В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели с какой целью вводится фантастический финал

Обновлено: 02.07.2024

_____________________________________
Какой?

_____________________________________
Что делал?

____________________________________
Ключевая фраза

3.2 Поэзия М.Ю. Лермонтова
Составьте цитатную характеристику поколения 30-х годов XIX века по стихотворениям

- Как Вы понимаете эти слова?

- Согласны ли с мнением литературоведа?

- Обоснуйте свою точку зрения (5-10 предложений).

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко.

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

- Сравните два перевода.

- Чем лермонтовский вариант отличается от тютчевского, как в нем проявилось мировоззрение Лермонтова?

- Какой вариант Вам понравился больше и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите стихотворный размер в приведенных строках:

А) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят. _________________________________________________________________

Б) Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций. ___________________________________________________________
Определите вид рифмовки:

Не раздаваться им опять;

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. ___________________________________________________________________

Б) В море царевич купает коня;

Фыркает конь и усами прядет,

2. Какие две статьи посвятил В. Г. Белинский в 1840 году творчеству Лермонтова?__________________

3. Какие стихотворения Лермонтова были положены на музыку?__________________________________

_________________________________________________________________________________________
Тема 4. Творчество Николая Васильевича Гоголя
4.1 Работа с литературоведческими терминами
Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.

- Назовите имя, фамилию и отчество главного героя_____________________________________________

Раздел II. Литература второй половины XIX века
Тема 5. Творчество Александра Николаевича Островского
5.1 Работа с литературоведческими терминами
Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.

5.2 Творческая биография А.Н. Островского
Проанализируйте высказывания об А. Н. Островском, составьте синквейн.

Ключевая фраза
Ключевое слово

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте эпизод из пьесы и ответьте на вопросы:

- Что сударь? Гулять изволите?

- Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.

- Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездна – дна.

Пойдем, сударь, на бульвар, ни души там нет.

- Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь? И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет: на это, говорит, у меня есть замки, запоры да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там говорит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик-другой, ну и гуляют парочками. Да вот пара! (показываются Кудряш и Варвара. Целуются)

- определите жанр произведения____________________________________________________________

- какой город является местом действия пьесы?______________________________________________

- назовите другие тропы и стилистические фигуры, используемые автором в данном фрагменте пьесы.___________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________

Шинель

3. Проверка домашнего задания (тест на проверку знания текста).

2. Жанр Произведения:

3. Главная тема произведения:

А) тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни

Б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге

В) отношения между бедными и богатыми

4. Чьи это слова: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"

А) Портного Петровича

Б) Значительного лица

В) Башмачкина Акакия Акакиевича

5. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

А) Персонажу больше не скопить денег на новую вещь

Б) Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.

В) Персонаж замерзнет зимой и заболеет

6. Верно ли, что Петербург не только место действия, но одно из действующих лиц?

7. Узнайте персонаж по портрету:

…нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…

А) Значительное лицо

Б) Башмачкин Акакий Акакиевич

В) Портной Петрович

А) Жизнеописание Башмачкина

Б) Визит Башмачкина к портному

В) Визит Башмачкина к значительному лицу

10. Какой из вариантов происхождения сюжета верный:

А) Придуман Н.В.Гоголем

Б) Подарен автору А.С.Пушкиным

В) Взят из рассказанного Гоголю анекдота о лепажевском ружье

4. Фронтальная беседа :

- Ну что же, сюжет повести вы знаете хорошо. А теперь давайте вспомним историю создания этого произведения. - Что легло в его основу? (анекдот). А было ли вам смешно после прочтения повести Н.В.Гоголя?

- Какие основные композиционные моменты можно выделить в произведении?

5. Самостоятельная работа в группах

– Итак, как же изменилась жизнь Башмачкина с приобретением новой шинели? Почему?

7. Анализ фрагментов повести.

- Но ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели. Что же послужило причиной его смерти? Верно, венчает его хождение по мукам визит к значительному лицу. Найдите в тексте эпизод, описывающий его приемы управления.

- Как вы считаете, случайно ли Гоголь не дает этому персонажу ни фамилии, ни имени?

- Акакий Акакиевич умирает. Прочтите этот фрагмент текста. Зачем Гоголь так тщательно и подробно описывает детали? Какое чувство возникает при этом у читателей? (жалость и сочувствие).

- Какие слухи разносятся по Петербургу после смерти Башмачкина?

Текст выступления ученика:

Акакий Синайский изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии. На фреске церкви Спаса на Ковалеве (в Великом Новгороде) Акакий держит в руке свиток с надписью: "Чадо послушания не умирает николиже". Роспись датируется 1380 годом. К сожалению, изображение этой фрески в настоящее время недоступно, поэтому помещаем другую новгородскую фреску с изображением преп. Акакия – из храма св. Симеона Богоприимца (XV в.).

Поучительная история Акакия-монаха была хорошо известна Николаю Васильевичу Гоголю.

- Итак, мы услышали историю жизни Акакия Синайского.

- Как называется в литературоведении жанр, описывающий жизнь святых? (житие, агиографический жанр).

- За что наказывается значительное лицо?

- Какую библейскую заповедь он нарушил? (Возлюби ближнего как себя самого).

- Так с какой же целью вводится в это произведение фантастический финал?

А) Разнообразить сюжет.

Б) Этого требует жанр.

В) Стремление вызвать чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человека (звучат ответы учащихся).

8. Итоги урока.

Повесть

Слайд 3

- Как подчеркивается типичность героя и ситуации? (“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников. ) - Какая личность перед нами? Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг… - Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого? (Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “ истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели). - Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели? (Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение). - В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? (Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости). - С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? ( Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

Слайд 4: Сюжет. Композиционные элементы

Сюжет. Композиционные элементы.

Слайд 5

Слайд 6

Портрет Отношение главного героя к службе Отношение сослуживцев к Башмачкину Мечта В одном департаменте служил один чиновник; скорее совсем не замечательный, лишённый даже индивидуальных черт: Всю свою жизнь Акакий Акакиевич проводит в "переписыванье" бумаг на службе, и герой вполне доволен этим. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он "ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице", и лишь в "переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир". В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать. В департаменте не оказывали к нему никакого уважения. Молодые чиновники осмеивали его и острили над ним, составляли про него разные истории, закидывали его бумажками. Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь "великого человека" добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина : "значительное лицо", к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, "распекает" Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. И вот исчезает с лица земли "существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание. " Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Название: Шинель
Автор:
Год написания: 1839-1841
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Фантастический реализм


Место и время действия

Очень краткий пересказ

Мелкий петербургский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин жил в бедном районе Петербурга и служил в одном департаменте. Работа заключалась в переписывании бумаг, ничего более значительного ему не поручали. Он искренне любил свою работу, хотя в глазах общественности она считалась никчемной, платили очень мало. Окружающие чувствовали своё превосходство над Акакием, над ним часто подшучивали коллеги, а он чаще всего не обращал внимания на их издёвки и колкости или переносил с кротостью.

Однажды зимой, в холода, Акакий понимает, что его старая шинель совсем прохудилась. Так в жизни Акакия появляется цель — накопить денег и пошить себе новую. Сумма, которую запросил портной, для него неподъемная. За всю жизнь он сумел скопить лишь половину. Акакий Акакиевич отказывает себе во всём ради шинели, его и без того скудная и бедная жизнь становится ещё скуднее и беднее.

Новая шинель становится для него целью всей жизни. И он обзаводится, наконец, обновкой, удостаивается похвалы и комплиментов от коллег, чувствует расположение с их стороны, чего раньше не было. Один из чиновников приглашает его в гости на именины.

Возвращаясь с праздника домой, Акакий становится жертвой нападения и лишается самого ценного — шинели. В надежде вернуть украденную вещь он обращается к частному приставу, но, вместо сочувствия и помощи, встречает лишь равнодушие и недоверие.

Явившись на работу в старой шинели, Акакий вновь встречает насмешки отдельных чиновников, но прочие сослуживцы, узнав об утрате, посочувствовали Башмачкину.

Характеристика героев

Персонажей в произведении немного, повествование выстроено вокруг образа и истории жизни главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий занимает низкое положение в чиновничьей среде, его роль на службе крайне незначительна. Он занимается переписыванием бумаг и на большее не претендует, не уважаем коллегами. Акакий робок, нерешителен, до крайности скромен и слабохарактерен.

Одно значительное лицо

Одно значительное лицо

Георгий Петрович

Георгий Петрович

Григорий Петрович — знакомый портной Акакия Акакиевича, пьяница. Петрович вышел из крепостных, шьет одежду на заказ. К нему Акакий обращается за новой шинелью. Персонаж добросовестно и качественно делает своё дело, но имеет обыкновение назначать очень высокую цену за работу, когда находится в трезвом состоянии.

Родители

Чиновники

Чиновники: собирательный образ в повести

Чиновники — коллективное действующее лицо, служащая масса, из которой выхвачены отдельные персонажи, двигающие сюжет. Один из коллег Акакия приглашает его на праздник, второй дает совет обратиться к значительному лицу. Чиновники живут и служат согласно правилам. Акакий вызывает у них презрение и в то же время жалость.

Квартирная хозяйка

Квартирная хозяйка — старая женщина, у которой живет Акакий Акакиевич, проявляет некоторую заботу о нём.

Во время крещения младенец заплакал и сделал гримасу, как будто уже тогда знал, что когда вырастет, будет работать на мелкой чиновничьей должности.

Акакий Акакиевич на службе.

За своей внешностью Акакий Акакиевич не следил, ходил в старой потрепанной шинели, которую сослуживцы издевательски называли капот. Он вообще ничего внешнего не замечал.

Капот — многозначное слово, в XIX веке использовалось применительно к разным предметам гардероба, так называли и женское платье и домашний халат. В данном случае, скорее всего, имеется в виду бесформенное пальто без перехвата талии.

Лишь когда начались морозы, титулярный советник заметил, что его одежа совсем прохудилась. За ремонтом он обратился к портному Григорию Петровичу. Тот постановил, что капот ремонту не подлежит и поставил героя перед необходимостью пошить новую шинель, которая обойдётся в полтораста рублей. Для Акакия Акакиевича это неподъемная сумма. Портной становился сговорчивее, находясь в нетрезвом состоянии. Зная эту особенность Григория, Башмачкин заявляется к нему, когда тот был навеселе, и ему удается сторговаться на 80 рублей.

Акакий Акакиевич мечтает о новой шинели.

В наличие у Акакия Акакиевича была лишь половина этой суммы – 40 рублей, он имел привычку откладывать грош с каждой получки. Чтобы скопить ещё половину, Башмачкин начинает сильно экономить, даже халат дома надевает на голое тело, чтобы нижнее бельё не снашивалось. Немногочисленные бытовые радости, такие как вечерний чай, он исключает из своей жизни, задавшись целью заказать шинель.

Акакий Акакиевич приобрел обновку.

Купили сукна очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки применяться к ценам; зато сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцовитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.

Приобретение обновки стало самым значительным днём в жизни Акакия Акакиевича. В новой шинели он отправляется на службу, обращая на себя внимание коллег и получая комплименты. Впервые в жизни над ним не насмехаются. Сослуживцы считают, что покупку шинели нужно отметить, но у Акакия нет денег, чтобы закатить банкет. Все средства были брошены на пошив обновки. На счастье, ситуацию спасает чиновник, который празднует именины и зовет всех к себе в гости. В числе приглашенных, на удивление, оказывается и Башмачкин.

С появлением у героя новой шинели отношение к нему со стороны коллег меняется. В гостях он чувствует себя непривычно, позволяет себе расслабиться и выпить шампанского, пребывает в хорошем расположении духа, но надолго в гостях не задерживается, уходит раньше остальных. По пути домой он даже обращает внимание на проходившую мимо женщину. Казалось бы, жизнь Акакия в этот вечер заиграла новыми красками, но всё вновь меняется в одно мгновение.

Акакий Акакиевич ограблен.

Озябший и лишившийся шинели, он обращается к за помощью к приставу, но тот не проявляет ни малейшего участия к беде героя, не стремится помочь. А вместо этого пристает к Акакию с расспросами, интересуется, почему в столь поздний час чиновник оказался на улице и не посещал ли каких-то непристойных заведений. Искать грабителей он даже и не собирается. Акакий возвращается домой ни с чем, так и не поняв, станет ли кто-нибудь заниматься поиском столь ценной для него шинели.

Весь следующий день впервые в жизни он не был в присутствии, а потом явился-таки на службу, надев свой старый капот. Нашлись такие чиновники, что, узнав о происшествии, не упустили случая посмеяться над Башмачкиным. Многих же сослуживцев рассказ о краже шинели тронул, они решили скинуться, чтоб помочь бедняге, но сумма получилась бездельная, так как недавно чиновники сильно потратились. Начальник настоятельно рекомендовал им купить книгу, которую написал его приятель.

Один из коллег решает помочь Акакию советом и рассказывает Башмачкину, что обращаться к квартальному по вопросам поиска шинели не стоит, так как полиция, даже если найдет вещь, оставит её у себя, а чтобы шинель вернули, Акакию Акакиевичу нужно будет ещё доказать, что именно он её законный владелец.

Квартальный — полицейская должность в Российской империи

Влиятельный человек рассердился, что его беспокоят по таким пустякам.

Акакий Акакиевич бредил, ему являлись видения, все его беспорядочные слова и мысли крутились вокруг одной и той же шинели. Наконец Акакий Акакиевич испустил дух. Башмачкина тихо похоронили. Его смерть осталась почти незамеченной.

На службе о смерти Акакия узнали лишь через несколько дней после его похорон.

Вскоре по городу поползли слухи, будто у Калинкина моста ночью появляется призрак в чиновничьей форме, он срывает с людей шинели и другие предметы гардероба, тулупы, шубы. Один из департаментских служащих опознал в нём Акакия Акакиевича, однако вид мертвеца внушил ему неподдельный страх, и он убежал. Полиция задалась целью во что бы то ни стало изловить мертвеца. Однажды будочник одного из кварталов в чуть было не схватил его, позвал подмогу, а сам полез за табаком. Мертвец чихнул, забрызгав все глаза поймавшим его людям. Когда те очнулись – мертвеца след простыл.

Будочник — низшая должность полицейского, стоящего на карауле или в охране

Нападения прекратились. Видимо, генеральская шинель удовлетворила призрак. По Петербургу, однако, продолжали ходить слухи, что в отдаленных частях города появляется мертвец, правда выглядел он уже совсем иначе.

История создания

Анекдотом в те времена называли рассказ о забавном, чем-то примечательном случае, который произошёл в реальности

Анекдот, во многом совпадающий с сюжетом повести, заключался в следующем:

Анекдот навеял на Гоголя грусть, в нём литератор услышал не забавный случай о рассеянном охотнике-недотепе, а трагедию маленького человека.

Известно три редакции повести. Примечательно, что в разных вариантах главных герой носит одно и то же имя – Акакий Акакиевич, но разные фамилии. Сначала он был Тишкевич, потом Башмакевич и, наконец, Башмачкин.

Анализ произведения

Ниже рассмотрены содержательные и стилистические особенности произведения.

Жанр и направление

Литературные приёмы

Жанрово-стилистические особенности произведения определяют использованные автором литературные приёмы. Гоголь прибегает к средствам, характерным для произведений комической направленности, — иронии, сатире и даже гротеску. Но текст Гоголя, если и вызывает смех, то это смех сквозь слезы.

Утрата любимой, выстраданной вещи, которая была обретена и потеряна в тот же день, усиливает драматургию произведения. Бедственное положение героя и его столкновение с бесчеловечным миром создают трагическую ситуацию. Сочетание комического и трагического просматривается не только в образе Акакия Акакиевича, но и во всем повествовании, это одна из ярких характерных черт гоголевского текста.

Художественная особенность текста — символика, как явная, так и скрытая.

Композиция

Завязка – поход к портному и появление мечты о новой шинели, сбор денег на её пошив.

Кульминация – обретение обновки, предчувствие изменений и кража шинели.

Концовка – появление призрака на петербургских улицах, встреча со значительным лицом, у которого призрак забирает генеральскую шинель.

Тематика

Маленький человек

Цель и мечта

При этом в реальности, в которой живет Акакий Акакиевич, шинель всё же остается мечтой, этот до крайности приземленный предмет первой необходимости обращен в символ, олицетворяющий стремление к лучшей жизни, предзнаменование изменений в судьбе героя. Надев новую шинель, Акакий получает расположение коллег, чувствует себя смелее и увереннее и даже начинает поглядывать на женщин. Новая шинель – попытка вырваться из однообразного круговорота жизни, который ограничивал бытие Акакия. И эта символическая величина осталась недостижимой, была обретена и быстро утрачена, став главным объектом дум и переживаний — мечтой, которая помаячила на горизонте и исчезла. Надежды на её осуществление рухнули, сделав существование героя бессмысленным.

Проблематика

Нравственная проблематика

Социальная проблематика

Известная социальная проблема нищих и обездоленных, не имеющих возможности вырваться из своей нищеты, неизбежно встает в контексте повести, изображающей маленького человека. Ярко показано социальное расслоение, зависимость человека от его положения в иерархии. Акакий трудится честно и искренне любит свою работу. Но что он имеет взамен, кроме несчастных грошей, предлагаемых в качестве жалования, на которые он даже не может себе позволить нормально одеваться? Да, Башмачкин не стремится к большему, чем новая шинель, но ведь психологию человека определяет, в том числе, и социальная реальность. Невольно задумываешься, а может быть, это общество с его системой, порядками и стереотипами, сделали героя таким, указав на своё место, с которого он не смеет сдвинуться?

Формализм и бюрократизм государственных органов

Изображая бюрократизм в работе государственных и полицейских органов, Гоголь видит корень всех зол в человеческой натуре, склонной к нравственному падению. Состояние общества определятся не государственной властью, а людьми, его составляющими. Человеческая природа не меняется, и проблемы бюрократической системы, существовавшие во времена Гоголя, остаются актуальными до сих пор.

Судьба и справедливость

Именно этот путь был дан Акакию свыше. Потому он был в затруднении, когда ему поручили другую работу. Герой потерял себя, когда стал одержим идеей приобрести новую шинель.

Многие исследователи сравнивают повесть с житием святого Акакия Синайского, который отличался кротостью, незлобием, претерпевал мороз, был молчалив, в роду его был башмачник. Герой Гоголя был почти святым, но однажды святость его дала трещину. Появилось материальное искушение — новая шинель. И не просто для тепла, но и с фасоном. Одни критики видят искусителя в Петровиче, который предстаёт перед читателем в чадном дыму с пугающим ногтем, другие видят его символику в генерале без лица на табакерке, поскольку дьявол безлик. В любом случае нечистый присутствует.

Начались метаморфозы c Акакием Акакиевичем. В глазах его появился блеск, он огляделся вокруг и увидел, чего ранее не замечал. Поглощённый мечтой о шинели, он вдруг сделал ошибку при переписывании, а такого с ним раньше ни при каких условиях не случалось. Девственный герой однажды пустился вдогонку за дамой. Потеряв драгоценную новую шинель, Башмачкин совершенно утратил былой покой и свою высшую радость от работы. Впервые он повысил голос на ближнего.

Теперь, когда вы ознакомились с кратким содержанием повести и ее анализом, мы предлагаем пройти тест по пройденному материалу.

Экранизации

Читайте также: