Должна ли жена слушаться мужа если он не выполняет свои обязанности

Обновлено: 16.05.2024

Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых. Амира.

Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа. Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому и быть аккуратным? Регина.

Прежде чем ответить непосредственно на заданные вопросы, считаю необходимым ознакомить спрашивающих с устоями мусульманской семьи, говоря о том, как должно быть и к чему следует стремиться.

Крайне важным является сохранение этих чувств и развитие их, дабы внутрисемейная гармония имела возможность все в большей мере раскрываться и расцветать. Предъявление требований друг к другу лишь разрушает упомянутые в аяте грани (виды) проявления Божественной милости (чувство любви друг к другу и милосердие).

«Мужья являются главами[1] семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].

Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Богу и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты][2] подобно тому, как Аллах (Бог, Господь) оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].

Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности (сталкиваетесь с непокорностью) [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:

(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];

(2) [если не подействует], то спите раздельно[3] [то есть по возможности дистанцируйтесь];

(3) [а если и это не поможет] то стукните[4] (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей][5].

5. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в проповеди во время прощального паломничества, упомянув несколько социально важных аспектов, обратился к верующим со словами: «Внемлите! Я призываю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми! Жены находятся под полным руководством мужей, и вы (мужья) не вправе проявлять жесткость, кроме как в случае, когда они совершат что-то явно и однозначно скверное. Если они (жены) все же совершат нечто подобное, тогда спите с ними раздельно. [Если не поможет], тогда (в качестве очередного воспитательного маневра[11], способа воздействия) ударьте их слегка (не жестоко)[12]. Если же они послушны, то категорически не обижайте их!

Комментируя упомянутые в аяте обязанности, ученые говорили разное: мужья не должны причинять вреда своим женам, как и жены не должны причинять вреда своим мужьям; мужья должны страшиться Всевышнего, налаживая отношения с женами, как и жены обязаны испытывать трепет пред Богом, выстраивая отношения с мужьями[16].

7. Одному из крупных богословов нашего времени, египетскому ученому Мухаммаду ‘Али Джум‘а задали примерно такой же вопрос. Вкратце его ответ звучит так: «Семейная жизнь людей должна строиться на любви и согласии, когда один относится к другому так же, как хотел бы, чтобы относились и к нему, когда такие качества, как милость и щедрость, присущие Богу в беспредельных и бесконечных проявлениях, реализовывались бы людьми в границах их человеческих возможностей. Мусульманин не должен смешивать упомянутые основополагающие ценности с богословскими заключениями или мнениями, которые призваны разрешать спорные ситуации в судебном порядке. Если судья и вмешивается в личную жизнь людей, то лишь для снятия проблемы, которая возникла в результате спора между мужем и женой.

Теперь непосредственно по заданным в самом начале вопросам:

(1) Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых.

В аятах Корана или достоверных хадисах нет прямых аргументов в пользу верности и правильности такого рода суждений. В богословской литературе упомянутое вами мнение присутствует.

Когда нет прямых аргументов, богословы использовали и используют косвенные, но подходы порой настолько разнятся, что выводы по одному и тому же вопросу могут быть диаметрально противоположными.

(2) Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа.

Этих хадисов очень мало, но их много цитируют.

(3) Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому?

(4) А есть ли хадисы о том, что муж должен быть аккуратным?

Что для замужней женщины первостепенно: обязательства перед родителями или обязательства перед мужем?

Нужно находить компромисс. Не обижать родителей. И слушаться мужа. Проявлять дипломатичность и мудрость.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов.

[6] Подробные пояснения к аяту см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 55–65.

[9] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[10] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.

[11] Именно как воспитательный маневр (урок), а не всплеск эмоций, не проявление грубости и жестокости, что канонически недопустимо и греховно. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 114.

[15] Как муж, так и жена имеют определенные обязанности друг перед другом, а также пред Богом и обществом, что должно зиждиться на чувстве ответственности, иметь гармонию и не выставляться как категоричное требование одних к другим.

[16] Все приведенные в данном пункте пояснения даны мною без преувеличения. Оригинал высказываний и большие подробности см.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 82.

[17] Примеры из жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также его сподвижников см., например: Аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима [Стратегии в воспитании мусульманской семьи]. Мансура: Шурук, 2005. С. 153–156.

[18] То есть аята или хадиса, которые в повелительной форме обязывали бы женщину заниматься домашними хлопотами, нет, но традиционно, начиная со времен сподвижников, эта практика была, никто ее не отрицал, и она стала частью мусульманской культуры, само собой разумеющимся положением дел.

[21] Фард — то, что канонически предписано выполнять в обязательном порядке, за исключением лишь крайне затруднительных ситуаций.

[22] Смысл в том, что жена с точки зрения мусульманской культуры не является рабыней или прислугой для своего мужа, она на равных с ним правах, и у каждого из них свои обязанности, но регулируются они на основе взаимопонимания и обоюдного согласия, а также с учетом местных традиций. Когда взаимопонимание потеряно, каноны могут им помочь урегулировать ситуацию, но когда все это приобретает характер сухих, бесчувственных требований, перспектива счастливого сохранения и развития супружеского союза обычно улетучивается.

[25] Св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 5. С. 292, 293, хадис № 676 и пояснение к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 633, хадис № 5363, а также Т. 13. С. 565, хадис № 6039 и пояснение к нему; аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 156.

[26] См., например: аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 157.

На некоторых ресурсах в подобных боях ломается множество копий и надолго рушится мир… Между тем, на этот вопрос однозначного ответа нет и не может быть. И люди, и ситуации бывают настолько различны, что то, что подходит одним, может разрушить семью других.

Конечно, глава семьи – это муж. Даже если он зарабатывает меньше жены. Конечно, жене следует уступать и смиряться. Если речь не идёт о грехе. Конечно, любое раздражение, а тем более дерзость – это грех. Но не всегда муж может требовать безоговорочного повиновения. Бывает и так, что жена права, а муж не прав, и ему стоит прислушаться к её увещаниям.

Иногда важно бывает вспомнить, что сберегает в семье мир и любовь тот супруг, чья духовная мудрость глубже. Потому, что в любой ситуации и для всех одно лишь незыблемо и неизменно: решение любого конфликта зиждется на заповеди о любви.

Эти слова Св. Писания, сказанные всем христианам, в равной мере относятся и к мужу, и к жене:

Авва Фалассий пишет: "Любовь, всецело к Богу устремленная, соединяет любящих с Богом и друг с другом".

Святитель Филарет, митрополит Московский, пишет в Пространном катехизисе:

Преп. Амвросий Оптинский даёт советы, как стяжать духовную любовь, исполняя посильные добродетели:

Преподобный Ефрем Сирин говорит:

"Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь - та, которая и увещавает, и вразумляет".

Святитель Василий Великий раскрывает сущность истинной любви о Господе:

"Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. . Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя".

Св. Николай Сербский подчёркивает, что истинную, духовную любовь можно стяжать лишь с помощью Божией:

Итак, если бы, как я сказал, мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его.

Итак, брачный союз творится любовью: любовь Божия соединяет супругов в браке ради взаимной помощи на пути спасения, супруги соединяются любовью о Господе и Его благодатной помощью - и только в духе любви могут плодотворно решаться все возникающие в семье проблемы.

Об этом пишет св. Феофан Затворник, говоря об обязанностях супругов как о деятельном исполнении заповеди взаимной любви:

«Муж — глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покорною. Во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн. Должен смотреть за нею, заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно. Но уж никак не позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж — убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога не боящеюся. Блюдение, однако ж, нравственности не препятствует удовлетворять ее желанию держать себя прилично и иметь общение со внешними, хотя не без соизволения его.

Поэтому при любом противоречии, за возмущением, раздражением, непониманием, обидой надо стараться не потерять любви о Господе, заботы о душе самого ближнего человека. Подвизающемуся в такой любви Господь даёт и прощение обид, и сострадание, и понимание ближнего, и самоотвержение, и благоухающее смирение. Даёт истинную супружескую любовь, которая рождается только трудами супружеского крестоношения.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих многочисленных письмах постоянно учил, что все трудности семейной жизни надо решать в духе любви и ответственности за ближних перед Богом, Который доверил их нам:

«…через тебя (ты - глава семьи) в твой дом должен войти Господь, который уже коснулся твоей души. . Пред Господом ты, может, и предстанешь один, но Он тебя спросит: "А где же твои кровные родные?" Ведь муж и жена уже не двое, но одна плоть. И чадо твое, за которое с тебя спросится сполна, - каким оно вырастет? А как ответить? Скажешь, что потерял их по пути и не заметил?!

Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог - это любовь в первую очередь. Ты же о любви по Богу к своим близким не думаешь. Жена не хочет жить с тобой - другим, странным, ей неведомым. А разве ты что-нибудь сделал для того, чтобы и она разделила с тобой радость об обретенном сокровище? Да, она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы учиться на земле жить по-христиански.

Что тебе делать?

Помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было.

«…надо тому, кого пробудил Господь к жизни, понести труды, скорби во спасение своих близких.

«Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и Ваша половинка, Ваш муж, оживет духом.

Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь Вы. Поймите, ведь ему труднее, чем Вам, он не знает Бога, а враг ведет его "аможе не хощет".

Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и Вам. А остальное - дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы двое - плоть едина.

"Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него. . Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа".

"Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая. И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно.

Одним словом - сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём". (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина))

Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. От мужа Господь ожидает духовной любви, самоотверженной и жертвенной.

Так и от жены Бог ожидает смиренной, жертвенной любви, поддержки и помощи мужу во всём, что не противоречит Божией воле. Ева сотворена была как помощница мужа, равная и равночестная, по объяснению св. Иоанна Златоуста, но всё же - помощница, кроткая, любящая, смиренная. Этого ждёт от своей жены каждый супруг, это заповедует жёнам и Слово Божие:

Я привела основы святоотеческого учения о том, как преодолевать трудности, возникающие в семье. А вот решать, как поступить в каждом конкретном случае, каждому человеку надо самому, исходя из конкретных условий и Божиих заповедей. Каждый христианин, желающий их исполнять, учится этому искусству долгие годы, проходя с помощью Божией свой собственный крестный путь борьбы со своими страстями, без чего ни один человек не может ни помочь другому, ни стяжать мир в своей душе и в своей жизни.

Недавно наша колумнистка Екатерина Попова разбиралась, какой надо быть женщиной, чтобы мужчина захотел взять ее в жены. Сегодня она рассказывает, как надо вести себя, чтобы муж не повел в загс второй раз — разводиться.

Недавно мне попалась статья православных психологов про неполные семьи, в которой говорилось, что тяжело придётся в замужестве девочке, которая никогда не видела дома разбросанных отцовских носков. Дело, разумеется, не в бытовых навыках — носки носят все люди независимо от пола, так что девочка научится их стирать в любом случае. Речь шла о том, что, не видя перед глазами живого человека, женщины придумывают себе фантазийного идеального мужа, и потом мечты, не выдержав столкновения с реальностью, рушатся вместе с браком.

Но ведь образы будущих супругов есть не только у женщин, но и у мужчин. У них тоже формируются ожидания от совместной жизни и представления о правильной жене, которые превращаются в список требований, по ним и выбирают спутницу жизни. Давайте рассмотрим подробнее, какие качества, по словам мужчин, нужны для того, чтобы они захотели провести рядом с женщиной долгие годы.

Хозяйственность

Красота и сексуальность


Патриархальность

Согласно опросу ВЦИОМ двухлетней давности, лишь 22% россиян предпочитают тип семьи, где между супругами царит равноправие. Судя по тому, что говорят мужчины сейчас, ситуация не сильно поменялась: большинство предпочитают жён, которые признают их главенство – если не всегда, то как минимум по ключевым вопросам. Формулировки можно встретить разные, начиная от рассуждений про общую цель, за достижение которой отвечает муж-стратег, жена-тактик на подхвате у него, и заканчивая требованиями слушаться мужа, потому что только эта традиция предков-славян может спасти народ от гибели.

Умение вдохновлять и поддерживать

Не забывают мужчины и про пресловутую погоду в доме: жена должна не только убирать и готовить, но и создавать уют, обеспечивать тылы и вдохновлять мужчину на подвиги. Никаких упрёков и претензий — от этого мужчины портятся. Побольше уважения и восхищения — это жизненно необходимо мужу, чтобы достойно зарабатывать и стремительно подниматься к топовым должностям на карьерном лифте, пока конкуренты ковыляют по лестнице. Любые провальные действия мужчины объясняются бездействием или саботажем со стороны жены. Мало зарабатывает? Супруга не внушила уверенности в себе. Запил? Дома пилят, наверное. Убил? Так довела!

Умение зарабатывать

Вопрос о том, должна ли жена работать, всегда вызывал яростные споры. Одни мужчины говорили, что ни в коем случае — у неё не останется времени на дом и детей. Другие настаивали, что нечего бабе на шее сидеть — взрослый человек, пусть сама обеспечивает свои хотелки. Последнее время все чаще звучит компромиссное мнение: женщина должна зарабатывать, но так, чтобы быт от этого не пострадал. Как именно женщина должна залезть на ёлку, не поцарапавшись, мужчины не объясняют: они стратеги.

Итак, требования мужчин понятны, остался только вопрос: что с ними делать?

Возможно, стоит всё же иногда вести себя как мужчина. Например, слушая запросы к будущей жене, рассмеяться и сказать, что можно сколько угодно мечтать о гибриде Скарлетт Йоханссон с Гордоном Рамзи, вот только жить придётся с реальным человеком. Фантазировать можно сколько угодно, но при этом совершенно не лишне узнать, что же всё-таки делать с носками. Кто знает, может, попадётся жена, которая тоже будет их разбрасывать, а не собирать, отстирывать, гладить и крахмалить.

Провокационный набор недалеких мужских мнений))) для меня патриархат и главенство мужчины выражается в первую очередь в высокой степени ответственности за жизнь жены и детей. И то что тут высказались - хочется в противовес ответить так: что патриархальный мужчина как глава семьи он не должен грузить мужской ответственностью в фин. обеспечении жену, он должен полностью обеспечивать все хотелки домашних, он не должен ныть на жизнь жене, он не должен пасовать перед трудностями и делиться еще этим со своей женой, он не должен впрягать в свои проблема жену и детей, домашние не должны страдать от его плохого настроения и отсутствия работы и денег и все плохое настроение он должен оставлять за дверью и не рушить очаг который создала жена. Если жена согласилась выслушать его нытье, то он должен быть просто благодарен ей за это. Так как она не обязана это делать в силу своего положения. И многое другое. В целом он должен быть перспективным по жизни и быть войном по характеру. Он должен стремиться к высокому статусу. В сексе он должен тоже быть не утомим (он же глава, а значит актив). И все это его не обременяет, а вдохновляет. Вот такому мужчине просто логично подчиниться и пожертвовать на него своим временем и силами. Потому что знаешь что это не какой то там лох возомнивший себя альфа самцом, а реально начальник который сможет твою помощь превратить в актив для общего блага. Такого можно и несколько лет подождать. А когда читаешь все эти высказывания то напрашивается вопрос: а чье это мнение то вообще? Сколько лет данным персонажам, кто они, кто их родители и из какой они семьи сами и из какого соц. класса, сколько зарабатывают что бы иметь дома живого раба за которого можно ещё и не отвечать? Сколько у них квартир, домов, дач, машин, яхт, самолетов что они могут себе позволить чью то жертву просто так ради себя любимых? Ведь жизнь человека стоит дорого. На каких должностях они работают? Какие перспективы имеют? Вот пока нет у них хотя бы зарплаты от миллиона в месяц, можно считать их требования требованием возврата к рабовладельческому строю, а не к патриархату, где женщина обязана подавлять себя ради какого то там мужика, который гроша сам по себе не стоит. Патриархат это когда мужчина начинает со своей ответственности и дальше уже смотрит на привычки женщины и исходя из этого решает достоин он или нет.

А как же опросы Левада-центра? Я вообще им привыкла доверять. Мне кажется, что такие мужчины просто не всем показывают своё истинное лицо. Дождутся сначала, пока женщина, например, забеременеет и в декрет уйдёт, а потом начинают.

Как заставить жену слушаться: психологические приемы

Как ни крути, любой мужчина стремиться быть лидером во всем. Это же касается и семьи, муж хочет, чтобы его жена прислушивалась к нему и делала так, как он хочет. В некоторых парах так оно и есть. Но есть огромное количество волевых или просто капризных женщин, которые руководствуются только собственным мнением и не слушают своего мужа. Но муж это может изменить, если будет правильно действовать.

Уважение

В ситуациях, когда жена не слушается мужа, можно говорить о том, что она его не уважает и не воспринимает в качестве лидера. Так как уважение - это улица с двусторонним движением, то, только уважая супругу, муж может заставить ее уважать себя. Если в семье существует какая-то проблема, то супруг должен попытаться решить ее и поговорить с женой прямо, вместо того чтобы давать ей только лишь намеки. Ища способ, как научить жену слушаться мужа, он должен попытаться, прежде всего, понять точку зрения жены, даже если она отличается от его собственной. Это не значит, что муж должен согласиться с ней, но таким образом он может показать уважение к ее мнению, и может требовать того же от жены.

Отношение к себе

Если супруг не уверен в себе, и не уважает сам себя, то жена будет чувствовать это и относиться к мужу соответствующим способом.

Опираясь на мнение психологов, можно сказать, что если муж будет выражать свои истинные чувства и при этом показывать уверенность в себе, проявлять твердость своих намерений, то жена будет его слушаться. Иногда это трудно сделать, но это верный способ, как заставить жену слушаться.

Ответственность

Если человек дает обещания и выполняет их, то он заслуживает доверия, и соответственно к нему прислушиваются. Муж должен действовать так же, это поможет завоевать авторитет у жены, и если она будет ощущать, что рядом с ней настоящий мужчина, то она, соответственно, будет ему повиноваться. В редких ситуациях, когда муж не может держать свое слово, он должен четко говорить, почему так произошло, чтобы не был утрачен авторитет. И желательно делать это заранее, т.е. не обещать того, в не уверен.

Уверенность

Если жена не слушается, что делать муж не знает, то он может психологически воздействовать на жену. Уверенность в себе может быть как нельзя кстати в подобной ситуации. Жена вряд ли будет послушной и будет следовать за своим мужем, если он сам не будет уверен в своих действиях, поступках и в себе. Независимо от того, что жена говорит, если у супруга есть уверенность в себе и в ценности своего мнения, ее неуважительное поведение рано или поздно все равно сойдет на нет, она станет следовать за ним, потому что она будет понимать, что не сможет мужчину запутать и сбить с намеченного пути. И даже если ее отношение не изменится, то муж, по крайней мере, будет в состоянии игнорировать ее и сохранять свой внутренний мир в спокойствии. Муж должен понять, что ему не нужно признание других людей, чтобы доказать свою самооценку, и только осознав это, он обретет такую уверенность в себе, которая покажет, что он - лидер.

Границы

Жена должна слушаться мужа, и все мужья стремятся, чтобы так и было. Но чтобы добиться послушания, муж должен указать свои границы. То есть он должен четко показать, с чем он готов смириться и какие последствия будут за нарушение установленных границ. Говоря про установление границ, муж никогда не должен запугивать жену или пользоваться ее слабостью. Запугивания не помогут получить то, что требуется, и это может привести к распаду семьи.

Пример для подражания

Муж должен показать пример жене, чтобы она хотела ему следовать. Мужчина должен быть хорошим образцом для подражания – дома и на работе. Если он будет прислушиваться к жене и иногда выполнять то, что она от него требует, показывая свое послушание, то и жена будет стремиться к той же модели поведения. Чтобы семейные отношения быль гармоничными, нужно, чтобы в семье был лидер, к которому будут прислушиваться. Во многих семьях это муж, и он стремится, чтобы жена его слушала. Но супруг должен понимать, что послушание нельзя добиться силой, его можно заслужить только своими поступками и действиями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: