На что имеет право в соответствии с нормами мгп все раненые больные и потерпевшие кораблекрушение

Обновлено: 08.07.2024

113. Военный корабль не может уничтожить гражданское судно противника или лишить его возможности продолжать плавание каким-либо иным способом, за исключением следующих случаев:

  • судно отказывается остановиться после сделанного предложения об остановке;
  • судно оказывает сопротивление досмотру.

Во всех случаях применения оружия против гражданского судна военный корабль предварительно должен обеспечить безопасность пассажиров, экипажа и судовых документов, если военному кораблю не угрожает опасность быть потопленным судном противника или силами корабельного и воздушного охранения.

114. Уничтожение в море пассажирских судов противника, перевозящих только гражданских лиц, запрещается, В целях обеспечения безопасности пассажиров такие суда направляются в соответствующий район или порт для завершения захвата.

115. Когда нет уверенности в том, что судно является военным объектом, для установления его статуса оно может быть остановлено для досмотра.

116. Гражданские суда противника могут быть подвергнуты нападению, если они:

  • участвуют во враждебных действиях в пользу противника (нападение на лиц или объекты, которые находятся в нейтральных водах, на нейтральной территории или над такими водами или территорией, либо их захват);
  • используются в качестве базы для операций, включая нападение на лиц или на объекты, которые находятся за пределами нейтральных вод, либо захвате таких лиц или объектов;
  • действуют в качестве вспомогательных судов вооруженных сил противника;
  • включены в систему сбора разведывательных данных противника или оказывают содействие подобной деятельности;
  • совершают плавание под конвоем военных кораблей или военных воздушных судов противника;
  • отказываются подчиниться требованию об остановке или оказывают активное сопротивление досмотру, обыску или захвату;
  • вносят эффективный вклад в боевые действия иным образом.

117. Не подлежат нападению, в том числе захвату, следующие категории судов:

  • военные госпитальные суда;
  • госпитальные суда;
  • небольшие суда, используемые для прибрежных спасательных операций, и санитарные транспортные средства;
  • суда, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между воюющими сторонами, включающие картельные суда, то есть суда, предназначенные для перевозки военнопленных и занятые такой перевозкой;
  • суда, используемые для выполнения гуманитарных миссий, в том числе суда, перевозящие грузы, необходимые для выживания гражданского населения;
  • суда, используемые для проведения акций по оказанию помощи и спасательных операций;
  • суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой;
  • пассажирские суда, когда они используются исключительно для перевозки гражданских лиц;
  • суда, выполняющие религиозные, научные невоенного характера или филантропические функции;
  • небольшие суда, предназначенные для прибрежного рыболовства и занятые местной прибрежной торговлей. Эти суда подчиняются указаниям командиров военно-морских подразделений воюющих сторон и подлежат досмотру;
  • суда, предназначенные по своей конструкции или приспособленные исключительно для ликвидации последствий загрязнения морской среды;
  • суда, сдавшиеся в плен;
  • спасательные плоты и шлюпки.

Указанные суда не подлежат нападению или захвату, если они:

  • добросовестно используются в их обычной мирной роли;
  • не совершают действий, указанных в статье 116;

· намеренно не препятствуют передвижению военных кораблей и подчиняются приказу об остановке и освобождении прохода, когда это требуется.

118. Судно, принадлежащее к любой категории, указанной в статье 117, в качестве крайней меры, может быть подвергнуто нападению, если:

  • изменить его курс невозможно;
  • не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;
  • оно совершает действия, дающие основания считать его военным объектом;
  • случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.

119. Военные госпитальные суда не могут быть подвергнуты нападению иди захвату и пользуются уважением и защитой при условии, что их названия и характеристики были сообщены сторонам, находящимся в конфликте, за 10 дней до их использования.

Госпитальные суда пользуются таким же покровительством, что и военные госпитальные суда, при условии соблюдения предписаний об уведомлении, предусмотренном в отношении последних, и должны иметь документ, удостоверяющий, что при их снаряжении и при их отправлении они находились под надзором властей, выдавших этот документ.

Медицинский и духовный персонал госпитальных судов, их команды не могут быть захвачены, независимо от того, имеются ли на борту раненые и больные.

Госпитальное судно может лишиться иммунитета только после того, как ему должным образом было сделано предупреждение с указанием достаточного времени, в течение которого судно должно устранить причину, по которой оно может лишиться иммунитета, и после того, как данное предупреждение было оставлено без внимания.

Если после надлежащего предупреждения госпитальное судно продолжает нарушать условие предоставления иммунитета, оно может быть подвергнуто захвату или иным мерам, необходимым для того, чтобы заставить его подчиниться.

120. Суда, перечисленные в статье 119, оказывают помощь и содействие раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение независимо от их принадлежности к конфликтующим сторонам. Во время и после боевых действии они действуют на свой страх и риск.

Гражданские суда, принявшие на борт потерпевших кораблекрушение, должны сообщить об этом всеми имеющимися средствами.

121. Стороны, находящиеся в конфликте, имеют право контроля и досмотра судов, указанных в статье 119. Они могут отказаться от их помощи, приказать им удалиться, предписать им определенное направление, осуществлять контроль над использованием их радиоаппаратуры и других средств связи и даже задержать их на срок, не превышающий 7 дней с момента их досмотра, если обстоятельства потребуют этого. По специальному соглашению на эти корабли могут быть помещены нейтральные наблюдатели, которые будут свидетельствовать об оказании помощи и содействия раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение.

122. Суда, указанные в статье 119, не лишаются защиты, предоставляемой международным гуманитарным правом, если:

  • экипажи этих судов и медицинский персонал вооружен для поддержания порядка, самообороны и защиты раненых и больных;
  • на борту находится оборудование, предназначенное исключительно для обеспечения плавания и связи;
  • на борту находится ручное оружие и боеприпасы, снятые с раненых, больных и потерпевших кораблекрушение;
  • судно перевозит снаряжение и персонал, предназначенный исключительно для выполнения санитарных функций, сверх обычно необходимого количества снаряжения.

123. Как только военный корабль (судно) противника ясно обозначил свою готовность сдаться спуском своего флага, подъемом белого флага, всплытием на поверхность (для подводных лодок), переходом команды на спасательные плавсредства, нанесение по нему ударов должно быть прекращено. Выход из боя и сдача военного воздушного судна может обозначаться его приводнением и переходом экипажа в спасательные средства. Личный состав захваченных или уничтоженных военных кораблей (судов) противника становится пленным.

124. Суда противника, как торговые, так и иные, а также грузы на их борту могут быть захвачены за пределами нейтральных вод. Захват торгового судна осуществляется путем взятия такого судна в качестве приза до судебного решения. Кроме того, его курс может быть принудительно изменен с тем, чтобы оно проследовало в соответствующий район или порт для завершения захвата. В качестве меры, альтернативной захвату, курс торгового судна может быть изменен с тем, чтобы оно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов является одним из главных вопросов международного гуманитарного права. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях называется Первой Женевской конвенцией и является важнейшим международно-правовым актом. Вторая Женевская конвенция касалась состава морских вооруженных сил. Третья Женевская конвенция затрагивала вопросы обращения с военнопленными, Четвертая Женевская конвенция содержит положения о защите гражданского населения во время войны. Все четыре документа были приняты 12 августа 1949 года. Кроме основных положений конвенций были изданы Дополнительные протоколы, касающиеся жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв войн (Протокол I и II).

В соответствии с этими документами жертвами международных вооруженных конфликтов являются:

  • военнопленные;
  • раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;
  • гражданское население.

Военнопленные

Согласно Третьей конвенции (Женева 12 августа 1949 г.) военнопленными являются лица, захваченные врагом, принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчению, добровольческим отрядам, движению сопротивления, воюющему на стороне, находящейся в конфликте.

Все формирования должны отвечать следующим условиям:

  • иметь ответственное лицо, отвечающее за формирование;
  • иметь, отличительный знак, видимый издали;
  • быть вооруженными;
  • жить по законам и обычаям войны.

К военнопленным могут быть отнесены регулярные вооруженные силы, которые подчиняются властям, не признаваемым государством, захватившим в плен войска. Лица, которые не входят в состав ВС, но следуют за ними: гражданские лица, входящие в авиаэкипажи, военкоры, бытовые службы, обслуживающие вооруженные силы, если у них имеется разрешение на сопровождение и соответствующие документы; члены морских экипажей торговых судов, капитаны, лоцманы, юнги, члены экипажей гражданской авиации с опознавательными знаками сторон конфликта; население территории, которая не является оккупированной, но при приближении врага взявшееся за оружие и начавшее бороться с вторгшимся неприятелем, успев сформироваться в регулярные войска.

Такое же обращение, как и с военнопленными, ждет представителей ВС оккупированной страны, если государство, которое является оккупантом, считает необходимой их интервенцию, даже после освобождения их во время военных действий, происходящих за пределами оккупированной территории.

Особенной является ситуация, когда эти лица пытались присоединиться к ВС противоборствующей стороны или не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

Медицинские службы и духовный персонал предназначены для оказания помощи военнопленным и не считаются находящимися в плену. Они имеют права, установленные Конвенцией. Держава-оккупант должна предоставить все возможности и условия для оказания мед. помощи и духовной помощи военнопленным.

Если лицо осуществляет шпионские действия в пользу противоположной стороны, оно не признается военнопленным, с ним обращаются как со шпионом. Если лицо обмундировано и носит форму своих ВС, при этом действует на территории противника , пытаясь собрать необходимые сведения, оно не считается занимающимся шпионской деятельностью.

Военнопленным не может быть и наемник.

Наемник – лицо, которое завербовано для принятия участия в вооруженном конфликте, непосредственно участвующее в военных действиях, преследуя личную выгоду.

Стороной, находящейся в конфликте, такая выгода наемнику обещана в виде материального вознаграждения в несколько раз превышающего вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав ВС данной стороны. Наемник не имеет гражданства воюющей стороны, не проживает на ее территории постоянно, не входит в личный состав ВС стороны конфликта. Наемник не является посланником государства не втянутого в конфликт и не выполняет по его поручению официальные обязанности.

В Женевской конвенции важным разделом является раздел, где речь идет об обращении с военнопленными. Об этом же говорится в Дополнительных протоколах. Военнопленные находятся во власти, захватившего их государства, правовой статус военнослужащего за ними остается в течение всего периода плена. Они могут носить свою форму, подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Государство, пленившее людей, должно обеспечить военнопленным надлежащие условия. Плен – это не форма наказания.

Военнопленные размещаются в лагерях, которые удалены от мест боевых действий. Они не могут быть посланы в боевые точки, их не используют в качестве прикрытия. Условия содержания военнопленных устанавливаются с учетом традиций, обычаев военнопленных, они не должны приносить вреда здоровью. Пленные могут писать и получать письма, разрешено и получение посылок. Лагерь для военнопленных возглавляет офицер воюющего государства, который отвечает за условия находящихся в нем.

Те пленные, кто не испытывает проблем со здоровьем, отправляются на работы. Для работы на опасных участках требуется их согласие.

Пленные подчиняются законам, которые действуют в государстве, захватившем их в плен. К военнопленным могут быть применены судебные меры или меры дисциплинарного характера за совершение противоправных действий. Военнопленные могут быть привлечены к ответственности за преступления, совершенные до взятия в плен.

Взятые в плен, освобождаются и подлежат репатриации после завершения боевых действий. Если в отношении пленного возбуждено уголовное дело, он может быть задержан до принятия решения судом или до отбытия им наказания.

МГП требует равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. С этой точки зрения международно-правовой защитой жертв войны обладают все лица без различия по расовым, половым, языковым, религиозным, политическим признакам. Защита предоставляется при любых обстоятельствах, независимо от характера вооруженного конфликта.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение лица

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение в соответствии с нормами МГП находятся под особой защитой. Посягательство на их жизнь, пытки, истязания, проведение мероприятий с целью опытов, взятие из их числа заложников, оставление в беспомощном состоянии, применение к ним актов насилия недопустимы. Воюющие стороны должны обеспечивать этим людям право на уважение их личности и чести.

Ранеными и больными могут быть как военнослужащие, так и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи вследствие полученной травмы, болезни, физического или психического расстройства или инвалидности и воздерживаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение – это лица, подвергшиеся опасности на море в результате несчастья, случившегося с ними или с судном, летательным средством передвижения над морем, воздерживающиеся от любых враждебных действий.

Лицами, потерпевшими кораблекрушение, они продолжают считаться во время спасательной операции до получения ими другого статуса при условии, что они продолжат воздерживаться от любых враждебных действий.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение независимо от стороны конфликта пользуются уважением и защитой в соответствии с положениями конвенции. Им должно быть гарантировано гуманное обращение, медицинская помощь и уход, предоставленные в кратчайшие сроки.

Если люди захвачены противоположной стороной, интернированы, задержаны, лишены свободы в результате вооруженного конфликта, их здоровью не должен быть нанесен ущерб. Запрещено в отношении указанных лиц проводить процедуры медицинского характера, которые не требуются им по состоянию здоровья или не соответствуют общепринятым мед. нормам. Запрещено:

  • наносить физические увечья;
  • проводить медицинские или научные эксперименты;
  • удалять ткани или органы для пересадки.

В исключительных случаях такие люди могут сдать кровь для переливания или кожу для пересадки при их согласии на эти процедуры. Процедура должна соответствовать терапевтическим целям, соответствовать общепризнанным медицинским нормам и быть направленной на благо донора и реципиента.

Гражданское население

Гражданское население не должно подвергаться нападениям со стороны противника. Запрещаются насильственные акты, угрозы насилия с целью запугивания, терроризирования мирного населения. Женщинам и детям предоставляется защита от посягательств непристойного характера.

Стороны конфликта должны оградить детей до 15 лет от участия в войне, не вербовать их в свои вооруженные силы. Если ребенок до 15 лет оказался в плену, он пользуется особой защитой.

Мирное население должно быть в достаточной мере обеспечено продовольствием, лекарствами, одеждой и другими вещами, необходимыми для того, чтобы выжить в военное время. Если всего этого недостаточно, проводятся гуманитарные операции по оказанию помощи. Такие операции не рассматриваются как вмешательство в конфликт или как акт недружественного характера. Приоритетными являются поставки для детей, беременных женщин, рожениц, кормящих матерей.

Если защита жертв войны носит внутренний характер, она координируется Дополнительным протоколом 1977 года. Нормы Протокола применимы к конфликтам, которые разгорелись на территории одного государства между ВС и организованными вооруженными группами, которые контролируют часть территории государства и осуществляют непрерывные военные действия.

Протокол не может быть применен, если создалась обстановка внутренней напряженности, которая выражается в беспорядках, актах насилия, так как эти проявления вооруженным конфликтом назвать нельзя.

Протокол не затрагивает суверенитет государства, не обязывает правительство всеми средствами восстанавливать государственный правопорядок, защищать единство нации или территориальную целостность. В то же время Протокол не может служить оправданием прямого или косвенного вмешательства в конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходят военные столкновения.

Протокол применяется без различия по расовым, половым, языковым, религиозным, политическим признакам.

Лица, которые не принимали участия в боевых действиях либо прекратили принимать участие в них, имеют право на уважение своей личности, чести, убеждений, религиозных обрядов. Они заслуживают гуманного обращения. При любых обстоятельствах запрещено отдавать приказ не оставлять никого в живых.

В отношении указанных лиц запрещено:

  • посягать на жизнь, здоровье, нарушать физическое и психическое состояние;
  • жестоко обращаться, применять пытки, наносить увечья, применять любые формы телесных наказаний;
  • применять коллективные наказания;
  • брать заложников;
  • совершать террористические акты;
  • унижать человеческое достоинство;
  • заниматься работорговлей во всех формах;
  • грабить, мародерствовать;
  • угрожать вышеописанными действиями.

Дети должны быть обеспечены заботой и помощью, получать образование и воспитание. Необходимо всеми возможными способами содействовать воссоединению семей.

Лица, которые находятся под арестом в связи с вооруженным конфликтом должны:

  • обеспечиваться продовольствием и питьевой водой;
  • иметь условия для сохранения здоровья;
  • быть защищенными от суровых климатических условий;

Лицам, лишенным свободы, разрешено получать помощь в индивидуальном и коллективном порядке, совершать религиозные обряды, получать духовную помощь. Они могут быть привлечены к работам восстановительного характера и другим видам работ. Разрешены отправка и получение писем, почтовых карточек, их количество устанавливают власти. Места содержания интернированных лиц должны находится вне зоны боевых действий.

1.2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

В то время как в Женевских Конвенциях 1949 года положения по данному вопросу можно найти в разных документах (так, раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил находятся под защитой Конвенций I и II, а раненые и больные гражданские лица - IV Kонвенции), часть II Протокола I объединяет их всех вместе под общим заголовком “Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение”. Термины “раненые” и “больные” означают лиц (как военнослужащих, так и гражданских), которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. В отношении всех раненых и больных, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, запрещаются следующие действия:

- всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

- медицинские или научные эксперименты;

- удаление тканей или органов для пересадки;

- посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное или унижающее обращение;

- осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий 2 .

Под “лицами, потерпевшими кораблекрушение” понимаются военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах (таких, как реки или озера) в результате несчастья, случившегося с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Из данного определения явствует, что “потерпевшее кораблекрушение” - это временное состояние лица. Оно завершается как только данное лицо оказывается высаженным на берег и тем самым приобретает иной статус, например, военнопленного, “раненого” или гражданского лица. Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Более того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении. При ведении боевых действий на мер то же самое относится к нейтральным торговым судам, яхтам и другим мелким судам, к капитанам которых стороны, находящиеся в конфликте, могут обратиться с просьбой принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и обеспечить им уход, а также подбирать погибших (ст. 21 II Конвенции). Кроме того, п. 1 ст. 33 Протокола I предусматривает, что каждая сторона, находящаяся в конфликте, как только позволят обстоятельства, и самое позднее, сразу после окончания активных военных действий, “разыскивает лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавших без вести”. Согласно ст. 19 II Конвенции стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все имеющиеся в их распоряжении данные, способствующие установлению личности раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки. Эта информация должна быть доведена до сведения Справочного бюро (организация которого предусмотрена ст. 122 III Конвенции) для передачи стороне противника, в частности, через посредничество Центрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста. Если информация не направляется через МККК и его Центральное Агентство, каждая сторона должна предоставить эти сведения Центральному справочному агентству, утвержденному в соответствии с III Конвенцией. Наконец, необходимо подчеркнуть, что раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, оказавшиеся на территории нейтрального государства, подлежат интернированию 1 , а попавшие во власть неприятеля считаются военнопленными, и к ним применяются соответствующие нормы международного права.

1.3. Гуманное обращение с военнопленными.

Выше мною было рассмотрено, какие категории лиц, попавших во власть противника, имеют право на статус военнопленного. Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе. Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

- их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

- требование гигиены и оказание медицинской помощи;

- религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т.д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными. Не пытаясь охватить все стороны, касающиеся защиты прав военнопленных, выделю лишь те из них, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными.

Первое. III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями, Державами-Покровительницами 1 , Международным Комитетом Красного Креста и перед всякой другой организацией, оказывающей им помощь. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и физическому благополучию. Эти лица не только осуществляют контроль над распределением помощи, но и делают все зависящее от них для того, чтобы помочь военнопленным при возникновении трудностей в отношениях с властями. Следует также подчеркнуть, что военнопленные имеют неограниченное право обращаться к представителям Державы-Покровительницы либо через свое доверенное лицо, либо непосредственно, если они считают это необходимым для того, чтобы обратить их внимание к тем моментам режима плена, в отношении которых у них имеются жалобы (ст. 78).

Второе. Конвенцией предусматривается, что военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы (ст. 82). Власти этой Державы могут применить судебные и дисциплинарные меры наказания в отношении военнопленного. Но при решении данного вопроса они должны проявлять максимальную снисходительность и по возможности прибегать к дисциплинарным мерам, а не к судебному преследованию. Так, например, в III Конвенции содержится несколько положений, касающихся побега и попыток к бегству. Общепризнанно, что данный поступок не противоречит мужества, чести и любви к отечеству военнослужащего, поэтому в случае неудавшегося побега к нему применяются только дисциплинарные меры (даже в случае рецидива). Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только начальником лагеря или офицером, назначенным им, и ни в коем случае не военнопленным. В статье 89 перечисляются виды дисциплинарных взысканий, но далее указывается, что они не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья военнопленных, и продолжительность одного наказания никогда не должна превышать 30 дней. Что касается мер наказания, назначенных судом, то военнопленного, в силу ст. 84, за исключением строго оговоренных случаев могут судить только военные суды. Важно заметить, что военнопленные пользуются покровительством данной Конвенции даже в случае осуждения. Запрещаются коллективные наказания за индивидуальные проступки, телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, и вообще какие бы то ни было виды пыток или проявления жестокости. По смыслу ст. 100 III Конвенции за совершение преступлений, карающихся смертной казнью в вооруженных силах держащей в плену Державы, военнопленному в принципе может быть вынесен смертный приговор. Однако в соответствии со ст. 76 и ст. 77 Дополнительного протокола I смертный приговор не должен выноситься беременным женщинам и матерям малолетних детей, зависящих от них, а также пленным, совершившим преступление в возрасте до 18 лет. Если такой приговор вынесен, он не приводится в исполнение. Кроме того, в ст. 107 III Конвенции предусмотрено, что Держава-Покровительница может вмешиваться в случае вынесения смертного приговора. Согласно ст. 101 смертный приговор может быть приведен в исполнение не ранее, чем через шесть месяцев со дня его вынесения. При судебном рассмотрении принципы обычного судопроизводства должны быть соблюдены, то есть военнопленному должны быть обеспечены основные гарантии, предусмотренные ст. 99 III Конвенции и ст. 75 Протокола I. Коротко говоря, суд должен выносить приговор, исходя из презумпции невиновности обвиняемого военнопленного. На всякий вынесенный ему приговор военнопленный имеет право подать апелляционную или кассационную жалобу и просить о пересмотре дела. Любое решение суда и приговор должны быть незамедлительно доведены до сведения Державы-Покровительницы.

Третье. Даже во время военных действий Конвенцией (в ст. 109) предусматривается непосредственная репатриация раненых и больных, чьи умственные и физические способности, по всей видимости, сильно снизились (неизлечимые, тяжелораненые и тяжелобольные, излечившиеся), и госпитализация в нейтральных странах определенных категорий больных и лиц с менее тяжелыми ранениями. В типовом соглашении по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых и больных военнопленных (Приложение I к III Конвенции) перечисляются многочисленные случаи, в которых можно применить этот принцип. Вопрос о том, какие военнопленные подлежат репатриации, призваны решать смешанные медицинские комиссии, назначенные с начала вооруженного конфликта (ст. 112). Однако, стороны конфликта должны отправлять тяжелораненых и больных военнопленных на родину, независимо от их числа и звания, только тогда, когда они будут в состоянии вынести транспортировку. Ни один из них не может быть репатриирован против своего желания во время военных действий. Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы “тотчас же по прекращении военных действий” (ст. 118 III Конвенции). Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее всегда имеют право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола I.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Состави.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Состави

1 слайд

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Составитель – учитель ОБЖ МБОУ сош №30 им. А.И. Колдунова г. Электроугли МО Сичевая В.А.

…Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которые

2 слайд

Определение международного гуманитарного права и сфера его применения На прот

3 слайд

Определение международного гуманитарного права и сфера его применения На протяжении длительного времени война была одной из наиболее распространенных форм регулирования отношений между государствами. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжелым потерям. Во всем м

4 слайд

Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжелым потерям. Во всем мире с незапамятных времен люди пытались уменьшить тяжкие последствия войн. Примером тому могут служить, например, законы Ману, древнеиндийский кодекс воина, который запрещал убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдается; кодекс Хаммурапи, где говорится о правах воинов, попавших в плен; или рыцарские правила, запрещавшие использование некоторых видов оружия. Иногда воюющие стороны заключали отдельные соглашения, защищающие мирное население.

Во второй половине XIX в. идея защиты человека от произвола военного времени

5 слайд

Во второй половине XIX в. идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь международного права – международное гуманитарное право, имеющее наднациональный характер. Основные положения этого права обязательны для выполнения всеми странами. Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право охватывает две области: Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях. Ограничивает средства и методы ведения войны.


6 слайд


7 слайд

Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения в

8 слайд

Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые: не позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях, и теми, кто принимает в них участие (например, гражданскими лицами и военными. Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооруженных сил и не принимающие участия в спонтанных массовых выступлениях); причиняют излишние повреждения или излишние страдания; наносят серьезный или долговременный ущерб природной среде.

Международное гуманитарное право различает две категории вооруженных конфлик

9 слайд

Международное гуманитарное право различает две категории вооруженных конфликтов – международные и немеждународные. Война между двумя или большим числом государств считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными вооруженными конфликтами (например, гражданские войны).

Основными документами международного гуманитарного права являются четыре Жен

10 слайд

Основными документами международного гуманитарного права являются четыре Женевских конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Основные документы международного гуманитарного права Женевская конвенция об

11 слайд

Основные документы международного гуманитарного права Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение Когда в 1854 г

12 слайд

Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение Когда в 1854 году началась Крымская война, во франко-британских экспедиционных войсках не было медицинской службы. Из 300 тыс. человек, которые насчитывала эта армия, 83 тыс. умерло от болезней, страдая в невообразимых условиях беспорядка.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права все раненые, бол

13 слайд

В соответствии с нормами международного гуманитарного права все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, имеют право на уважение и защиту. С ними должны обращаться гуманно. Их нельзя оставлять на произвол судьбы, даже если они принадлежат к стороне противника. Между ранеными и больными не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Воюющие стороны могут заключать соглашения о перемирии или о прекращении огн

14 слайд

Воюющие стороны могут заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Каждая сторона обязана разыскивать и регистрировать все имеющиеся в наличии данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших, попавших в их руки, как со своей, так и с неприятельской стороны.

Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооруженного конфл

15 слайд

Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооруженного конфликта 1. Разыскать, подобрать, оградить от плохого обращения 2. Оказать первую медицинскую помощь 3. Транспортировать в безопасное место, обеспечить медицинскую помощь и уход

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и бо

16 слайд

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и больных из состава действующей армии Подбирайте их. Помогайте им. Передавайте их своему командиру или ближайшему медицинскому посту. Относитесь с уважением к медицинскому персоналу, медицинским запасам и снаряжению.

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, бол

17 слайд

Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море 1. Возьмите под свою защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение (в том числе экипажи самолетов). 2. Разыскивайте и подбирайте их после каждого боя. 3. Возьмите под защиту гражданские плавсредства, занимающиеся спасением раненых и потерпевших кораблекрушение. 4. Относитесь с уважением к госпитальным судам и медицинским летательным аппаратам с эмблемой Красного Креста или Красного Полумесяца.

Умершие должны быть погребены с честью. Если возможно, их надо похоронить со

18 слайд

Умершие должны быть погребены с честью. Если возможно, их надо похоронить согласно обрядам религии, к которой они принадлежат. К их могилам нужно относиться с уважением, содержать надлежащим образом, чтобы их всегда можно было разыскать.

Вопрос В чем заключается правовая защита раненых, больных и потерпевших кораб

19 слайд

Вопрос В чем заключается правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: