В чем сущность права гражданина на частную жизнь аргументируйте важность реализации этого права

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор: Попова Анастасия Алексеевна

ПРЕДМЕТ: Обществознание

Тема: Роль права в жизни человека

Цель: Ознакомиться с материалами по теме право, законодательной базой и методами успешного ориентирования

Планируемые результаты

Предметные: определить роль права, его функциональные действия и отрасли, сформулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.

Метапредметные: анализ источников, делать выводы, давать правовую оценку конкретной ситуации, осуществлять поиск дополнительных сведений.

Личностные: вступать в речевое общение с учителем и сверстниками, участвовать в открытом диалоге, работать с правовыми документами, взаимодействовать в сотрудничестве.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и творческой группе.

Межпредметные связи: юриспруденция, право.

Учебно-методический комплекс: учебник Обществознания 9 класс.

Опорные понятия, термины: право, правовая норма, международное право, функции права, кодекс, Конституция РФ.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

Мотивационно - целевой

Целеполагание. Создание условий для решения учебных задач. Обнаружение затруднений.

На основе проблемной ситуации формулируют тему и определят задачи урока. Выявляют затруднения и формулируют этапы процесса познания.

Определение опорного понятия:

Обращаю ваше внимание на экран. Определите общий термин ко всем приведенным понятиям (Слайд 1).

Личные, политические, экономические, социальные, культурные, экологические.

- Как вы считаете, чему будет посвящен наш следующий учебный блок?

- Вспомним из программы прошлых лет, какими правами обладает человек?

- Исходя из всего вышесказанного, сформулируем тему нашего урока.

- Таким образом: мы выделяем несколько целей. не оставляйте эти поля не заполненными, в конце урока мы обязательно к ним вернемся.

( учащиеся по жизненной ситуации определяют ключевое понятие)

(ответы учащихся)

(предположения учащихся, запись темы на доске и в рабочих тетрадях, выведение на экран проектора)

(запись в раздел цели урока) Слайд

Рассмотрим эпиграф к уроку:

-Как вы понимаете смысл данного высказывания.

- Основываясь на собственном опыте, приведите примеры

(ответы учащихся)

Вариативная фиксация материала (схема, кластер, опорный рисунок)

Проектировочный

Правовая справка: (приложение 1)

( мини-обзор) формирование толерантного отношения к культурным особенностям правового поля разных стран

- Как часто вы обращаетесь к главному закону страны?

- Просматривали ли вы ее после внесения поправок?

(Ориентация на ЕГЭ вопрос 23 перспективная модель 2022)

(ответы учащихся)

Вариативная фиксация материала (схема, кластер, опорный рисунок)

Процессуальный этап

ЭТАП: первичное получение знаний.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Объединитесь в пары, на основе анализа Конституции РФ определите права, которыми обладает человек на территории нашей страны. Просмотрите предложенные варианты работы. (анализ преамбулы, анализ статей) Выберите путь действия. Заполните поля в учебной карте. Время на выполнение 5 минут. Хранителем времени будет(назначение ученика)

Примечание:

1) Для работы необходимо использовать квест карту.

2) Ответы записывать в маршрутный лист.

- Обсудим, что же у нас получилось (обсуждение и систематизация)

ЗАДАНИЕ в творческих ГРУППАХ: Если бы вам предложили стать участником составления поправок в главный закон страны, что бы вы внесли, изменили или дополнили? изменили/дополнили/внесли?

- Какие еще документы в истории мирового права определяют права человека?

ПОМНИМ: Права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

ЭТАП: закрепления первичных знаний

Жителя страны Z незаконно уволили с работы. Какая норма права нарушена? Какой из кодексов РФ поможет прояснить ситуацию.

Гражданин К перенес забор на 1,5 метра без межевания в сторону соседа М. Какая норма права нарушена? Какой кодекс РФ поможет прояснить ситуацию? А если гражданин К обратился в суд?

Гражданин А решил взять в аренду водоем для развития местного туризма. Какой кодекс регламентирует обязательства гражданина перед государством? В какой бюджет пойдут сборы от аренды водоема? (федеральный или местный?)

Гражданка В (пластический хирург) выложила в социальную сеть кадры пластической операции без согласия пациента. Какая норма права нарушена? (неприкосновенность частной жизни) Какой кодекс поможет прояснить ситуацию?

- Если ваши права были нарушены, какие навыки помогут вам разрешить данную ситуацию?

- Попробуем определить основные функции права в жизни человека. Как не парадоксально в этом лучше всего нам помогут знания, полученные на уроках ОБЖ. Вспомним, какие категории знаков дорожного движения выделяют в ПДД? Поиграем с ассоциациями.

УК и КоАП – устанавливает преступления и наказания по ним. Н/Р: проанализируйте несколько статей, главные слова: вина, виновность, преступление/ проступок, правонарушение. Т/О УК РФ и КоАП РФ запрещает гражданину какие-либо деяния. Отметим, что не знание закона, не освобождает гражданина от ответственности. Следовательно, нужно не только хорошо знать свои права, но и не забывать про обязанности.

ТК, ГУ, СК и НК предписывает те или иные модели поведения в определенной отрасли.

А Конституция предупреждает о тех или иных правовых ситуациях более точно и конкретно определяющихся в отраслевых кодексах. Н/Р:

· Право на жизнь – УК ст. 105 убийство.

· Право на самоопределение – ТК РФ ст. 219.

· Честь и достоинство – КоАП ст. 5.61.1 и УК РФ ст. 128.1 клевета.

- Таким образом (слайд 16) для каждой правовой нормы есть регламентация в том или ином кодексе, для поиска необходимой информации нужно четко разграничивать понятия: предписание, проступок и преступление.

Зададим ассоциативный ряд для лучшего запоминания

- Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

- При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

- Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом

- Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего

- Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами

Вновь обратимся к Конституции РФ. (Г 2 ст. 18)

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

- Как вы понимаете смысл данной статьи?

- Подведем итоги, сформулируем роль и ценность права в жизни человека

РАБОТА В ПАРАХ: Основные права человека:

· Право на жизнь

· Право на свободу и личную неприкосновенность

· Право на неприкосновенность частной жизни

· Право определять и указывать свою национальную принадлежность

· Право на пользование родным языком

· Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства

· Право на свободу совести

Вариативная фиксация материала (схема, кластер, опорный рисунок)

РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(метод работы в сотрудничестве)

- Декларация прав человека/ребенка

(определяют перспективу учебного развития)

РАБОТА НАД ПРАВОВОЙ СИТУАЦИЕЙ. На основе уже имеющихся знаний и личного социального опыта разбирают и анализируют правовые ситуации.

(ТК ст.77 основания. Ст. 81. Расторжение. Для работодателя 2.57

Гражданский кодекс

Процессуальный

(СК. Ст. 12 ч.3)

(НК ст. 13. П. 9) федеральный

Задание фиксируется и выполняется в маршрутном листе урока

(знать, где искать)

* гимнастика для глаз

Запрещающие (красный круг) Предупреждающие (красный треугольник), Предписывающие (синий круг).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

(круг ТК РФ ст. 20)

(круг. Земельный кодекс ст. 11.4)

(треугольник КоАП ст.6.2)

(квадрат УК РФ ст. 110)

(треугольник КоАП ст. 7.23)

(ответы учащихся)

Работа с приложением 2

Работа с текстом документа.

Роль права . Регулирует общественные отношения, устанавливая модели поведения их участников. Защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность для нарушителей. Развивает в людях чувство справедливости, правды, добра и гуманности.

ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Рефлексивно-оценочный

Я хочу получить….

Моя цель на уроке …

(ДОП СТРОКА) Если поставленная вначале урока цель изменилась по ходу приобретения новых знаний…

Оценки выставляются на основе анализа маршрутного листа и карты самоанализа.

Карта урока

Вопросы для самоконтроля.

Затрудняюсь ответить

Я смог ответить на все задаваемые вопросы

Поставленные в начале урока цели достигнуты

Урок был для меня полезен/интересен

За работу на уроке я бы поставил себе (5,4,3,2,1 балл)

Творческое задание (для слабых учеников) . Метод сторитейлинга. Написать правовую историю о том, что у тебя не запоминается.

Творческое задание (для сильных учеников) провести обзор одного из кодексов/ статьи/ разобрать исковое заявление и составить план разрешения ситуацией, опираясь на действующие статьи с учетом последних редакций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Относительно права РФ, мы можем сказать, что над всеми Федеральными, законами субъектов федераций, местными, региональными, стоит один, самый главный закон в стране. Кто ответит, какой? (дети- конституция РФ)

Относительно международного права.

Конституция нашей страны была принята относительно недавно по сравнению с главными документами других стран. Самой старой по праву считается Конституция Сaн-Мapинo. Дoкyмeнт был yтвepждeн в 1600 гoдy, eщe нa лaтыни, а в 1974 гoдy в него добавили дeклapaцию пpaв чeлoвeкa.

Вторая Древнейшая Конституция — польская. Она была принята в 1791 году, на полгода раньше французской.

Самой большой по объему Конституцией является основной Закон Индии: 395 статей, 12 приложений и более 500 поправок. Кроме того, она написана настолько сложным языком, что даже жители страны иногда затрудняются ее понять. Кроме того, все нормы и права человека разбросаны по всей Конституции бессистемно, и поэтому найти нужную информацию чрезвычайно непросто.

В Конституции Эквадора прописаны права не только людей, но и …природы. Поэтому основной Закон страны называют еще и самым "зелёным". К слову, это на руку экологам, которые регулярно подают иски в суды, чтобы ограничить вырубку леса и остановить строительство.

У японской Конституции есть три основных принципа: суверенитет народа, уважение основных прав человека, пацифизм (отказ от войны как суверенного права нации).

Есть государства, где религиозные постулаты важнее Конституции. Это Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан. В Ливии функцию основного Закона исполняет Коран.

Как таковой Конституции Израиля не существует, ее должны были разработать к 1 октября 1948 года. Но после длительных дебатов Парламент Израиля не достиг согласия о принятии Конституции, и было решено построить главный закон страны из разделов, которые и составят Конституцию. Уже принято несколько основных разделов, которые могут составить значительную часть будущего закона. А все потому, что противоречия между духовными и мирскими законами страны оказались слишком велики, чтобы их все можно было разрешить в одном документе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита информации, персональные данные.

candidate of legal Sciences, lawyer

THE CONTENT AND ESSENCE

OF THE RIGHT TO THE INVIOLABILITY OF THEPRIVATE LIFE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: Constitution of the Russian Federation, the inviolability of private life, personal and family secret, protection of information, personal data.

Данные, привлекшие внимание цензора, направлялись в соответствующие отделы ОГПУ. Принимаемые меры маскировались формальными предлогами. К концу 1920-х годов была создана мощная конспиративная система тотального сбора политической информации [Иванский В.П. Проблемы гармонизации национальных законов в сфере защиты трансграничных персональных данных // Вестник РУДН. Вып. 1. М.: Изд. РУДН, 1998].

После войны в СССР началась кампания по раскрытию псевдонимов, которая послужила своеобразным запалом к вспышке национализма и самоизоляции, которая угасла после смерти Сталина. Эта кампания также является примером последствий разглашения конфиденциальных сведений.

Проблема была не только в существовании таких досье, делавших частную жизнь прозрачной. Гражданин не знал, заведено ли на него досье, а если и знал, то не мог ознакомиться с содержащейся в нем информацией. Не были доступны и нормативно-правовые акты, относившиеся к этой сфере [Маркоменко В. Указ. соч.; Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР; Его же Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права].

Тем не менее официально советские законы не предусматривали заполнение учетных документов и сбор характеристик. Закон не разрешал использовать фонозапись, электронику и т.п. для тайной слежки. Сталин и другие генсеки не решались рассекретить эту практику в Конституции и законах [Там же].

При решении проблем оперативно-розыскной деятельности в ход шли ссылки на опыт США и других государств.

Приоритет личных интересов вызвал потребность в развитии и стабильности института прав человека. В советское время и в правовой науке, и в правоприменительной практике, и в реальной жизни на проблемы конкретной личности чаще всего внимания не обращали. Юристы в научных трудах рассматривали правовое положение абстрактной личности. Развитому же гражданскому обществу присуще признание и защита прав и свобод конкретного человека в самых различных сферах его жизнедеятельности. Особенность гражданского общества в том и состоит, чтобы работа всех его структурных элементов в той или иной мере была направлена на удовлетворение и защиту прав и интересов отдельного человека [Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М.: Академический правовой университет, 2005]. Такой подход не является чем-то кардинально новым для стран с так называемой персоноцентристской системой ценностей [Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994].

Для России включение в Конституцию статьи, провозглашающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, стало огромным шагом вперед.

В настоящий момент сформировался объемный массив норм, регулирующих вопросы защиты информации о частной жизни. Основу данного института составляют конституционные положения. Частная жизнь лица на конституционном и законодательном уровнях в современной России защищается достаточно серьезно.

При этом п. 4 ст. 29 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (т.е. с учетом всех гарантий неприкосновенности частной жизни).

Иными словами, некоторая правовая база для защиты неприкосновенности частной жизни существует уже сегодня. И эту правовую базу можно и нужно использовать, на нее необходимо опираться.

При применении ст. 24 Конституции РФ как нормы прямого действия или в качестве основания развития отраслевого (межотраслевого) законодательства о правах и свободах человека и гражданина необходимо ее положения сопоставлять с положениями ст. 23, 25, 28, 29, детализирующими право на неприкосновенность частной жизни и конституционные способы ее защиты [Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 128].

Указанный Федеральный закон был подвергнут критике за то, что имел отсылочный характер и, следовательно, не исполнялся из-за отсутствия необходимых для реализации соответствующих подзаконных актов, предусматривающих гарантии охраны и защиты персональных данных личности.

Цель настоящей статьи состоит в проведении комплексного исследования содержания и основных проблем реализации права на жизнь. Методология работы представлена общенаучными и специальными юридическими методами познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение. В качестве частного научного метода, применяемого при изучении обозначенного правомочия личности, использовался сравнительно-правовой подход. Проведенный авторами правовой анализ позволяет констатировать, что право на жизнь - это одно из основных неотчуждаемых естественных прав личности, представляющее собой меру возможного поведения человека в рамках правового поля соответствующего государства, защищаемое международным правом и конституциями большинства развитых стран мира. К основным проблемам реализации исследуемого права следует отнести: определение момента возникновения права на жизнь; пределы ограничения исследуемого права; допущение таких правовых явлений, как эвтаназия, искусственное прерывание беременности (аборт) и смертная казнь.

Введение

Актуальность исследования проблем реализации права на жизнь обусловлена существованием в современном мире смертной казни, эвтаназии (права на смерть), абортов (искусственного прерывания беременности), так как уже долгие годы ведутся споры относительно данных явлений в жизни общества и государства в контексте реализации человеком обозначенного конституционного права. До сегодняшнего дня не было дано однозначного ответа, который разрешил бы существующие проблемы реализации права на жизнь.

Отдельным направлением исследования права на жизни в рамках гуманитарных исследований выступают уголовно-правовые изыскания. Рассматриваемое право изучается в этом случае в контексте вопроса о возможности правомерного лишения жизни за противоправные деяния. Так, в науке уголовного права, проблема применения смертной казни, как исключительной меры наказания за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, является одной из насущных и привлекает внимание многих ученых и специалистов, представителей данного направления юридической науки и практики. В качестве примера можно привести уголовно-правовое исследование содержания права на жизнь с точки зрения его ограничения в условиях террористических угроз [14].

Важным аспектом реализации правомочия личности выступает сохранение жизни отдельных социально не защищенных групп населения. В частности, к таким социальным группам относят лиц, страдающих психическими заболеваниями, детей, воспитанных животными в природной среде. В свою очередь сохранение жизни представителей таких социальных групп требует применения дополнительных мер со стороны уполномоченных лиц государства (осуществление за ними ухода и медицинского обслуживания) [3, c. 23].

В рамках настоящего исследования постараемся провести комплексный анализ содержания и некоторых проблем реализации право на жизнь. Традиционно в юридической науке право на жизнь относят к личным правам человека и гражданина. Данное право закреплено в статье 20 Конституции Российской Федерации [8] (далее – Конституция РФ, Основной закон РФ).

Само по себе установление конституционным законодателем данного права в Конституции РФ не является гарантией его соблюдения. В связи с этим бесспорно значимую роль играет непосредственная реализация права на жизнь в реальной действительности. Ведь наделение субъекта правовых отношений определенным правомочием предполагает возникновение у государства обязанности по созданию условий для его обеспечения. В частности, это предполагает установление гарантий соблюдения того или иного права.

Объекты и методы исследования

В процессе рассмотрения содержания и проблем реализации права на жизнь в рамках исследования применялись общенаучные и специальные юридические методы познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение. В качестве частного научного метода, применяемого при исследовании обозначенного правомочия личности, использовался сравнительно-правовой подход (применялся при исследовании практики применения смертной казни в зарубежных государствах).

Результаты и их обсуждение

Перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению исследуемого конституционного права, необходимо понять, что представляют собой личные права человека. Личные или же гражданские права и свободы граждан играют особую роль и занимают важное место в системе конституционных прав и свобод.

Приоритетным назначением гражданских прав является гарантия государства на предоставление человеку достойной жизни, а также обеспечение защиты от любых унижающих или оскорбляющих личность форм обращения, психологического или физического насилия, другими словами, уважение достоинства личности является неотъемлемым признаком любого цивилизованного общества. Ни один факт не может быть основанием для преуменьшения значимости данного права. Даже при проведении мероприятий по задержанию лица, совершившего общественно опасное деяние, сотрудниками правоохранительных органов, не может идти и речи об умалении личного достоинства человека. Сотрудники этих государственных органов обязательно должны соблюдать положения федерального и регионального законодательства, при выполнении профессиональных обязанностей и общении с населением демонстрировать уважительное отношение к человеку, его правам и свободам.

Наделение человека личными правами и свободами является предпосылкой для создания таких условий, при которых будет возможен процесс индивидуализации гражданина, как полноправного члена общества. Одновременно с этим государством должны создаваться необходимые условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную жизнь.

Личные права человека дают возможность каждому индивиду действовать согласно своему собственному мнению, думать и действовать в соответствии со своими принципами, то есть иметь определенную свободу в выборе своего поведения в рамках правового поля. Гражданские права человека являются неотъемлемыми и неразделимыми. Гарантировать их соблюдение – обязанность государства.

В юридическом смысле понятие жизнь является более сложным. С юридической точки зрения данное понятие представляет собой феномен, который рассматривается с научной и естественной позиции, из этого можно сделать вывод, что жизнь представляет собой пример соединения в единое целое биологического и социального.

Интересным представляется вопрос определения момента, с которого начинает свое юридическое существование право на жизнь. Учеными выдвигается множество взглядов на этот счет. В большинстве стран мира считается, что данное право действует с момента родов или же появления человека на свет. Однако, есть и другая точка зрения, представленная общественными организациями или же учеными-юристами, которые считают, что личное право на жизнь начинает реализовываться с момента зачатия. В подтверждение такого рода позиции Г. Б. Романовский приводит позицию Е. С. Резника, который проанализировав гражданское законодательство ряда государствах, приходит к выводу о том, что возникновение правоспособности определяется не моментом рождения, а моментом зачатья [13, c. 24].

Вместе с тем, если обратиться к вопросам уголовно-правой охраны жизни, то она должна осуществляться с того момента, как ребенок готов к продолжению жизни вне утробы матери [11, c. 22].

Как правило, основные законы государств связывают возникновение личного права – права на жизнь с фактом рождения, отделением ребенка от утробы матери. Данный подход является не единственным. К примеру, в Соединенных Штатах Америки (далее – США) признается право на жизнь с момента зачатия, что следует из содержания текста Американской конвенции о правах человека (Пакт Сан-Хосе, 1969 года) [19, c. 100].

Отдельно стоит остановиться на представлениях, имеющихся в медицинской науке относительно момента начала жизни. Наиболее популярной в настоящее время является позиция, согласно которой «моментом начала жизни является появление какой-либо части тела новорожденного, но при этом он полностью не отделяется от оргазма матери, то есть в данном случае пуповина еще не перерезана. Такого рода понимание момента начала жизни встречается в ряде европейских государств. К их числу можно отнести Ирландию, Словацкую и Чешскую Республики [20].

Нам представляется более предпочтительной позиция, по которой момент начала жизни связан не с моментом отделения ребенка от утробы матери, а с моментом появления какой-либо его части на свет. Кроме того, момент (сам факт) зачатия ребенка не означает начало жизни человека.

С проблемой определения начала жизни человека связан вопрос прерывания беременности (аборта). Традиционно к проблеме абортов два подхода. Первый подход предусматривает полный запрет на прерывание беременности или частичное ограничение абортов. Второй подход предполагает свободу осуществления абортов.

Позиция, согласно которой женщина сама вправе выбирать, как поступить в случае беременности, представляется правильной. Это обусловлено тем, что спектр жизненных ситуаций, связанных с беременностью, огромен. В случаи, если беременность наступила против воли женщины в результате насилия, то это является веским социальным основанием для проведения аборта. Кроме того, беременность может быть прервана по медицинским показаниям, не связанным с волей женщины (патологии в развитии ребенка). Представляется, что гуманный, осуществленный в установленном законом порядке аборт, не несет в себе ничего предосудительного и (или) неправомерного.

В правовой науке сформировались два подхода к пониманию сущности права на жизнь. Речь идет о широком понимании и узком значении данного права, которое исследователи в него вкладывают. В широком смысле право на жизнь включает в свою структуру общественные отношения, позволяющие человеку не просто существовать в мире в качестве биологической особи, но и дает ему возможность социализироваться в обществе. Однако, все-таки стоит заметить, что указанное право охраняет жизнь человека, как форму биологического существования.

Сторонники узкого смысла толкования права на жизнь считают, что содержание данного конституционного права в первую очередь содержит в себе недопустимость произвольного лишения жизни человека. В этой связи можно сделать вывод о том, что жизнь человека понимается как биологическое функционирование организма.

В России эвтаназия находится под юридическим запретом, причин тому несколько. В первую очередь, это наличие особого культурного кода у нашей страны и менталитет населения. Дело в том, что христианство отрицательно относится к абсолютно любому виду самоубийства, что и предусматривается эвтаназией, а учитывая огромнейший процент верующих в России, закон о внедрении эвтаназии может встретить критику со стороны данных представителей общества. Другой причиной является, недостаточно высокий уровень медицины, который порой не позволяет с абсолютной точностью определить, исчерпаны ли все медицинские средства для спасения тяжелобольных пациентов. Тем более, если речь идет о медицинском обслуживании вне пределов крупных российских городов.

Отношение к смертной казни в мировой практике различно. Одни государства мира проводят политику на сокращения (вплоть до полной отмены) смертной казни, как наказания за особо тяжкие противоправные деяния. В свою очередь другие страны не только применяют данный вид наказания, но и всевозможно его расширяют за новые деяния, в число которых входит терроризм, похищение людей, незаконный оборот наркотических средств и коррупция. В числе таких стран уже упомянутое нами государство США. В 28 штатах исследуемый вид наказания не отменялся, и процесс применения смертной казни происходит по-разному. Смертная казнь узаконена федеральным законодательством США. К примеру, за 2020 год в данном государстве было казнено 17 человек.

В настоящее время в США предусмотрено пять способов приведения в исполнения смертного приговора. С начала двадцать первого века подавляющее большинство казней осуществляется путем применения смертельной инъекции. Иногда в ход идет электрический стул и единожды был применен расстрел, но Ронни Ли Гарднер сам выбрал этот способ. Другие способы исполнения смертной казни, такие как повешение и газовая камера, не применялись с двадцатого века, но до сих пор находятся в законодательстве некоторых штатов. В 2020 году из 17 приговоренных к смертной казни лиц к 16 применили смертельную инъекцию и лишь в отношении 1 человека был применен электрический ток.

Страна, в которой активнейшим образом применяется сегодня смертная казнь как высшая мера наказания, это Китайская Народная Республика (далее – КНР, Китай). Смертная казнь предусмотрена по 60 статьям уголовного законодательства КНР, например, сутенерство, распространение наркотических средств, нанесение урона национальной безопасности, продажа поддельных или некачественных лекарств и самое распространенное в Китае – взяточничество.

В КНР применяются два способа приведения смертного приговора в действие. Первый способ - это расстрел, второй - смертельная инъекция. От первого постепенно отказываются. Второй способ в свою очередь становится более распространённым. В Китае широко применяются открытые казни, присутствовать на них может каждый даже молодые люди, не достигшие 18 лет.

Вопрос о смертной казни является дискуссионным и достаточно актуальным на данный момент на территории Российской Федерации. Проблема применения смертной казни, как вида наказания за совершенное общественно опасное деяние с особо высокой степенью общественной опасности, привлекала внимание и дореволюционных ученых-юристов. К примеру, данный вопрос исследовался в магистерской диссертации А. Ф. Кистяковского в 1867 году [7]. Проблема применения смертной казни привлекает внимание и современных исследователей. Всесторонний подход к рассмотрению проблемы применения смертной казни представлен в работе А. С. Михлина [10].

По поводу смертной казни существуют различные мнения. Исследователи, выдвигающие точку зрения о том, что смертная казнь необходима и является положительным опытом борьбы с преступностью, выдвигают следующие положения и аргументы в поддержку применения такого сурового наказания.

1. При применении смертной казни преступник уже не сможет причинить кому-либо вред. Смертная казнь - это эффективное средство возмездия [5, c. 500].

Первый из указанных выше аргументов звучит весьма убедительно и с ним сложно поспорить. Второй аргумент, посвященный эффективности возмездия за совершенные деяния, представляется более дискуссионным.

2. При использовании смертной казни уменьшается количество потенциальных преступников, так как страх быть приговоренным к смертной казни заставляет преступника задуматься о том стоит ли совершать преступление.

3. Смертный приговор может быть заменен на пожизненное лишение свободы или длительный срок заключения, что в свою очередь предполагает значительные затраты бюджетных средств на содержания осужденных пожизненно.

4. Пожизненное заключение под стражей не выступает более гуманным наказанием по сравнению со смертной казнью.

А. С. Сидоркин, исследовав проблему отмены смертной казни сквозь призму общих правовых принципов, приходит к интересному выводу о том, что смертная казнь является адекватной ответной мерой на умышленное причинение смерти лицу, и необходимость отмены данного вида наказания продиктована соображениями внеправового характера [15, c. 33].

Противники смертной казни выдвигают следующие аргументы в поддержку мнения о негативности последствий данного правового явления:

Подведенный правовой анализ позволяет констатировать, что приоритетным правом является право на жизнь, как важнейшее право, без обеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав и свобод человека. В современных условиях право на жизнь все чаще подвергается испытаниям на прочность.

Право на жизнь – это первостепенное право, без защиты и обеспечения государством которого невозможно соблюдать остальные права и свободы человека. Однако, соблюдение только права на жизнь недостаточно для существования и реализации человека как личности в обществе.

Проблема применения в мире смертной казни является и будет являться актуальной, ведь всегда будет существовать вопрос о применении данного вида наказания. Рассмотрев две точки зрения на проблему смертной казни, можно предположить, что данный вопрос невозможно решить, деля все на черное и белое. Отнять жизнь у убийцы, чтобы не допустить будущих рецидивов, отняв у него его личное право на жизнь и, по сути, совершать акт правомерного применения насилия. Именно поэтому вопрос о применении смертной казни никогда не получит четкого однозначного ответа. Таким образом, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня, право человека на жизнь и смертная казнь, как вид наказания, предусмотренный за совершение наиболее общественно опасных деяний, будут соприкасаться, создавая некоторые противоречия. Полагаем, что на протяжении долгого времени проблема применения смертной казни будет актуальной.

Как нам представляется, сокращение масштабов применения смертной казни в нашем государстве - это шаг в правильном направлении в сторону гуманизации уголовно-исполнительной сферы в соответствии с международными обязательствами. Кроме того, в существующих реалиях общественной и государственной жизни возвращение к практике применения смертной казни вряд ли будет иметь положительный эффект в контексте борьбы с насильственной преступностью.

Рассматривая право на жизнь в контексте других обозначенных в настоящем исследовании проблем, следует отметить следующее. Что касается права на смерть (эвтаназии), то возможность ее законодательного признания в нашей стране представляется маловероятной. Главным в этом вопросе является не медицинский, а социальный аспект. Возможно, следует вынести вопрос легализации эвтаназии в нашем государстве на общероссийское голосование или референдум с целью выяснения мнения общественности. Такая инициатива уже была выдвинута главой Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Обращаясь к проблеме прерывания беременности, позиция авторов настоящей статьи сводится к тому, что право на аборт должно быть у каждой женщины вне зависимости от мотивов реализации указанного права (социальных обстоятельств, медицинских показаний и прочего).

Заключение

К числу основных проблем реализации права на жизнь относятся: проблема определения момента наделения человека правом на жизнь; проблема допущения эвтаназии, т.е. возможности добровольного ухода из жизни (легализация лишения права на жизнь неизлечимо больных пациентов); проблема, связанная с прерыванием беременности (допущения права на аборт, установление пределов этого права); проблема применения смертной казни как вида наказания, который предполагает правомерное лишение жизни человека за совершение общественно-опасных деяний (совершение особо тяжких преступлений) и применяется в установленном законом порядке.

Следует отметить, что в рамках настоящего исследования были затронуты лишь основные проблемы реализации права на жизнь. Перечень проблемных вопросов, связанных с осуществлением права на жизнь, не ограничивается затронутыми в данной статье проблемами.

История

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая Декларации Прав Человека. Ее значение в том, что впервые в истории человечества были сформулированы основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты. Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве и правах. В статье 3 закрепляются право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Но это далеко не единственный документ закрепляющий права человека. Так, 4 июля 1776 году в Филадельфии была принята Декларация независимости Соединенных Штатов. Основные истины были сказаны в извлечение к этой декларации, в том что все люди равные; что они имеют свои права; что среди всех прав на первом месте должно стоять право на жизнь, свободу и на счастье и т.д.

Обеспечение права на жизнь

Государство - это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, классов, организаций и т.д. Таким образом, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Право обязательно как для государства, так и для общества.

Проблемы обеспечения и реализации прав человека на жизнь

На данный момент не все страны обеспечивают защиту права на жизнь.

Несколько примеров таких стран где на данный момент ведутся боевые действия:

  • Ливия. В настоящий момент страна поделена на различные территории которые контролируются разными группировками, но в стране есть правительство признанное ООН.
  • Украина. Вооруженный конфликт на востоке Украины длится уже с 2014 года. Многие страны принимают меры по его урегулированию и с того момента как она началась, ее интенсивность спала.
  • Нагорный Карабах. Эта война началась еще в 1990 году между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах и в данный момент это место считается непризнанной республикой.
  • Сирия. Началась война в Сирии в 2011 году и идет по сей день. Левые действия ведут друг с другом армия официального правительства, вооруженая оппозиция и террористические формирования.
  • Ирак. Война началась в 2003 году после вторжения США и идет до сих пор. Идет она против нового правительства.
  • Афганистан. Военный конфликт длится уже 13 лет с 2001 года. Боевые действия ведутся между правительством и исламской организацией Талибан.

Кто в мире контролирует выполнение прав человека?

Личные и индивидуальные возможности человека защищать свои права - малы. Намного больше возможностей и средств у правозащитных организаций. Опираясь на их помощь, человек может надеятся на успех в борьбе с несправедливостью.

Характеристика конституционного права на жизнь

Конституция - это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, закрепляет права и обязанности граждан. Значение конституции как юридического документа велико. Она лежит в основе законодательствам страны, наделена высшей юридической силой. Основным Законом конституция называется потому, что обладает особыми юридическими свойствами и все остальные законы должны на нее ориентироваться, ей подчиняться, строго соответствовать ее нормам.

В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина. Высшей ценностью в России Конституция назвала человека, его права и свободы. Политика государства направлена на создание условий достойной жизни человека. Человек получает право на жизнь с момента рождения и имеет права свершать любые действия которые не противоречат закону.

Смертная казнь

Смертная казнь - принудительная мера в качестве наказания преступника. Она может быть установлена только за особо тяжкие преступления.

Россия в 1997 году подписала Протокол №6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который отменяют смертную казнь. В России смертная казнь приостановлена, а не отменена. Такое решение вынес Конституционный Суд РФ в 1998 году.

В соотвествии со статьей 44 Уголовного Кодекса Российской Федерации смертная казнь включена в список видов наказаний. Смертная казнь входит в основной вид уголовного наказания.

Терроризм

Право регулирует различные стороны жизни общества, в том числе и противодействие терроризму. Проблема терроризма в России ухудшилась в 90 годы, и существует в наши дни по всему миру. Взрывы в жилых домах, в транспорте, похищение людей, захват заложников, угон самолетов и т.д. Терроризм провоцирует власть, общество на ответное насилие, что может привести к нарушению демократических институтов общества, к нарушению конституционных прав и свобод человека. Поэтому власть РФ и все страны в мире пытаются противостоять этому и ужесточают всяческие меры по борьбе с терроризмом.

Аборты

Аборт - искусственное прерывание беременности. Официально аборты разрешены в России, но возникают много споров по поводу этого. Многие утверждают, что нельзя прерывать беременность так как они просто убивает уже живое существо внутри организма матери. Но это живое существо нельзя считать юридически живым, так как оно еще не появилось на свет.

Ситуаций когда женщины решают сделать аборт много, иногда они вынуждены это сделать, потому что потенциальные роды могут быть опасными для их здоровья. Или у них появляется нежелательная беременность, и у нее нет финансов для будущего обеспечения ребенка. Или просто женщина не желает детей.

В разных странах разные законы на аборты. В некоторых их можно делать свободно, например в нашей стране, а в некоторых с ограничениями. К примеру, как я уже писал, если жизни матери угрожают будущие роды, то разрешено провести аборт.

Мое мнение такое, что я против абортов если потенциальной матери ничего не угрожает и у нее есть средства для содержания ребенка и его развития.

Эвтаназия

Эвтаназия - намеренное прекращение жизни по просьбе пациента, из за мучительной болезни. Эвтаназия имеет два вида: добровольную и недобровольную. К добровольной относят случаи, когда пациент просит врачей вести препараты для прекращения его жизнедеятельности. К недобровольной относят решение родственников пациента о прекращении его жизни. Насчет этой процедуры в мире также идет очень много споров. Однако, в клятве Гиппократу содержится запрет на эвтаназию.

Почему мнения разделились? Во первых, когда человек болеет чем то он мучается, а у некоторых людей эти болезни и мучения длятся годами, и когда им уже не хватает сил, чтоб бороться, они решают уйти из жизни безболезненно. Или существуют ситуации когда лечение стоит слишком больших финансовых затрат и спустя время уже не хватает на них средств. Но с моральной точки зрения, этого делать нельзя.

Эвтаназия разрешена в некоторых странах, но во многих она запрещена. Например в России существует запрет на эту процедуру и наказывается по статье 105.

Рабство

Рабство - нахождение человека в собственности другого. По-моему мнение рабство - это самое явное нарушение права человека на жизнь, это полностью ограничение его свобод и принуждение к какой-либо деятельности. Самое печальное, что оно существует и сейчас. Рабство запрещено и жестко отвергается большинством цивилизованных стран мира, и официально запрещено во всех государствах мира.

В современном мире торговля людьми занимает третье место по торговле, после оружия и наркотиков.

Заключение

Право на жизнь - это право каждого человека на свободу жизни. Каждый житель Земли, получает его при рождении. Оно закреплено законом и гарантируется его защита. Человек может свободно управлять своей жизнью и своими действия, не нарушая закона. Государство закрепляет меры по нарушениям права жизнь. Для всех людей, важность жизни превосходит все вокруг, именно поэтому это важнейшее право из всех возможных.

Читайте также: