В чем заключалась политика коренизации подсказка в принятии декларации об образовании ссср

Обновлено: 02.07.2024

Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик ( русском : декларации и договор об образовании СОЮЗ советских Социалистических Республик ) официально создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР), широко известный как Советский Союз . Он де-юре легализовал объединение нескольких советских республик , существовавших с 1919 года, и создал новое централизованное федеральное правительство ( Конгресс Советов Советского Союза и Центральный исполнительный комитет Советского Союза (ЦИК) были законодательными, в то время какСовет Народных Комиссаров был исполнительной властью, где ключевые функции были централизованы в Москве .

Декларация и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик
России : Договор об образовании СССР Украинские : Договір про утворення СРСР Белорусский : Дагавор абы утварэнні СССР Армянский : ԽՍՀՄ ձեւավորման մասին պայմանագիր Азербайджана : SSRI-нин formalaşması haqqında müqavilə Грузии : ხელშეკრულება სსრკ-ს ფორმირების შესახებ
Обложка Декларации и Договора об образовании СССР 1922 года.jpg
ТипСоюзный договор
Подписано29 декабря 1922 г.
Место расположенияМосква , Советская Россия
Эффективный30 декабря 1922 г.
Срок действия8 декабря 1991 г.
( Беловежские соглашения, подписанные Российской ,
Украинской и Белорусской Советскими республиками )
21 декабря 1991 г.
(Остальной Союз присоединился к соглашениям, подписав Алма-Атинский протокол )
26 декабря 1991 г.
(Союз распался на последней сессии Верховного Совета )
Подписавшие Михаил Фрунзе Михаил Калинин Григорий Петровский Александр Червяков Михаил Цхакая



Стороны Российская СФСР
Украинская ССР
Белорусская ССР Закавказская СФСР
Языкирусский

Договор вместе с Декларацией о создании СССР был одобрен 30 декабря 1922 года конференцией делегаций РСФСР , Закавказской СФСР , Украинской ССР и Белорусской ССР . Договор и Декларация были утверждены I съездом Советов СССР и подписаны главами делегаций [1] - Михаилом Калининым , Михаилом Цхакая , Михаилом Фрунзе и Григорием Петровским , Александром Червяковым [2] соответственно 30 декабря 1922 года. Договор предоставлял гибкость для приема новых членов. Таким образом, к 1940 году Советский Союз вырос из четырех (или шести, в зависимости от того, были ли применены определения 1922 или 1940 годов) республик до 15 республик .

8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Беларуси подписали Беловежские договоренности . В соглашении объявлено о роспуске СССР государствами-учредителями (денонсация Договора о создании СССР) и учреждено СНГ . 10 декабря соглашение ратифицировали парламенты Украины и Беларуси . 12 декабря соглашение было ратифицировано российским парламентом , поэтому РСФСР вышла из Договора о создании СССР и де-факто провозгласила независимость России от СССР.

С 26 декабря 1991 года СССР был самостоятельно растворили в Совете Республик Верховного Совета СССР , в первом доме от советской законодательной власти (на втором дома , в Совете Союза , был без кворума).

Текст договора был подготовлен комиссией ЦК Коммунистической партии Советского Союза (в то время Коммунистическая партия России (большевики)). [3]

Договор стал результатом многих внутриполитических конфликтов внутри партии большевиков и правительств внутри Союза. [ необходима цитата ] Изначально Владимир Ленин не видел, что Октябрьская революция России положит конец всем иностранным границам как таковым. [4] Эту точку зрения поддержали Лев Троцкий и его последователи, считавшие, что Россия - только первый шаг в будущей мировой революции . Однако по мере приближения Красной Армии к границам бывшей Российской империи и ее границам (включая вновь созданные границы территорий, провозгласивших независимость после Октябрьской революции), ей требовался предлог, чтобы пересечь их. [ необходимая цитата ] Одним из таких методов было создание альтернативного правительства, Советской республики , которая затем возьмет на себя власть, когда Красная Армия свергнет существующее правительство. Так было с Украиной , Грузией , Арменией и Азербайджаном и неудачными кампаниями, например, в странах Балтии и Польше . В качестве альтернативы, оно могло бы использовать присутствие меньшинства для подрыва постоянной армии (например, создание татарской и башкирской автономий) и, там, где не было национального меньшинства, правительства, основанного на географическом местоположении - Дальневосточная республика , Туркестан .

Однако окончательный провал Красной Армии в польско-советской войне приостановил осуществление планов большевистской мировой революции. Одновременно растет фигура из Иосифа Сталина преследовала другую программу . Сам Ленин рассматривал создание национальных республик как постоянную черту в соответствии со своей политикой коренизации . [ необходима цитата ] Весной 1922 года у Ленина случился первый инсульт, и Сталин, все еще оставаясь наркомом по делам национальностей , получил новое официальное кресло в качестве генерального секретаря Коммунистической партии .

Сталин утверждал, что, поскольку гражданская война в России уже завершилась и на смену военному коммунизму пришла новая экономическая политика , необходимо было реорганизовать большевистское государство в единое суверенное образование, чтобы его правовые рамки де-юре соответствовали его де-факто. условие. Этот процесс потребовал бы ликвидации многих отколовшихся советских правительств и восстановления верховной власти в Москве.

В январе 1922 года тогдашний нарком иностранных дел Георгий Чичерин направил официальный запрос властям РСФСР о возможности представления законных интересов других республик. Сталин придерживался позиции, согласно которой РСФСР должна представлять другие республики в области внешней политики (в том числе на Генуэзской конференции 1922 года), хотя не было законодательного акта, который предоставлял бы ей такие полномочия. Первые переговоры между властями отдельных республик о разработке договора начались в августе 1922 года [5].

Эта линия прямо противоречила обоим сторонникам коренизации и некоторым местным органам власти, в первую очередь в Украине (где против нее выступал Кристиан Раковский ) и Грузии (где спор привел к грузинскому делу ). Таким образом, договор можно рассматривать как компромисс между различными группами в лагере большевиков, чтобы удовлетворить чаяния крупных меньшинств (названные примеры Грузии и Украины), а также сделать возможным возможное расширение. Белоруссия была самой маленькой республикой, но ее официальные языки включали польский и идиш в дополнение к русскому и белорусскому, чтобы подорвать авторитет соседней Второй Польской республики и использовать ее значительное еврейское меньшинство, а также белорусов и украинцев в Польше в качестве будущего. пятая колонка . В то же время было создано новое централизованное федеральное правительство, в котором ключевые функции явно будут в руках Москвы.

Окончившаяся Гражданская война принесла большевистской России полную разруху. Для дальнейшего своего существования ей нужно было на кого-то опираться. В первую очередь это были ближайшие соседи: Украина, Белоруссия и Закавказье. Со своим заданием большевики справились. В итоге 30 декабря 1922 года на I съезде Советов произошло образование СССР. На нём был подписан договор о взаимоотношениях между центральной властью и союзными органами.

Предпосылки образования СССР

Предпосылки к образованию СССР носили следующий характер:

В РСФСР власть принадлежала большевикам. В своём стремлении распространить её на союзные республики они добились большого успеха.

На территории всех народностей был распространён русский язык.

Всю огромную территорию связывала единая железнодорожная сеть.

Причины образования СССР

Причины образования СССР заключались в следующем:

Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить.

Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик.

Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия.

Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций.

Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.

Этапы объединения

Основные этапы объединения в начальные годы формирования СССР представлены в таблице.

1 июня 1919 года

Военно-политический союз между Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Белоруссией был подписан в форме декрета. На его основании общее военное командование проводилось из Москвы. Также оттуда осуществлялось управление объединёнными финансами.

Между союзными республиками были заключены хозяйственные договора. Сформированный орган ВСНХ находился в Москве и руководил всей промышленностью. Для этого был разработан Госплан, который курировал Кржижановский. Одновременно произошло создание Федерального комитета по развитию сельскохозяйственного производства и землепользования.

В 1922 году в Генуе состоялось международная конференция по вопросам послевоенного восстановления стран Европы. Туда была послана делегация, состоящая из представителей союзных республик.

Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны

Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была Сталинской, а другая Ленинской.

Сталинская формулировка состояла в следующем:

  1. Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР.
  2. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве.

Точка зрения Ленина состояла в следующем:

  1. Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах.
  2. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза.

Под давлением авторитета Ленина его предложение было принято, а Сталинское отвергнуто.

В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.

Как показало время, Ленинская точка зрения через 70 лет привела к развалу объединения.

Трудности объединения

Уже первые шаги по объединению показали, насколько это был трудный процесс. На основании соглашения между союзными республиками большинство отраслей промышленности было подчинено наркоматам РСФСР.

Такое положение дел вызвало недовольство со стороны остальных республик. Фактически, делегировав власть, они лишались возможности принимать самостоятельные решения. При этом шла декларация о независимости республик в сфере управления. У Сталина стали возникать трудности по продвижению идеи вхождения республики в состав РСФСР на правах автономий.

В это время Ленин выдвинул свою концепцию объединения всех республик на равноправных началах. Название такого образование сначала было предложено Союз Советских Республик Европы и Азии, но потом изменено на СССР. Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности. Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.

Образование СССР

Развитие Союзного государства

Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.

Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики:

  • РСФСР;
  • Украина;
  • Белоруссия:
  • республики Закавказья.

На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор.

В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились:

  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Туркмения;
  • Грузия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Эстония;
  • Молдавия.

Некоторое время входила Финская республика.

В декларации отражалась политика Советского государства. Декларировались его цели на будущие годы.

Некоторые цитаты гласили следующее:

  1. В нынешнее время весь мир разделён на 2 лагеря: социализма и капитализма.
  2. Основным чаянием СССР является мировая революция.
  3. Любой республике, ставшей на социалистический путь развития, открыт доступ в СССР.
  4. Звучал призыв к объединению мирового пролетариата против капиталистической системы.

Первая конституция

Документ был принят на II съезде Советов. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы:

  1. Внешняя и внутренняя торговля.
  2. Вопросы войны и мира.
  3. Руководство вооружёнными силами.
  4. Экономические вопросы и формирование бюджета страны.
  5. Законодательная инициатива.
  6. Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.

Органы власти

В Конституции были утверждены органы власти:

Верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. Только он имел право закреплять Конституцию или вносить в неё изменения. Избирался он от городских Советов.

Центральный Исполнительный Комитет осуществлял правление государством в перерыве между съездами. Он состоял из Совета национальностей и Союзного совета.

Президиум ЦИК СССР решал вопросы государства между сессиями ЦИК.

Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, заместителя и десяти человек наркомов.

Республики имели возможность выражать свои интересы через органы власти, такие как Президиум ЦИК СССР и Совет национальностей. Согласно Конституции, основная власть сосредотачивалась в центре. Таким образом, оттуда мог осуществляться руководство всеми союзными республиками.

Основные посты всех центральных и союзных органов занимали большевики. В итоге партия осуществляла тотальный контроль над деятельностью вновь созданного государства.

Руководители страны

Весь список руководителей СССР с момента его становления до развала представлен в таблице.

1917–1921 и 1924

В первый период занимал пост.

Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем 1 год.

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

За время правления занимал 4 высших поста в государстве: Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии; Советского Союза; Председатель Совета Министров СССР.

Председатель Совета Министров СССР.

Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза.

1985–1991 и 1991

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, а позже президент СССР.

Значение и последствия образования СССР

В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории. В кратчайшие сроки была проведена индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами. Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны.

Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире. Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго. Перестройка, начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

Раньше мы диктовали миру свои условия, по варшавскому договору. А сегодня америкосы.

Варшавский договор заключили аж восемь государств из существовавших тогда полутора сотен. Его планетарное значение преувеличено. Вообще двуполярность мира была иллюзорна, также как сегодня иллюзорно абсолютное господство США. В годы холодной войны Китай и страны Движения неприсоединения посылали далеко и НАТО, и ОВД. Сегодня тот же Китай, Иран, левые правительства Латинской Америки и панарабистские движения Востока регулярно посылают хозяев Капитолия.

Ну сами виноваты, кто мешал сохранить Советский союз в целости — никто. Все хотели модных джинсов, пиццы, ход-догов и прочего, что собственно и получили, а теперь Россия, выбирается из того, что наворотили в 90-х. Советский союз все боялись, а на Россию до сих пор тявкают как собаки, Америка никогда не допустит, чтобы вновь возникло такое сильное и огромное государство, что и видно на примере Украины.

Так демократия насрала на выбор граждан СССР, ведь большинство голосовало за сохранение Союза.

Не являюсь фанаткой коммунистического устройства общества, но вопрос образования в советские времена решали очень настойчиво. Благодаря действиям Ленина и Сталина, те, кто раньше даже не мог мечтать об образовании, теперь получили возможность развиваться и обучаться. Правда на фоне учащающихся репрессий, возможность получить образование превращалась в опасность стать неугодным собственному правительству.

Значение для истории такого явления как СССР трудно переоценить. Первое в мире социалистическое государство, страна, победившая фашизм, первой полетевшая в космос… Когда в 91-м Союз распался, то мало кто понимал, чего мы лишились. А сейчас граждане, особенно те, кто родился и вырос при советской власти, с ностальгией вспоминают то время.

Парад суверенитетов не привел все новообразованные субъекты государственности к полному суверенитету. В ходе Гражданской войны многие объединились в военный союз, ставший основой для будущего политического объединения. Образование СССР как факт — это своего рода переформатирование Российской империи.

Окончательное оформление Советского Союза в конце декабря 1922 года было апофеозом процесса, начатого еще в годы Гражданской войны — созданием военного союза национальными советскими республиками и РСФСР. Образование Союза на невиданных до этого основаниях, ошеломило новизной всё мировое сообщество.

Как бы кто к этому не относился, но все-таки это важнейшее событие в мировой политике на ближайшие 70 лет с того момента.

Спецом как мина эта статья в Конституцию под Союз видать была заложена и рванула в 91м.

Разумеется, устройство СССР имеет множество минусов и далеко не идеально, однако если вспомнить, можно найти массу положительных моментов: система образования, бесплатное жилье, каждый имел возможность трудоустройства, да и вообще, СССР был в свое время самым сильным и большим государством.

Сложное межнациональное государство, как и было до этого было создано на основе русского населения и стремящегося к объединению украинского и белорусского народа. Тут нет особых отличий от царской России. Да, в общем-то и республиканское самоуправлением было не более, чем фикцией, так как они все равно ничего не решали.

Принцип добровольности — категорически не согласен!
Представляете, какой-нибудь национал-демократ в 1930-е годы заикается о более широкой автономии или (ужас!) о выходе из СССР.
Где бы провел остатки своих лет этот человек? Правильный ответ — на лесоповале.

Сколько бы ни говорили о равноправии народов, всё равно получился искаженный вариант Российской империи. Столица страны где размещалась? В Москве. Главный официальный язык какой? Понятно, русский. И к православию как-то терпимее относились, чем к греко-католицизму.

Съев книгу ( БИБЛИЮ) и познав истину, применив образное мышление в Новом Завете а точней в Евангелии, вы найдёте точное описание создания СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК.

Вот это всё нам надо выучить, так нам сказала учительница!)

Как видно из коментариев, многие всё ещё свято верят в искажённую пропаганду, навязываемую народам (людям) на всей территории имперского СССР (и особенно в РФ) кремлём. А следовало бы глубже анализировать всё происшедшее начиная с 1991 года.

Последний абзац полная ложь, Советский человек жил лучше чем граждане в Капиталистической стране, превосходство капитализма перед социализмом умышлено преувеличивалось, Социалистический строй это самая лучшая экономика в мире. Каждый Гражданин СССР был гарантировано защищен Конституцией СССР и социальной защитой, квартиры не покупали а получали, и т.д.

Непонятно кто и с какими знаниями писал статью. В списке республик отсутствует Армения, зато присутствует Туркменистан и Туркмения.

В качестве главной предпосылки образования СССР я бы все-таки отметил тезис, указанный автором как пятая причина. У руля во всех союзных республиках находилась по сути единая коммунистическая партия. И объединение республик в одно государство — это был всего лишь вопрос времени. Союз по сути формально закрепил уже имевшиеся де-факто связи, которые сформировались еще при Российской империи.

Сталин был против, он хотел автономизацию т.е.все республики входили в рсфср как автономные республики никаких прав о выходе из рсфср ни было, и предупредил что это образование мина замедленного действия и так получилось какой прозорливой был же он.

Союз развалился вполне закономерно, потому что ИДЕОЛОГИЯ была поставлена впереди ЭКОНОМИКИ.
А законы экономики не придумывают, они естественны и дейсвуют независимо от воли диктаторов.

На чем основано Ваше заявление?

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl © 2014-2022 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Декларация и Договор об образовании СССР являются основополагающими документами, с принятия которых 30 декабря 1922 г. начинается история Советского Союза. Этому событию предшествовала оживленная дискуссия в советском руководстве, которая приобрела острый характер, так как накладывалась на обстоятельства национальных конфликтов и борьбы за власть в Кремле. Высказанные тогда позиции — прежде всего Лениным и Сталиным, определили теоретические рамки, в которых советский федерализм развивался вплоть до начала 90-х годов.

К концу Гражданской войны победившие большевики все еще точно не знали, как называется государство, которым они руководят. Результаты революции еще не отлились в четкие государственно-политические формы, новая легитимность еще не возникла.

По мере налаживания отношений с внешним миром неясность статуса новых советских республик также становилась проблемой. Россию пригласили на экономическую конференцию в Генуе. И встал вопрос — может ли Российская делегация представлять другие советские республики, которые никто приглашать не стал, в силу их очевидного для мира марионеточного характера. В январе 1922 г. Нарком иностранных дел Г. Чичерин запросил ЦК о том, каким образом он может представлять интересы стран, формально не входивших в РСФСР. Тем более, что Украина настаивала на том, что её представитель должен участвовать в конференции. И. Сталин, недавно назначенный Генеральным секретарем ЦК, но сохранивший и пост наркома по делам национальностей, полагал, что на конференцию в Геную советская делегация может ехать, получив формальные решения республиканских наркоматов иностранных дел о том, что Россия может представлять интересы всех республик (при этом представители отдельных республик могут войти в делегацию).

Точка зрения Сталина была компромиссом между полным централизмом, созданием единого унитарного государства, и конфедерализмом, поборником которого выступала часть украинского руководства. Сталин любил выглядеть творцом компромиссов. Но на этот раз выступить в такой роли ему не дал Ленин. В конце сентября он подверг критике сталинский проект.

Декларация, принятая съездом, была идеологическим документом, в который Сталин включил уже апробированные в его предыдущих речах и статьях идеи о неспособности капиталистического мира решить национальный вопрос, который успешно решается при социализме.

Договор об образовании СССР был надстройкой над уже имеющимися советскими конституциями и регулировал отношения между субъектами федерации. Он стал основой первой Конституции СССР 1924 г. и был поглощен Конституцией 1936 г., которая уже определяла устройство всего государства, включая внутреннее устройство республик.

Договор предусматривал концентрацию широких полномочий в руках союзного центра, но сам этот центр формировался максимально демократично из представителей союзных республик. Учитывались и права республик в составе ЗСФСР — языками союза объявлялись также грузинский, армянский и тюркский (то есть азербайджанский, но близкий к языкам тюркских народов РСФСР).

Договор был подписан РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. В состав РСФСР и ЗСФСР вошло несколько автономных республик, некоторые из которых потом были преобразованы в союзные республики.

Казалось, государственная форма была наконец определена. Но противоборство по этому вопросу не завершилось.

Но Ленин после 5 марта 1923 г. не мог из-за болезни участвовать в политической жизни.

Последний всплеск политической активности Ленина и его конфликт с будущим преемником Сталиным наложил свой отпечаток и на формирование государственного устройства Страны Советов. В итоге возобладал сталинский державный прагматизм и ленинская интернационалистичная форма. Этот синтез определил многое в советской культуре, которая приобрела определенную самостоятельность от национально-этнической формы, и в характере режима, который должен был искать равновесие между своей идеологической и многонациональной составляющими.

ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальностях путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

ДОГОВОР
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здравия;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений Съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей губернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125.000 жителей.

4. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах советов.

5. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19-ти членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

14. Декреты н постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

17. Распоряжения Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома пли Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему Народному Комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

18. В Состав Советов Народных Комиссаров союзных республик входят:

19. Высший Совет Народного Хозяйства и Народные Комиссариаты: Продовольствия, Финансов, Труда и Рабоче-Крестьянской Инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджеты республики в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

ПОДПИСАЛИ
члены полномочных делегаций от:
РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР.

© Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
Ф.Р-3316. Оп.1. Д.5.

Х съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1968.

XII съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1968.

Ленин В.И. ПСС. Т.45.

Жуков Ю.Н. Первое поражение Сталина. От Российской империи к СССР. М., 2001.

Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия. М., 1992.

Сталин И.В. Собр. соч. Т.5.

Тетради по истории рабочего и революционного движения. М., 2006.

Шубин А.В. Вожди и заговорщики. Политическая борьба в СССР в 20-30-е гг. М., 2004.

Какие причины образования называла Декларация? О каких причинах она умалчивала?

Какие государственные органы СССР создавал Договор? Какие политические органы, не названные в Договоре, принимали решения, обязательные для государственных структур СССР?

Какие позиции по поводу устройства СССР высказывались коммунистическими лидерами? Какая из них возобладала?

Каким образом споры об устройстве СССР были связаны с другими вопросами внутрипартийной борьбы в РКП(б)?

Какие последствия имело создание СССР в той форме, которая определялась Договором?

1.1. Приветственное слово преподавателя.
Действия преподавателя: – Добрый день, студенты, гости. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.
Действия обучающихся: (Ответное приветствие)
Действия преподавателя: – Староста доложите об отсутствующих сегодня. (Запись в журнал).
– Еще раз проверьте на партах наличие конспектов, учебников, пенала.
Действия обучающихся: Проверяют все ли готово к началу урока.

2. Политика коренизации как способ укрепления власти большевиков.
3. Смерть В.И. Ленина. Этапы и результаты внутрипартийной борьбы после смерти Ленина.
Действия обучающихся: Записывают с экрана тему и план урока.
Прежде чем мы перейдем к реализации цели урока, предлагаю вам вспомнить ту базовую информацию, которую вы усвоили на предыдущем уроке и в ходе выполнения домашнего задания.

Мини–итог.
На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Во все временами этому способствовали глубокие исторические, экономические, военные и культурные корни. Бывшая Российская империя объединяла более ста национальностей и народностей. Все они прошли один исторический путь. Они защищали свою свободу, не испытывали ненависти друг к другу. Стоит учесть, что вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Этот факт повлиял на объединение народов. Союз Советских Социалистических Республик - так называлось наше государство, которое просуществовало в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая многие нации и народности. Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР.

Ответ 1. Планы создания государства. Образование СССР.
Окончившаяся Гражданская война принесла большевистской России полную разруху. Для дальнейшего своего существования ей нужно было на кого-то опираться. В первую очередь это были ближайшие соседи: Украина, Белоруссия и Закавказье. Со своим заданием большевики справились. В итоге 30 декабря 1922 года на I съезде Советов произошло образование СССР. На нём был подписан договор о взаимоотношениях между центральной властью и союзными органами.
Отмечу, предпосылки образования СССР, которые носили следующий характер: В РСФСР власть принадлежала большевикам. В своём стремлении распространить её на союзные республики они добились большого успеха. На территории всех народностей был распространён русский язык. Всю огромную территорию связывала единая железнодорожная сеть.
Причины же образования СССР заключались в следующем: Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить. Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик. Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия. Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций. Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.
Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны. Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была Сталинской, а другая Ленинской. Сталинская формулировка состояла в следующем: Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве. Точка зрения Ленина состояла в следующем: Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза. Под давлением авторитета Ленина его предложение было принято, а Сталинское отвергнуто. В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.
Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности. Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.
Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли четыре республики: РСФСР; Украина; Белоруссия: республики Закавказья. На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор. В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились: Казахстан; Киргизия; Туркменистан; Таджикистан; Узбекистан; Азербайджан; Туркмения; Грузия; Латвия; Литва; Эстония; Молдавия. Некоторое время входила Финская республика.

Вопросы от слушателей:
1. С какой целью республики были объединены в СССР?
2. В чем основной принцип плана Сталина по образованию СССР? Какие трудности он встретил на своем пути?
3. В чем определяется значение образования СССР?
4. Чей взгляд на устройство СССР на ваш взгляд был более перспективный?

Ответ 2. Политика коренизации как способ укрепления власти большевиков.
Распад Российской империи и последовавшая за ним Гражданская война 1918—1922 годов стали триумфом левых идеологий и национализма. Большевики были первыми, кто не только решился на строительство абсолютно нового типа общества, но и теми, кто на практике стал осуществлять принцип права наций на самоопределение. Выход многих территорий из состава бывшей Российской империи приветствовался, согласно большевистской доктрине это должно было неизбежно привести к революциям в новых государствах. Советский Союз был создан практически в прежних границах Российской империи, перед большевиками встала задача выработки новой национальной политики. В результате появилась абсолютно новаторская, уникальная по целям и масштабам реализации политика коренизации.
В ее основании лежали четыре идеологические предпосылки.
Во-первых, осознание большевиками мобилизационного потенциала национализма, как их основного идеологического конкурента. Поэтому было принято решение поставить его на службу советскому государству.
Во–вторых, подобная политика была следствием убеждения большевиков, что национализм нерусских народов вызван прежде всего реакцией на угнетение царским режимом и недоверием к русским. Согласно классификации Ленина национализм русских — это национализм угнетающей нации, тогда как национализм меньшинств — движение угнетаемых народов. Таким образом, коренизация также преследовала цель лишить русский национализм потенциала.
В-четвертых, немаловажным фактором национальной политики большевиков было желание разбудить революционные настроения у разделенных народов, прежде всего у украинцев и белорусов. Создание в рамках республик СССР привлекательной модели родины было инструментом влияния на западных соседей.
Положения этой национальной политики были сформулированы на XII съезде партии в апреле 1923 года, хотя стали применяться на практике несколько раньше. В ходе съезда большевики прекратили предшествующие этому дискуссии о форме сосуществования национальных образований в Советском Союзе. Было принято окончательное решение формировать новые территориальные единицы по национальному признаку.
Начало новой национальной политики совпало с развитием программы ликвидации безграмотности, которая в советских республиках стала проходить на местных языках (обучение на родном языке). Резолюции большевиков призывали развивать республиканские языки, а местные элиты были обязаны не только вести на них документооборот, но и общаться в жизни. Также развивались театры, книгопечатание и средства массовой информации на языках народов, получивших статус коренных в своих административных единицах.

Вопросы от слушателей:
1. Когда была начата политика коренизации и что она под собой подразумевала?
2. Цель политики коренизации?
3. Приведите пример политики коренизации на Украине.

Вопросы от слушателей:
1. Кем были Троцкий, Зиновьев?
2. Чем была обусловлена борьба в партии большевиков после смерти Ленина?
3. Кто и зачем стрелял в Ленина?

Мини–итог. Вы сегодня проявили себя со своей светлой стороны, благодарю всех за участие в работе на уроке. Оценки сегодня получают……..
– Насколько важно знать прошлое своего народа? Цитата М. Горького Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать полезно. (Слайд 3)

Домашнее задание двух уровней на пять и на четыре:
1 уровень: Читать параграф 11 ответить письменно на вопросы №№1,3,4 стр.107
2 уровень заполнить таблицу, на основе опорных конспектов:
Предпосылки образования СССР Планы образования СССР Принципы существования СССР Значение образования СССР

Сегодня на уроке мы попытались понять, как происходило национально-государственное строительство СССР. Территории бывшей Российской империи были связаны историческими традициями и экономическими особенностями развития. Имея общую политическую структуру (Советы, диктатуру пролетариата, партию), выступая во внешней политике, как союзники, эти образования объединялись вокруг РСФСР. Логическим этапом стало образования СССР. Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможность для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. В рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру. Советских людей сплачивала идея интернационализма и дружбы народов. Возникла новая советская империя Но по сути СССР являлся жестко централизованным государством, а власть советов подменялась властью партии ВКП(б).

Декларация об образовании СССР возвестила о событии всемирно исторического значения. Она провозгласила добровольное объединение в одно союзное государство различных народов для совместной защиты добытой в боях свободы и национальной независимости и строительства общими усилиями светлого здания бесклассового коммунистического общества.

Провозглашённое в Декларации создание СССР явилось торжеством ленинско-сталинской национальной политики, одним из величайших завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, которая разорвала цепи национально-колониального гнёта и создала условия для взаимного доверия и братского сотрудничества народов.

Декларация была составлена И. В. Сталиным и принята 29 декабря 1922 г. конференцией уполномоченных представителей РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. 30 декабря 1922 г. по докладу И. В. Сталина Декларация вместе с Договором об образовании СССР была в основном утверждена I съездом Советов СССР. Ввиду чрезвычайной важности Декларации и Договора об образовании СССР и желательности выслушать окончательные мнения о тексте этих документов всех входящих в Союз республик I съезд Советов СССР передал Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Съезд поручил ЦИК Союза ССР на ближайшей очередной сессии рассмотреть полученные отзывы, утвердить текст Декларации и Союзного договора, немедленно ввести его в действие, подготовить окончательный текст Декларации и Союзного договора и представить его на утверждение II съезда Советов Союза ССР.

Декларация констатировала, что со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря – лагерь капитализма и лагерь социализма, что в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство, национальное угнетение и войны, а в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.В Декларации указывались обстоятельства, требовавшие объединения советских республик в одно союзное государство: невозможность восстановления разрушенного войной народного хозяйства при раздельном существовании республик; неизбежность создания единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения; наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, обусловившее вступление трудящихся масс советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Результатом объединения советских республик явилось союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

Декларация провозглашала, что Союз Советских Социалистических Республик является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой i республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и тем, которые возникнут в будущем. В Декларации торжественно подтверждалась незыблемость основ Советской власти, закреплённых конституциями союзных республик.

Декларация об образовании СССР показала громадные преимущества советского строя перед буржуазным строем, являющимся источником национальной вражды и опустошительных войн.

Билет 54

Конституция - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924г. на II съезде Советов СССР.

Конституция состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

О предметах ведения верховных органов власти СССР;

О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

О съезде Советов СССР;

О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

О Президиуме ЦИК СССР;

О Совете Народных Комиссаров СССР;

О Верховном Суде СССР;

О народных комиссариатах СССР;

Об Объединенном государственном политическом управлении;

О союзных республиках;

О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в Конституции.




ЭТО ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.

Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР.

Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.

Читайте также: