В демократическом государстве правительство осуществляет какую власть

Обновлено: 28.06.2024


В государстве Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, в структуре экономики высока доля сферы услуг. Основные процессы производства и управления компьютеризированы. Основой экономи являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Каждый собственник факторов производства вправе свободно распоряжаться ими, существует конкуренция производителей. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава rосударства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент). К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какова форма правления государства Z? К какому типу относится избирательная система государства Z?


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществам постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: в Z рыночная экономика;
3) ответ на третий вопрос: форма правлеия Z — (президентская) республика;
4) ответ на четвёртый вопрос: В Z выборы осуществляются по мажоритарной избирательной системе.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо комплексное знание тем курса.


В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий; принцип разделения властей реализуется на практике. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый ца определенный срок глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается· кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших доджностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент). Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что государство Z — президентская республика? К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z? Каковы достоинства данной избирательной системы? (Назовите любые два достоинства.)


1) ответ на первый вопрос: федерация/федеративное государство;
2) ответ на второй вопрос: всенародно избираемый на определённый срок глава государства фомирует правительство и возглавляет исполнительную власть;
3) ответ на третий вопрос: к мажоритарной избирательной системе;
4) ответ на четвёртый вопрос: достоинства мажоритарной системы:
— наличие постоянной связи между кандидатом и избирателями округа;
— избиратели голосуют за конкретного человека, программу которого могут оценить;
— простота в подсчёте голосов;
— наличие у кандидата значительной свободы в действиях, поскольку он обязан своим избранием избирателям округа, а не партийному руководству.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”, “Избирательный процесс”.


В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы гарантированы, защищены законом и реализуются в реальной жизни. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Депутатские места (мандаты) в парламенте распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 6-процентный избирательный барьер. Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства; установление равенства всех граждан перед законом, установление свободной рыночной экономики. Государство Z включает в себя территории 9 субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что государство Z — федерация? К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z? Каков тип правящей партии в зависимости от её идеологической принадлежности?


1) ответ на первый вопрос: президентская республика;
(ответ “республика” не засчитывается”)
2) ответ на второй вопрос: “Государство Z включает в себя территории 9 субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции”;
3) ответ на третий вопрос: к пропорциональной избирательной системе;
4) ответ на четвёртый вопрос: либеральная партия.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”, “Политические партии”, “Избирательный процесс”.


Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
2) обоснования, например:
— возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т. е. принцип равноправия не нарушается;
— возрастной uенз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества;
— возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;
— возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Ценности демократии”.

Субъект власти воплощает активное направляющее начало власти, им может быть государство, государственный орган, политическая партия, элита общества, политические и общественные лидеры, главы государств, народ. Субъект определяет содержание властных отношений через приказ, распоряжение. В приказе предписывается определенное поведение объекта власти и указываются санкции (наказание) за невыполнение приказа.

Объект власти. Власть это двухстороннее, ассиметричное явление, взаимодействие субъекта и объекта власти. Власть не возможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то и власти нет. Объектами власти являются общество в целом, классы, социальные группы, индивиды.

Источники властиили первоисточники (начало власти) отвечают на вопрос откуда и почему исходит власть. Источниками власти могут быть:

− а) традиции, мифы, освящающие носителя власти (царь – наместник Бога на земле), традиции могут долгое время поддерживать верховную власть,

− б) авторитет, харизма, то есть исключительные личные качества носителя власти,

− в) категория силы (сила физическая, экономическая, военное могущество),

− г) воля субъекта власти подчинить себе окружающих людей, народы и т.д.

Ресурсы власти– это совокупность средств и методов, с помощью которых субъект власти поддерживает и реализует свою власть. В широком смысле, ресурсы это все то, что человек или группа могут использовать для влияния на других людей.Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти (денег, предметов потребления, силовых ресурсов и т.д.) Люди, не обладающие ресурсами, получают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов. Ресурсы могут использоваться для поощрения, убеждения, наказания объектов власти.

Классификации ресурсов власти.

Существует несколько классификаций ресурсов власти.

Некоторые ученые разделяют ресурсы на утилитарные, нормативные и принудительные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными нуждами и интересами человека. Они могут использоваться как для поощрения (премии), так и для наказания (понижение в должности).

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир человека, они призваны убедить подчиняться. Это право, ценностные ориентации, нормы поведения.

Принудительные ресурсы. Ими обычно являются меры наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают утилитарные и нормативные ресурсы.

Весьма распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии с делением их по сферам жизнедеятельности.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности (деньги, продукты питания, земли и т.д.)

Социальные ресурсы – это возможность повышения или понижения социального статуса (продвижение по службе).

Культурно-информационные ресурсы – знание и информация, а также средства их получения и распространения (наука, образование, СМИ и другие). Именно знания и информация становятся важнейшими ресурсами в ХХI веке.

Силовые ресурсы – это аппарат физического принуждения. В государстве их ядро составляют армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд, прокуратура.

Различные ресурсы власти применяются ее субъектами (прежде всего государством) обычно в комплексе.

Виды власти.

Власть может классифицироваться в соответствии с ресурсами, на которых она основывается:

В зависимости от функций органов власти она делится на:

В зависимости от субъекта власть можно разделить на:

− семейную власть и другие.

По широте распространения выделяют:

− мегауровень – власть международных организаций (НАТО, ООН и другие),

− макроуровень – власть центральных органов государства (парламента, правительства, главы государства),

− мезоуровень – подчиненные центру органы власти и организации,

− микроуровень – власть в малых группах, власть на предприятиях, в учреждениях.

Государственная власть.

Государственная власть возникает одновременно с государством и является непременным атрибутом государства. Государственная власть есть политическое руководство обществом осуществляемое с помощью органов власти в интересах либо общества в целом, либо определенного класса, либо социальных групп.

Государственная власть есть продукт внутреннего развития общества. В период своего зарождения она была распылена между членами рода, каждый мог участвовать в процессе принятия решений. Позднее государственная власть стала персонифицированной (личной), то есть принадлежала вождям, старейшинам, царям, императорам. На современном этапе государственная власть является институциализированной, то есть опирается на институты государственной власти.

Государственная власть и органы государственной власти не одно и то же. Органы власти и должностные лица пользуются определенной суммой власти для исполнения функций государства.

Государственная власть обладает следующими признаками:

− официальный характер власти, регламентированный конституцией и законами,

− всеобъемлющий характер власти, то есть распространение власти на всю территорию и на все население государства (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств),

− общеобязательный характер решений, принимаемых органами государственной власти,

− структурированность государственного аппарата (наличие пирамиды власти и четкое распределение функций между органами власти),

− обладание рядом исключительных прав (издание законов, налогообложение, призыв на военную службу),

− наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб,

− наличие права разрешать, приостанавливать, запрещать проявление любой иной власти на своей территории.

Государственная власть в институциональном смысле – это система государственных органов и учреждений, которые реализуют функции государства.

В процессуальном значении – это целенаправленная управленческая деятельность всех государственных органов по организации и упорядочению общественной жизни, обеспечению развития общества и государства.

Принципы организации власти в демократическом правовом государстве.

Разделение властей. Смысл идеи разделения властей в предупреждении концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Задача разделения властей в том, чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса. Для этого законодательно закрепляется система сдержек и противовесов. Современное содержание разделения властей включает:

− четкое распределение функций между органами государственной власти, их структурными подразделениями и должностными лицами,

− независимость в оперативной деятельности каждой ветви власти,

− обеспечение механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля друг друга,

− общественный контроль за всеми ветвями власти.

Верховенство закона и подчиненность праву означает, что все - начиная от органов государственной власти и должностных лиц и заканчивая простыми гражданами должны подчиняться закону.

Безличность государственной власти означает, что власть принадлежит институтам государства и права, а не конкретным лицам. Лица же наделенные властью в своей деятельности подчинены правовым нормам, они являются исполнителями предписаний, которые находятся в конституции, законах, кодексах.

Ограниченность, предельность влияния государственной власти на общество. Государство имеет влияние на общество в пределах и масштабах государственных функций.

Структурная целостность государственной власти. Наличие управленческой пирамиды с подчинением нижестоящих государственных органов вышестоящим органам и законам.

Опора на современные социальные технологии в деятельности государства. Социальные технологии выступают как интеллектуальный ресурс власти. Использование социальных технологий позволяет предсказывать социальные перемены, своевременно выявлять назревающие социальные конфликты и разрешать их и т.д.

Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государства, порядок их образования и взаимодействия, степень участия граждан в формировании органов власти.

Монархия – это наследственная (иногда выборная), единоличная, пожизненная власть монарха. В своем развитии монархии прошли несколько этапов характерных как для России, так и для стран Западной Европы: сословно-представительная монархия – абсолютная монархия – конституционная монархия.

В современном мире монархия остается широко распространенной формой правления. В некоторых странах сохраняются абсолютные монархии (Саудовская Аравии, Оман, Катар и другие). В султанате Оман конституции и парламента нет. Правительство формируется королем и ответственно только перед ним. Министрами обычно являются родственники короля. В Катаре, Кувейте, ОАЭ конституции есть, но они дарованы народу монархами, и устанавливают, что вся власть принадлежит монарху. Парламенты в этих государствах законосовещательные, а не законодательные. Все их решения нуждаются в одобрении монарха.


Конституционные монархии делятся на два вида: парламентские и дуалистические. Для парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Япония) характерны следующие черты:

− монарх юридически является главой государства, но фактически обладает лишь представительскими функциями,

− парламент формирует правительство из своего состава (эта процедура поручается лидеру партии победившей на парламентских выборах),

− правительство в своей деятельности подотчетно парламенту, а не монарху,

− в ряде государств монарх обладает правом вето на законы принятые парламентом, но практически данное право не используется.

Особенностью дуалистической монархии(Иордания, Непал, Марокко) является то, что монарх является главой исполнительной власти. Правительство формируется монархом и ответственно только перед ним.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением (парламентом).


Характерными признаками республики является широкое участие населения в формировании органов государственной власти путем выборов, а также проведение референдумов – всенародных голосований по наиболее важным вопросам государственной жизни.

На сегодняшний день сложились три основные разновидности республик: парламентские, президентские и полупрезидентские (смешанные).

Парламентские республики получили широкое распространение в Западной Европе (Австрия, Германия, Италия, Португалия). Парламентская республика предусматривает приоритетную власть парламента: парламент формирует правительство из своего состава (главой правительства, как правило, становится лидер партии победившей на парламентских выборах); парламент может выразить недоверие правительству. В парламентских республиках президент обычно избирается либо парламентом (Греция. Турция), либо специальной коллегией, в состав которой входят помимо членов парламента представители земель (Германия). Президент выполняет в основном церемониальные представительские функции. Чтобы не допустить чрезмерной концентрации власти в руках парламента, конституция предусматривает механизм сдерживания и контроля со стороны президента. Президент имеет право роспуска парламента, основанием для этого служит ходатайство премьер-министра.

Полупрезидентская (смешанная) республика сложилась во Франции, Польше, Болгарии, Финляндии, России, Белоруссии, Украине и других странах. Особенностями смешанной республики является то, что президента избирает народ, президент сам формирует правительство, правительство отчитывается в своей деятельности перед президентом. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим. Президент обладает правом отлагательного вето на законы принятые парламентом. Парламент вправе выражать недоверие правительству, но вопрос об отставке правительства решает единолично президент. Президент обладает важным правом роспуска парламента. Таким образом, для смешанных республик характерна широкая система сдержек и противовесов.

В современном мире выделяют еще одну разновидность республики – суперпрезидентскую. Такие республики характерны для некоторых стран Латинской Америки, а также Африки и Азии. Их появление связано с концентрацией в руках президента больших полномочий. В Заире, Тунисе главы государств были провозглашены пожизненными президентами.


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Механизм государства - целостная иерархическая система социальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Правовой иммунитет - освобождение определённого круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.

Правительство - высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.

Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления - обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, осуществляющих управление местными делами.

Парламент — высший представительный и законодательный орган многих государств.

Ключевые слова: Механизм государства; принципы механизма государства; аппарат государства; орган государства.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, в чем заключается суть государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов механизма государства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений).

Система органов государственной власти — это совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти в демократическом государстве:

1. Единство системы

2. Разделение властей

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Полномочия президента РФ: Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

1) Назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) Принимает решение об отставке Правительства

3) Формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) Утверждает военную доктрину РФ

5) Формирует Администрацию Президента

6) Назначает: а) полномочных представителей Президента; б) высшее командование Вооруженных Сил РФ; в) дипломатических представителей РФ.

7) Назначает выборы Государственной Думы

8) Распускает Государственную Думу

9) Назначает референдум

10) Подписывает и обнародует федеральные законы

11) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) Осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) Вводит в стране военное положение

14) Решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) Осуществляет помилование

2. Исполнительная власть в РФ.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство во главе с председателем Правительства.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

2. Федеральные службы;

3. Федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) Осуществляет управление федеральной собственностью

4) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

3. Законодательная ветвь власти:

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек. Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность: а) Конституционного суда Верховного суда; б) Генерального прокурора; в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности: а) Председателя Центрального банка; б) Председателя Счетной палаты; в) Уполномоченного по правам человека

5) Объявление амнистии

6) Выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

4. Судебная ветвь власти

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. Осуществляется только судами;

2. Номинально имеет полную самостоятельность;

3. Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. Характеризуется единством судебной системы РФ

Судебная система РФ.

Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

1. Конституционные суды (соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ).

2. Суды общей юрисдикции (уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции)

3. Арбитражные суды (судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)

Судами высшей (надзорной) инстанции являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

К судам уровня субъекта РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

5. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства

- Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства)

- Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики)

- Принцип законности (соблюдение и исполнение законов и гражданами, и государством)

- Принцип гуманизма (человек, его права должны быть в центре государственной политики)

- Принцип демократизма (участие народа в управлении государством)

- Принцип федерализма (равноправие субъектов)

- Принцип профессионализма (подготовка квалифицированных госслужащих)

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы формирования организации и функционирования государства с их внутренним содержанием.

А. Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов. Б. Политика включает в себя отношения между государствами.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

2. Сфера общественной жизни, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти, называется

3. Какой из приведенных ниже примеров не является иллюстрацией властных отношений?

а) учитель вызвал в школу родителей ученика

б) директор объявляет выговор учителю

в) Иван забрал пенал у своего одноклассника

г) сотрудник ГИБДД попросил предъявить документы

4. Разделение властей в РФ характеризует

а) разделение властных полномочий правительства и президента

б) наличие верхней и нижней палат в парламенте

в) наличие исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти

г) наличие поста премьер-министра

5. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство — основная политическая организация общества.

Б. Зарождение государства стало возможным только с появлением демократии.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

6.К основным признакам государства относится

а) государственный суверенитет

б) выборность главы государства

в) разделение властей

г) политический плюрализм

7. В государстве N верховная власть передается по наследству, глава государства обладает неограниченной властью. Какая форма правления в государстве N?

а) парламентская республика

г) тоталитарная форма правления

8. Признаком унитарного государства является

а) двойное гражданство

б) двухуровневая налоговая система

в) единый государственный аппарат, распространяющий свою власть на всю территорию государства

г) полная самостоятельность административно-территориальных единиц

9. Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

а) наличие одной партии, сросшейся с государственным аппаратом

б) альтернативные выборы

в) права и свободы человека, защищенные законом

г) свобода слова

10. Проведение регулярных конкурентных выборов — это характерная черта

а) абсолютной монархии

б) демократического общества

в) тоталитарного режима

г) военного режима

11. Верны ли следующие суждения о власти?

А. Властные отношения могут существовать как на государственном,

так и на бытовом уровне.

Б. Политическая власть может осуществляться в рамках одной семьи.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

12.Сфера управления обществом называется

13. Какой из приведенных ниже примеров является иллюстрацией проявления политической власти?

а) реформа правоохранительных органов

б) объявление директором школы выговора учителю

в) собрание Совета директоров АО

г) просьба сотрудника ГИБДД к водителю предъявить документы

14. К функциям демократической политической системы относится

а) силовое подавление оппозиционно настроенных групп

б) тотальный контроль над всеми сферами жизни общества

в) разработка государственной идеологии

г) выражение властно значимых интересов общества

15. Теория, согласно которой государство возникло путем добровольного соглашения людей для защиты основного права человека – права на жизнь, называется:

в) теорией общественного договора

16. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Демократия и тоталитаризм являются формами государственного устройства.

Б. Федерация и конфедерация являются формами правления.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

17. В государстве N верховная власть передается по наследству, власть главы государства ограничена законом. Какая форма правления в государстве N?

а) парламентская республика

б) абсолютная монархия

в) конституционная монархия

г) тоталитарная форма правления

18. Союз суверенных государств — это

б) унитарное государство

19. Какой признак отличает демократический политический режим?

а) наличие одной партии, сросшейся с государственным аппаратом

б) государственная идеология

в) регулярные альтернативные выборы

г) отсутствие оппозиции

20. Теория, согласно которой государство произошло из разросшейся семьи, называется

Читайте также: