Правовая пропаганда как форма правового воспитания

Обновлено: 02.07.2024

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Предмет и объект правового воспитания

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.


Основным критерием для построения правового государства и гражданского общества является беспрекословное исполнение законов. А беспрекословное исполнение законов в одном порядке зависит от наших юристов.

В нашей республике особо важное внимание обращается на будущую молодёжь. На её политическое мировоззрение, на духовное отношение к правовой культуре и конечно же, на уважительное отношение к законам. Так как, строение правового демократического государства зависит и от степени образования и от правовой грамотности нового поколения.

Молодёжь получившее хорошее воспитание и образование никогда не переходит закон и не имеет никаких отрицательных отношений к законам. Но, к сожалению, на сегодняшний день встречается и такая молодёжь.

Если в международном договоре принятой Республикой Узбекистан приняты иные нормы, чем в других законах о государственной молодежной политики в Республике Узбекистан то применяются акты международного договора.

На сегодняшние дни, для создания правового демократического государства и формирования гражданского общества проводятся реформы. Основой этих реформ, является обеспечение важного признака правого гражданского общества — верховенство закона, а также воспитание высокого правового и культурного сознания высоко развитого поколения. Поэтому, для этой цели в республике проводятся ряд правовых агитационных реформ со сторон учёных правоведов, представителями правозащитных органов, органами юстиции и много другими будущими юридическими лицами для развития правового сознания и правовой грамотности молодого поколения.

Разум каждого человека–это часть одной формы социального сознания. Для того чтобы человек считал себя развитым в правовом плане, он в первую очередь должен уважать установленные правовые нормы в обществе.

Правовая культура имея сложную и многогранную сторону, она в первую очередь требует:

- степень определённого правового сознания, то есть сознательное восприятие правовой действительности;

- общую культурную основу, высшую культурную степень, национальный источник и фундамент, историческую память, традиции и обычаи;

- определённая степень знания правовых норм населения, на высшую степень уважительного отношения на правовые нормы, их приоритет;

- правовая деятельность, правовая созидательность, защиты права, на эффективные методы органов управления и других органов;

- равенство гражданских и юридических лиц перед исполнением законов.

Правовая пропаганда — это донесение правовой политики государства и общества на массу людей стратегические цели личностям, образовательные и методы пропаганды направленные на определённую массу людей. Развитие правовой культуры зависит от впечатлительности правой пропаганды и понятности простому народу. Поэтому, она опирается на итоги таких сфер наук как теория общественной правовой пропаганды, проект права, социологию права.

В этом Указе, в целях улучшения работ по строительству демократического правового государства, укрепления законодательства и обеспечения утверждения социальной справедливости, определения основных направлений духовного и культурного развития, обогащения новым смыслом проводимых реформ, повышения правового сознания населения, повышения политической активности членов общества, совершенствования системы подготовки юридических кадров и улучшения работ в сфере изучения общественного мнения, определены следующее:

Проводимые работы по повышению правовой культуры населения и улучшения правового воспитания — определяются одним из основных направлений государственной политики.

Политические, экономические, социальные реформы, проводимые на пути строительства правового государства в Республике и оказание всесторонней поддержки глубокого усвоения населением сути принимаемых законов в этом деле–указывается как самая актуальная задача для учреждений государственного управления и защиты права, учебных заведений а также ученых права.

Узбекистан, уверенно идя по пути формирования демократического правового государства и справедливого гражданского общества, занимает своё крепкое место в международном сообществе. Благодаря стабильности и порядку, межнациональному согласию и гражданскому единству наше молодое государство удостаивается доверия и уважения.

В нашей стране проводятся масштабные реформы в сфере экономики, политики, государственному строительству, духовному изменению правовой системы и общества. Созданы законодательные основы проводимых реформ. Последовательно укрепляются и совершенствуются правовые основы социально-политической жизни.

Прогресс нашей Родины и успех проводимых реформ во многом связан с правовым сознанием, а также уровнем правовой культуры народа. Политическая активность личности, его реальная гражданская позиция, стремление к демократическим реформам является важным залогом быстрейшего достижения целей.

Высокая правовая культура является фундаментом демократического общества а также отражением зрелости правовой системы. Оно является фактором влияющим на различные жизненные процессы общества, помогающий консолидации граждан и всех социальных групп, обеспечивающим и укрепляющим единство и порядок общества. Уважение закона является одним из основных требований полноценного функционирования правового общества, политических и правовых систем.

Правовая культура — неотъемлемая составная часть всеобщей культуры. Необходимо закрепить в сознании людей такую веру, в которой культурным и образованным мог считаться тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет их претворять их на практике.

Современное положение развития общества и государства требует всестороннего повышения правовой культуры и правового сознания всех участников правовых отношений. Правовая культура как комплекс правовых знаний, правовой веры и последовательной практической деятельности обеспечивает успешное решение задач стоящих перед обществом и государством.

Суть, смысл, составное строение правовой культуры и его философское, социальное, экономическое, психологическое представление и исследование юридических проблем, его формирование и методы совершенствования должны представляться как основополагающие направления научных исследований.

В решении вопросов прав человека и её защиты государствами и следование объявленным в документе нормам права играет важное значение в результативности и справедливом характере разрабатываемых в них правовых документов.

Декларация является документом, непосредственно отражающим волю, духовность, социальное сознание и культуру народов мира, воплотившим в себе общемировые и общечеловеческие ценности. Потому, что в его разработке, обсуждении и применении участвовали все представители мирового сообщества. Одним словом, данная декларация является результатом достижений демократической мысли и творчества народов мира в процессе исторического развития.

За последние годы по всей территории нашей республики среди граждан, учащихся, студентов и особенно для формирования развитого поколения при участии Министерства Юстиции Республики Узбекистан и учреждений входящих в состав системы министерства проводятся правовые агитационно-пропагандистские работы по повышению правового сознания и правовой культуры. Основной целью проводимых правовых агитационно-пропагандистских работ является формирование в завтрашней социальной жизни совершенного поколения вошедшего в определенные правовые отношения и осознающих свои права.

В своей речи на торжествах посвященных принятию главного документа нашей страны — Конституции во дворце Международных форумов Узбекистана глава государства ещё раз остановил своё внимание к молодежи.

В мире нет такого государства, в котором молодежи уделяется такое высокое доверие и внимание.

Как подчеркивал наш президент в процессе собрания, сегодня наша молодежь — выпускники колледжей, лицеев, институтов, а так же проходящих обучение в зарубежных странах ничем не уступают и не уступят.

В нашей стране созданы и создаются достаточные условия и льготы для поддержки среднего слоя и обеспечения верховенства этого слоя в Узбекистане, привлечения сельской молодежи в малый бизнес и предпринимательство. Конечно же эти возможности становятся главной основой в возвышении духовного мира молодежи Узбекистана, их отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, и воспитании всесторонне развитого поколения.

1. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. -Т.: 2008. 29–30 бетлар.

2. Каримов.И. А. Тарихий хотирасиз келажак йуқ. -Т. 1998.

3. Каримов.И. А. Баркамол авлод орзуси.- Т.:Шарқ,1997.

4. Каримов И. “Ўзбекистон XXI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари, тараққиёт кафолатлари”. Т. “Ўзбекистон”, 1997.

5. Отамуродов С., Ҳусанов С., Раматов Ж.. “Маънавият асослари” А.Қодирий номидаги халқ мероси нашриёти, Тошкент 2002 йил.

6. Миллий ғоя: тарғибот технологиялари ва атамалар луғати. –Т.: 2007. — Б. 218.

8. Мустақил Ўзбекистон тараққиётининг ғоявий асослари. Т., “Шарқ”, 2001 йил.

9. Миллий истиқлол ғояси: асосий тушунча ва тамойиллар (изоҳли кўргазмали воситалар тўплами). Т., “Янги аср авлоди” 2001 йил.

10. Собиров М. “Миллий истиқлол мафкураси: моҳият манбалари ва ижтимоий вазифалар” Т., 2001 йил.

11. Худойбердиев Э. Маънавиятнинг таркибий қисмлари, уларнинг ўзаро муносабатлари ва ривожланиш хусусиятлари, Т., “Янги аср авлоди” 2010 йил.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, правовая культура, правовое сознание, государственная политика, развитое поколение, республика, реформа, беспрекословное исполнение, Всемирная Декларация, высокое доверие.

Похожие статьи

Место правового воспитания в формировании правосознания.

Узбекистан, правовая культура, правовое сознание, государственная политика, реформа, республика, развитое поколение, Всемирная Декларация, беспрекословное исполнение, высокое доверие.

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан

Высокая правовая культура — основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы.

Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры

3) правовое сознание. 4) субъекты правовой культуры. Литература

Правовая культура населения | Статья в журнале.

После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по повышению правовой культуры и улучшению правового воспитания населения как одно из основных направлений государственной политики.

Особенности демократического развития Узбекистана на.

Президент Республики Узбекистан И. А

Реформа дает начало новой эпохе политического развития страны, главным критерием которой

Стабильность законодательства и устойчивость правового, демократического государства способствует развитию предприятий, т. е.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, развитая личность, судебно-правовая реформа, гармоничная

Тенденции формирования гармонично развитой личности. Ключевые слова: школа, тенденции, формирование, сознание, гармонично.

Задачи образовательных учреждений в формировании правового.

правовое образование, правовая культура, Узбекистан, молодой человек, ребенок, государственная политика, особое внимание, правовое сознание, воспитание молодежи, повышение.

Необходимость повышения правового сознания граждан

Ключевые слова: правовое государство, правовое сознание, правовая культура, превенция, деформация.

Правовая культура населения | Статья в журнале. После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по.

Правовая культура современной молодежи: актуальное.

узбекистан, правовая культура, правовое воспитание, формирование, правовая жизнь общества, норма, знание, гражданское общество, молодое поколение, государственная политика.

Построение демократического общества: опора на национальные.

Республика Узбекистан развивается по собственному пути обновления, в основу которого легли

Для достижения этого была сформулирована конечная цель — построения правового демократического

В таком обществе духовное совершенство человека должно быть высоким.

Похожие статьи

Место правового воспитания в формировании правосознания.

Узбекистан, правовая культура, правовое сознание, государственная политика, реформа, республика, развитое поколение, Всемирная Декларация, беспрекословное исполнение, высокое доверие.

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан

Высокая правовая культура — основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы.

Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры

3) правовое сознание. 4) субъекты правовой культуры. Литература

Правовая культура населения | Статья в журнале.

После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по повышению правовой культуры и улучшению правового воспитания населения как одно из основных направлений государственной политики.

Особенности демократического развития Узбекистана на.

Президент Республики Узбекистан И. А

Реформа дает начало новой эпохе политического развития страны, главным критерием которой

Стабильность законодательства и устойчивость правового, демократического государства способствует развитию предприятий, т. е.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, развитая личность, судебно-правовая реформа, гармоничная

Тенденции формирования гармонично развитой личности. Ключевые слова: школа, тенденции, формирование, сознание, гармонично.

Задачи образовательных учреждений в формировании правового.

правовое образование, правовая культура, Узбекистан, молодой человек, ребенок, государственная политика, особое внимание, правовое сознание, воспитание молодежи, повышение.

Необходимость повышения правового сознания граждан

Ключевые слова: правовое государство, правовое сознание, правовая культура, превенция, деформация.

Правовая культура населения | Статья в журнале. После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по.

Правовая культура современной молодежи: актуальное.

узбекистан, правовая культура, правовое воспитание, формирование, правовая жизнь общества, норма, знание, гражданское общество, молодое поколение, государственная политика.

Построение демократического общества: опора на национальные.

Республика Узбекистан развивается по собственному пути обновления, в основу которого легли

Для достижения этого была сформулирована конечная цель — построения правового демократического

В таком обществе духовное совершенство человека должно быть высоким.

Понятие, методы и формы правового воспитания

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Схема: Основные формы и методы правового воспитания

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Схема 2: Формы

Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.

Методы правового воспитания

Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:

  1. Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
  2. Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства. Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки. Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
  3. Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
  4. Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.

Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Предмет и объект правового воспитания

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.

Читайте также: