В чем заключалась противоречивость правовой основы российской государственности в начале 1990 х гг

Обновлено: 17.05.2024

11.1. Правовые основы новой российской государственности

Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспе­чения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

В связи с этим перед руководством страны, обществен­но-политическими партиями и движениями, заинтересован­ными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственно­го устройства в условиях современных преобразований. Необходимо было совершить переход к социально ориентированной рыночной эконо­мике и демократическим методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь, тем, кто сам не в состоянии реализовать пре­доставленные государством возможности.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры – Совет Безопасности и Президентский Совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и за­конах РСФСР как составной части Союза. Такая проти­воречивость конституционной базы России была объектив­но обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоот­ношений между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственнос­ти перед обществом. И старое - строгая иерархия систе­мы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской госу­дарственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР 1978 года, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан - основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека.

В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентирован­ную рыночную экономику были приняты законодатель­ные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие сво­боду средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государствен­ности стали начавшаяся судебная реформа, значительны­ми вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального зако­нодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

Однако принимаемые законодательные акты не обеспечивали четкого и ком­плексного регулирования, не всегда предусматривали ме­ханизмы их реализации, гарантии и ответственность властных структур перед обществом.

Многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обостря­лось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика посто­янного балансирования, поиска компромиссов с политичес­кими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом кур­са реформ, конституционного совещания. Хотя большин­ство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н.Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопро­вождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

Существует два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники Президента Б.Н.Ельцина считают, что Президент совершил преступление: разог­нал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сторонни­ки же Президента полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу – нижнюю палату двухпалатного Федерального Собрания. Одновременно с выборами проводился референдум по проек­ту новой Конституции России, подготовка которого была на­чата еще летом 1993 г. специально созданным Конститу­ционным совещанием.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конститу­ции Российской Федерации заложили правовые основы новой российской госу­дарственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.

Для строительства новой российской государственно­сти, новой системы государственного управления важное значение имеют Федеративный договор, подписанный 31 мар­та 1992 г., Договор об общественном согласии весны 1994 г., подписание договоров о разграничении полномочий и пред­метов ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, принятие и реализация гражданского, семейного, трудового, уголовно-процессуального кодексов, а также многие другие федеральные зако­ны и нормативно-правовые акты, принятые в последующие годы.

После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.

Работа содержит 1 файл

АКУЛОВ РЕФЕРАТ.docx

Формированию правовой государственности в России будет способствовать как решение социально- экономических проблем: сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения, минимизирование безработицы, выполнение социальных программ, национальных проектов, устранение социальной почвы роста преступности и нарушений законности, а также реализация комплекса мер государственно-правового порядка: решение проблем федерализма и национальных отношений, снижение уровня бюрократизации, повышение профессионализма, демократизация отношений с гражданами.

Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.

Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключалась противоречивость правовой основы российской государственности в начале 1990-х гг.?

2. В чем заключалась сущность противостояния между исполнительной властью и Верховным Советом в 1992-1993 гг.?

3. Назовите основные этапы становления современного российского государства.

4. Почему этап 1992-1993 гг. называют антиэтатистским?

6. Охарактеризуйте современный этап в становления российского государства, начавшийся в 2000 г.

7. Какие главные элементы составляют основу правового государства?

9. Для чего необходимы правовые ограничения государству?

10. Дайте определение правовому государству.

11. Перечислите основные принципы правового государства.

13. Каким образом в российской политической практике осуществляется связывание с помощью права политической власти?

14. Какие сдержки и противовесы существуют в отношении законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации?

15. В чем заключается взаимная ответственность государства и личности и как она реализуется в России?

16. Почему в российской Конституции записано, что Россия является правовым государством?

17. В чем заключается особенность этатистского правосознания?

18. Какие шаги необходимо предпринять для формирования правового государства в России?

Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. М., 1998.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

Конституция Российской Федерации. М., 2003.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005.

Саква Р. Путин: выбор России / Пер. с англ. М., 2005.

Селезнев Г.Н. Правовое государство – история и современность // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998.

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

[2] Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. С.251-254.

[3] Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.63-64.

[4] Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. М., 1998. С.67.

[5] Саква Р. Путин: выбор России / Пер. с англ. М., 2005. С.201.

[7] Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005. С.7.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок ___ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Общие цели: охарактеризовать политический кризис сен­тября-октября 1993 г.; определить значение Конституции Рос­сийской Федерации 1993 г.; охарактеризовать политические пар­тии и движения Российской Федерации.

Вспомогательные цели: рассказать о начальном этапе пе­риода становления политических партий в России; с опорой на материал § 44 назвать причины, сущность и последствия собы­тий осени 1993 г.; определить историческое значение Конститу­ции РФ.

Дополнительные цели: проанализировать события осени 1993 г., установить причины конфронтации между исполни­тельной и законодательной ветвями власти; проанализировать итоги выборов 1993 г.; оценить Конституцию РФ 1993 г.

Основные понятия и термины: импичмент, конституцион­ный кризис, референдум, правовое государство, разделение вла­стей, президентская республика, парламентская республика, парламентская демократия.

I . Проверка домашнего задания.

Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания (§ 43). Остальные обучающиеся выполняют письмен­ную работу:

I вариант.

Какие цели преследовала политика реформ, проводимая правительством Е.Т. Гайдара?

Объясните причины, сущность и основные последствия дефолта 1998 г.

II вариант.

Почему В. С. Черномырдин вернулся к государственному регулированию экономики и протекционистской политике?

Каковы итоги экономических реформ в России?

Тест: (9 вопросов)

И. Изучение нового материала.

Становление политических партий: начальный этап.

Политический и конституционный кризис 1993 г. З.На грани гражданской войны.

Новая Конституция России.

Итоги выборов 1993 г.

1. Становление политических партий: начальный этап.

Учитель обращает внимание обучающихся на главную особенность общественной жизни страны в начале 1990-х гг. -отсутствие массовых политических партий, так как они находи­лись на этапе формирования:

существовали немногочисленные политические группы, которые возглавлялись яркими лидерами;

в Верховном Совете РСФСР они создали фракции и союзы.

Время создания Название Лидеры взгляды

2. Политический и конституционный кризис 1993 г.

Вопросы для беседы или обсуждения:

Порассуждайте, почему Верховный Совет народных депу­татов РФ не мог одобрить проект новой Конституции.

Установите причинно-следственные связи между проведе­нием экономической реформы и политической активностью консерваторов.

Установите этапы противостояния исполнительной и зако­нодательной ветвей власти.

3. На грани гражданской войны.

Задание обучающимся: проанализировать события осени 1993 г. и записать в тетрадь:

Причины конфронтации между исполнительной и законо­дательной ветвями власти.

4. Новая Конституция России.

Вопрос обучающимся: какие надежды связывало на­селение страны с новой Конституцией?

12 декабря 1993 г. состоялся референдум. 58, 4 % участвую­щих в нем одобрили президентский проект Конституции.

Российская Федерация провозглашалась президентской рес­публикой.

В Конституцию были включены положения о базовых пра­вах человека и гражданина. Утверждался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Итоги выборов 1993 г.

Задание обучающимся: слушая информацию учителя, сделать вывод об итогах выборов 1993 г.

Результаты выборов в Государственную Думу:

- ЛДПР (либерально-демократическая партия) по партий­ным спискам набрано 23 % голосов;

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) -12 % голосов;

Аграрная партия (АПР) - 8 % голосов;

В апреле 1994 г. между большинством общественно-полити­ческих сил (кроме национально-патриотических) и Президентом РФ заключен договор об общественном согласии. Цель договора -сплочение общества на самом сложном этапе реформ.

III . Закрепление изученного материала.

Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.?

Как изменилась система власти после октябрьского кризи­са 1993 г.?

Домашнее задание. § 45. Знать новые понятия, даты, собы­тия.

Напишите сочинение-рассуждение по теме (на вы­бор):

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится краткий план-конспект занятия с точки зрения результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных). Представлены рекомендации по ведению урока по данной теме для преподавателей.

ВложениеРазмер
stanovlenie_novoy_rossiyskoy_gosudarstvennosti.docx 44.58 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Пурто Елена Евгеньевна

Дата проведения 28 мая 2018 г.

Форма проведения занятия – семинар

Цель и основные задачи учебного занятия:

Цель учебного занятия: формирование у студентов устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и противоречивости данного исторического периода в контексте общей истории нашей страны и мировой истории.

Задачи учебного занятия:

Воспитательные – содействие в формировании российской гражданской идентичности студентов, помощь в активизации личной позиции по вопросам недавней истории.

Развивающие – содействие развитию аналитических навыков студентов, навыков критической всесторонней оценки исторической эпохи и её деятелей. Помощь в формировании понимания исторических источников недавнего прошлого (газетные статьи, статистические данные, фото и видеоматериалы и пр.)

Планируемые результаты обучения студентов.

Предметные результаты освоения учебной темы:

  • Владение целостным и системным представлением о становлении современной российской государственности в 1990-е гг. в сложности и многоаспектности, неоднозначности этого процесса, соединяющего позитивные и негативные черты.
  • Формирование навыков сбора, систематизации и критического анализа исторической информации в связи со спецификой изучаемой эпохи; овладение умением сравнительного сопоставления исторических источников (вещественных, аудио-визуальных, письменных и пр.).
  • Способность на основе знаний, полученных об эпохе 1990-х гг. выносить аргументированные суждения о современных проблемах, стоящих перед Россией и миром.

По итогам освоения темы студенты должны знать

  • Хронологию основных событий отечественной истории 1992 – 1999 гг.
  • Роль политических, социально-экономических и личностных факторов в развитии событий.
  • Основные проблемы России изучаемого периода

По итогам освоения темы студенты должны уметь

  • Анализировать Конституцию 1993 г. и политическое устройство России согласно этой Конституции.
  • Аргументированно выделять положительные и отрицательные моменты 1990-х годов.
  • Рассказать о политических и социально-экономических изменениях, связанных с деятельностью Б. Н. Ельцина.
  • Дать личностную характеристику Б. Н. Ельцина и других политических деятелей 1990-х гг.

Метапредметные результаты освоения учебной темы:

  • Способность организовывать и регулировать свою деятельность с помощью знаний, умений и навыков, полученных в ходе учебного занятия (регулятивный блок)
  • Овладение навыками проектной и исследовательской работы, включая выбор темы исследования, поиск источников, связное изложение результатов исследования и пр. (регулятивный и познавательный блоки)
  • Умение представлять результаты исследовательской деятельности в виде доклада, мультимедиа-презентации или эссе (познавательный и коммуникативный блоки)
  • Умение ясно и логически правильно излагать свои мысли, непротиворечиво строить свои рассуждения (познавательный блок)
  • Готовность к уважительному и корректному диалогу и дискуссии (коммуникативный блок)
  • Овладение умением сбора и проверки информации с помощью современных средств поиска данных (Интернет) (познавательный блок)
  • Готовность к взаимовыгодному конструктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и педагогами ради решения поставленных задач в учебной, научно-исследовательской и социальной сферах (коммуникативный блок)

По итогам освоения темы студенты должны уяснить ряд терминов, употребляющихся в социальных и гуманитарных науках: дефолт, толерантность, рыночная экономика, импичмент, олигархия и пр.

Личностные результаты освоения учебной темы:

  • Формирование гражданской российской идентичности, патриотической направленности сознания
  • Формирование настроенности на диалог и коммуникацию с представителями иной точки зрения, способности находить с ними взаимопонимание и компромисс, воспитание толерантности мышления и культурных установок.
  • Умение оценивать исторические факты, действия исторических личностей с точки зрения усвоенных гражданских и нравственных ценностей.

Наглядные средства обучения: меловая доска для записи терминов, учебник с иллюстрациями, материалы из сети Интернет.

Примечание: Ответы на эти вопросы будут показывать степень усвоения студентами материала прошедшего занятия, с помощью этих вопросов студенты смогут вспомнить и активизировать полученные ранее знания, в т.ч. и об эпохе Перестройки в СССР, предшествовавшей изучаемому на текущем занятии периоду, что во многом важно для усвоения материала занятия о становлении современной Российской государственности.

После этого вступления можно приступать к основной части занятия-семинара: прослушиванию подготовленных студентами докладов и рефератов, сопровождаемых мультимедиа-презентациями.

2. План основной части занятия

  1. Становление новой российской государственности. Осенний политический кризис 1993 г. Конституция 1993 г.(15 мин.)
  2. Экономические реформы 1990-х гг. Переход к рыночной экономике. (15 мин.)
  3. Внешняя политика России в 1990-е гг. (15 мин.)
  4. Экономический и политический кризис 1998 – 1999 гг. Приход В. В. Путина к власти (15 мин.)

В конце предшествовавшего занятия студентам был предложен список желательных тем для докладов на семинаре. В нем содержались следующие темы:

1. Становление новой российской государственности. Осенний политический кризис 1993 г. Конституция 1993 г.(15 мин.)

Первая часть занятия посвящена рассмотрению становления и конституционно-правового оформления новой Российской государственности, в целом завершившегося принятием Конституции 1993. Студенты должны знать хронологию основных событий политической жизни 1992-1993 гг., главных государственных деятелей и политиков того времени (Б. Н. Ельцин, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, В. С. Черномырдин и пр.), защищаемые ими позиции и роль в событиях этих лет. Следует подводить студентов к мысли о пагубности гражданского противостояния, на примере событий осени 1993 г. Сущность политического кризиса 1993 г. состоит в том, что оставшаяся в наследство от СССР система советов входила в противоречие с идеей разделения властей и президентской формой правления, утверждавшейся в РФ. Поэтому конфликт в той или иной форме был неизбежен, однако то, какую форму он принял (вплоть до вооруженного противостояния в октябре 1993 г.) во многом было обусловлено политическими амбициями лидеров президентской и парламентской группировок. Необходимо следить, чтобы студенты не сводили ход событий к личному противостоянию Ельцина и Хасбулатова, а видели глубинную суть процессов в противоборстве советской и ориентированной на западные либерально-демократические модели образцов правления. События осеннего политического кризиса 1993 г. студенты должны знать подробно. Можно прямо поставить перед студентами вопрос , на чьей бы стороне они были в конфликте осени 1993 г., какой из сторон они сопереживают и сочувствуют в большей мере.

Следствием победы Б. Н. Ельцина и его окружения стало укрепление почти единоличной власти президента и принятие на референдуме Конституции 1993 г. Студенты должны в общих чертах знать основные черты системы политического строя РФ, согласно этой Конституции: полномочия Президента, способ формирования Правительства, полномочия палат Федерального собрания и пр. Следует подчеркнуть, что по своему устройству и форме правления, согласно этой Конституции, РФ приблизилась к стандарту демократического устройства западных стран, однако в условиях российской ментальности крен в сторону президентской власти привел к усилению авторитарных и волюнтаристских тенденций, которые стали заметны в последующий период президентства Б. Н. Ельцина.

2. Экономические реформы 1990-х гг. Переход к рыночной экономике. (15 мин.)

3. Внешняя политика России в 1990-е гг. (15 мин.)

Студенты должны знать и показать в докладах и при ответе на вопросы основные направления внешней политики России в изучаемый период. Они должны выделить, как минимум, три направления: 1. Отношения со странами СНГ, 2. Отношения со странами Запада. 3. Отношения со странами Востока.

Следует более подробно обратить внимание студентов на отношения России с Украиной и Белоруссией. Из отношений с Украиной отметить договор 1992 г. о российской военно-морской базе в Севастополе (показать, как это в дальнейшем – в 2014 г. – облегчило воссоединение Крыма с Россией) и Будапештские соглашения 1994 г. об отказе Украины и Белоруссии от ядерного оружия. Обязательно должно быть упомянуто о заключении в 1996 г. союзного государства России и Белоруссии, однако следует указать, что на реальную политику обеих стран это соглашение почти никакого влияния не оказывает.

Во внешней политике относительно стран Запада, прежде всего США, студенты должны показать знание договоренностей 1993 г. о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривающих взаимное сокращение ядерного потенциала двух стран к 2003 г. до уровня 3,5 тысяч ядерных боеголовок. Можно отметить участие России в подписании договора 1996 г. о всеобщем запрете ядерных испытаний. Также стоит напомнить о форсированном выводе советских войск с территории Восточной Германии в 1994 г.

Относительно российской внешней политики на Восточном направлении в 1990-е гг. следует сказать о переговорах с Японией (по островам Курильской гряды) и Китаем (урегулирование границ), а также о членстве России в АСЕАН.

В целом, в ходе осуществления внешней политики в 1990-е гг. Россия укрепила за собой статус самостоятельного государства, претендующего на роль лидера в различных регионах мира, постепенно училась отстаивать свои национальные интересы.

4 Экономический и политический кризис 1998 – 1999 гг. Приход В. В. Путина к власти (15 мин.)

Политические последствия кризиса не замедлили сказаться. Уже 23 августа правительство молодых реформаторов, Кириенко и Немцова, было отправлено в отставку. Президент и его окружение попытались вернуть на пост премьера В. С. Черномырдина, но Дума дважды не утвердила его кандидатуру. Был начат поиск новых кандидатур. Компромиссом стало утверждение на посту председателя правительства Е. М. Примакова, до этого главы МИД.

Началась активная фаза поиска преемника. Подразумевалось, что человек, назначенный на должность председателя правительства становится наследником и преемником Б. Н. Ельцина. Премьер-министром стал бывший глава ФСБ С. В. Степашин, но пробыл он на этом посту только до 9 августа 1999 г. За это время произошло разрастание конфликта на Кавказе. Боевики из фактически не подчинявшейся российским войскам Чечни вторглись в Дагестан, возникла угроза потери российского контроля и над этой территорией. Степашин не смог эффективно организовать противодействие бандитам и кроме того, как считало окружение Ельцина, был склонен к компромиссу с Примаковым и Лужковым. 9 августа 1999 г. на место премьера был рекомендован (и фактически объявлен преемником) нынешний президент России В. В. Путин.

Также могут быть заданы следующие вопросы, необходимые для повторения изученного на занятии материала

  1. Какие меры были приняты в рамках перехода к рыночной экономике?
  2. В чем суть осеннего политического кризиса 1993 г.?
  3. Каковы основные положения Конституции РФ 1993 г.?
  4. Почему говорят о господстве олигархии в России в 1990-е гг.?
  5. Какие политические партии и движения 1990-х гг. вы знаете?
  6. В чём проявился экономический и политический кризис 1998 – 1999 гг.?

В ходе занятия необходимо внимательно следить за ответами студентов, поправлять в случае ошибок и неточностей, поощряя активность и самостоятельность студентов. Оценки на данном занятии выставляются за правильные ответы студентов в ходе опроса и за качество подготовленных докладов, а также за активность в выполнении задания и дискуссии.

В конце занятия выставляются оценки, преподаватель отмечает особо отличившихся студентов, дает указания относительно домашнего задания и материала для самостоятельного изучения.

Материал для самостоятельного изучения : Конфликты на Северном Кавказе в 1990-е гг. (тема выносится на самостоятельное изучение вследствие недостатка аудиторного времени. Вопросы по этой теме будут заданы в начале следующего занятия).

Домашнее задание: прочитать параграф учебника ( В. В. Артёмов. Ю. Н. Лубченков. История Отечества с древнейших времён до наших дней. Академия М. 2016 г. с. 357 – 363) и освоить материал для самостоятельного изучения.

Самоанализ учебного занятия (урока):

Вопросы и использованные в ходе проведенного занятия задания были направлены на достижение поставленных перед уроком целей и задач, и учитывали также форму проведения занятия. Задания и вопросы были нацелены на актуализацию знаний, полученных на прошлых занятиях. Это вопрос о принятии Декларации о государственном суверенитете России, событиях 1991 г., предшествующих распаду СССР. При выполнении задания о сравнении перехода к рынку в странах Центральной Европы (Польши, Чехии и пр.) с переходом к рынку в РФ, студенты задействуют материал прошлого занятия и только что усвоенный материал, выделяют общее и различное в данных процессах. Кроме того, данное задание вписывает изученный исторический период в контекст аналогичных явлений других стран, совершавших переход от плановой экономики к рыночной.

Предметные результаты. В ходе проведенного занятия студенты получили достаточно глубокое системное знание об изученном историческом периоде, его месте в общем процессе новейшей истории России, его связи с предшествующим (Перестройка) и последующим (Россия в XXI веке) периодами развития нашей страны. Кроме того, это знание основывается на анализе документов эпохи (фотоматериалы, видеофрагменты, текст Конституции 1993 г, воспоминания родителей и родственников и пр.). Все это развивает у студентов навыки самостоятельного поиска и отбора исторической информации, сопоставления исходящих из разных, противоположных по идеологическим мотивам источников (например, воспоминания о событиях октября 1993 г. их участников из президентского и парламентского лагерей). Так проверялось во время занятия достижение предметных результатов обучения по данной теме. Тестовые задания на проведенном занятии не использовались.

Личностные результаты. В ходе занятия у студентов должна формироваться и развиваться российская гражданская идентичность и патриотизм. Для этого необходимо в ряде случаев ставить вопрос о положительных или отрицательных последствиях для России, её авторитета и места в мире, благополучия её граждан той или ной политической линии, события и пр. Одновременно нужно содействовать выработке личного гражданского самоопределения студента в сложных ситуациях. Этому хорошо способствует вопрос о том, чья сторона в осеннем политическом кризисе 1993 г. им наиболее симпатична и почему. Можно также попросить студентов дать личностную оценку политикам 1990-х годов: Б. Н. Ельцины, Р. И. Хасбулатову, В. С. Черномырдину, Б. А. Березовскому и др. Отвечающий должен будет выявить свое гражданское отношение и личностную позицию (приятие или неприятие) этой исторической персоналии. Разумеется, при выставлении отметки личные симпатии или антипатии студента учитываться не должны, оцениваться будет только правильность и глубина его исторических знаний, а также аргументативность и непротиворечивость доводов.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

4.Изучение и наблюдения за живой природой. исследование останков древних животных.
3. Гипотеза- это только предположение. Теория- научно доказанная система.
2.Моделирование - научный метод исследований, заключающийся в воссоздании каких-либо процессов, структур, явлений в виде модели, и дальнейшее изучение этих самых процессов, явлений и структур по модели.
Пример моделирования - воссоздание форм молекул органических веществ в виде шаров, соединенных перемычками.

Ответ

1.Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), основанная В. И. Лениным на рубеже 19—20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства советского народа стала партией всего советского народа. 2.Период 20-30-х годов в Советской России был связан со сменой типов субъекта исторического действия. Качественную специфику общественного развития 20-х годов составляло то, что было связано с проявлением личностной активности, период 30-х годов стал временем доминирования массовизированного индивида, отличительными чертами которого являются подчинение стратегиям управления извне.

Ответ

Закон географической зональности был сформулирован В. В. Докучаевым в 1898 г., состоящий в том, что вследствие неpавномеpного pаспpеделения лучистой энеpгии Солнца по шиpотам и неpавномеpного увлажнения весь комплекс пpиpодных условий и отдельные их компоненты последовательно и опpеделенно изменяются по шиpотам, в целом симметpично относительно экватоpа. В результате возникают пpиpодные зоны (греческое zone — пояс) — обшиpные области с близкими климатическими условиями, прежде всего, температурами и увлажнением, определяющими в общем однородные почвы, растительность и животный мир. Основные причины зональности - шарообразность Земли, положение Земли относительно Солнца: падение солнечных лучей на земную поверхность под углом, постепенно уменьшающиеся в обе стороны от экватора.
Закон В.В. Докучаева лег в основу “Периодического закона географической зональности", сформулированного А.А. Григорьевым в1956 г. совместно с М.И. Будыко.
Суть его состоит в том, что происходит повторение на разных широтах географических зон, обладающих некоторыми общими свойствами.
Согласно Периодического закона географической зональности., в основе деления географической оболочки лежат: 1) количество поглощаемой солнечной энергии, возрастающее от полюсов к экватору и характеризуемое годовыми величинами радиационного баланса земной поверхности; 2) количество поступающей влаги, испытывающее ряд колебаний на фоне общего роста в том же направлении и характеризуемое годовыми суммами осадков; 3) соотношение тепла и влаги, точнее — отношение радиац. баланса к количеству тепла, необходимого для испарения годовой суммы осадков. Последняя величина, именуемая радиационным индексом сухости, колеблется от О до 5, трижды между полюсом и экватором проходя через значения, близкие к единице: в зонах лиственных лесов умеренного пояса, дождевых лесов субтропического пояса и экваториальных лесов, переходящих в светлые тропические леса.Вроде как то так!

Ответ

Было свергнуто временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное ii всероссийским съездом советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (рсдрп(б)) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами . временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были в. и. ленин, л. д. троцкий, я. м. свердлов и др. непосредственное руководство восстанием осуществлял военно-революционный комитет петроградского совета, в который входили также левые эсеры.

Ответ

Живопись древнего египта египтяне – великая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в человечества. культурное наследие древнего египта имеет высокую ценность. живопись, которая процветала в этом древнем государстве, также является яркой и неординарной. все творчество египтян пронизано религиозными мотивами. в древнем египте человеческое земное существование являлось лишь переходом к загробной жизни, и не считалось важным этапом. египтяне с самого рождения начинали готовить себя к смерти – уходу в иной, более совершенный мир. это отразилось в живописи и других видах искусства. тематику картин в древнем египте можно назвать религиозно -культовой. вся жизнь этих людей состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. произведение живописи посвящены жрецам, религиозным , прославлению умерших и высших мистических существ. однако такая узкая тематика не повлияла на таланты египетских живописцев. многие произведения являются настоящими образцами искусства. живопись древнего египта имеет особый стиль, который сложно сравнить с чем-либо другим. все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. фигуры людей, богов и животных на изображениях, как будто подчинены некой схеме. лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. природа на картинах живописцев египта также выглядела весьма схематично. египтяне пользовались красками. их изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. древние художники не умели достигать игры цвета или полутонов. однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый - долго не теряли яркости. для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше. живопись древнего египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных. для египетской живописи характерна монументальность – порой изображения в храмах, которые создавали художники, достигали огромных размеров. искусство древней цивилизации подкупает зрителя своей глубиной и многогранностью. этот период является важным этапом в развития живописи.

Читайте также: