В чем смысл этической концепции права по конфуцию

Обновлено: 04.07.2024

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551--479 гг. до н. а.). Бго взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.'

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть имератора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных -- семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины”, “низкие”, “младшие” должны подчиняться “ благородным мужам”, “лучшим”, “высшим”, “старшим”. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: “Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер”.

Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем “старшим”. Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. “Когда богатства распределяются равномерно,-- отмечал он, -- то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)”. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов (“варваров”). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: “людей, живущих далеко и не подчиняющихся”, необходимо “завоевать с помощью образованности и морали”. “Бели бы удалось их завоевать, -- добавлял он, -- среди них воцарился бы мир”. Эти культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качестве морального прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других народов.

Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. “Если, -- подчеркивал он, -- руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться ( от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”.

В целом добродетель в трактовке Конфуция -- это обширный комплекс этика-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (my), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.

Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип “исправления имен” (чжэ мин). Цель “исправления имен” -- привести “имена” (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник -- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном, простолюдин -- простолюдином, подданный -- подданным.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во 11 в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Социально-политические утопии Лао-цзы и Мо-ди

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-Цзы (VI в. до н. э. Его взгляды изложены в произведении “Дао дэ цзин” (“Книга о дао и да”).

В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления “небесной воли” Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. “ Небесное дао,-- утверждал он,-- напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято”.

В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. “Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты.- Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао. Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов.- Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны”.

Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких-то позитивных требований дао.

Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. “Где побывали войска, -- говорил он, -- там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы-. Победу следует отмечать похоронной процессией”.

Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового.

Эти аспекты даосизма существенно притупляли его критицизм по отношению к реально существовавшим социально- политическим порядкам.

Основатель моизма Мо-ди (479--400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

В этих целях он по-новому трактовал традиционное понятие “воля неба” и подчеркивал, что “небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу”. Всеобщность, присущая небу, которое играет в моизме роль образца и модели для человеческих взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей. “Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди -- слуги неба, “ нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно, чтобы (люди) почтительно служили небу. Разве это не есть выражение всеобщности, которой обладает небо? Разве небо не кормит всех?”

Следование небесному образцу Мо-ди называл также “почитанием мудрости гак основы управления”. Важным моментом такого мудрого управления является умелое сочетание “наставления народа с наказаниями”. Ссылаясь на примеры прошлого, Мо-ди подчеркивал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.

В поисках “единого образца справедливости” Мо-ди выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, говорил он, не было управления и наказания, “у каждого было свое понимание справедливости”, между людьми царила вражда. “Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба”. Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок”.

Эта идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, против “больших людей -- валов, гунов”, устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-ди, противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный “образец справедливости”.

Важное место в учении Mfr-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. “Высказывания, -- подчеркивает он, -- должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной”. С этих позиций Mо-цзы адресовал конфуцианцам следующий упрек: “Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам”. Мо-ди энергично выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма характерно его проницательное суждение о том, что “бедность -- это корень беспорядков в управлении”.

Государственное управление и правовое регулирование согласно теории Гуньсунь-Яна

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в до н. э. “Шан цзюнь шу” (“Книга правителя области Шанl”). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390 -- 338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы “законников” (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361--338 гг. до н. э.).

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут “лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов”.

Представления логистов о жестоких законах как основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу “кто кого”: “Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна”.

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, -- жестоких законов) их можно подчинить желательному “порядку”. Причем под “порядком” имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех манипулировать шли как угодно в делах внутренней и внешней политики.

Этому идеалу “законнического” государства совершенно чужды представления о каких-либо правах подданных по закону, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности лишь за вину и т. д. По сути дела, закон выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым произвольным содержанием (повелением) и снабдить любой санкцией. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: “Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими”.

Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) -- на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.

Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо “Шан цзюнь шу”, изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе “Ясные законы” сводного памятника “Гуань-цзы” (iv--III вв. до н. э.), в книге “Хань Фэй-цзы” -- работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.), в разделе “Рассматривать все по нынешнему времени” компендиума древнекитайской мысли “Люй-ши чунь цю” (111 в. до н. э.) и др.

Сущностное понятие и история возникновения конфуцианства - одного из древнейших философских учений. Этическое и политическое учение Конфуция, характеристика личности философа. Идея об идеальном человеке - цзюнь-цзы. Пять категорий людей по конфуцианству.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.06.2013
Размер файла 42,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат по философии

Этико-политическое учение Конфуция

  • Введение
  • Этическое учение Конфуция
    • Концепция идеального человека в учении Конфуция

    Введение

    Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - известный древнекитайский мудрец, основоположник философского учения конфуцианство, был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли. Конфуций не задавался вопросом о происхождении мира и человека и не занимался специально разработкой общих вопросов бытия. Прежде всего он известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек -- член общества и семьи.

    Этическое учение Конфуция

    В целом, добродетель в трактовке Конфуция -- это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), гуманности (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), искренность (синь), долга (и) и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, представляет собой единство моральных и правовых явлений.

    Шу - категория конфуцианской морали, определяется так же, как "не
    делай другим людям того, чего не желаешь себе". Конфуций. Беседы и суждения. [12:2] Китайские мудрецы истолковывают шу как "способ осуществления человеколюбия".

    Наиболее ценные правила - это те правила, которые представляют собой конкретные указания. Цивилизованным людям, живущим в организованном обществе, удобнее жить в нем, когда в нем существуют определенные правила, представляющие собой единую целостную систему. Для этого существовали многосложные сборники правил, учитывающие все аспекты бытия, от дружеского времяпровождения и манеры одеваться, до поклонения прадедам и умения вести беседу, которым конфуцианцы отводили значительную роль.

    Осуществляя гуманность, человек должен воздерживаться от причинения людям того, чего он не желает себе. Согласно Конфуцию, постичь жэнь могут лишь избранные, т.е. цзюнь - цзы - представители высших слоев общества. Простолюдины же - сяо жэнь ("мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречается у Конфуция и его последователей.

    Концепция идеального человека в учении Конфуция

    Китайский мыслитель полагал, что ответственность перед обществом является главной ответственностью человека. Человек становится человеком только в обществе, вместе с другими людьми. Иначе говоря, гармония для человека означает гармонию с другими людьми. Жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Человеку приходится идти на компромисс с другими людьми, и выполнять те требования, которые предъявляет ему общество. Истоки такого вида взаимодействия находятся в Дао, но уровень человеческого опыта является той промежуточной точкой, через которую люди выражают свою связь со вселенной. Способность понять всеобщую гармонию приходит к личности вместе со способностью гармонии с близкими.

    Итак, цзюнь-цзы свойственна гармония нравственности и образованности, непосредственности и культуры. Отвращение к разным формам фанатизма, многогранное и глубокое понимание жизни, терпимость - вот характерные черты социального эталона по Конфуцию. Такой путь Конфуций называет средним и говорит, что придерживаться ее помогают правила благопристойности. Для благородного мужа они являются критерием, помогающим ему избежать крайности. Иначе говоря, для цзюнь - цзы совершенно необходимо знать и понимать Ли.

    Политическое учение Конфуция

    Конфуций предпочитал способы правления, основанные не на насилии, и, соответственно, призывал правителей к управлению, основанному на добродетели. Главный метод управления народом - сила примера и убеждения. Если государи будут придерживаться моральных устоев (следовать пути дао), то народ будет их уважать и любить. Насилие должно быть последним средством, к которому прибегнет правитель.

    Феодально-теократический строй начала Чжоуского периода был политическим идеалом Конфуция. Отталкиваясь от своего учения о совершенном человеке, Конфуций сконструировал модель того социально - политического устройства, которое он бы хотел видеть в Древнем Китае. Главенствующим приоритетом такого социального порядка является благо народа. На втором месте находится божество, интересы монарха Конфуций помещает на третье место. Почтительное отношение к старшим и уважение так же является важной составляющей социального порядка. К этому относятся уважение младшими братьями старшего брата (ди), подчинение подданных своему правителю покорность и почитание родителей (сяо) и подчинение младших братьев старшему брату. Понятие “преданность” (чжун) отражает все это.

    Государство должно иметь четкую структуру, где каждому отведено свое место: один повинуется, другой управляет. Сословие управляющих состоит не из родовой знати, а из образованных аристократов. Каждый китаец должен разделять взгляды конфуцианцев и поддерживать их. Именно на это должна быть направлена система образования и воспитания.

    Государь, прежде всего, должен завоевать любовь и доверие своих подопечных. "Нужно постоянно самосовершенствоваться," - подчеркивал Конфуций. Серьезное внимание Конфуций уделяет практическим советам по управлению государством: нужно опираться на добродетельных и знающих помощников; следует избегать рискованных решений, будучи всегда осмотрительным; никогда не следует попусту бросаться словами; не следует спешить с решениями; не надо чрезмерно увлекаться мелкими вопросами.

    О личности Конфуция

    В 19 лет Конфуций женился, а через год у него родился сын Ли.

    Лучшей порой китайской философии считают 6-3 век до н.э. Именно в этот период раздробленности и борьбы всевозможных идей в Китае были заложены основы ведущих философских учений, сторонники которых пытались ответить на вопросы поведения человека и обустройства общества. Люди, чьи главным достоянием были их знания, обратили на себя внимание, и знать стала охотно пользоваться их услугами. Многие китайские мудрецы вышли из этой своеобразной интеллигенции. Они главным образом занимались тем, что проповедовали свое учение, разъезжая от двора к двору, вместе со своими учениками. Однако немало было и тех, кто уходили от мирской суеты и становились отшельниками, например представители даосизма. Они считали отшельничество самым совершенным образом жизни. Даосизм является враждебным к конфуцианству течением, так как он обращён исключительно к внутреннему миру человека, в то время как конфуцианство сосредоточено на социальных аспектах действительности. Даосизм и конфуцианство оказались наиболее жизнеспособными и долговечными по сравнению с остальными учениями Древнего Китая. Они переплетены с его историей и оставили значимый отпечаток на его духовной культуре.

    Конфуций стал почитаться как первоучитель человечества и даже сформировался культ поклонения ему. В 174 г. император Гао-цзу лично принес в жертву быка на могиле Конфуция, посетив его родину в провинции Шань-дун. Спустя 50 лет, на месте могилы Конфуция, в его честь был воздвигнут храм. В 267 г. согласно императорскому указу предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву быка, свинью и овцу. В 555 г. в каждом городе, где размещалась резиденция представителя власти, должен был быть сооружен храм в честь Конфуция. Потомки Конфуция по прямой линии получили наследственный княжеский титул и земельные владения, а уходу за могилой и храмом должен был посвящать себя старший в роду. В настоящее время, в списке потомков древнего китайского философа насчитывается более 2 миллионов имен. Однако, Предполагается, что на самом деле семейное древо Конфуция еще многочисленнее.

    Конфуций прежде всего оценивал людей с моральной точки зрения, считая, что главную основу поведения составляет нравственность. Согласно его теории, все люди похожи между собой, а отличают их друг от друга главным образом их привычки. Конфуций. Беседы и суждения. [17:2] Поэтому одни становятся злыми и дурными, а другие добронравными и честными. Человек высшей степени добродетели назывался благородным мужем.

    По конфуцианству существует пять категорий людей:

    · Первая - люди живущие повседневной едва ли не животной жизнью, не отличающиеся ничем примечательным, говорящих для того, что бы говорить.

    · Вторая - люди образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями, способные самостоятельно составлять мнение о вещах.

    · Третья - люди обладающие душевным равновесием, одинаковые в горе и радости, умеющие молчать и говорить.

    · Четвёртая - люди истинно добродетельные и искренние.

    · Пятая - люди, совершенные во всех отношениях, достойные управлять государством.

    Последователи конфуцианской мысли считали, что человек обладает способностью развращаться или совершенствоваться, смотря по злому или доброму употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

    История развития конфуцианства

    конфуцианство философское учение

    После смерти Конфуция появились восемь школ, которые основали его последователи. Из них наиболее значительными были две: школа, которую возглавил Сюнь-цзы (ок. 313 v 235), и школа, возглавляемая Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н. э.)

    Однако, появляется вопрос: раз человек обладает врожденной добродетелью, то как же он становится злым? Мэн-цзы считал, что это происходит оттого, что человек либо вообще теряет свою природу, либо ему оказывается не под силу развить врожденный потенциал.

    При династии Цинь, следовавшей после Чжоуской эпохи, конфуцианство, уже играло известную роль, судя по преследованиям конфуцианцев при этой династии,

    В эпоху Хань конфуцианство укрепило свои позиции и стало господствующим учением в Китае. Император У-ди провозгласил конфуцианство официальной государственной философией, а знаменитый философ Дун Чжуншу предложил запретить иные философские учения и объявить конфуцианство единым, обязательным для следования, учением. На базе конфуцианства в Китае создается специфическая форма государственного управления. В ее основе лежала система государственных экзаменов для для занятия государственных должностей. Вследствие этого, государственные должности могли занимать только конфуцианцы. Конфуцианство воспринималось скорее как наука, а конфуцианцев считали учеными и образованными людьми. Оно проникло во всех сферы общества, определяя традиции, нормы морали, выработало некоторые стереотипы в сознании простых людей и более просвещенных слоев.

    Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди просвещенных слоев общества. После этого, конфуцианство оставалось господствующей идеологией около 2000 лет.

    Именно это направление конфуцианства стало главенствующим и впоследствии, получило широкое распространение в Японии, Вьетнаме, Корее и самом Китае.

    В начале 20 века реформатор и философ Кан Ювэй выступил с предложением социальной и религиозной реформы. Он предлагал установить конституционную монархию и реформировать конфуцианство с практической стороны, превратив его в государственную религию. Кан Ювэй создал концепцию Великого Единства. Согласно ей, эволюция должна закончиться всеобщим равенством, единением, справедливостью и любовью. Все общественные различия между людьми, такие как государство, частная собственность и национальные языки, будут утеряны.

    Антиимпериалистическое движение 4 мая 1919 года означало резкий поворот во взглядах народа Китая. Произошел переход от традиционной культуры к ориентации на Запад. Конфуцианской идеалогии был нанесен сильный удар преобразованиями и требованиями заменить конфуцианскую культуру более современной. Однако не так легко отвергнуть то, что господствовало в течении нескольких тысяч лет и поэтому конфуцианство продолжило играть значительную роль в общественной жизни Китая.

    Заключение

    Итак, суммируя наследие, оставленное Конфуцием, можно сказать следующее: его основой является стремление выдержать равновесие, которое необходимо для гармоничного бытия всего мира. Главная цель к которой должен стремится человек - равновесие и гармония. Все остальное - поведение, манера говорить, взаимодействие с другими людьми, образ мыслей - все, что связано с существованием человека, направляется этой целью. Воля и разум, которыми он обладает, делают человека центральной фигурой в этом действе космического масштаба: ведь единое слово может нарушить хрупкое соотношение вселенских сил.

    Необыкновенная популярность учения Конфуция объясняется, прежде всего, тем, что его основные положения общедоступны, и главное понятны для всех, а не только для образованных аристократов. Он говорил о гуманности, почитании старших, преданности государю, в общем о тех вещах, которые проистекали из многовековых китайских традиций, поэтому и были легко восприняты народом, так как это отражало их подсознательные мысли. Учение Конфуция было лишено мистической и сверхъестественной стороны, оно давало вполне ясные ответы на вопросы. Хочется так же добавить, что конфуцианство особенно заботилось о сохранении порядка и устоев в обществе, посредством создания морального кодекса.

    Безусловно, о конфуцианстве можно было бы сказать еще многое - неслучайно это направление является одним из самых влиятельных в истории Китая, определяя во многом традиционные воззрения китайской культуры спустя многие столетия после своего возникновения.

    6. Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.

    8. Феоктистов В. Философские трактаты Сюнь-Цзы. Исследования, перевод, размышления китаеведа. М., Наталис, 2005. 432 c. (Первое издание -- М., 1976)

    9. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995.

    10. Словарь по этике. / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М.: Политиздат,1989. - Изд.6.

    11. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

    Подобные документы

    Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.

    реферат [39,3 K], добавлен 01.12.2013

    Основные принципы учений Будды, его четыре благородных истины, принципы существования, правила аскетики, отношение к земной жизни, а также концепция бесконечности перерождений. Сущность и цели учений Конфуция о человеке, обществе и идеальном государстве.

    реферат [29,3 K], добавлен 29.11.2009

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Конфуция, выдающегося философа Древнего Китая, заложившего основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Характеристика социального идеала Конфуция - "цзюнь-цзы" - гуманного человека.

    реферат [36,4 K], добавлен 22.06.2010

    Этико-политическое учения Конфуция. Основы учения Конфуция о государстве. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти.

    курсовая работа [14,0 K], добавлен 20.12.2002

    Древний мыслитель и философ Китая. Систематизация литературного наследия прошлого Ши-цзин (Книга Песен). Золотое правило этики Конфуция. Пять постоянств праведного человека. Главные духовные наследники Кун-цзы. Ортодоксальная интерпретация конфуцианства.

    ВложениеРазмер
    _._.rar 30.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Во все времена в обществе признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, и сейчас эта проблема имеет большое значение. Тот нравственный беспредел, с которым встретилось современное общество, оказывает пагубное воздействие на подростков и молодёжь. В подтверждение этому можно привести растущие цифры преступности, особенно среди молодёжи, а также готовность многих людей действовать в достижении своего материального благополучия, переступая порой грани закона. Снижение уровня нравственности означает смену ценностных ориентаций в обществе под влиянием различных обстоятельств.

    Актуальность идей конфуцианских мыслителей во многом обусловлена тем, что основной темой их рассуждений были человек, общество и государство. Заложенные ими социально-политические нормы и принципы явились основным стержнем, вокруг которого вращались теоретические разработки проблем общественного и государственного обустройства.

    Нормы и правила касались воспитания человека, определяли его поведение в обществе, в семье, на службе. И в настоящее время во всём мире перед любым человеком встают проблемы, которые касаются процесса воспитания. Причины этих проблем заложены в постоянной смене ценностей общества.

    Одна из главных мыслей в учении Конфуция — это забота о старших и о близких людях. Философ считал, что это должно установить связь между современным обществом и его предыдущими поколениями, а значит, обеспечить преемственность традиций, опыта и т. д. Особое место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Если общество пропитано таким духом, то очень сплоченно, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

    Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве.

    Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

    1.1 Учение о человеке

    Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы: распущенные, сдержанные, глупцы.

    Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.

    1.2. Учение об обществе

    Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

    Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

    Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

    Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

    Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии. Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

    Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

    1.3. Учение о государстве

    Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

    Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила.

    Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: управляющие, управляемые.

    Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

    Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба.

    Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

    Основным положением философии Конфуция является вера в то, что любой человек может стать лучше, умнее и прекраснее.

    Мыслитель, не проповедовал какие-либо новые идеи. Он твёрдо верил в своё призвание воскресить в памяти людей повеления древних мудрецов, стремился противодействовать злу и несправедливости, хотел сделать китайский народ добродетельным, счастливым и процветающим.

    Учение Конфуция наполнено сознанием нравственного роста человека в гармонии с природой, и именно эта гармония определяет нормы нравственности.

    Люди всегда во все века высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о её подрастающем поколении. Сегодня нравственные ориентиры подвержены многочисленным изменениям; очень часто это выражается в бездушии, безверии, агрессивности. Именно поэтому в данной работе были затронуты проблемы нравственности общества.

    Китайский философ Конфуций предлагал изменять мир к лучшему изнутри. Поэтому, в современном мире, чтобы изменить наше общество к лучшему, надо опираться на учение Конфуция и его нравственные идеалы.

    В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на фукционирование глобального рынка.

    Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана держал многих не родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению к старшим. Также с этим культом связано и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всех крупнейших стран.

    Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Конфуцианство, как часть и, может быть, самая важная часть этой мудрости, не потеряло своей жизненности и сегодня. Заветы Конфуция обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

    Конфуцианством называется этико-политическое учение, которое сформировалось в Древнем Китае спустя триста лет после ухода их жизни Конфуция. Свыше 2000 лет конфуцианство оказывало величайшее значение на политику, общество, духовную жизнь Китая. Базовая основа рассматриваемого учения была заложена в 6 в. до н. э. самим Конфуцием. Конфуций открывает человека и постигает своеобразие его бытия в мире. Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии, участвовало в общественных движениях. Целью конфуцианства в общественной сфере было укрепление общественного строя и государства при помощи строгого соблюдения догм и традиций из древности. С этических точек зрения конфуцианство признавало правильность существования бедных и богатых, людей трудящихся и людей умственного труда. Управление государством, мораль и управление были главными вопросами конфуцианства. Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и пр. Итак, этическое учение Конфуция – это гуманизм определенных взаимоотношений человека. Нравственное учение Конфуция базируется на человеческом согласии, которое главнее абстрактных истин. Человечность является главным принципом. Ритуал – это нравственная мера поведения, благодаря которому люди согласно существуют между собой. Ли нельзя разрушать, но, несмотря не это, ли гибок и подвижен. Стандарты и норму поведения задает древность. Усилия в сфере нравственности человека должны быть устремлены к тому, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Человеколюбие основывается на почтительности к родителям и уважительности к старшим братьям. Итак, главная проблема, решаемая Конфуцием – это проблема человеческого взаимопонимания. Перемены, говорит Конфуций, не должны посягать на культ предков. Если родители согласны на перемены, то изменения возможны. Конфуций говорит о том, что дети могут менять обычаи, которые были заложены отцом, но только по истечении трех лет после его смерти. Новое, говорит Конфуций, это переделанное старое. Идеалы нужно брать из прошлого, а не в будущем. Итак, сыновняя почтительность по Конфуцию – это и есть сама мораль. Отец – это нравственный пример для сына. Первично почтение сына к отцу. Также важна забота отца о сыне. Ничто не может оправдать донос на отца. Поэтому человеколюбие является тождественным сыновней почтительности. Этот принцип впоследствии закрепился в практике юристов: в I в до н.э. были изданы законы, которые предписывали детям укрывать своих родителей. В Средние века китайские законы говорили о каре в виде смертной казни при доносительстве на своих родителей. Также следует сказать, что Конфуций первым поделил людей на группы в Древнем Китае. Также можно сказать, что благородный муж Конфуция существует до сих пор как идеал личности человека, в том числе и идеал личности в правовой сфере. Конфуций определил проблему, которая актуальная по сей день: носитель власти обязан быть принципиальным. Иначе это уже не политическая власть, а иное.

    Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

    Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

    В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

    Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

    Жизнь великого мудреца Конфуция

    6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

    В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

    Что лежит в основе отношений между людьми?

    Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.

    Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

    Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

    • 15 лет – стремление к учению и образованию;
    • 30 лет – приобретение самостоятельности;
    • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
    • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
    • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
    • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

    Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

    Этические принципы конфуцианства

    В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

    Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

    В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

    Кратко об основных принципах конфуцианского учения

    Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

    Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

    Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

    Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

    Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

    И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

    Ответ справочной службы русского языка

    Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

    Читайте также: