Незаконные мигранты в казахстане из каких стран

Обновлено: 16.05.2024

На протяжении своей истории территория Казахстана была местом, где происходили интенсивные этномиграционные процессы. Не стал исключением и советский период, на протяжении которого этнический состав республики не раз серьезно менялся. С распадом Советского Союза новые государства, включая РК, вместе с независимостью обрели массу проблем, которые до этого момента удавалось решить в пределах СССР. Казахстан, который ранее имел охраняемую границу только с Китаем, получил более 12 тыс. км. неохраняемых границ, через которые проходят далеко не всегда контролируемые миграционные потоки не только из соседних стран СНГ, но также из Афганистана, Пакистана и прочих неблагополучных стран. По оценкам миграционной полиции, поток проезжающих только транзитом через территорию Казахстана в последние годы увеличился с 60 тысяч в 1997 г. до миллиона человек в 2005 году. 13

В настоящий момент причины, стимулирующие незаконную миграцию в РК можно условно разделить на две группы: объективные (геополитические, исторические, системные) и мотивационные (социально-экономические) причины.

Геополитическое положение Казахстана между Европой и Азией предопределило будущее республики в качестве центра притяжения для лиц, преследующих цели выезда в европейские страны и на американский континент. Кроме того, что существенное влияние на характер незаконной миграции оказывает прозрачность границ Содружества. Так, Киргизская Республика как член ВТО имеет безвизовые режимы с другими участниками данной организации. Она же входит в безвизовое пространство СНГ. Таким образом, граждане третьих стран, которые не имеют границ с государствами Содружества, могут проникать в них через территорию страны. По оценкам правоохранительных органов Республики Казахстан через проблемную киргизско-казахстанскую границу проникает большая доля граждан Афганистана, Пакистана, Бангладеш и других стран повышенного миграционного риска. 14

Однако, основная причина, которая толкает огромные людские массы на незаконное пересечение границы – нестабильная социально-экономическая обстановка в регионе, осложняющаяся безработицей. Это в большей степени объясняет направление незаконных миграционных потоков в самую развитую страну в Центральной Азии - РК. Исследователи Л. Максакова и В. Чупик, изучавшие проблемы нелегального трафика из Узбекистана, отмечают, что более 70% респондентов выезжают с целью прокормить семью, менее 10% - заработать на открытие собственного бизнеса, на крупные покупки (жилье, автомобиль), на учебу или лечение, получить профессию, завязать деловые связи и т. д., менее 2-3% работают легально и на высококвалифицированных или квалифицированных видах труда. 17 М.А. Сарсембаев в результате опроса таджикских мигрантов, мигрировавших в Алма-Аты в 2002 году и попавших здесь в нелегальное положение, выявил специфические причины их эмиграции из Таджикистана. Среди них на первом месте оказалась безработица (эту причину указали 40 человек, или 60% от общего числа 70-ти опрошенных); на втором - тяжелое материальное положение семьи (12 человек, или 17%); на третьем - выгода для работодателя использовать нелегальных мигрантов в силу дешевизны их труда и быстрое трудоустройство мигранта в этой связи (10 человек, или 12%); и, на четвертом - отсутствие документов, потеря их (8 человек, или 11%). 18 Таким образом, подавляющее большинство респондентов назвало именно социально-экономические мотивы.

Незаконная миграция на южных границах РК представлена двумя категориями лиц: 1) транзитными мигрантами из Южной и Юго-Восточной Азии и 2) гораздо более многочисленной группой граждан стран бывшего СССР, в первую очередь выходцами из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

В свете приведенной информации наиболее реалистичной кажется точка зрения начальника информационно-аналитического отдела управления учета и гражданства департамента миграционной полиции МВД РК - Евгения Щербакова. Чиновник не отрицает наличие в общей массе нелегальных мигрантов лиц, прибывавших в разное время в Казахстан с целью пропаганды идей экстремизма, но при этом подчеркивает, что их число незначительно. 26

В 2020 году приняты последовательные меры по совершенствованию механизма регулирования миграционных процессов и недопущению распространения коронавирусной инфекции.

На сегодняшний день Казахстаном установлен безвизовый режим с 73 государствами, из них в одностороннем порядке предоставлен безвизовый режим 54 странам, на двусторонней основе заключены соглашения с 19 странами.

В связи с пандемией коронавируса во всем мире и в целях недопущения ее распространения приостановлено действие безвизового режима для граждан 54 стран до 1 мая 2021 года.

В данном случае физическим или юридическим лицом Республики Казахстан оформляется приглашение, номер которого после соответствующего одобрения (проверки по учетам заинтересованных органов в течение 3–5 дней) передается иностранцу для самостоятельного оформления визы Казахстана на портале.

Таким образом, в настоящее время иностранцам нет необходимости посещать органы внутренних дел.

Отмена регистрации не приведет к утере контроля над внешней миграцией, так как принимающие лица должны уведомлять о пребывающих у них иностранцах органы внутренних дел (в течение 3 дней).

Механизм уведомления полностью автоматизирован посредством визово-миграционного портала в сети Интернет.

Также указанным Законом органы внутренних дел и Пограничная служба КНБ наделены полномочиями по наложению административного штрафа за уклонение от выезда из Республики Казахстан после истечения разрешенного срока пребывания.

Если ранее иностранца, нарушившего сроки пребывания, направляли для рассмотрения административного дела в суд, то теперь решение принимается на месте выявления правонарушения – без снятия с рейса.

С января 2020 года отменены миграционные карточки для всех иностранцев, в пунктах пропуска делается отметка о пересечении границы, которая и является началом срока пребывания в стране.

17 мая 2020 года отменены пропуска для въезда в пограничную зону.

Кроме того, увеличены сроки действия виз для инвесторов с 3 (трех) до 5 (пяти) лет;

отменено требование о предоставлении в органы миграционной службы ходатайства местных исполнительных органов при оформлении приглашения для бизнес-иммигрантов;

Справочно: ранее на территории Республики Казахстан данную визу разрешалось продлевать только один раз.

В целях создания правовой основы для возвращения незаконно пребывающих мигрантов с 17 странами, в том числе с государствами Западной Европы, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, заключены соглашения о реадмиссии.

Прорабатываются вопросы, связанные с заключением таких соглашений еще с 36 странами.

Благодаря принятым превентивным мерам, координирующей роли Комитета, широко проводимой информационно-разъяснительной кампании удалось в целом не утерять контроль за миграционными процессами.

В данном контексте разработаны соответствующие изменения в законодательство, проработано 28 законопроектов и постановлений Правительства, в том числе других госорганов.

Кроме того, подписаны 5 международных соглашений о сотрудничестве в области миграции (Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) , из которых 3 (Беларусь, Таджикистан, Узбекистан) уже ратифицированы, 3 проекта законов находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Готовы к подписанию 2 соглашения с Арменией.

С 18 августа 2020 года отменены вкладыши к свидетельству о рождении при пересечении государственной границы с Кыргызской Республикой детьми, не достигшими 16-летнего возраста.

В связи с пандемией коронавируса в мире в 2020 году в 3 раза сократилось число прибывших иностранцев. В прошлые годы ежегодно въезжало более 6 млн иностранцев.

За 2020 год в Казахстан въехало более 2 млн 35 тыс. 306 иностранцев (в 2019 г. – 6 088 252) , из них по целям: воссоединение семьи – 1, деловая – 2, дипломатическая – 1, лечение – 4892, международные перевозки – 264 739, паломничество – 229, ПМЖ – 3152, работа – 55 259, служебная – 30 688, транзит – 250 078, туризм – 15 429, учеба – 9064, частная – 1 412 772.

Из общего числа въехавших 90 % – это граждане стран СНГ, в т.ч. из Узбекистана – 915 974, России – 476 412, Кыргызстана – 281 144 и Таджикистана – 177 671, из стран дальнего зарубежья большинство – граждане Турции (39 435), Китая (12 349), Индии (7575) и ФРГ (8856).

Выдано разрешений на временное проживание – 371 193, из них СНГ – 339 046.

отмена административной ответственности за уклонение иностранцев от регистрации;

принятый Главой государства с 1 января 2020 года до 2023 года мораторий на проверку субъектов микро- и малого предпринимательства;

действовавший до 1 ноября 2020 года особый режим в период чрезвычайного положения и карантинных мер, согласно которому признавались действительными документы, визы, статус иностранных граждан и лиц без гражданства;

до 5 января 2021 года решением МВК иностранцам, не имеющим законных оснований оставаться в Казахстане, дано право выезда из страны без привлечения их к административной ответственности.

Вместе с тем контроль за ситуацией показывает, что в мире началась третья волна коронавируса, сокращаются международные авиарейсы, сухопутные границы работают в особых условиях. Иностранцы обращаются в КМС МВД, к руководству страны с многочисленными просьбами урегулировать их статус без выезда из РК. Большинство обращений обоснованы.

В этой связи нами совместно с МИД, ПС КНБ, а также с учетом электорального процесса проработано предложение по продлению решения МВК в отношении иностранцев сроком до 5 июня 2021 года .

В ходе обеспечения миграционного контроля за отчетный период к административной ответственности привлечено 21 300 нарушителей миграционного законодательства.

Большинство нарушителей миграционного законодательства являются гражданами Узбекистана (6921), России (2517) и Кыргызстана (637), а из стран дальнего зарубежья – КНР, к административной ответственности привлечен 221 гражданин этой страны, из них 29 выдворено (также значительное количество нарушителей приходится на граждан Турции – 221, Афганистана – 74).

Приоритетным направлением в деятельности миграционной службы в отчетный год являлся контроль за соблюдением правил привлечения иностранной рабочей силы.

Особенно в 2019 году в регионах были зафиксированы серьезные конфликты, связанные с незаконным привлечением иностранных рабочих, что вызывало справедливое возмущение наших граждан.

Благодаря принятым в 2019 году мерам, проведенным во всех регионах по поручению Администрации Президента в октябре – ноябре 2020 года проверкам всех предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу, ситуация нормализовалась.

В 2020 году с учетом режима ЧП, моратория на проверки данная работа КМС отслеживалась через ранее разработанные механизмы – это паспорта объектов, привлекающих иностранную рабочую силу.

Следует отметить, что не допущена политизация вопроса транзита иностранцев через территорию страны.

В данный период транзит иностранцев регламентирован соответствующим алгоритмом, проблем в пунктах пропуска и местах ожидания не имеется. Тесная рабочая атмосфера налажена с МИД и ПС КНБ.

Вместе с тем подразделения миграционной службы не освобождались от обеспечения миграционного контроля за пребывающими в стране иностранцами.

В настоящее время ответственность за своевременный выезд из страны иностранца возложена на принимающую приглашающую сторону, которая обязана уведомлять миграционную службу о пребывающих у них иностранцах.

Статистические данные к аналитической справке о миграционной ситуации в Республике Казахстан

На границе России и Казахстана действуют законспирированные группы по доставке жителей Средней Азии в нашу страну. Мигрантов пытаются провезти в оборудованных тайниках. Зимой едут в обход пунктов пропусков на снегоходах, летом — перебираются пешком или на мощных внедорожниках по полевым дорогам.

К нам едут не только гастарбайтеры, но и люди, которым по серьезным причинам запретили въезд в нашу страну. Ведь незаконная миграция — благодатная почва для проникновения в Россию экстремистов, террористов или преступников, находящихся в розыске. Но в погоне за наживой злоумышленники не гнушаются ничем.

На границе с Казахстаном перекрыли крупный канал нелегалов

Пешком через границу

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах. По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ — мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться? Только за 2018 год на территории Алтайского края сотрудниками правоохранительных органов пресечено около пяти каналов незаконной миграции.

Один из таких каналов организовал пенсионер из райцентра Ключи Бахыт Т., ранее отсидевший три месяца за сбыт оружия. При этом его сын работает в полиции Новосибирской области, в подразделении по противодействию наркотикам. Однако это не мешало его отцу нарушать закон ради наживы. В 2017 году он решил перевозить нелегалов через границу.


Слава о такой схеме пересечения границы распространилась в узких кругах. Следствию удалось доказать еще как минимум три эпизода, когда Бахыт перевозил граждан Узбекистана в Россию, которым до этого запретили въезд. За свои услуги он брал от 40 до 60 тысяч рублей, пока на него не вышли правоохранительные органы, которым он во всем признался.

Переправили потенциального пособника террориста

В апреле 2018 года Бахыт вместе с подельниками незаконно переправили через государственную границу очередного гражданина Узбекистана, который мало чем отличался от иностранцев, использовавших этот канал для незаконного проникновения в Россию. Добравшись до Новосибирска, нелегал купил билет на поезд и отправился в Хабаровск, где и остался трудиться на стройке.

Интересные личности

Интересна личность и 40-летнего гражданина России Руслана Ф., работавшего на Бахыта в качестве водителя. Его роль в организации незаконного канала миграции в Ключах может быть гораздо шире. По слухам Руслан проболтался односельчанам, что тесно общается с одним из сотрудников отдела местной полиции, в связи с чем не допустит своего привлечения к ответственности.

Разговоры разговорами, но вот руководство опорного пункта полиции, дислоцированного в Ключах, по слухам, поспешило откреститься от связей с такими личностями. В свою очередь, в отношении Руслана Ф. полицейские возбудили уголовное дело, за незаконное предпринимательство, которое руководство хочет завершить в кротчайшие сроки и привлечь его к ответственности.


Реальные сроки

Есть примеры, когда пособники или организаторы незаконной миграции, а также и сами нелегалы получают реальные сроки. Так двое граждан Узбекистана, въезд которым в нашу страну запретили, нашли в Казахстане водителя автобуса, работающего в сфере международных перевозок, который согласился незаконно перевезти их через границу с Россией. За это они обещали передать ему по 1500 долларов каждый.

В апреле 2018 года, на подъезде к российскому пункту пропуска в Кулундинском районе, иностранцы залезли в тайник, специально оборудованный в автобусе, и стали ждать, пока у водителя проверят документы. Однако их планам не суждено было сбыться. Пограничники задержали всех троих. В итоге каждый из них получил по полтора года колонии общего режима.

Растворился в Казахстане

Уже несколько лет скрывается в розыске Александр Барсуковский, уроженец Павлодарской области Казахстана. В 2005 году его осудили на семь лет за убийство по неосторожности и хулиганство с применением оружия. Но в 2010 году он освободился условно-досрочно. Видимо, он не встал на путь исправления. Так, в 2015 году полиция поставила его на учет как скотокрада.

За услуги по незаконному пересечению границы он брал по 50-70 тысяч рублей. Зимой на снегоходе, а летом на мощном внедорожнике, мотоцикле или пешком, пересекал границу с мигрантами в обход пунктов пропуска. В Алтайском крае их встречали двое жителей Ярового, которые обеспечивали их доставку до Новосибирска. Однако лебединая песня Барсуковского длилась недолго. В марте 2015 года его подельников и нелегальных мигрантов задержали пограничниками, а ему самому пришлось с позором бежать и скрываться до сих пор за границей.


За совершение преступлений разыскивается Барсуковский Александр Михайлович, 16.01.1975 г. р. Всех, кто располагает информацией о его местонахождении, просят позвонить по телефону доверия ПУ ФСБ России по Алтайскому краю: 8 (3852) 285-743. Анонимность гарантируется.

В 2016 году суд Павлодара заочно приговорил Барсуковского к семи годам строгого режима. Есть данные, что он может до сих пор скрываться в Казахстане и попытаться въехать в РФ по поддельным документам. В Алтайском крае у него осталась сожительница с ребенком.

Как видно из представленных примеров, наплыв нелегальных мигрантов может спровоцировать угрозу усиления экстремизма, терроризма, организованной преступности, распространения наркотиков. Одна из системных угроз — установление ОПГ международных связей, что придает преступным сетям дополнительную гибкость, расширяет сферу их влияния и дает возможность поставить под контроль весь криминальный промысел. Например, цепочку операций по въезду в Алтайский край различных злоумышленников. Для повышения эффективности противодействия нелегальной миграции необходимо усиление международного сотрудничества России и Казахстана.

В каких сферах задействованы трудовые мигранты в Казахстане? Сколько они зарабатывают? Приносят ли пользу нашей стране? Давайте разберёмся

На экране – Кайрат Нурлыбаев, заместитель акима Атырауской области. Чиновник безучастно объясняет журналистке Atameken Business: "Аким области ежегодно выделяет специальные гранты для подготовки специалистов в сфере сельского хозяйства. К сожалению, по области 2-3 желающих абитуриента, да и те не могут набрать пороговый балл для получения гранта". Решение проблемы нашли быстро: на чартерах в регион прилетели 600 граждан Узбекистана. Авторы сюжета поясняют, что сегодня в области 70% рабочих на полях – мигранты.

В каких сферах трудятся иностранцы?

В среднесрочной перспективе ситуация едва ли сильно изменится: до 2025 года казахстанскому рынку труда потребуется дополнительно 1 млн наёмных работников, и до 10% этого спроса придётся как раз на сельское хозяйство. По официальным данным на первый квартал 2021 года, среднемесячная заработная плата работника, занятого в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, чуть превышает 116 тысяч тенге . Ни в одной другой отрасли в республике нет столь низких зарплат. "Через год-другой, я думаю, Казахстан даже будет непривлекательным для многих мигрантов", – считает финансист Расул Рысмамбетов, рассуждая об уровне зарплат. Между тем, отечественное сельское хозяйство, которое в заметной степени зависит от иностранного труда, обеспечило стране 5,3% ВВП в 2020 году.

Другой отраслью, которую в Казахстане сложно представить без труда мигрантов, является строительство (6% в структуре ВВП в прошлом году). Последние доступные данные свидетельствуют : в начале 2020 года в строительстве были заняты 45% иностранцев, работающих по квоте. Авторы расширенного миграционного профиля добавляют: "Доминирующее большинство мигрантов, работающих в Казахстане по патенту, вовлечены в строительные работы". Помимо официально занятых на стройплощадках республики трудятся и мигранты с неурегулированным статусом. "Если хорошо проверить стройки даже самых прекрасных официальных строительных компаний, не менее трети там будут составлять нелегально занятые. Это экономически выгодно застройщику", – делится своими предположениями Рысмамбетов.

Карантин и обусловившая его пандемия коронавируса, судя по всему, ощутимо подпортили застройщикам планы. В строительстве образовалась нехватка рабочих рук, в том числе из-за отсутствия мигрантов. "Строительные компании готовы были платить заработные платы выше среднего уровня, так как дефицит ощущался остро", – отмечает Жаныбек Айгазин, генеральный директор AERC .

"Стройка Туркестана наполовину встала, потому что все надеялись на узбекских рабочих. Казахстанских рабочих было недостаточно", – говорит Рысмамбетов.

На ту же проблему нехватки мигрантов-строителей на юге Казахстана обращала внимание и Ирина Черных, профессор и сотрудник представительства Фонда имени Розы Люксембург в Алматы.

Однако в конечном счёте Туркестан имеет все шансы войти в казахстанскую историю как город, который подобно столице стал "ярким и успешным примером того, как привлечение иностранной рабочей силы способствует массовому и элитному строительству и процветанию". Именно так о роли мигрантов в строительном секторе Казахстана отзывается Елена Садовская, отечественный специалист по миграции. Она уверена также, что именно иностранные специалисты и капитал способствовали более быстрому выводу местной строительной отрасли из кризиса в первой половине 90-х.

Сколько вкладывают (и вывозят)?

Вклад в создание валового национального продукта в принимающей стране – важный макропоказатель в изучении роли трудовой миграции, подчёркивает Садовская. По её оценкам, экономический вклад трудовых мигрантов (официально занятых и неурегулированных) в Казахстане в 2006-2007 годах, когда их численность была наибольшей, мог достигать 10-12% ВВП, а в 2015-2016 годах, в период кризиса и сокращения числа мигрантов – около 4-5% и менее. Начиная с этого времени иностранцев всё больше начинает интересовать работа в южных регионах, где распространено строительство и агропроизводство в небольших частных хозяйствах. Контроль миграции, а следовательно и оценка экономического вклада иностранных граждан становятся затруднительными.

Кроме экспертов своими цифрами в 2013 году поделилась Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Международные специалисты сошлись на более скромных оценках: они заявили, что как минимум 0,57% ВВП, или 1,1 млрд долларов, в год получает казахстанская экономика за счёт трудовых мигрантов. Власти республики ничего не подтверждают и не опровергают. В Министерстве труда и социальной защиты населения в ответ на наш запрос лишь сообщили: "Работодателями в течение 2016-2020 годов за привлечение иностранной рабочей силы уплачено налоговых сборов в сумме 29 960 млн тенге". По данным Министерства внутренних дел, на конец 2020 года в республике проживало 136,8 тысячи иностранцев. Если предположить, что все они относятся к экономически активному населению, речь идет о 1,5% рабочей силы страны. В 2019 году этот показатель находился на уровне 6%.

Трудясь на местных предприятиях и у частников, получая плату за свою работу, мигранты часть её отправляют семьям на родину. Десять лет назад предполагалось , что речь идет минимум о ⅔ дохода. Только в апреле 2021 года в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан через системы денежных переводов было отправлено 35,6 млрд тенге. Однако это по-прежнему лишь косвенный индикатор экономической деятельности иностранцев. Во-первых, мигранты могут не пользоваться официальными каналами для перевода денег, привозя заработок домой самостоятельно или передавая через родственников, друзей или знакомых. Во-вторых, возможен и другой вариант: "Житель Кыргызстана, работающий в Казахстане, открыл здесь карточку в казахстанском банке, получил ИИН и спокойно эту карточку обналичивает в Кыргызстане", – приводит пример Рысмамбетов, подчеркивая, что такие финансовые потоки также сложно отследить.

Вместе с тем часть своих доходов мигранты всё-таки тратят в Казахстане. Повышая спрос на продукты питания, жильё, услуги сферы здравоохранения, развлечения и прочее, они фактически способствуют повышению уровня ВВП. Евгений Хон, национальный программный офицер миссии Международной организации по миграции (МОМ) в Казахстане, в середине прошлого года отмечал , что сокращение доходов мигрантов в связи с пандемией негативно скажется на экономическом положении страны, потому что "их вклад в экономику достаточно весом". К слову, обозначить его могут отечественные налоговики. Айгазин обращает внимание на то, что, например, в налоговой форме 200.00 предприятия обязаны предоставлять данные о численности и доходах работающих у них иностранцев. Однако в открытом доступе собираемая информация не публикуется.

Почему мы ничего не знаем о вкладе мигрантов в экономику Казахстана?

«Оценка вклада [трудовых мигрантов] достаточно проблематична, так как необходимо представлять, в каких отраслях они работают, работают ли они легально, платят ли они налоги, доступны ли им общественные блага и услуги. К сожалению, эти вопросы – даже в отношении легальных мигрантов – не находят своего отражения в официальной статистике", – констатирует Айгазин. На первый взгляд может показаться, что власти в целом не заинтересованы в глубоком изучении роли иностранцев в отечественной экономике, однако эксперты опровергают эту точку зрения.

"Конечно, у государства есть интерес, потому что его задача – добраться до всех возможных экономических транзакций внутри страны и обложить их налогами", – отмечает Рысмамбетов. Кроме того, миграционная ситуация – неизменно вопрос национальной безопасности. В 2011 году Казахстан совместно с МОМ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев инициировал создание диалоговой площадки "Алматинский процесс по защите беженцев и международной миграции". Об активном взаимодействии с МОМ свидетельствует и тот факт, что региональный офис организации расположен в Нур-Султане. В 2016 году Первый Президент Нурсултан Назарбаев даже поручал правительству ускорить работу по созданию при МВД Национального бюро по вопросам миграции, которое отвечало бы за проведение аналитической работы в этой сфере.

Специальное ведомство не создано до сих пор, а общество почти лишено официальной аналитики о миграционной ситуации в стране. Причины, по словам экспертов, могут быть разными: с одной стороны, у любого государства ресурсы и арсенал инструментов ограничен; с другой стороны, нет четко выраженного общественного запроса.

"В России почему про это пишут? Потому что там вопрос "Что есть Россия – русское или нерусское?" актуален. Две точки зрения конкурируют, их сторонникам нужны аргументы, поэтому там над этим работают и демографы, и этнографы, и антропологи. В Казахстане, с точки зрения доминирующей идентичности, всё давно решено, антимигрантский дискурс гораздо менее востребован", – объясняет Игорь Савин, заведующий сектором Центральной Азии Центра изучения Центральной Азии, Кавказа, и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук.

Эксперт при этом считает, что мигранты продолжают восприниматься чиновниками как "маргинальная когорта трудовых ресурсов, не очень понятная и внятная часть рынка труда". Власти, предполагает Савин, понимают, что экономические бенефиты от деятельности мигрантов в Казахстане в основном идут мимо кассы – не в последнюю очередь благодаря покровительствующим этому серому рынку структурам. В результате профильное министерство решает, что в широком освещении миграционной проблематики, вероятно, "особых выгод для информационной политики не сыщешь".

Сложность заключается ещё и в том, что однозначного ответа на вопрос "Мигранты приносят экономике больше пользы или ущерба?" нет. Специалисты в области миграции ожидаемо могут настаивать на том, что иностранные работники являются чуть ли не "структурообразующим фактором" некоторых отраслей и по сути представляют собой уникальный трудовой ресурс, подготовка которого государству ничего не стоила. С другой стороны, казахстанская реальность твердит об обратном: часто мигранты не облада­ют квалификацией в той сфере, где им приходится работать. В результате иностранцы всё-таки становятся и выгодоприобретателями. Как, в конечном итоге, и граждане Казахстана, нанимающие их для строительства домов или ухода за хозяйством.

Публикация подготовлена Маргаритой Бочаровой в сотрудничестве с Центром исследования правовой политики в рамках проекта "Усиление правовой защиты прав мигрантов в Казахстане".

Читайте также: