В чем состоит дуализм объектов и единство предмета теории государства и права

Обновлено: 07.07.2024

Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антинаучные движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Каждая наука — это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. Иными словами, юридическая наука является определенным способом производства и организации юридических знаний — научных знаний о таких объектах, как право и государство.

Объект (от лат. objectum — предмет, философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности) научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука рассматривает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.

В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, которые представляют систему понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития.

Эти искомые свойства объекта и являются предметом соответствующей науки.

Сказанное об объекте и предмете науки в целом относится и к юридической науке. Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предме-. том — основные сущностные свойства права и государства, т.е. понятие права и понятие государства.

Таким образом, мы видим, что юридическая наука изучает два объекта: право и государство. Но, как и всякая наука, она имеет лишь один предмет.

Подобное единство предмета науки при двух разных объектах предполагает логическую необходимость одного общего понятия о них. Речь идет о единстве и предметной совместимости понятия права и понятия государства в качестве необходимых взаимодополняющих компонентов единого общего понятия права и государства.

Предметное единство юридической науки возможно при смысловом единстве, при наличии исходного общего юридического понятия и соответствия ему всех более конкретных юридических понятий.

Признание юридической науки как единой науки о праве и государстве предполагает снятие и преодоление двойственности (дуализма1) ее объектов (права и государства) на уровне ее предмета, т.е. на теоретико-понятийном уровне — в форме одного понятия об этих двух объектах, выражающего их сущностные свойства.

Одно из этих понятий, государство или право, должно быть логически первичным, предметобразующим, а второе — вторичным, обусловленным первым понятием.

Таким образом, предметом единой науки о праве и государстве может быть понятие права, включающее в себя правовое понятие государства (т.е. правовое учение о государстве, юридическую теорию государства) или понятие государства, включающее в себя понятие права (т.е. государственное учение о праве, государственную теорию права).

Контрольные вопросы

1. Что является предметом науки государства и права?

2. Какие виды общественных наук вы можете назвать, руководствуясь разделением по критерию предмета их изучения?

3. Что такое юридическая наука и каковы ее предмет, объект и структура?

4. Что является предметом теории государства и права?

5. Что раскрывают закономерности возникновения государства и права?

6. Каковы особенности предмета теории государства и права как науки?

7. В чем заключается смысл двойственности объектов науки о праве и государстве?

Литература

1. Венгеров Л.Б. Теория государства и права: Ч. 1. Теория государства. М., 1996.

2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государст-аа и права вопросах и ответах. Учеб. пособие. М., 2004.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 1996.

4. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

5. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1996.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998.

Каждая наука — это определенный способ производ­ства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. В этом смысле юридическая на­ука является определенным способом производства и организации юридических знаний, т.е.

Объект научного изучения отличается от предмета на­уки. Один и тот же объект может изучаться разными на­уками, причем каждая наука изучает данный объект с по­зиций своего особого предмета и метода.

Объект — это то, что еще подлежит научному изу­чению с помощью познавательных средств и приемов соот­ветствующей науки. В процессе научного изучения исход­ные эмпирические знания об объекте дополняются теоре­тическими знаниями, т.е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках ис­следуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития. Научное (теоретическое) познание тем самым представляет собой творческий про­цесс глубинного постижения изучаемого объекта в мыш­лении, в созидании его мысленного образа (модели) в виде определенной системы понятий о сущностных свойствах данного объекта.

Эти искомые сущностные свойства объекта (в их по­нятийном выражении) и являются предметом соответству­ющей науки.

В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки — это то, что мы о нем знаем до его научного изу­чения, а предмет — это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания. Речь по существу идет о различении познаваемого объекта и идеи (теорети­ческого смысла, мыслительного образа, логической модели и т.д.) познанного объекта.

Приведенные положения об объекте и предмете на­уки в целом относятся и к юридической науке. Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом — основные сущностные свойства права и государства.

Ина­че говоря, предметом юридической науки являются поня­тие права и понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можьо адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие

Хотя юридическая наука и изучает два объекта (пра­во и государство), однако она, как и всякая наука, име­ет и вообще может иметь лишь один предмет. Это означа­ет, что два фактически разных объекта (право и государ­ство) исследуются и познаются в рамках и с позиций юридической науки в качестве двух необходимых компо­нентов (составных моментов) одного единого предмета данной науки.

Предметом единой науки о правки государстве, таким образом, может быть или понятие права, включающее в себя правовое понятие государства (т.е. правовое учение о государстве, юридическую теорию государства), или поня­тие государства, включающее в себя понятие права (т.е. го­сударственное учение о праве, государственную теорию права) Третьего пути к понятийно-предметному единству одной теоретически последовательной науки о двух разных объектах (праве и государстве) нет и логически не может быть. Без логической первичности одного из этих двух по нятий мы будем иметь дело не с единои наукой (единой теорией), а с эклектическим, внутренне противоречивым конгломератом характеристик и определений разных поня тий и предметов.

Юридическая наука возникла, развивалась и разви­вается как юриспруденция, предмет которой — понятие права и соответствующее правовое понятие государства.

История и теория юриспруденции как единой юриди­ческой науки о праве и государстве свидетельствуют о том, что в рамках данной науки дуализм понятия права и понятия государства преодолевается и необходимое поня­тийно-предметное единство достигается именно на основе и с позиций определенного понятия права, включающего в себя и соответствующее правовое понятие государства.! т.е. сущностные (с позиций этого понятия права) правовые свойства государства.

В процессе освещения проблем данного учебника мы исходим из либертарно-юридического понятия права (и соответственно государства) и трактуем право как фор мальное равенство свободных индивидов, т.е. как всеоб­щую и необходимую форму свободы людей. Этим общим понятием права в единый предмет юридико-либертарной концепции юриспруденции охватываются оба ее объек­та — и позитивное право как нормативная форма свобо ды, и государство как институциональная (оргачизацион но-властная) форма этой же свободы.

Таким образом, согласно нашей либеотарно-юридической концепции, юриспруденция — это наука о свободе.

Иначе проблема единства предмета юриспруденции решается легистами (позитивистами) [1] . Показательна в этом плане позиция Г. Кельзена как автора наиболее последовательной концепции легизма — неопозитивист­ского "чистого учения о правр". С одной стороны, для Кельзена, как и для всех легистов (позитивистов и нео­позитивистов), право — это приказ власти (с любым произвольным содержанием), принудительное установ­ление и продукт государства, словом^'принудительный порядок" 2 . С другой стороны, он с помощью формально- нормологического метода интерпретирует право (т.е. по­зитивное право, установленное государством) как систе­му норм долженствования, восходящих к гипотетической "основной норме" (а не к государству!), и с этих пози­ций трактует любое государство как "правопорядок", как "правовое государство" [2] . При этом под "правовым го сударством" Кельзен имеет в виду позитивно-правовое (легистское) государство и потому отвергает "правовое государство" в общепринятом смысле, которое, по его оценке, исходит из ложных естествечноправовых пред­ставлений.

Такая правовая ^позитивно-правовая; трактовка госу­дарства, по мысли Кельзена, позволяет преодолеть "тра­диционный дуализм государства и права" и добиться един­ства предмета юриспруденции (в ее неопозитивистской версии): "пр°дмет познания — это только право" [3] .

Под правом при этом имеется в виду любое произвольное и принудительное установление самого государства.

Сопоставляя нашу юридическую концепцию юрис­пруденции и кельзеновскую легистскую концепцию юрис­пруденции как два радикально противоположных (и по- своему последовательных и "чистых") типа учения о пра­ве и государстве, можно сказать, что в обоих случаях, хотя и принципиально разными путями и на различных основаниях, достигнуто понятийно-правовое единство со­ответствующей концепции юриспруденции: единое понятие права (соответственно либертарно -юридическое у нас, нор- мативистско легистское у Кельзена) охватывает оба объек­та научного познания (право и государство) и является обшим и единым для них понятием. Принципиальная раз­ница в том, что в наш^м подходе речь идет о чисто юри­дической концепции права, государства и юриспруденции (о формально юридической, а не о естественноправовой концепции, которую критиковал Кельзен). а в кельзенов- ском подходе речь идрт о чисто легистской (т.е. произволь­но-принудительной) концепции права, государства и юрис­пруденции.

Эти две концепции права, государства и юриспруден­ции являются, скорее, идеальными типами (двумя прин­ципиально противоположными полюсами и парадигмами), нежели реальной действительностью всей юриспруденции в то или иное время в той или иной стране. Реальному развитию правовой мысли и юриспруденции в целом, на­против, присущи плюрализм и борьба различных мнений, позиций и подходов, расположенных между этими двумя крайними полюсами правоппнимания и понимания государ­ства, а нередко и эклектическое смешение и причудливое сочетание типологически различных идей и положений.

Предшествующее изложение позволяет сформулиро­вать ряд равнозначных по своему теоретическому смыслу оп­ределений предмета юридической науки. Наиболее кратким в этом ряду является следующее определение' предмет юри­дической науки — это понятие права. То же самое пони­мание предмета можно выразить несколько иначе: предмет юридической науки — это понятие права и правовое поня­тие государства. Идентичный смысл можно выразить и по- доугому: предмет юридической науки — это понятие пра­ва, включающее в себя соответствующее правовое понятие государства и выражающее сущностные свойства права и государства.

Сказанное можно резюмировать следующим образом: предмет юридической науки — это сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении и выражении.

Отсюда ясно, что единый предмет и метод юридической науки в целом - это одновременно предмет и метод также и каждой юридической науки. Ведь отдельные юридические науки как составные элементы всей системы юридической науки в целом являются лишь определенными, относительно самостоятельными формами (структурными частями) выражения понятийно единого юридико-теоретического знания, различными формообразованиями единого для всей юридической науки понятия права, т. е. различными аспектами одного и того же юридического предмета и юридического метода.

Предметное своеобразие общей теории права и государства обусловлено научно-познавательными возможностями и целями данной дисциплины, ее общенаучными задачами и функциями в системе юридической науки, местом и значением юридической науки в целом - в системе общественных и иных наук.

Смысл сказанного можно в предварительном порядке резюмировать следующим образом: предмет общей теории права и государства - это общая теория всей юриспруденции как единой самостоятельной, системно целостной науки. Предметом общей теории права и государства, таким образом, являются общенаучные основы всей юриспруденции, ее предмет и методология, ее система и структура, ее онтология, гносеология и аксиология.

С учетом такого общенаучного статуса и роли общей теории права и государства можно сказать, что предмет и методология общей теории права и государства - это научно-теоретическое обоснование (объяснение, раскрытие и развитие) предмета и методологии всей юридической науки в целом.

Поэтому все последующее освещение общенаучных (и общетеоретических) основ юриспруденции (ее предмета, методологии, системы и т. д.) вместе с тем представляет собой адекватное содержательное исследование и изложение всей той проблематики, которая именуется предметом и методом общей теории права и государства. Одновременно в ходе дальнейшего освещения темы будут все более уточняться и конкретизироваться - в общенаучном контексте юриспруденции и системы всех юридических дисциплин - уже высказанные в предварительном порядке суждения и положения о предмете и методе общей теории права и государства.

§ 2. Дуализм объектов и единство предмета юриспруденции

Каждая наука - это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. В этом смысле юридическая наука является определенным способом производства и организации юридических знаний, т. е. научных знаний о таких объектах, как право и государство.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.

Объект - это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т. е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития. Научное (теоретическое) познание тем самым представляет собой творческий процесс глубинного постижения изучаемого объекта в мышлении, в созидании его мысленного образа (модели) в виде определенной системы понятий о сущностных свойствах данного объекта.

Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки.

В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки - это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет - это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания. Речь, по существу, идет о различении познаваемого объекта и идеи (теоретического смысла, мыслительного образа, логической модели и т. д.) познанного объекта.

Приведенные положения об объекте и предмете науки в целом относятся и к юридической науке. Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом - основные сущностные свойства права и государства. Иначе говоря, предметом юридической науки являются понятие права и понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие. Это означает, что надлежащее (логически последовательное, согласованное и непротиворечивое, системно полное) раскрытие теоретического содержания понятия права и понятия государства, а вместе с тем и адекватное научное их обоснование представлены в юридической науке в целом и составляют ее предмет.

Однако подобная предварительная характеристика предмета юридической науки нуждается в дальнейшем уточнении.

Необходимость такого уточнения обусловлена прежде всего тем, что хотя юридическая наука и изучает два объекта (право и государство), однако она, как и всякая наука, имеет и вообще может иметь лишь один предмет. Это означает, что два фактически разных объекта (право и государство) исследуются и познаются в рамках и с позиций юридической науки в качестве двух необходимых компонентов (составных моментов) одного единого предмета данной науки.

Такое единство предмета науки при двух разных объектах, по логике теоретического познания и законам построения научной системы знаний (в нашем случае - научной системы юридического знания), предполагает определенный момент совпадения и единства сущностных свойств этих разных объектов, т. е. логическую необходимость одного общего понятия об этих двух объектах. Речь, следовательно, идет о принципиальном единстве и предметной совместимости понятия права и понятия государства в качестве необходимых взаимодополняющих компонентов (составных моментов) одного единого общего понятия права и государства.

Подобное общее понятие права и государства логически выступает как исходное, предметообразующее (и одновременно - методообразующее) понятие юридической науки в целом и отдельных юридических дисциплин. Такое общее понятие в абстрактно-теоретической форме выражает все юридическое знание, его границы, сферу и специфику, предметный критерий отличия юридического от неюридического. Данное общее понятие выступает как то исходное всеобщее юридико-понятийное начало (принцип и критерий юридичности), которое подлежит соответствующей конкретизации применительно ко всем сферам и направлениям юридического познания и которое, следовательно, должно учитываться и присутствовать во всех более частных и детальных определениях и характеристиках права и государства, во всей системе понятий юридической науки в целом и отдельных юридических наук.

Предметное единство юридической науки (и вместе с тем - системная целостность всех юридических дисциплин как составных частей единой юридической науки) возможно лишь при смысловом единстве и, следовательно, непротиворечивости всех юридических понятий, а это достижимо только при наличии исходного общего юридического понятия и соответствия ему всех более конкретных юридических понятий. Совокупность юридических понятий только тогда образует целостную и непротиворечивую систему, когда они выражают одно и то же юридико-смысловое начало, представленное в абстрактном виде в исходном всеобщем юридическом понятии и конкретизируемое в системе понятий всей юридической науки в целом.

Признание юридической науки как единой науки о праве и государстве предполагает снятие и преодоление дуализма ее объектов (права и государства) на уровне ее предмета, т. е. на теоретико-понятийном уровне - в форме одного понятия об этих двух объектах, выражающего их основные сущностные свойства.

Дуализм понятий (понятия права и понятия государства) здесь означал бы дуализм научных предметов, т. е. отрицание единой юридической науки о праве и государстве и признание под внешне и словесно единым названием по существу двух разных наук с двумя разными предметами: науки о праве, предмет которой - понятие права, и науки о государстве, предмет которой - понятие государства. Каждая из этих двух разных наук имела бы и свою собственную систему научных Дисциплин: в рамках науки о праве были бы свои теория права, история права, отраслевые и специальные правовые дисциплины, а в науке о государстве соответственно свои теория государства, история государства, отраслевые и специальные Дисциплины по проблематике государства.

Для снятия и преодоления названного дуализма понятий и достижения искомого единства предмета науки, абстрактно говоря, необходимо исходить или из понятия права, или из Понятия государства. Одно из этих понятий, следовательно, Должно быть логически первичным, базовым, определяющим, предметообразующим, а второе понятие - вторичным, обусловленным первым понятием.

Предметом единой науки о праве и государстве, таким образом, может быть или понятие права, включающее в себя правовое понятие государства (т. е. правовое учение о государстве, юридическую теорию государства), или понятие государства, включающее в себя понятие права (т. е. государственное учение о праве, государственную теорию права). Третьего пути к понятийно-предметному единству одной теоретически последовательной науки о двух разных объектах (праве и государстве) нет и логически не может быть. Без логической первичности одного из этих двух понятий мы будем иметь дело не с единой наукой (единой теорией), а с эклектическим, внутренне противоречивым конгломератом характеристик и определений разных понятий и предметов.

Юридическая наука возникла, развивалась и развивается как юриспруденция, предмет которой - понятие права и соответствующее правовое понятие государства.

В познании окружающего мира особое место занимает наука, представляющая одну из сфер человеческой деятельности. Наука – это теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее функция, как известно, – выработка и теоретическая систематизация объективных данных.
Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие предмета теории государства и права ………………………….5
2. Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права ……………………………………………. ……………………………8
Заключение……………………. ……………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет.doc

Кафедра теории и истории государства и права

по дисциплине Проблемы теории государства и права

Тема работы Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права

Выполнила студентка191-Ю группы юридического факультета

Веселкова Мария Андреевна

ученая степень, звание

Нефёдов Сергей Иванович__

фамилия, имя, отчество

1. Понятие предмета теории государства и права ………………………….5

2. Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права ……………………………………………. ………………………… …8

Список использованной литературы……………………………………….14

В познании окружающего мира особое место занимает наука, представляющая одну из сфер человеческой деятельности. Наука – это теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее функция, как известно, – выработка и теоретическая систематизация объективных данных.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают.

Так, объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать, что объектами теории государства и права являются государство и право, а ее предметом - основные сущностные свойства государства и права, т.е. здесь идет речь о двойственности объектов теории государства и права, имеющим один предмет.

В научной литературе вопрос о рассмотрении предмета теории государства и права решается неодинаково. В современной юриспруденции продолжают господствовать три основных типа правопонимания, в соответствии с которыми конструируется три относительно различных предмета теории права: законодательство, субъективные права человека, "живое право".

Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

Но предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями. Он включает также разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с точки зрения их формы, функций, механизмов проявления, а также основные понятия, общие для отдельных групп или всех юридических наук.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в обобщении опыта государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития; в выделении основных общих закономерностей возникновения государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни; в единстве предмета теории государства и права; в сложном взаимодействии объективных и субъективных характеристик.

Актуальность изучаемой темы состоит в том, что знание юристом теории государства и права раскрывает для него государственные механизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использовать в своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений.

Вопрос о предмете теории государства и права является исходным как при ознакомлении с этой сложившейся отраслью научных знаний, так и при изучении ее как соответствующей учебной дисциплины.

Предмет любой науки историчен, изменчив, во многом зависит от субъективных, случайных факторов и неизбежно пересекается с предметами других дисциплин. Это же положение находит отражение и во взаимодействии, взаимовлиянии и даже заимствовании между различными научными дисциплинами 1 .

Так, в современной юриспруденции продолжают господствовать три основных типа правопонимания, в соответствии с которыми конструируется три относительно различных предмета теории права.

Для юридического позитивизма (догматизма) право - это "приказ суверена, снабженный санкцией" 2 (Д. Остин) и выраженный в логически непротиворечивой системе нормативных актов 3 (Г. Кельзен). Поэтому предмет теории государства и права в данном случае - это, прежде всего, законодательство.

Для сторонников концепции естественного права к таковому относятся субъективные права человека. Это уже антропологический срез юридической действительности.

Социологи права, например Е. Эрлих 4 , справедливо утверждают, что большинство людей законов не знают, но чем-то руководствуются в своей повседневной жизни. Чем? "Живым правом" 5 , т.е. сложившимися в этой местности обычаями и традициями. Это уже третий вариант предмета теории права.

Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права 6 .

Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.

Различаются общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией и другими общественными науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем, поскольку государство и право - это специфические общественные явления, то для них характерны закономерности, свойственные только им. 7

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности возникновения государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни;

3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут. С одной стороны, государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой - в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

4) предмет теории государства и права отличается сложным взаимодействием объективных и субъективных характеристик. Он объективен с точки зрения отражаемого (изучаемого) - объективной юридической действительности. Но предмет любой науки - и теории государства и права в частности - это теория этой действительности, описывающая и объясняющая ее всегда неполно. Для этого используются идеализации - категории, не имеющие непосредственного аналога в юридической действительности, а являющиеся "идеальными типами", усредняющими многообразие правовых явлений 8 .

Как говорилось выше, предмет науки в отличие от объекта - это всегда сторона последнего, которая выделяется субъектом познания.

Предмет науки - это гносеологическое (познавательное) отношение субъекта и объекта. Объектом общественных (в том числе и юридических) наук выступает общество, поэтому субъект как собирательное понятие входит в объект. В то же самое время субъект-объектное отношение включено в контекст субъект-субъектных отношений, в связи с чем, объективность предмета науки наполняется человеческим измерением. Другими словами, предмет науки конструируется субъектом, хотя и непроизвольным образом 9 .

Таким образом, предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями, а зависит от целого ряда обстоятельств: объекта; от уровня накопленных знаний; потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической действительности; политической конъюнктуры (например, от влияния западной идеологии); финансирования научных исследований; от степени институционализации теории государства и права (например, от включения ее в государственный образовательный стандарт); от "предпочтений" субъекта познания, т.е. от типа правопонимания (научного направления, к которому принадлежит субъект).

Исходя из особенностей предмета данной науки, можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

а) общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права;

б) юридической наукой, изучающей только государственные и правовые стороны общественной жизни;

в) общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право.

Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права

Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антинаучные движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Каждая наука - это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. В этом смысле юридическая наука является определенным способом производства и организации юридических знаний, т.е. научных знаний о таких объектах, как государство и право.

Как уже говорилось выше, объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.

В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т.е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития.

Эти искомые свойства объекта и являются предметом соответствующей науки. 10

Сказанное об объекте и предмете науки в целом относятся и к юридической науке, а именно к теории государства и права. Поэтому, в общем виде можно сказать, что ее объектами являются государство и право, а ее предметом - основные сущностные свойства государства и права.

Таким образом, мы видим, что юридическая наука изучает два объекта (государство и право). Но, как и всякая наука, она имеет лишь один предмет.

Такое единство предмета науки при двух разных объектах предполагает логическую необходимость одного общего понятия об этих двух объектах. Речь идет об единстве и предметной совместимости понятия государства и понятия права в качестве необходимых взаимодополняющих компонентов одного единого общего понятия государства и права.

Предметное единство теории государства и права возможно при смысловом единстве, при наличии исходного общего юридического понятия и соответствия ему всех более конкретных юридических понятий.

Признание теории государства и права как единой науки о государстве и праве предполагает снятие и преодоление двойственности (дуализма 11 ) ее объектов (государства и права) на уровне ее предмета, т.е. на теоретико-понятийном уровне - в форме одного понятия об этих двух объектах, выражающего их основные сущностные свойства.

Дуализм понятий (понятия государства и понятия права) здесь означал бы дуализм научных предметов, т.е. отрицание единой юридической науки о государстве и праве и признание под внешне и словесно единым названием по существу двух разных наук с двумя разными предметами: науки о государстве, предмет которой - понятие государства, и науки о праве, предмет которой - понятие права. Каждая из этих двух разных наук имела бы и свою собственную систему научных дисциплин: в рамках науки о государстве были бы свои теория государства, история государства, отраслевые и специальные дисциплины по проблематике государства, а в науке о праве соответственно теория права, история права, отраслевые и специальные правовые дисциплины 12 .

Читайте также: