В чем состоит система психолого педагогической профилактики экстремизма

Обновлено: 25.06.2024


/ Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма

Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай







Чуносов Михаил Александрович – доцент Краснодарского университета МВД России, Крымский филиал, кандидат психологических наук, г. Симферополь / Обзор.НЦПТИ, выпуск №2(13), Май 2018.

Процессы, которые произошли в нашем обществе в течение последнего десятилетия, характеризуются обострением старых и возникновением новых общественных проблем, одной из которых является экстремизм. Это понятие известно человечеству на протяжении многих столетий.

Под экстремизмом принято понимать приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике) [1]. В современном мире это понятие тесно связано с политическими процессами жизни общества и государства, поскольку сейчас, в эпоху активного развития информационных технологий, экстремистская деятельность различных групп и организаций оказывает всё большее влияние на настроение общества.

Разнообразие видов и форм экстремизма говорит о динамичности и многосторонности этого явления, эти стороны могут классифицироваться как экстремизм международный и внутригосударственный, как политический, национальный и религиозный [2].

Очевидно, что сохранение стабильной тенденции в росте количества несовершеннолетних, вовлечённых в экстремистскую деятельность, свидетельствует, с одной стороны — о сложной социальной ситуации, с другой — о недостаточной профилактической работе общественных и государственных учреждений.

В целом, можно констатировать, что изменения, которые произошли в мире в ХХI веке, связанные с процессами глобализации, интеграции и информатизации общества, опосредованно усиливают распространение экстремистских идей в молодёжной среде, и ставят перед обществом задачи, направленные на поиск путей снижения процесса роста экстремизма и повышение эффективности его профилактики.

Профилактика является предметом исследования как юридической, так и психолого-педагогической науки. При этом за рубежом профилактические подходы дифференцируются вокруг двух общих категорий: исправительная (corrective) превенция и предупреждающая ( p re c l u s i ve ) превенция. Исправительная превенция ( corrective prevention) традиционно рассматривается как необходимая часть работы с несовершеннолетними делинквентами [6, с. 54-56].

В нашей работе профилактику мы будем рассматривать в психолого-педагогическом контексте как комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления экстремизма; систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на усиление контролирующей функции сознания несовершеннолетних. Комплекс данного определения носит формирующий характер, что позволяет отнести её в русло психолого-педагогической науки [7].

Мы полагаем, что профилактика экстремизма среди несовершеннолетних должна осуществляться в таких направлениях: правовое просвещение; социально-психологическое просвещение; морально-ценностное просвещение.

Правовое просвещение направлено на формирование у несовершеннолетних системы представлений об экстремизме как негативном явлении в жизни общества; выработку навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения; формирование знаний об ответственности за экстремистские проявления и др.

Социально-психологическое просвещение направлено на формирование моделей социально-позитивного поведения; критического отношения к источникам экстремистской пропаганды (состояний внешней среды, средствам массовой информации и др.); умений реализовывать способы отказа от совершения экстремистских действий; умений предвосхищать последствия совершения экстремистских актов и др.

Морально-ценностное совершенствование направлено на формирование психологической установки об ответственности человека за свои поступки, нравственно-правовой устойчивости личности, условий, при которых несовершеннолетние смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство для нормального функционирования общества.

Ранее в своих работах мы отмечали, что психолого-педагогическая профилактика экстремизма у несовершеннолетних основывается на положениях бихевиористической теории, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, в соответствии с которыми личностный рост несовершеннолетних рассматривается как главная цель и основывается на системном, интеграционном, личностно-деятельностном и технологическом методологических подходах.

Составляющие психолого-педагогической профилактики экстремизма у несовершеннолетних включают цели, задачи, содержательный ресурс, технологическое обеспечение и организационные формы, которые дают возможность сформировать у несовершеннолетних способность противостоять криминогенному влиянию внешней и внутренней среды через усиление контролирующей функции сознания [8].

В целом, технологии психолого-педагогической профилактики экстремизма должны быть ориентированы на формирование у несовершеннолетних: – субъективного представления об экстремизме как о противоправном явлении; – представлений о неотвратимости наказания за экстремистские проявления; – способностей предвосхищать появление экстремистских намерений; – негативного эмоционального отношения к экстремизму как социальному явлению; – общеморальных и этических установок по отношению к себе и другим людям.

На основании вышеизложенного нами были сделаны модельные построения и разработана алгоритмическая модель технологии психолого-педагогической профилактики экстремизма среди несовершеннолетних.

Структурно технология содержит пять основных этапов.

Второй этап — актуализация эмоционально значимых референтных лиц (родители, родственники, друзья, подруги и др.) и социально-значимых явлений.

Третий этап — формирование негативного эмоционального отношения к экстремизму как явлению. Это позволит сформировать у несовершеннолетнего внутреннюю негативную установку к экстремизму (через ассоциативные представления о негативных последствиях экстремизма — если бы они были осуществлены по отношению к эмоционально значимым лицам).

Четвёртый этап — информирование об особенностях наказания за экстремизм и о последствиях, которые ожидают несовершеннолетнего на социальном, эмоциональном и физиологическом уровнях.

В целом, профилактика экстремизма среди несовершеннолетних представляет собой комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления экстремистских проявлений у несовершеннолетних посредством правового и социально-психологического информирования, и морально-ценностное совершенствование психолого-педагогическими методами.

Читайте также: