В чем заключается правовая природа иных мер уголовной ответственности

Обновлено: 02.07.2024


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
    • по уголовным делам
      • Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления
      • Преступления против общественной безопасности и здоровья населения
      • Преступления против экологической безопасности и природной среды
      • Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности
      • Преступления против человека
      • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
      • Назначение наказания и иные меры уголовной ответственности

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О применении судами мер уголовной ответственности, предусмотренных ст.ст. 77–79 УК

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      30 сентября 2010 г. № 9

      Изменения и дополнения:

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2015 г. № 3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2015, 6/1476) ;

      Обсудив практику применения судами отсрочки исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания и осуждения без назначения наказания (ст.ст. 77–79 УК), Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что эти меры уголовной ответственности являются важным средством обеспечения исправления осужденных без изоляции от общества. При этом осуждение с отсрочкой исполнения наказания и с условным неприменением наказания являются альтернативными мерами уголовной ответственности по отношению не только к наказанию в виде лишения свободы, но и к иным видам наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом за совершение преступлений. Они реализуются путем осуществления мер профилактического, исправительного и испытательного характера в отношении осужденного и посредством угрозы применения наказания в случае, если осужденный нарушит условия испытания.

      Вместе с тем суды не придают должного значения применению отсрочки исполнения наказания, осуждению с условным неприменением наказания и осуждению без назначения наказания и, при наличии к тому оснований, не обсуждают вопрос об их применении. В некоторых случаях, назначая такие меры, суды в приговоре недостаточно мотивируют принятое решение.

      В целях обеспечения правильного и единообразного применения мер уголовной ответственности, предусмотренных ст.ст. 77–79 УК, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

      1. Обратить внимание судов, что осуждение с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, а также осуждение без назначения наказания являются формами реализации уголовной ответственности и достижения ее целей путем осуществления в отношении виновного мер профилактического, исправительного и испытательного воздействия, но без применения уголовного наказания.

      2. При назначении лицу, совершившему преступление, отсрочки исполнения наказания, условного неприменения наказания либо осуждения без назначения наказания судам надлежит учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, личность виновного, наступившие последствия и иные обстоятельства дела. Судам следует исходить из обстоятельств совершения преступного деяния, данных, характеризующих условия и образ жизни лица, его совершившего, готовности виновного вести законопослушный образ жизни под воздействием испытательного и профилактического контроля за его поведением.

      3. Обратить внимание судов, что при отсутствии предусмотренных законом запретов к применению ст. 77 или ст. 78 УК и наличии у суда убеждения в том, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного наказания, суду следует решить вопрос, какая из этих мер уголовной ответственности в данном случае подлежит применению с приведением в приговоре мотивов принятого решения. При этом следует иметь в виду, что отсрочка исполнения наказания по своим правовым последствиям и характеру правоограничений является более строгой мерой, чем условное неприменение наказания.

      Отсрочку исполнения наказания следует применять в случаях, когда для достижения целей уголовной ответственности и степени исправления лица необходима оценка судом степени его исправления по результатам испытания и возможности освобождения осужденного от назначенного наказания.

      Решение об условном неприменении наказания должно быть основано на убеждении суда в том, что цели уголовной ответственности будут достигнуты без реального отбывания наказания.

      4. Разъяснить судам, что исправительное воздействие осуждения без назначения наказания (ст. 79 УК) заключается в возложении на лицо, совершившее преступление, статуса осужденного и осуществлении за таким лицом в течение срока судимости профилактического наблюдения.

      Осуждение без назначения наказания может быть применено, если в процессе судебного рассмотрения уголовного дела в отношении лица, впервые совершившего преступление, не относящееся к категории тяжких или особо тяжких, будет установлено, что вследствие длительного безупречного поведения после совершения преступления это лицо доказало свое стремление к законопослушному поведению и с учетом характера и степени опасности данного преступления, личности виновного его дальнейшее исправление возможно без применения наказания.

      Безупречность поведения виновного после совершения преступления и до постановления приговора следует определять в каждом конкретном случае исходя из личности обвиняемого и достаточности указанного срока для вывода о том, что у лица сформировалась стойкая направленность на законопослушное поведение.

      5. Обратить внимание судов, что при постановлении обвинительного приговора в соответствии с положениями ст. 352 УПК суд обязан обсудить вопрос не только о возможности назначения виновному одного из наказаний, предусмотренных санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, но и об осуждении с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания либо без назначения наказания.

      Применяя меры уголовной ответственности, предусмотренные ст.ст. 77–79 УК, в описательно-мотивировочной части приговора суду следует изложить мотивы применения именно указанных мер.

      Решение о применении ст.ст. 77–79 УК формулируется в резолютивной части приговора.

      В отношении лица, совершившего два или более преступления, решение о применении ст.ст. 77, 78 УК принимается не за каждое преступление в отдельности, а только при назначении окончательного наказания при повторности преступлений, не образующих совокупности (ст. 71 УК), либо по совокупности преступлений (ст. 72 УК).

      В случае применения к обвиняемому отсрочки исполнения либо условного неприменения наказания вид исправительного учреждения в резолютивной части приговора не указывается.

      6. Обратить внимание судов, что отсрочка исполнения наказания и условное неприменение наказания могут быть применены только к впервые осуждаемым к лишению свободы, поэтому суд не вправе применять эти меры уголовной ответственности к лицу, ранее осуждавшемуся к лишению свободы за преступление, судимость за которое не погашена и не снята в установленном законом порядке.

      Ранее осуждавшимися к лишению свободы следует считать лиц, которым за совершенное преступление было назначено наказание в виде лишения свободы независимо от того, отбывал ли виновный наказание в виде лишения свободы либо был освобожден от его отбывания (например, вследствие зачета в срок наказания времени предварительного заключения под стражу, освобождения от наказания по акту амнистии или помилования без снятия судимости).

      7. Осуждение с отсрочкой исполнения наказания или с условным неприменением наказания при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 77, 78 УК, может быть применено и к лицу, которое ранее осуждалось к лишению свободы с отсрочкой исполнения наказания или с условным неприменением наказания, при осуждении к лишению свободы за преступление, совершенное до постановления первого приговора, и при назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 71, ч. 5 ст. 72 УК.

      При назначении наказания по статьям Особенной части УК, санкции которых предусматривают наказание только в виде лишения свободы, в случае неприменения осуждения с отсрочкой исполнения наказания в отношении лица, впервые осужденного к лишению свободы на срок до пяти лет, или неприменения осуждения с условным неприменением наказания в отношении лица, впервые осужденного к лишению свободы за преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, суд в описательно-мотивировочной части приговора приводит мотивы неприменения соответственно ст.ст. 77, 78 УК.

      8. Судам надлежит иметь в виду, что осуждение с отсрочкой исполнения наказания может быть применено в строгом соответствии с требованиями ст. 77 УК, как правило, за преступления, не являющиеся тяжкими.

      Отсрочка исполнения наказания на срок от двух до трех лет может быть назначена лицу, впервые осуждаемому за совершение тяжкого преступления, не сопряженного с посягательством на жизнь или здоровье человека, при полном возмещении обвиняемым до окончания судебного следствия причиненного преступлением ущерба (вреда), возврате неосновательного обогащения, уплаты дохода, полученного преступным путем, а лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, либо мужчинам, достигшим возраста шестидесяти лет, женщинам, достигшим возраста пятидесяти пяти лет, инвалидам I и II группы независимо от объекта преступного посягательства и возмещения причиненного преступлением ущерба (вреда), возврата неосновательного обогащения, уплаты дохода, полученного преступным путем (ч. 2 ст. 77 УК).

      Отсрочка исполнения наказания не может назначаться лицу, осуждаемому за особо тяжкое преступление, а равно иностранному гражданину и не проживающему постоянно в Республике Беларусь лицу без гражданства (ч. 2 1 ст. 77 УК).

      9. Осуждение с условным неприменением наказания может назначаться с соблюдением требований, указанных в ст. 78 УК, лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы за совершение не представляющего большой общественной опасности или же менее тяжкого преступления.

      Условное неприменение наказания не может быть назначено лицу, осуждаемому за тяжкое преступление, за исключением лица, совершившего такое преступление в возрасте до восемнадцати лет, а также мужчин, достигших возраста шестидесяти лет, и женщин, достигших возраста пятидесяти пяти лет, инвалидов I и II группы, или за особо тяжкое преступление, а равно иностранному гражданину и не проживающему постоянно в Республике Беларусь лицу без гражданства.

      При осуждении с условным неприменением наказания суд устанавливает испытательный срок продолжительностью от одного года до трех лет.

      10. При установлении продолжительности отсрочки или испытательного срока судам надлежит учитывать данные, характеризующие личность осужденного, его возраст и иные обстоятельства с тем, чтобы срок испытания был достаточным для исправления. При этом продолжительность отсрочки и испытательного срока может превышать назначенный приговором срок лишения свободы.

      Исчисление испытательного срока и срока отсрочки исполнения наказания начинается со дня вступления приговора в законную силу.

      Законом не предусмотрено сокращение срока отсрочки исполнения наказания. В отношении осужденного с условным неприменением наказания суд может сократить испытательный срок, если осужденный своим поведением доказал свое исправление (ч. 5 ст. 402 2 УПК).

      11. Обратить внимание судов, что в соответствии со ст. 81 УК за лицом, осужденным в порядке, предусмотренном ст.ст. 77, 78 УК, осуществляется профилактическое наблюдение и на него в силу закона возлагаются обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 81 УК.

      Вместе с тем на такое лицо могут судом возлагаться и обязанности, предусмотренные ч. 4 ст. 77, ч. 5 ст. 78 УК, перечень которых является исчерпывающим. Определяя круг обязанностей, которые необходимо возложить на осужденного, суд должен исходить из обстоятельств, характеризующих личность виновного.

      После провозглашения приговора председательствующий разъясняет обвиняемому сущность примененной в отношении его меры уголовной ответственности, характер возложенных на него обязанностей, последствия их невыполнения.

      Указанные разъяснения отражаются в протоколе судебного заседания.

      13. Разъяснить судам, что при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания суд может назначить дополнительные наказания в виде конфискации имущества, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения воинского или специального звания.

      Применяя отсрочку исполнения наказания, суд может отсрочить исполнение и дополнительных наказаний.

      При условном неприменении наказания дополнительные наказания приводятся в исполнение. Отбывание дополнительного наказания, назначенного на определенный срок, прекращается с истечением испытательного срока (ч. 4 ст. 78 УК).

      14. Судам надлежит иметь в виду, что при совершении осужденным в течение срока отсрочки или испытательного срока умышленного преступления (независимо от назначенного за него наказания), а равно преступления по неосторожности, за которое назначено лишение свободы, суд определяет виновному наказание по совокупности приговоров (ст. 73 УК). При этом неотбытой частью наказания считается наказание в виде лишения свободы, которое было отсрочено (ст. 77 УК) либо не приведено в исполнение (ст. 78 УК), за исключением срока содержания под стражей и домашнего ареста, которые применялись в качестве мер пресечения и подлежат зачету по правилам ст. 75 УК, а также неотбытое дополнительное наказание, назначенное при применении отсрочки исполнения наказания и условном неприменении наказания.

      Если за новое умышленное преступление лицо осуждается к штрафу либо лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК эти наказания приводятся в исполнение самостоятельно. Одновременно суд в резолютивной части приговора указывает о приведении в исполнение предыдущего приговора, направлении осужденного в места лишения свободы на соответствующий срок и определяет вид исправительного учреждения для отбывания наказания.

      15. Разъяснить судам, что если в период отсрочки исполнения наказания или условного неприменения наказания в виде лишения свободы осужденным совершено преступление по неосторожности, за которое судом назначено наказание, не связанное с лишением свободы, отсрочка исполнения наказания и условное неприменение наказания сохраняют свою силу.

      Приговор к наказанию, не связанному с лишением свободы, приводится в таких случаях в исполнение самостоятельно наряду с отсрочкой исполнения наказания и условным неприменением наказания, назначенного по предыдущему приговору.

      16. Обратить внимание судов, что отсрочка исполнения наказания и условное неприменение наказания по представлению органа, осуществляющего контроль за осужденным, могут быть отменены судом, если осужденный, несмотря на официальное предупреждение, не выполняет возложенные на него обязанности либо неоднократно нарушал общественный порядок, за что к нему дважды были применены меры административного взыскания.

      При рассмотрении вопроса об отмене отсрочки исполнения наказания и условного неприменения наказания вследствие допущенных осужденным нарушений суд должен выяснить, в чем они заключались. Основанием для отмены отсрочки исполнения наказания и условного неприменения наказания могут являться такие нарушения, характер которых свидетельствует о нежелании осужденного встать на путь исправления.

      Если с ходатайством об отмене отсрочки исполнения наказания и условного неприменения наказания обратилось лицо, которому в соответствии с ч. 6 ст. 77, ч. 7 ст. 78 УК поручено наблюдение за осужденным, инспекция по делам несовершеннолетних представляет в суд заключение относительно целесообразности принятия судом такого решения.

      Отсрочка исполнения наказания и условное неприменение наказания подлежат отмене по представлению уголовно-исполнительной инспекции и в том случае, когда осужденный скрылся.

      Скрывшимся считается осужденный, место нахождения которого неизвестно и не было установлено в течение тридцати дней, несмотря на принятые первоначальные меры розыска (ч. 4 ст. 181 УИК).

      При направлении осужденного для отбывания наказания в виде лишения свободы суд определяет вид исправительного учреждения в соответствии со ст.ст. 57, 115 УК.

      Решение о продлении срока отсрочки исполнения наказания, равно как и о замене лишения свободы более мягким наказанием, подлежащим отбыванию, может быть принято судом при наличии оснований считать, что осужденный в целом проявляет стремление к законопослушному поведению, но в то же время нельзя исключить возможность совершения им нового преступления в будущем без продолжения применения к нему мер исправительного воздействия и без изоляции от общества.

      Направление осужденного для отбывания наказания по истечении отсрочки возможно, если осужденный не исправился, то есть его поведение и отношение к выполнению требований органа исполнения наказаний расценивается судом как незаконопослушное.

      18. Срок судимости при осуждении с отсрочкой исполнения наказания или с условным неприменением наказания исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда (ч. 1 ст. 180 УИК).

      В отношении осужденного с отсрочкой исполнения наказания судимость погашается со дня вынесения постановления суда об освобождении от наказания, которое вступает в законную силу немедленно.

      При замене лишения свободы более мягким наказанием по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 7 ст. 77 УК, либо направлении осужденного для отбывания назначенного наказания (п. 3 ч. 7 ст. 77 УК) судимость погашается после отбытия основного и дополнительного наказаний с соблюдением правил, указанных в пп. 1–4 ч. 1 ст. 97, ч.ч. 1, 4 ст. 121 УК.

      При осуждении с условным неприменением наказания судимость погашается по истечении испытательного срока, установленного приговором, если назначенное наказание не было приведено в исполнение.

      19. В ходе рассмотрения дел в апелляционном и надзорном порядке судам надлежит проверять правильность применения норм уголовного закона при назначении наказания и иных мер уголовной ответственности.

      При обнаружении ошибок и нарушений закона, допущенных судами первой инстанции при назначении наказания и иных мер уголовной ответственности, вышестоящие судебные инстанции должны принимать предусмотренные законом меры к их устранению.

      20. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, областным, Минскому городскому судам надлежит регулярно изучать и анализировать практику применения судами мер уголовной ответственности, предусмотренных ст.ст. 77–79 УК, принимать меры к формированию у судов правильных подходов к их избранию.

      Принудительные меры медицинского характера по УК РФ


      Принудительные меры медицинского характера по УК РФ применяются к определенным категориям осужденных.

      Понятие

      Понятие принудительных мер медицинского характера раскрывается в Уголовном кодексе РФ:

      Принудительная мера медицинского характера (в сокращении ПММХ) — это вид государственного принуждения, характерный для уголовного права, заключающийся в принудительном применении медицинских процедур различного вида и направления по отношению к особым категориям осуждённых.

      Данная мера, несмотря на схожесть и задачи, не относится к видам уголовного наказания. Анонсированная схожесть проявляется в попытках лечения преступника для того, чтобы его возвращение в общество было корректным, а также для обеспечения и минимизирования риска повторения им попытки совершения нового преступления.

      Глава 9. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

      : • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность
      : • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство
      • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      Номер документа:17
      Дата принятия:31/01/2017
      Состояние документа:Действует
      Начало действия документа:01/01/2019
      Органы эмитенты:Парламент

      В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики от 24 января 2021 года №10 настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2021 года.

      Цели и основания

      В качестве подтверждения действительной задачи подобной меры предусмотрена статья 98 УК РФ:

      Положения вышеприведённой статьи ссылаются на ст. 97 УК РФ, которая устанавливает список оснований предполагающих применение ПММХ, а именно:

      1. Лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости.

      Назначение лечение судом

      1. Лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

      Как уже было сказано в начале настоящей статьи, психическое расстройство может наступить и после совершения преступления. Например, неоднократно происходили ситуации следующего вида:

      Гражданин Иванов вместе со своей женой прогуливались по ночному городскому парку, не привлекая к себе излишнего внимания. На наиболее тёмном участке пешеходной дорожки супружескую пару окликнул мужчина и попросил закурить. Иванов абсолютно спокойно и без желания нарваться на конфликт отказал просителю, мотивируя тем, что он не курит. Как оказалось, этому мужчине и нужен был повод, чтобы вывести Иванова на ссору, что у него и получилось. В ходе словесной перебранки к злоумышленнику подоспели его два подельника, что очень взволновало Иванова, так как объектом их нескрываемого интереса являлась его супруга.

      Ситуация приняла оборот, которого и опасался Иванов: ударом кулаком в область головы Иванова повалили и связали, также поступили и с его женой, после чего усадили в автомобиль и увезли в сторону лесополосы. Говорить в подробностях о том, какие мотивы были у преступников, было бы некорректно. Поэтому стоит только сказать, что все издевательства над женщиной осуществлялись на глазах у Иванова. В итоге супружескую пару отпустили и уведомили, что если они обратятся в полицию, то ситуация повторится. Иванов, освободившись от пут, набросился на истязателей и убил их всех, в качестве орудия используя кирпич. На фоне тройного убийства, а также физического и психологического состояния жены у Иванова уже после задержания сотрудниками полиции, были обнаружены серьёзные психологические расстройства.

      1. Лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

      Это уже идёт отсылка к статье 22 УК РФ, которая устанавливает, что даже если лицо страдает какими-либо расстройствами психики, но при этом заболевание не исключает вменяемости, то оно также подлежит уголовной ответственности.

      1. Гражданам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

      Группы принудительного лечения

      Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ

      Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к медицинскому лечению, применяемый в отношении виновных в уголовных преступлениях лиц, имеющих психические расстройства.

      Медицинское воздействие в данном контексте не является мерой наказания или уголовной ответственности. Применяются они не к преступнику, а, фактически, к больному человеку.

      Ключевые особенности принудительных мер медицинского характера, отличающих их от остальных вариаций уголовно-процессуального воздействия, выглядят следующим образом:

      Выбор конкретного вида меры медицинского характера основан на особенностях заболевания виновного субъекта.

      Суд при вынесении постановления о применении принудительных мер медицинского характера основывается на заключении судебно-медицинской экспертизы.

      Ст. 99 УК РФ в действующей редакции, актуальной на 2021 год, устанавливает следующие виды медицинского воздействия:

      Изменение предполагает смену одного вида принудительного лечения другим. Причем изменение может происходить, как с менее строгой на более строгую, так и в обратном порядке.

      Если психическое состояние лица, находящего на амбулаторном лечении, усугубилось, его должны перевести на стационарное лечение. Если же, лечение в стационаре дало положительные результаты, больного могут перевести на амбулаторное лечение.

      Решение об изменении лечения принимается судом на основании представления администрации психиатрической лечебницы после очередного освидетельствования.

      В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

      Принудительные меры медицинского характера, не будучи наказанием, не преследуют цели исправления лица, совершившего общественно опасное деяние: они заключаются в оказании такому лицу необходимой медицинской помощи, а потому такие меры не являются формой реализации уголовной ответственности. Более того, названные меры могут быть применены и к лицам, не подлежащим уголовной ответственности в силу их невменяемости на момент совершения преступления.

      Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

      Основания применения принудительных мер медицинского характера исчерпывающе названы в ст. 97 УК РФ.

      К ним относятся:

      1. Юридическое основание — совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ;

      Виды принудительных мер медицинского характера

      В соответствии со ст. 99 УК РФ предусмотрены следующие виды принудительных мер медицинского характера:

      1. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях.
      1. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа.
      2. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа.
      3. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

      Врачебное заключение

      Обязательное лечение в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы

      В отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть применены не только принудительные меры медицинского характера, но и обязательное лечение, которое применяется при наличии к тому оснований в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

      Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 УИК РФ к осужденным к аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

      Если же наличие таких расстройств будет выявлено во время отбывания указанных выше видов наказаний и будет установлено, что состояние осужденного связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

      К осужденным же, отбывающим арест или лишение свободы, и больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

      Продление, изменение и прекращение

      Законодателем не предусмотрены определенные сроки помещения преступника в подобные учреждения в силу того, что, конечно же, если осужденный не достиг выздоровления, то о возвращении его в социум и речи быть не может. В связи с этим подобная мера, по сути, является бессрочной, но с регламентированным сроком освидетельствования и продления. Согласно ч. 2 статьи 102 УК РФ освидетельствование пациента должно проводиться уполномоченной комиссией врачей-психиатров не менее одного раза в течение полугода. Подобные процедуры инициируется с целью выдвижения вопроса о целесообразности прекращения применения ПММХ, а в качестве инициатора могут выступать лечащий врач, сам пациент или его законный представитель. По факту отрицательного мнения комиссии в суд представляется заключение о продлении применения данной меры, при этом первичное продление возможно только по истечении полугода, а дальнейшее осуществляется ежегодно.


      Одним из основополагающих принципов современной уголовной политики государства является экономия мер государственной репрессии является. Отказ от борьбы с преступностью только путем применения уголовной репрессии значительно расширяет предупредительные возможности уголовного закона.

      Подтверждением этому является в том числе закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации института иных мер уголовно-правового характера.

      Поскольку уголовный закон не содержит дефиниции иных мер уголовно-правового характера, не определяет их цели и систему, разработка универсальной правовой модели института иных мер уголовно-правового характера является актуальной задачей.

      Далеко не все правоведы признают самостоятельность института иных мер уголовно-правового характера. Так, А. Н. Батанов подвергает сомнению возможность рассмотрения иных мер в качестве единой системы, обладающей признаками, их как единый самостоятельный институт уголовного права. По мнению автора, единственным признаком, объединяющим иные меры, является то, что они не являются наказанием. Также, автор полагает нецелесообразным рассматривать иные меры уголовно-правового характера как единый институт и отдает предпочтение изучению каждой из мер уголовно-правового характера в отдельности [1, с. 151].

      Такой же позиции придерживается В. С. Карпов, указывая, что неоднородность иных мер не позволяет объединить их в единую систему [3, с. 32–34].

      Придерживаясь противоположной точки зрения, полагаем, что иные меры уголовно-правового характера представляют собой самостоятельный институт уголовного права, которому присущи свои характерные черты и цели, а потому дискуссию об иных мерах уголовно-правового характера не следует сводить только к противопоставлению их наказанию.

      К определению понятия иных мер не существует унифицированного подхода — каждый автор раскрывает его, исходя из своего понимания признаков этого института.

      По мнению А. С. Пунигова иные меры уголовно-правового характера — это установленные уголовным законом, ограничивающие права и свободы человека принудительные меры карательного, воспитательного и корректирующего воздействия, применяемые за совершение деяний, запрещенных уголовным законом, в целях охраны общественных отношений и предупреждения преступной деятельности [8, с. 67–69].

      Н. Ю. Скрипченко определяет иные меры уголовно-правового характера как установленные уголовным законом меры государственного принуждения, применяемые на основании решения суда к лицам, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом, и заключающиеся в ограничении их прав и свобод [10, с. 297–298].

      Наиболее широко понятие иных мер уголовно-правового характера раскрывает А. А. Павлова, которая определяет их как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, являющуюся правовым последствием совершения, запрещенного уголовным законом деяния, которая назначается и применяется на основании решения, вступившего в законную силу, лицам, признанным виновными с совершении общественно опасного деяния, и заключающуюся в ограничении прав и свобод, не имеющей карательной нагрузки и направленной на принуждение к совершению определенных действий для обеспечения безопасности общества либо направленную на воздержание от совершения запрещенных уголовным законом деяний и возмещения причиненного вреда [7, с.373–374].

      Похожим образом понятие иных мер уголовно-правового характера раскрывает Е. В. Медведев, который определяет этот институт как назначаемые за совершение преступлений меры уголовно-правового принуждения, выражающиеся в ограничениях прав некарательного свойства, выступающие в роли средств, дополняющих наказание, или в качестве его альтернативы в случаях, когда его применение недостаточно или нецелесообразно [5, с. 48–50].

      Обобщая изложенное, можно выделить такие черты иных мер уголовно-правового характера: основанием их применения является совершение общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом; принудительный и правоограничительный характер; отсутствие элемента кары.

      Для того, чтобы лучше понять сущность и значение иных мер уголовно-правового характера, мы предлагаем рассматривать отдельно содержательные (сущностные) и формальные признаки данного института.

      Сущностным признаком иных мер уголовно-правового характера является отсутствие карательного элемента, именно это свойство отличает их от наказания.

      Иные меры уголовно-правового характера не представляют собой возмездие за содеянное. Несмотря на то, что применение иных мер сопряжено с ограничением прав и свобод личности, такие ограничения носят побочный характер и применяются поскольку иначе невозможно достичь поставленных перед данными мерами целей.

      Создание института иных мер уголовно-правового характера является результатам поиска эффективных средств, для достижения целей исправления личности, устранения причин и условий совершения деяний, запрещенных уголовным законом, обеспечения безопасности общества. Правоограничительный характер выступает лишь побочным эффектом.

      Такую точку зрения разделяет Ф. К. Набиуллин. Автор отмечает, что социально-правовое значение иных мер уголовно-правового характера заключается в достижении целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений некарательными средствами. При исполнении наказания осуществляется более интенсивное воздействие на сознание личности, называемое карательным. В свою очередь, при применении иных мер уголовно-правового характера ограничения прав вызваны необходимостью предупреждения совершения новых преступлений, чего можно достичь только, поставив поведение осужденного в определенные рамки [6, с. 117–121].

      А. И. Чучаев и А. П. Фирсова также считают, что кара является исключительным свойством наказания, выражающим высокую степень интенсивности, силы и продолжительности оказываемого влияния. Остальные меры уголовно-правового характера не носят столь ограничительный характер и только опосредуют воспитательное, медицинское влияние или обеспечение безопасности [11, с. 1335–1339].

      Следующим признаком, отражающим суть иных мер уголовно-правового характера является то, что они представляют собой ограничение прав и свобод лица.

      Правоограничительный характер иных мер не вызывает сомнений, так как для достижения своих целей они в определенной степени сужают выбор возможного поведения субъекта, в отношении которого применяются. Например, возможности владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, подлежащим конфискации в силу ст. 104.1 УК РФ или даже свободы передвижения, если к лицу применяются принудительные меры медицинского характера в стационарном режиме.

      Иные меры уголовно-правового характера представляют собой разновидность мер государственного принуждения. Они применяются по решению суда помимо воли лица. Такое свойство связано с тем, что, по сути, любая мера, предусмотренная в уголовном законе, является принуждением, так как устанавливается государством и применяется им в лице суда, назначающего ту или иную меру уголовно-правового характера [6, с. 223].

      Применение иных мер связано со степенью опасности личности (деятеля), а не с тяжестью деяния и его последствиями. В этом признаке звучит отголосок социологической школы уголовного права — теория опасного состояния личности. Таким образом, в уголовном праве России эта концепция нашла свое ограниченное воплощение, так как иные меры применяются не к любому лицу, которое потенциально представляет угрозу для общества, а к тем лицам, опасность которых уже выявилась в конкретном деянии, запрещенном уголовным законом.

      При выборе иных мер, подлежащих применению к конкретному лицу, суд должен в первую очередь исходить из субъективных качеств личности, при этом тяжесть, совершенного им деяния, не может не учитываться, так как она выступает объективным фактором, на котором суд может обосновать свой вывод о степени общественной опасности деятеля.

      Важной чертой иных мер уголовно-правового характера, которая отличает их от наказания, является основание их применения. Материальным основанием их применения может быть не только преступление (в таком случае они играют производную от наказания роль), но и общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, которое не содержит в себе всех признаков состава преступления.

      С. И. Курганов подчеркивает, что из того, что в ч.2 ст. 2 УК РФ говорится о мерах уголовно-правового характера за совершение преступлений, еще не следует, что все меры уголовно-правового характера применяются только за совершение преступлений. А вот в зависимости от оснований применения их можно разделить на две группы: меры, применяемые за совершение преступлений, т. е. меры, являющиеся формой реализации уголовной ответственности, и меры, не связанные с реализацией уголовной ответственности, применяемые по иным основаниям [4, с.18].

      Поскольку основанием применения иных мер выступает как содержащее все признаки состава преступления деяние, так и объективно противоправное деяние, то суть иных мер уголовно — правового характера заключается в ответных действиях государства, применяемых к лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом [9, с. 115].

      В литературе распространено мнение о том, что в уголовном необходимо отразить, что общественно опасное деяние является объектом уголовно-правового реагирования наряду с преступлением. На наш взгляд, общественно опасное деяние как предмет уголовно-правового реагирования со стороны государства является исключением из общего правила, так как основным предметом уголовно-правового воздействия было, есть и будет преступление.

      В этой связи, поддерживаем позицию А. И. Рарога о том, что, разрабатывая новые юридические формы воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния, для охраны безопасности личности, общества и государства, мы не должны коренным образом менять жизненные устои российского уголовного права и менять задачи уголовного закона, доведя их до реагирования на любое поведение, отклоняющееся от нормы [9, с. 49–57].

      Говоря о формальных признаках иных мер уголовно-правового характера необходимо выделить следующие характеристики данного института.

      Формальная определенность — иные меры уголовно-правового характера предусмотрены уголовным законом. Законодатель выделил их в самостоятельный раздел Уголовного кодекса Российской Федерации, хотя перечень мер, включенных в этот раздел, не бесспорен.

      Иные меры уголовно-правового характера не входят в перечень наказаний, установленный ст. 44 УК РФ. Это самое яркое отличие иных мер уголовно-правового характера от наказания, так как перечень наказаний является исчерпывающим.

      Иные меры уголовно-правового характера не предусмотрены санкциями статей Особенной части УК РФ. Такое свойство иных мер обусловлено тем, что они могут применяться при совершении любого из деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ, поэтому их закрепление в санкциях нецелесообразно.

      Некоторые авторы иначе подходят к отнесению тех или иных черт к формальным и содержательным. Например, А. И. Чучаев предлагает относить принудительность как признак любой меры уголовно-правового воздействия к формальным признакам, поскольку по мнению автора, принудительность выступает внешним атрибутом уголовно-правовых мер [11, с. 1335].

      Полагаем, что принудительный характер любой уголовно-правовой меры наоборот составляет ее сущность — обеспечение запретов, установленных государством. То есть принудительность — имманентное свойство любых средств уголовно-правового реагирования.

      Обобщая содержательные и формальные признаки, мы предлагаем следующее определение: иные меры уголовно-правового характера представляют собой некарательные, принудительные меры государственного реагирования на общественно-опасные деяния, запрещенные уголовным законом, которые заключаются в ограничении прав и свобод лица и назначаются по решению суда.

      Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-правовой характер, мера, уголовный, опасное деяние, УК РФ, деяние, лицо, совершение преступлений, уголовная ответственность, уголовно-правовое реагирование.

      ФИО1 была осуждена за нарушение авторских и смежных прав ч. 3 ст. 146 УК РФ. На основании обвинительного приговора суда ей было назначено 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества.Однако до вступления приговора суда в законную силу ФИО1 заболела туберкулезом в открытой, в связи с чем суд освободил ее от отбывания наказания в виде лишения свободы. Была ли реализована уголовная ответственность? Если да, то в какой форме?


      Адвокат Антонов А.П.

      Добрый день! Согласно ст.81 Уголовного кодекса, лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
      Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
      Военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.
      Лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса.
      Согласно учебнику по уголовному праву под редакцией В.С. Комиссарова, формами реализации уголовной ответственно­сти явялются:
      наказание;
      осуждение без назначения наказания или без его отбывания.
      Самой естественной и самой распространенной формой реа­лизации уголовной ответственности является наказание. Отбытие назначенного наказания (как полное, так и частичное) влечет за собой специфическое правовое последствие в виде судимости. В этой (и только в этой) форме реализации уголовная ответствен­ность проявляется во всех своих четырех элементах:
      обязан­ность отчитаться в содеянном и подвергнуться осуждению и принуждению;
      судебное осуждение, порицание;
      мера государст­венного принуждения в форме наказания;
      судимость.
      Уголовная ответственность, реализованная в этой форме, прекра­щается, исчерпывая себя полностью, после погашения (или дос­рочного снятия) судимости.
      Второй формой реализации уголовной ответственности явля­ется осуждение без назначения наказания или без его отбывания.
      В случаях, предусмотренных ст. 80.1 и ч. 1 ст. 92 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тя­жести, освобождается судом от наказания и суд выносит обвини­тельный приговор без назначения наказания (п. 3 ч. 5 ст. 302 УПК). В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления (кроме преступ­лений, перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК РФ), может быть освобож­ден судом от наказания с помещением в специальное учебно-вос­питательное учреждение закрытого типа.
      В этих трех случаях уго­ловная ответственность проявляется в трех ее элементах:
      обязанность отчитаться в содеянном, подвергнуться осужде­нию и принуждению;
      порицание, осуждение, выраженное в об­винительном приговоре;
      государственное принуждение в виде принудительных мер воспитательного воздействия либо помеще­ния в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
      Уголовная ответственность заканчивается с реальным ис­полнением таких мер. Последний элемент уголовной ответствен­ности — судимость — в этом случае отсутствует.
      На этапе реализации уголовной ответственности важное зна­чение имеет ее индивидуализация, под которой понимается дея­тельность правоприменителя, по усмотрению которого осуществ­ляется выбор формы реализации уголовной ответственности и объем карательного воздействия на правонарушителя при при­менении к нему принудительных мер уголовно-правового харак­тера.
      Таким образом, уголовная ответственность в данном случае была реализована, но без отбытия наказания.


      Одним из основополагающих принципов современной уголовной политики государства является экономия мер государственной репрессии является. Отказ от борьбы с преступностью только путем применения уголовной репрессии значительно расширяет предупредительные возможности уголовного закона.

      Подтверждением этому является в том числе закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации института иных мер уголовно-правового характера.

      Поскольку уголовный закон не содержит дефиниции иных мер уголовно-правового характера, не определяет их цели и систему, разработка универсальной правовой модели института иных мер уголовно-правового характера является актуальной задачей.

      Далеко не все правоведы признают самостоятельность института иных мер уголовно-правового характера. Так, А. Н. Батанов подвергает сомнению возможность рассмотрения иных мер в качестве единой системы, обладающей признаками, их как единый самостоятельный институт уголовного права. По мнению автора, единственным признаком, объединяющим иные меры, является то, что они не являются наказанием. Также, автор полагает нецелесообразным рассматривать иные меры уголовно-правового характера как единый институт и отдает предпочтение изучению каждой из мер уголовно-правового характера в отдельности [1, с. 151].

      Такой же позиции придерживается В. С. Карпов, указывая, что неоднородность иных мер не позволяет объединить их в единую систему [3, с. 32–34].

      Придерживаясь противоположной точки зрения, полагаем, что иные меры уголовно-правового характера представляют собой самостоятельный институт уголовного права, которому присущи свои характерные черты и цели, а потому дискуссию об иных мерах уголовно-правового характера не следует сводить только к противопоставлению их наказанию.

      К определению понятия иных мер не существует унифицированного подхода — каждый автор раскрывает его, исходя из своего понимания признаков этого института.

      По мнению А. С. Пунигова иные меры уголовно-правового характера — это установленные уголовным законом, ограничивающие права и свободы человека принудительные меры карательного, воспитательного и корректирующего воздействия, применяемые за совершение деяний, запрещенных уголовным законом, в целях охраны общественных отношений и предупреждения преступной деятельности [8, с. 67–69].

      Н. Ю. Скрипченко определяет иные меры уголовно-правового характера как установленные уголовным законом меры государственного принуждения, применяемые на основании решения суда к лицам, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом, и заключающиеся в ограничении их прав и свобод [10, с. 297–298].

      Наиболее широко понятие иных мер уголовно-правового характера раскрывает А. А. Павлова, которая определяет их как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, являющуюся правовым последствием совершения, запрещенного уголовным законом деяния, которая назначается и применяется на основании решения, вступившего в законную силу, лицам, признанным виновными с совершении общественно опасного деяния, и заключающуюся в ограничении прав и свобод, не имеющей карательной нагрузки и направленной на принуждение к совершению определенных действий для обеспечения безопасности общества либо направленную на воздержание от совершения запрещенных уголовным законом деяний и возмещения причиненного вреда [7, с.373–374].

      Похожим образом понятие иных мер уголовно-правового характера раскрывает Е. В. Медведев, который определяет этот институт как назначаемые за совершение преступлений меры уголовно-правового принуждения, выражающиеся в ограничениях прав некарательного свойства, выступающие в роли средств, дополняющих наказание, или в качестве его альтернативы в случаях, когда его применение недостаточно или нецелесообразно [5, с. 48–50].

      Обобщая изложенное, можно выделить такие черты иных мер уголовно-правового характера: основанием их применения является совершение общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом; принудительный и правоограничительный характер; отсутствие элемента кары.

      Для того, чтобы лучше понять сущность и значение иных мер уголовно-правового характера, мы предлагаем рассматривать отдельно содержательные (сущностные) и формальные признаки данного института.

      Сущностным признаком иных мер уголовно-правового характера является отсутствие карательного элемента, именно это свойство отличает их от наказания.

      Иные меры уголовно-правового характера не представляют собой возмездие за содеянное. Несмотря на то, что применение иных мер сопряжено с ограничением прав и свобод личности, такие ограничения носят побочный характер и применяются поскольку иначе невозможно достичь поставленных перед данными мерами целей.

      Создание института иных мер уголовно-правового характера является результатам поиска эффективных средств, для достижения целей исправления личности, устранения причин и условий совершения деяний, запрещенных уголовным законом, обеспечения безопасности общества. Правоограничительный характер выступает лишь побочным эффектом.

      Такую точку зрения разделяет Ф. К. Набиуллин. Автор отмечает, что социально-правовое значение иных мер уголовно-правового характера заключается в достижении целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений некарательными средствами. При исполнении наказания осуществляется более интенсивное воздействие на сознание личности, называемое карательным. В свою очередь, при применении иных мер уголовно-правового характера ограничения прав вызваны необходимостью предупреждения совершения новых преступлений, чего можно достичь только, поставив поведение осужденного в определенные рамки [6, с. 117–121].

      А. И. Чучаев и А. П. Фирсова также считают, что кара является исключительным свойством наказания, выражающим высокую степень интенсивности, силы и продолжительности оказываемого влияния. Остальные меры уголовно-правового характера не носят столь ограничительный характер и только опосредуют воспитательное, медицинское влияние или обеспечение безопасности [11, с. 1335–1339].

      Следующим признаком, отражающим суть иных мер уголовно-правового характера является то, что они представляют собой ограничение прав и свобод лица.

      Правоограничительный характер иных мер не вызывает сомнений, так как для достижения своих целей они в определенной степени сужают выбор возможного поведения субъекта, в отношении которого применяются. Например, возможности владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, подлежащим конфискации в силу ст. 104.1 УК РФ или даже свободы передвижения, если к лицу применяются принудительные меры медицинского характера в стационарном режиме.

      Иные меры уголовно-правового характера представляют собой разновидность мер государственного принуждения. Они применяются по решению суда помимо воли лица. Такое свойство связано с тем, что, по сути, любая мера, предусмотренная в уголовном законе, является принуждением, так как устанавливается государством и применяется им в лице суда, назначающего ту или иную меру уголовно-правового характера [6, с. 223].

      Применение иных мер связано со степенью опасности личности (деятеля), а не с тяжестью деяния и его последствиями. В этом признаке звучит отголосок социологической школы уголовного права — теория опасного состояния личности. Таким образом, в уголовном праве России эта концепция нашла свое ограниченное воплощение, так как иные меры применяются не к любому лицу, которое потенциально представляет угрозу для общества, а к тем лицам, опасность которых уже выявилась в конкретном деянии, запрещенном уголовным законом.

      При выборе иных мер, подлежащих применению к конкретному лицу, суд должен в первую очередь исходить из субъективных качеств личности, при этом тяжесть, совершенного им деяния, не может не учитываться, так как она выступает объективным фактором, на котором суд может обосновать свой вывод о степени общественной опасности деятеля.

      Важной чертой иных мер уголовно-правового характера, которая отличает их от наказания, является основание их применения. Материальным основанием их применения может быть не только преступление (в таком случае они играют производную от наказания роль), но и общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, которое не содержит в себе всех признаков состава преступления.

      С. И. Курганов подчеркивает, что из того, что в ч.2 ст. 2 УК РФ говорится о мерах уголовно-правового характера за совершение преступлений, еще не следует, что все меры уголовно-правового характера применяются только за совершение преступлений. А вот в зависимости от оснований применения их можно разделить на две группы: меры, применяемые за совершение преступлений, т. е. меры, являющиеся формой реализации уголовной ответственности, и меры, не связанные с реализацией уголовной ответственности, применяемые по иным основаниям [4, с.18].

      Поскольку основанием применения иных мер выступает как содержащее все признаки состава преступления деяние, так и объективно противоправное деяние, то суть иных мер уголовно — правового характера заключается в ответных действиях государства, применяемых к лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом [9, с. 115].

      В литературе распространено мнение о том, что в уголовном необходимо отразить, что общественно опасное деяние является объектом уголовно-правового реагирования наряду с преступлением. На наш взгляд, общественно опасное деяние как предмет уголовно-правового реагирования со стороны государства является исключением из общего правила, так как основным предметом уголовно-правового воздействия было, есть и будет преступление.

      В этой связи, поддерживаем позицию А. И. Рарога о том, что, разрабатывая новые юридические формы воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния, для охраны безопасности личности, общества и государства, мы не должны коренным образом менять жизненные устои российского уголовного права и менять задачи уголовного закона, доведя их до реагирования на любое поведение, отклоняющееся от нормы [9, с. 49–57].

      Говоря о формальных признаках иных мер уголовно-правового характера необходимо выделить следующие характеристики данного института.

      Формальная определенность — иные меры уголовно-правового характера предусмотрены уголовным законом. Законодатель выделил их в самостоятельный раздел Уголовного кодекса Российской Федерации, хотя перечень мер, включенных в этот раздел, не бесспорен.

      Иные меры уголовно-правового характера не входят в перечень наказаний, установленный ст. 44 УК РФ. Это самое яркое отличие иных мер уголовно-правового характера от наказания, так как перечень наказаний является исчерпывающим.

      Иные меры уголовно-правового характера не предусмотрены санкциями статей Особенной части УК РФ. Такое свойство иных мер обусловлено тем, что они могут применяться при совершении любого из деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ, поэтому их закрепление в санкциях нецелесообразно.

      Некоторые авторы иначе подходят к отнесению тех или иных черт к формальным и содержательным. Например, А. И. Чучаев предлагает относить принудительность как признак любой меры уголовно-правового воздействия к формальным признакам, поскольку по мнению автора, принудительность выступает внешним атрибутом уголовно-правовых мер [11, с. 1335].

      Полагаем, что принудительный характер любой уголовно-правовой меры наоборот составляет ее сущность — обеспечение запретов, установленных государством. То есть принудительность — имманентное свойство любых средств уголовно-правового реагирования.

      Обобщая содержательные и формальные признаки, мы предлагаем следующее определение: иные меры уголовно-правового характера представляют собой некарательные, принудительные меры государственного реагирования на общественно-опасные деяния, запрещенные уголовным законом, которые заключаются в ограничении прав и свобод лица и назначаются по решению суда.

      Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-правовой характер, мера, уголовный, опасное деяние, УК РФ, деяние, лицо, совершение преступлений, уголовная ответственность, уголовно-правовое реагирование.

      Читайте также: