Можно ли осуществлять строительство по стадии п

Обновлено: 19.05.2024

Когда возникает необходимость разработки проекта, заказчику и проектной организации необходимо понимать какая стадия проектирования необходима для того или иного объекта. Для некоторых объектов возможно выполнение проектных работ в одну стадию, для других — в две стадии, для особо сложных объектов необходимо выполнить три стадии проектирования. Так например, проект электроснабжения дома выполняется в одну стадию, проект электроснабжения административного здания — в две стадии, проект электроснабжения завода или большого супермаркета выполняется в три стадии. Цена за разработку каждой стадии различна и определяется на основании государственных сборников цен на проектные работы для строительства (СЦПРС).

В этой статье рассмотрим основные стадии проекирования, а также термины и определения, применяемые при разработке проектной документации.

Согласно ДБН А.2.2-3:2012 существуют следующие стадии проектирования:
— технико-экономическое обоснование (ТЭО);
— технико-экономический расчет (ТЭР);
— эскизный проект (ЭП);
— проект (П);
— рабочий проект (РП);
— рабочая документация (Р)

Остановимся более детально на каждой из них.

Стадия ТЭО (ТЭР). Разрабатывается на основании задания заказчика для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, которые нуждаются в детальном обосновании соответствующих решений и определения вариантов и целесообразности строительства объекта.
ТЭР применяется для технически несложных объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. ТЭР выполняется в сокращенном объеме сравнительно с ТЭО соответственно характеру объекта и требований задания.

Стадия ЭП. Разрабатывается на основании задания заказчика для принципиального определения требований к градостроительным, архитектурным, художественным, экологическим и функциональным решениям объекта, подтверждения возможности создания объекта непроизводственного назначения.
В составе ЭП для обоснования принятых решений по заданию заказчика выполняются расчеты основных проектных решений, сметной стоимости и обоснование эффективности инвестиций, а также могут дополнительно выполняться инженерно-технические разработки, схемы инженерного обеспечения объекта.

Стадия П. Разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства.
П разрабатывается на основании задания на проектирование, исходных данных и одобренной при трехстадийном проектировании предыдущей стадии. Разделы стадии П даются в четкой и лаконичной форме, без чрезмерной детализации, в составе и объеме, достаточном для обоснования проектных решений, определения объемов основных строительных работ, потребностей в оборудовании, строительных материалах и конструкциях, положений по организации строительства, а также опре-деления сметной стоимости строительства.

Стадия РП. Разрабатывается для технически несложных объектов, а также объектов с применением проектов (проектных решений) повторного использования.
РП разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства и выполнения строительных работ. РП является интегрирующей стадией проектирования и состоит из двух частей — утверждаемой и рабочей документации.

Стадия Р. Разрабатывается на основании утвержденной предыдущей стадии. После утверждения стадии П по решению заказчика рабочая документация может разрабатываться автором проекта или другим проектировщиком. Разработка рабочей документации другими проектировщиками осуществляется с соблюдением авторских решений утвержденного П и соблюдением авторских прав.

Стадии проектирования в зависимости от категорий сложности объекта:
1. Для объектов І и II категорий сложности проектирование осуществляется:
а) В одну стадию — рабочий проект (РП);
б) В две стадии — для объектов непроизводственного назначения — эскизный проект (ЭП), а для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры — технико-экономический расчет (ТЭР) и для обоих — рабочий проект (РП).
2. Для объектов III категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:
— проект (П);
— рабочая документация (Р).
3. Для объектов IV и V категорий сложности проектирование выполняется в три стадии:
— для объектов непроизводственного — ЭП или при соответствующем обосновании ТЭО, а для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры — технико-экономическое обоснование (ТЭО);
— проект (П);
— рабочая документация (Р).

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства

Уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства

Данный закон отменяет требование о получении разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод объектов ИЖС в эксплуатацию. Вместо этого в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее- уполномоченный орган), в ведении которого находится земельный участок, владельцем земельного участка подается уведомление о начале и, соответственно, об окончании строительства (реконструкции) объекта ИЖС.

Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет и офисах МФЦ. Подать уведомление можно несколькими способами: лично в уполномоченный орган, через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением.

В уведомлениях содержатся сведения о застройщике, земельном участке и и другая предусмотренная законом информация (п.4 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

К данному уведомлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок, а также документы, которые содержат описание внешнего облика дома, включающее в себя описание в текстовой форме и графическое описание.

В течение 7 дней со дня поступления уведомления уполномоченный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов либо ненаправление указанными органами уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении, в течение 10 лет.

После того, как дом построен (реконструирован), застройщик обязан составить уведомление об окончании строительства (реконструкции). Срок подачи такого уведомления - не позднее одного месяца со дня окончания строительства (реконструкции).

В документе вновь должны быть указаны сведения о застройщике, о земельном участке, сведения об объекте, а также об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав.

К уведомлению об окончании строительства (реконструкции) прилагаются:

- технический план объекта ИЖС;

- заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС (если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора).

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган осуществляет проверку документов и осмотр объекта на соответствие сведений, указанных застройщиком в уведомлении, реальному положению вещей. По итогам комплексной проверки дается положительный или отрицательный ответ (отказ).

Данный уведомительный порядок является обязательным.

Неустранение причины повлечет за собой отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Закона о регистрации.

Заместитель начальника Межмуниципального отдела

по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области

В интернете и в профессиональном сообществе инженеров-проектировщиков существует ряд понятий и определений, которые обычные люди называют просто проектом. В нашем случае речь идет о проекте инженерных систем.

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Вопросы и ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

А чем проектная документация отличается от рабочей документации на инженерные системы, в чем между ними разница?

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Проектная документация и рабочая документация — это названия, которые обозначают конечный продукт проектирования инженерных систем, но с разной степенью детализации разработанных инженерных решений.

Проектная документация представляет собой технические решения для производства монтажных работ по инженерной системе без их деталировки и спецификации, а рабочая документация включает полный пакет проектных документов в окончательном виде, необходимых для производства работ по созданию внутренней инженерной системы (включает в себя детальные планы, спецификацию инженерного оборудования с их характеристиками, а также спецификацию на используемые материалы).

Проще говоря, проектная документация — это проектный документ, рабочая документация — тоже проектный документ, но более подробный.

Проектная документация по объему является частью рабочей документации на инженерные системы, то есть если проектную документацию доработать, дополнить, то получится рабочая документация на инженерные системы.

В рабочей документации проектных материалов больше, на разработку рабочей документации требуется больше времени.

О составе проектной и рабочей документации

О составе проектной документации

Исходя из статьи 48 Градостроительного кодекса России, под проектной документацией понимается набор документов, содержащий тексты, схемы и карты.

Текстовые и графические материалы, включаемые в том, в общем случае комплектуют в следующем порядке:

О составе рабочей документации

Рабочая документация, исходя из Постановления Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 года, — это пакет документов, разрабатываемый для того, чтобы было возможно внедрить и соблюсти решения, отраженные в проектной документации в процессе строительства. Ее содержание и состав определяется в большей степени потребностями заказчика, исходя из того уровня детализации составных частей проектной документации, который ему и монтирующим организациям нужен и указывается в проектировочном задании.

ГОСТ Р 21.1101-2013, пункт 4.2.1. определяет состав рабочей документации так: рабочие чертежи и прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.

По нашему мнению, в общем случае, для данного этапа работ над проектом, проектная документация, должна быть дополнена:

  • деталировками узлов;
  • чертежами нетиповых изделий;
  • спецификацией на оборудование и материалы.

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Вопросы и ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

То есть, получается, что это слова-синонимы, которые обозначают одно и то же:

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Да, у нас на сайте в услугах проектирования инженерных систем принято так:

Вопросы и ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Наиболее интересные новые вопросы и ответы на них будут публиковаться на этой странице ниже.

Дополнительные вопросы

Вопросы и ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Что входит в ваши проекты (проектную документацию), и насколько вы считаете наличие данного пункта важным?

Ответы по понятиям: проектная, рабочая документация, проекты и рабочие проекты, проекты стадии П и Р и т. п.

Законодатель не указывает точно, каким образом должно быть представлено данное описание и не вносит его обязательным элементом в графическую часть проекта. Мы считаем, что в проектах данная информация должна быть изложена не только в форме описания, но и в форме используемых принципиальных или структурных схем автоматизации и диспетчеризации, с указанием используемого основного оборудования для этих целей. Именно такая форма подачи материалов позволит окончательно закрепить в них эти подходы и обеспечить дальнейшую их безальтернативность, так как в современных инженерных системах их работоспособность и возможности, зачастую, определяются не только самим оборудованием отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха, но и используемой автоматикой.

Читайте также: