В каких двух формах учредители проводят проверки подведомственных школ и детских садов

Обновлено: 01.05.2024

Проверка финансово-хозяйственной деятельности школы обычно вызывает бурный интерес не только со стороны администрации и сотрудников образовательного учреждения, но и со стороны общественности, в том числе родителей учеников. Разбираемся, как проходит мероприятие и как школе к нему подготовиться.

Порядок проведения финансовой проверки в школе

О том, какие бывают проверки, мы уже рассказывали здесь . Сегодня остановимся на финансовом мониторинге.

Первым делом стоит сказать, что организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) образовательного учреждения, существует несколько:

  • Федеральное казначейство РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований;
  • региональные органы образования;
  • в крайнем случае – прокуратура, управление по борьбе с экономическими преступлениями, контрольно-ревизионное управление и другие.

С одной стороны, каждое из них выполняет свою функцию. С другой стороны, служебные обязанности некоторых из них пересекаются, что вполне ожидаемо. Поэтому часто бывает так, что сотрудники контролирующих ведомств плотно общаются между собой, чтобы не дублировать работу друг друга и не надоедать поднадзорным организациям одними и теми же вопросами.

Проверки могут быть разнородными по сути. Они отличаются:

а) по срокам проведения:

  • плановые – проводятся не один раз в три года (как это обычно бывает), а один раз в два года (в соответствии с 944-м постановлением российского правительства от 23 ноября 2009 года об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых требуется особая периодичность плановых проверок. Сады и школы в этом списке);
  • внеплановые – могут быть вызваны чьей-то жалобой либо желанием ревизоров проверить, исправила ли школа ошибки, на которые ей было указано во время предыдущей проверки.

б) по месту проведения:

  • выездные, или инспекционные – проходят непосредственно в школе;
  • камеральные – ревизоры изучают документы образовательного учреждения у себя в офисе.

В любом случае мониторинг не может продолжаться больше двадцати рабочих дней. Уведомление о грядущей плановой ревизии школа должна получить как минимум за три рабочих дня, о внеплановой – за 24 часа либо вообще без предупреждения, если есть информация о причинении вреда людям, природе, объектам культурного наследия.

Список организаций, которым предстоит в этом году проверка, размещается в открытом доступе на сайте контролирующих органов не позднее 31 декабря прошедшего года. Также эту информацию можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры России, введя в поисковой строке название школы либо ее ИНН.

Перед началом мониторинга проверяющие должны предъявить школьной администрации служебные удостоверения и прочую документацию, в том числе план-задание проверки с подписью руководителя.

В свою очередь ревизоры имеют полное право:

  • запрашивать любую информацию о ФХД, все необходимые материалы и документы (в том числе внутришкольные нормативные акты, распорядительные, бухгалтерские, финансовые бумаги) и проводить их экспертизу;
  • наблюдать за деятельностью учебного заведения;
  • осматривать здание школы и прилегающую территорию;
  • проводить опрос сотрудников и учеников школы;
  • требовать в ходе проверки письменные объяснения у работников образовательной организации.

В то же время контролеры не могут:

  • устраивать проверку в отсутствие администрации образовательного учреждения;
  • запрашивать документы, не имеющие отношения к предмету мониторинга;
  • изымать оригиналы документов.

По итогам составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности школы. В этом документе отражают:

  • полное наименование образовательного учреждения, его ИНН;
  • информацию о проверяющей организации;
  • дату начала и окончания мониторинга;
  • обнаруженные нарушения и их суть;
  • предписания об их устранении с указанием сроков и конкретных действий;
  • препятствия, чинимые администрацией школы (если они имели место), в том числе непредоставление документов и прочей информации;
  • итоги мониторинга.

Если ни одного нарушения обнаружено не было, акт все равно составляется. Документ оформляют в двух экземплярах: по одному для администрации школы и для проверяющей организации. На втором из них обязательно должна стоять подпись директора школы. Если он не согласен с какими-либо фактами в итоговом акте, следует тут же письменно отметить это, аргументировав свою позицию копиями соответствующих документов. Иначе потом, в процессе судебного разбирательства, доказать ошибку проверяющих будет сложнее.

Важный момент: акты проверки финансовой деятельности школы после каждого мониторинга должны оперативно размещаться на сайте образовательного учреждения для свободного ознакомления.

Что проверяют

В ходе проверки финансовой деятельности школы основное внимание уделяется:

  • прозрачности ведения бюджета;
  • законности приобретения материальной базы, в том числе принятия спонсорской помощи (как ее правильно оформить, мы рассказывали здесь );
  • обоснованности и экономическому смыслу бухгалтерских операций;
  • качеству выполнения государственного задания, в том числе информации о количестве учеников (подробно о подушевом финансировании читайте в этой статье );
  • соответствию предоставленных отчетов реальному положению вещей;
  • проверке подлинности всех выполненных работ и проведенных сделок (бывает, что ревизоры сталкиваются со случаями, когда школьная администрация заключает и оплачивает контракт на стрижку и полив газонов в зимнее время);
  • сверке записей о банковских операциях и информации, полученной непосредственно от банка;
  • системе хозяйственного учета и информации о хозяйственных процедурах.

Также в процессе мониторинга ревизоры контролируют:

  • организацию питания учеников и сотрудников;
  • проведение текущего ремонта;
  • материально-техническое оснащение и финансовую обеспеченность школы;
  • фактическое наличие и состояние муниципального имущества, которым управляет образовательное учреждение;
  • соответствие внутришкольной правовой документации требованиям законодательства и порядок ее соблюдения.

Перечень документов

Какие документы к прибытию проверяющих потребуются от бухгалтерии и администрации? Вот список, и он немаленький:

а) для проверки ФХД:

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство об аккредитации;
  • коллективный договор;
  • отчет об исполнении бюджета;
  • должностные инструкции сотрудников;

б) для проверки сметы:

  • договора о хоздеятельности;
  • акты сверки с поставщиками;
  • смета расходов за отчетный период с полной расшифровкой и объяснением причин ее корректировки;
  • дебиторская и кредиторская задолженности за проверяемый отрезок времени;

в) для проверки кассовых операций:

  • журналы регистрации приходных и расходных ордеров, а также депонированных средств;
  • акты инвентаризации кассы, ее лимит;
  • приказ о назначении кассира, его должностная инструкция;

г) для проверки начисления заработной платы:

  • списки сотрудников с учетом совместительства;
  • штатное расписание и тарификация;
  • приказы об аттестации сотрудников;
  • табели и графики учета рабочего времени;
  • протоколы совещаний по назначению стимулирующих выплат (подробно об этом мы рассказывали здесь );
  • приказы по личному составу.

д) для проверки материального обеспечения детей-льготников:

  • списки льготников;
  • личные дела льготников и подтверждающие документы, в том числе справки из органов соцзащиты;

е) для проверки питания:

  • акты проверки столовой;
  • меню на десять дней;
  • контракты с поставщиками;
  • оборотная ведомость продуктов;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц;
  • документы об инвентаризации;

ж) для проверки основных средств, в том числе материальных :

  • оборотная ведомость забалансовых счетов;
  • описи инвентаря;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц.

Ответы на основные вопросы

1. Ясно, что в случае обнаружения проблем отвечать будет директор образовательного учреждения. Даже если сам он, что называется, ни сном ни духом. Как директору обезопасить себя?

2. В ходе мониторинга комиссия обнаружила административное нарушение и выписала штраф. Кто будет его оплачивать?

Все зависит от того, кого или что оштрафовала комиссия. Если юридическое лицо, то есть школу, то денежную компенсацию выплачивает само образовательное учреждение из своего бюджета. Если же санкции наложены на физическое лицо (директора, бухгалтера, кого-то из педагогов и т. д.), то человек оплачивает штраф за счет своих личных средств.

3. Где выявляется наибольшее количество нарушений при проведении мониторинга ФХД?

Служба финансового контроля органа управления предупреждает, что чаще всего проблемы возникают при проверке:

А значит, именно на эти пункты следует обратить особое внимание школьной администрации. Ответственным за организацию ВФК (внутреннего финансового контроля) является директор школы.

4. Кто может быть членом комиссии ВФК?

Обычно в нее входят:

  • контрактный управляющий или зам по управлению ресурсами;
  • бухгалтер или кадровик;
  • кто-либо материально ответственный (завхоз, лаборант);
  • заместитель по учебно-воспитательной работе или кто-то из педагогов;
  • кто-либо из управляющего совета школы или из первичного профсоюза.

Важно: члены комиссии не имеют права мониторить свою собственную деятельность. В то же время каждый объект должны контролировать как минимум два члена комиссии ВФК.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Подготовьте к приемке новый документ – план профилактических мероприятий в условиях коронавируса. Образцы плана для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – особенности новых форматов приемки – дистанционного и заочного, новое направление контроля и чек-листы для самопроверки.

Юлия Патееваюрист-редактор Системы Образование

РЕКОМЕНДАЦИИ

Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду

Когда пройдет приемка

Приемка пройдет по графику органа власти. В нем указаны дата или период, когда межведомственная комиссия оценит готовность организации к учебному году. Возможные сроки – с начала июня по 20 августа (п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Смотрите график на сайте регионального или местного органа власти. На сайте Генпрокуратуры или контролирующих органов его не размещают.

В каком формате пройдет приемка

Приемка может пройти в очном, заочном и дистанционном форматах. Если в регионе благоприятная эпидситуация по COVID-19, приемку проведут очно, если нет – дистанционно или заочно. Формат определит региональный или местный орган власти и укажет в своем нормативном акте (подп. 3.1 п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В таблице – особенности каждого формата приемки.

Особенности форматов приемки

Формат

Особенности

Нормативный акт

Межведомственная комиссия приедет в образовательную организацию, обследует ее и проверит документы. Члены комиссии вправе:

  • осматривать здание, помещения и территорию;
  • проверять состояние технических систем безопасности и энергоустановок;
  • опрашивать персонал образовательной организации и получать объяснения

Комиссия проведет приемку с применением средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Члены комиссии обладают теми же правами, что и при приемке в очном формате

Комиссия запросит пакет документов, которые подтвердят готовность или неготовность детского сада и школы к началу учебного года

Кто проведет приемку

Приемку проведет межведомственная комиссия. Состав определит региональный орган исполнительной власти в сфере образования, а утвердит руководитель этого органа или органа местного самоуправления (п. 3.1 рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В комиссию могут войти представители органа власти, которому поднадзорны школа и детский сад; органов контроля – ГИТ, МЧС, МВД, Роспотребнадзора; коммунальных служб по направлениям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; профессиональных служб и их объединений.

Для школ и детских садов, расположенных в разных муниципальных районах и городских округах, численность и состав межведомственной комиссии могут быть разными. Это связано с тем, что Минпросвещения не устанавливает к ним требований (письмо Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03).

Какие документы и сведения представить комиссии

Представьте комиссии документы о готовности детского сада и школы к новому учебному году. Конкретного перечня нет – комиссия определит его индивидуально. При этом обязательно запросит план мероприятий по профилактике коронавируса и две справки. План надо разработать из-за сохранения угрозы заболевания в новом учебном году (письмо Минпросвещения от 03.06.2020 № ВБ-1194/03). Требований к структуре и содержанию документа нет, поэтому составьте его в свободной форме. Например, в виде таблицы с тремя графами: наименование мероприятия, срок, исполнитель. Мероприятия формулируйте совместно с медработником и завхозом на основе рекомендаций Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24. О том, как выполнить требования ведомства, читайте в рекомендации. Используйте готовые образцы плана.

Образцы планов мероприятий по профилактике COVID-19

ДЕТСКИЙ САД

ШКОЛА

Заполните справку о состоянии деятельности образовательной организации. Используйте форму из приложения 3 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03. Внесите в нее сведения о численности обучающихся, работников, вакантных местах и обеспечении детей горячим питанием. Указывайте сведения по состоянию на 1 сентября 2020 года. Скачайте готовый образец справки.

Образцы справок о состоянии деятельности

ДЕТСКИЙ САД

ШКОЛА

Поручите бухгалтеру подготовить справку о средствах, которые потратили на подготовку к 2020/21 учебному году (п. 5 приложения 4 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). При необходимости предварительно перераспределите средства или уточните информацию о финансах у учредителя. Смотрите готовый образец.

На какие вопросы отвечать в ходе приемки

В ходе приемки отвечайте на вопросы, которые позволят оценить готовность образовательной организации к новому учебному году. В 2020-м комиссия задаст вопросы по восьми направлениям. Семь из них Минпросвещения продублировало с прошлого года и добавило одно новое – санитарное и медицинское обеспечение (письмо от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Вопросы по каждому направлению – в чек-листах. Используйте их для самопроверки и подготовки к приемке.

Чек-листы для приемки и самопроверки детского сада и школы

1. Территория

2. Здание

3. Помещения

4. Условия для обучения

5. Гигиеническое состояние

6. Безопасность в случае ЧС и пожара

7. Защищенность от терактов

8. Санитарное и медицинское обеспечение

СИТУАЦИЯ

Есть ли способы подготовиться к приемке

Какие результаты приемки получить

После приемки получите устное заключение комиссии о готовности или неготовности вашей организации к началу учебного года. Так как приемка не относится ни к одному виду проверки, а Минпросвещения не требует письменно оформлять решение комиссии, составлять акты и иные документы не будут.

Однако государственные органы власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить форму акта и других документов.

Нарушения при формировании и исполнении задания допускают как органы-учредители, так и сами учреждения (в том числе автономные). Первые отвечают за выдачу планового документа подведомственным учреждениям и контроль его исполнения, а вторые – за достижение установленных в задании показателей и достоверную отчетность. Ошибаться здесь могут все. В чем заключаются типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок? Расскажем далее.

Выполнение учреждениями государственного (муниципального) задания контролируют органы Федерального казначейства, финансовые и контрольно-счетные органы. Нарушения фиксируются по результатам разнообразных проверок – выполнения задания учреждением, его финансово-хозяйственной деятельности или эффективности расходования им средств бюджета соответствующего уровня.

Хотя процедура формирования и процесс исполнения задания детально регламентированы в нормативных документах и хорошо знакомы органам-учредителям и подведомственным учреждениям, ошибки (даже самые очевидные) встречаются на любом этапе работы. Как показывает выборочный анализ актов проверок и судебной практики, чаще всего ошибаются на муниципальном уровне, но и в адрес региональных и федеральных учреждений (их учредителей) контролеры тоже направляют претензии. Вот основные группы нарушений.

Формирование задания

В силу ч. 2, 4 ст. 4 Федерального Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем, а финансовое обеспечение задания осуществляется в виде субсидий из бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников. Аналогичные нормы закреплены в порядках формирования и финансового обеспечения задания, действующих в отношении учреждений соответствующего уровня (например, для федеральных учреждений это отражено в п. 5 Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).

Утверждение задания на срок, не совпадающий со сроком утверждения бюджета.

Но на практике органы-учредители не всегда соблюдают это требование. Бывают случаи, когда задание подведомственному учреждению утверждается на год, в то время как местный бюджет принимается на три года – как и лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся органу-учредителю на трехлетний срок.

Название услуги из задания не соответствует услуге из перечня (классификатора).

Согласно абз. 2 – 4 п. 3 ст. 69.2 БК РФ в задание учреждения можно включать только те услуги и работы, которые поименованы в общероссийском базовом (отраслевом), федеральном или региональном перечне. Другие наименования вносить в задание нельзя, иное будет квалифицировано как нарушение.

Один такой случай произошел при проверке муниципального учреждения, по результатам которой оштрафовали начальника управления городской администрации, утвердившего задание. В него вошла услуга, отсутствующая в общероссийском и региональном перечнях, уникальный номер реестровой записи данной услуге присвоен не был. Финансовый орган, проводивший проверку в учреждении, вменил должностному лицу органа-учредителя нарушение порядка формирования муниципального задания и привлек к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ.

К сведению: в задание можно включать только те услуги и работы, которые поименованы в общероссийском базовом, федеральном или региональном перечне. Другие наименования вносить в задание нельзя.

Начальник управления оспорил решение контрольного органа, но суды трех инстанций должностное лицо не поддержали. Его довод о том, что услуга содержалась в примерном (рекомендуемом) перечне услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, судьи не приняли во внимание. Факт нарушения и правомерность привлечения к ответственности подтвердились (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2020 № 16-7518/2020).

Задание составлено не по утвержденной форме.

Форма эта, как правило, приводится в порядке формирования и финансового обеспечения задания, утвержденном учредителем. Например, форма госзадания для федеральных учреждений приведена в приложении 1 к Положению № 640.

В плановый документ время от времени вносятся поправки и учреждения не всегда могут оперативно отреагировать на это. А вот орган-учредитель отслеживать такие изменения обязан – ошибка может обернуться для должностного лица привлечением к ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ, на что и указывают контролеры в своих актах проверок.

Аналогичный риск – нарушение требований к форме госзадания – упоминается и в Классификаторе, утвержденном Федеральным казначейством 19.12.2017. Код нарушения – 02 01 01 03 07 01.

Иные ошибки.

Сюда относятся, например, отсутствие в форме задания уникального номера реестровой записи услуги, работы или требований к срокам представления отчетности о выполнении задания, неуказание категории физических лиц – потребителей соответствующих услуг.

Перечислим еще несколько нарушений, которые Казначейство РФ включило в Классификатор (код подгруппы нарушений – 02 01 01 03):

несоответствие задания основным видам деятельности учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ);

несоответствие задания показателям его фактического выполнения учреждением в отчетном и текущем финансовых годах;

включение в задание государственных (муниципальных) услуг (работ), не относящихся к видам деятельности, указанным в учредительных документах;

отсутствие в задании обязательных положений;

нарушение порядка внесения изменений в задание;

нарушение сроков формирования, утверждения и доведения задания, внесения в него изменений.

Финансовое обеспечение задания

Субсидию на выполнение задания выделяет орган-учредитель, а значит, и за нарушение порядка финансового обеспечения задания, которое выявлено при проверке подведомственного учреждения, тоже отвечает вышестоящий орган. Вот какие ошибки выявляют контролеры.

Некорректный расчет нормативных затрат или их отсутствие.

Согласно абз. 2, 3 п. 4 ст. 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения задания определяется на основании нормативных затрат на оказание услуг, а по решению органа-учредителя при расчете могут использоваться и нормативные затраты на работы. На необходимость применения нормативов на услуги также указывают многочисленные общие требования (см., например, приказы Минкультуры РФ от 28.03.2019 № 357 и Минспорта РФ от 08.02.2019 № 83), выпущенные федеральными министерствами в сферах своего регулирования и распространяющиеся на учреждения всех уровней подчинения.

Но на практике возникают ситуации, когда размер субсидии на выполнение задания определяется без предварительного утверждения органом-учредителем нормативных затрат (хотя в порядке финансового обеспечения задания формулы расчета присутствуют). Выявляя такое нарушение и квалифицируя его по ст. 15.15.15 КоАП РФ, контролеры отмечают, что процесс расчета субсидии становится непрозрачным и оценить степень достаточности финансового обеспечения задания, доведенного учреждению, не представляется возможным.

Кстати, о риске завышения размера субсидии на выполнение госзадания из-за некорректного расчета нормативных затрат упоминают в своих документах и контрольные органы субъектов РФ – в частности, департамент здравоохранения Москвы (п. 10.1 Реестра, утвержденного Приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 18.12.2020 № 1446).

Изменение объема субсидии на выполнение задания без корректировки самого задания.

Финансовый контроль деятельности подведомственных учреждений

Контроль финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений является одной из актуальных тем для органов исполнительной власти, имеющих широкую сеть подведомственных учреждений. Каковы цели такого контроля, кто правомочен его осуществлять, каковы права и ограничения участников контроля?

На необходимость осуществления контроля учредителя указывают и требования Бюджетного кодекса. Так, в силу статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств должен обеспечивать соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В эту сферу попадает и контроль использования субсидий на выполнение государственного задания. При этом согласно статье 69.2 БК РФ порядок контроля исполнения государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения, устанавливается при утверждении задания. В свою очередь, правила осуществления контроля выполнения задания органами госвласти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, определяются при утверждении порядка формирования задания и финансового обеспечения его выполнения.

На практике правила осуществления контроля деятельности государственных учреждений в различных субъектах РФ и предметы контроля заметно разнятся, что можно увидеть, прежде всего анализируя действующие нормы региональной правовой базы. На уровне субъектов РФ соответствующей функцией по осуществлению ведомственного финансового контроля, как правило, наделяются отраслевые органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Соответственно, регулирование контроля осуществляется локальными актами данных органов, разрабатываемыми в рамках реализации нормативных правовых актов, принятых в развитие федеральных законов о некоммерческих организациях и автономных учреждениях.

Распространена схема, когда отраслевой орган (например, региональное министерство образования) занимается контролем за оказанием учреждением услуг и (или) выполнением работ, осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, закупок, а орган по управлению и распоряжению имуществом — проверкой вопросов, связанных с использованием имущества. Но может использоваться и сочетание данных направлений контроля на уровне одного госоргана при осуществлении ведомственного контроля, особенно это относится к федеральному уровню.

Процесс организации и проведения контрольных мероприятий на ведомственном уровне, как правило, идентичен контролю, проводимому органами финконтроля. Это объясняется в том числе тем, что до принятия Закона № 252‑ФЗ [1] главные распорядители бюджетных средств работали в том же правовом поле, что и органы финконтроля (статьи 158 и 269 БК РФ), а потому имеют опыт и наработанную базу как в плане регулирующих документов, так и в плане проведения контрольных мероприятий.

Что касается организации контроля, то соответствующие контрольные функции внутри учредителя возлагаются на контрольно-ревизионные подразделения, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя, или уполномоченных должностных лиц. Непосредственными механизмами реализации ведомственного финансового контроля являются контрольные мероприятия, которые могут проводиться с использованием следующих методов, присущих работе и органов финконтроля:

проверка — изучение отдельных финансовых и хозяйственных операций учреждения, в том числе на основе отчетной документации учреждения, установление их соответствия требованиям законодательства;

ревизия — полная проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения с целью определения ее законности, целесообразности, эффективности;

обследование — оценка состояния отдельных вопросов финансово-экономической деятельности учреждения для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

На практике на регулярной основе чаще всего проводят проверки и ревизии. Так же, как и в случае с контрольными мероприятиями, проводимыми органами госфинконтроля, проверки, осуществляемые на уровне ведомств, могут быть камеральными и выездными; руководитель учреждения может быть заранее уведомлен о проведении контрольного мероприятия; могут быть ограничены длительность контрольного мероприятия, возможности его продления; может быть установлена минимальная периодичность осуществления контрольных мероприятий и т. д.

Порядок реализации результатов контрольных мероприятий законодательством не регламентирован. Финансовый контроль учредителей в отношении подведомственных учреждений не относится к сфере госфинконтроля, законодательством не предусмотрено применение бюджетных мер принуждения и (или) мер административного принуждения в отношении подведомственных учреждений, допустивших нарушения. Тем не менее результаты контрольных мероприятий находят свою реализацию и используются учредителями для принятия управленческих решений, таких, например, как:

сохранение (увеличение, уменьшение) показателей государственного задания и объемов его финансирования;

внесение изменений в учредительные документы учреждения;

перепрофилирование деятельности, реорганизация, изменение типа учреждения или его ликвидация;

применение мер ответственности к руководителю учреждения, продление или расторжение с ним трудового договора;

подготовка предложений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества;

направление материалов контроля в соответствующие органы в зависимости от характера выявленных нарушений (наличие признаков бюджетного или административного правонарушения, уголовного преступления).

Правила устанавливает учредитель

Вполне возможно, в будущем законодатель определится с данным направлением контроля, его развитием (например, в виде внутреннего аудита; ведомственного контроля, включающего финансовый контроль, контроль в сфере закупок и т. д., либо разделения на самостоятельные направления ведомственного контроля; в виде составной части внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и пр.). Но на сегодняшний день конкретные правила проведения ведомственного финансового контроля должен устанавливать государственный орган (учредитель), исходя из имеющихся требований регионального законодательства, внутренней организации деятельности госоргана и целей, которые он желает достичь посредством реализации контрольной функции.

Так, правовые акты органов, выполняющих функции учредителей, могут определять:

порядок осуществления контрольных мероприятий по проверке целевого и эффективного использования денежных средств, государственного имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, ведомственного контроля в сфере закупок (в случаях, когда контроль в сфере закупок наряду с контролем использования имущества рассматриваются как составляющие ведомственного контроля);

обязанности учреждений (предоставление запрашиваемой информации и документов, информирование проверяющих об устранении выявленных нарушений с представлением подтверждающих документов);

права учреждений (ознакомление с результатами контроля, представление письменных возражений по результатам контроля, обжалование решения, принятого по результатам проведенного контрольного мероприятия).

Наряду с проверками, ревизиями и обследованиями учредителем должна быть организована работа по сбору и анализу данных о деятельности учреждения на системной основе, включая информацию о результатах контроля государственными контрольно-надзорными органами, информацию об отклонениях в выполнении государственных заданий, проведению по мере необходимости социологических опросов с целью выявления полноты оказания и степени удовлетворенности качеством государственных услуг, предоставляемых учреждением, и т. д. Другими словами, ведомственный финансовый контроль должен не дублировать государственный финансовый контроль, а носить прежде всего управленческий характер, то есть должен быть направлен на профилактику недостатков, нарушений, в том числе посредством мониторинга деятельности учреждений и своевременного принятия корректирующих мер.

Сам же ведомственный финансовый контроль деятельности государственных учреждений должен предполагать в первую очередь проверку:

соблюдения учреждением требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, в том числе в части открытости и доступности документов учреждения, и целей, предусмотренных его учредительными документами;

составления и выполнения планов финансово-хозяйственной деятельности;

полноты и качества выполнения госзадания на оказание услуг (выполнение работ), полноты и достоверности отчетности о его исполнении;

эффективного и целевого использования субсидий и иных целевых средств, соблюдения условий и порядка их использования;

оказания платных услуг и (или) выполнения платных работ;

выполнения условий гражданско-правовых договоров;

соблюдения сроков представления статотчетности;

использования имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, а также обеспечения его сохранности и пр.;

соблюдения руководителем учреждения условий трудового договора.

Реализация же результатов контрольных мероприятий должна выражаться в:

выявлении обстоятельств, обусловивших недостатки и нарушения в расходовании денежных средств и использовании материальных ценностей, нарушение требований действующего законодательства;

выработке рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализе применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий, в том числе органами госфинконтроля;

направлении материалов контрольных мероприятий в соответствующие органы в зависимости от характера выявленных нарушений;

формировании информационной базы об объеме и качестве предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).

Зачастую отдельной проблемой является выполнение руководителем учреждения требований со стороны проверяющих по устранению нарушений и недостатков. Следует отметить, что Закон № 83‑ФЗ [2] предусматривает нормы контроля деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части ответственности руководителя учреждения. Так, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, при заключении (перезаключении) трудового договора с руководителем учреждения должны предусмотреть в нем, кроме прочего, права и обязанности руководителя; показатели оценки эффективности и результативности его деятельности; условие расторжения трудового договора по инициативе работодателя при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Данные условия можно предусмотреть и в договоре с руководителем автономного учреждения, хотя напрямую в Законе № 83‑ФЗ такие положения не прописаны. Более того, учредитель может в условиях заключаемого договора с руководителем учреждения предусмотреть условия применения в отношении него соответствующих мер дисциплинарного взыскания, вплоть до расторжения трудового договора в одностороннем порядке, в том числе в случаях выявления фактов несоответствия деятельности учреждения требованиям законодательства и непринятия мер руководителем по устранению нарушений и недостатков.

В правовых актах, регулирующих вопросы проведения ведомственного финансового контроля, также целесообразно определить обязательные действия руководителя учреждения после получения результатов контроля: разработку и направление исполнителю контроля в течение определенного времени графика (плана) мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, непосредственное их устранение в течение установленного времени и пр. В определенных случаях исполнитель контроля может предусмотреть проверку устранения нарушений и недостатков.

В силу отсутствия четкого требования о проведении ведомственного финансового контроля отсутствует и соответствующее требование об анализе со стороны надзорных органов такой деятельности с последующей выработкой рекомендаций и предложений по совершенствованию контроля. Но на уровне регионов такой вид анализа (мониторинга) вполне можно предусмотреть, в том числе посредством, например, согласования планов контрольных мероприятий и направления в органы государственного финансового контроля отчетов о результатах контрольных мероприятий с приложением необходимых материалов.

Читайте также: