Сопровождение замещающих семей как профилактика возврата детей

Обновлено: 30.06.2024

Главная страница Специалистам Вы работаете с приёмной семьёй с особым ребёнком Система работы с семьей

Профилактика отказов от детей из замещающих семей: риски и ресурсы

В настоящее время в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все более многочисленной становится группа детей, от воспита- ния которых по тем или иным причинам отказались замещающие семьи. В среднем по России их доля в общей численности воспитанников составляет около 10%. Однако в некоторых детских домах она достигает и 20-30%.

Значительная часть возвращенных детей достаточно длительное время воспитывались в замещающих семьях [1].

Несмотря на то, что в Красноярском крае видна положительная динамика изменения доли замещающих родителей, которые были отстранены органами местного самоуправления муниципальных образований края от исполнения обязанностей в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, проблема все-таки существует.

Цифры говорят о недостаточной работе по подбору, учету и подготовке граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, а также дальнейшему сопровождению замещающих семей.

Несоответствующая мотивация, недостаточная психолого-педагогическая, социально-правовая помощь опекунам (попечителям), психологическая неготовность приемных родителей принимать кровные, родственные связи ребенка приводит в дальнейшем к отмене опеки над ребенком.

Ребенок, пережив очередной разлом привязанностей, не в состоянии выстроить новые эмоционально насыщенные отношения, интегрироваться в новой замещающей семье. Ему необходим реабилитационный период и особые условия для выхода из ситуации травмы.

Работа с такими детьми требует профессиональной под- готовки различных специалистов, которые принимают учас тие в его жизнеустройстве, воспитании, оказании профессиональной помощи [2].

Система профилактики включает в себя планирова- ние долгосрочных перспектив работы с замещающей семьей, оценку возможных рисков и ресурсов семьи. Построение системы профилактики и ее реализация должны основываться на реальных проблемах замещающих семей.

Результаты педагогической и психологической диагностики определяют следующие проблемные зоны семьи и психолого-педагогические трудности в воспитании детей:

особенности развития кровных детей в условиях замещающей семьи, их эмоционально-личностное благополучие;

психологическую совместимость приемных и кровных детей и родителей-воспитателей;

возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, повышенный уровень тревоги, депрессивность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности;

перестройка взаимоотношений, смена социально-психологических ролей в семье;

физическая перегрузка, усталость, социальное одиночество родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);

отсутствие взаимопонимания с детьми, недостаточный уровень педагогической компетентности;

неадекватные требования к приемному ребенку, за вышенные ожидания от него;

осложнение супружеских взаимоотношений после принятия ребенка в семью.

Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут получить, благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего, социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью психолого-педагогического сопровождения замещающих семей является создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодолении трудностей воспитания в замещающей семье. Результаты психолого-педагогического сопровождения замещающих семей должны проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей, что обеспечивает возможность эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком; повышение уровня психического и личностного развития детей; укрепление социальных связей семьи.

Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности: обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей), помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т. д.).

Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

В посредническую составляющую поддержки семьи входят: помощь в организации семейного досуга, помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты) [3]

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей включает в себя следующие направления:

психолого-педагогическое просвещение как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;

гармонизацию детско-родительских отношений;

гармонизацию супружеских отношений;

гармонизацию внутреннего мира замещающих ро дителей, обеспечивающую им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.

Наиболее удачными формами реализации данных направлений, как показывает наш опыт, являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов, издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя также групповые дискуссии [4].

Осложняется деятельность специалистов тем, что детский дом вынужден работать на этапе, когда ребенок либо уже помещен в семью, либо семья ищет себе ребенка. Если во втором случае в значительно короткие сроки специалисты оценивают ресурсы и риски семьи, то в первом случае детский дом работает со следствием тех или иных проблем, сложившихся в замещающей семье.

Первое направление специалисты детского дома осуществляют только в консультативной работе, так как детский дом не уполномочен работать с кандидатами в замещающим родителями.

Специалисты детского дома убеждены, что подбор и обучение кандидатов надо непосредственно проводить в том учреждении, которое в дальнейшем осуществляет психолого- педагогическое сопровождение замещающей семьи.

Ведь один из важнейших этапов в профилактике отказов от детей их замещающих семей – это подготовка таких семей. Этап, где происходит рождение семьи. Специалистам детского дома чаще всего приходится прорабатывать вопросы, не решенные кандидатами во время обучения в ШПР, но уже получившими заключение о возможности быть опекунами и направление на знакомство с детьми, выданные органами опеки и попечительства.

Специалисты начинают строить портрет семьи с самого начала. Выясняются истинные мотивы, побуждающие семью принять на воспитание ребенка. Как показывает практика, выявляются следующие наиболее распространенные мотивы обращения кандидатов:

отсутствие собственных детей;

желание иметь ребенка противоположного пола;

желание иметь второго ребенка (при невозможности иметь собственных);

неистраченный родительский ресурс (свои дети вы росли, хочется воспитать еще детей);

потеря кровного ребенка, желание восполнить утрату;

совместное воспитание ребенка в повторном браке;

В течение первичной консультации выясняются не только истинные мотивы, но также ресурсы и риски замещающей семьи, первичная консультация может проходить от одного часа до двух. Замещающая семья будет успешной, если причины, побу дившие ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает опыт, наиболее успешные приемные родители.

Затем наступает этап помощи кандидатам в приемные родители в подборе детей [5].

В это время готовят материалы на ребенка, выбранного к передаче в замещающую семью. Специалисты подготавливают информацию о педагогических, психологических, личностных особенностях ребенка, отражающую наиболее яркие черты его индивидуальности.

Специалисты отмечают, что почти все воспитанники стремятся к семейной жизни, но в разной степени. В первую очередь кандидаты рассматривают детей, у которых:

социальный статус определен и позволяет передать их в замещающую семью. Кроме того, в последнее время социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в период оформления его в замещающую семью имеет огромное значение. С одной стороны, семья, которая готова взять ребенка, с другой – специалисты органов опеки и попечительства, не рекомендуют брать такого воспитанника.

имеющие положительную динамику в развитии;

дошкольники, так как семья для них является наибо лее приемлемой и щадящей средой проживания;

Приемные родители, решившие взять приемного ребенка в свою семью, ребенок, который решил стать приемным (изменить уже ставший привычным образ жизни), специалисты детского дома дают согласие на образование замещающей семьи. После этого начинается уже собственно формирование замещающей семьи, в процессе которого выделяют несколько этапов психолого-педагогического сопровождения.

Кроме того, специалистам необходимо уделять большое внимание такому этапу сопровождения замещающей семьи как знакомство с ребенком (заочное и очное).

Знакомство ребенка со своей будущей замещающей семьей должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом ни в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса.

Практика показывает, что продолжительность самого знакомства может варьироваться от одного контакта до серии встреч. Часто это определяется практическими соображениями. Главной задачей на этом этапе является ознакомление потенциальных приемных родителей с реальной и достоверной информацией о ребенке. Как показывает опыт, личное знакомство с ребенком намного чаще и быстрее побуждает людей связать свою судьбу с судьбой одного или нескольких таких детей, стать опекунами, усыновителями, воспитателями приемной семьи или патронатными воспитателями. Поэтому семье должны быть предоставлены все известные сведения: о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, особенностях характера ребенка, о его кровных родителях, о причинах, по которым ребенок остался без родительского попечения, прогрессивных изменениях, которые произошли в нем за время пребывания в детском учреждении и т. д. [6].

Обсуждая с будущими родителями проблемы ребенка или объясняя трудности, с которыми им придется столкнуться, нужно очень четко и ясно выражать свои мысли. Нужно стараться подробно объяснить, в чем заключается суть проблемы, каким образом она проявляется, какие ситуации в прошлом ребенка послужили тому причиной, и как нужно поступать в таких случаях. Во время подготовительного периода вместе с будущими родителями обсуждаются отдельные важные вопросы, касающиеся ребенка. Следует точно объяснить, как ребенок завязывает отношения с людьми, может ли он воспринять откровенные проявления любви и как он будет относиться к каждому из родителей [7].

Когда с родителями обсуждается поведение ребенка, его реакция на те или иные вещи, необходимо говорить о том, по чему выбрали именно их, почему именно они смогут помочь этому ребенку. Нужно всегда стараться быть максимально честными и открытыми с будущими родителями и предоставить им всю возможную информацию о ребенке, чтобы они могли трезво оценить свои силы и решить, надо ли двигаться дальше.

Одновременно с оформлением необходимых документов для проживания ребенка в семье специалисты разрабатывают программу сопровождения приемной семьи. При этом особое внимание необходимо обратить на:

участие приемных родителей в ее разработке;

психологическую поддержку приемных родителей (сомневающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за отсутствия опыта);

характер изменений в семейной системе в процессе адаптации и социализации приемного ребенка;

возможность усложнения ситуации из-за неполной передачи информации, ее достоверности; возможную нехватку времени для отдыха и релаксации;

прогноз отношений между приемными и биологи ческими родителями.

На данном этапе уделяется пристальное внимание из менениям в семье. Важно своевременное решение следующих вопросов, что может предотвратить неблагоприятный исход кризисных этапов в развитии семьи:

непрофессиональное внешнее сопровождение;

недостаточная изученность семьи и недостаточное прогнозирование вариантов ее развития;

не налаженные отношения между приемными и био логическими родителями;

игнорирование роли приемного отца;

не сложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей, приемных родителей (особенно когда приемный ребенок старше родного);

кризисные периоды развития приемного ребенка;

отрицательная роль общественного окружения как приемной семьи в целом, так и приемного ребенка в частности.

Стратегическая цель для специалистов – возникнове ние сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи. Особое внимание нужно обратить на сопротивление изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отношения между приемной и биологической семьей, на коммуникативные умения членов приемной семьи [3].


При психолого-педагогическом сопровождении происходит оценка уровня профессионализма замещающих родителей при выполнении ими их роли. Общая оценка выводится на основе обобщения оценок: замещающих родителей, приемного ребенка, специалистов детского дома.

В ряде территорий нашего края ограничиваются оценкой специалистов органов опеки и попечительства.
Периодичность оценок может быть следующей: через три недели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пребывания ребенка в приемной семье, далее соответственно – через 9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые 6 месяцев проживания ребенка в приемной семье.


Детский дом не всегда имеет возможность проводить оценку уровня профессионализма, а также организовывать сопровождение, так как оформляется замещающая семья, и сопровождением занимаются специалисты органов опеки и попечительства. Специалисты детского дома осуществляют сопровождение при временном устройстве ребенка.


При психолого-педагогическом сопровождении текущий контроль жизни и развития ребенка осуществляется специалистами детского дома в разных формах:

при встречах с ребенком и его приемными родителями во время отдыха, праздника в детском доме, при участии детей в коррекционных и реабилитационных занятиях у психолога, при общении с приемными родителями на семинарах по проблемам воспитания и развития детей;

Несомненным достоинством этих форм является простота и ясность вопросов, обращенных к замещающему родителю и ребенку. Работа с данными формами не требует психологических тестов или медицинского обследования. Содержание форм направлено на выяснение возможностей, предоставленных ребенку для жизни и развития, а также степени их реализации.

Специалисты детского дома убеждены, что в целях про- филактики отказа от приемного ребенка, а также для более профессионального сопровождения необходимо перед помещением ребенка в семью на постоянные формы устройства пройти семье и временную форму устройства. Это, так сказать, своеобразный мостик для того, чтобы семья определилась, готова ли она взять ребенка в свою семью на постоянную форму устройства (опека, попечительство, приемная семья, усыновление).

До 01.12.2014 года специалисты работали по Закону Крас- ноярского края No14-3365 от 28.04.2005 года, но решением Красноярского краевого суда No 2 – 11/2014 от 27.02.2014 внесены изменения, согласно которым осуществлять деятельность по устройству в патронатные семьи учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может.

Опыт работы в детском доме показывает, что для предотвращения случаев отказа от детей в приемных семьях очень важно использовать:

психологическую помощь через индивидуальное кон- сультирование родителей и детей;

оказание адресной помощи – сетевая терапия, которая предполагает работу с сетью общественных контактов подростка посредством составления карты общественных связей с ребенком, подготовки сетевой встречи, проведения сетевой встречи и сопровождения семьи после встречи;

организацию методической помощи приемным родителям в форме обучающих занятий;

проведение тренингов для детей, родителей и детско- родительских тренингов;

мониторинг за изменениями в семье.

Квалифицированная психологическая помощь позволя ет семьям научиться избегать серьезных внутрисемейных конфликтов, которые приводят к кризису семьи, и самостоятельно находить решения и выходы из трудных ситуаций, снижает риск повторного социального сиротства приемных детей.

Такой подход положительно влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родителей и специалистов сопровождения.

Литература:

2. Аналитическая справка об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Красноярском крае за 2012 год. – Министерство образования и науки Красноярского края.

3. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-метод. пос. / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей// Детский дом. 2007, No1.

5. Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи// Педагогика. 2007, No2.

7. Красницкая Г.С.Как лучше организовать первую встречу с ребенком? Ребенок в приемной семье. Проблемы воспитания// Детский дом. 2004, No 4.

государственное казённое учреждение социального

обслуживания Ростовской области центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей,

"Новочеркасский центр помощи детям № 1"

shapka3

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство.Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Платные образовательные услуги

Порядок сопровождения замещающих семей

Порядок
проведения организациями, подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей

Приложение 1
к Порядку проведения организациями,
подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей

Примерная форма договора о сопровождении

1. Основные положения

1.1. Предметом настоящего Договора является оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка (далее – сопровождение замещающих семей);
1.2. Оказание услуг по сопровождению замещающей семьи осуществляется исполнителем на безвозмездной основе по заявлению Заказчика.

2. Обязанности сторон

2.1. Обязанности Исполнителя:
2.1.1. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, соблюдать правила профессиональной этики;
2.1.2. Заботиться о защите прав и свобод Ребенка;
2.1.3. Обеспечить равные возможности всех членов замещающей семьи в получении и доступности мероприятий по сопровождению;
2.1.4. Предоставлять для проведения занятий помещения, оснащенные и оборудованные в соответствии с действующими санитарными и гигиеническими требованиями;
2.1.5. Проявлять уважение к личности Ребенка, не допускать физического и психического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
2.1.6. Разработать и реализовывать индивидуальную программу сопровождения (в случае необходимости).
2.2. Обязанности Заказчика:
2.2.1. Предоставлять достоверную информацию и необходимые документы, запрашиваемые специалистами Исполнителя, как при заключении настоящего Договора, так и в процессе его исполнения;
2.2.2. Своевременно сообщать Исполнителю об изменении сведений, указанных при заключении настоящего Договора;
2.2.3. Обеспечивать посещение занятий согласно расписанию. Прибывать в Центр не позднее чем за 10 минут до начала занятий;
2.2.4. Принимать участие в мероприятиях индивидуальной программы сопровождения (при наличии);
2.2.5. Соблюдать рекомендации специалистов, связанные с развитием, воспитанием и обучением; своевременно и в полном объеме закреплять умения и навыки, полученные на занятиях;
2.2.6. Своевременно забирать Ребенка из Центра по окончании занятий, не допуская выполнения этой обязанности третьими лицами;
2.2.7. Бережно относиться к имуществу Исполнителя, в случае причинения ущерба возмещать его. Пользоваться необходимым оборудованием только с разрешения сотрудников;
2.2.8. Не допускать нарушения дисциплины в Центре, в том числе в перерывах и после окончания занятий; предупреждать и не допускать любые действия, которые могут повлечь за собой возникновение опасности жизни и здоровью детей;
2.2.9. Не оставлять без присмотра детей в момент ожидания приема специалистов Исполнителя, а также после приема;
2.2.10. Заранее извещать Исполнителя об уважительных причинах отсутствия на занятиях;
2.2.11. Не приводить на занятия Ребенка в случае наличия у него явных признаков каких-либо заболеваний без соответствующего заключения учреждения здравоохранения.

3.1. Права Исполнителя:
3.1.1. Самостоятельно выбирать формы, методы, программы, технологии для осуществления сопровождения;
3.1.2. В целях соблюдения интересов Ребенка направлять в иные учреждения;
3.1.3. При необходимости осуществлять посещение замещающей семьи по месту жительства, предварительно согласовав с Заказчиком дату и время посещения;
3.1.4. Не допускать до занятий Ребенка в случае наличия явных признаков каких-либо заболеваний без соответствующего заключения учреждения здравоохранения;
3.1.5. Размещать с согласия родителей персональные данные о Ребенке в Электронной базе данных Исполнителя с целью автоматизации статистического анализа и учета проводимых видов деятельности, соблюдая полную конфиденциальность;
3.1.6. С целью создания фотоархива, медиа- и видеотеки осуществлять с согласия родителей фото и видеосъемку во время занятий, проводимых специалистами Исполнителя; использовать полученные фото- и видеоматериалы для трансляции деятельности Исполнителя.
3.2. Права Заказчика:
3.2.1. Знакомиться с Уставом Исполнителя, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление уставной деятельности, а также с информацией по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг;
3.2.2. Получать информацию о планируемых мероприятиях (психологических, психолого-педагогических), давать согласие или отказаться от участия;
3.2.3. Получать рекомендации по вопросам воспитания и адаптации Ребенка, преодоления кризисной ситуации, разрешения конфликтных ситуаций и т.п.;
3.2.4. Обращаться к Исполнителю по вопросам, возникающих в процессе оказания услуг по сопровождению Ребенка;
3.2.5. Посещать занятия и другие мероприятия с участием Ребенка по согласованию со специалистами и администрацией Исполнителя;
3.2.6. Информировать Исполнителя о своих предложениях относительно объема и качества проводимых мероприятий по сопровождению.

4. Порядок разрешения споров

4.1. Все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего Договора, разрешаются путем переговоров, при этом каждая из Сторон приложит усилия, направленные на урегулирование спорных отношений;
4.2. Неурегулированные спорные отношения разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

5. Срок действия, основания прекращения договора

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до___________________;
4.2. Настоящий Договор может быть изменен или расторгнут досрочно по взаимному согласию сторон;
4.3. Исполнитель вправе приостановить оказание услуг по настоящему Договору в случае причинения Заказчиком и/или Ребенком ущерба Центру, до момента полного возмещения причиненного ущерб;
4.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

6. Адреса, реквизиты и подписи сторон

Заказчик: ________________________________
Паспорт
Адрес: ________________________________
______________________________________
Телефон_______________________________
_____.______________.20________

___________________/___________/
(подпись) Исполнитель:
_________________________________
Адрес: ___________________________

e-mail: ___________________________
Телефон __________________________
__________.____________.20_________

Приложение 2
к Порядку проведения организациями,
подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей

Бланк органа опеки и попечительства

НАПРАВЛЕНИЕ
замещающей семьи на сопровождение

Выдано_______________________________________________________________,
(Ф.И.О. гражданина/ Ф.И.О. супругов) для сопровождения семьи,
принявшей ребенка (детей) на воспитание,

в связи с______________________________________________________________.
(указать причину)

Направление выдано гражданину лично: __________________
(подпись)

_______________________________ _________________
Руководитель (ФИО) подпись

В целях создания условий для сохранения целостности приемных семей, семей опекунов (попечителей), усыновителей и профилактики возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Утвердить Порядок осуществления деятельности по сопровождению замещающих семей (далее – Порядок) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Руководителям социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семьям и детям, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, руководствоваться положениями настоящего Порядка.

3. Рекомендовать органам опеки и попечительства руководствоваться положениями настоящего Порядка при организации деятельности по защите прав и интересов подопечных детей.

4. Председателю комитета по организации предоставления услуг (Волкова), председателю комитета по организации защиты прав семьи и детей (Макиенко) довести указанное распоряжение до подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области областных государственных учреждений и органов опеки и попечительства Томской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить:

- в части работы областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области - на заместителя начальника Департамента Клушину И.В.;

- в части работы органов опеки и попечительства - на заместителя начальника Департамента Титова В.Г.

к распоряжению Департамента

по вопросам семьи и детей

от 14.09.2016 № 289-р

Порядок осуществления деятельности по сопровождению замещающих семей

1. Общие положения

  1. Настоящий порядок разработан с целью создания условий для сохранения целостностиприемных семей, семей опекунов и попечителей, усыновителей (при наличии согласия усыновителей) (далее – замещающие семьи) и профилактики возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).

2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

  • социально - реабилитационные центрыдля несовершеннолетних;
  • центры социальной помощи семье и детям.

4. Под сопровождением замещающих семей понимается система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих социально-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребёнка, способствующие полноценному развитию и социализации личности подопечного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

2. Цели и функции сопровождения

1. Основная цель сопровождения замещающей семьи - предотвращение отказов от детей в замещающих семьях.

2. Основные задачи сопровождения замещающей семьи:

  • своевременно выявлять причины трудных и проблемных ситуаций в замещающей семье и способствовать их осознанию членами замещающей семьи;
  • актуализировать ресурсы семьи, ее окружения и вырабатывать адекватную стратегию поведения членов семьи при возникновении проблемных ситуаций;
  • оказывать социально-психологическую помощь и поддержку членам замещающей семьи в условиях индивидуального стресса;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность замещающих родителей.

3. Уровни сопровождения

3.1. Адаптационный уровень:

Субъект сопровождения - замещающие семьи в течение первого года после принятия подопечного ребенка в семью или замещающие семьи, сменившие место жительства.

Основная цель на данном этапе – поддержка замещающей семье на этапе ее становления, коррекция детско-родительских отношений для предупреждения возникновения кризисных ситуаций, адаптация ребенка и семьи на новом месте жительства.

Особенности реабилитационной работы на адаптационном уровне сопровождения:

  • Назначение ответственного за составление, координацию и контроль Плана сопровождения.
  • Проведение социального диагностирования семьи: знакомство с семьей, установлениеконтакта, заключение соглашения о сотрудничестве, анализ и обобщение проблем семьи.
  • Период предоставления услуг по сопровождению на адаптационном уровне составляет 12 месяцев со дня образования семьи, переезда на территорию, закрепленную за службой / организацией, осуществляющей сопровождение замещающих семей.
  • Приглашение семьи на семинары, лектории, индивидуальные и групповые консультации и тренинг, в клубы замещающих семей, досуговые мероприятия.

3.2. Базовый уровень:

Субъект сопровождения - замещающие семьи, самостоятельно справляющиеся с проблемами, выразившие желание быть на сопровождении. Целью всех мероприятий и услуг по сопровождению замещающих семей на других уровнях сопровождения является перевод семьи на базовый уровень сопровождения, чтобы семья научилась самостоятельно решать проблемы. На базовый уровень сопровождения зачисляются замещающие семьи:

Основной задачей сопровождения на базовом уровне является удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психолого-педагогической поддержке.

Особенности реабилитационной работы на базовом уровне сопровождения:

  • Назначение ответственного за составление координацию и контроль Плана сопровождения.
  • Взаимодействие с семьей с целью мониторинга семейной ситуации осуществляется не менее 1 раза в год.
  • Формирование Плана сопровождения семьи самой семьей путем выбора мероприятий и услуг из перечня мероприятий и услуг, предоставляемых службой сопровождения, в зависимости от потребностей семьи.
  • Осуществление мероприятий в соответствии с планом сопровождения.
  • Мероприятия по сопровождению замещающей семьи на базовом уровне проводятся на протяжении существования приемной семьи.

3.3. Кризисный уровень:

Субъектами сопровождения являются следующие категории семей:

На кризисном уровне ведущей потребностью семьи становится помощь в урегулировании семейной ситуации.

Особенности реабилитационной работы на кризисном уровне сопровождения:

  • Назначение ответственного за составление иисполнение Плана сопровождения.
  • Взаимодействие с семьей с целью диагностики семейной ситуации.
  • Выявление и оценка сетевых ресурсов семьи, их аккумуляция и мобилизация для целей сопровождения.
  • Привлечение к работе с замещающей семьей других специалистов (при необходимости).
  • Согласование и утверждение плана сопровождения семьи на консилиуме специалистов по сопровождению замещающих семей совместно с органами опеки и попечительства.
  • Реализация Плана.
  • Осуществление мониторинга развития внутрисемейной ситуации и развития ребенка в замещающей семье.
  • Временное помещение ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей для детальной проработки семейной ситуации и разрешения конфликтов (при необходимости).
  • Период предоставления услуг по сопровождению на кризисном уровне:
  1. до устранения причин кризиса, стабилизации ситуации в семье и перевода на базовый уровень;
  2. до отстранения (освобождения) замещающих родителей от обязанностей законного представителя ребенка.

3.4. Экстренный уровень:

Субъект сопровождения - замещающая семья на грани отказа от воспитания подопечного ребенка.

Цель сопровождения - предотвращение отказа от подопечного ребенка.

Задачи экстренного сопровождения - предотвращение отказа и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо, в случае отказа от ребенка, нивелирование травматических последствий дезинтеграции ребенка из семьи.

Особенности реабилитационной работы на экстренном уровне сопровождения:

  • Квалификация экстренного случая на основе комплексной диагностики семейной ситуации.
  • Согласование и утверждение плана сопровождения семьи на консилиуме специалистов по сопровождению замещающих семей.
  • Согласование Планов сопровождения семьи с органами опеки и попечительства.
  • Назначение ответственного за составление иисполнение Плана сопровождения.
  • Реализация Плана.
  • Осуществление мониторинга развития внутрисемейной ситуации и развития ребенка в замещающей семье.
  • Повышенный контроль ситуации в семье с целью своевременного выявления риска жестокого обращения с ребенком. Для детальной проработки семейной ситуации и разрешения конфликтов возможно временное помещение ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
  • Период предоставления услуг по сопровождению имеет временные ограничения:
  1. до устранения риска возврата ребенка, стабилизации ситуации в семье и перевода на кризисный или базовый уровень сопровождения;
  2. до отстранения (освобождения) замещающих родителей от обязанностей законного представителя ребенка.

4. Основные этапы деятельности по сопровождению замещающих семей.

  1. Подготовительный: прием и обработка информации о нуждаемости замещающей семьи в сопровождении.
  2. Диагностический: исследование семейной ситуации.
  3. Организация сопровождения семьи в соответствии с уровнем сопровождения.
  4. Оценка результатов сопровождения.

5. Порядок сопровождения замещающих семей

  1. Подготовительный этап: прием и обработка информации о нуждаемости замещающей семьи в сопровождении.
    1. Для получения услуг в рамках сопровождения замещающих семей, замещающие родители обращаются в орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - орган опеки и попечительства) или в службу сопровождения замещающих семей.
    2. При обращении замещающей семьи в орган опеки и попечительства, специалист органа опеки и попечительства предварительно определяет уровень сопровождения замещающей семьи: адаптационный, базовый, кризисный или экстренный (в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка), готовит направление на сопровождение (в двух экземплярах, по форме согласно Приложения 1) и информирует семью об организации, в которую им следует обратиться, и месте ее нахождения.
    3. Один экземпляр направления на сопровождение вручается замещающим родителям, второй передается на исполнение в организацию, ответственную за сопровождение замещающих семей, обслуживающую данное муниципальное образование в течение трех рабочих дней при адаптационном и базовом уровне сопровождения и не позднее следующего рабочего дня с даты обращениязамещающей семьи при кризисном и экстренном уровнях сопровождения.
    4. При обращении замещающей семьи в организацию, ответственную за сопровождение замещающих семей, обслуживающую данное муниципальное образование, от замещающего родителя принимается заявление на сопровождение (Приложение 2). Отрывной талон от направления на сопровождение передается в орган опеки и попечительства, выдавший направление.
    5. При обращении семьи за услугами по сопровождению в службу сопровождения замещающих семей без направления органа опеки и попечительства специалистами службы сопровождения определяется уровень сопровождения семьи. Если семья зачисляется на кризисный или экстренный уровень сопровождения, специалисты службы в течение пяти рабочих дней направляет в орган опеки и попечительства Уведомление по форме (Приложение 3). Информация о семьях на адаптационном и базовом уровнях сопровождения при самообращении семьи за услугами не передается в органы опеки и попечительства.
    6. В учреждении, ответственном за сопровождение замещающих семей, согласно направлению от органов опеки и попечительства или заявлению при самообращении, руководителем службы/учреждения назначается лицо, ответственное за организацию работы с данной замещающей семьей (далее – Ответственный).
    7. Ответственный заключает с замещающей семьей Соглашение о безвозмездном сопровождении семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), оставшегося (-ихся) без попечения родителей (Далее – Соглашение с семьей, Приложение 4), в течение десяти рабочих дней, если сопровождение осуществляется на базовом и адаптационном уровнях, и в течение трех рабочих дней – если на кризисном и экстренном уровнях.
    8. Информация о семьях заносится в Журнал учета замещающих семей, находящихся на сопровождении в организации (рекомендуемая форма - Приложение 5).
    9. В случае, если замещающая семья в течение 30 дней после получения направления от органа опеки и попечительства не обратилась в службу сопровождения, либо отказалась от услуг по сопровождению, служба сопровождения информирует об этом орган опеки и попечительства в соответствии с п. 5.5.6, по форме, согласно Приложению 6.
    1. Диагностический этап: исследование семейной ситуации
    1. Ответственным организуется (с привлечением узких специалистов Учреждения) проведение первичной диагностики проблем и сильных сторон замещающей семьи, определение целей и задач сопровождения, проводится переоценка уровня сопровождения (при необходимости): набазовом и адаптационном уровнях сопровождения - в течение десяти рабочих дней, на кризисном и экстренном уровнях сопровождения - в течение трех рабочих дней со дня подписания семьей Соглашения.

    Результаты диагностики семейной ситуации фиксируются специалистами и подшиваются в личное дело замещающей семьи.

    1. Руководитель службы сопровождения замещающих семей организует проведение первичного консилиума (Приложение 7) специалистов в срок не позднее десяти рабочих дней, если уровень сопровождения базовый или адаптационный, и не позднее трех рабочих дней, если уровень сопровождения кризисный или экстренный, со дня заключения Соглашения с семьей. На консилиуме присутствуют специалисты службы сопровождения замещающих семей (Ответственный за сопровождение замещающей семьи, методисты, психологи, социальные педагоги, а также специалист органа опеки и попечительства (при необходимости). Консилиум собирается с целью обсуждения результатов исследования семейной ситуации различными специалистами, составления и утверждения Плана сопровождения замещающей семьи (далее по тексту –План сопровождения, Приложение 8).
    1. Этап: организация сопровождения семьи в соответствии с уровнем сопровождения
    1. На Консилиуме специалистов составляется и обсуждается План сопровождения замещающей семьи.
    2. План сопровождения составляется на срок:
    • до 12 месяцев – на адаптационном уровне сопровождения,
    • на время существования замещающей семьи – на базовом уровне сопровождения,
    • до 3месяцев (с возможностью пересмотра, продления) – на кризисном уровне сопровождения,
    • до 3 недель (с возможностью пересмотра, продления) – на экстренном уровне сопровождения.

    В случае пересмотра или продления Плана сопровождения в него вносятся соответствующие изменения.

    Кейс 15. Сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей сложных категорий; девиантное/делинквентное поведение ребенка в приемной семье; разрешение конфликтов.

    Участники кейса (кто принимает участие, ребенок (возраст, статус и пр.), родители, специалисты и т.д.)

    Приёмный родитель: женщина, 1955 года рождения, работает инженером-конструктором. Она является опекуном и женой дяди девочки.

    Несовершеннолетний ребенок: девочка, 2003 года рождения, учится в школе в 9 классе. Оформлена опека над девочкой.

    Информация о ближайших родственниках:

    • муж приемной матери, 1955 года рождения, работает ведущим инженером;
    • сын приемной матери, 1980 года рождения, работает инженером, женат, воспитывает 3 сыновей, 2008г.р, 2012г.р., 2018г.р.

    Куратор случая: педагог-психолог из службы сопровождения замещающих семей.

    Описание кейса (последовательность событий)

    Семья является замещающей (приёмной). Несовершеннолетняя проживает с приемной матерью и ее мужем в трехкомнатной квартире со всеми видами благоустройств. У несовершеннолетней есть отдельная комната, в которой организовано спальное место, место для самоподготовки.

    Несовершеннолетняя была усыновлена супружеской бездетной парой в 2003 году. В возрасте 5 лет у нее умирает отец, в возрасте 8 лет – умирает мать. В 2011 году ее дядя оформляет девочку под опеку в свою семью, но в 2013 году по взаимному согласию всех членов семьи девочка стала воспитываться в приемной семье его сына.

    В 2018 году приемная семья, в которой проживала несовершеннолетняя, не справилась с ее воспитанием. Она снова переехала жить в семью дяди, и приемным родителем была назначена ее тетя. К этому времени девочка-подросток фактически уже полгода проживала в семье дяди и тети, которые старались исполнять свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетней.

    Но в семье участились конфликтные ситуации, по большей части связанные с успеваемостью несовершеннолетней в школе. У девочки наблюдалось отсутствие мотивации к обучению, несформированность волевых качеств, апатия ко всем видам деятельности. После ссор она могла уйти на длительное время из дома, не прийти ночевать, режим дня и питания несовершеннолетней часто не соблюдался. Она не прислушивалась к просьбам взрослых, игнорировала их требования, не выполняла семейные правила, не рассказывала о том, что происходит в ее жизни. Общение в семье носило формальный характер, подопечная вела себя отстраненно, могла проявлять вербальную и физическую агрессию по отношению к членам семьи. Особенно часто она вступала в конфликтные ситуации с дядей, могла сама его спровоцировать на скандал. Девочка не заводила близких доверительных отношений с окружающими, единственный человек, которого она выделяет в своем окружении – это престарелая бабушка по материнской линии, но с ней тоже периодически происходили конфликты.

    В службу сопровождения замещающих семей обратилась приемная мама с просьбой о помощи ее семье и преодолении сложившейся конфликтной ситуации.

    Специалистами службы сопровождения было проведено психологическое обследование членов семьи и несовершеннолетней.

    По результатам первичной диагностики было выявлено, что психологическое состояние несовершеннолетней неудовлетворительное, у нее проявлялись признаки травмированности, связанной с ранней смертью родителей, нарушение привязанности и недоверие к окружающему миру. В поведении несовершеннолетней наблюдались тревожность, склонность к депрессивным состояниям, к суицидальным мыслям и действиям с суицидальной окраской, демонстративность и упрямство, склонность ко лжи. Для нее характерна эмоциональная нестабильность, перепады настроения, вспышки агрессии и раздражения. В общении со сверстниками могла проявлять физическую и вербальную агрессию, не всегда контролировала свое поведение и эмоциональное состояние, могла являться зачинщиком драк и конфликтов.

    Выделение проблемы (какая проблема(ы) решается)

    1. Наличие внутрисемейного конфликта и риска возврата несовершеннолетней из замещающей семьи.
    2. Нарушение привязанности у несовершеннолетней, проживание травматического опыта.
    3. Недостаточная педагогическая компетентность воспитывающих ребенка взрослых.
    4. Проявление девиантного поведения девочки.
    5. Агрессивная реакция на всех членов приемной семьи.
    6. Отсутствие мотивации к учению и нежелание заниматься.
    7. Повышенная конфликтность несовершеннолетней с дядей (опекуном)

    Таким образом, мы наблюдаем довольно сложную проблему в приемной семье. С одной стороны - приемные родители по-своему заботятся о девочке, с другой стороны – несовершеннолетняя не принимает их заботу, ведет себя отстраненно, не хочет выполнять правила дома, не включается в домашнюю работу. Эмоциональное состояние несовершеннолетней нестабильное, бывают всплески агрессии, она не может владеть собой, не контролирует свои действия , поступки, речь. Все это приводит к напряженной обстановке в семье, конфликтам, недопониманию и т.д.

    Варианты решения проблем

    1. Проведение социально-реабилитационной работы с замещающей семьей и несовершеннолетней.

    Цель социально-реабилитационной работы с семьей: профилактика возврата подопечного ребенка из замещающей семьи.

    С этой целью специалисты службы сопровождения замещающей семьи усилия направили на содействие созданию благоприятных условий для продолжительного и комфортного пребывания, развития и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающей семье.

    Задачи социально-реабилитационной работы:

    1. Организовать психолого-педагогическую поддержку всем членам семьи и помощь в разрешении внутрисемейного конфликта.
    2. Повысить педагогическую компетентность приемных родителей через обучение в Школе замещающих родителей и консультации по вопросам воспитания ребенка подросткового возраста.
    3. Содействовать проживанию несовершеннолетней травматического опыта через проведение консультаций и коррекционно-развивающих занятий с психологом.
    4. Привлечь престарелую бабушку по материнской линии к реабилитации несовершеннолетней, так как она единственный человек, которого девочка выделяет в своем окружении, при этом с ней тоже периодически происходили конфликты.

    За время социально-реабилитационной работы с семьей были проведены следующие мероприятия:

    • диагностическое обследование несовершеннолетней с целью изучения ее личностных особенностей и выявления имеющихся психологических проблем в динамике, после проведения обследования и занятий;
    • социально-психологическое консультирование несовершеннолетней, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, разрешения внутрисемейного конфликта и разрешения личностных психологических проблем;
    • индивидуальные психокоррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетней с целью проработки травматического опыта, снижения тревожности, агрессивности, развития адекватной самооценки, принятия себя и повышения уверенности в себе, а также профессиональной ориентации;
    • обучение приемной матери в ШПР;
    • социально-психологическое консультирование приемной матери, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, разрешения внутрисемейного конфликта, по вопросам воспитания и развития ребенка-сироты подросткового возраста;
    • психологическая помощь и поддержка приемной матери в трудной жизненной ситуации;
    • профилактические беседы с дядей несовершеннолетней;
    • беседы и консультации врача-педиатра и социального педагога по различным вопросам с замещающими родителями и несовершеннолетней.

    Учтенные и неучтенные риски при выборе решения

    • не до конца учитывались внешние ресурсы подопечной и членов семьи;
    • не организовано комплексное межведомственное взаимодействие;
    • не учитывалось недостаточное знание приемными родителями особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста.
    • учет обращения приемной матери за оказанием помощи и поддержки:
    • активное включение приемной матери в разрешение сложившейся ситуации.

    Обоснование решения

    Материалы для решения вопросов нахождения взаимоотношений с подростком.

    Важно для построения доверительных отношений с приемными подростками учитывать следующее. С подростками нужно быть искренними. Искренность - максимальная, учитесь быть искренними, и еще искреннее, и еще. Много-много разговаривать с подростком, обсуждать все на свете, кажущиеся очевидными вещи, проговаривать все. Наверняка, обнаружатся удивительные пробелы и нелепые убеждения у ребенка, которые следует обсудить, и неоднократно.

    Подростковый возраст - сложное время. Приемные подростки могут столкнуться с особыми трудностями, связанными с формированием идентичности, чувством отверженности, контролем и потребностью быть связанными с их корнями. Родители должны постараться понять и поддержать своих детей. Сложности, возникающие у ребенка, не являются отражением стиля воспитания усыновителей. Если подросток хочет знать о биологической семье, это не значит, что он отвергает приемную. Проблемы, встающие перед подростками, принятыми не в младенческом возрасте, еще более сложны. Часто такие дети подвергались насилию или были заброшены, переезжали от одних родственников к другим, прежде чем нашли постоянную семью. Они испытывают более интенсивное чувство потери, часто страдают от сильно заниженной самооценки. Кроме того, такие подростки, как правило, имеют серьезные эмоциональные и поведенческие трудности, как результат раннего прерывания процесса привязанности к взрослым. Неудивительно, что эти дети с трудом могут доверять приемным родителям - ведь взрослые, с которыми им пришлось столкнуться в первые годы жизни, по разным причинам не откликались на их эмоциональные потребности.

    Подростки, принятые в семью в старшем возрасте, приносят с собой воспоминания о своей прежней жизни. Для них важно, чтобы им позволили сохранить эти воспоминания и делиться ими. Родители таких тинейджеров должны быть готовы к тому, что им и детям может потребоваться профессиональная помощь для построения и поддержания здоровых семейных взаимоотношений.

    Признавать свои ошибки надо смело, вслух, вместе обсуждать, приводить примеры, принимать все, что выдает ребенок, даже самое гадкое и неожиданное, мерзкое. Не отталкивать самого ребенка, быть искренним. И проговаривать, что «вот это мне крайне неприятно, потому и потому, и моя реакция вот такая, например, пропало желание идти развлекаться. Но параллельно держать фоном, чтобы для ребенка было очевидно, что его принимают как личность, неприемлемы только его поступки. Важно верить в ребенка, в то, что он прекрасен, а все неприятные моменты можно победить. Наиболее приемлемое занятие с подростками – совместная деятельность. Просмотр передач и их обсуждение с подростком, так как они ему нравятся, обсуждать героев.

    Главное для приемных родителей — верность, невозмутимость и непрошибаемость. Это поможет подростку чувствовать себя нужным, важным и любимым. А мы выражаем это не всегда очевидным образом для них. Доказывать, что взрослому можно доверять. Что этот взрослый не выдаст, не станет отчаиваться, останется его взрослым, что бы подросток ни натворил. Постоянно оставаться в роли взрослого. Ребенок будет проверять на прочность, к этому нужно быть готовым. Быть ближе по возрасту. Не лезть настойчиво с расспросами. Не лезть грубо на личную территорию. Не читать длительных нравоучений. Уметь встать на уровень подростка.

    Очень помогает родителям вспомнить себя в 16. Порадоваться, что сегодняшние подростки и близко не такие, как были мы тогда. Быть искренним всегда и во всем. Тогда и дети будут более доверять нам. Делать все вместе: строить дом, ходить в поход, сажать огород, ездить в гости. Обсуждать проблемы вместе, даже если наверняка знаешь, что проблема пустяковая, и завтра ребенок даже не вспомнит о ней.

    Не ожидайте, что подросток будет на уровне своего возраста (интеллект, социальные навыки, эмоции, ответственность). Часто у них тело 15-17-ти летних, но внутренний мир — на 12-13 лет. Это нормально. Отношения так и надо настроить, относительно их эмоционального возраста и внутреннего мира.

    Какие ошибки вы совершили, в результате чего ваши отношения с приемным подростком дали трещину?

    Проанализируйте конфликтные ситуации с подростком и свои эмоциональные реакции и слова на них. Например, перегибала палку в выражении эмоций по отношению к негативным поступкам, но обсуждение ситуации помогло выровнять крен. Немного перегибала с недоверием. Важно научиться принимать не только ребенка с его ошибками, но и себя - со своими, прощать себя, быстро и вовремя. Это позволит вам найти правильное взаимодействие с подростком.

    В самых трудных случаях используйте юмор. Чувство юмора в помощь снижения напряженности. Часто конфликт можно перевести в шутку и снизить градус напряжения. Снизить требования на входе. Сначала взращиваем привязанность, уважение и т.д., а только потом учеба, корректировка вредных привычек. Учесть то, что триггеры срабатывают мощно. И если есть не до конца решенные личностные вопросы или не до конца залеченные раны, то присутствие подростка их обострит, и тут важна готовность работать по всем фронтам, меняясь самому, прежде всего.

    Признание своих ошибок поможет восстановить отношения с подростком, поможет установить доверие.

    08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

    В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

    – В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

    Справочно

    В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

    Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

    30 Декабря 2021

    Страхи, чувство вины, неуверенности, сомнения – все это мешает приемным родителям сделать выбор или же становится препятствием уже в ходе жизни в семье с приемным ребенком. От каких-то страхов можно избавиться, какие-то опасения оказываются ложными, а некоторые пугающие моменты все же имеют под собой основу. Но в любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит: нужна помощь и поддержка психологов и ресурсных родителей.

    29 Декабря 2021

    28 Декабря 2021

    Блогер или путешественник - вот он, профессиональный выбор-мечта и предел трудовых амбиций современного подростка. И это еще хорошо, уверяют эксперты, потому что, выпускникам детских домов мечтать о выборе профессии особенно не приходится. Специалисты рассказали о том, почему так происходит и можно ли это изменить.

    27 Декабря 2021

    Читайте также: