В чем состоит общечеловеческая ценность права

Обновлено: 30.06.2024

Понятие и содержание основных прав человека, их нормативно-правовое регулирование и значение в современном обществе, принципиальные аспекты теории и история развития. Сущность и взаимосвязь демократии и правового государства, общие принципы и функции.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2012
Размер файла 15,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Я считаю, что величайшей ценностью человека являются его права. Человек рожден быть свободным, его жизнь коротка, но каждый должен понимать свое предназначение и место в жизни. Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает, а ее официальным представителем выступает власть.

Права человека как общечеловеческая ценность

Чрезвычайная распространенность и популярность этой категории неминуемо должна была вызвать и на деле вызвала ее многообразные метаморфозы. Такова судьба всех популярных идей. И по большому счету, не вина этих идей, что люди по-своему начинают их понимать или ими пользоваться. Это именно то, что произошло с категорией прав человека, которая по причине своей популярности приобрела множество редакций и версий, зачастую существенно отклонившихся от первоначальных идей, закладывавшихся в ее основу.

Христианство внесло еще одну существенную новизну в античное представление о человеке. Именно, оно выделило из безликой человеческой массы отдельного человека и показало ценность человеческого индивидуума. Таким образом, благодаря христианству отдельно взятый человек занимает центральное место в антропологических воззрениях.

Итак, такие принципиальные аспекты теории прав человека как ценность индивидуального человеческого бытия, свобода совести и право на собственные убеждения, не только не были подавлены христианством, но стали само собой разумеющимися ценностями именно благодаря христианству. Безусловно, было бы непозволительным упрощением утверждать, что эти ценности возникли только благодаря христианству - их отдельные элементы мы находим и в античном мире. Однако христианство усилило то, что античная философия и право лишь намечали.

Хочу сделать утверждение, что та интуиция, которая лежит в основе современных теорий прав человека, имеет христианское происхождение, зачастую не замечаемое ни ярыми сторонниками, ни не менее ярыми противниками этих теорий.

В наше время права человека стали использоваться не только как средство выяснения отношений на идеологической почве, но и как камень раздора в политическом противостоянии. Одна страна делает из прав человека политический лозунг и использует его для распространения и упрочения своего влияния в мире, а другая страна или страны, пытаясь противостоять этому влиянию, начинают нападки на права человека, чуть ли не отвергая их как элемент чуждой цивилизационной модели. В результате одни превращают права человека в фетиш, а другие - в исчадие ада.

Однако права человека - это не фетиш и не исчадие ада, против которого следует бороться. Мы как христианские богословы должны избежать опасности встать на позиции одной из сторон существующего политического противостояния, заложником которого оказались права человека.

Мы, на мой взгляд, не можем выступать апологетами той интерпретации прав человека, которая используется для навязывания различным странам той или иной формы общественно-политического устройства. Это было бы ошибкой хотя бы потому, что сами по себе права человека здесь уже в значительной степени теряют свой смысл, превращаясь лишь в инструмент для достижения иных целей.

С другой стороны, мы не можем и отвергать права человека или по крайней мере недооценивать их лишь на том основании, что кто-то ими злоупотребляет для достижения собственных политических целей. Особенно опасно это делать там, где исторически существовали тенденции недооценивать значение человеческой личности и самой человеческой жизни. Я думаю, что мы не можем согласиться с позицией одной или другой стороны хотя бы потому, что подлинный смысл прав человека, как он сформировался в рамках христианской традиции, в обоих случаях в значительной мере утрачивается.

Что касается прав человека как элемента современных идеологий, то на мой взгляд - это определенная область мировоззрения, которая в наше время в значительной мере утратила свою христианскую идентичность. Наша задача не бороться против этой теории, но вернуть ей первоначальный христианский характер.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.

Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей.

Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

В чём состоит основное значение нормы?

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные
Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе.

Для чего создаются нормы?

Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Я считаю, что при соблюдении моральных правил и норм, закрепленных в законодательстве, можно добиться порядка в обществе.

Но для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конститутуции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него?

Сущность права заключается в том, что право выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы.

1. Каковы основные назначения права в обществе?

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей. Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные. Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе. Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

2. В чём смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

4. Чем ты объяснишь потребность общества в чёткой упорядоченности деятельности людей?

Общество нуждается в четкой упорядоченности деятельности людей для обеспечения порядка. Законодательство помогает упорядочить отношения граждан друг с другом и государством, регламентирует порядок отдельных действий, прав и обязанностей.

Это необходимо для того, чтобы граждане не нарушали права друг друга, уважали государство и чтили закон. Деятельность будет упорядочена только тогда, когда все в равной мере будут соблюдать закон.

5. Сравни характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?
  • Естественное право – это совокупность норм, которые находятся в базе универсальных норм по всему миру.
  • Позитивное право – это правовые нормы, оформленные в систему законодательства, сила которого обеспечивается государством.

Естественное право отличается от позитивного потому, что естественное право существовало всегда, а позитивное прав создано искусственно, нормы позитивного права создаются и закрепляются в соответствии с основными принципами естественного права.

В классе и дома

  1. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы — как говорят юристы, группировать по отраслям права. Отраслей права тоже получается много: есть гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право и т. д. — по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.
Объясни, почему существует множество отраслей права. Как ты оцениваешь необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

В РФ существует множество отраслей права. Это связано с тем, что каждая отрасль права регулирует особую сферу общественных отношений.

Например: Уголовное право – это отрасль права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере совершения, предотвращения и защиты граждан от преступлений.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере трудовых отношений между работником и работодателем.

Это необходимо для того, чтобы четко разграничить нормы и законодательство.

2. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточни, как ты понимаешь это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чём состоит общечеловеческая ценность права?

Это значит то, что сама суть права заключается как раз в предоставлении гражданам свобод, что по своей сути и является демократией и гуманизмом по отношению к людям. В условиях демократии гражданам даруются права, которые они могут реализовать в рамках своих возможностей, не нарушая права других лиц.

Общечеловеческая ценность права заключается в том, что право ценно не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Ведь каждому человеку даруется равный комплекс прав. Право ценно потому, что оно способствует реализации своих интересов и желаний.

3*. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскрой эти позиции и выскажи своё отношение к ним. Как ты полагаешь, почему важно разобраться в этом вопросе?

Закон- это закрепленные в письменной и формальной форме нормы права, которые регламентируют права и обязанности в граждан, а также ответственность, за несоблюдение предписаний.

Право — это способность и возможность предполагаемого поведения граждан.

Закон дарует гражданам права, взамен ограничивая их ответственностью за нарушение свобод других граждан.

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

Соответственно, Конституция РФ – занимает самое высокое положение в иерархии НПА. Далее идут Федеральные Конституционные законы, затем Федеральные законы, затем Постановления,Указы…

В настоящее время вся отечественная и зарубежная политико-правовая мысль находятся в состоянии напряженного искания. Признанные казалось бы, всеми, вечные теории рушатся, ибо перестают действовать в действительности, новые, адекватные современным социальным и политически ориентирам, находятся в процессе становления.

Сегодня в условиях международного финансово-экономического кризиса проблема будущего всего человечества встала во весь рост. Ее обсуждают ученые-экономисты и практики-финансисты, политологи и политики-практики, журналисты и все, живущие в его условиях.

Так, постиндустриальная цивилизация вносит в бытие[1] человека новые приоритеты: развитие науки как непосредственной производительной силы, преобладание сферы обслуживания и технологизация быта и самое главное - компьютеризации общественной и личной жизни. Появление постиндустриальной цивилизации оказывает такое воздействие на биологическое и психологическое бытие человека. Которое люди сравнивают с силой творческих возможностей Бога, например, изменением природы человека через воздействие на его геном, сменой пола и гормонального фона, жизнью индивида в виртуальной реальности.

Переживая пост социалистический этап развития. Россия решает такие противоречия, которые, прежде всего, появились в бытии человека. Это – преодоление жизненного уровня большинства населения и поиск факторов его роста, искоренение бедности, преступности, в том числе детской и подростковой, борьба с увеличением смертности детей и резким снижением ценности человеческой жизни и др.

В настоящей период в нашей стране особенно выражен такой антигуманный аспект капиталистической цивилизации как отношение к человеку не как к цели общества, а как к средству.

На этом фоне происходит разгул насилия и стяжательства, процветает эгоизм и нетерпимость, корыстолюбие и потребительство, тунеядство и праздность, коррупция и бюрократизм, цинизм и распутство, нигилизм и др.

Известно, что в России более полутора веков идет спор о путях ее цивилизационного развития – Восток или Запад, значение исконно славянских истоков бытия человека.

Что касается понимания происхождения Российской государственности, то здесь известную роль сыграла Норманнская теория, которая является важнейшим дискуссионным вопросом истории Российского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории, к ее истокам в частности. Практически, на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность в сугубо национальных вопросах. Лишь со вотрой половины 20 века норманнизм утратил свои позиции в науке. В данное время эталоном является утверждение, что норманнская теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна.

По мнению многих уважаемых ученых в настоящий момент происходит так называемый цивилизационный сдвиг, т.е., разрушение определенного типа ценностей и переход от господства одних ценностей к господству других.

Свобода, но не свобода хаоса, а свобода упорядоченности, справедливость, равенство, гуманизм – вот те вечные ценности без которых человеческая цивилизация не сможет достойно существовать, и вопрос о его существовании вообще сейчас стоит довольно остро.

Высшей, универсальной, абсолютной ценность является право, которое представляет собой оптимальную модель самореализации любого субъекта общества.

Ценностная сущность права есть всеобщая, необходимая и достаточная мера проявления свободы, справедливости и равенства, выраженная в нормативных регулятивных средствах, воплощенных в деятельности субъектов права, поведении людей и обеспеченная обществом и государством.

Основными функциями ценностей права, свободы, ответственности, равенства и справедливости являются: мировоззренческая, аксилогическая, регулятивная, ценностно-правовой организации, ценностно-правовой ориентации, референтная, дифферентая, интегративная, сублимирующая (ВЕРНЕМСЯ К РАСШИФРОВКЕ ЭТИХ ФУНКЦИЙ ЧУТЬ ПОЗЖЕ).

Читайте также: