Какими 3 крупными блоками можно предоставить образовательные результаты финансовой грамотности

Обновлено: 18.05.2024

1.7. Требования к материалам, представленным на Конкурс, разрабатываются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации (в том числе федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования и примерными основными образовательными программами). Оценка рабочих программ и методических разработок проводится на основании экспертных заключений, специалистов, обладающих компетенцией в сфере финансовой грамотности, а также заключений представителей профессионального сообщества.

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель Конкурса заключается в выявлении и распространении эффективных образовательных практик, направленных на формирование у обучающихся знаний и навыков в области финансовой грамотности.

2.2. Задачи Конкурса:

- содействие профессиональному развитию педагогических работников в области финансовой грамотности;

3. Условия и порядок участия в Конкурсе

3.2. Участниками Конкурса являются педагогические работники образовательных организаций общего образования, указанных в п. 3.1. настоящего Положения. Требования к возрасту, педагогическому стажу, квалификационной категории участников Конкурса не предъявляются.

3.3. Каждый участник может подать неограниченное число заявок в различные номинации.

3.4. Конкурс проводится в дистанционном режиме.

3.6.2. Участник Конкурса через свою личную страницу может вносить изменения в своих данных и направлять конкурсные материалы.

3.7. Заявки и конкурсные материалы принимаются только в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в п.3.6. настоящего Положения.

3.8. Заявки и конкурсные материалы принимаются с 17 декабря 2018 года по 21 января 2019 года.

3.9. Информация о проведении Конкурса, критериях оценки конкурсных материалов размещается в открытом доступе в соответствии с пунктом 1.8 настоящего Положения и заранее известна всем участникам.

3.10. Представленные на Конкурс конкурсные материалы проходят экспертизу согласно критериям, определенным настоящим Положением (Приложение № 2 к настоящему Положению).

4. Конкурсные номинации

5. Требования к предоставляемым конкурсным материалам

5.1. Представленные конкурсные материалы должны охватывать содержание тем в области финансовой грамотности в соответствии с дидактическими единицами, внесенными в примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Примерный список тематических направлений: семейный бюджет, личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции, страхование, инвестиции, пенсии, налоги, финансовое мошенничество, защита прав потребителей финансовых услуг. Данный список не является исчерпывающим; участники Конкурса могут предложить дополнительные темы при убедительном обосновании их связи с целями и задачами финансового просвещения.

5.2. Конкурсные материалы должны включать:

- рабочую программу учебного курса/модуля по финансовой грамотности;

- методические разработки заданий с пояснительной запиской;

- методические разработки в формате цифрового продукта: программные продукты, видеоролики, фильмы, мультимедийные презентации, интерактивные игры, электронные учебники по любой теме рабочей программы курса/модуля по финансовой грамотности с пояснительной запиской;

- согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию собственных персональных данных, а также конкурсных работ, в том числе в сети Интернет (Приложение № 3 к настоящему Положению).

5.3. Материалы представляются в следующих форматах:

5.3.1. документы - в форматах: PDF и DOC или DOCX;

5.3.2. презентации - в форматах PDF, PPT или PPTX объёмом не более 10 Mb;

5.3.3. Фотоматериалы - в форматах: JPG, JPEG, PNG, PDF, TIFF.

5.3.4. Видеоматериалы - в форматах MPEG, AVI, MOV, FLV с адресом или ссылкой на облачное хранилище с возможностью доступа.

5.3.5. Цифровые продукты предоставляются на Конкурс в следующих форматах:

5.3.5.1. Мультимедийная презентация, созданная с использованием презентаций в PowerPoint (Инструмент MS Office, формат – pptx), сконвертированная в видеофайл (Инструмент ISpring, формат - mp4), с наложением звуковых материалов (Инструмент Movavi, формат - mp4), с добавлением в видеофайл вопросов (Инструмент H5P, формат – ссылка с репозитория H5P) .

5.3.5.2. Видеоролик. Видеофайл должен содержать фрагмент урока, показывающий практическое использование образовательных ресурсов в образовательном процессе (7–15 мин., макс. размер файла 850 мегабайт, допустимые форматы: mp4, webm). Сопроводительный текстовый материал составляется в свободной форме (например, в форме фрагмента сценария урока) и является пояснением конкурсанта к конкурсному видеофайлу (макс. размер файла 1 мегабайт, формат - docx).

5.4. К участию в Конкурсе не допускаются материалы, ранее опубликованные в СМИ, а также материалы из Интернета.

5.5. Участники Конкурса самостоятельно несут ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц.

5.6. Несоответствие заявки настоящему Положению является поводом для её отклонения.

6. Порядок процедуры оценки и отбора лучших конкурсных материалов

6.1. Положение о критериях оценки Конкурсных материалов определяет систему оценки разработанных участниками рабочих программ и методических материалов (Приложение 2 к настоящему Положению).

6.2. Для отбора лучших конкурсных материалов на основании критериев оценки формируется Конкурсная комиссия. Численность и состав Конкурсной комиссии определяется организаторами Конкурса.

6.6. Оценка конкурсных материалов осуществляется в период с 21 января 2019 года по 7 февраля 2019 года .

6.7. Работы, поданные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются участникам Конкурса.

6.8. Результаты Конкурса доводятся до сведения победителей Конкурса лично, по электронной почте и согласно п.1.8. настоящего Положения.

7. Подведение итогов Конкурса, церемония награждения победителей

7.1. Все участники Конкурса получат Сертификаты об участии
в Конкурсе.

7.3. Участники Конкурса, занявшие 2 и 3 места, получают лицензионную электронную версию УМК в количестве, достаточном для одного учебного класса.

8. Основные сроки проведения Конкурса

• первый анонс – 17 декабря 2018 года;

• сбор заявок – с 17 декабря 2018 года по 21 января 2019 года;

• сроки подведения результатов – с 21 января 2019 года по 7 февраля 2019 года;

• дата проведения Церемонии награждения будет объявлена на сайтах организаторов Конкурса и сайте Банка России.

9. Персональные данные участников Конкурса

9.2. До начала Конкурса лицо, заявившее о своем участии, подтверждает ознакомление с Положением о Конкурсе, а также предоставляет организаторам Конкурса согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию собственных персональных данных, а также конкурсных работ, в том числе в сети Интернет (Приложение 3 к настоящему Положению).

Информация, необходимая для заполнения регистрационной формы на странице

об участии во третьем Всероссийском Конкурсе лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций

Полное название образовательной организации

ФИО руководителя образовательной организации

ФИО Исполнителя (Контактное лицо)

Официальный сайт образовательной организации

Наименование конкурсной номинации

Название методической разработки

Критерии оценки конкурсных материалов

Номинация, указанная в пункте 4.1. настоящего Положения

Максимальное количество баллов - 10

Критерии оценки конкурсных материалов

Представленные методические разработки не соответствуют критерию – 0;

методические разработки частично соответствуют критерию, требуют дополнения – 1;

методические разработки полностью соответствуют критерию – 2.

Качество и результативность рабочей программы

Методическая новизна разработки

Использование современных образовательных, в том числе информационных технологий

Соответствие методической разработки

требованиям ФГОС или ПООП

Перспективность применения методической разработки в педагогической практике

Оригинальность представленной работы

Проведение мероприятий по распространению опыта, описанного в методической разработке

Участие в мастер-классах, конференциях, открытых уроках с материалами из методической разработки

Номинация, указанная в пункте 4.2. настоящего Положения

Максимальное количество баллов – 14

Критерии оценки конкурсных материалов

Представленные методические разработки не соответствуют критерию – 0;

методические разработки частично соответствуют критерию, требуют дополнения – 1;

методические разработки полностью соответствуют критерию – 2

Качество и результативность методической разработки

Соответствие методической разработки

требованиям ФГОС или ПООП

Наличие описания процедуры оценивания заданий

Наличие методического обоснования к выполнению заданий

Перспективность применения методической разработки в педагогической практике

Авторская оригинальность методической разработки

Проведение мероприятий по распространению опыта, описанного в методической разработке

Участие в мастер-классах, конференциях, открытых уроках с материалами из методической разработки

Номинация, указанная в пункте 4.3. настоящего Положения

Максимальное количество баллов – 16

Критерии оценки конкурсных материалов

Представленный цифровой продукт не соответствуют критерию – 0;

цифровой продукт частично соответствует критерию, требует дополнения – 1;

цифровой продукт полностью соответствует критерию – 2.

Качество и результативность цифрового продукта

Связь содержания с поставленными целями конкурса (цель не конкретна, цель конкретна, но не проверяется ее достижение; цель конкретна и проверяется ее достижение)

Образовательная и методическая ценность материала

Оригинальность представленной работы

Техническая реализация: качественно подготовленная мультимедийная презентация, видеоролик, фильм, компьютерная игра (графика, дизайн, цветовая гамма)

Выразительные средства: наличие звукового сопровождения, видеоэффекты, анимация

Доступность предлагаемого материала (выбор оптимального уровня сложности, способа изложения с учетом возрастных особенностей)

Содержательность работы (цифровые форматы использованы эпизодически и формально, цифровые форматы обеспечивают развитие навыков самостоятельной работы,

цифровые форматы обеспечивают организацию контроля знаний, проверки домашнего задания и/или рефлексии на всех этапах урока)

Перспективность применения цифрового продукта в педагогической практике

Проведение мероприятий по распространению опыта, описанного в методической разработке

Участие в мастер-классах, конференциях, открытых уроках с материалами из методической разработки

на обработку персональных данных

(заполняется автором от руки)

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

документ, удостоверяющий личность:

сообщаю о согласии участвовать в третьем Всероссийском Конкурсе лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций, на условиях, установленных в Положении о Конкурсе.

Сообщаю, что на момент участия в Конкурсе обладаю полной гражданской дееспособностью и являюсь________________________________________________________________________________________________________________

(указывается ученая степень, должность, место работы)

- фамилию, имя, отчество;

- контактный телефон (рабочий);

- адрес электронный почты (рабочий).

Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме.

Содержание действий по обработке персональных данных, необходимость их выполнения, а также мои права по отзыву данного согласия мне понятны.

Фото: pixabay.com

Елена Рутковская, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования

Елена Рутковская, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования

Анастасия Половникова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета

Анастасия Половникова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета

Финансовая грамотность во всем мире сегодня понимается как одна из основных компетенций людей, необходимых для личного благополучия, и одна из составляющих безопасности человека в современном мире. Какие знания и умения должны быть у финансово грамотного человека и как на мировом фоне выглядят российские школьники?

Образовательными достижениями эта программа считает умение применять имеющиеся знания на практике. И не только знания, осваиваемые учащимися в ходе изучения предметов школьной программы, но и те, которые они получают за пределами школы, в реальной жизни.

PISA — это мониторинговое исследование. Оно повторяется в странах, участвующих в нем, каждые три года. В результате можно проследить динамику образовательных достижений и сравнить уровень этих достижений в разных странах.

Основой заданий, которые школьники выполняют в рамках исследования, являются жизненные ситуации. Они подразделяются на четыре группы в зависимости от контекста:

  • домашний и семейный (сильнее сказываются знания и умения, идущие от семейных практик);
  • личностный (отражает личный опыт учащихся в решении вопросов, связанных с финансами);
  • общественный (касается общественных отношений, включая права и обязанности человека, связанные с финансами в обществе);
  • образовательный и профессиональный (ситуации затрагивают финансовые проблемы, связанные с учебной и профессиональной деятельностью).

Содержательно задания охватывают четыре группы вопросов:

1. Деньги и операции с ними.

2. Управление личными финансами.

3. Финансовые риски и выгоды.

4. Финансовая среда, актуализирующая вопросы, требующие личного решения.

Как у российских школьников с финансовой грамотностью?

Первое исследование PISA в области финансовой грамотности было проведено в 2012 году. В нем приняли участие 18 стран. Российские школьники получили 486 баллов по 1000-балльной шкале и оказались на 10-м месте среди стран-участниц. Каким было содержание вопросов и что могло вызвать затруднения у российских учащихся?

Важно было не просто порассуждать о той проблеме, с которой столкнулись герои ситуации, но и выразить свое отношение к их мнениям, указать, что целесообразно сделать. Например, предлагались задания, в которых нужно было рассчитать, сколько денег потребуется для проведения отпуска с семьей. Или определить, что поменяется в семейном бюджете героя, который зарабатывает деньги в валюте, если изменится курс валют. Или предложить конкретные действия в ситуации, герой которой столкнулся с финансовым мошенничеством. Вот некоторые примеры заданий.


Николай увидел в журнале для подростков следующее объявление:

Вопрос:

Остаток на телефоне Николая составляет 30 зед.
Он отправил СМС со словом MONK на номер 13 45 67.
После этого Николай не делал звонков и не отправлял СМС. Он также не пополнял баланс.
Какой остаток будет на телефоне у Николая ровно через одну неделю?
Остаток в зедах: .

Выполняя задание, необходимо было учесть важное пояснение, напечатанное мелким шрифтом. В нем говорилось о подтверждении согласия получать ежедневно новую мелодию для телефона, а значит, и оплачивать ее. Нужно было произвести простые математические действия умножения и вычитания, но при этом использовать именно ту информацию, в которой говорится о ежедневном списании средств.

Как обычно, сначала учащимся предлагается ситуация (в данном случае связанная с прокатом велосипедов), а затем — задания к ней (тут их четыре). Помимо самой ситуации в задании описаны встроенные интерактивные таблицы для расчетов и объяснено, как они работают.

ЗедВелосипед


В первом задании предлагается вычислить, сколько нужно будет заплатить за месяц участия в программе проката велосипедов, учитывая, что героиня ситуации предполагает использовать велосипед для относительно коротких поездок по будням и более длинных по выходным.

Во втором задании нужно определить, какой вариант участия в программе более выгодный: полугодовой или годовой (при условии, что пользоваться велосипедом планируется в течение полугода).

Четвертое задание предлагает определить и объяснить, правильным ли был выбор варианта программы, сделанный другим героем ситуации.

Нюансы

В заданиях, где не требуется глубокое и комплексное осмысление ситуации и поднятой ею проблемы, где необходимо осуществить только одно действие, российские учащиеся показывают результаты выше среднего уровня по странам ОЭСР и иногда даже приближаются к максимальным показателям.

Там же, где необходимо произвести несколько действий с предоставленной информацией, учесть несколько факторов, влияющих на финансовое решение, результаты оказываются ниже среднего уровня. Значит, российским школьникам необходимо учиться видеть и понимать ситуацию комплексно, разносторонне, осуществлять последовательно несколько действий, принимать во внимание ряд условий при выполнении задания.

Сложными оказываются задания, связанные с практическими действиями и принятием решений. Особенно это касается тех сфер, где ученикам не хватает практического опыта, например страхования. Значит, надо ближе знакомить их с такими вопросами, уделять им больше внимания.

Самые низкие показатели российских школьников связаны с выполнением заданий, нацеленных на аргументированную оценку финансовых проблем и решений. Учащиеся достаточно часто высказывают некие оценочные суждения, но не фокусируются на оценке проблемы в целом, затрудняются аргументировать свою позицию.

Что означают для самих школьников выявленные дефициты? И зачем об этом надо говорить? Финансово неграмотный человек сегодня оказывается в группе риска. Именно поэтому следует получать новые финансовые знания и развивать соответствующие умения для их применения. Необходимо осваивать целесообразные модели поведения и эффективные финансовые стратегии, обращаясь к тем жизненным ситуациям, с которыми уже сегодня может столкнуться школьник, и к тем ситуациям, с которыми он может встретиться во взрослой жизни.

Финансовая грамотность в информатике

ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ: интеграция контекстов в целях, результатах, содержании и моделях обучения

ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ: интеграция контекстов в целях, результатах, содержании и моделях обучения

ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ: интеграция контекстов в целях, результатах, содержании и моделях обучения

Образовательные модели формирования финансовой грамотности

Образовательные модели формирования финансовой грамотности

Образовательные модели формирования финансовой грамотности

Система установок и ценностей

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы? 1

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы? 1

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы?

При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу.
Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практико-ориентированный подход к реализации программы в полном объеме.

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы 4 1 этап 2 этап 3 этап интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя…

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы 4 1 этап 2 этап 3 этап интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя…

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы

интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя из целостного взгляда на него: главные задачи и планируемые результаты

сопряжение изучаемых тем предмета с содержательными модулями по финансовой грамотности (на основе учета возможностей организации взаимодействия с социумом, связи с реальной жизнью, интересами и возможностями обучающихся)

системность педагогической работы в формировании финансовой компетентности через последовательное освоение модулей по финансовой грамотности и организацию разных видов урочной и внеурочной деятельности по ходу движения изучения предмета и фиксация образовательного результата обучающихся

Структура и содержание рабочей программы курса 5

Структура и содержание рабочей программы курса 5

Структура и содержание рабочей программы курса

Основные разделы рабочей программы

Описание места курса в
учебном плане

Планируемые результаты
освоения

Рабочая программа курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и/или среднего общего образования

Финансовая грамотность как компетентность 6

Финансовая грамотность как компетентность 6

Финансовая грамотность как компетентность

Готовность нести ответственность

Готовность использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Финансовые компетенции (знания, умения)

Часть базовой финансовой культуры личности

Способность продуктивно выполнять социально-экономические роли

Финансовые компетенции (знания, умения, опыт)

Личностные социально-значимые установки

ФГ: базовая составляющая общей финансовой культуры личности и представляет собой совокупность знаний, умений, опыта в финансовой сфере и личностных социально-значимых установок, сформированность которых определяет способность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли

Финансовая грамотность в информатике

Финансовая грамотность в информатике

Этап закрепления полученных знаний:

Этап закрепления полученных знаний:

Рефлексия и перевод знаний в действия:

Рефлексия и перевод знаний в действия:

Цель: Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы и необходимость планирования своего будущего
Время: 10 минут
Ход работы:
Дата ____________ Меня зовут_____________________________. Мне___ лет.
Я живу в (название города, села, деревни и т.д.) _____________________страна __________________________________.
Мои любимые занятия – это ___________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
Чтобы описать себя, я скажу, что я _____________________________________________
____________________________________________________________________________.
Я мечтаю стать ______________________________________________________________.
А еще я надеюсь, что _________________________________________________________.
Чтобы исполнились мои мечты мне нужно ______________________________ ____________________________________________________

Содержание и ход практического задания: 1

Содержание и ход практического задания: 1

Содержание и ход практического задания:

Основные этапы проектирования и типовые элементы педагогической технологии

Этап 1. Определение замысла учебных действий. Формулировка целей.
Этап 2. Расчет необходимого времени при заданном способе построения учебного процесса.
Этап 3. Разработка моделей педагогических действий.

Время на решение задачи – 10 минут

Демонстрация педагогического приема группами

Этап закрепления нового знания:

Этап закрепления нового знания:

Этап закрепления нового знания: Решение экономических задач. Контекстные и ситуационные задачи

Основной единицей контекстного обучения является учебная задача, наполненная определенным смыслом (контекстом).

Такие задачи можно классифицировать по разным основаниям: в соответствии с содержанием анализируемой ситуации, на основе учёта структуры выполняемого действия и так далее.

Контекстные задачи направлены на развитие способности обучающихся находить, интерпретировать и применять имеющуюся информацию в предлагаемом (заданном) контексте.

Контекст задается текстом, содержащим фрагмент конкретного нормативного документа, материала научной статьи, художественного текста, учебного текста и т.д., а также вопросами к нему, на которые следует ответить.

Суть ситуационных задач состоит в том, что обучающиеся, ознакомившись с содержанием задачи, самостоятельно анализируют изложенную в ней ситуацию, выявляют проблему и предлагают (демонстрируют) варианты её решения (так типичные, так и авторские).

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи 13 5 класс

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи 13 5 класс

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи

Задание 2 (ситуационное)
Лиза заполнила таблицу, куда внесла то, что она может сберегать:

Материалы
(вещи и предметы)

Пример интеграции: кейсы 14 7 класс

Пример интеграции: кейсы 14 7 класс

Пример интеграции: кейсы

Тема: Способы сэкономить в путешествии
Задание 1 (кейс): Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Южной Европы. В интернете нашла советы путешественнику:

Знакомьтесь с национальной кухней
Выбирайте местные и сезонные блюда
Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту
Всегда оформляйте туристическую страховку
Если вы едете в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары

Какие из приведенных ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Составь свои советы для путешествия по выбранной тобой стране Южной Европы. Составить памятку для туристов.

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта

Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Уровень творческой активности ребенка зависит от уровня сложности игры, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого.
Характеристика содержания деятельности организатора
на разных этапах игры
Подготовительный этап. Постановка целей, определение предмета игры и предметного поля.
Ввод в игру. Выбор ролей; определение полномочий; определение механизма интегрирования событий в игре.
Игровое взаимодействие. Контроль и коррекция игрового процесса; реализация игровой идеи.
Выход из игры. Завершение ролевого взаимодействия; достижение игровой цели.
Анализ игры. Подведение итогов, игровое моделирование.

Читайте также: