Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором состояния общества

Обновлено: 02.07.2024

Характер и содержание преступности неодинаковы в различные периоды развития общества. Изменчивость преступности четко отражается и в истории уголовного законодательства России. Сегодняшнее состояние преступности таково, что нас тревожит не столько ее рост, сколько те тревожные тенденции, которые происходят в ее качественных характеристиках. Прежде всего это дерзость, масштабность и квалифицированность действий преступников; эскалация криминального насилия; сращивание отечественных и зарубежных криминальных структур; глобальное проникновение криминала в экономику страны.

В структуре преступности устойчиво доминируют тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства, удельный вес которых приближается
к 58%; покушения на убийство, умышленное убийство, где достаточно высока доля заказных. Тревожит стремительный рост наркомании и наркопреступности, которая за последние пять лет возросла в шесть раз [5].

Борьба с преступностью в среде несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия на лиц, их совершающих, является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, устранения помех в формировании правильной жизненной позиции членов общества, вступающих в самостоятельную жизнь. Преступность несовершеннолетних в значительной мере зависит от состояния борьбы с ней и уровня социального контроля со стороны государства, семьи, воспитательных учреждений, общественности за времяпровождением подростков.

Структура преступности несовершеннолетних характеризуется следующими особенностями:

Характеризуя социальные причины и условия преступности несовершеннолетних, следует выделять внешние и внутренние их составляющие, т.е. те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие (обуславливающие) преступность и преступления в целом. Внешние причины обуславливаются состоянием общегосударственного социального развития, внутренние, напротив, проистекают из психологических особенностей личности.

Вместе с тем следует отметить, что мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему несколько ограниченней, чем у взрослых, и более отмечена определенными признаками инфантилизма. Здесь мы имеем в виду, что у несовершеннолетних отсутствует мотивация служебной корысти, профессиональной небрежности, несколько ограничены аспекты семейно-бытовой агрессивности.

Социально-бытовая неустроенность приводит сегодня к раннему взрослению несовершеннолетних. Рамки стереотипа воспитания взрослости претерпели некоторую корректировку в сторону снижения летоисчисления (12-14 лет). Быть взрослым на самом деле и казаться им - далеко не одно и то же для любого несовершеннолетнего. Наступает момент социально-психологической ломки, повышается агрессивность, конфликтность личности, возрастает ложная самостоятельность.

Следует помнить, что при этом у молодых людей бурно формируется чувство протеста, связанное с тем, что несовершеннолетние больше других возрастных групп страдают от социальной и экономической нестабильности. Особые травмы психики несовершеннолетним наносит моральная обстановка в стране. Сегодня потеряны необходимые ориентации в ценностях и идеалах: старые разрушены - новые не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду. У многих подростков сформировалось убеждение в том, что сегодня каждый живет только для себя, изворачиваясь и обманывая другого. В формировании таких взглядов особенно преуспели средства массовой информации, а также создатели кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, порнографией. Утвердившуюся государственную ложь особенно остро переживают дети. Речь идет прежде всего о доверии к миру в целом со стороны растущего поколения.

Для полноты понимания социальных причин преступности несовершеннолетних следует рассмотреть некоторые социальные аспекты жизни российского общества.

Первый аспект - демография и здоровье детей. В России проживает около десяти миллионов детей в возрасте до 18 лет, или 26,7% от общей численности населения страны. Уровень рождаемости за последние 5-
6 лет на 32% ниже уровня 1987 года. Смертность превышает рождаемость примерно на 10-12%, что привело в большинстве регионов страны к естественной убыли населения. В своем Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил: «Россия - это прежде всего люди… Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Сегодня демографическая ситуация одна из наиболее тревожных [6].

По данным Российской Академии образования, за тридцать последних лет количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. Отмечается также рост хронических нервно-психических заболеваний среди молодых людей. Так, у 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями [7, с. 59].

Данная проблема требует сегодня особого подхода. Аномалия психики - это врожденное или приобретенное функциональное или органическое изменение головного мозга, которое, отражаясь на различных сторонах психической деятельности субъекта, влияет на содержание и характер его социального поведения, в том числе и на формирование и общественно опасного поведения. Опасное для общества действие может совершать как вменяемый, так и невменяемый человек, как при полном сознании, так и при абсолютном непонимании его существа и содержания. Современная юридическая наука и психиатрия разграничивают несколько категорий состояния и поведения лиц, совершивших поступки, объективно опасные для общества. Из психологически неполноценных несовершеннолетних преступления совершают лица с врожденной умственной отсталостью - олигофрены, психопаты и подростки, страдающие эпилепсией.

Второй аспект - семья.В сегодняшней России свыше трех миллионов семей являются неполными, в них воспитывается около 4,5 млн. детей. Каждый четвертый брак распадается на первом году. Материнская смертность при родах в 2,5 раза выше, чем в среднем по Европе. Примерно
500 тыс. детей остаются в семье без одного родителя. В России больше сирот, чем в развитых странах. Более 100 тыс. ребятишек воспитываются в детских домах и приютах [8].

Следует признать, что в сегодняшнем российском обществе наличествует серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Речь идет о том, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией важнейшей ячейки общества - семьи, которая просто перестала выполнять такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеется в виду то, что в семьях имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе и физических. С другой стороны, принуждение к послушанию у одних родителей соседствует с полным отсутствием интереса к потребностям ребенка либо переоцениванием или недостаточным контролем за ним - у других. В результате у подростков проявляется неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для неповиновения, разрушительных действий и противоправных поступков.

Острота и длительность ломки и перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса. Данный кризис сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

Третий аспект - образование и воспитание. Следует признать, что целенаправленное педагогическое воздействие на детей ослаблено по всем направлениям. За последние десять лет сократился объем ввода новых школ, практически прекратили работу вечерние школы, закрываются ведомственные дошкольные учреждения.

Важно видеть и то, что все подростки возраста 11-15 лет в основном находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Посему социальный статус подростка в принципе не отличается от детского. Противоречивость же этого возраста объясняется не только психологическими факторами, но и биологическими и социальными. Беда заключается в том, что психологическое новообразование - чувство взрослости - вызывает к жизни новый уровень притязаний, зачастую предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Это, в свою очередь, вызывает повышенную конфликтность, сопровождаемую социальной и личностной неопределенностью. Социальную адаптацию могут затруднять различные нервно-психологические заболевания, отклонения, акцентуации. (Советский психиатр А.Е. Личко определил и выделил акцентуацию характера как крайний вариант его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены.)

Непродуманность вовлечения детей в различные секты и школы религиозного и околорелигиозного толкования не только отодвигает подростков от истинной веры в бога, но и формирует в их душах готовность к фанатичному жертвованию собой ради какой-то цели, которая далеко не радикальна по своему содержанию.

Четвертый аспект - материальный уровень жизни. Новизна современной ситуации, естественно, не может не влиять на умонастроение масс, особенно тех групп населения, которые только начинают втягиваться в самостоятельную жизнь - на подрастающее поколение. Не имея четких нравственных ориентиров, несовершеннолетние отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ личности. Преступность несовершеннолетних увеличилась примерно вдвое за последние 10-12 лет. Мотивы преступлений в своей массе связаны с плохим материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности. Сегодня решение молодым человеком проблем собственной самореализации и поиск своего пути в новых социально-экономических условиях довольно часто сопровождается ориентацией на ускоренное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптивности. Особенно это характерно для подростка 14-15 лет, когда он начинает, порой вынужденно, совершать социально значимые поступки.

Социально-криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних за 1998 и 1999 годы выглядит так:

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. За 10 лет выросло целое поколение, которое с малых лет занимается уличной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т.п. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов. Более того, у многих их них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь.

Впрочем, утверждать, что проблемы, связанные с преступностью несовершеннолетних, появились только за последние 10 лет, тоже было бы неправильно. Латание общественных дыр с помощью молодежи, постоянное потребительское отношение к ней привело к разрастанию форм дезадаптивного поведения. Неудивительно, что несовершеннолетние не верят сколько-нибудь серьезно официальной пропаганде.

Следовательно, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы: связанные с личностными особенностями несовершеннолетних; отражающие недостатки общественного устройства.

Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала (до 6% учащихся не в состоянии усвоить школьную программу, 30% — испытывают при этом затруднения, 70% школьников имеют дефектный генотип). Кроме того, следует особо подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, акцентуированных личностей среди граждан — около 40%, а среди несовершеннолетних этот процент еще выше. В результате у несовершеннолетних проявляется рост корыстной и сексуальной агрессивности, хулиганства.

Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.

В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса — сокращение рабочих мест, приводящее к безработице подростков, в частности, отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

Рост безработицы, как известно, в первую очередь, оказывает негативное влияние на молодежь, поскольку именно ей тяжело найти подходящие рабочие места из-за отсутствия надлежащей квалификации и опыта работы. Как установлено проведенными исследованиями, безработица выступает мощным стимулом формирования криминальной психологии несовершеннолетних.




Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей — во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних.

К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости). Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Как уже отмечалось, преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания — важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Подводя итог сказанному, отметим, что наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает, однако, фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия в определенной степени поддаются регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России особо остро встает вопрос о проблемах совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними. В статье рассматриваются причины преступности несовершеннолетних.

Похожие материалы

Преступность несовершеннолетних имеет свои специфические особенности. Они связанны с особенностями психического и нравственного развития, а также социальной незрелостью несовершеннолетних. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного. У современной молодежи с девиантным поведением существуют особенности мотивации совершения преступлений, обусловленные спецификой их жизни и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками; многие криминогенные факторы, оказывающие решающее отрицательное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в подростковом возрасте; значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии с взрослыми преступниками; криминально-активные подростки склонны к совершению противоправных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности.

Причины преступности несовершеннолетних тесно связаны с социальными, экономическими и психологическими процессами, происходящими в обществе.Все причины условно можно разделить на объективные и субъективные.

Субъективные причины преступности несовершеннолетних — это элементы социальной психологии подростков, противоречащие установленным запретам и нормам права, нравственности и общепризнанной морали. Объективные причины — это конкретные противоречия в общественном бытие, экономических и социальных отношениях людей [4, с.109].

На преступность несовершеннолетних влияние оказывают условия существования, обстановка в семье, обстановка в стране в целом. Поведение несовершеннолетнего зависит от общественной среды, непосредственного окружения личности, а также внутреннего мира. Так, существенное значение имеет общая ситуация в государстве, поскольку она оказывает влияние на общество, а оно в свою очередь на конкретную личность. При отсутствии доступной для несовершеннолетних досуговой деятельности, наличие свободного времени может приобретать криминальный характер.

Процессы и явления современной действительности, которые создают отрицательные условия для жизни и воспитания, обуславливают возникновение следующих объективных причин преступности несовершеннолетних:

  • значительная социальная дифференциация по уровню материального обеспечения;
  • различия в содержании, характере обучения и воспитании детей и подростков;
  • процессы разрушения родительской семьи, которые влияют на воспитание несовершеннолетних;
  • отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, заболеваниями отдельных групп населения, в том числе родителей и других лиц, которые ответственны за воспитание детей и подростков;
  • низкий уровень правовой культуры;
  • деформация правосознания отдельных групп несовершеннолетних;
  • недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков и многое другое [3, с.42].

Существенное влияние на криминализацию несовершеннолетних оказывает микросреда: семейные, школьные и досуговые отношения, субъективные факторы. Особенно следует выделить психологические особенности несовершеннолетних в силу их возраста. Подросткам, как правило, свойственен поиск острых ощущений, приключений, нестандартных ситуаций. Они более эмоциональны и обладают высокой восприимчивостью. Особую опасность в настоящее время представляют компьютерные игры и интернет.

Таким образом, нами были рассмотрены основные причины, которые способствуют росту преступности среди молодежи. Причины преступности несовершеннолетних могут быть как объективными, так и субъективными. Значительное влияние на преступность оказывает политика государства, однако к наиболее важным факторам, влияющим на поведение несовершеннолетних следует отнести отношения в семье, школе, досуг.

Список литературы

  1. Гареева Ф.Г. Современные представления о профилактике преступности несовершеннолетних // Наука в современном мире: теория и практика. 2015. № 1 (3). С. 134-139.
  2. Жадан В.Н. О подходах по анализу причин и условий преступности несовершеннолетних //Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 18. С. 161-166.
  3. Загорьян С.Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. № 19. С. 40 — 43.
  4. Каримова Г.Ю. Причины и условия преступности несовершеннолетних //Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2015. № 7-4. С. 109-115.

Курсовая работа на тему:
Преступность среди несовершеннолетних как социальный феномен

Введение
1. Преступность как социальный феномен, ее современное состояние.
1.1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения.
1.2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения.
1.3. Состояние и динамика преступности среди несовершеннолетних в РФ.
1.4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников.
2. Анализ факторов девиантного поведения на примере Ярцевского района Смоленской области.
2.1. Результаты работы ОВД по предупреждению преступности в 2005 году.
2.2. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних.
Приложение.

1.2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения.

Обоснование проблемы исследования.
Проблема преступности среди несовершеннолетних очень актуальна в настоящее время. С каждым годом число преступлений, совершаемых этой группой лиц, стремительно возрастает, а сами преступления становятся все более тяжкими. Среди несовершеннолетних создаются организованные группировки. Увеличивается число безнадзорных лиц, многих родителей лишают родительских прав.
Некоторые родители не могут в полной мере выполнять свой родительский долг, так как в связи с трудной экономической ситуацией им приходится работать в других городах и надолго покидать своих детей.
Все эти факторы влияют на увеличение числа преступлений.

Цель исследования.
На основе данных, полученных в результате исследования, определить факторы, которые влияют на преступность среди несовершеннолетних и на их основе выработать рекомендации по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Объект и предмет исследования.
Объект исследования – несовершеннолетние Ярцевского района, состоящие на учете в детской комнате милиции.
Предмет исследования – факторы, влияющие на преступность среди несовершеннолетних.

Логический анализ (интерпретация и операционализация) основных понятий.
Преступление – виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
Несовершеннолетний – лицо не достигшее восемнадцатилетия.
Безнадзорные – несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Не полная семья – семья, где воспитанием, обучением и содержанием детей занимается один из родителей.

Показатель Переменная Индикатор Инструмент
1. Отношение к учебе Субъективное восприятие. 1. отлично
2. хорошо
3. удовлетворительно
4. не удовлетворит. Вопрос анкеты
2. Отношение к внеучебным мероприятиям Посещение кружков, секций. 1. посещаю
2. не посещаю. Вопрос анкеты
3. Наличие вредных привычек Субъективное восприятие 1. есть
2. нет Вопрос анкеты

Гипотезы исследования.
1. Можно предположить, что наиболее подвержены к совершению преступлений несовершеннолетние, которые не желают учиться или работать.
2. Можно предположить, что наиболее подвержены к совершению преступлений несовершеннолетние, которые не посещают кружки, секции.
3. Можно предположить, что наиболее подвержены к совершению преступлений несовершеннолетние, которые находятся без надзора со стороны родителей.
4. Можно предположить, что наиболее подвержены к совершению преступлений несовершеннолетние родители, которых работают в других городах.

Задачи исследования.
1. Выявить факторы, влияющие на преступность среди несовершеннолетних.
2. Выявить наиболее эффективные методы борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.
3. Дать рекомендации.

Определение выборочной совокупности.
Строится квотная выборка. Нужно опрашивать людей, которые обладают одинаковыми характеристиками, а именно: они должны являться несовершеннолетними, состоящими на учете в детской комнате милиции.
На учете в детской комнате милиции состоит 75 несовершеннолетних, для проведения исследования нужно опросить 15 несовершеннолетних.

Читайте также: