Что представляет собой право человека на жизнь обществознание

Обновлено: 02.07.2024

Цель настоящей статьи состоит в проведении комплексного исследования содержания и основных проблем реализации права на жизнь. Методология работы представлена общенаучными и специальными юридическими методами познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение. В качестве частного научного метода, применяемого при изучении обозначенного правомочия личности, использовался сравнительно-правовой подход. Проведенный авторами правовой анализ позволяет констатировать, что право на жизнь - это одно из основных неотчуждаемых естественных прав личности, представляющее собой меру возможного поведения человека в рамках правового поля соответствующего государства, защищаемое международным правом и конституциями большинства развитых стран мира. К основным проблемам реализации исследуемого права следует отнести: определение момента возникновения права на жизнь; пределы ограничения исследуемого права; допущение таких правовых явлений, как эвтаназия, искусственное прерывание беременности (аборт) и смертная казнь.

Введение

Актуальность исследования проблем реализации права на жизнь обусловлена существованием в современном мире смертной казни, эвтаназии (права на смерть), абортов (искусственного прерывания беременности), так как уже долгие годы ведутся споры относительно данных явлений в жизни общества и государства в контексте реализации человеком обозначенного конституционного права. До сегодняшнего дня не было дано однозначного ответа, который разрешил бы существующие проблемы реализации права на жизнь.

Отдельным направлением исследования права на жизни в рамках гуманитарных исследований выступают уголовно-правовые изыскания. Рассматриваемое право изучается в этом случае в контексте вопроса о возможности правомерного лишения жизни за противоправные деяния. Так, в науке уголовного права, проблема применения смертной казни, как исключительной меры наказания за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, является одной из насущных и привлекает внимание многих ученых и специалистов, представителей данного направления юридической науки и практики. В качестве примера можно привести уголовно-правовое исследование содержания права на жизнь с точки зрения его ограничения в условиях террористических угроз [14].

Важным аспектом реализации правомочия личности выступает сохранение жизни отдельных социально не защищенных групп населения. В частности, к таким социальным группам относят лиц, страдающих психическими заболеваниями, детей, воспитанных животными в природной среде. В свою очередь сохранение жизни представителей таких социальных групп требует применения дополнительных мер со стороны уполномоченных лиц государства (осуществление за ними ухода и медицинского обслуживания) [3, c. 23].

В рамках настоящего исследования постараемся провести комплексный анализ содержания и некоторых проблем реализации право на жизнь. Традиционно в юридической науке право на жизнь относят к личным правам человека и гражданина. Данное право закреплено в статье 20 Конституции Российской Федерации [8] (далее – Конституция РФ, Основной закон РФ).

Само по себе установление конституционным законодателем данного права в Конституции РФ не является гарантией его соблюдения. В связи с этим бесспорно значимую роль играет непосредственная реализация права на жизнь в реальной действительности. Ведь наделение субъекта правовых отношений определенным правомочием предполагает возникновение у государства обязанности по созданию условий для его обеспечения. В частности, это предполагает установление гарантий соблюдения того или иного права.

Объекты и методы исследования

В процессе рассмотрения содержания и проблем реализации права на жизнь в рамках исследования применялись общенаучные и специальные юридические методы познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение. В качестве частного научного метода, применяемого при исследовании обозначенного правомочия личности, использовался сравнительно-правовой подход (применялся при исследовании практики применения смертной казни в зарубежных государствах).

Результаты и их обсуждение

Перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению исследуемого конституционного права, необходимо понять, что представляют собой личные права человека. Личные или же гражданские права и свободы граждан играют особую роль и занимают важное место в системе конституционных прав и свобод.

Приоритетным назначением гражданских прав является гарантия государства на предоставление человеку достойной жизни, а также обеспечение защиты от любых унижающих или оскорбляющих личность форм обращения, психологического или физического насилия, другими словами, уважение достоинства личности является неотъемлемым признаком любого цивилизованного общества. Ни один факт не может быть основанием для преуменьшения значимости данного права. Даже при проведении мероприятий по задержанию лица, совершившего общественно опасное деяние, сотрудниками правоохранительных органов, не может идти и речи об умалении личного достоинства человека. Сотрудники этих государственных органов обязательно должны соблюдать положения федерального и регионального законодательства, при выполнении профессиональных обязанностей и общении с населением демонстрировать уважительное отношение к человеку, его правам и свободам.

Наделение человека личными правами и свободами является предпосылкой для создания таких условий, при которых будет возможен процесс индивидуализации гражданина, как полноправного члена общества. Одновременно с этим государством должны создаваться необходимые условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную жизнь.

Личные права человека дают возможность каждому индивиду действовать согласно своему собственному мнению, думать и действовать в соответствии со своими принципами, то есть иметь определенную свободу в выборе своего поведения в рамках правового поля. Гражданские права человека являются неотъемлемыми и неразделимыми. Гарантировать их соблюдение – обязанность государства.

В юридическом смысле понятие жизнь является более сложным. С юридической точки зрения данное понятие представляет собой феномен, который рассматривается с научной и естественной позиции, из этого можно сделать вывод, что жизнь представляет собой пример соединения в единое целое биологического и социального.

Интересным представляется вопрос определения момента, с которого начинает свое юридическое существование право на жизнь. Учеными выдвигается множество взглядов на этот счет. В большинстве стран мира считается, что данное право действует с момента родов или же появления человека на свет. Однако, есть и другая точка зрения, представленная общественными организациями или же учеными-юристами, которые считают, что личное право на жизнь начинает реализовываться с момента зачатия. В подтверждение такого рода позиции Г. Б. Романовский приводит позицию Е. С. Резника, который проанализировав гражданское законодательство ряда государствах, приходит к выводу о том, что возникновение правоспособности определяется не моментом рождения, а моментом зачатья [13, c. 24].

Вместе с тем, если обратиться к вопросам уголовно-правой охраны жизни, то она должна осуществляться с того момента, как ребенок готов к продолжению жизни вне утробы матери [11, c. 22].

Как правило, основные законы государств связывают возникновение личного права – права на жизнь с фактом рождения, отделением ребенка от утробы матери. Данный подход является не единственным. К примеру, в Соединенных Штатах Америки (далее – США) признается право на жизнь с момента зачатия, что следует из содержания текста Американской конвенции о правах человека (Пакт Сан-Хосе, 1969 года) [19, c. 100].

Отдельно стоит остановиться на представлениях, имеющихся в медицинской науке относительно момента начала жизни. Наиболее популярной в настоящее время является позиция, согласно которой «моментом начала жизни является появление какой-либо части тела новорожденного, но при этом он полностью не отделяется от оргазма матери, то есть в данном случае пуповина еще не перерезана. Такого рода понимание момента начала жизни встречается в ряде европейских государств. К их числу можно отнести Ирландию, Словацкую и Чешскую Республики [20].

Нам представляется более предпочтительной позиция, по которой момент начала жизни связан не с моментом отделения ребенка от утробы матери, а с моментом появления какой-либо его части на свет. Кроме того, момент (сам факт) зачатия ребенка не означает начало жизни человека.

С проблемой определения начала жизни человека связан вопрос прерывания беременности (аборта). Традиционно к проблеме абортов два подхода. Первый подход предусматривает полный запрет на прерывание беременности или частичное ограничение абортов. Второй подход предполагает свободу осуществления абортов.

Позиция, согласно которой женщина сама вправе выбирать, как поступить в случае беременности, представляется правильной. Это обусловлено тем, что спектр жизненных ситуаций, связанных с беременностью, огромен. В случаи, если беременность наступила против воли женщины в результате насилия, то это является веским социальным основанием для проведения аборта. Кроме того, беременность может быть прервана по медицинским показаниям, не связанным с волей женщины (патологии в развитии ребенка). Представляется, что гуманный, осуществленный в установленном законом порядке аборт, не несет в себе ничего предосудительного и (или) неправомерного.

В правовой науке сформировались два подхода к пониманию сущности права на жизнь. Речь идет о широком понимании и узком значении данного права, которое исследователи в него вкладывают. В широком смысле право на жизнь включает в свою структуру общественные отношения, позволяющие человеку не просто существовать в мире в качестве биологической особи, но и дает ему возможность социализироваться в обществе. Однако, все-таки стоит заметить, что указанное право охраняет жизнь человека, как форму биологического существования.

Сторонники узкого смысла толкования права на жизнь считают, что содержание данного конституционного права в первую очередь содержит в себе недопустимость произвольного лишения жизни человека. В этой связи можно сделать вывод о том, что жизнь человека понимается как биологическое функционирование организма.

В России эвтаназия находится под юридическим запретом, причин тому несколько. В первую очередь, это наличие особого культурного кода у нашей страны и менталитет населения. Дело в том, что христианство отрицательно относится к абсолютно любому виду самоубийства, что и предусматривается эвтаназией, а учитывая огромнейший процент верующих в России, закон о внедрении эвтаназии может встретить критику со стороны данных представителей общества. Другой причиной является, недостаточно высокий уровень медицины, который порой не позволяет с абсолютной точностью определить, исчерпаны ли все медицинские средства для спасения тяжелобольных пациентов. Тем более, если речь идет о медицинском обслуживании вне пределов крупных российских городов.

Отношение к смертной казни в мировой практике различно. Одни государства мира проводят политику на сокращения (вплоть до полной отмены) смертной казни, как наказания за особо тяжкие противоправные деяния. В свою очередь другие страны не только применяют данный вид наказания, но и всевозможно его расширяют за новые деяния, в число которых входит терроризм, похищение людей, незаконный оборот наркотических средств и коррупция. В числе таких стран уже упомянутое нами государство США. В 28 штатах исследуемый вид наказания не отменялся, и процесс применения смертной казни происходит по-разному. Смертная казнь узаконена федеральным законодательством США. К примеру, за 2020 год в данном государстве было казнено 17 человек.

В настоящее время в США предусмотрено пять способов приведения в исполнения смертного приговора. С начала двадцать первого века подавляющее большинство казней осуществляется путем применения смертельной инъекции. Иногда в ход идет электрический стул и единожды был применен расстрел, но Ронни Ли Гарднер сам выбрал этот способ. Другие способы исполнения смертной казни, такие как повешение и газовая камера, не применялись с двадцатого века, но до сих пор находятся в законодательстве некоторых штатов. В 2020 году из 17 приговоренных к смертной казни лиц к 16 применили смертельную инъекцию и лишь в отношении 1 человека был применен электрический ток.

Страна, в которой активнейшим образом применяется сегодня смертная казнь как высшая мера наказания, это Китайская Народная Республика (далее – КНР, Китай). Смертная казнь предусмотрена по 60 статьям уголовного законодательства КНР, например, сутенерство, распространение наркотических средств, нанесение урона национальной безопасности, продажа поддельных или некачественных лекарств и самое распространенное в Китае – взяточничество.

В КНР применяются два способа приведения смертного приговора в действие. Первый способ - это расстрел, второй - смертельная инъекция. От первого постепенно отказываются. Второй способ в свою очередь становится более распространённым. В Китае широко применяются открытые казни, присутствовать на них может каждый даже молодые люди, не достигшие 18 лет.

Вопрос о смертной казни является дискуссионным и достаточно актуальным на данный момент на территории Российской Федерации. Проблема применения смертной казни, как вида наказания за совершенное общественно опасное деяние с особо высокой степенью общественной опасности, привлекала внимание и дореволюционных ученых-юристов. К примеру, данный вопрос исследовался в магистерской диссертации А. Ф. Кистяковского в 1867 году [7]. Проблема применения смертной казни привлекает внимание и современных исследователей. Всесторонний подход к рассмотрению проблемы применения смертной казни представлен в работе А. С. Михлина [10].

По поводу смертной казни существуют различные мнения. Исследователи, выдвигающие точку зрения о том, что смертная казнь необходима и является положительным опытом борьбы с преступностью, выдвигают следующие положения и аргументы в поддержку применения такого сурового наказания.

1. При применении смертной казни преступник уже не сможет причинить кому-либо вред. Смертная казнь - это эффективное средство возмездия [5, c. 500].

Первый из указанных выше аргументов звучит весьма убедительно и с ним сложно поспорить. Второй аргумент, посвященный эффективности возмездия за совершенные деяния, представляется более дискуссионным.

2. При использовании смертной казни уменьшается количество потенциальных преступников, так как страх быть приговоренным к смертной казни заставляет преступника задуматься о том стоит ли совершать преступление.

3. Смертный приговор может быть заменен на пожизненное лишение свободы или длительный срок заключения, что в свою очередь предполагает значительные затраты бюджетных средств на содержания осужденных пожизненно.

4. Пожизненное заключение под стражей не выступает более гуманным наказанием по сравнению со смертной казнью.

А. С. Сидоркин, исследовав проблему отмены смертной казни сквозь призму общих правовых принципов, приходит к интересному выводу о том, что смертная казнь является адекватной ответной мерой на умышленное причинение смерти лицу, и необходимость отмены данного вида наказания продиктована соображениями внеправового характера [15, c. 33].

Противники смертной казни выдвигают следующие аргументы в поддержку мнения о негативности последствий данного правового явления:

Подведенный правовой анализ позволяет констатировать, что приоритетным правом является право на жизнь, как важнейшее право, без обеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав и свобод человека. В современных условиях право на жизнь все чаще подвергается испытаниям на прочность.

Право на жизнь – это первостепенное право, без защиты и обеспечения государством которого невозможно соблюдать остальные права и свободы человека. Однако, соблюдение только права на жизнь недостаточно для существования и реализации человека как личности в обществе.

Проблема применения в мире смертной казни является и будет являться актуальной, ведь всегда будет существовать вопрос о применении данного вида наказания. Рассмотрев две точки зрения на проблему смертной казни, можно предположить, что данный вопрос невозможно решить, деля все на черное и белое. Отнять жизнь у убийцы, чтобы не допустить будущих рецидивов, отняв у него его личное право на жизнь и, по сути, совершать акт правомерного применения насилия. Именно поэтому вопрос о применении смертной казни никогда не получит четкого однозначного ответа. Таким образом, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня, право человека на жизнь и смертная казнь, как вид наказания, предусмотренный за совершение наиболее общественно опасных деяний, будут соприкасаться, создавая некоторые противоречия. Полагаем, что на протяжении долгого времени проблема применения смертной казни будет актуальной.

Как нам представляется, сокращение масштабов применения смертной казни в нашем государстве - это шаг в правильном направлении в сторону гуманизации уголовно-исполнительной сферы в соответствии с международными обязательствами. Кроме того, в существующих реалиях общественной и государственной жизни возвращение к практике применения смертной казни вряд ли будет иметь положительный эффект в контексте борьбы с насильственной преступностью.

Рассматривая право на жизнь в контексте других обозначенных в настоящем исследовании проблем, следует отметить следующее. Что касается права на смерть (эвтаназии), то возможность ее законодательного признания в нашей стране представляется маловероятной. Главным в этом вопросе является не медицинский, а социальный аспект. Возможно, следует вынести вопрос легализации эвтаназии в нашем государстве на общероссийское голосование или референдум с целью выяснения мнения общественности. Такая инициатива уже была выдвинута главой Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Обращаясь к проблеме прерывания беременности, позиция авторов настоящей статьи сводится к тому, что право на аборт должно быть у каждой женщины вне зависимости от мотивов реализации указанного права (социальных обстоятельств, медицинских показаний и прочего).

Заключение

К числу основных проблем реализации права на жизнь относятся: проблема определения момента наделения человека правом на жизнь; проблема допущения эвтаназии, т.е. возможности добровольного ухода из жизни (легализация лишения права на жизнь неизлечимо больных пациентов); проблема, связанная с прерыванием беременности (допущения права на аборт, установление пределов этого права); проблема применения смертной казни как вида наказания, который предполагает правомерное лишение жизни человека за совершение общественно-опасных деяний (совершение особо тяжких преступлений) и применяется в установленном законом порядке.

Следует отметить, что в рамках настоящего исследования были затронуты лишь основные проблемы реализации права на жизнь. Перечень проблемных вопросов, связанных с осуществлением права на жизнь, не ограничивается затронутыми в данной статье проблемами.

Права человека — это основные права и свободы, принадлежащие каждому человеку и основанные на общих ценностях, таких как достоинство, справедливость, правосудие и равенство.

Права человека — это не просто абстрактные принципы. Они защищены международным и национальным законодательством.

Отдельные лица и сообщества могут использовать эти принципы и законы для разработки подробного руководства для политиков и практиков. Существуют доказательства того, что политика и практика, основанные на правах человека, улучшают жизнь людей.

Права человека обычно группируются в пять пересекающихся категорий:

  1. Гражданские.
  2. Экономические.
  3. Социальные.
  4. Культурные права.

Классификация социальных прав:

1. Гражданские права:

  • право на жизнь;
  • право на свободу от пыток и унижающего достоинство обращения;
  • право на личную свободу, неприкосновенность частной жизни и справедливое судебное разбирательство;
  • свобода мысли, религии;
  • выражения мнений, информации и передвижения в пределах своей страны.

2. Политические права:

  • свобода ассоциаций и собраний;
  • право голосовать и участвовать в общественных собраниях и службах.

3. Экономические права, также известные как права трудящихся:

  • права на достойную работу и право создавать и вступать в профсоюз;
  • права на равную оплату за труд равной ценности, на безопасные и на равную оплату за труд равной ценности, на безопасные и здоровые условия труда и на справедливую заработную плату;
  • право на забастовку.

4. Социальные права:

  • права на достаточный жизненный уровень, достаточное жилище и питание;
  • право на наивысший достижимый уровень здоровья;
  • права на образование и социальную безопасность.

5. Культурные права:

  • право на пользование собственной культурой;
  • участие в культурной жизни общества.

Права на равенство и запрет на дискриминацию применяются к каждой из этих пересекающихся категорий прав человека.

Права человека универсальны и могут играть различные роли в борьбе за социальную справедливость. Например, они могут быть вдохновляющими, мятежными (во время апартеида), оперативными или судебными. Эти различные роли могут привести к недоразумениям — кто-то может говорить об одной роли прав человека, а кто-то другой представляет себе иную.

Оперативный подход гарантирует, что права человека формируют законы, нормативные акты, политику, программы, практику и инициативы на низовом уровне.

Основные виды социальных прав

Социальные права сформировались позже, чем политические и личные права и свободы в XX веке. Их появление было обусловлено растущей активностью населения в борьбе за создание полных и справедливых условий для работы и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, являются важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости.

К основным социальным правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся следующие:

  • в сфере труда (за свободу труда, вознаграждение за труд, работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и т.д. — Статья 37);
  • на отпуск (часть 5 статьи 37);
  • для социального обеспечения (статья 39);
  • для государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, статья 39);
  • для государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, статья 39);
  • для жилья (статья 40);
  • для охраны здоровья и медицинского обслуживания (статья 41);
  • для благоприятной окружающей среды (статья 42);
  • создание профсоюзов и других общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (статья 13, 30).

Статья 37 Конституции Российской Федерации подробно описывает содержание прав на рабочем месте, включая систему частных прав, свобод и возможностей.

Право на индивидуальные споры является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации в соответствии со ст. 381.

Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, которое ранее имело трудовые отношения с этим работодателем, а также лицом, выразившим желание заключить трудовой договор с работодателем, если последний отказывается заключить такое соглашение.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров также подробно определен в Трудовом кодексе РФ. Статья 398 ТК РФ дает следующее понятие коллективному трудовому спору:

Коллективный трудовой спор — это неразрешенное разногласие между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по вопросам установления и изменения условий труда (в том числе заработной платы), заключения, изменения и реализации коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учитывать мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Статья 409 Трудового кодекса РФ регулирует условия и порядок осуществления права на забастовку.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на отдых. Работнику по трудовому договору гарантируется продолжительность рабочего времени, установленная федеральным законом, выходные и праздничные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, свободное от выполнения трудовых обязанностей работником и которое он может использовать по своему усмотрению.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по его письменному заявлению, продолжительность которого определяется соглашением между работником и работодателем.

Принципы социальных прав

Доступ

Чтобы служить людям, здоровое общество должно предлагать услуги и ресурсы. К ним относятся образование, здравоохранение, жилье и пища. Однако во многих обществах существует неравный доступ к этим благам. Образование является ярким примером. Когда только люди из определенного класса могут позволить своим детям хорошее образование, тем, кто имеет более низкооплачиваемую работу, приходится довольствоваться меньшим.

Это приводит к тому, что дети вырастают и не могут получить доступ к определенным профессиям. В несправедливом обществе раса и пол человека также могут ограничивать услуги и возможности. Когда все получают равный доступ, это помогает уравнять шансы.

Равенство

Участие

Следующий принцип социальной справедливости — это участие. Общество должно позволять каждому высказывать свои опасения и принимать участие в принятии решений. Если что-то влияет на жизнь человека, он должен быть частью этого процесса. Если только избранная группа имеет право голоса, а других заставляют молчать из-за дискриминации, это и есть социальная несправедливость. Именно здесь снова вступают в игру доступ и равенство.

В большинстве стран участие в жизни общества доступно далеко не всем. Чтобы расширить доступ, общество должно устранить барьеры для участия. Для обеспечения справедливости необходимо поощрять выступления исторически ущемленных групп.

Права человека

Права человека и социальная справедливость — это две стороны одной медали. Они не могут существовать отдельно друг от друга. Чтобы общество было справедливым, оно должно обеспечивать защиту гражданских, политических, экономических, культурных и социальных прав каждого человека. Эти права включают:

  • право на жизнь;
  • право на свободу слова;
  • право голоса;
  • право на справедливый суд и так далее.

Правительства должны нести ответственность, если они нарушают эти права или не защищают их. Права человека могут быть самым мощным принципом социальной справедливости, поскольку они признаны на международном уровне и закреплены во многих договорах.

Примеры и способы реализации социальных прав

Право на социальное обеспечение закреплено на конституционном уровне в Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 39.

Право на социальное обеспечение носит общий характер и выражается в ряде более конкретных прав, частично закрепленных непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности:

  • право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
  • право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.

Законодательство РФ гарантирует широкий спектр форм социального обеспечения.

Субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т. е. те, кто в силу определенных физиологических, психических, возрастных, климатических и других факторов не в состоянии позаботиться о себе в той мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

Конституция РФ подчеркивает заботу государства о социальном обеспечении определенных категорий граждан:

  • каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (часть 1 статьи 39);
  • пенсионеры и лица, получающие социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия, устанавливаются законом (часть 2 статьи 39).

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в части 2 статьи 7 Конституции РФ. Это право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных Конституцией.

Законодательство Российской Федерации устанавливает системы широких гарантий и льгот для пенсионеров. Одним из достижений государства всеобщего благосостояния является универсальность пенсионного обеспечения, гарантированная законом. Этот принцип получил надлежащую конституционно-правовую защиту в решениях Конституционного Суда РФ.

Право на жилище — это экономическое, социальное и культурное право на достаточное жилище и кров. Оно признано в конституциях некоторых стран, а также во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

В международной практике право человека на жилище рассматривается как самостоятельное. Это было разъяснено в Общем комментарии № 4 о достаточном жилище, принятом Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам в 1991 г.

Права человека взаимозависимы, неделимы и взаимосвязаны. Это означает, что право на достаточное жилище нельзя отделить от других прав: таких, как право на здоровье, труд, право голоса, неприкосновенность частной жизни, образование, санитарию и т.д. Когда люди переезжают из-за принудительного выселения, они могут оказаться не в состоянии найти работу и заработать на жизнь.

Бездомные, которые не имеют своего места жительства, могут не иметь возможности голосовать, пользоваться социальными услугами или получать медицинское обслуживание. Кроме того, неадекватное жилье может привести к проблемам со здоровьем, если в нем ограничено или отсутствует безопасная питьевая вода и санитария.

Более того, отсутствие достойного и безопасного жилья может повлиять на детей, которые являются уязвимыми, нуждаясь в уходе и защите. Без надлежащего жилья дети могут подвергаться жестокому обращению и пренебрежению, а также расти в среде, лишенной моральной и материальной безопасности. Кроме того, дети, не имеющие соответствующего жилья, могут быть не в состоянии ходить в школу.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на жилище.

Жилище всегда находится в определенном месте, где постоянно или преимущественно проживает лицо (часть 1 статьи 20 ГК РФ).

Оно означает жилой дом, квартиру, офисное помещение, специализированные жилые здания (общежитие, приют гостиничного типа, дом маневренного фонда, специальный дом для престарелых, пансионат для инвалидов, ветеранов и т.д.), а также другие жилые помещения, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору аренды или по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Условия потребности в жилье определены в нормах Жилищного кодекса РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных органами исполнительной власти субъектов РФ).

Конституция РФ подчеркивает, что предоставление жилых помещений в случаях, предусмотренных законом, осуществляется как бесплатно, так и за доступную плату, что для малоимущих и других граждан, указанных в законе, означает плату, посильную для этих категорий граждан; соответственно, ее нижний предел должен быть соизмерим с уровнем прожиточного минимума.

Опыт зарубежных стран:

Канада

В Канаде право на жилье стало законом после принятия 21 июня 2019 года Закона о национальной жилищной стратегии. Закон вступил в силу 9 июля 2019 г.

Южная Африка

Соединенные Штаты

В большинстве юрисдикций США право на жилье отсутствует. Исключением является Массачусетс, где семьи (но не бездомные) имеют право на приют. В Калифорнии сбежавшие дети имеют право быть принятыми в приюты для экстренных случаев без согласия родителей. Нью-Йорк также признает право на экстренный приют.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Здоровье — это высшее присущее человеку благо, без которого многие другие ценности теряют свое значение. В то же время здоровье — это не только личное, но и социальное явление. Иными словами, не только человек должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры для содействия сохранению и улучшению самочувствия своих членов, чтобы никто не посягал на здоровье граждан.

Особенностью этого права является также тот факт, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т. е. на стадии эмбрионального развития.

Хотя доступ к медицинским услугам имеет больший процент населения мира, чем к различным денежным пособиям, почти треть населения не имеет доступа к услугам здравоохранения вообще. Для многих необходимые расходы на здравоохранение могут привести к финансовой катастрофе для их домохозяйства, поскольку у них нет адекватной социальной страховой системы защиты здоровья, которая покрывала бы эти расходы.

Здравоохранение, безусловно, является самой сложной из отраслей социального обеспечения. С точки зрения получателя пособия оно включает в себя множество льгот и мер. В то же время со стороны предложения оно связано с важным сектором экономики, имеющим взаимосвязанные финансовые механизмы и экономические интересы.

Социальная охрана здоровья тесно связана с функционированием конкретного экономического сектора — сектора здравоохранения. Это требует комплексного подхода к спросу и предложению на медицинские услуги, наличию
инфраструктуры здравоохранения, а также собственной медицинской рабочей силы, возможностей трудоустройства и административного потенциала.

Ситуация со стороны предложения в значительной степени определяет потенциальный доступ к качественным медицинским услугам в стране.

Во всем мире значительная часть средств на финансирование здравоохранения выплачивается потребителями напрямую в виде платежей поставщикам услуг, таким как медицинские учреждения, врачи, медсестры, фармацевты и т. д. Во многих странах эти платежи осуществляются несмотря на то, что номинально здравоохранение является бесплатным.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы по охране и укреплению здоровья населения, принимаются меры по развитию государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения, поощряются меры по укреплению здоровья человека, физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия (часть 2 статьи 41 Конституции РФ).

Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.

  1. Ватман и маркер.
  2. Портреты и иллюстрации событий 30-х – 40-х годов XX века и конца XX – начала XXI веков (Приложение № 4).
  3. Раздаточный материал (Приложение № 1-2).
  4. Конверты с карточками для голосования: черными, белыми и черно-белыми.
  5. Компьютер, проектор, экран.
  6. Презентации:
    “Экстремистские организации в современной России”.
    “Правозащитные организации современной России”.
    “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
    “Жертвы нацизма”.
  7. Магнитофон.
  8. Музыкальное сопровождение:
    ДДТ, Ю. Шевчук “Не стреляй”.
    А. Розенбаум “Вальс 1937 года”.
  9. Коллажи учащихся 11-х классов на тему: “Права человека”.
  10. Рисунки учащихся 9-х классов на тему “Что такое “жизнь”?” (Приложение № 4).
  11. Таблички: “Право на жизнь!”, “Право на жизнь?”, “Право на жизнь…” (они являются оглавлениями каждого этапа урока).
  12. Полотнища красного и голубого цвета, на которых прикреплены портреты и иллюстрации.
  13. Гитара.
  14. Эпиграфы к уроку (Приложение № 3)
  15. 1)Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией (Когой Е.А. Экология и здоровье человека // Социально-гуманитарные дисциплины. 2000. №3).
    2) “Чего нет в документах – нет на свете” (Сенека).
  16. Определения понятия “жизнь”.
  17. Фрагменты из сочинений учащихся (Приложение № 3):
    1) “Что такое жизнь?”.
    2) “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”
  18. Таблички разных цветов по количеству групп: красные, синие, зеленые, желтые.
  19. Результаты социологического опроса “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.

Участники: учащиеся 9-х и 11-х классов; ученики сидят по группам (в каждой группе есть представители и 11-х, и 9-х классов).

  1. Право на жизнь!
  2. Право на жизнь?
  3. Право на жизнь…

Ход урока

1. Право на жизнь.

Воронова М.Л. (далее В.): Сегодня у нас не совсем обычный урок - встреча двух гуманитарных классов: 11-го и 9-го. Ребятам 11-го класса 16-17 лет и у них свои взгляды на многие проблемы, девятиклассникам – 14-15 лет и они также учатся находить ответы на волнующие их вопросы. И тем интересней увидеть, что думают одиннадцатиклассники и девятиклассники, тем интересней сравнить взгляды тех, кто, через несколько месяцев войдет во взрослую жизнь и тех, кому еще предстоит преодолевать два года нелегкой школьной жизни.

Иконникова Е.М. далее И.): На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.

Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?

  1. право на жизнь;
  2. право на свободу слова и совести;
  3. право на собственность;
  4. право на свободу передвижения;
  5. т.д.

Учитель записывает ответы ребят на ватмане маркером. Прикрепляет его на доске.

Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?

Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.

И. Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Жизнь – это (зачитывается определение, которое написано на доске).

В: Подчеркнем еще раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется законом (Эпиграф №1). Мы открываем первую “страничку” нашего урока: “Право на жизнь!” (учитель прикрепляет табличку на доске).

И: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).

  • “Красные” - “Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946г).
  • “Синие” - Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).
  • “Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).
  • “Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).

Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.

Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.

2. Право на жизнь?

И: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящена вторая “страничка” нашего урока “Право на жизнь?” (учитель прикрепляет табличку на доске).

В: Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.

Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г .(Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).

Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936г.?

Ответ:. В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.

И: Сенека (?) говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.

Вопрос: Так ли это?

Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.

Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?

Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.

  • политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;
  • существует единственная массовая партия (однопартийная система);
  • уничтожение внутрипартийной оппозиции;
  • слияние партийного и государственного аппаратов;
  • культ вождя;
  • существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
  • сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;
  • массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.

В: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?

Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза. Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова “Страх” (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ № 2).

И: Но репрессии были направлены не только против военных.

Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В.Э. Молотову В.М. (Приложение. Раздаточный материал. Рабочий лист № 2, документ №3).

В: Обратимся к статистике.

Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4 - 5).

И: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.

Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?

Ответ: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.

Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.

В: Анна Ахматова вспоминала: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила на ухо: “А это вы можете описать?”. Я сказала: “Могу”.

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

И: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР.

Учитель исполняет песню А. Рознебаума “Вальс 1937 года”, песня сопровождается компьютерной презентацией “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.

В: Но наше государство было не единственной страной, которая “лишала” человека права на жизнь. 1 сентября 1939г. разгорелась Мировая война, в которой людей уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. “Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне” (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).

  1. У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
  2. …Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…
  3. …Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир”.

Об этом же пишет Рауль Хильберг: “Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить”.

Учащиеся знакомятся с презентацией “Жертвы нацизма”.

  • в преступлениях против мира,
  • организации принудительного труда населения оккупированных территорий,
  • в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).

Из заключительной речи главного обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946г.

“…Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств… Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведет к гибели цивилизации”.

В: Закончилась Вторая Мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим двенадцать лет. Итальянский – на десять лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в афторитаризм и этот режим продлился в течение семидесяти с небольшим лет.

3. Право на жизнь…

И: В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни? Мы переходим к третьей “странице” нашего урока “Право на жизнь…” (учитель прикрепляет табличку “Право на жизнь…” на доске).

В: Учащимся 9-х классов было дано задание провести социологический опрос “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.

Выступление учеников 9-го класса, которые знакомят с результатами социологического опроса.

В: Э Берк говорил: “Скажи мне, какие настроения преобладают в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения”. И нам очень интересно Ваше мнение по вопросу – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?

И: У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку белого цвета, если нет – черного, если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда – черно-белого цвета (проходит голосование).

  1. право на жизнь в нашей стране не соблюдается;
  2. право на жизнь соблюдается;
  3. право на жизнь в нашей стране соблюдается не всегда.

Между группами учителя организуют дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.

В: Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный.

И: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 25 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2000г. среди молодежи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 – 2% и эти показатели растут. Что же такое фашизм сегодня?

Учащиеся знакомятся с презентацией “Экстремистские организации в современной России” (9 класс).

В: Следует отметить, что альтернатива фашизму есть. В последние годы в нашей стране и в нашем городе были созданы организации и движения, призванные бороться с фашизмом и за соблюдение права на жизнь.

Учащиеся знакомятся с презентацией “Правозащитные организации современной России” (11 класс).

И: Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признает высшей ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

В: Мы просили вас написать эссе на тему: “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”. Вот некоторые выдержки.

Учителя зачитывают отрывки из сочинений учеников 9-х и 11-х классов (Приложение № 3).

И: Сегодняшний урок – это продолжение разговора. На предыдущих уроках уч-ся 11-х классов защищали, подготовленные ими коллажи на тему “Права человека”, многие из них представлены сейчас (учитель обращает внимание учеников на коллажи).

В: Среди учеников 9-х классов проводился конкурс рисунков “Что такое “Жизнь”?”. Эти рисунки также находятся здесь (учитель обращает внимание на работы ребят). Вы попытались изобразить “жизнь” в виде символа. На многих работах можно увидеть цветы, солнце, небо и т.д. Мы выбрали лучший, на наш взгляд, символ (Приложение № 4).

И: Сегодняшний урок мы начали с определения понятия “жизнь”, которое дается в словаре, но вам было предложено дать свое определение этому понятию. Вот некоторые определения (учитель зачитывает некоторые определения понятия “жизнь”, которые дали сами ребята. Приложение).

В: Вот какое определение понятия “жизнь” дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска, она была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: “Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля,… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…”. Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями и рисунками (Приложение).

И: Это внушает надежду, что в нашей стране живут люди, которые понимают важность соблюдения права человека на жизнь. Символом надежды является голубой цвет (учитель привлекает внимание присутствующих к оформлению кабинета к уроку). Голубое полотнище переплетается с красным – символом жизни.

В: Но, все-таки, одного осознания ценности человеческой жизни не достаточно, важно реальное участие в конкретных делах, направленных на реализацию этого права в нашей стране.

И: Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ написал песню “Не стреляй”, которой мы хотим закончить наш урок (звучит музыка).

В: На память о нашем разговоре мы хотим подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман (символ, изображенный на рисунке, выбранном лучшим, Приложение № 4).

И: На дом вы получаете задание – напишите эссе на тему “Что должны сделать граждане России для того, чтобы право на жизнь стало реальностью?”.

Читайте также: