В какие сроки должностное лицо таможенного органа обязано уведомить начальника

Обновлено: 02.07.2024

Если у сотрудника таможенных органов заканчиавется контракт по службе, то по закону его обязаны уведомить за 7 дней до окончания контракта о предстоящем увольнении. А если сотрудник таможенных органов находится на больничном и кадры не смогли его уведомить, то обазаны ли таможенные органы заключить с этим сотрудником контракт на новый срок?

Ответы на вопрос:

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2020)

С сотрудником обязаны заключить новый контракт если нет оснований к увольнению

П. 5 ст.10 - Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия

Статья 48. Основания для прекращения службы в таможенных органах

1. Служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).

2. Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям:

1) по собственному желанию до истечения срока контракта;

2) по достижении предельного возраста, установленного статьей 49 настоящего Федерального закона;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом в другой государственный орган;

7) исключен. - Федеральный закон

7.1) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

8) по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

9) по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

10) в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности;

11) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы;

12) в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда;

13) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

3. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 - 13 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи

Увольнение по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" может быть произведено и в период болезни.

Заключение служебного контракта на установленный законом срок предполагает, что по окончании данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Прекращение контракта о службе в таможенных органах по данному основанию соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта) с учетом того, что гражданин, заключая контракт на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода и соглашается на прохождение службы на таких условиях. При этом истечение срока службы, предусмотренного контрактом, происходит независимо от воли его сторон, не имеющих возможности оказать какое-либо влияние на наступление данного факта, а потому указанное основание прекращения службы в таможенных органах не связано с инициативой начальника таможенного органа.

3. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 - 13 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи.

Ст. 48, Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

Вообще то в Положении о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации -

Приказ ФТС России от 01.12.2008 N 1504 (ред. от 18.02.2013) в пункте говорится следующее:19. Не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона

В пункте 21 сказано:При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

По логике, если принято решение о не заключении контракта и кадровая служба не довела это решение в письменной форме до сведения сотрудника, до не доведение решения по вине кдровой службы не является основанием для заключения контракта с сотрудником на новый срок

В этом случае нужно наказывать кадровую службу за неисполнение принятого решения о не продлении контракта. Если сотрудник обратиться в суд, то неуведомление в срок 7 дней не будет являться безусловным основанием для принятия судебного решения об обязании продления контракта. По совокупности обстоятельств суд примет решение в пользу таможенных органов

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ (последняя редакция)

Статья 48. Основания для прекращения службы в таможенных органах

1. Служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).

""2. Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям:

""1) по собственному желанию до истечения срока контракта;

2) по достижении предельного возраста, установленного статьей 49 настоящего Федерального закона;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

""5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом в другой государственный орган;

7) исключен. - Федеральный закон от 31.12.2002 N 200-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции)"

7.1) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 01.04.2005 N 27-ФЗ)

""8) по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

""9) по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

10) в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности;

11) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в "Дисциплинарном уставе" таможенной службы;

12) в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда;


В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:

АКЦИЯ ГОДА

Поступившая в таможенный орган информация об АП после регистрации либо после ее выявления на одном из этапов работы с документами, а также информация об АП, принятая в соответствии с пунктами 7 - 8 настоящих Методических рекомендаций, незамедлительно докладывается должностным лицом таможенного органа, получившим информацию об АП, соответственно заместителю руководителя ФТС России, курирующего правоохранительную деятельность таможенных органов, начальнику оперативной таможни, заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности, заместителю начальника таможенного поста по правоохранительной работе (при отсутствии данной должности в структуре таможенного поста - начальнику таможенного поста) либо лицам, их замещающим, которые дают письменное поручение подразделению, в функции которого входит осуществление административных расследований, о рассмотрении информации об АП (далее - поручение) (приложение N 2 к Методическим рекомендациям).

Учет поступившей информации об АП осуществляется:

в Федеральной таможенной службе - Управлением таможенных расследований и дознания (УТРД);

в оперативной таможне - учетно-регистрационным подразделением (далее - УРО) оперативной таможни;

в таможне - УРО таможни;

на таможенном посту - УРО таможенного поста.

При отсутствии в структуре таможенного органа УРО функции по регистрации и учету информации об АП осуществляются ОАР.

При отсутствии в структуре таможенного поста ОАР регистрация, учет и рассмотрение информации об АП осуществляются таможней.

Ответственность за организацию учета и рассмотрения информации об АП в таможенных органах Российской Федерации возлагается соответственно на начальника УТРД, начальника оперативной таможни, заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности, заместителя начальника таможенного поста по правоохранительной работе (при отсутствии данной должности в структуре таможенного поста - начальника таможенного поста).

Если информация об АП, опубликованная или распространенная в СМИ, содержит данные, указывающие на наличие события АП, имевшего место в зоне деятельности таможенного органа, отличного от приведенного в пункте 8 настоящих Методических рекомендаций, сотрудник, осуществляющий рассмотрение информации об АП, выполняет возможные действия по установлению наличия или отсутствия события АП и при необходимости направляет все материалы рассмотрения в соответствующий таможенный орган, где они подлежат учету и рассмотрению в соответствии с порядком, установленным настоящими Методическими рекомендациями.

таможен, располагающихся в зоне деятельности одной оперативной таможни, материалы рассмотрения направляются в соответствующую оперативную таможню;

оперативных таможен, материалы рассмотрения направляются в ФТС России.

Должностное лицо таможенного органа, проводившее рассмотрение, принимает следующие решения:

при обнаружении события АП возбуждает дело об АП;

при установлении в ходе рассмотрения информации об АП обстоятельств, исключающих производство по делу об АП (ст. 24.5 КоАП России), выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

при наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

при обнаружении других правонарушений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, направляет соответствующую информацию и имеющиеся данные по подведомственности.

При установлении в процессе рассмотрения информации об АП обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП России), должностное лицо, рассматривающее информацию об АП, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (далее - определение) по форме, приведенной в приложении N 6 к Методическим рекомендациям.

Определение подлежит согласованию с начальником подразделения, в функции которого входит осуществление административных расследований, и утверждению должностным лицом, назначившим проведение рассмотрения.

Определение вместе с материалами рассмотрения представляется для учета в структурное подразделение, указанное в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций.

Если информация об АП, опубликованная или распространенная в СМИ, содержит данные, указывающие на наличие события АП, имевшего место в зоне деятельности таможенного органа, отличного от приведенного в пункте 8 настоящих Методических рекомендаций, сотрудник, осуществляющий рассмотрение информации об АП, выполняет возможные действия по установлению наличия или отсутствия события АП и при необходимости направляет все материалы рассмотрения в соответствующий таможенный орган, где они подлежат учету и рассмотрению в соответствии с порядком, установленным настоящими Методическими рекомендациями.

таможен, располагающихся в зоне деятельности одной оперативной таможни, материалы рассмотрения направляются в соответствующую оперативную таможню;

оперативных таможен, материалы рассмотрения направляются в ФТС России.

Порядок действий должностного лица таможенного органа при попытке его склонения к совершению незаконных действий (бездействия) при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Так же необходимо уведомить начальника ТО и отдела, в котором работает служащий.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации (далее - должностные лица таможенных органов) обязаны уведомлять начальников таможенных органов обо всех случаях непосредственного обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Невыполнение должностным лицом таможенного органа обязанности по уведомлению начальника таможенного органа о фактах является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица таможенных органов с момента обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения заполняют уведомление на имя начальника таможенного органа (далее - уведомление), в котором указывают информацию о фактах обращения в целях склонения должностного лица таможенного органа к совершению коррупционных правонарушений, по рекомендуемому образцу или в произвольной форме в соответствии с перечнем сведений, содержащихся в уведомлениях, с изложением фактических обстоятельств происшедшего, а также информируют в устной форме непосредственных начальников о факте обращения и направлении уведомления.

К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы, подтверждающие обстоятельства обращения в целях склонения должностного лица к совершению коррупционных правонарушений.

Должностное лицо таможенного органа передает документ без регистрации лично либо при отсутствии такой возможности - по каналам факсимильной связи (по телефону) должностному лицу оперативно-дежурного подразделения (подразделения таможенной охраны и оперативно-дежурной службы) таможенного органа, где должностное лицо проходит государственную службу, не позднее одних суток с момента факта обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

При наличии достаточных данных о совершенном или готовящемся преступлении коррупционной направленности должностные лица таможенных органов, склоняемые к совершению уголовно наказуемого деяния, могут обратиться с заявлением в подразделение собственной безопасности таможенного органа

Должностные лица таможенных органов вправе уведомить органы прокуратуры и другие государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, о чем обязаны сообщить непосредственному начальнику, а также в подразделение собственной безопасности таможенного органа.

о направлении уведомления на рассмотрение в комиссию таможенного органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

о направлении уведомления, содержащего сведения о совершенном или готовящемся преступлении, в подразделение собственной безопасности таможенного органа.

Об уведомлениях, поступивших в таможенный орган в выходные и праздничные дни, должностное лицо оперативно-дежурного подразделения (подразделения таможенной охраны и оперативно-дежурной службы) докладывает начальнику таможенного органа во время очередного доклада об оперативной обстановке.

Читайте также: