В чем суть понятия отчуждение

Обновлено: 02.07.2024

превращение того, что раньше Рассматривалось человеком как близкое и свое, в отдаленное и чужое. Отчуждение - это процесс и результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше было для него значимым, важным, захватывало и интересовало его.

alienaton) Способ существования или процесс становления, при которых происходит отстранение либо
а) от самого себя или каких-то сторон себя, либо
б) от других.
Направленность интересов фрейдовского психоанализа связана са),т.е. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ, а направленность марксизма- сб). Поскольку, однако, самоотчуждение ограничивает способность к установлению отношений с другими, а отчуждение от других - способность к самораскрытию, то а) и б) - взаимозависимы.

Постепенный уход в себя и соответствующее неучастие в делах внешнего мира, сопровождающее процесс старения. Согласно теории отчуждения, постепенное снижение уровня активности у пожилых людей является естественной частью старения. Отчуждение часто является двусторонним процессом: общество тоже отстраняется от пожилых людей через установление границ пенсионного возраста и общую маргинализацию стариков. Постепенное отчуждение личности от общества иногда приводит к чувству психологического благополучия и, следовательно, может рассматриваться как адаптивный процесс. См. также Межвозрастная конкуренция.

1. В современном использовании: чувство отчужденности или отдаления от других; ощущение недостатка теплых отношений с другими. 2. Экзистенциалисты, однако, сделали этот термин центральной концепцией своей психологии и привнесли в его значение важный дополнительный аспект. Они сконцентрировали свое внимание не столько на отчуждении одного человека от других, сколько на отдалении человека от самого себя. Это отделение индивида от предполагаемой своей "реальной" или "глубинной" сущности считается следствием озабоченности конформностью, желаниями других, давления социальных институтов и других "внешних" мотивов. 3. Устаревший термин для обозначения прогрессирующего психического заболевания.


система отношений субьекта с окружающей действительностью, при которых результат жизнедеятельности, присущие ей нормы взаимоотношений, системы ценностей, их социальные носители осознаются как противоположные ему самому, противоречащие его "Я", его взглядам, устремлениям. Причем амплитуда эмоциональной окрашенности этих отношений колеблется от болезненного ощущения несходства до полноого неприятия и даже враждебности. О. выражается в таких переживаниях субьекта как чувство обособленности, одиночества, отверженности, потери своего "Я" и др. Как социальное явление его рассмотрел К.Маркс на примере о. рабочих от результатов своего труда, от средств производства.

1) (отчужденность) – погруженность в себя, внутренняя отдаленность от окружающего; отдаление человека от самого себя, от своей глубинной сущности вследствие конформности, давления социальных институтов, желаний других.
Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них (Л. Толстой, Война и мир).
Если бы в это время кто-нибудь увидел его красивое, до мертвенности бледное лицо, эффектно освещенное луною, тот непременно отскочил бы от него в сторону и поневоле вспомнил бы одну из очаровательных легенд о душах, бродящих по земле в ожидании прощения своих земных согрешений. Уставшие глаза Долинского смотрели с тихою грустью и беспредельною добротою, и как-то совсем ничего земного не было в этом взгляде; в лице его тоже ни один мускул не двигался, и даже, кажется, самое сердце не билось. Это был Наль, разлученный с своей Дамаянти; это было воплощение идеи духа, для которого немы все песни земли, который знает другие песни и полон томительного желания снова услышать их памятные звуки (Н. Лесков, Обойденные).
Ср. отрешенность.
2) ощущение недостатка теплых отношений с другими.
Микробы недовольства – запрятанные деньги, появившийся любовник – оказывали свое тлетворное действие, способствовали все большему отчуждению супругов, рождали в них взаимное раздражение (Э. Золя, Человек-зверь).
Он скоро свету
Стал чужд.
Весь день бродил пешком,
А спал на пристани, питался
В окошко поданным куском.
(А. Пушкин, Медный всадник)

в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие О. впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э. Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: О. от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии О. используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности межличностных отношений ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания. При анализе О. большинство социальных психологов сосредотачивает свое внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидами своей отверженности, являющейся причиной аномии — антиобщественного поведения (М. Симэн, Р.К. Мертон). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. О. берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной депривации ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его рефлексии. В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром, его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Валлон). На более поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, которое находит свое выражение в неприятии, отвержении, эгоцентризме. В.В. Абраменкова

процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, - трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом.
В психологии - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому - от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.
В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы.
При анализе отчуждения западная психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения.
В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза - отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось:
1) в дереализации - невротической потере субъектом чувства реальности происходящего;
2) в деперсонализации - утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах:
1) отчуждение от других людей;
2) от своего труда;
3) от потребностей;
4) от государства;
5) от природы;
6) от самого себя.
Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной. Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения. Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение.

alienation (political)) Политическое отчуждение (П. о.), или недовольство, по существу представляет собой чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы. Чувства политической неудовлетворенности включают, по меньшей мере, пять компонентов: бессилие ("Мнение подобных мне людей никак не влияет на то, что делает правительство"); недовольство ("По большей части, это правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я"); недоверие ("Большинство гос. и местных политиков - политические проститутки"); отстранение ("Когда я думаю о правительстве в Вашингтоне, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством"); безнадежность) ("Будущее этой страны мне видится мрачным"). 3 обобщения эмпирических данных представляются релевантными такой концептуализации политической неудовлетворенности. Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех др. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исслед. атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц ("Граждане не располагают достоверной информ. в отношении политики и положения дел в об-ве, поскольку правительство постоянно им лжет"), чем умышленным поведением гос. чиновников ("Политики не соответствуют занимаемым ими должностям"). Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, П. о. в большей степени характерно для низших слоев об-ва и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а черное население испытывает большее П. о. по сравнению с белым населением. Теории Для объяснения чувств П. о. было предложено по меньшей мере семь теорий. Согласно теории сложной организации , политическая неудовлетворенность возникает, когда люди не могут или не хотят участвовать в политических делах об-ва, крупных формальных орг-ций или своих общин. 2 осн. причины П. о. в об-ве - дефицит первичных взаимоотношений и невозможность включаться в добровольные объединения и принимать участие в их делах. Наличие этих двух явлений будет приводить к чувствам П. о. Теория массового общества - осн. версия объяснения П. о. - исходит из предположения, что совр. об-во оказывается сложным и непонятным, не предлагает четко сформулированных достижимых целей, состоит из людей с различными ценностями, представляет мало возможностей для удовлетворения личных запросов и не предлагает чувства личного контроля. Эти характеристики об-ва и ведут к П. о. Для сравнения: теория неблагоприятных соц. условий утверждает, что не фактическое соц. положение порождает политическую неудовлетворенность людей; скорее, неудовлетворенность является следствием восприятия людьми, занимающими определенные соц. позиции, своих отношений с др. людьми и др. соц. организмами. Эта теория поддерживается данными о существовании связи социоэкономического статуса (уровня образования, дохода и профессии) с политической неудовлетворенностью, причем такие чувства чаще встречаются у лиц с более низким уровнем формального образования, более низкими доходами и у квалифицированных работников физ. труда. Теория личной несостоятельности постулирует 3 предпосылки П. о.: а) индивидуум должен занимать соц. положение, к-рое ограничивает его свободу действий; б) эти ограниченные возможности должны препятствовать достижению жизненно важных для него целей; в) индивидуум должен воспринимать себя неудачником в своих попытках достичь этих целей. В этом случае сама по себе неудача в достижении личных жизненных целей не порождает П. о.; чтобы оно возникло, такая неудача должна быть социально обусловлена и признана таковой самим индивидуумом. Теория соц. изоляции утверждает, что чувства политической неудовлетворенности связаны с изоляцией от данной политической системы или с недостаточным слиянием с ней. Этот дефицит слияния (или ассимиляции) относится к любым соц. связям с любым соц. объектом, не обязательно с самим об-вом, и может быть когнитивным или поведенческим по своей природе. Кроме того, соц. изоляция может быть вынужденной или добровольной, неосознанной или осознанной. В этом случае неудовлетворенность можно было бы предсказать, исходя из отсутствия интереса к политике, политической апатии, слабой поддержки проводимой политики, политического невежества и провала голосования. В отличие от этих социологических теорий политического отчуждения, модель соц. депривации постулирует, что личные чувства соц. депривации приводят к низкой самооценке, к рая, в свою очередь, имеет следствием высокие уровни П. о. 2 ключевых элемента в этой теории - связь между воспринимаемой соц. депривацией и низкой самооценкой и связь между низкой самооценкой и ощущаемым П. о. - не получили поддержки в обследованиях белых и черных американских подростков. Напротив, объяснение политической неудовлетворенности с позиций социально-политической реальности неоднократно подтверждалось в эмпирических исслед. Эта теория устанавливает прямую связь между восприятием функционирования социально-политической системы и чувствами политической неудовлетворенности, причем критические оценки работы этой системы напрямую связаны с переживанием неудовлетворенности. Хотя модель социально-политической реальности получает сильную эмпирическую поддержку, она в то же время обладает существенным недостатком, так как не предоставляет к.-л. объяснений связи между критическим отношением индивидуума к функционированию системы и его чувствами политической неудовлетворенности. Такое объяснение предлагается теорией неудовлетворенности системой, согласно к-рой в возникновение П. о. вносят вклад 3 причинных фактора. Во-первых, должно иметь место критическое восприятие социально-политической реальности, т. е. экономической и расовой дискриминации. Во-вторых, должна возникнуть политически иррациональная, перфекционистская реакция на действия социально-политической системы, носящая обычно моралистический, ригидный, преувеличенный характер. В-третьих, должно тж возникнуть психол. реактивное сопротивление, или восприятие угрозы, исходящей от социально-политической системы. Это воспринимаемая угроза и/или реальная потеря свободы будут переживаться особенно остро, если индивидуум характеризуется высокой чувствительностью к такого рода угрозе или потере или если он рассматривает себя в одном ряду с др., кто уже подвергся ранее такой угрозе или потере свободы. Все эти 3 предпосылки формируют специфическую причинную последовательность. Так, критическое восприятие социально-политической реальности не только вносит непосредственный вклад в чувство отчуждения по отношению к социально-политической системе, но также приводит к иррациональным политическим представлениям и психол. реактивному сопротивлению. В свою очередь, иррациональные политические представления благоприятствуют высоким уровням психол. реактивного сопротивления и генерируют П. о. Наконец, чувство психол. сопротивления тж вносит свой вклад в П. о. Последствия Предметом особого внимания теорий процесса политического недовольства являются последствия неудовлетворенности политической системой. Из аттитюдных и поведенческих последствий политической неудовлетворенности, чаще всего упоминающихся в литературе (аттитюдный реакционизм и негативизм, поведенческая апатия и экстремизм), лишь поведенческая апатия нашла прочное подтверждение в исследовательской литературе по традиционной политической активности. Т. о., можно сделать вывод о том, что недовольные политикой в своих политических аттитюдах и поведении мало отличаются от политически лояльных граждан. Отсюда тж следует, что стабильность и жизнеспособность демократических политических систем не подвергается угрозе со стороны чуждающихся политики сегментов населения, к-рые могут оставаться более безразличными к политике по сравнению с др. сегментами. См. также Консерватизм/либерализм, Теория справедливости, Национальный характер, Политические ценности С. Лонг

Отчужде́ние, в философии — объективный социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Разработкой отчуждения как философской категории занимались в XVII–XIX веке английские (Т. Гоббс), французские (Ж. Ж. Руссо) и немецкие (Гегель, Маркс) философы. Воспроизведение хода их мысли и умозаключений на русском языке существенно затрудняется неоднозначностью передачи на русском языке синонимических пар англ. alienation – estrangement , нем. Entfremdung – Entäußerung , в связи с чем связи, понимаемые на языке оригиналов интуитивно, в русском языке могут оказаться не вполне отчётливыми.

Содержание

История разработки категории

В истории общественной мысли отчуждение осмыслялось прежде всего в русле романтической критики капитализма. Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др. теоретики общественного договора истолковывали возникновение общества как акт передачи отчуждаемым человеком своих прав политическому организму. В этом они видели источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы.

Ф. Шиллер, констатируя внутреннюю расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетической сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетической критики буржуазного общества и связанного с ним отчуждения была в дальнейшем развита в рамках немецкого и французского романтизма, где миру противопоставлен отчуждённый идеал целостной патриархальной общинной жизни.

Понимание отчуждения в марксизме

Марксистское понимание отчуждения формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией отчуждения, так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об отчуждении, основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на отчуждение как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание отчуждения.

От анализа отчуждения в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К.Маркс и Ф.Энгельс перешли к изучению отчуждения в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов отчуждения в экономической сфере.

В своих работах Маркс и Энгельса раскрывают следующие основные моменты отчуждения в капиталистическом обществе:

Идеологическая борьба в отношении категории отчуждения

Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции отчуждения, марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники отчуждения, что ведущей тенденцией социализма является преодоление отчуждения, осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления отчуждения, выявленные в теории научного коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества. Конкретные пути и методы преодоления отчуждения, темпы осуществления этого процесса зависят от специфических особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.

Позиция марксизма, подчёркивающая социально-исторический, преходящий характер отчуждения, противостоит позициям современных буржуазных идеологов, которые видят в отчуждении вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания отчуждения в современной буржуазной философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин отчуждения, превращение отчуждения в сущностную характеристику человеческого бытия.

В современной американской социологии делаются попытки эмпирического исследования отчуждения. М. Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации отчуждения:

  1. отсутствие обладания властью,
  2. утрата смысла своей работы,
  3. отсутствие норм,
  4. изоляция,
  5. самоотчуждение,

которые стали программой социологических исследований других учёных (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных, социальных условий и причин отчуждения заменяется в буржуазной философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире отчуждения.

Чувство отчужденности


Что это такое?

В психологии у этого слова есть свое значение. Принято считать отчужденность чувством отсутствия доверия к кому-либо или холодность в отношении человека или группы людей.

Если говорить простыми словами, то отчужденный человек старается избегать переживаний различной направленности. От этого он замыкается в себе. Данное состояние распространяется на все сферы жизни человека – от бытовых взаимодействий до очень близких отношений. Отчужденность – это патология, так как ее сущность заключается в безразличии, отдаленности и неприветливости и т. д.

При отчужденности у личности практически отсутствуют эмоции на все происходящее. Ему неинтересно и скучно в обществе и на работе. Данный субъект старается убежать как от работы, так и от своих мыслей. Вместо этого он выбирает для времяпровождения не совсем правильные направления. Например, погружается в компьютерную игру или все время спит.


В данном случае внешний мир таким человеком воспринимается как враждебный. Это очень опасно. Деструктивное чувство вызывает неприятие во всех сферах жизни. Не секрет, что отчужденность можно легко приравнять к ненависти. Данное чувство нарушает целостность и гармонию личности.

При этом у субъекта появляются чувство бессилия перед возникшими трудностями и чувство бессмысленности существования.


Отчужденность в отношениях непременно вызывает дистанцию между людьми. Если ничего не делать, то произойдет разрыв отношений. Например, муж и жена станут друг другу чужими, если они перестанут разговаривать между собой на откровенные темы.

В большинстве случаев отчужденность приводит к отторжению на уровне души. И если допустить развитие такого нехорошего чувства, то ситуация может выйти из-под контроля и привести к большим потерям.


Причины возникновения

Если человек находится в конфликте с собой, то тогда у него может возникнуть чувство отчуждения ко всему окружающему миру. У экзистенциалистов отчуждение возникает тогда, когда наступает конфликтная ситуация между интуитивным и рациональным сознанием. Им кажется, что они, обретя свободу, смогут преодолеть внутренние противоречия.

В принципе, такое чувство у многих людей возникало хоть раз в жизни. И это приводило к некоторым психологическим проблемам. Например, вы почувствовали отчуждение в семье или на работе. И сразу же наступило ощущение, что в вашей жизни происходит что-то плохое.

Если не преодолеть деструктивное состояние, вы застрянете на месте и перестанете двигаться дальше.


А теперь рассмотрим, по каким распространенным причинам возникает чувство отчуждения.

  • Возможно, в вашей семье были конфликты. Может, вы были нелюбимым ребенком, и вас часто наказывали родители. Тогда чувство отчужденности могло войти у вас в привычку, которая осталась на долгое время. Впрочем, на развитие отчужденности в будущем может повлиять и школа. Если в классе другие дети обижали вас или учителя относились к вам неправильным образом, то тогда у вас тоже могут возникнуть проблемы.
  • Вы можете иметь мысли, которые существенно отличаются от мыслей других людей. Например, у вас свое сугубо личное мнение по отношению к кому-либо или к чему-либо.
  • Вы умны. Человеку с высоким интеллектом очень трудно общаться с теми людьми, которые не могут его понять из-за своей недальновидности. И дело здесь вовсе не в высокомерии, а в барьере, который вы не можете преодолеть.
  • Возможно, ваша внешность и манера одеваться вызывают конфликтные ситуации. Из-за этого вы чувствуете отчужденность.
  • Слишком большая амбициозность толкает вас на необдуманные поступки. Поэтому вы со стороны окружающего мира чувствуете враждебность. В результате вы постепенно начинаете отдаляться от общества.
  • Замкнутость – это еще одна причина для возникновения отчужденности.
  • Вы спокойный, уравновешенный человек. Вы не можете быстро приспособиться к быстро меняющейся обстановке и замыкаетесь. Особенно от этого страдают интроверты.
  • Застенчивость – это еще одна причина, по которой возникает отчужденность к другим людям.



Формы проявления

Отчужденность проявляется в охлаждении и разрыве с ближайшим окружением. Тогда происходит выпадение из социальных связей. Возникает бессилие перед трудно решаемыми задачами. Бессмысленность происходящего приводит к апатии.

Рассмотрим, в каких формах проявляется отчужденность.

  • Межличностная отчужденность. В этом случае один человек отгораживается от другого. Например, если произошел конфликт между друзьями, и стороны впоследствии так и не нашли понимания.
  • Социальная отчужденность. Очень сложный вид. В этом случае человек замыкается в себе из-за каких-либо нарастающих конфликтов с окружающим обществом. Он отгораживается от этого общества и от социума в целом.
  • Эмоциональная отчужденность. В этом случае человек не испытывает никаких эмоций и чувств к другому человеку. Обычно данная разновидность отчужденности наступает постепенно. Она появляется в отношениях между близкими людьми. Например, между супругами. Просто муж или жена постепенно отдаляются от своего партнера по браку из-за каких-либо недомолвок.
  • Тяжелая форма отчужденности. В этом случае человек пытается отгородиться от самого себя и одновременно отгораживается от людей и от мира, который его окружает.


Как с этим бороться?

Нужно справляться с таким плохим чувством, как отчужденность. Рассмотрим, что нужно делать, если вы или ваш близкий человек вдруг впали в это состояние.

Проблема отчуждения является недостаточно разработанной и потому дискуссионной в современной марксистской литературе, поэтому отдельные положения статьи могут носить спорный характер и требуют дальнейшего обсуждения. В целом же материал поможет получить систематически изложенный взгляд на отчуждение и самое главное, задуматься о данной проблеме. Что такое отчуждение? Чем оно отличается от эксплуатации? Какие виды и стороны отчуждения можно выделить? Частная собственность: источник отчуждения или гарантия его преодоления? Какие особенности отчуждения в советском и современном обществе? Как преодолевать отчуждение труда? На эти и другие вопросы даются ответы в статье Романа Осина.

Введение

Одним из атрибутов современного (как и любого классового) общества является отчуждение. Эта категория часто употреблялась Марксом в его ранних работах, что позволило, с одной стороны, некоторым авторам свести отчуждение к капиталистической эксплуатации, а с другой стороны, использовать отчуждение как некую магическую формулу, которая сама по себе должна все объяснять. При этом, конечно, не выделяя четких критериев самого феномена отчуждения.

В статье мы рассмотрим понятие категории отчуждение, его виды и стороны, а также особенности проявления в современном капиталистическом обществе и способы преодоления.

Отчуждение труда: постановка вопроса Марксом

В этой цитате сосредоточено сразу несколько важнейших моментов, которые мы поясним ниже.

Маркс связывал категорию отчуждения с зависимостью человека от внешних проявлений социальной стихии, в первую очередь, с навязанным извне разделением труда на умственный и физический, частной собственностью и эксплуатацией человека человеком. Иными словами отчуждение – это процесс, при котором результат деятельности человека, как и сама его деятельность, а вместе с ней и вся система социальных отношений становятся неподвластными человеку, существуют и развиваются по своей собственной логике, господствуют над человеком. Преодоление социального и технико-технологического отчуждения — это и есть процесс социального освобождение человека.

Виды и стороны отчуждения

Социальная сторона отчуждения связана с отчуждением труда в результате общественных отношений между людьми, когда одной группой лиц присваиваются продукты, произведенные другими людьми. В социальной стороне отчуждения правомерно выделить два вида: социально-классовое (или социально-экономическое) и социально-политическое отчуждение.

Социальная сторона отчуждения может вызывать технико-технологическое отчуждение. Так, к примеру, стремление к получению неограниченной прибыли подталкивает собственников средств производства к экономии на обеспечение достойных условиях труда работников, использование низко квалифицированной дешевой рабочей силе, вместо развития автоматизации производственного процесса и т.д.

Социально-политическая сторона отчуждения напрямую вытекает из социально-экономической и связана с тем, что раз продукт труда присваивается не самим тружеником, а тем, на кого он работает, то и политические функции управления также отчуждены от человека и присваиваются представителями господствующего класса. С другой простой человек попросту не имеет физической возможности для осуществления политических функций, так как львиную долю его времени поглощает работа (отчужденный труд). Провозглашая формальные политические права и свободы, закрепляя их в конституциях и декларациях, общество, покоящееся на частнособственнических отношениях, не может создать материальных условий для подлинного вовлечения всех трудящихся в управление государством. Политическая практика показывает, что, несмотря на формальное равенство всех перед законом, мы имеем дело с практическим неравенством.

Психологическая сторона отчуждения выражается в отношении человека к социуму как не к своему, а чуждому. Зачастую исследователи изучали именно этот аспект отчуждения как основной. С нашей точки зрения, правомерно считать психологическую сторону отчуждения хоть и значимой, но все-таки, производной от технико-технологической и социально-экономической.

Психологическая сторона отчуждения, тем не менее, является наиболее разнообразной, так как отражает в себе и политическую, и социально-экономическую и культурно-идеологическую стороны. Так, психологическое отчуждение может проявляться как отчуждение человека от самого себя, как религиозное отчуждение, в результате которого личность ищет спасения в мире ином и, тем самым, уходит от проблем мира, существующего реально. Существуют другие многообразные проявления психологической стороны отчуждения, которые мы не будем подробно рассматривать в рамках данного исследования. Так или иначе, любое отчуждение обретает психологический аспект.

Шахтерские забастовки 1989-1991 годов: успех для единиц — поражение для многих

Шахтерские забастовки 1989-1991 годов: успех для единиц — поражение для многих

Резюмируем, что индивид, будучи отчужден от результатов своего труда и от самого процесса труда, осознавая это, перестает относиться к окружающему его социуму, как к своему. Рыночная стихия с культом конкурентной борьбы распространяет эту борьбу не только на представителей господствующих классов, но и на малоимущие слои общества, результатом чего мы можем наблюдать равнодушие и нежелание помочь друг другу, недоверие, подозрительность, зависть и пр. В такой ситуации каждый сам за себя и конкурент в отношении другого.

С другой же стороны, мы можем очень часто наблюдать людей, которые живут в комфортных условиях, работают в уютных офисах, но не ощущают сопричастности к общему делу, испытывают сильнейшее психологическое чувство подавленности и отчужденности от процесса и результата своего труда, несмотря на техническую оснащенность своего рабочего места и относительно высокие заработные платы. Духовное рабство, ощущение одиночества и отсутствия перспектив личностного роста – вот источник отчуждения человека, относительно не плохо обеспеченного материально, но бедного духовно.

Отдельно хочется сказать и об отчуждении людей друг от друга. Здесь определяющую роль оказывают именно те общественные отношения, в которых протекает жизнедеятельность индивида. Еще помнятся времена, когда в домах стояли только деревянные двери, которые в советские годы даже не всегда запирались на замок, люди были открыты друг другу. И именно из-за социальной поляризации населения, насаждению всеобщей конкуренции всех со всеми, а говоря прямо – из-за перехода к капитализму, стала возможной замкнутость каждого человека в себя, защита от внешнего мира при помощи многочисленных железных дверей, высоких заборов и пр. Люди, порой, не знают соседей по этажу, не говоря уже о соседях по подъезду, что в советские времена было просто немыслимым. Живя, вроде бы в относительном комфорте, степень отчужденности между людьми намного выше, чем в условиях бытовых сложностей начала советского периода, военного и послевоенного времени. И тут возникает большой вопрос, кто больше подвергнут отчуждению: современный относительно обеспеченный индивидуалист-обыватель в уютной московской квартире или простой рабочий из коммуналки, живущий единой жизнью с коллективом и чувствующий свою сопричастность делу строительства социализма. И здесь технико-технологический уровень может быть выше в первом случае, в то время как степень отчужденности выше, безусловно, во втором, так как технико-технологический уровень, взятый обособленно от социально-экономических и политических отношений, сам по себе не приводит к преодолению отчуждения.

В условиях капитализма, интересным представляется и то соображение, что отчуждение от труда относится не только к наемным работникам, отчуждающим свой труд в пользу других людей, но и к праздному потребителю, живущему лишь за счет чужого труда. Такой индивид никогда не поймет тех положительных эмоций, которые может приносить процесс труда, так как отчужден от труда как от процесса саморазвития человеческой личности, как процесса роста человека над самим собой, его всестороннего развития и преобразования. Таким образом, при капитализме, отчуждение труда носит тотальный характер и распространяется на всех членов общества.

Отчуждение через призму смены общественно-экономических формаций

История развития общества предстает в виде поэтапного снятие различных форм зависимости человека, а, следовательно, и различных форм его отчуждения от продукта и процесса труда (впрочем, этот процесс носит отнюдь не линейный характер и сопровождается множеством зигзагов, приливов и отливов).

Так, в первобытном обществе человек был полностью подавлен природой и соответственно был лишен понимания многих процессов бытия, что порождало наделение природных явлений божественными чертами. В это время можно констатировать появлениепервых психологических форм отчуждения человека от познавательной деятельности посредством обожествления тех или иных неизвестных ему на тот момент природных процессов.

Отчуждение труда

Рабовладельческий и феодальный способы производства приводили к социальному отчуждению, связанному с эксплуатацией человека человеком. Здесь отчуждение было связано с личной зависимостью (в рабовладельческом строе полной личной подчиненностью) трудящегося от господина, то есть отчуждении личности человека, а также отчуждении результатов его труда в пользу господина. Эти способы производства (в особенности рабовладение) дали нам пример полной подавленности личности, отчуждение не только продукта труда, но и человеческой свободы как таковой.

Капитализм смог частично преодолеть отчуждение человеческой личности, сделав всех формально равноправными и лично свободными. Но приобретение личной свободы (капиталист не мог, в отличие от феодала продать пролетария, либо его убить, что мог сделать по отношению к рабу рабовладелец) не решило проблему снятия отчуждения. Сохранение экономической зависимости человека, лишенного собственности на средства производства (пролетария) от владельца средств производства (буржуа) приводило к сохранению и отчуждения труда, которое в новых условиях означало отчуждение труда от пролетария в пользу капиталиста.

Отчуждение в современном обществе

Специфика современного отчуждения состоит в социальной составляющей, в положении человека, его неустойчивости, его зависимости от внешних обстоятельств, а не в сугубой нищете, хотя последняя тоже не куда не девалась. В этой связи, технико-технологическая сторона отчуждения здесь выступает как порождения и следствие социальной, в отличие от СССР, где социальное отчуждение выступало следствием технического. Именно стремление приобрести больше прибыли и приводит капиталиста к стремлению сэкономить на условиях труда, нанять приезжих рабочих, согласных в силу своего безысходного положения на более низкие заработки, вместо внедрения новых технологий на производство, улучшения условий труда и пр.

Каким образом можно преодолеть отчуждение?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Читайте также: