В чем особенность активного избирательного права в италии

Обновлено: 30.06.2024

Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

В субъективном смысле избирательное право — ϶ᴛᴏ право конкрет­ного лица участвовать в выборах. Обычно для ϶ᴛᴏго крайне важно иметь гражданство данного государства (иностранцы в стране проживания, как правило, не голосуют), определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье). Но бывают и другие условия, о кᴏᴛᴏᴩых будет сказано ниже. Существует также формальное требование: необхо­димо быть включенным в список избирателей, ибо даже если избиратель придет с удостоверением на право голосования в другой избирательный участок, он должен будет быть внесен в дополнительный список избира­телей.

Различают активное и пассивное избирательное право. Активное — ϶ᴛᴏ право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов. Пассивное избирательное право — ϶ᴛᴏ право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления (совет графства в Великобритании, генеральный совет департамента во Франции и т.д.). Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным. Так, гражда­нин США, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах президента США, но быть избранным не может: для ϶ᴛᴏго нужно достичь 35-летнегс возраста.

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;
б) вменяемости;
в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории).

Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где прово­дятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств — членов британского Содружества. В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглаше­ниям и на базе взаимности (в Латинской Америке — только граждане других латиноамериканских государств).

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

Прямые выборы — ϶ᴛᴏ непосредст­венное избрание гражданами ϲʙᴏих представителей в органы государ­ства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми вы­борами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалат­ного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. При этом и в данном случае есть исключения. В некᴏᴛᴏᴩых мусульманских странах (Бангла­деш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю па­лату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране — Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.

5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно). Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.

с другого источника

Выборы - это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц.

Сущность выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): "Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах , которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

Ключевой категорией для выборов, референдума является понятие "избирательного права".

Избирательное право понимается в двух значениях.

1. Объективное избирательное право - система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

2. Субъективное избирательное право - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права:

1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами)

Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю).

Общие требования (регламентируют активное избирательное право - право избирать):

  • возрастной ценз -установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет, в Латвии - с 21 года );
  • ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не менее 10 лет);
  • ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским". В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария - в 1971);
  • имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений "компенсируется" другими цензами, которые играют ту же роль;
  • профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий;
  • "Моральный ценз" - В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование "в случае совершения недостойных поступков", некоторые штаты США требуют, чтобы избиратель имел "хороший характер";
  • расовый ценз - лишение избирательных прав "цветных" и иных национальных меньшинств. (в ЮАР до 1994 г. - африканцы).

Дополнительные требования (относятся к пассивному избирательному праву - праву быть избранными):

  • более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 - в верхнюю);
  • значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США - 14 лет);
  • неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год);
  • несовместимость - запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;
  • образовательный ценз - умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента должен иметь высшее образование);
  • избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.);
  • кандидаты должны исповедовать определенную религию.

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмоми оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотренобязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум , когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).

4 мая 2015 года Италия проголосовала за новый избирательный закон. Законом о выборах 2015 г. (l’Italicum), вступающим в силу с 1 июля 2016 г., внесены значительные нововведения в процедуру национальных выборов в Парламент Италии, призванные стабилизировать политическую систему Италии и снизить риск правительственных кризисов. Важно отметить, что указанный закон регулирует национальную систему выборов в Италии. Следовательно, формально данный закон не затрагивает выборы в Сенат, поскольку в соответствии со ст. 57 Конституции Италии выборы в Сенат являются региональными (всего в Италии 20 областей).

В соответствии с новым законом избирательный список, получивший на выборах сорок процентов голосов, автоматически получает в Палате депутатов большинство – 340 мандатов (это составляет 54% всего состава Палаты депутатов). В случае, если ни один список не набирает указанного 40% голосов, назначается второй тур голосования, в котором принимают участие два списка, получившие наилучшие результаты. Следовательно, уже в день выборов будет известно, какая партия одержала победу на выборах. При обсуждении и голосовании по данному вопросу депутаты всех оппозиционных партий покинули зал заседаний в знак протеста. Однако такой шаг не повлиял на результаты голосования, и Закон о выборах был принят.

В соответствии с Законом о выборах избирательный барьер снижается до 3% полученных голосов избирателей для прохождения в Палату депутатов. Заградительный барьер при прохождении в Сенат остается высоким: 20% для коалиции и 8% для партий, не объединенных в коалицию.

Интересен также частичный переход к преференциальной гендерной системе выборов: в Италии учреждается 100 избирательных коллегий (за исключением области Валь д’Аоста и Трентино – Алто-Адидже), в которые каждая партия представляет свой список. Одно и то же лицо может стоять первым в списке не более чем в 10 избирательных коллегиях. Таким образом, первое лицо по списку избирается самими партиями. Начиная со второго кандидата по списку у избирателей появляется возможность самостоятельно выбирать два имени разного пола из списка. Не более 60% лиц, возглавляющих список, могут быть одного и того же пола. Впервые на законодательном уровне такое пристальное внимание уделено сексуальному равенству. Это тем более удивительно, что Италия является мачистской страной, где никакого полового равенства исторически не существовало. Если даже обратиться к Скандинавским государствам, то при количественном преобладании женщин во властных структурах законодательное регулирование обходит данный вопрос стороной.

Сенат – верхняя палата итальянского парламента, включает 315 сенаторов, избираемых по пропорциональной системе. 6 сенаторов представляют итальянцев, проживающих за рубежом. Активный избирательный ценз на выборах в Сенат составляет 25 лет, пассивный – 40 лет. Особенностью Сената является то, что бывшие президенты Италии являются пожизненными членами Сената. На сегодняшний день ими являются Джорджо Наполитано (Президент Италии 2006 – 2015гг.), Карло Адзельо Чампи (Президент Италии 1999 – 2006 гг.). Кроме того Президент может назначить сенатором пять граждан, которые прославили Родину выдающимися достижениями в научной, художественной или литературной сферах: Ренцо Пиано (архитектор, создатель Центра Пампиду в Париже), Марио Монти (пожизненный сенатор с 2011 г.; Председатель Совета министров Италии 2011 – 2013 гг.), Карло Руббиа (лауреат Нобелевской премии по физике в 1984 г.), Элена Каттанео (биолог, академик). Всего шесть пожизненных сенаторов и сенаторов по Президентской квоте представлено в Сенате. Президент Сената – Пьетро Грассо (Демократическая партия). Похожее на Палату депутатов распределение мест и в Сенате Италии: 31,6% - Демократическая партия, 30,7% - Народ свободы, 23,8% - Движения пяти звезд, 9,1% - С Монти за Италию.

В Конституции Италии не содержится сколько-нибудь существенных указаний на собственно избирательную систему, действующую при выборах Палат. Выборы в Палату депутатов и Сенат проходят по пропорциональной системе: по партийным спискам с избирательными порогами. Срок полномочий Палат Парламента – 5 лет. Выборы в Палату депутатов проводятся по многомандатным округам. Голосование осуществляется по спискам (обычно партийным) с указанием основных преференций. Места распределяются пропорционально поданным за списки голосам. Для распределения неучтенных голосов (остатков) образуется единый общенациональный избирательный округ, суммирующий их по спискам уже в масштабе всей страны.

Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и как правило “связан” обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии). Эта “связь” не имеет значения, если кто-либо из кандидатов получает 65% голосов, — он автоматически становится сенатором. В случае же неполучения никем из кандидатов квалифицированного большинства областная избирательная комиссия рассматривает “связанных” кандидатов как список в рамках всей области и распределяет сенаторские места пропорционально полученным этими списками голосам.

Полномочия обеих палат длятся пять лет и могут быть продлены только в случае войны. Новый состав палат избирается не позднее 70 дней по истечении полномочий прежней легислатуры, а первое заседание палат нового созыва должно быть проведено не позднее, чем на 20-й день после выборов (ст. 60—61 Конституции).

Каждая из Палат избирает из своего состава председателя и бюро, формируемое на основе пропорционального представительства парламентских групп. В состав бюро входят председатель палаты, три вице-председателя, три квестора (следящие за соблюдением установленного порядка в зале заседаний, контролирующие расходы палаты и деятельность ее вспомогательных служб) и восемь секретарей. Бюро утверждает проект бюджета палаты, решает вопросы, связанные с формированием парламентских групп и комиссий, устанавливает правила внутреннего распорядка палаты, функционирования ее различных служб, применяет дисциплинарные санкции.

В палатах действуют постоянные комиссии, специализированные по отраслевому признаку. Каждая такая комиссия рассматривает законопроекты и иные вопросы, касающиеся профильной для нее отрасли управления (оборона, иностранные дела, промышленность и торговля, финансы и казначейство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и др.). Могут формироваться и объединенные комиссии палат (следственные, по делам секретных служб и др.). Партийный состав комиссий комплектуется по принципу пропорционального представительства парламентских групп.

Следующие выборы в парламент Италии в 2018 году будут проходить на основании Закона о выборах 2015 г.

Аннотация. Статья посвящена исследованию избирательного права, как особого конституционного права граждан, на примере зарубежных стран. Автором рассматриваются основополагающие принципы избирательного права, его взаимосвязь с избирательным процессом, а также запреты и ограничения, устанавливаемые законодательством зарубежных стран относительно выборов.

Ключевые слова: выборы, избирательное право, избирательный процесс, голосование, институт конституционного права, государство.

Выборы являются, пожалуй, одним из самых первичных институтов человечества: еще в родовой общине, при рабовладельческом строе в Риме существовала своеобразная форма выборности. В эпоху феодализма некоторые ее элементы играли важную роль – преимущественно это касалось сословных выборов в городах. Однако то место, которое выборы занимают в общественно-политической жизни сегодня, они приобрели лишь в эпоху развития капитализма и республики, как формы правления.

Что касается большинства современных государств, то сейчас выборы для них – это неотъемлемая часть общества и политики, а от характера самих выборов зависит то, насколько демократично то или иное общество, государство.

Так что же такое выборы? Какими характерными особенностями обладает данный политико-правовой институт?

Выборы представляют собой порядок, согласно которому, происходит формирование какого-либо органа власти, наделение полномочиями должностных лиц, через голосование. Данный институт является механизмом, обеспечивающим верховенство народного суверенитета, демократии и легитимной власти (власти, которую признает население и готово исполнять ее распоряжения добровольно).

Одна из концепций избирательного права понимает его как один из институтов конституционного права, который включает в себя ряд правовых норм. Указанными нормами регулируется предоставление гражданам права на участие в выборах. Поскольку избирательное право является одним из институтов права конституционного, то его источниками выступают конституции государств, законы, обычаи, парламентские акты и постановления правительств, а также указы президентов (монархов, премьер-министров). Для некоторых государств источниками избирательного права являются судебные прецеденты, а также акты толкования правовых норм.

Согласно другой концепции, избирательное право рассматривается в качестве субъективного права, реализуя которое, гражданин становится участником или субъектом правоотношений, возникающих в результате выборов. Здесь подразумевается, что для реализации указанного права гражданину необходимо зарегистрироваться как избиратель (или кандидат), в зависимости от того, какое право реализуется – активное или пассивное.

Относительно разновидностей самих выборов, необходимо отметить, что в настоящее время в науке конституционного права выработано множество классификаций выборов. Рассмотрим основные виды.

1.Прямые и косвенные выборы. В первом случае избирательная инициатива и весь процесс принадлежит исключительно гражданам: голосование происходит только от их лица. Однако, данный вид выборов подходит не для всех государственных органов и должностей: как правило, таким способом выбирают нижнюю палату парламента (или единственную, при однопалатном парламенте), а также президентов в странах со смешанной или президентской республикой.

Косвенные выборы предполагают не прямое голосование граждан, а наличие специальных выборщиков – т.е., указанные лица избираются гражданами с целью избрания определенного должностного лица или органа власти (например, для выборов Президента). Таким способом избираются верхние палаты парламентов, президенты (в США), а также для выбора правительств и т.п.

2. Всеобщие и частичные выборы. В первом случае в выборах принимает участие весь электорат – т.е. голосование осуществляется всеми избирателями в стране (таковыми являются выборы главы государства или нижней палаты парламента)[3]. Во втором – выбирается часть определенного властного органа (например, при необходимости пополнения парламента в случае досрочного прекращения полномочий некоторых депутатов).

3. Национальные и региональные выборы. Если голосование проводится по всей стране, то выборы являются национальными, и региональными, местными (локальными), когда избираются органы местного самоуправления.

4. Очередные и внеочередные. Как правило, такая классификация применима к выборам в парламент. Для очередных выборов в конституции или в иных законах установлены сроки, также их проводят по окончании срока полномочий парламента. Что касается внеочередных выборов, то они могут быть назначены только при досрочном прекращении полномочий всего парламента или же одной из его палат (при двухпалатном парламенте).

Кто же может принимать участие в выборах? Практически во всех зарубежных странах право избирать и быть избранным имеет ограничения, или цензы. Рассмотрим данные требования для избирателей более подробно.

- Возраст. Данный ценз означает, что правом участия в выборах может обладать только лицо, достигшее определенного возраста. В начале прошлого столетия многие государства устанавливали ограничения по возрасту для участия в выборах: 20-25 лет. Это привело к тому, что довольно широкая прослойка молодежи была отстранена от участия в политической жизни государства. Однако после второй мировой войны избирательный возраст стал снижаться. В некоторых государствах сейчас он составляет 18 лет, в других – 21 год (также предусматривается возрастное деление для активного и пассивного избирательного права).

- Оседлость. Данный ценз устанавливает ограничения по времени проживания гражданина на территории той или иной местности, для реализации им своего избирательного права. Многие зарубежные государства устанавливают данный ценз, однако на практике он применяется с некоторыми особенностями. Например, чтобы получить активное избирательное право на выборах в парламент, необходимо постоянно проживать на определенной территории.

Избирательное право базируется на определенных принципах - т.е. условиях его реализации, нарушение которых подрывает легитимность выборов. Принципами избирательного права являются: всеобщность, равенство, свобода, непосредственность, тайна голосования.

Принцип всеобщности признает за всеми дееспособными гражданами их избирательные права. Избирателем считается то лицо, которое, согласно конституции или закону, обладает правом голоса. По общему правилу, избирательным правом обладают только граждане страны, однако если мы говорим о выборах в органы местного самоуправления, то к участию в них допускаются также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на той или иной территории.

Свободные выборы предполагают выбор самого избирателя – участвовать в них или нет. Данный принцип порождает следующе правило: Отсюда вытекает, что при подведении итогов голосования не учитывается то, каков процент проголосовавших избирателей: если даже проголосует всего 1% от общего числа избирателей, то выборы будут считаться состоявшимися. Данный принцип действует, в основном, в странах англосаксонской правовой системы.

Вместе с тем, следует отметить, что некоторые страны устанавливают выборы в качестве обязанности гражданина, так называемый избирательный вотум. Примером является все та же ст. 48 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в ч. 2 которой закреплено, что голосование является гражданским долгом[4]. Но отметим, что наказание для нарушителей в Италии - всего лишь ограничены общественным порицанием, тогда как Австралия наказывает нерадивых избирателей штрафами, а если гражданин Греции или Турции уклоняется от исполнения своего гражданского долга, то ему может грозить даже лишение свободы. Аргентина в качестве санкции для избирателей, не посещающих выборы, предусматривает как штраф, так и лишение права на протяжении 3 лет занимать государственные должности[2].

Закрепленный в законе принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равные возможности повлиять на итоги выборов. Данный принцип - важнейшее проявление равноправия граждан, гарантированного на конституционном уровне.

Основополагающим принципом выборов является тайна голосования. Указанный принцип означает, что волеизъявление избирателя недоступно никому: оно защищено от внешнего наблюдения и контроля, с целью исключить какое-либо влияние или давления.

Для стран с парламентской монархией и парламентской республикой характерно проведение очередных выборов: т.е., по истечении срока полномочий представительного органа государства. Проведение внеочередных выборов характерно для Англии, Японии, Франции, Италии и Бельгии: в указанных странах возможно изменение сроков проведения выборов, исходя из политической обстановки. Также возможно проведение дополнительных выборов, в исключительных случаях: например, отстранение, отставка или смерть депутата, в связи с чем, в парламенте открывается вакансия. Организация таких выборов проводится в соответствующем избирательном округе.

Понятие избирательного права немыслимо без такой взаимосвязанной категории, как избирательный процесс. Он представляет собой деятельность, осуществляемую индивидами, органами и организациями в соответствии с законом и другими социальными нормами, по подготовке и проведению выборов. В избирательном процессе выделяют следующие стадии:

1. Назначение выборов. На данном этапе устанавливается дата выборов, после ее назначения устанавливаются даты всех иных мероприятий, включенных в избирательную кампанию. Сроки и последовательность данных мероприятий устанавливаются законодательством о выборах.

2. Образуются избирательные округа. На данном этапе формируются территориальные единицы, а уже от каждой из них осуществляются выборы депутатов (одного или нескольких), или должностных лиц.

3. Формируются избирательные органы – такие территориальные единицы, в которых голосование избирателей производится в специальном помещении для голосования.

4. Формирование избирательных комиссий, бюро, президиумов и т.п. В компетенцию перечисленных органов входит организация избирательного процесса. Различают территориальные, включая центральные, окружные и участковые органы.

6. Выдвижение кандидатов. Существуют различные виды выдвижения: самовыдвижение (наиболее распространено во Франции); петиционное выдвижение, когда от избирателей собирают подписи (действует в Бельгии, Дании); выдвижение за счет политических партий или иных общественными объединений (система используется в ФРГ и в Австрии)[6]. В США применяется так называемые праймериз или первичные выборы.

7. Проведение предвыборной агитации. Данная деятельность проводится с целью склонения избирателей к участию в выборах или отказу от него, а также к голосованию за определенного кандидата.

8. Голосование. Данная стадия является решающей во всем избирательном процессе. Здесь избиратели выражают свое волеизъявление в отношении того или иного кандидата.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов: осуществляется избирательными органами после закрытия избирательных участков.

В заключение отметим, что избирательная система в зарубежных странах имеет различную организацию: как по структуре самих выборов, принципах голосования, так и по законодательству, устанавливающему ограничения для избирателей. Так, демократичными по своей сути являются выборы в США – здесь действует принцип свободного голосования: право избираться и быть избранным для граждан – не обязанность, а добровольное волеизъявление. А вот в Италии, Аргентине, и особенно – в Греции и Турции, избирательное право – это гражданский долг, за неисполнение которого предусмотрены строгие санкции.

Список литературы

1. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник.- 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.

2. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. 2007.

3. Алекси Р. Сбалансированность, конституционный контроль и представительство // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2 (55).

4. Васильева Т.А. Правительство Италии // Козырин А.Н., Глушко Е.К. и др. Правительство в зарубежных странах: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. М.: Ось-89, 2007.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМ ИНФРА-М, 2012. – 608с.

6. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия : учебное пособие / Сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер,2009. -598.

Сергей Сенинский: В Италии – правительственный кризис. Левоцентристкий кабинет во главе с Романо Проди, которому не удалось заручиться доверием верхней палаты итальянского парламента, стал 61-ым по счету в послевоенной истории страны. Не сложилось и временное правительство, единственной задачей которого должна была стать реформа избирательной системы. Многие в Италии считают, что именно в её несовершенстве и кроется причина широко известной итальянской политической нестабильности. Тему продолжит Ефим Фиштейн:

Ефим Фиштейн: В Италии действует пропорциональная избирательная система, с некоторыми специфическими особенностями. Так, партия, набравшая на выборах чуть больше одного процента голосов, может попасть в обе палаты парламента, если выразит готовность вступить в правящую коалицию. В результате законодательное собрание оказывается крайне фрагментированным, а кабинеты обычно представляют собой самые причудливые политические комбинации. К примеру, в правительстве Проди были представлены 9 весьма разномастных партий. Премьер только тем и занимается, что утрясает разногласия и гасит конфликты партнеров, нередко случайных. На повестке дня – реформа избирательной системы. А она в итальянских условиях идет настолько туго, что правильнее было бы сказать, не идет вовсе. Малые партии не намерены вводить ликвидационные для них правила, а большие могут остаться без потенциальных союзников. В итоге страна в марте проведет новые выборы по старым правилам. Я попросил нашего итальянского корреспондента Алексея Букалова дать для начала ситуационную зарисовку – что же происходит в Италии и почему?

Алексей Букалов: К выборам страна пойдет по тем же старым правилам, то есть как говорят здешние обозреватели, наступит второй раз на те же самые грабли. Дело в том, что ни один из опрошенных мной итальянских политиков не сумел мне сформулировать сущность итальянского избирательного законодательства. Оно состоит из смеси положений мажоритарной системы и пропорциональной. Но смесь эта взвешена таким образом, что решающую роль при формировании правительства играют мелкие партии, которые потом, входя в правящую коалицию, могут в любой момент выйти из нее и тем самым спровоцировать кризис, подобный тому, который сейчас переживает Италия. Таким образом, в любом случае выборы 13-14 апреля пройдут по старой схеме, причем она сравнительно новая, она была одобрена предыдущим составом парламента и таким образом, должна учитывать весь предыдущий итальянский опыт. Но на самом деле не удалось достичь такого закона, который позволил составить устойчивое большинство в парламенте и дать стране правительство, которое могло бы действовать в течение всего положенного конституцией срока. За последние годы таким рекордом отличился только кабинет Сильвио Берлускони, который отсидел в парламенте от звонка до звонка, а затем, как мы сейчас видели, началась обычная чехарда послевоенной Италии, когда правительство может сдвинуть отобранный у нее голос в парламенте, в данном случае в сенате республики.

Ефим Фиштейн: Но ведь еще бывший – может быть, он же и будущий – премьер Сильвио Берлускони попытался повысить стабильность правительства законной поправкой, по которой победившая на выборах партия получала определенный дополнительный бонус – 25 тысяч голосов сверх реально собранных. Почему же не удалось разрешить проблемы? Алексей Букалов.

Алексей Букалов: Совершенно верно. Но этот бонус касался только нижней палаты, палаты депутатов и не распространялся на сенат. А именно в Сенате, где была ситуация фифти-фифти, где правящая коалиция не располагала большинством голосов и она рассчитывала на голоса так называемых пожизненных сенаторов, то есть не избираемых сенаторов, а тех, которых назначает президент республики за прошлые заслуги, таких обычно бывает шесть-семь человек, туда входят по должности все бывшие и ныне здравствующие президенты республики, Проди держался у власти только благодаря этим голосам. И когда их не хватило, то разразился кризис.

Ефим Фиштейн: Многие специалисты утверждают, что в истории Италии были перепробованы все мыслимые избирательные системы. Ни одна из них не работала – не потому, что система плоха, а потому, что само местное общество предельно фрагментировано и разобщено, а политика является всего лишь отражением этой раздробленности. Ваше мнение Алексей Букалов.

Ефим Фиштейн: А ведь Италия остро нуждается в реформах, в модернизации. Сильвио Берлускони попытался было некоторые реформы запустить – пенсионную, финансовую. Чего же ожидать теперь, когда на носу досрочные выборы? Правительству не до реформ, вовсю идет кампания. Выходит, реформы опять откладываются в долгий ящик.

Алексей Букалов: Кое-что попытался сделать не только Берлускони, но и Проди, но времени у него было мало. В частности, санация финансовых сторон жизни, бюджета государственного, какие-то попытки были сделаны. Но, это главная проблема итальянцев – у них практически никогда не хватает времени для того, чтобы разобраться в этих Авгиевых конюшнях. Кстати, о конюшнях: одним из толчков к нынешнему финансовому кризису послужил именно скандал, мусорный скандал в Неаполе, в котором как капля воды отразилась ситуация нынешнего общества итальянского.

Ефим Фиштейн: Картинку из современной итальянской действительности нам обрисовал Алексей Букалов из Рима. Многие в Италии в поисках положительных примеров обращают свои взоры к Германии и предлагают попросту позаимствовать тамошнюю избирательную систему. Как она выглядит и в чем ее особенности, сила и слабости? – рассказать об этом я попросил мюнхенского политолога, профессора Маргарету Момзен.

Ефим Фиштейн: Профессор политологии из Мюнхена Маргарет Момзен. А как решалась эта проблема в государствах бывшего социалистического лагеря, которые с 2004 года являются членами Европейского Союза? Я взял в качестве примера Латвию, страну, расположившуюся в самом центре Балтийского региона. Социолог из Латвийского Университета Юрис Пайдерс поясняет.

Юрис Пайдерс: В Латвии после установления независимости было восстановлена конституция довоенная. И конституция довоенная подразумевает, что значит парламент, Сейм Латвии выбирается на партийной основе. Эта система была восстановлена в момент, когда партий не было и тогда перед выборами быстро сформировались группы людей, которые одни назвались правыми, другие левыми и реально партии не имели массового базиса, массовой поддержки конкретных слоев населения. И это создало ситуацию, что партии власти практически буквально чуть ли не все с редкими исключениями очень малочисленные и фактически объединяют депутатов или лидеров самоуправления. Это один из нюансов. А второй нюанс – это то, что был плачевный опыт довоенных лет и был введен процентный барьер, который ограничивает принятие участия малочисленных партий. И это ограничение способствовало тому, что, по крайней мере, срок действия правительств намного дольше, чем было в довоенный период.

Ефим Фиштейн: Итальянцы, как мы уже слышали, вечно недовольны своей избирательной системой. А что жители Латвии – довольны всем? Или оговорки все же имеются?

Юрис Пайдерс: Очень многие недовольны, так как, скажем, избирают по партийным спискам, в финале происходит раскол партии. На днях одна из крупных партий раскололась и треть депутатов вышли из этой партии и сейчас будут голосовать так, как им заблагорассудится. Это первая проблема. Вторая проблема: депутаты не представляют интересы конкретных территорий и в результате им безразличны какие-то территории. Жителям некуда обращаться, потому что нет депутатов, которые бы представляли их интересы. И это создает ситуацию, что региональные проблемы отходят на второй план и очень многие недовольны, выражают пожелания, чтобы система была не партийная, а по крайней мере, часть депутатов выбиралась с конкретной территории и эти депутаты были подотчетны этой территории и представляли ее интересы.

Ефим Фиштейн: Таково мнение социолога из Латвийского Университета Юриса Пайдерса. Думаю, Европа с большим интересом будет следить за выборами в Италии, назначенными на середину апреля. Ведь учиться можно и на чужих ошибках.


Согласно Конституции активным избирательным правом обладают все граждане Италии независимо от пола, достигшие со­вершеннолетия. В соответствии с Законом от 8 марта 1975 г. воз­раст совершеннолетия — 18 лет. Для того чтобы участвовать в выборах в Сенат, необходимо достичь 25 лет. Голосование всеоб­щее и прямое, без каких-либо цензов, как при выборах в Сенат, так и в Палату депутатов. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности и ли­шения избирательных прав в судебном порядке, а также после вынесения окончательного уголовного приговора.

Голосование осуществляется лично без передачи права го­лоса другому лицу. Закон запрещает голосовать заочно, равно как и не предусмотрена возможность голосования по дове­ренности или по почте. Итальянские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в тех коммунах, где они про­живали ранее.

Голосование является равным в том смысле, что каждый из­биратель обладает только одним голосом. При осуществлении избирательного права каждому гражданину должны быть гаран­тированы свобода и тайна голосования.

Участие в голосовании рассматривается как гражданский долг, своего рода общественная обязанность гражданина, имею­щая своей целью правильное функционирование демократиче­ского государства.

Депутатом может быть избран избиратель, достигший на день выборов 25 лет. Для избрания в Сенат необходимо быть не моло­же 40 лет.


Согласно ст. 65 Конституции нельзя одновременно состоять членом Палаты депутатов и Сената. Членами Парламента не могут быть члены Конституционного суда, Национального сове­та труда и обороны, члены областных советов, префекты, вице-префекты, представители правительства в областях, полицей­ские чины, дипломаты, консулы, а также высшие офицеры воо­руженных сил и магистраты. Все эти лица в случае своего наме­рения претендовать на избрание в Парламент должны отказать­ся от соответствующей должности за 180 дней до окончания легислатуры Парламента или в течение семи дней после издания декрета о роспуске Парламента.

Парламентские выборы

В настоящее время система выборов обеих палат Парламента регулируется законами № 276 и 277 от 4 августа 1993 г., а также принятым 1 декабря 1993 г. Законом о новом порядке проведения избирательных кампаний. Эти законы корректируют прежнюю пропорциональную избирательную систему и вводят принципы одномандатности и мажоритарности. Новая избирательная сис­тема была уже дважды опробирована на всеобщих парламент­ских выборах в марте 1994 г., на досрочных выборах в апреле 1996 г. и в парламентских выборах в марте 2001 г.

Палата депутатов насчитывает 630 мест, которые распределя­ются между областями в зависимости от численности населения по данным последней всеобщей переписи. На парламентских выборах одна часть депутатов (большая) избирается по одно­мандатной мажоритарной системе, а другая — по пропорцио­нальной.


Сенат избирается на областной основе. Число мест выборных сенаторов — 315. 18 областей имеют не менее семи мест, а облас­ти с многочисленным населением направляют в Сенат: Ломбар­дия — 47; Кампания — 30; Лацио — 27; Сицилия — 26; Пьемонт и Венето — по 23; Эмилия-Романья и Апулия — по 21 сенатору. Малонаселенная Балле д'Аоста обладает одним сенаторским ме­стом, а Молизе — двумя. Три четверти сенаторов избираются по мажоритарной системе и одна четверть — по пропорциональной.

Выборы органов регионального и местного самоуправления

Выборы в областные и провинциальные советы.проводятся прямым голосованием по смешанной пропорционально-мажо­ритарной системе. Выборы проходят в один тур, причем 80% мест распределяется по пропорциональной системе, а 20% — по мажоритарной.

Каждая область имеет собственный избирательный закон и вправе самостоятельно определять число членов областного со­вета, исходя из нормы: 80 советников для областей с населением более 6 млн чел., 60 советников — при числе жителей от 4 до 6 млн чел., 40 — при числе жителей от 1 до 4 млн чел. и 30 совет­ников, если население области не превышает 1 млн человек.

При выборах в провинциальные советы также применяется как мажоритарная система в одномандатных округах, так и про­порциональная с использованием системы квот. В этом случае избирательным округом становится сама провинция.


Коммунальные советы избираются по мажоритарной системе для коммун от 15 тыс. жителей и менее и по пропорциональной системе для более крупных коммун. При выборах советов центральных городов, областей и ряда других наиболее крупных городов (Рим, Милан, Турин, Палер­мо, Неаполь, Венеция, Триест, Катания, Генуя) применяется смешанная мажоритарная и пропорциональная система. Мэры этих городов избираются прямым голосованием в два тура.

Система выборов в Европейский парламент

В Законе о выборах в Европейский парламент предусмотре­ны гарантии выдвижения собственных кандидатов националь­ными и языковыми меньшинствами (французское, немецкое и словенское население в областях Балле д'Аоста, Трентино-Аль-то-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия).

Конституция Италии (ст. 75) предусматривает проведение ре­ферендумов по требованию 500 тыс. избирателей или пяти обла­стных советов. Цели референдумов — полная или частичная отмена закона или другого акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях, касаю­щихся ратификации международных договоров.

В референдуме имеют право участвовать граждане, внесенные в списки избирателей Палаты депутатов. Предложение, вынесен­ное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.

Институт референдума получил в Италии широкое примене­ние. На референдумы в разное время выносилось около 30 зако­нов (только в период с 1981 по 1993 г. было проведено голосова­ние по 13 законам).

Читайте также: