В чем заключаются сервисные и поисковые возможности справочных правовых систем

Обновлено: 04.07.2024

Успешно изучив материал, Вы будете знать :

виды и формы проявления информации;

роль БД в юридической деятельности;

технологии разработки правовых поисковых систем и направления их развития;

методы оценки эффективности поиска;

СПС, представленные на российском и зарубежных рынках и критериях их выбора;

После изучения данной темы Вы будете уметь :

составлять запросы на информационный поиск, используя разные возможности поиска;

оценивать точность полученной информации;

использовать сервисные возможности СПС для решения правовой задачи;

использовать возможности ЛВС для группового решения проблемы.

После изучения материала Вы будете обладать навыками :

Интеллектуальные поисковые системы

Позитивная и негативная избыточность правовой информации

Естественный язык запроса

Одним из важных вопросов при решении задач в области юриспруденции является поиск нормативной и ненормативной документированной информации, связанной с решаемой проблемой.

Поиск нужных документов осложнен многими факторами .

Постоянно растет количество документов, т.к. они непрерывно образуются в результате правотворческой и правоприменительной деятельности.

Местные и ведомственные нормативные документы не печатаются в центральной прессе, поэтому трудно отследить их обновление или изменение.

Россия входит в международное информационное пространство, поэтому необходимо учитывать законодательства зарубежных стран и международные соглашения.

Огромный объем ненормативной правовой информации, связанный с расследованием преступлений и антитеррористической деятельностью. Эта информация содержит не только текст, но и изображения, звук и др.

Часть правовых документов имеют ограниченный доступ.

Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД) . Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети.

При разработке поисково-справочных систем по законодательству самой важной становится проблема индексации данных . Способ индексации определяет качество и скорость поиска, особенности построения запросов.

Рассмотрим основные понятия, касающиеся справочных правовых систем и работы с документами.

Индексация — обработка текста документа для осуществления полнотекстового поиска.

При индексации автоматически анализируется текст документа и создается таблица соответствия слов и их мест в документе. Обычно проводится морфологический анализ слова, чтобы объединить слова в разных падежах или формах. В результате индексации сокращается время поиска.

Информационно-поисковый язык (ИПЯ) — формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

Информационный поисковый язык по законодательству должен обеспечивать:

эффективную формализацию правовых норм и нормативных правовых актов;

высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества; оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;

полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества.

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.

Языки предметного типа — алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы . При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками .

Язык классификационного типа представляет собой классификатор отраслей законодательства.

Языки дескрипторного типа — наиболее полно отражают смысл текста. Эти языки строятся на основе правового тезауруса.

Правовой тезаурус — собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования автоматизированных информационно-поисковых системах правовой информации.

Ключевые слова наиболее полным образом описывают содержание правовых норм (актов), их самые существенные черты.

Дескриптор — выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов, являющихся синонимами или уточнениями.

Поисковый образ правовой нормы (нормативно-правового акта) — формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка (ключевых слов, дескрипторов, индексов и т.п.). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного документа в памяти компьютера.

Поиск документов происходит по запросу пользователя. В обычных поисковых системах существуют правила составления запроса (язык запросов). Естественный язык запроса — формулирование запроса к поисковой системе так же, как он был бы сформулирован при обращении к живому эксперту.

Самый легкий путь упрощения языка запроса — использование морфологического поиска. В этом случае на основе словаря или морфологического анализа определяется основа слова и возможные окончания. Поиск осуществляется по сочетанию основы и всех возможных окончаний.

При осуществлении семантического поиска определяется смысл вопроса. Для определения смысла текста используются базы знаний, формируемые системой автоматически, на основании словарей и справочников. Для этих целей применяются экспертные поисковые системы (ЭПС) .

Справочная правовая система (СПС) — информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.

Первая БД нормативных правовых актов была создана в СССР в 1975 г. в Научном центре правовой информации.

Задача построения Общенациональной системы правовой информации была провозглашена в указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего концепцию правовой информатизации России. Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обработки информации, которые представляют собой совокупность территориально удаленных вычислительных средств, связанных друг с другом телекоммуникационными каналами связи.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует выделить:

Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны:

Основным отличием СПС можно считать способ обновления информационного банка.

При создании эффективных механизмов распространения правовой информации часто приходится сталкиваться со следующими задачами .

Задача повышения степени открытости правовой информации.

Задача усиления эффективности и доступности для массового потребителя каналов распространения правовой информации.

Задача создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом разнообразной правовой информации.

Границы реальных возможностей и область применения СПС.

СПС предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации . Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий нормативно-правовой акт (НПА).

Нельзя ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В СПС включен значительный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.

Главными свойствами СПС являются следующие.

Качество информационного наполнения СПС :

полнота информации (наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя);

оперативность поступления новой информации;

достоверность информации, ее аутентичность;

качество юридической обработки информации в системе.

Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС :

поисковые и сервисные возможности;

возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя.

Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю СПС :

гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);

обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;

возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;

техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.

Принципы построения информационных банков (ИБ) по федеральному законодательству.

Существуют два основных принципа построения информационных банков СПС по федеральному законодательству.

Первый принцип основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).

Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.

Построение ИБ по тематическому принципу имеет три существенных недостатка:

1) значительное дублирование информации в различных ИБ;

2) отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого ИБ важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);

3) на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие с взглядами конкретного пользователя.

Юридическая обработка документа — выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

На практике при отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности, нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих этапов :

классификация (рубрикация) документа;

подбор ключевых слов;

выявление взаимосвязей документов;

формирование перекрестных ссылок между документами;

составление примечаний, справочных сведений к документу;

подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

Важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка — такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработки основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях.

По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

При характеристике каждого этапа юридической обработки необходимо выделять его объективные и субъективные черты, так как это имеет большое значение для правильного использования правовой информации.

Классификация (рубрикация) документов.

Разбиение документов по ключевым словам .

Выявление взаимосвязей документов .

Различают официально установленные взаимосвязи (например, один документ признает утратившими силу положения другого документа) и реальные взаимосвязи (т.е. такие взаимосвязи, при которых этот документ определенным образом взаимодействует с другими документами, но в первом документе не указывается ни характер взаимодействия, ни реквизиты других документов, с которыми он взаимодействует).

Оформляются эти два типа взаимосвязей разными способами с целью четкого разделения объективных и субъективных сторон юридической обработки.

Формирование ссылок между документами .

Официально установленные взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые могут быть смысловыми и формальными . Оба вида ссылок являются гипертекстовыми .

В тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно нажатием одной клавиши на клавиатуре (или щелчком мыши) перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа. При этом переход по гипертекстовой ссылке осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном.

Смысловые ссылки указывают на характер взаимосвязи документов (например, документ А дан в редакции документа Б). Такие ссылки делятся на прямые и обратные .

Формальные ссылки , не определяя характера взаимосвязи, позволяют, тем не менее, перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ.

Составление примечаний и справочных сведений к документу .

Реально существующие между документами связи фиксируются, оформляются с помощью примечаний и справочных сведений к документу.

В примечаниях содержится информация о месте документа в действующем законодательстве, о его соотношении с другими документами, о его действии или фактически утрате силы и т.д.

Примечания могут носить объективный или субъективный характер.

Подготовка новых редакций документов .

Изменение нормативных правовых актов правотворческим органом, в большинстве случаев, происходит без одновременного утверждения новой редакции соответствующих частей (разделов, статей) изменяемого документа.

Многочисленные изменения одного документа без создания его редакции приводят к тому, что становится практически невозможно пользоваться таким документом. Выход из создавшегося положения эксперты фирмы — разработчика СПС видят в создании своих, не утвержденных правотворческим органом редакций нормативных правовых актов.

Перед каждым пользователем СПС при принятии решения о выборе системы для использования ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств, на которые надо обратить внимание в первую очередь. Выделим главные свойства как СПС, так и фирмы-изготовителя СПС:

требования и ограничения по уровню вычислительной техники (например, объемы оперативной и дисковой памяти);

качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);

удобство установки и настройки;

качество информационного наполнения СПС (количество и тематика документов);

качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (быстрота и точность поиска);

уровень гарантий и сервисного обслуживания (обучение, настройка системы, возможность получить консультацию);

стоимость СПС (например, за страницу документа, включая налоги, годовое сопровождение).

Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями СПС и после консультаций с сопровождающими ее специалистами.

Поиск правовой информации осложнен многими факторами: огромным количеством уже имеющихся и непрерывно создающихся правовых документов; позитивной и негативной избыточностью правой информации; сложностью доступа к местным и ведомственным нормативным документам и пр.

Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД) . Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети. АИС, предназначенные для хранения и поиска нормативных правовых актов, классифицируют как справочные правовые системы (СПС) .

СПС предоставляют доступ к открытой правовой информации массовому потребителю с помощью эффективных инструментов поиска. Для осуществления поиска разрабатывается информационно-поисковый образ документа, в котором содержатся его реквизиты, ключевые слова и проиндексированный текст.

Основными отличиями СПС, выпускаемых разными компаниями, являются поисковые возможности и метод обновления информационной базы. При приобретении СПС следует учитывать:

качество компьютерных технологий, реализованных в СПС;

качество информационного наполнения;

общий уровень сервиса;

способ обновления информационной базы;

требования к компьютеру пользователя;

стоимость (например, одной страницы документа).

Почему возникла необходимость компьютеризации ресурсов правовой информации? Как она осуществлялась в нашей стране?

В чем особенность конструирования баз данных текстовой информации?

Какую обработку проходят нормативные документы перед помещением их в справочную правовую систему?

Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.


Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.

Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.


Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.

В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.


Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.

Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.

В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).


В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.


Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.

В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.


Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.

Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.

По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.


Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.


Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.

Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.

Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.

Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.

Хранение и обработка больших объемов правовой информации. Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновление и юридическую обработку массива правовой информации. Объем ежемесячно вводимой и обновляемой информации может достигать нескольких тысяч документов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системы приспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационного банка СПС.

Технологии передачи информации. Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: работа с удаленной базой; работа с локальной базой. При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе. Очевидным недостатком СПС, расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней при отсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работе сервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так и неполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом является то, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут быть представлены в такой версии системы.

При работе с локальной версией этих проблем не существует, но возникает необходимость постоянной поддержки информационной базы в актуальном состоянии. Обновление информации локальной базы может происходить как с помощью Интернета, так и с помощью традиционных носителей информации - дискет, компакт-дисков и т.д.

Поиск в системе. Самое главное для пользователя - быстро найти в системе нужный документ. Это побуждает разработчиков постоянно совершенствовать поисковые ресурсы систем и стандартизировать их.

Основные поисковые и сервисные возможности. Поиск документов можно условно разделить на два вида: поиск по реквизитам документов; поиск по тексту документов. Поиск по реквизитам документа позволяет найти документ с определенными датой, номером, выпущенный определенным органом и т.д. Для повышения эффективности поиска условия в таком виде поиска можно сочетать, задавать интервалы номеров или дат.

Поиск по тексту документов заключается в простом переборе массива документов и нахождении среди них тех, которые содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, такой поиск позволяет найти документы по какой-либо тематике. Недостатком поиска по тексту является большой шум, то есть попадание в список найденных документов большого количество документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю в данный момент не нужных. Уменьшить уровень такого шума может, пожалуй, лишь опыт составления запросов к системе. Многие СПС позволяют использовать одновременно поиск и по реквизитам и по тексту документов, что может существенно повысить эффективность поиска.

Дополнительные сервисные возможности. Некоторые СПС обладают дополнительными возможностями, позволяющими сделать работу с системой более простой и эффективной. Из таких возможностей наибольшее значение для пользователя имеют улучшенная навигация по информационной базе, возможность сохранять личные предпочтения и подборки документов, возможности редактирования документов и вывода их на печать.

Для обеспечения удобной навигации по информационной базе обычно используют гипертекстовые ссылки между документами, а также перемещение по списку ранее просмотренных документов и использование закладок. Возможность сохранять подборки документов позволяет пользователю приспосабливать систему к своим собственным нуждам. Средства редактирования текста документов необходимы для их обработки пользователем, особенно в том случае, когда информационная база содержит типовые формы документов, предназначенные для заполнения.

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства". В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, "Эталон", которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она "ЮСИС", позже название поменялось на "АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на "АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС "Гарант", которая разрабатывалась научно-производственным объединением "Вычислительная математика и информатика". Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО "ВМИ" стало выпускать СПС "Консультант плюс", разработчики же "Гаранта" отделились и образовали компанию "Гарант-Сервис". Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом "Консультант" перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у "Гаранта" счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, "Кодекс". Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, "санитарных норм", конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС "Референт". Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у "Референта" является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение "премиум" и "дополнительной" лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели "Референта" сделали попытку написать нечто вроде "базы знаний", упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС "Право.ру" ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая "не зарекаться от тюрьмы". Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна "докомпьютерная" народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто "знает, где найти". Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством "настоящего юриста". Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме "нормативки" в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. "Консультант" с "Гарантом" при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии "Гарант" предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У "Консультанта" полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под "блоком" или "банком документов" что-то свое. Количество документов в "банке" тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, "Законодательство Брянской области", то все ясно, но вот по названию "Помощник кадровика: Эксперт" (один из тарифов "Кодекса") непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта", "Гаранта", а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика "пробных установок", когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как "количество документов": некоторые производители считают "отдельными документами" разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у "Кодекса" напоминает подход "Референта": пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а "за трафик": каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит "в ноль"…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у "Право.ру" такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию "Право.ру" получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, "Право.ру" создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, "дедовский" способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у "Консультанта" можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у "Консультанта" основным способом поиска до сих пор является "расширенный", когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в "Гаранте".

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска "мутирует" от громоздких "карточек" с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики "Кодекса", именующие свой поиск "интеллектуальным": по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в "Право.ру" — это кнопка "развернуть", позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в "Кодексе".

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В "Консультанте", к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В "Право.ру" фильтрация осуществляется по видам документов, от "федерального законодательства" до "комментариев и консультаций". Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый "поиск по ситуации", когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым "тегам", с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В "Консультанте" инструмент такой сортировки называется "правовым навигатором", а в "Гаранте" тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в "избранное", простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными "партнерами" обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не "на ходу", то "на коленке" уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как "Право.ру". Над ними не довлеет "наследие прошлого" в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Читайте также: