В чем проявляется патриотический долг гражданина

Обновлено: 07.05.2024

Военнослужащий — защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество — это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм — это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг — нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина — это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

  1. Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.
  2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
  3. Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.
  4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

  1. Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.
  2. В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?
  3. В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?
  4. Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

Дополнительные материалы к § 47

Наше государство — Российская Федерация — раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

Столица Российской Федерации - Москва.

Россия омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), морями Тихого океана (Берингово, Охотское, Японское), морями Атлантического океана (Балтийское, Чёрное, Азовское).

Российская Федерация занимает первое место в мире по территории и седьмое место по численности населения.

По состоянию на 1 января 2012 г. население России составляло 143,2 млн человек.

На территории России проживает более 1 20 национальностей и народностей. Большую часть населения России составляют русские (свыше 82,5%).

Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары - 5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры-1,3 млн, мордвины - 1,1 млн человек.

78% населения живут в европейской части России, остальные -в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Спасская башня Кремля

Спасская башня Кремля на Красной площади Москвы — столицы нашего государства

Вид на Московский Кремль. Архивное фото

Путешественник, руководитель московского центра дополнительного образования Лаборатория путешествий Матвей Шпаро

"Целью принятия данного законопроекта является установление единого подхода к патриотическому воспитанию посредством определения полномочий органов государственной власти в сфере патриотического воспитания и определения единого терминологического аппарата в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания", — говорится в пояснительной записке.

Законопроект регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичной функции государства по воспитанию граждан.

В ряде субъектах РФ уже приняты законы о патриотическом воспитании, данный законопроект призван установить единообразие в подходе органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации патриотического воспитания граждан на всей территории РФ путем определения системы патриотического воспитания, реализуемой на федеральном, региональном и местном уровнях, отмечают авторы документа.

Что такое патриотизм?

В законопроекте дается дефиниция понятий "патриотизма", "патриотического воспитания" и "Отечества".

Флаг России. Архивное фото

"Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества", — говорится в тексте законопроекта.

"Отечество — Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации", — следует из документа.

Также законопроектом устанавливается, что патриотическое воспитание – "это систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации граждан, формирования у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества".

Задачи патриотического воспитания

К задачам патриотического воспитания, согласно документу, относятся: формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству.

Также к этим задачам относится привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — государственного герба РФ, флага, и гимна, а также другой символики и исторических святынь Отечества, а также создание условий для усиления патриотической направленности в СМИ информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни; формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе и другие пункты.

Как отмечается в законопроекте, к основным направлениям государственной политики в сфере патриотического воспитания являются, в частности: развитие исторической памяти на всех уровнях образовательного пространства: поддержка памятников Воинской славы, в том числе могил неизвестному солдату и воинских захоронений, как на территории России, так и за рубежом; формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений в области культуры, науки и техники на всех уровнях образования; поддержка СМИ и издательской деятельности в области патриотического воспитания граждан.

Законопроект также предполагает, что в организациях, осуществляющих деятельность по патриотическому воспитанию, создаются условия для подготовки к сдаче нормативов тестов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в соответствии с действующим законодательством.

Полномочия властей

В законопроекте прописаны полномочия органов власти, в том числе полномочия президента РФ, правительства, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере патриотического воспитания.

Владимир Путин. Архивное фото

Также в отдельной статье говорится об участии общественных объединений граждан и НКО в патриотическом воспитании.

Устанавливается, что организации, осуществляющие деятельность в сфере патриотического воспитания, имеют право на получение государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

"Образовательные программы по патриотическому воспитанию реализуются организацией, осуществляющей деятельность по патриотическому воспитанию как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующим законодательством", — говорится в тексте законопроекта.

Кроме того, отмечается, что финансовое обеспечение деятельности в сфере патриотического воспитания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете на соответствующий период, и из иных источников в порядке, установленном законодательством.

Как ожидается, закон в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2018 года.

Пока есть границы, будет и любовь к Родине

— Патриотизм — есть любовь к Отчизне, Родине, стране. Пока никакого другого более точного определения быть не может. Во всяком случае, до тех пор, пока существуют отдельно взятые страны. Если представить, что основная масса населения не испытывает патриотических чувство к стране, значит, этой страны попросту нет. Коль скоро Россия не исчезла, и даже прирастила свои территории за счет Крыма — и путь расширения, очевидно, еще не завершен, — то патриотизм у нас присутствует. И мощный.

Действительно, сейчас страны живут не так, как в прошлом. Они не так изолированы друг от друга, границы открыты для людей, идей, настроений и информации. Это обостряет желание, свойственное людям вообще, — сравнивать свою жизнь и жизнь других людей. Сравнивая, люди сталкиваются с большим количеством предрассудков, мифологией, неточной информацией, навязанной пропагандой других стран. В принципе, они естественным образом потенциально готовы любить свою страну, но в сравнении своей жизни с аналогичной, как им представляется, жизнью людей в другой стране начинают недолюбливать и критиковать свою. Так убивается естественный патриотизм. Но патриотизм не устарел. Иначе все люди мира жили бы в единой большой стра не. Но что-то держит нас, привязывает к месту, где мы родились, к родной природе, образу и стилю жизни, к недостаткам своей страны, которые являются продолжением наших собственных недостатков. Те, кто отрицает патриотизм, не только считают, что другая страна лучше, они и себя считают лучше остальных.

И отказываться от того, что тебе кажется плохо в других и даже в себе, во-первых, не всегда удается, а во-вторых, не обязательно сделает человека идеальным. На место одних недостатков придут другие.

Есть что-то до сих пор в человеческой натуре, что связывает его как носителя генного и культурного кода с этой природой, землей, березками. И пусть кто-то говорит про квасной патриотизм. Квасной патриот — тоже патриот. Может быть, он глупый человек, слишком много лозунгов выкрикивает, но отказать ему в патриотизме нельзя.

Политики работают с этим естественным для человека качеством, эксплуатируют его и спекулируют на нем: когда стоит цель покорить другую страну, нужно убить чувство естественного патриотизма у ее жителей. Это все политические игры, иногда очень опасные. Но желание уничтожить патриотизм доказывает его существование. Причем фундаментальное. Иначе бы с ним так не боролись.

— Многие традиционно связывают патриотизм с Великой Отечественной войной. Но патриотизм — это не только война, это и современный взгляд на нашу страну, чего мы добились сейчас, чем мы можем похорошему похвастаться, сказать: мы первые, мы лучшие! Игорь Растяпин Тошно наблюдать, как кое-кто пытается развалить нашу страну.

То не так, се не так. Все смотрят на Запад с благоговением, перенимают чужие привычки и образ жизни, поливая Россию грязью. Недостойно это.

Сегодня на каждом лежит ответственность за страну

Дарья Лучкина, волонтер:

Для меня — с моей семьей, близкими людьми. И с этой точки зрения да, я считаю себя патриотом. Но все же мне ближе идеи космополитизма, ставящие интересы всего человечества выше интересов конкретных стран.

Я слышу, как люди критикуют свою страну. Но в наше время все имеют право на свою точку зрения. Мы можем с ней соглашаться или нет, но каким-либо образом препятствовать ее высказыванию или отрицать не следует. Поэтому критика со стороны того, что происходит в России, — это вполне нормальное явление. Она меня никак не задевает, так как утопии не существует, ошибки совершают все.

И понимать это, по-моему, и значит любить Родину. Остаться дома, надеть маску и перчатки, выходя в магазин, воспользоваться лишний раз антисептиком для рук или соблюсти режим самоизоляции — все это шаги, которые мы можем сделать, чтобы предотвратить чью-то смерть. Безусловно, на волонтерах лежит дополнительная ответственность, так как мы много работаем с пожилыми людьми и нам надо быть особенно осторожными, уверенными, что мы не подвергаем опасности тех, кому хотим помочь.

Я давно интересуюсь и занимаюсь волонтерской деятельностью. Творить добро и помогать людям — это важно. Никто не знает, что нас ждет в будущем.

Однажды нам или нашим близким может понадобиться помощь, и мне бы хотелось, чтобы нашелся человек, так же готовый прийти на выручку. Должен ли он быть патриотом? Скорее просто отзывчивым человеком.

— Не вижу ничего общего между волонтерством и патриотизмом. Волонтер может любить и жалеть людей, но неистово стремиться уехать на запад и видеть в собственной стране одни недостатки.

Фундаментальные чувства не меняются

Более того, я искренне убежден, что современной молодежи настолько же свойственно чувство патриотизма, насколько оно было свойственно молодежи советской эпохи, которая вроде бы была воспитана на иных идеях, фильмах и книгах. Сегодня люди действительно любят свою страну. И пожилые, и молодые. И даже маленькие дети. Во всяком случае, подавляющее большинство наших граждан, я абсолютно уверен, — патриоты.

Я это вижу и чувствую. И вообще считаю особое отношение к родине — самой главной заслугой русского человека.

Ошибаются те, кто считает, что любовь к родине изменилась с годами. Дескать, вот советские люди понастоящему любили свою страну, а нынешние — нет. Это совершенно не так. Фундаментальные чувства не меняются. Просто в советский период людям приходилось сталкиваться с вызовами времени — они ехали на целину, строили железные дороги.

Сейчас такие вызовы не нужны. Любовь к стране просто есть, и все. Хотя сегодняшняя ситуация с эпидемией коронавируса тоже может быть расценена как вызов, требующий поступков. И волонтеров, которые помогают пожилым людям, находящимся в самоизоляции, можно назвать самыми ярыми патриотами.

Я не вижу поводов даже думать о том, что русский патриотизм может вдруг куда-то испариться. Молодежь сегодня понимает, что есть страны, в которых совсем по-другому относятся к ценностям, которые мы пропагандируем, к тому, что мы любим, и может сравнивать. А Россия — это такая могучая ширь, невероятная! Она не может не вызывать любовь.

Мы видим, как сегодня проявляют себя патриоты: в спорте, культуре, в своем бескорыстии. Даже в том, как молодежные поисковые отряды занимаются поисками останков солдат, погибших во время войны.

— Правильно Василий Семенович говорит, хорошая у нас молодежь. Зря зануды тычут, что она плохая, что все бездельники и на запад смотрят. Так говорит тот, кто не знает о современной молодежи ничего.

— Меня впечатляет военная мощь нашей страны. И это действительно то, чем можно гордиться. Думаю, у советского человека все-таки было больше поводов для любви и уважения к своим соотечественникам и своему государству.

Где много информации, там много мнений

Но в то же время я уже очень давно наблюдаю за так называемыми краеведческими настроениями, краеведческим бурлением. В нем есть определенного рода тренд, который касается любви к малой или частной истории. И вот это, на мой взгляд, и есть один из способов выйти из кризиса термина.

— Просто нужно менять понятие патриотизма, актуализировать его. Как только это произойдет, станет ясно, в каком направлении двигаться.

— Согласна, множество информационных пластов создают кашу в голове и подвергают сомнению абсолютно все.

— У всех явлений есть крайности, государство должно направлять.

Молодежь продолжает искать смысл

Ксения Данцигер, психолог:

Не похожими на нас, с другой системой ценностей и взглядами на жизнь. Сейчас не только люди изменились, но и весь мир. Он словно стал меньше: мы имеем возможность больше ездить и оставаться на связи с людьми, находящимися за много километров, поэтому возможности для выбора места жительства и круга общения сейчас совсем другие. Это данность, в которой выросла современная молодежь.

Она не привыкла принимать какие-то идеи на веру, ей необходимо понять суть и разобраться в причинах. Для нынешних молодых людей быть патриотом только из-за того, что они родились в каком-то месте, недостаточно. Им необходимо понимать, почему они должны быть патриотами.

Раньше патриотизм был основан на идеологии. Сейчас ее нет, и некому объяснить, за что и как любить Родину и есть ли в этом смысл. Сегодня людям приходится искать ответы на вопросы самим.

И вот здесь у меня уже вопрос к нашему поколению. Как же получилось, что молодежь не знает определяющих вещей? А мы сами знаем, почему необходимо быть патриотом или не быть им? Патриотизм сам по себе штука совершенно не конкретная. Без понимания, что это такое в совершенно очевидных и объективных вещах, без любимых мест, историй, с ними связанных, близких людей, невозможно и даже немного абсурдно быть патриотом. Все равно что любить дружбу, к примеру. За этим словом для нас скрываются совершенно конкретные люди и целая система отношений с ними. Но саму по себе дружбу любить невозможно.

При этом в своей практике я вижу достаточно много людей, для которых патриотизм — не пустой звук. Это люди с крепкими семейными связями, знанием истории и литературы, с уважением к другим и себе.

Это прозвучит банально, но патриотизм не вырастает сам, как трава. А начинается с нас самих и наших семей. Мне нравятся современные люди, во многом они умнее и интереснее нас. И так должно быть. Просто наше поколение оказалось не в курсе, что патриотизм формируют не государство и идеология, а мы сами. Тогда он как раз не квасной, а самый настоящий.

— Забавная штука, США — страна эмигрантов, то есть людей со всего мира, а патриотизм там расцветает на глазах. Так что дело, видимо, все-таки не в границах.

— А патриотизм — это и есть дружба, только в более широком понимании, когда ты горд за своих соотечественников и за свою страну.

Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Патриотическое воспитание в современной ДОО.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.

С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическомувоспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т. д.).Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.В нем отражены такие мероприятия как:

Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать.

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Семейные ценности и традиции Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Здоровая полноценная семья немыслима без материнства.

Нравственные представления дошкольников и их влияние на поведение Нравственные представления у дошкольников усваиваются, прежде всего, в форме требований морали. Для таких нравственных представлений всегда.

Читайте также: