Чем отличается учебное пособие от монографии

Обновлено: 02.07.2024

Заниматься научной деятельностью может каждый желающий. Данная область – единственная в своем роде, которая не предъявляет суровых требований к авторам и исследователям. Конечно, чтобы получить признание научного сообщества, заработать достойную репутацию в соответствующих кругах, необходимо выполнить значимое, полномасштабное исследование актуальной проблемы и оформить его в виде научной работы.

Заниматься научной деятельностью может каждый желающий. Данная область – единственная в своем роде, которая не предъявляет суровых требований к авторам и исследователям. Конечно, чтобы получить признание научного сообщества, заработать достойную репутацию в соответствующих кругах, необходимо выполнить значимое, полномасштабное исследование актуальной проблемы и оформить его в виде научной работы.

Научная работа – это фактически письменное оформление проведенного исследования с описанием всех действий и полученных результатов, выдвижением гипотезы и аргументированными выводами автора и пр. Для признания коллег, единомышленников или ученых не обязательно сразу же писать монографии и диссертации. Для их выполнения требуется не просто особый подход и талант, но и определенные навыки. Сегодня мы расскажем о самых популярных видах научных работ и о возможностях, которые они предоставляют.

Научная статья

Этапы работы над статьей

Процедура написания научной статьи

Научная статья представляет собой небольшой очерк, в котором излагается только суть вопроса, а точнее – промежуточные или конечные результаты более масштабного исследования. Как правило, в ней автор отражает ряд новшеств: новые факты по конкретной проблеме или теме, недостатки в ранее проведенных исследованиях, результаты собственноручно реализованного эксперимента или исследования и пр.

Научная статья может носить теоретический (описательный), исследовательский (аналитический) и экспериментальный (практический) характер. Независимо от вида она должна быть четко структурированной. Обязательными элементами материала должны быть:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Заключение. Это завершающий этап написания научной статьи, где автор подводит итог по проделанной работе, отмечая актуальную проблему, проблематику и необходимость дальнейших исследований.
  • Список литературы. Здесь должны быть отражены все первоисточники, которые легли в основу материала. Для полноценной научной статьи достаточно иметь под рукой около 5 актуальных и проверенных ресурсов.

Текст научной статьи должен быть уникальным. Допускается заимствование и цитирование отдельных моментов, но в строго ограниченном объеме – до 15%.

Монография

Монография – это уникальный научный труд, на написание которого уходит не один год. Для выполнения этого проекта требуется тотальная подготовка: соответствующее образование (или как минимум статус студента старших курсов ВУЗа), навыки опытно-экспериментальной или исследовательской деятельности, актуальные публикации по выбранной теме и пр.

Защита монографии позволяет получить ученую степень. Ее приравнивают к диссертации, но в то же время она имеет ряд специфических черт.

Монография основывается на изучении одной узкой проблемы, которая не нашла своего окончательного решения до настоящего времени. Проект оформляется в виде отдельно выпускаемой книги с четкой структурой и содержанием.

Что такое монография?

Специфика работы над монографией

Монография – это уникальный научный труд, в котором автор исследования отражает собственную позицию, а также отмечает достигнутые им результаты: ход действий, промежуточные итоги, их анализ, отстаивание собственной гипотезы и позиции и пр. Столь узконаправленный проект основывается по большей части на экспериментальных данных и требует тотального планирования, строгой последовательности действий, точных результатов, аргументированных выводов.

Выполнение монографии предполагает следование следующему плану действий:

  • Выделение актуальной проблемы и формулировка темы исследования, основных параметров (цель задачи, объект и предмет, методы);
  • Сбор актуальной информации и ее обработка;
  • Планирование исследовательской деятельности: определение структуры основной части, необходимость проведения эксперимента, выдвижение гипотезы и ее доказательство и пр.;
  • Критическая оценка полученных результатов, аргументация и выводы;
  • Интерпретация полученных результатов: распределение всех материалов по главам и подпунктам, создание графических и иных материалов, оформление монографии с учетом действующих стандартов и требований.
  • Выводы, рекомендации, перспективы.

Опытные исследователи рекомендуют писать монографию в одиночку, но если автор затрагивает и смежные направления (даже в самых малых объемах), то для достижения максимально эффективного результата целесообразно привлекать соавторов.

В процессе написания монографии автору приходится выполнять следующие действия:

  • Анализ максимально допустимого объема современных исследований в рамках выбранной темы;
  • Организация и проведение собственных исследований: эксперимент, критический анализ данных, формирование четкого плана действий на каждом этапе формирования научной работы;
  • Аргументация и обоснование выводов, формирование весомой доказательной базы и ее анализ, отстаивание собственной точки зрения в рамках рассматриваемого вопроса;
  • Определение теоретического и практического применения полученных результатов;
  • Оформление проекта.

Монография – это уникальный научный труд, где оригинальность текста должна быть не менее 85%.

Диссертация

Диссертационное исследование – это особо важный, серьезный и значимый труд для каждого соискателя ученой степени. На его написание уходят годы (около 3 лет). Столь тотальный подход вполне обоснован: за короткий промежуток времени автору не удастся собрать весомую доказательную базу, изучить актуальные и последние исследования, наработки выявить серьезные недостатки или противоречия, заслужившие особого внимания и изучения.

Более того, написание диссертации сводится к проведению экспериментальной части, в ходе которой автор проверяет действие собственной гипотезы, ищет новые пути решения важной и значимой проблемы, инновационный путь и стратегию с оптимальными затратами и эффективным решением.

Структура диссертации

Составляющие диссертации

Средний объем кандидатской диссертации достигает 150-200 страниц, а докторской – 200-300 страниц. Уникальность текста – не менее 85%. В основу работы кладут только проверенные, достоверные источники информации: труды ученых, результаты эксперимента, статистические данные и пр.

Диссертация предполагает всестороннее инспектирование проблемы (темы): теоретический обзор, проведение исследовательской части (организация и реализация эксперимента, проверка действия определенных теорий и законов, определение недостатков и пробелов и пр.), определение пути развития и совершенствования (рекомендации по решению проблемы, апробация, отражение эффективности и пр.).

Все выводы автора должны быть строго аргументированными, обоснованными и доказанными. Для облегчения восприятия информации необходимо использовать всевозможные способы: таблицы, графики, схемы, рисунки, раздаточный материал, презентация, чертежи и пр.

Для защиты диссертации автору предстоит получить допуск. Для этого придется прикрепиться к ВУЗу в качестве соискателя ученой степени или поступить в аспирантуру/докторантуру, далее выполнить и оформить исследование, пройти всевозможные поверки на нормоконтроль, преодолеть кандидатский минимум (для защиты кандидатской диссертации), иметь все необходимые документы дипломы об образовании, публикации в ВАК-изданиях и иных журналах и пр.).

Таким образом, написание научных работ независимо от и объема и масштаба требует колоссального подхода: умения работать с большим объемом информации, грамотно формировать мысли и выводы, собирать и обрабатывать доказательную базу, выдвигать гипотезу и отстаивать собственную точку зрения. Каждый автор стремиться решить проблему инновационным способом, достичь максимально эффективного результата. Написание и защита научных статей, монографий и диссертаций не проходит бесследно. Успешные ученые продолжают трудиться в ведущих научных лабораториях, развивают отрасли и науку, побеждают серьезные проблемы.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в выполнении научных работ любого уровня сложности. Наши эксперты с легкостью подберут информационную и доказательную базу, грамотно оформят результаты и выводы, подчеркнут возможные пути развития и решения. Мы гарантируем высокое качество услуг, оригинальность текста и индивидуальный подход каждому клиенту. В нашем арсенале огромный опыт в организации и проведении исследований, действующие ученые-теоретики и практики в штате компании. Обратиться за помощью к нам можно любое время года и суток.

Собственно, пункт 8 в списке публикаций:

Видимо, автор издал учебное пособие, но для солидности обозвал его монографией:D Насколько это допустимо?

Видимо, автор издал учебное пособие, но для солидности обозвал его монографией Насколько это допустимо?

Не допустимо. Монография это научный обобщающий труд, результат систематизации многих научных статей! Вместе с тем превратить монографию в хорошее доступное учебное пособие тоже непростой труд.
Думается что речь всё же идёт об учебном пособии (которое было сформировано из монографии).

Ink выше сказал, что автореферат ему не понравился. Подозреваю, что это распространенная ситуация - прикрывать не очень хорошую по содержанию работу избыточным выполнением формальных требований (просят 7 ваковских статей - сделаем 20, нужна одна монография - сделаем 10, ну и так далее)

Подозреваю, что это распространенная ситуация - прикрывать не очень хорошую по содержанию работу избыточным выполнением формальных требований
Обобщать не буду, но рассматриваю это как один из возможных вариантов.

просят 7 ваковских статей - сделаем 20, нужна одна монография - сделаем 10, ну и так далее
Согласен, можно было бы сделать выборку.

это распространенная ситуация - прикрывать не очень хорошую по содержанию работу избыточным выполнением формальных требований (просят 7 ваковских статей - сделаем 20, нужна одна монография - сделаем 10
Мда. и часто ли члены советов так думают ?

Мда. и часто ли члены советов так думают ?

Сплошь и рядом идут пустые работы со шквалом публикаций. Тут по качеству журналов надо смотреть - и качеству издательств вообще

Тут по качеству журналов надо смотреть - и качеству издательств вообще
Работа выполнена и защищается в учреждениях РАН. Там работы плохого качества выпускаются весьма редко.

Работа выполнена и защищается в учреждениях РАН. Там работы плохого качества выпускаются весьма редко
А вот это не всегда. Так должно быть, но бывает по-всякому

А вот это не всегда. Так должно быть, но бывает по-всякому
Согласен с вами, везде может быть "блин комом". Просто я в этом отношении исхожу также и из статистики замечаний президиума ВАК (см. архив). Там массовая доля замечаний и предупреждений советам РАН очень мала.

По-моему, вопрос этот уже обсуждался .

Учебное пособие гораздо проще издать на средства учебного заведения.

По моей дисциплине немало таких монографий (монографий по сути и весу, на которых написано "учебное пособие").

По-моему, вопрос этот уже обсуждался .

Учебное пособие гораздо проще издать на средства учебного заведения.

По моей дисциплине немало таких монографий (монографий по сути и весу, на которых написано "учебное пособие").

Лучник, это понятно, на практике так делается часто. Речь, скорее, о том, насколько правомерно поступил соискатель, включив в список публикаций книгу, формально вышедшую в виде учебного пособия, в качестве монографии

Лучник, это понятно, на практике так делается часто. Речь, скорее, о том, насколько правомерно поступил соискатель, включив в список публикаций книгу, формально вышедшую в виде учебного пособия, в качестве монографии

Если в учебном пособии излагается материал диссертации и она прошла процедуру рецензирования, то почему нет?

Если в учебном пособии излагается материал диссертации и она прошла процедуру рецензирования, то почему нет?
Мне представляется, что в списке автореферата должны быть научные а не учебные публикации. Поправьте, если ошибаюсь.

Мне представляется, что в списке автореферата должны быть научные а не учебные публикации. Поправьте, если ошибаюсь.

Как представляется мне, список публикаций должен ознакомить желающих с результатами трудов соискателя на защищаемом поприще. И предоставить им возможность знакомиться с плодами изысканий.

Если книжка - в самом деле монография, так чего? Защита - не просто формальный ритуал.

Такая формулировка - бред.
К учебному пособию предъявляются вполне определенные требования и если текст отвечает им, то он никак уже не может быть монографией.
Исходя из названия работы можно предположить, что это учебное пособие из вузовского компонента ГОС, хотя название вполне монографическое.
Впрочем может быть все наоборот - чистой воды монография замаскированная под пособие
А причина такого бреда скорее всего лежит в плоскости продаж - пособие продать можно значительно быстрее

в плоскости продаж

Денежки вузом выделяются обычно без надежды на возвращение (не знаю, в чем тут причина, но на пособие получить - гораздо легче).

А уж продавать потом студентам - это сами авторы-крохоборы кипишат.

Денежки вузом выделяются обычно без надежды на возвращение (не знаю, в чем тут причина, но на пособие получить - гораздо легче).
Тут вуз денег скорее всего не выделял. Анкил специализируется на страховой тематике и издавал либо за свои, а скорее всего за авторские

На пособие проще выдавали из-за необходимости отчитываться за обеспечение учебного процесса, а наука . Так дело личное. Cейчас разворачиваются в другую сторону, особенно при наличии магистратуры

Читайте также: