В 1730 году тредиаковский был назначен секретарем в академию что входило в его обязанности

Обновлено: 04.05.2024

Пятого марта 1703 года родился поэт Василий Кириллович Тредиаковский. Он был придворным стихотворцем Анны Иоанновны (не по штату, а по судьбе). Рассказывают анекдот, что часто при поднесении императрице своих од поэт должен был от самых дверей зала до трона ползти на коленях. Придворный пиит. В царствование Анны Иоанновны это была почти шутовская должность. А ведь Тредиаковский учился в Голландии и Париже, знал несколько языков, изучал философию и математику!

В феврале 1740 года для развлечения императрицы в Петербурге строился знаменитый Ледяной дом для шутовской свадьбы Квасника-Голицына с Авдотьей Бужениновой. Для маскарада понадобились стихи, и кабинет-министр Артемий Волынский, который был организатором этого действа, вызвал Тредиаковского. Посланный за ним кадет объявил поэту, что везет его в "Кабинет ее императорского величества". Тредиаковский перепугался – он подумал, что его везут в Канцелярию тайных и розыскных дел, который в просторечии называли "Кабинетом" или "Стукаловым приказом". Слово и дело! С этим шутки были плохи.

Но узнав по дороге, что его везут вовсе не в "Кабинет", а к кабинет-министру, Тредиаковский стал пенять кадету, что тот худо с ним поступил, объявив, что везет его в "Кабинет": "он таким объявлением может человека и жизни лишить". Кадет по приезде пожаловался Волынскому. А тот ни с того ни сего избил бедного поэта. За что? Непонятно. Возможно, вельможа просто находился в дурном настроении. Бывает!

Тредиаковский решил подать формальную жалобу на побои. Понес ее прямо к фавориту Анны Иоанновны герцогу Бирону. И, как на грех, столкнулся в приемной с Волынским! Тот схватил пиита за шиворот и велел посадить его под караул. Сам Тредиаковский так об этом писал: "браня меня всячески, велел. бить палкою по голой спине столь жестоко и немилостиво. дано мне с семьдесят ударов. ", потом "паки велел меня бросить на землю и бить еще тою же палкою, так что дано мне и тогда с тридцать разов". Позднее кабинет-министр пришел сам на гауптвахту и приказал караулу опять бить Тредиаковского – "еще палкою десять раз, что и учинено". А после экзекуции избитого поэта отпустили домой "с угрозами".

Бирон, который давно уже был с Волынским "в контрах", узнал об этом происшествии и обратился к императрице с просьбой наказать кабинет-министра. Более того, фаворит устроил целый спектакль Анне Иоанновне, в конце которого поставил вопрос ребром – или я, или он. В итоге Артемия Волынского судили и отрубили ему голову. Но, конечно же, его жестокое наказание не имело никакого отношения к избиению им Тредиаковского. Просто Бирон усмотрел в том, что в его приемной посмели схватить просителя, покушением на свою власть.

А Василий Кириллович все-таки дождался вознаграждения "за бесчестье и увечье": ему выдали годовое жалование – 360 рублей. То есть получается, что поэту навроде как выплатили премию за "сверхурочную" работу. Кстати, несмотря на побои, на шутовскую свадьбу он написал очень веселые, жизнерадостные и фривольные стихи.

Творчество Тредиаковского всегда вызывало много споров. И уже при его жизни оно казалось архаичным. А после издания Тредиаковским в 1766 году "Телемахиды" – вольного перевода "Приключений Телемаха" Фенелона – он и вовсе стал объектом насмешек. В шуточном "Эрмитажном этикете" императрицы Екатерины II было установлено наказание за небольшую вину: "Если кто проступится, то должен выпить стакан холодной воды и прочесть страницу "Телемахиды" Тредиаковского".

В истории Тредиаковский остался как бездарный стихотворец, яростный и во многом несправедливый критик и поноситель Ломоносова и Сумарокова. Хотя Пушкин ставил его творчество весьма высоко: ". изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей".

А еще, говоря о Тредиаковском, многие вспоминают вирши:

Императрикс Екатерина, о!

Поехала в Царское Село!

Например, Андрей Вознесенский восхищался этим двустишием, увидев в "о!" зеркальце, в которое глядится императрица перед поездкой в Царское Село. Но на самом деле это не вирши Тредиаковского, а пародия на него самого и его творчество. Ее автором считается Гавриил Романович Державин.

А вычурное слово "императрикс" Тредиаковский действительно однажды вставил в свою оду, и, как это часто с ним бывало, нажил из-за этого крупные неприятности. Опус начинался так: "Да здравствует днесь императрикс Анна". Однако слово "императрикс" показалось подозрительным писцу духовного правления, и он донес о том начальству. Загорелось дело: "в титуле Ея Императорского Величества явилось напечатано не по форме".

Дело разбиралось как раз в Канцелярии тайных и розыскных дел, в "Кабинете". Тредиаковский перепугался и написал обширное оправдательное разъяснение: "Употребил я сие Латинское слово, Императрикс, для того, что мера стиха сего требовала; но что чрез оное слово никакова нет урона в высочайшем титле Ея Императорского Величества, то не токмо Латианский язык довольно меня оправливает, но сверх того еще и стихотворная наука".

На его счастье, это объяснение следователями было признано резонным.

Вот и все, что можно вкратце сказать о Василии Кирилловиче Тредиаковском. Он был похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище. Впрочем, поклониться его праху невозможно – могила давным-давно утрачена. Поэт был беден, и, скорее всего, на его могиле был поставлен простой деревянный крест, который со временем сгнил и превратился в труху. "Ибо прах ты и в прах возвратишься".

Ирина Сидорова

БЕЗ ЛЮБВИ И БЕЗ СТРАСТИ.
Без любви и без страсти
Все дни суть неприятны:
Вздыхать надо, чтоб сласти
Любовны были знатны.
Показать полностью.

Чем день всякой провождать,
Ежели без любви жить?
Буде престать угождать,
То что ж надлежит чинить?

Ох, коль жизнь есть несносна,
Кто страсти не имеет!
А душа, к любви косна,
Без потех вся стареет.

Чем день всякой провождать,
Ежели без любви жить?
Буде престать угождать,
То что ж надлежит чинить?

Дмитрий Руденок

Будь жестока, будь упорна,
Будь спесива, несговорна;
Буде отныне могу еще осердиться,
То мой гнев в моем сердце имеет храниться.

Показать полностью.
Ах, нет! хоть в какой напасти
Глаза явят мои страсти.
Но вы не увидите мое сердце смело,
Чтоб оно противу вас когда зашумело.
Я вас имею умолять,
Дабы ко мне милость являть.
Буде отныне могу еще осердиться,
То мой гнев в моем сердце имеет храниться.

Наталья Ильина

В СЕМ МЕСТЕ МОРЕ НЕ ЛИХО.
В сем месте море не лихо,
Как бы самой малой поток.
А пресладкий зефир тихо,
Дыша от воды не высок,
Показать полностью.
Чинит шум приятной весьма
Во игрании с волнами.
И можно сказать, что сама
Там покоится с вещами
Натура, дая всем покой.
Премногие красят цветы
Чрез себя прекрасный брег той.
И хотя чрез многи леты,
Но всегда не увядают;
Розы, тюлипы, жасмины
Благовонность испускают,
Ольеты, также и крины.
Правда, что нет во всем свете
Сих цветов лучше и краше;
Но в том месте в самом лете
Не на них зрит око наше.

Анюта Таран


Анюта Таран

НУ, ПРОСТИ, МОЯ ЛЮБОВЬ, УТЕХА ДРАГАЯ.
Ну, прости, моя Любовь, утеха драгая!
В тебе была надежда мне сладка.
Даром что ты мучила иногда мя злая,
Я тя любил, и всегда с тобой мне речь гладка.
Показать полностью.
Ну, прости, моя Любовь, утеха драгая!
Аминта не есть в согласии с нами:
Мне во всем изменила, весьма мя ругая
Всеми своими худыми делами.
И тако за неверность сию ее злобну
Хощу, чтоб в сердце моем ей не быти.
Но тебя для всех утех по постелю гробну
Я не имею никогда забыти.

Анна Гончарова

ПРОСТИТЕ ВЫ НЫНЕ ВСЕ, ХОРОШИ! ПРИГОЖИ.
Простите вы ныне все, хороши! пригожи!
Ваш пленник я долго был, и на вашем ложе.
Вы мною владели все, но без всяка права;
Вы везде всему миру велика отрава!
Показать полностью.
Простите вы ныне все; любить не имею:
Зная, что есть любовь, ту ненавидеть смею.
Все наши в ней похоти во всем бесконечны,
А в сластех ее муки пребесчеловечны,
Хотя много радости та всем обещает,
Но чрез свои потехи всех она прельщает

Елена Рябико

СОНЕТ (ЖЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК. )
Желает человек блаженства непреложно.
Сему - высокий чин, и сила тем, и честь;
Тот счастия себе в богатстве чая ложно,
Приумножает всё, обилие что есть.
Показать полностью.

Роскошствуя иной сластями, сколько можно,
Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть,
Благополучна мнит себя неосторожно;
И их на всякий час стремится выше взнесть.

Ах! чувствует он сам тьмы целы недостатка,
И множество свое зрит малым без придатка:
Хотя достиг конца, но мил едва успех.

Иль тщетно дал ему хотения содетель?
О смертный! умудрись: безмерность кажда грех,
А средство всех довольств - едина дебродетель.

Светлана Куренная


Светлана Куренная

Видеть все женские лица
Без любви беспристрастно;
Спознать нову с девицы
Учинять повсечасно;
Казать всем то ж учтивство,
Всё искать свою радость.
Такову то любимство
Дает в жизни всем сладость!

Василий Тредиаковский был одним из наиболее известных поэтов 18 века. Однако его творческое наследие не было по достоинству оценено современниками. Лишь впоследствии, уже в 19 веке, его переводы и оригинальные сочинения получили признание. Причина такого запоздалого успеха заключается в том, что современники автора стремились создать легкий литературный язык, в то время как поэт был сторонником сложного стихосложения, ориентируясь на лучшие образцы античности и подражая им.

василий тредиаковский

Детство и юность

Василий Тредиаковский появился на свет 22 февраля (5 марта) 1703 в Астрахани в семье священника. Родители отдали мальчика на обучение в школу католических монахов-капуцинов, где все предметы преподавались исключительно на латыни.

Будучи ребенком, Тредиаковский пел в церковном хоре. Занятия музыкой настолько пришлись по душе будущему поэту, что в будущем он даже сочинял композиции.

После окончания школы Василий планировал поступать в Киево-Могилянскую академию, однако в последний момент поменял свои планы и в 1723 году отправился в Москву, где поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Спустя несколько лет, так и не окончив обучение в академии, юноша отправился в Голландию, а оттуда пешком добрался до Парижа. Тредиаковский поступил в Сорбонну, где обучался философским, математическим и богословским наукам.

Этот этап жизни Тредиаковского имел важное значение в его творчестве. Юный поэт познакомился с французской культурой, основами просвещения, много общался с европейскими интеллектуалами, которые оказали на него большое влияние.

Мемория. Василий Тредиаковский

5 марта (22 февраля) 1703 года родился поэт Василий Тредиаковский.

Личное дело

Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1769) родился в Астрахани в семье священника. Учился в школе, где преподавали монахи-католики, а обучение велось на латыни. После окончания школы по воле отца должен был стать священником, но бежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. За успехи в учебе был отправлен в Академию наук в Санкт-Петербурге, откуда вскоре самовольно уехал учиться за границу. Попал сначала в Голландию, а затем пешком добрался до Парижа, где обучался на богословском факультете Сорбонны, также изучал риторику, математику и философию. В совершенстве овладел французским языком, начал писать русские и французские стихи, познакомился с французской литературой. В Париже Тредиаковского материально поддерживал русский посол Александр Куракин.

Чем знаменит

О чем надо знать

Прямая речь

А. С. Пушкин в письме Лажечникову

10 фактов о Василии Тредиаковском

Материалы о Василии Тредиаковском

Статья о Василии Тредиаковском в русской Википедии

Произведения Василия Тредиаковского в библиотеке Мошкова

Василий Тредиаковский в библиотеке ImWerden

Первый успех

В 17360 году Василий Тредиаковский вернулся на родину и обосновался в Петербурге. Самым важным событием для него стало известие о том, что его приписали к Академии наук как студента. Благодаря этому перед молодым поэтом открывались блестящие перспективы, в частности высокое покровительство и полезные знакомства при дворе.

↑ Новаторские идеи

14 мая 1735 год русская поэзия получила новое дыхание и развитие. Учёный внёс предложение о реформирование литературы и предложил новое стихосложение. Кроме этого, он считал, что необходимо составить грамматику русского языка, словари и риторику.

Придворная карьера

Воодушевленный Василий Кириллович принялся писать панегирики и похвальные стихи, а также духовные концерты, посвященные императрице. Труды Тредиаковского были вознаграждены по достоинству: произведения были опубликованы, выдан весьма внушительный гонорар.

Ледяной дом

В 1740 году в жизни Тредиаковского случилась настоящая трагедия. Речь идёт об участии Василия Кирилловича в свадьбе придворного шута из княжеского рода Голицыных и карлицы-калмычки.

Реформа стихосложения

Василий Тредиаковский, в отличие от современников, в своих произведениях никогда не стремился к созданию легкого литературного языка. Он был сторонником сложного стихосложения, ориентируясь на лучшие образцы античности и подражая им.

Однако попытки Тредиаковского приспособить к латинскому стихосложению русскую поэзию были встречены в штыки: поэта нещадно критиковали за сложное построение предложений, использование инверсий и междометий, неясный смысл текстов.

Самым главным результатом литературной работы Тредиаковского стало теоретическое разделение поэзии и прозы и введение этих понятий в русскую культуру. В своем трактате 1735 года Тредиаковский дал девять определений основных стихотворных терминов: стих, слог, стопа, полустишие, пресечение (так он называл цезуру), рифма, перенос и так далее.

Василий Кириллович Тредиаковский, биография которого неразрывно связана с русской литературой XVII века, до последних дней жизни продолжал экспериментировать со словом и рифмой. Скончался поэт 6 (17) августа 1769 года.

Значение

Василий Тредиаковский, краткая биография которого составляет предмет настоящего обзора, оставил заметный след в истории русской литературы. Его эксперименты, научные изыскания в области литературы, споры с Ломоносовым и Сумароковым способствовали появлению отечественной критики и оригинальных произведений в разных жанрах. Большой вклад он внес и как переводчик. Так, благодаря ему русский читатель познакомился с работами французского ученого по древней истории. В конце жизни состояние его здоровья ухудшилось, и он скончался в 1769 году.

Значение творчества В.К. Тредиаковского


В. Шаферан

Поэтом нулевого цикла Я б Тредьяковского назвал. Еще строенья не возникло – Ни комнат, ни парадных зал. Еще здесь не фундамент даже – Лишь яма, зыбкий котлован… Он трудится, не зная смены, Чтоб над мирской юдолью слёз Свои торжественные стены Дворец Поэзии вознес. И чем черней его работа, Чем больше он претерпит бед, – Тем выше слава ждет кого-то, Кто не рожден еще на свет.

Конфликт с Ломоносовым и Сумароковым

Итак, литературную войну Тредиаковский проиграл, но его поджидал ещё один жестокий удар: в марте 1751 Ломоносова производят в коллежские советники с годовым окладом в 1200 рублей. В ответ на своё прошение о повышении жалованья поверженный поэт получает отказ.

Родился Тредиаковский Василий Кириллович в 1703 году, в Астрахани. Его отец был священником. Тредиаковский был одним из деятелей, проживших свою жизнь в эпоху Петра. Как и в работах Кантемира, в его произведениях были отражены особенности нового времени, новых идей и образов, но Тредиаковский в своем творчестве не смог преодолеть окончательно прежнюю схоластическую культуру. Он, как и Кантемир, жил в эпоху реакций, в неблагоприятной, а иногда и враждебной и ненавистной обстановке. Тредиаковский был интеллигентом-разночинцем, испытывающим в Дворянско-монархической стране большие трудности и лишения.

В 1723 году, переполняемый жаждой к знаниям, он (ему было всего 20 лет) сбежал из Астрахани в столицу, где на протяжении 2-х лет учился в Славяно-греко-латинской академии. Тредиаковский в 1725 году, не удовлетворенный богословско-схоластическими учениями в академии, отправился в Гаагу, а после в Париж, в Сорбонну. В данном лучшем университете Европы, бедствуя, он проучился 3 года и, получив образование ученого-филолога, в 1730 году он вернулся в Россию, для того чтоб служить просвещению своей родины. Самой светлой порой в его жизни является начало его деятельности в области литературы.

Но было так изначально. Положение Тредиаковского, который отстаивал собственное право на существование в условиях устоявшегося дворянско-помещичьего строя, было действительно трагическим. Он терпел дискредитацию, унижения, его изображали бездарным и смешным. Людей, которые занимаются умственным трудом и посвящают себя науке, без различных титулов и чинов, считали в высших кругах людьми неполноценными. Необходимо было иметь колоссальную силу воли, несгибаемый и могучий характер, огромнейший талант, для утверждения собственных прав, для сохранения чувства личного достоинства, независимо от своего плебейского происхождения. По силам это было исключительно Ломоносову.

Тредиаковский в 1732 году занял должность штатного переводчика при Академии наук, после этого он стал секретарем академии. Он начал заниматься литературной и научной работой. Однако его положение в академии становилось с каждым днем тяжелее. Также усугублялось оно и литературной полемикой с Сумароковым и Ломоносовым. Выступая в качестве замечательного новатора в большинстве областей литературы, он, обладая меньшим талантом в литературе, вскоре позволил себя определить Сумарокову и Ломоносову, которые, следуя по пути, впервые им указанному. Все это очень болезненно воспринималось Тредиаковским, и его вражда с Сумароковым и Ломоносовым была непримиримой и очень длительной. Она началась с 1740-х гг., с того момента, когда талант Ломоносова, как поэта, начал затмевать талант Тредиаковского.

Споры между данными писателями шли о направлении, в котором должна была получить свое развитие русская поэзия, о характере языка стихов, однако полемические формы были резкими. Тредиаковский в последние годы начал оставаться в полнейшем одиночестве. Травля его в кругах академических стала до такой степени невыносимой, что он вынужден был в 1759 году покинуть Академию.

Прожил Тредиаковский еще десять лет практически в нищете, в болезнях и забытый всеми. Умер Тредиаковский в Санкт-Петербурге в 1769 году 6 августа.

Тредиаковский, как критик и филолог

При определении историко-литературного значения творчества Тредиаковского, Белинский отметил, что Тредиаковский не будет никогда забыт, так как он вовремя родился.

На протяжении всей жизни Тредиаковский усердно работал. Необычайное усердие, неутомимость, стремление приносить исключительную пользу свей своей стране, были его отличительными чертами. Им было оставлено огромнейшее наследие. Он был писателем-классицистом, который внес существенный вклад в литературу того времени. Кроме того, он также был крупнейшим филологом, преобразователем отечественного стихосложения, поэтом и переводчиком, автором критических, а также теоретических статей. Он брался за все то, за что главным образом должен браться. Его огромнейший труд направлен был на формирование русской литературы, культуры нации.

Кроме того, половинчатость его реформы также отразилась на том, что он предпочитал парную женскую рифму, отвергая при этом возможность чередовать в одном стихотворении женские и мужские рифмы. Только в стихах сатирического характера им допускалась возможность использования рифмы мужской. Также ограничения относились и к трехсложным стопам, против использования которых писатель возражал. В стопах двухсложных от предпочтение отдавал хорею. Он считал его наиболее характерным размером русских стихов.

Заботясь об утверждении российского классицизма, писателем был создан ряд работ теоретического характера, в которых он выступает в качестве популяризатора поэтики Буало, и сам в собственной практике сложения стихов старается использовать разнообразные жанры.

Данное стихотворение, которое было написано за несколько лет до выхода стихотворного трактата писателя, может по праву выступать в качестве примера тонизации силлабических стихов, которая была достигнута из-за цензуры. Характерным является то, что 2-ая, уже проработанная редакция стихов, которая вышла в 1752 г., была написана ямбом.

Однако в данном стихотворении очень отчетливо выражена та усложненность конструкций синтаксиса, которая вызвана использованием оборотов латинизированных, затрудненностью речи стихов, которая достаточно часто делала стихи писателя трудными для понимания.

Но, вместе с тем, биография Тредиаковского переполнена, как светлыми и яркими событиями, так и падениями, которые ему все-таки удалось преодолеть. Он внес существенный вклад в развитие отечественной и мировой литературы.

Особенность поэзии первых десятилетий восемнадцатого века состояла в том, что определённой, академической нормы в литературном языке не было. Господствовала анархия стилей, где наряду с русизмами и славянизмами присутствовали обороты разговорной речи. Поэтому поэзия Тредиаковского являлась отражением такой тенденции. Она включала в себя силлабические стихи, но с индивидуальным метром Тредиаковского, александрийский стих и короткие стихи, с четырёхстопным ямбом и трёх- четырёхстопным хорем. Многообразие жанров и тем в его поэзии свидетельствует о его стремлении облагородить литературный язык и заложить основы новой системы стихосложения. Он сочиняет торжественные оды, наполненные общественно-политическим звучанием. В его элегиях преобладают эмоции личного характера, с лирическими интонациями, но вместе с тем, стихотворения пафосно отражают государственную жизнь России и являются посвящением русским царям.

Тредиаковский много экспериментирует, расширяя стили и жанры стихосложения. Его стихотворения контрастируют и эмоционально соперничают между собой. Это хорошо видно в темах описания природы, а также в любовной лирике. Несмотря на заметный след, оставленный Тредиаковским в поэзии, всё же надо признать, что его стихотворения подвергались критике и даже насмешкам и не нашли серьёзного отклика у читателей. Но его несомненная заслуга, как поэта и новатора, состоит в понимании необходимости реформы литературного языка и его совершенствовании.

Биография Тредиаковского хранит в себе некую тайну, и остаются загадочными обстоятельства его пребывания за границей. Сын священника, против воли отца, убегает из дома и поступает в славяно-греко-латинскую академию. В возрасте двадцати трёх лет, не окончив академию, он отправился в Голландию, где жил у посла и освоил там французский язык. Затем он пешком добрался до Парижа и учился в Сорбоннском университете. Здесь Василий Кириллович Тредиаковский тщательно изучает классическую и современную французскую литературу. Он обогащает свои знания изучением трудов древнегреческих философов и античных поэтов. Увлечённо штудирует произведения Мольера и Расина, глубоко вникает в пласты французской просветительской мысли. За короткий промежуток времени он превращается из недоучки-бурсака в европейского учёного.

Переводы западноевропейских произведений являются очень важным моментом в литературной деятельности Тредиаковского. Заслуга его в том, что переводить литературные произведения на русский язык было сложно: не было на то время в распоряжении автора ни вспомогательных источников, ни словарей, ни других изданий, на которые можно было опереться или позаимствовать опыт. Тредиаковский пошёл своим собственным путём, не отступая ни от одной буквы подлинника. Благодаря его трудам русская литература обогатилась переводами книг западноевропейских авторов: Тальмана, Барклая, Фенелона.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Тредиаковский Василий Кириллович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Читайте также: