Наличие легальной оппозиции это признак какого государства

Обновлено: 25.06.2024


В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z — парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент избирается законодательным собранием.
2) Правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание.
3) Полномочия президента ограничены законом.
4) Правительство ответственно перед законодательным собранием.
5) Главой государства является президент.
6) Законодательное собрание разрабатывает и принимает законы.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Республика — форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти являются выборными и сменяемыми
Также нужно знать признаки парламентской республики:
— президент избирается парламентом, его полномочия номинальны (представительские полномочия),
— правительство формируется парламентом и несет ответственность перед парламентом
— президент имеет право роспуска парламента
1) верно, это признак парламентской республики.
2) верно.
3) нет, это признак республики в целом.
4) верно
5) неверно, полномочия президента в парламентской республике номинальны.
6) неверно, это может быть характерно для любой формы власти.


Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что государство Z — монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Глава государства получает власть по наследству.
2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно.
3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.
4) Государство состоит из нескольких административных единиц.
5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.
6) Законы принимает избранный населением парламент.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Также нужно знать определение монархии:
Монархия — форма правления, при которой государственная власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, присягу приносит президент при вступлении на должность; при монархической форме правления происходит церемония коронации монарха.
4) неверно, это говорит о том, что государство Z по форме государственно-территориального устройства— федерация, нам же нужно указать признаки монархии.
5) неверно.
6) неверно.


Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью. Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монархия
2) республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) тоталитарное государство
6) унитарное государство


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) неверно, в задании читаем: “Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента” — это признак республиканской формы правления.
2) верно.
3) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью” — это признак федерации.
4) верно, в задании читаем: “В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом” — это признак демократии.
5) неверно, мы уже установили, что государство Z — демократическое государство.
6) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью”, значит, государство Z — федерация.


Глава государства Z получает власть по наследству. Государство Z включает несколько территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В стране существует многопартийная система, оппозиция действует на легальных основаниях. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) демократическое
2) республиканское
3) тоталитарное
4) монархическое
5) унитарное
6) федеративное


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) верно, в задании читаем: “В стране существует многопартийная система, оппозиция действует на легальных основаниях” — это признак демократии.
2) неверно, в задании читаем: “Глава государства Z получает власть по наследству”, значит это монархия, а не республика.
3) неверно, мы уже установили, что государство Z демократическое.
4) верно
5) верно, в задании читаем: “Государство Z включает несколько территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью” — это признак унитарного государства.
6) неверно, мы уже установили, что Z — унитарное государство.


Z — федеративная демократическая республика. Найдите в приведённом ниже списке характеристики типа политического (государственного) режима Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) все граждане обладают всей полнотой прав и свобод
2) развиты институты гражданского общества
3) проходят выборы главы государства
4) государство Z включает в себя 20 областей
5) области обладают определённой политической самостоятельностью
6) реализуется принцип разделения властей


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Из текста задания мы понимаем, что государство Z по политическому режиму — демократия, значит, из вариантов ответа нужно выбрать признаки демократии.
Признаки демократии:
— большой объем прав и свобод, закон защищает человека, его права и свободы (правовое государство)
— разделение властей
— политический плюрализм и многопартийность
— наличие политической оппозиции
— свобода СМИ, гласность
— многообразие форм собственности, смешанная или рыночная экономика
— принцип “разрешено все, что не запрещено законом”.
1) верно, это признак демократии.
2) верно.
3) неверно, выборы могут проходить и при недемократическом режиме, но они не будут обладать рядом признаков демократических выборов: не будут, например, равными, прямыми, состязательными или тайными.
4) верно.
5) неверно, это характеризует государство Z по форме государственно-территориального устройства.
6) верно.


В государстве Z регулярно проходят выборы в законодательное собрание. Какие факты позволят сделать вывод о том, что в государстве Z установился недемократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законодательное собрание принимает законы.
2) Конституция закрепляет руководящую роль одной партии.
3) Осуществляется прямое регулирование государством всех сфер общественной жизни.
4) Главой государства является президент.
5) Президент избирается законодательным собранием.
6) Осуществляется административный контроль над отправлением правосудия.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Из текста задания мы понимаем, что государство Z по политическому режиму — тоталитарное или авторитарное государство, значит, из вариантов ответа нужно выбрать признаки недемократического режима.
Недемократические режимы :
Авторитаризм (авторитарный режим)
— власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц
— контроль государства над политической сферой
— опора на силу (армию)
Тоталитаризм (тоталитарный режим)
— полный (тотальный) контроль всех сфер жизни общества государством
— плановая экономика
— единая, общеобязательная идеология
— господство одной партии
— запрет оппозиции
— цензура в СМИ
— террор, полицейское государство
1) неверно, это может быть характеристикой любого режима.
2) верно, для недемократических режимов характерно господство одной партии и отсутствие оппозиции.
3) верно.
4) неверно, по этой характеристике мы не можем судить о режиме в государстве Z.
5) неверно.
6) верно, судебная система при недемократическом режиме подконтрольна государству.


В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) федеративное государство
2) демократическое государство
3) абсолютная монархия
4) конституционная монархия
5) президентская республика
6) унитарное государство


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций”, это говорит о том, что государство Z — федерация.
2) верно, в задании читаем: “Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества”.
3) неверно, в задании читаем: “всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть”, это значит, что государство Z — президентская республика.
4) неверно.
5) верно.
6) неверно, мы уже установили, что государство Z — федерация.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

вернакулятор, обструкция, противодействие, противопоставление, противостояние, сопротивление, фронда, фрондерство

Смотреть что такое ОППОЗИЦИЯ в других словарях:

ОППОЗИЦИЯ

(от лат. Oppositio — противопоставление). — Слово О. обозначает, во-первых, противодействие, борьбу против какой-либо господствующей силы; во-вторых, т. смотреть

ОППОЗИЦИЯ

ОППОЗИЦИЯ, -и, ж. 1. Противодействие, сопротивление (книжн.). О.чьей-н. политике. Быть в оппозиции кому-чему-н. (будучи несогласным счьими-н. взглядами и действиями, противодействовать им). 2. Группа лицвнутри какого-н. общества, организации, партии, ведущая политикупротиводействия, сопротивления большинству. Парламентская о. Внутрипартийнаяо. 3. Противопоставление, противопостав-ленность (спец.). О. грамматическихкатегорий. II прил. оппозиционный, -ая, -ое. Оппозиционная партия. смотреть

ОППОЗИЦИЯ

оппозиция 1. ж. 1) Противопоставление чьим-л. действиям, взглядам своих взглядов, своей политики. 2) Группа лиц внутри какого-л. общества, коллектива, какой-л. организации, ведущая политику противодействия, сопротивления большинству. 2. ж. Положение планеты в точке неба, противоположной Солнцу; противостояние (в астрономии). 3. ж. Положение королей в шахматной игре, когда они стоят один против другого, разделенные одним полем шахматной доски.

ОППОЗИЦИЯ

оппозиция ж.opposition быть в оппозиции (дт.) — be opposed (to), be in opposition (to) парламентская оппозиция — the Opposition

ОППОЗИЦИЯ

оппозиция См. сопротивление. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. оппозиция фрондерство, противопоставление, обструкция, противостояние, фронда, сопротивление, противодействие Словарь русских синонимов. оппозиция фронда, фрондёрство (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. оппозиция сущ., кол-во синонимов: 8 • вернакулятор (2) • обструкция (7) • противодействие (18) • противопоставление (10) • противостояние (6) • сопротивление (20) • фронда (3) • фрондерство (6) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: вернакулятор, обструкция, противодействие, противопоставление, противостояние, сопротивление, фронда, фрондерство. смотреть

ОППОЗИЦИЯ

ОППОЗИЦИЯ в лингвистике, одно из осн. понятий структурно-функциональной концепции (см. Структурная лингвистика), рассматривающей язык как систему вз. смотреть

ОППОЗИЦИЯ

ОППОЗИЦИЯ (от лат. oppositio - противопоставление), 1) противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики к.-л. др. по. смотреть

ОППОЗИЦИЯ

ОППОЗИЦИЯ в астрономии, то же, что противостояние; см. Конфигурации в астрономии.

ОППОЗИЦИЯ

Оппозиция (от лат. Oppositio — противопоставление). — Слово О. обозначает, во-первых, противодействие, борьбу против какой-либо господствующей силы; во-вторых, ту группу или те группы людей, которые ведут эту борьбу. Объектом О. могут быть господствующие в обществе религиозные, философские, политические, литературные и всякие другие идеи; нередко говорят также об О. в акционерных и др. обществах. Всего чаще слово О. употребляется как термин государственного права. Во всяком государстве существуют элементы, недовольные господствующим направлением правительственной деятельности; эти элементы составляют О. правительству. В государствах деспотических О. не допускается; всякое ее проявление преследуется более или менее суровыми карами, и она выражается лишь в скрытом недовольстве в более или менее систематическом, обыкновенно пассивном противодействии распоряжениям правительства, иногда в бунтах. Явлениям этого рода иногда отказывают в наименовании О., но его применяет к ним Гастон Буасье, в изв. книге: "L‘opposition sous les C ésa rs" (русск. перевод, СПб. 1896). В современных конституционных государствах конституции отмежовывают О. известную область, в пределах которой она может действовать свободно, даже под охраной государственных властей; ей предоставлено право свободной критики правительственных мероприятий в печати, в представительных собраниях, на народных митингах и т. д., но вместе с тем всякое неисполнение требований закона, всякое противодействие правительству, выходящее за указанные законом пределы, даже призыв или подстрекательство к нему преследуются и подвергаются каре. Легализированная таким образом О. приняла совершенно новые формы. Центром ее деятельности являются теперь, во-первых, парламенты, во-вторых — печать. Все члены парламента, противодействующие политике министерства, являются О. в наичаще употребительном ныне смысле этого слова; вся периодическая печать, более или менее враждебно критикующая деятельность правительства, называется оппозиционноq печатью. По распространенному ныне в западноевропейских государствах убеждению, такого рода О. в общем не только не вредна, но является необходимым условием мирного, здорового прогресса, хотя конечно иногда может тормозить самые благие начинания, дискредитировать наиболее прогрессивные или благонамеренные правительства. Тем не менее, в большинстве случаев партии, стоящие у власти, крайне враждебно смотрят на наличную О. и иногда даже нарушают конституцию, чтобы ослабить еe: в новейшей истории Европы нередки судебные и административные преследования органов печати или политических оппозиционных деятелей по совершенно недостаточным (с точки зрения существующего закона) и не всегда даже фактически верным основаниям (громкие процессы такого рода: гр. Арнима в Германии, ген. Буланже во Франции, Омладины в Австрии и т. д.). К этой же категории явлений можно отнести некоторые случаи отмены Habeas Corpus Act‘a в Ирландии. Вообще положение О. весьма разнообразно в различных государствах: в одних (Германия) она только терпится, и то неохотно; в других к ней относятся с большим уважением (Франция); наконец, в Англии, и только в ней одной, О. сделалась необходимым институтом госуд. права. Там она призвана к постоянному участию в делах управления: посредством запросов правительству, участия в обсуждении ответного адреса на тронную речь и т. п. она дает правительству возможность действовать в пределах закона, и правительство было бы поставлено в весьма неудобное положение, если бы на выборах в палату общин прошли исключительно его сторонники и оно осталось бы в палате без О. Поэтому в Англии говорят не только о "правительстве Ее Величества", но, с тем же основанием, и об "О. Ее Величества" (термин этот редко употребляется в других странах; в Германии социал-демократы иногда насмешливо говорят о "всеподданнейшей О. его величества", желая обозначить этим умеренный характер оппозиции свободомыслящих). В частности положение и характер О. значительно различаются в зависимости от того, является ли государственный строй представительным или парламентарным. В государствах представительных (напр. в Германии) О. не надеется сделаться правительством; вследствие этого ее деятельность приобретает характер более принципиальный, более радикальный, но вместе с тем более отвлеченный и менее практический. Напротив того, в государствах парламентарных (наиболее типическим образцом которых является Англия), О. имеет право выражать недоверие министерству; если на ее стороне окажется большинство, министерство обязано выходить в отставку, и глава государства (король или президент республики) обращается к признанному вождю О. с предложением сформировать новое; таким образом, вчерашняя О. становится правительством, вчерашнее правительство делается О., или, как обыкновенно говорят, переходит в О. Естественно, что в таких государствах борьба между правительством и О. принимает более практический, деловой, иногда мелочной характер. О. пользуется всяким поводом, чтобы свергнуть правительство — но вместе с тем, опасаясь ответственности, которая на нее ляжет, когда она сделается правительством, она обыкновенно опасается давать слишком большие обещания. В одних государствах О. состоит обыкновенно из одной, двух или вообще весьма немногих партий; так, в Англии в течение почти всего XIX в. выдающееся значение имели две партии — консервативная и либеральная, поочередно бывавшие О.; только в последние два десятилетия рядом с ними стала играть крупную роль ирландская партия, обыкновенно являющаяся О. всем, как либеральным, так и консервативным правительствам. Напротив того, во Франции и в Германии О. состоит из разнообразных, даже диаметрально противоположных по воззрениям партий; при этом во Франции, как в стране парламентарной, эти партии заключают между собой коалиции для низвержения правительства, что в Германии оказывается невозможным. В О. чаще всего бывают партии либеральные, радикальные и социалистические, но нередко также партии консервативные и реакционные; так, во Франции монархисты находятся в О. наряду с радикалами и социалистами. — О. существует не только в парламентах, но и в думах, графских советах, провинциальных сеймах и других органах местного самоуправления. В. В—в.

ОППОЗИЦИЯ

- идеологическое, политическое, социальное движение, направленное на разрешение назревших проблем путем смещения ранее сложившегося консенсуса поддерживаемого правящей элитой. О. добивается этого разными путями, методами - от насильственного исключения из консенсуса различных групп (богачей, некоторых этнических групп и т. д.) до провозглашения идеалов диалога и плюрализма. Сами эти движения себя О. могут не считать, так как надеются словом воздействовать на существующую власть, приобщая ее к своим идеалам. Основная проблема О. - найти такой консенсус, нравственный Идеал, воплощение которых не попало бы под запрет социокультурного закона, не было бы утопическим, не вызвало бы массового роста дискомфортного состояния, взрыва антимедиации, схлопывания общества. Наиболее серьезная опасность, стоящая перед любой О. - абсолютизация исторически сложившихся потребностей общества, той или иной группы, точнее своих представлений об этих потребностях, исключающих их критическую переоценку, а также следование исторически сложившемуся монологу в любой его форме, приверженность фетишизму, основным заблуждениям. Формирование концепции О. всегда происходит по социокультурной логике между полюсами дуальной оппозиции, прежде всего: племенной идеал - либеральный; дуальной оппозиции: локальный догосударственный идеал - идеал ответственной государственной личности, а также дуальной оппозиции: антимедиация - максимально продвинутая медиация. Любая О. находит свое местоположение, свой фокус в этих дуальных оппозициях, пытаясь предложить свой вариант преодоления противоречий между соответствующими полюсами. Раскол, существующий в обществе, самобытность накладывают отпечаток на О., существующую в стране, делая ее подчас мало похожей на О. в других странах. 1. Существование раскола определяет, что любое решение, затрагивающее общество в целом, носит хромающий, пульсирующий характер, постоянно движется от одной крайности к другой. Это означает, что О. постоянно тяготеют к крайностям, и тем самым делают крайне слабым центр как базу деятельности О. К центру тяготеет высшая власть, хотя и достаточно часто в постоянной борьбе крайностей переходит с одной стороны на другую. Господство крайностей приводит к тому, что утверждение сопровождается отрицанием, отрицание - утверждением. Поэтому господствующим в обществе может быть лишь гибридный идеал, т. е. несущий в себе взаимоисключающие принципы. Следовательно, опасность для любой О. заключается в последовательности ее собственной программы. Любая последовательность делает ее неспособной решать медиационную задачу, управлять обществом, которое, как необъезженная лошадь, постоянно совершает головокружительные повороты. Инверсионные колебания разрушают любую последовательную программу. 2. О., даже если речь идет о локальных, но необычных требованиях или выдвинутых необычным образом, в конечном итоге имеет глобальный, т. е. затрагивающий общество в целом, весь существующий порядок характер. Например, локальная забастовка, которая в других странах подлежит компетенции предпринимателя, руководителей соответствующей фирмы, здесь в конечном итоге обращается к высшему руководству, превращается в общегосударственную проблему. Удовлетворение более или менее существенных требований даже небольшой группы бастующих требует изменения установившегося порядка принятия решений, кривой дефицита, возможно, в общегосударственном масштабе. 3. О. прежде всего апеллирует к справедливости, т. е. носит в своей основе нравственный характер. Однако при этом не обращается должного внимания, что в стране существуют по крайней мере две несовместимых и пожирающих друг друга справедливости, что само содержание нравственности, нравственного идеала - всегда открытая проблема. 4. О. всегда противопоставляют одну форму фетишизма другой и поэтому не поднимутся до уровня овладения реальным общественным процессом, до реальной способности обеспечить новый прочный консенсус. Исключение составляют лишь сторонники либерально-почвенного идеала, которых, впрочем, мало и их трудно назвать О. 5. Слабость всех О. заключается в том, что они постоянно впадают в основное заблуждение интеллигенции, т. е. считают, что проблемы по сути сводятся к засилью бюрократии, рассматривают ее как зло различного вида - от воплощения мирового зла до оценки управляющих как корыстных бездельников и невежд. О. в связи с этим сводит свои задачи к избавлению от бюрократии, чтобы передать власть народу или вообще обойтись без власти. При этом предполагается, что освобожденные народные таланты сами собой воплотят все высшие идеалы. Для всех О. характерна некритическое отношение к народу, тенденции к народничеству и популизму. 6. Важная особенность О. заключается в том, что она имеет дело с народом, который в конечном итоге находится под сильным влиянием основного заблуждения массового сознания, идущего из времен тотемизма, т. е. во власти веры во всемогущество начальства. Это сводит оппозиционность к тому, что в условиях кризиса возникает стремление заменить это начальство на другое, так как это начальство "совсем никуда". Народ мало склонен к рефлексии, к осознанию необходимости качественной переоценки форм и ценностей собственной жизни, своего менталитета. 7. Все О. движения игнорируют раскол как некоторый глобальный фактор, видимо, потому, что не знают, что с ним делать, т. е. "ищут не там, где потеряли, а там, где светло". 8. Раскол постоянно создает опасность сползания О. на позиции массового сознания, тяготеющего к локализму и разным вариантам вечевого нравственного идеала, что грозит О. потерей собственной культурной основы. 9. Важной особенностью всех О. является прожективность, абстрактность программ, слабая способность их конкретизации, т. е. перевода на язык непосредственных далеких от утопизма программ воспроизводственной деятельности реальных групп, что отражает общее низкое состояние знаний об обществе, способности объяснения, понимания социальных процессов. О. распадаются на две группы, где абстрактность носит противоположный характер: либеральная - племенная. Для первой характерна абстрактность, ориентация на идеал либеральной цивилизации, на прогресс, без ясного представления о путях перехода к ней. Либерализм в разных формах дает язык и лозунги всем иным движениям. Для второй характерна абстрактность отрыва от реальности современного мира от реальной почвы, ее идеализация как доутилитарной. Между тем почва уже давно изменила свой социальный характер, т. е. переместилась в город, вступила в возрастающих масштабах на путь утилитаризма, хотя и сохранила парадоксальным образом многие древние ценности. Этноцентризм тяготеет к ценностям массового сознания в их архаичных формах, достаточно часто в сочетании со стремлением к антимедиации, к национализму, что несет в себе серьезный потенциал опаснейших конфликтов. Для этого направления характерно господство эмоционального отношения к явления. Это толкает к пренебрежению реальным диалогом с оппонентами, к злоупотреблениям оскорбительными "разоблачениями", склонностью к скандалам, что приобретает подчас ритуальный характер. Ирония истории заключается в том, что это движение, имеющее шансы в кризисной ситуации на увеличение своего влияния, характеризуется максимальной социальной беспочвенностью, слабой связью с социальными отношениями, реальными структурами, манихейством в самых архаичных формах. Дуальная оппозиция либерализма и этноцентристских движений является одновременно борьбой между гражданским обществом, основанным на праве, плюрализме и т. д., и синкретическим государством в его различных вариантах. Реальной О., которая могла бы претендовать на господство в условиях раскола, может быть та, что способна преодолеть обе взаимоисключающие формы абстрактности. Этого можно достичь сегодня на основе гибридного идеала. Общество, не сознавая этого, ищет новую его форму, которая могла бы заменить исчерпавший себя гибридный идеал псевдосинкретизма. Теоретически существует еще одна возможность - углубление почвенного и либеральных идеалов, их взаимопроникновение, т. е. формирование либерально-почвенного идеала. Однако современное культурное состояние общества оставляет мало надежды, что подобное движение выйдет за рfмки ограниченной группы, т. е. сумеет на государственном уровне решить медиационную задачу. Общая оценка состояния О. в стране крайне затрудняется, во-первых, слабым авторитетом партий как таковых. Они, как и люди, за них голосующие, действуют скорее "против", чем "за". В стране, раздираемой локализмом, господством сменяющих друг друга массовых притч, весьма проблематична возможность формирования массовых устойчивых партий. "Наше общество есть лишь рассыпанная храмина безо всякого определенного строения и организации, а потому и никаких определенных частей или партий здесь быть не может" (Соловьев В. С. Философская публицистика. М., 1989. Т. 1. С. 399). Однако это не исключает возможности сплочения людей вокруг харизматической личности. Во-вторых, люди объединяются на основе эмоционально окрашенных слов, а не реальных программ, которые могут претендовать на реализацию. В-третьих, разнообразие групп, претендующих на то, чтобы именоваться партией, не отменяет того, что все они постоянно охватываются сходными массовыми настроениями, которые могут меняться на противоположные. В-четвертых, сама дифференциация партий и их сторонников между собой носит неглубокий, случайный, а следовательно, непрочный характер. Здесь действует принцип "все во всем", что делает неустойчивыми любые группы, претендующие на то, чтобы быть партией. смотреть

ОППОЗИЦИЯ

ОППОЗИЦИЯ и, ж. opposition f. <лат. oppositio противопоставление, возражение. 1. Первоначально об английских реалиях. Противодействие существующему. смотреть

Неизвестный

Что такое оппозиция?

Оппозиция – это обобщающее название политических сил и движений, деятельность которых состоит в противостоянии правящей партии или другой политической силе, контролирующей власть в стране, регионе или городе. Оппозиционная деятельность подразумевает два основных направления:

  • борьба за власть (то есть, стремление стать господствующей политической силой);
  • попытки влиять на политические решения действующей власти.

Эти направления не исключают друг друга. И всё же часто бывает так, что представители оппозиции не стремятся получить власть, а лишь хотят повлиять на курс действующей власти, поскольку считают его ошибочным.

Статус оппозиции сильно зависит от действующего в стране политического режима. Возможны три основных варианта:

Примеры и виды оппозиции

Различные оппозиционные силы отличаются друг от друга разными особенностями, но наиболее важными являются три из них: системность, доступ к власти и способ работы с электоратом. Эти особенности тесно связаны между собой, и всё же стоит рассмотреть каждую из них отдельно.

1. Системность

Оппозиция может быть включена в политическую систему. В таком случае она называется системной. К примеру, в США традиционно двумя наиболее мощными политическими силами являются Демократическая и Республиканская партии. Как правило, одна из них имеет решающее количество голосов, вторая же в таком случае может считаться системной оппозицией.

2. Представленность во власти

Оппозиционные силы могут быть представлены во власти. Это позволяет им влиять на политические процессы, высказываться от имени своего электората, обращать общественное внимание на проблемы. Для политического режима их ценность заключается в том, что они аккумулируют протестные голоса и создают видимость, что реальная оппозиция представлена во власти.

3. Работа с электоратом (электорат — это круг сторонников, приверженцев)

Электоральная классификация подразумевает разделение всех видов оппозиции на три группы:

  • системная – оппозиция, представленная во власти (в частности, партии, которые сумели преодолеть электоральный барьер);
  • внесистемная – оппозиция, не представленная во власти, но имеющая возможность влиять на электорат через СМИ и другие каналы;
  • маргинальная – оппозиция, находящаяся за гранью признания (как правило, из-за националистических или иных радикальных взглядов).

Одним из основных инструментов оппозиции при работе с электоратом является популизм. При этом системная оппозиция обычно сосредотачивается на социальных проблемах, внесистемная – на политических и экономических, а маргинальная использует методы правого популизма.

Функции оппозиции

В различных политических режимах оппозиция выполняет разные функции, и всё же в качестве основных можно назвать следующие:

Важнейшая задача оппозиции – борьба с монополизацией власти. Если власть концентрируется в руках одной политической силы, это ведёт к негативным последствиям во всех сферах жизни общества. Оппозиция старается не допустить такой ситуации, призывая общество обсуждать и критиковать недостатки текущего политического курса.

Методы борьбы оппозиции за власть

Все методы, которые использует оппозиция для продвижения своих взглядов и участия в борьбе за власть, можно разделить на три группы:

  • Политические. Это, прежде всего, критика деятельности органов власти, проведение избирательных кампаний, популяризация своих политических программ. В зависимости от устройства политической системы, в эту группу можно включить также импичмент и роспуск парламента.
  • Ненасильственный протест. В эту группу входят митинги, шествия, забастовки, перекрытие дорог и прочие акции, привлекающие внимание, но отрицающие насилие. Самым известным примером является ненасильственное движение за освобождение Индии, одним из основоположников которого был Махатма Ганди.
  • Насильственный протест. В некоторых случаях оппозиция переходит к насильственным методам борьбы, таким как партизанская война, вооружённые перевороты и террористические акты. К этой группе можно отнести большинство революций.

Происхождение и сущность оппозиции

Как политическое явление оппозиция возникла ещё в античные времена. Уже тогда сформировалось два основных направления в изучении и оценке этого явления. Первое направление заключается в том, что оппозиция считается явлением, возникающим из-за недовольства населения деятельностью правящих сил. То есть, подразумевается, что власть допускает серьёзные ошибки или проводит несправедливую политику, и именно этим обусловлено наличие оппозиции.

В рамках этого направления оппозиция рассматривается как временное явление, естественная реакция на недостатки системы. Но она не воспринимается как политический институт, который должен существовать независимо от политики действующей власти. И когда все проблемы будут решены, то и оппозиция исчезнет, поскольку в ней больше не будет необходимости. Таких взглядов придерживались, в частности, древнегреческие философы Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).

В рамках второго направления оппозиция рассматривается как естественный и легитимный политический институт, часть политической системы государства. Известными сторонниками такого подхода были английский философ Джон Локк (1632-1704) и его французский коллега Шарль Монтескье (1689-1755). Этот подход заключается в признании важности оппозиции для любой политической системы. Именно он сегодня является общепринятым во всём мире.


Понятие государства

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основные признаки:

Территориальная организация государственной власти

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Наличие публичной власти

Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

Суверенитет

Суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, и организациями. Внутренний суверенитет государства существует в двух основных формах: экономической и политической. Экономический суверенитет: своя национальная валюта,таможенная служба, система сбора налогов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности. Политический суверенитет: государственные границы, органы государственной власти и управления, карательные органы, органы правосудия, армия.

Вольтер

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Создание законов


Монопольное право на издание правовых актов, обязательных для всех граждан и лиц находящихся в данном государстве на данный момент.

Право на легальное насилие

для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.;

Сбор налогов

Достоевский Ф. М.

Изначально государство возникло, дабы собирать дань с подданных, которых оно было вынуждено защищать с единственной целью: чтобы не потерять этот источник дохода. Со временем дань переименовали в налог, но отношение государства к обналоженным, не изменилось.

необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономиче

Дополнительные признаки

Наличие собственной государственной символики

Государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава т.д.)

Гражданство

Обладание определенными материальными средствами

Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.

Международное признание

Непризнанные государства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания.

Непризнанные государства возникшие после распада СССР:

Преднестровская Молдавская Республика
Нагорно-Карабахская Республика
Непризнанные государства возникшие на территории государства Сомали:

Сомалиленд
Пунтленд
Джубаленд
Галмудуг
Химан и Хеб
Авдаленд
Азания

Непризнанные государства возникшие на территории государства Мальта:
Государство Ва
Государство Шан
Частично признанные государства:

Абхазия
Южная Осетия
Китайская Республика
Турецкая Республика Северного Кипра
Сахарская Арабская Демократическая Республика

Собственная национальная валюта

Государства использующие чужую национальную валюту:
Использующие Доллар США:

Эквадор
Сальвадор
Маршалловы Острова
Микронезия
Палау
Панама
Зимбабе
Восточный ТиморИспользующие Евро:

Республика Косово
Черногория
Сан-МариноИспользующие Австралийский Доллар:

Читайте также: