а постарайтесь продолжить упражнение, но в более медленном темпе. Например, если приступ застиг вас в торговом
Не вылечила, так как все время возвращалась к одному и тому же. Пока не услышала страшное — вызывать рвоту мне больше нельзя! Это стало для меня смертельно опасным!
Прервёмся на несколько мгновений. Итак, загадки пирамид уже не существует, более того, строители пирамид явно потрудились в Москве, и вероятно, это были псковичи. А может, псковичи и строили пирамиды? В рамках предлагаемой ФН реконструкции истории такое исключить едва ли возможно. Тем более, в.
Встречаются двое. У нее свой принц в голове, а у него своя принцесса. Оба далеко не подарочки. Что дальше? Пути два: либо соответствовать идеалу супер-женщины и жить с достойным мужчиной, меняя себя и подстраиваясь, либо соглашаться на вариант с меньшими претензиями, но и менее напоминающий.
Правовая социализация играет важнейшую роль в процессах становления правового сознания, правового поведения личности.
Подходы к пониманию сущности правовой социализации в современной научной литературе
В наиболее общем виде правовая социализация представляет собой выработку у личности системы представлений о собственном месте и собственной роли в обществе.
Правовая социализация – неотъемлемый компонент единого процесса социализации, усвоения норм, идей, ценностей, правил поведения, стереотипов понимания личностью.
В процессе правовой социализации осуществляется саморазвитие индивидуума, формирование способностей к нормативному осознанию, поведению, ограничению собственного произвола, другими словами, реализуется моральное развитие.
Стадии правовой социализации
Процесс правовой социализации осуществляется поэтапно, включая следующие стадии:
- Преконвенциональные, доморальный уровень, на котором личность выполняет требования окружающих просто из послушания, стремясь избежать возможного наказания или получить награду, обещанную родителями. Огромное значение для данного этапа правового воспитания имеет авторитет родителей;
- Конвенциональный уровень, на котором осуществляется формирование нравственного сознания, формирование собственных, не заимствованных, представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о моральном и аморальном. На данном этапе у личности появляется чувство стыда;
- Уровень автономной морали, на котором личность способна осознавать, что является хорошим или плохим в каждой конкретной ситуации.
Следует отметить, что в процессе эффективного правового воспитания достижение первых двух стадий доступно практически всем, протекание первых двух этапов, как правило, осуществляется в детском и подростковом возрасте. Достижение же третьей стадии осуществляется на протяжении всей жизни личности, причем, остается недоступным многим взрослым людям.
Готовые работы на аналогичную тему
Переход от одной стадии к другой осуществляется в процессе целенаправленного (в образовательном учреждении) или стихийного (в семье, ближайшей социально-природной среде) правового воспитания.
Правовое воспитание как основа успешной социализации личности
Наиболее интенсивно процессы социализации протекают в детстве, что обуславливает высокую актуальность реализации целенаправленного правового воспитания именно в этом возрасте. Первым инструментом социализации личности выступает семья – базовый социальный институт государства и наиболее влиятельный агент первичной социализации.
По своей сути, семья представляет собой первичное и самое близкое социально-природное окружение ребенка, одновременно, она успешно функционирует в обществе, вписывается в культурно-социальный, экономико-политический контекст, в той или иной степени отражая его ценности, в том числе, - и правовые.
Семья дает ребенку имя, социальное положение родителей в первые годы жизни определяет социальный статус ребенка; профессия родителей определяет культурный уровень ребенка. Таким образом, переоценить значение семьи в процессах социализации невозможно.
В функции семьи по отношению к ребенку входят:
- защита о его физическом и нравственном здоровье,
- удовлетворение насущных потребностей,
- ознакомление с правилами поведения в семье и обществе, социальными ролями и социальными стереотипами и пр.
Одновременно семья может стать институтом, который может принести наибольший вред ребенку в процессах социализации. Низкое социальное положение, конфликты, раздоры, негативные социальные явления, включая алкоголизм родителей, отсутствие одного из родителей – все это накладывает неизгладимый отпечаток на формирование характера, мировоззрения, социального поведения ребенка.
Таким образом, на современном этапе общественного развития правовая социализация становится одной из наиболее острых, актуальных проблем государства и социума. Приоритетная роль в процессе морального, правового развития ребенка отводится семье, что актуализирует проблемы преодоления негативных явлений в семье.
В настоящее время социализация личности означает осознание человеком (гражданином) своей социальной роли, места в социальной структуре, общества, выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным содержанием.
Объективно содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и на- Ф.Г. Гиддингс выками (педагогическая социализа
ция), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), участвовали в управлении государством (политическая социализация) и т.д.
Смысл же правовой социализации личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культуре, сознательной социально-активной деятельности.
Применительно к личности юриста правовая социализация выступает в качестве адаптационного процесса, в рамках которого он воспринимает специфику профессиональной деятельности с точки зрения ее юридического содержания, вырабатывает познавательное, эмоционально-оценочное и поведенческое отношение к ней и таким
образом формирует внешнюю и внутреннюю готовность к выполнению своих функциональных обязанностей.
Как правило, выделяют три основных пути правовой социализации личности: научение, приобретение личного опыт, символическая социализация.
Социализация посредством научения основывается на приобретении знаний и усвоении тех моральных и правовых норм, которые прививают уважение к известным правилам политической и правовой системы и социальным ролям. В этот процесс включаются нравственные, политические и правовые нормы, знание общественных и политических институтов, механизмов их функционирования и т.п.
Социализация посредством приобретения личного опыта представляет собой продукт собственного социального, политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые приходится выполнять, человек усваивает многообразные принципы организации общества и функционирования государственно-правового (политического) режима. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные установки могут быть подвержены усилению или деформации.
Символическая социализация — не менее существенный канал воздействия на сознание и поведение личности. Суть ее состоит в том, что личность вырабатывает свою систему значений понятий не на основе прямого включения в социальную, политическую и юридическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.
Общепризнан факт, что психическое развитие отдельной личности представляет собой социальный процесс. С рождением человек вступает в мир ценностей, поддерживаемых и охраняемых системой социальных норм, предписаний, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческого общежития и стабильность общественной системы. Усвоение индивидом моральных и правовых ценностей, норм и стандартов поведения осуществляется на протяжении всей его жизни и идет в русле процесса его социализации. Начальные элементы правовой культуры познаются им с самого раннего возраста из различных источников: от близких ему людей, учителей, из литературы, средств массовой информации и др. В различных ролевых ситуациях он усваивает знания о требованиях норм права, приобретает навыки и умение должного, социального одобряемого поведения.
По мере взросления с повышением уровня ролей пополняются и его знания в области права и морали. Наряду со стихийным характером их приобретения, усвоения действующих в обществе ценностей и норм ведущую роль начинает играть целенаправленное нравственно-правовое воспитание.
Социальные нормы являются необходимой составной частью любой сферы социализации личности. Будучи объективной реальностью, они ориентируют личность в сложных процессах социальной жизни, нацеливают ее на избрание социально-одобряемого поведения и деятельности. Процесс их присвоения личностью, называемый интериоризацией, содержит в себе несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценку норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенческий (способность личности действовать в соответствии с требованиями норм).
Процесс социализации личности можно разделить на три этапа:
(1) становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная ступень — исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии;
(2) восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой ступени в личности человека формируются качества гражданина;
(3) третий этап имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной ступени нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т.е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, ступени развития правовые ценности
Задача правовой психологии — учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе правового воспитания.
Читайте также: