В чем суть экологического образования и воспитания граждан

Обновлено: 02.07.2024

О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования

О ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ АППАРАТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ[1]

Дзятковская Е.Н., доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО

Что следует понимать под экологическим образованием?

Каков предмет изучения общего экологического образования?

Каково его соотношение с предметом изучения экологии?

По этим ключевым вопросам не существует единой точки зрения. Однако определение учителями, занимающимися экологическим образованием, своей позиции по этим вопросам представляется необходимым, поскольку стандарты нового поколения, обозначая лишь требования к результатам образования, предоставляют учителю возможность самостоятельно проектировать учебный процесс.

Приведем ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, отразившие в себе различные методологические и методические подходы, которые оказали в разное время существенное воздействие на направленность развития экологического образования в стране.

«Экологическое образование – это способ достижения целей охраны окружающей среды. Экологическое образование не является отдельной наукой или дисциплиной. Оно должно осуществляться согласно принципу интегрированного образования (Finnish National Commission for UNESCO, 1974).

«Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью (Зверев И. Д., Салеева Л.Т.,1991) [3]

Экологическая безопасность (ЭБ) — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002). Экологическая безопасность – создание таких условий существования, которые бы обеспечивали защищенность социально-значимых интересов граждан, общества и государства, а также природной среды, ресурсов, биосферы от любых экологически неблагоприятных воздействий, создающих угрозу здоровью людей, устойчивому развитию и функционированию экосистем и выживанию человечества.

«Экологическое образование – процесс становление экологической культуры личности и общества (труды С.Н. Глазачева, И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, Н.М. Мамедова, И.Т.Суравегиной, Л.П.Симоновой и других ученых).

«Общее экологическое образование – это гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнение своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов (Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, 2010).

Справка. Направленность личности – интегральное личностное образование, ведущее психологическое свойство личности, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим; его мировоззрение; совокупность взглядов, потребностей, устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззрении, профессиональной деятельности и разных областях повседневной жизни.

Экологическая направленность личности – экологический вектор в направленности личности (поведении, его устойчивых мотивах, отношении к себе и окружающему миру, убеждениях, потребностях, мировоззрении).

Комментарий.

Даже беглый взгляд на приведенные формулировки показывает, что первоначально экологическое образование, фактически, сводилось к преподаванию основ биоэкологии и геоэкологии, при этом полагалось, что знание частных экологических наук, дополненное прикладными вопросами экологии человека, автоматически приведет к воспитательному эффекту. Такая модель экологического образования нередко и сегодня встречается в школе.

В настоящее время попытки сбалансировать разные стороны экологического образования идут на пути сочетания интеллектуального (экологическое мышление), общекультурного (экологическая культура, опыт деятельности) и личностного (направленность личности, самоопределение, жизненные смыслы) развития, предусмотренных ФГОС.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ.

Большую роль в понимании статуса современной экологии сыграли философские работы Н.Н. Моисеева, Н.М. Мамедова, И.К. Лисеева, И.Т. Фролова. Если наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности; а философия – слой всеобщего знания о наиболее общих существенных характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, то современная экология (подобно общей теории систем и теоретической кибернетике) занимает промежуточное положение между философией (и математикой), с одной стороны, и частными науками — с другой. С одной стороны, экология, как и философия, выполняет мировоззренческую и методологическую функцию, с другой стороны, как наука, экология – развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности.

Подобно теории систем и кибернетике, экология интегрирует знания естественнонаучных, гуманитарных и технических наук. Теория систем дает системно-структурный, а кибернетика — функциональный (информационно-регулятивный) подход интеграции, экология – структурно-функциональный экосистемный подход, раскрывающий соотношение, совместимость, взаимодействие общества и природы. Но в отличие от науки, которая традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений, в экологии ценностная компонента знания неустранима, как и в философии.

Экология, как и философия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но и на познание и утверждение ценностей, как формы согласования бытия с человеческой мыслью.

Развитие современной экологии приводит к трансформации философских онтологических, методологических и аксиологических позиций. Появляются новые регулятивы культуры, которые определяют стратегию дальнейшего развития человечества и носят не только теоретический, но и острейший смысложизненный, практический характер[14]. Экологические знания не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности, формировать экологическую культуру. В свете экологической проблематики новый смысл и значение приобретает проблема гуманизма. [15].

Развитие экологии приводит к коренным изменениям в целях, содержании, методах, средствах общего экологического образования, основанного на принципиально новом целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем Человека[16]. Современное экологическое образование выполняет мировоззренческую, методологическую и аксиологическую функции. Это – область взаимодействия естественных, гуманитарных и технических наук. В отличие от образования в области частных экологических наук, экологическое образование приобретает в содержании образования новый статус – не предметного, а аспектного образования (см. выше определение экологического образования Г.А. Ягодина). В связи с этим требуется уточнение его предмета изучения. Первоначально необходимо представить себе объект и предмет изучения экологии.

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ – экологическая система, центральное понятие экологии.

Экологическая система, как любая другая система, обладает признаками: наличие множества элементов, единая цель для всех элементов, наличие связей между ними, целостность, определенная структура и иерархичность, относительная самостоятельность элементов.

При исчерпании возможностей экосистемы к адаптации к экстремальным факторам среды (внутренней, внешней), когда она не может вернуться в свое первоначальное состояние, говорят о кризисе экосистемы, потере ею устойчивости, переходе в качественно новое устойчивое состояние с иными параметрами гомеостатирования.

Изучение экосистемы, независимо от ее природы, предполагает изучение ее структуры, специфика которой определяется связями ее элементов, свойствами этих связей (направленностью, силой, характером, функцией), которые определяют их отношения: элементы – [связь – свойства – отношения] – система.

Чтобы понять целостность экосистемы, надо подняться над границами составляющих ее элементов, то есть, выйти на уровень их связей и отношений и их атрибутов (свойств) [18]

Отношения, хотя и выступают основной силой изменения элементов, объединяющей их в систему, включают в себя в снятом виде и свойства этих элементов и картину их связей со всеми прочими элементами системы. На уровне множества отношение выступает как мера возможного или реального изменения элементов, между которыми существует соответствующая отношению связь. Связь понимается как взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени[19]

Свойство отражает потенциальную возможность возникновения процесса обмена определенного рода элементами между соответствующими множествами. На уровне сложного (многомножественного) объекта - это сторона объекта, которая может произвести изменение в другом объекте или подвергнуться изменению со стороны другого объекта. Это - проявление природы процесса.

Если свойства дифференцируют и тем определяют место (функцию) разных систем (гео, био, социо-) в окружающей среде, отношение интегрируют их, устанавливая связь элементов и превращая во множество.

Связь лежит в основе субстанционального, свойства – атрибутивного, а отношения – релятивного научного подходов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ.

Далеко не все отношения, связанные с природными объектами, могут быть отнесены к экологическим.

Всеобщие связи явлений в окружающем мире предстают как связи физические, причинно-следственные, генетические (зависимость настоящего от прошлого), структурно-функциональные и другие.

Но далеко не все причинно-следственные, функциональные, генетические связи в природе являются предметом изучения экологического образования. Иначе бы вся биология, в.т.ч. физиология, изучающие открытые саморегулирующие системы, которые в принципе не существуют вне связей с окружающей их средой, должна была бы быть приравнена к экологии, не говоря уже о географии, изучающей территориально-природные, ландшафтные комплексы. Сезонные явления, рассматривающие изменения в природных объектах при изменении факторов среды, которые изучает природоведение, биология, тоже вошли бы в предмет экологии.

Очевидно, что не все связи и порождающие ими отношения между природными и социоприродными системами с окружающей их средой являются экологическими, то есть, изучаются познавательным инструментарием экологии.

Особенности экологических связей и экологических отношений заключаются в том, что

- экологические связи – не однонаправленные (поступление в организм питания из внешней среды – физиология; влияние факторов среды – гигиена), а прямые, обратные и перекрестные (напр., поступление в организм питания из внешней среды – последствия исчерпания питательных веществ в среде, пути их восполнения и т.д.); дающие многообразие разнонаправленных отношений – нейтральных, конкурентных, союзнических, конфликтных и т.д.;

- они системообразующие: формируют экологические системы разной природы – гео-, био, социоэкосистемы (напр., в биоценозах системообразующую роль играют пищевые, топические, форические, фабрические, информационные связи);

- они носят релятивный, то есть, относительный, обстоятельственный характер, зависят от выбранной системы координат, включают взаимовлияние связей и отношений друг на друга (напр., пищевые связи и отношения между разными биологическими видами леса зимой при разной глубине снежного покрова);

- имеют не линейный, а стохастический, вероятностный характер (экологические риски);

- отражают взаимодействия не с окружающим миром, а с окружающей средой (средой обитания), как элементом экологической системы.

Развитие экологических связей и отношений. По мере восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам экологические связи и отношения усложняются.

На основе выше приведенных рассуждений можно сформулировать предмет изучения в современном экологическом образовании – как естественнонаучно-гуманитарной области, экологическом образовании для устойчивого развития.

Экологическое образование для устойчивого развития носит аспектный характер, придающий содержанию разных предметных областей и учебных предметов, в том числе, биологии, географии, обществознанию и др., новое значение – мировоззренческое, методологическое, аксиологическое с точки зрения идеологии устойчивого развития.

Современное экологическое образование, как основа образования для устойчивого развития, экологические связи и отношения рассматривает во взаимодействии с социальными и экономическими.

[2] Отношение школьников к природе / Зверев И.Д., Суравегина Л.Т. – М. : Педагогика, 1988. – 128 с.

[3] Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М., 1991, с.12-26.

[4] Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии / Автореф. дисс. докт. пед.наук. – М., 1986. - 35 с.

[5] Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. – М.: МНЭПУ, 1995. – 198 с.

[6] Хотунцев Ю.Л., Нагибин Н.И. // Экологическое образование. – 2009. - №1. – С. 52-56.

[7] Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 17-23

[8] Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения
экологии к решению экологических проблем. Новомосковск: НФ УРАО, 2005.

[10] Бейсенова А., Шилдебаева Ж. Концепция экологического образования и воспитания в системе общего образования Республики Казахстан // Высшая школа Казахстана. – 2002. - № 1. - С. 134 – 141.

[11] Дзятковская Е.Н. Экологическая этика: проблемы экологического воспитания // Педагогика. – 2012. – 2012. - № 4. – С. 27-34.

[12] Ягодин Г. А. Проблемы экологического образования / Г. А. Ягодин, Л. Т. Третьякова // Образование в области окружающей среды : сб. докл. III Всесоюз. конф. - Казань, 1990. - Т. 1. - С. 3-14.

[13] Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии – М.: Горизонт, 1999. – 244 с.

[14] Лисеев И. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) / И.К. Лисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 315 с.

[15] Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и

др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

[16] Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. – М.: Тайдекс Ко, 2003.- 312 с.

[17] Мамедов Н.М. Основы социальной экологии: учеб. пособие для вузов / Мамедов Н.М. – М.: Ступени, 2003. – 256 с.

[19] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Экологическая этика – это область исследований, предметом которой является обоснование и разработка этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе.

Основателями экологической этики являются Альберт Швейцера и Олдо Леопольд.

Задачи экологической этики:

1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы.

2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

Методами экологической этики являются:

эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям:

1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой.

2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Существует Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, которая была принята в 1992 году на конференции ООН.

В ней закреплены основные принципы экологичекого права, которые были разработаны на основании норм поведения в экосфере

Этические принципы :

Соблюдай права природы.

Правила экологической этики :

n Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.

n Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.

n Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.

n Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.

n Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.

Экологическое воспитание - это формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Экологически культурная и образованная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края то есть:

- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения




«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.


Анализируются вопросы, связанные с формированием в РФ экологической культуры в контексте правового регулирования экологического образования и воспитания.

Ю.В. Васильчук,

Анализируются вопросы, связанные с формированием в РФ экологической культуры в контексте правового регулирования экологического образования и воспитания. Обосновывается значимость экологического воспитания в механизме реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Формулируются предложения, в том числе в части совершенствования законодательства, для повышения уровня экологической культуры.

Ключевые слова: право граждан на благоприятную окружающую среду, экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание.

Реализовать в полной мере конституционное право человека на благоприятную окружающую среду невозможно без создания условий для повышения уровня экологической культуры общества и каждого гражданина. Недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства и снижении негативного воздействия на окружающую среду связана не только с отсутствием экономических ресурсов, но и с низким уровнем экологического сознания руководителей предприятий, непониманием всей важности развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий. Создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения возможно только в условиях ответственного отношения самого населения к вопросам охраны окружающей среды. Создание и развитие экологических организаций, участие общественности в принятии экологически значимых решений также невозможно обеспечить, если вопросам формирования экологической культуры, экологического образования, воспитания, просвещения не будет уделяться должное внимание.

Эффективность механизма правового регулирования зависит от различного рода факторов, среди которых принято выделять правовой, связанный с совершенствованием правотворчества, экономический, организационный и идеологический. Идеологический фактор в свою очередь напрямую связан с повышением уровня правовой культуры субъектов права.

Ни в коей мере не умаляя значение всех вышеперечисленных факторов, предопределяющих в той или иной степени механизм реализации правовых норм, рассмотрим особенности влияния идеологического фактора применительно к праву граждан на благоприятную окружающую среду.

Под идеологическим фактором понимается анализ воздействия правовых норм на общество и реагирования общества на правовые нормы с точки зрения социально-психического восприятия [6, с. 9]. Сущность идеологического механизма реализации экологического законодательства состоит в том, чтобы провести нормы этого законодательства в жизнь, заставить их работать через влияние на сознание субъектов экологических отношений. И если вначале речь может идти об осознании того, что не следует мусорить, то в дальнейшем руководители предприятий должны осознать важность природоохранных мероприятий, соблюдения режима санитарных зон, выполнения установленных нормативов и стандартов. Не секрет, что в настоящее время многие руководители исходят из того, что экономически выгоднее уплатить штраф, например за сверхнормативный сброс вредных веществ, чем вложить средства в совершенствование очистных сооружений. Такой подход заложен в их сознании, которое необходимо изменять. Таким образом, первоочередная цель экологического образования, воспитания — это формирование экологического сознания, мышления людей. Более того, необходимо преодолевать не только потребительское отношение к природным богатствам страны, но и безразличное отношение ко всему происходящему за пределами своего дома.

Формирование общественного экологического сознания будет способствовать непосредственной реализации гражданами и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления прав и обязанностей, закрепленных в экологическом законодательстве, а также развитию общественных организаций, деятельность которых направлена на охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

М.И. Васильева отмечает, что известная декларативность эколого-правовых предписаний в наибольшей степени обусловлена, как принято считать, причинами экономического свойства, хотя с этим можно поспорить и привести аргументы в пользу первенства культурной, мировоззренческой составляющей [2, с. 84].

О.В. Устьянцева, анализируя вопрос об экологическом образовании, приходит к выводу о том, что из процесса формирования экологической культуры, из системы экологического образования, воспитания и просвещения выпадает важное связующее звено — экологическое сознание гражданского общества и его правовая основа. Выступая структурным элементом экологического правопорядка, экологическое правосознание общества неразрывно связано с экологическими интересами общества. Высокий уровень экологического сознания обеспечивает разумное и ответственное взаимодействие человека и общества с природой [15, с. 44].

По мнению ряда ученых, экологическое воспитание, направленное на распространение и внедрение в практику необходимых знаний и навыков, вытекающих из современных проблем охраны природы, косвенно способствует соблюдению правового режима охраны природных объектов и предупреждению соответствующих правонарушений. Несмотря на принимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания вызывает серьезную озабоченность и тревогу, что связано с недооценкой в обществе экологических проблем, экологическим нигилизмом и экологическим невежеством, недостатком бюджетного финансирования, отсутствием эффективного государственного управления экологическим образованием и надлежащей координации данного процесса с негосударственными структурами [16, с. 203].

а) проведение обучающих семинаров по вопросам экологического образования совместно с общественными и научными организациями для школьников, студентов и других заинтересованных лиц;

в) издание ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Тверской области [13].

Представляется, что предложенный перечень мероприятий носит, скорее, формальный характер и вряд ли к 2018 году благодаря им повысится уровень правовой культуры жителей Тверской области. Так, доступ общественности к докладу о состоянии окружающей среды затруднен, да и вообще есть определенные сомнения относительно того, знает ли общественность о самом факте существования подобного отчета и возможности ознакомления с ним. Подобный отчет должен не просто находиться на сайте соответствующего органа государственной власти, ответственного за его подготовку, в общем доступе на сайте в сети Интернет, но быть проанализирован и информация, содержащаяся в нем, должна представлять систему данных, позволяющих гражданам без наличия специальных знаний оценить состояние природных объектов и ресурсов, мероприятия по охране окружающей среды в регионе, результативность государственной политики в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами.

В целом, мероприятия в рамках подобных региональных программ должны быть направлены на вовлечение предельно возможного круга общественности, учитывать специфику различных социальных групп населения как участников и адресатов мероприятий, носить как теоретическую, так практическую направленность, быть актуальными и востребованными конкретной социальной группой населения.

Под экологическим воспитанием следует понимать различные способы воздействия на чувства людей, их взгляды с целью выработки такого отношения к окружающей среде, которое основано не только на необходимости соблюдения установленных экологических требований, запретов и ограничений, но понимании необходимости сохранения окружающей среды, рационального природопользования, выполнения мер по охране и восстановлению природных объектов и ресурсов. Исключение из сферы правового регулирования экологического воспитания может привести к ситуации, когда граждане, обладая достаточно высоким уровнем знаний в сфере экологии, не изменят своего потребительского отношения к природе, другими словами, экологически образованный человек и экологически воспитанный не означает одно и то же.

Н.А. Гейт отмечает, что актуальность экологического права основана на том факте, что сегодня сохранение природы и самого человека замкнулось на его умении познать все основные процессы в биосфере и учитывать их при регулировании собственного поведения. Данный процесс во многом определяется: 1) экологическим образованием; 2) экологическим воспитанием; 3) государственными гарантиями экологических прав. Эти составляющие неразрывно связаны между собой, призваны постоянно всесторонне дополнять и совершенствовать друг друга [4].

Вопросы формирования экологической культуры не просто должны быть включены в целевые и иные программы, следует организовать сам процесс экологического воспитания, образования и просвещения, проанализировать уже имеющийся опыт деятельности в этой сфере. Безусловно, в процесс экологического воспитания, как и в процесс охраны окружающей среды, должны быть вовлечены все субъекты. Особую роль принято отводить семье: родителям нужно воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. Но ведь кто-то должен воспитать и родителей, сформировать их экологическое мировоззрение, основанное, в том числе, на понимании важности экономного использования природных ресурсов, необходимости переработки отходов и их вторичного использования, сортировки мусора и т.п. В противном случае мировоззрение нового поколения не будет принципиально отличаться от существующего, а значит, сохранение природы и улучшение окружающей среды так и не станет приоритетным направлением деятельности государства и общества.

1. Анисимов А.П., Васильчук Ю.В. Об участии граждан и их объединений в решении вопросов землепользования и застройки // Хозяйство и право. 2008. № 7. С. 59—67.

2. Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11. С. 84—92.

5. Детское экологическое движение в системе образования Ленинградской области: альбом / сост.: А.М. Макарский, Т.С. Комиссарова, И.Н. Петушкова; под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. — Санкт-Петербург: ЛГУ, 2012.

6. Игнатьева И.А. Правовые проблемы формирования идеологического механизма реализации экологического законодательства // Экологическое право на рубеже 21 века: сб. науч. статей / сост.: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. — М.: Зерцало, 2000. С. 8—21.

7. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. — Львов: Вища школа, 1988. С. 155.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. — М.: Юристъ, 1997.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1990. С. 102.

12. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

13.Тверская жизнь. 2012. 1 декабря. № 221.

15. Устьянцева О.В. Экологическое образование в системе экологического правопорядка // Гражданин и право. 2010. № 9. С. 42—47.

16. Экологическое право России / под ред. А.П. Анисимова, А.Я. Рыженкова, А.Е. Черноморца. — М.: Юрайт, 2011. С. 203.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отметим, что в известных словарях русского языка В.И. Даля (издание: Москва: Русский язык, 1980) и С.И. Ожегова (издание: Москва: Русский язык, 1987), изданных в печатном варианте, таких понятий обнаружить нам не удалось.

Свободная энциклопедия "Википедия" [1] приводит несколько различных толкований этого понятия:

Образное описание экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Другое определение (экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и изменённых человеком условиях) дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время .

Экология – познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… . Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.

Экология – биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

В "Новом словаре русского языка" Т.Ф. Ефремовой экология понимается, во-первых, как "научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой". Во-вторых, как "состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде" [2].

Таким образом, экология – это наука не только об окружающем нас среде, но и о человеке. Человек тесно связан с окружающей средой: происхождением, материальными и духовными потребностями.

Рассмотрим официальные документы международного, федерального и региональных уровнях.

Обратимся, прежде всего, к одному из главных документов страны: Конституции Российской Федерации [3]:

Конституция закрепляет права и обязанности граждан по отношению к окружающей среде: право каждого человека на благоприятную окружающую среду, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Именно эти положения Конституции закладывают нормативную основу государственной политики в области экологического воспитания и образования школьников. Сущность экологических обязанностей заключается в правовой охране окружающей среды, рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности.

Статья 58 главы II Конституции Российской Федерации гласит как:

"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Эта статья отражает отношение граждан к окружающей среде. Отношение государства к его гражданам высвечивается в статье 7 главы I:

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" – свидетельствует статья 42 главы II.

Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны экологии, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и природы.

Стратегической линией развития современного отечественного образования являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) второго поколения.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы (экологическая составляющая):

Личностные характеристики обеспечивают осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основной и полной школы (экологическая составляющая):

Общественно-научные предметы ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и экологическое качество окружающей его среды; осознание обучающимися своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

Естественнонаучные предметы направлены на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды, осознание учащимися значимости концепции устойчивого развития.

Таким образом, можем отметить, что согласно федеральным государственным образовательным стандартам экологическое воспитание предусматривает следующее:

Формирование и развитие экологического мышления личности;

Умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

Развивает основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Формирование экологического поведения обучающихся, вовлечение их в экологическую социально значимую деятельность и формирование у них опыта эколого-правового поведения.

Расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;

Углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

ФГОС Начального общего образования в гл. II пункт 12.3 формирует уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; помогает осознать целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [7].

ФГОС Основного общего образования отмечает о взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения [8].

Проведенный анализ показывает, что эти официальные нормативно-правовые документы не только признают особую роль экологического образования и воспитания в процессе формирования экологической культуры общества, но предпринимают шаги к реализации развития в человеке воспитания бережного отношения к экологии. Учителя, родители должны следовать этим стратегическим линиям, чтобы помочь окружающей среде и, в первую очередь, себе.

Читайте также: